Содержание
- Изучите основные понятия
- 2. Заручитесь поддержкой близких
- 3. Найдите единомышленников
- Ознакомьтесь с правилами перехода
- Разберитесь с аттестациями
- Выберите школу для аттестаций
- 7. Решите, как будете учить ребёнка
- Организуйте место для учёбы
- Приучите ребёнка к самостоятельности
- 10. Подберите кружки и дополнительные занятия
- Резюме
- Терминология
- Принятие решения
- Бюрократия и начало
- Денежная компенсация
- Выяснение программы
- Подготовка
- Расписание
- Процесс обучения
- Закрепление пройденного
- Репетиторы и помощники
- Распорядок дня
- Экзамены
- Время и деньги
- «Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»
- «Мама работает?»
- «А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»
- «Что труднее всего далось?»
- «Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать «пинка»?»
- «Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»
- «Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»
- «Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»
- О том, как войти в реку
- Педагогом быть обязан
- Меньше да лучше
- Научить учиться
- Семейное означает превосходное
- Учиться тому, что станет делом всей жизни
- Социальное против стадного
- Стать семьей благодаря семейному обучению
- Читайте по теме:
- Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться
- Как начать учиться дома: пошаговое руководство
- Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы
- Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
- Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование.
- Формы домашнего образования
- Что такое надомное обучение
- Плюсы надомного обучения
- Минусы надомного обучения
- Что такое дистанционное обучение
- Плюсы дистанционного обучения
- Минусы дистанционного обучения
- Семейное обучение
- Плюсы семейного обучения
- Минусы семейного обучения
Изучите основные понятия
Чтобы понять, как начать учиться на домашнем обучении, разберитесь в терминологии. Вот основные понятия, которые встречаются на форумах и в статьях о хоумскулинге.
- Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, а ответственность за качество обучения возлагается на родителей.
- Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.
- Домашнее обучение — синоним семейного.
- Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Такое обучение является отдельной формой получения образования.
- Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.
2. Заручитесь поддержкой близких
Домашнее обучение окружено мифами. Стереотипы гласят, будто хоумскулеры заперты в четырёх стенах и ни за что не сдадут экзамены.
Чтобы развеять эти заблуждения, лучше всего честно и открыто поговорить с родственниками. Объясните, что семейное образование зафиксировано в законе «Об образовании в Российской Федерации», по которому родители имеют право выбрать, как будет учиться их ребёнок.
Убедите родных, что социализация не пострадает, так как на семейном обучении у ребёнка будет больше времени на интересные секции и кружки.
Даже если консервативные родственники остались настроены скептически, они всегда хотят для нас лучшего. Близкие примут ваш выбор, как только увидят, что обучение вне школы идёт на пользу.
3. Найдите единомышленников
Принимая решение о начале домашнего обучения, родители могут найти поддержку в соцсетях. В интернете есть много сообществ, блогов и групп, где можно найти информацию и обменяться опытом.
Например, в группе «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» ВКонтакте можно узнать не только подробности образовательного процесса в домашней онлайн-школе «Фоксфорда», но и современные тенденции в образовании, ознакомиться с юридическими аспектами домашнего образования и прочитать интервью с практикующими детьми и родителями.
Ознакомьтесь с правилами перехода
Перейти на семейное образование можно в любое время — даже в середине учебного года.
Сменить форму обучения несложно. Вот краткая инструкция с чего начать:
- Уведомите органы управления образования.
- Отчислитесь из школы.
- Выберите школу для аттестаций.
- Подпишите договор об аттестациях.
- Организуйте учебный процесс.
- Готово!
Документальное оформление семейного образования не требует много бумаг, однако, многие родители теряются при их составлении. Ознакомьтесь со списком документов, которые понадобятся для успешной легализации перехода.
Разберитесь с аттестациями
Ребёнок на семейном образовании должен подтверждать успешное усвоение школьной программы по всем предметам на промежуточных аттестациях. Они проводятся один или несколько раз в год в школе, имеющей государственную аккредитацию.
Выделяют три основных вида аттестаций:
- Текущая. Ежедневные школьные оценки за классную и домашнюю работу. Этот вид аттестации отсутствует на домашнем обучении.
- Промежуточная. Проводится в конце четверти или полугодия.
- Итоговая. ОГЭ в 9 и ЕГЭ в 11 классе.
Промежуточные аттестации пока что не являются обязательными, но большинство семей проходят их регулярно. Детям это придаёт уверенность в своих силах перед итоговыми экзаменами.
Чтобы сдавать аттестации, нужно выбрать школу и прикрепиться к ней, подав заявление о зачислении. Это можно делать непосредственно перед каждой процедурой проверки знаний или единожды в начале учебного сезона.
Выберите школу для аттестаций
Чтобы найти идеальное образовательную организацию, где ребёнок будет сдавать экзамены, важно изучить её локальные акты. Обычно они публикуются на сайтах школы.
Найдите положения о семейном образовании и промежуточной аттестации, опубликованные на сайте школы. Они устанавливают порядок и частоту экзаменов. И не забудьте пообщаться с администрацией, прежде чем принимать решение о зачислении туда в качестве экстерна.
7. Решите, как будете учить ребёнка
Существует несколько вариантов: можно учить ребёнка самостоятельно, приглашать репетиторов или подключить онлайн-школу.
Последний вариант — наименее энергозатратный. Особенно если вы не знаете, с чего начать. Онлайн-школа берёт на себя все хлопоты по составлению расписания, проведению уроков, кураторству ребёнка.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят на специальной платформе: ученики подключаются к сайту из дома, а учитель находится в классе. В процессе урока можно задавать вопросы, для этого есть специальный чат. Каждое занятие можно пересматривать несколько раз.
<<Форма с консультацией>>
Организуйте место для учёбы
Поскольку ребёнок будет учиться дома, важно грамотно организовать рабочее пространство. Главное правило: своё учебное место школьник должен создать сам.
Но вы можете подсказывать, как будет лучше, например, вместе подберите стул и стол исходя из особенностей здоровья. От неудобной и неправильно подобранной мебели не только устаёт спина, но и снижается концентрация на учёбе. Стол должен быть такой высоты, чтобы ребёнок не горбился, а его локти свободно стояли на столешнице.
Подумайте об освещении. Расположите основной источник света слева для правши и справа для левши.
Помогите ребёнку настроить компьютер так, чтобы им было легко пользоваться. Подключите высокоскоростной интернет, установите браузер с поддержкой Flash и антивирус.
Можно использовать магнитную или маркерную доску, чтобы школьник смог записывать или приклеивать стикеры с делами, правилами, формулами, напоминалками.
Приучите ребёнка к самостоятельности
Важно организовать учёбу так, чтобы ребёнка не приходилось постоянно контролировать. Главенствующим здесь является режим. Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит подростка от скуки и лени.
Конечно, приучать к дисциплине лучше с самого детства. По мере взросления степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7 классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8 классу они практически полностью учатся самостоятельно.
Не забывайте показывать пример. Дисциплинированный и ответственный родитель — показатель того, как нужно учиться.
10. Подберите кружки и дополнительные занятия
Для социализации ребёнка важно общение со сверстниками и взрослыми. Принципом, по которому стоит выбирать секции, является желание сына или дочери. Если заставлять из-под палки, можно напрочь отбить интерес к любой внеурочной деятельности.
При этом нельзя сбрасывать со счетов талант и способности — предложите ребёнку попробовать развиваться в конкретной сфере, к которой уже наблюдаются склонности.
Резюме
Если вы задумываетесь, с чего начать семейное обучение, просмотрите терминологию, ознакомьтесь с документами, которые понадобятся для смены формы получения образования, и алгоритмом процедуры. Полезно сразу решить, где и как вы будете сдавать аттестации. Организацию учёбы на себя может взять онлайн-школа — тогда вам не придётся беспокоиться о расписании или учебниках. Не забудьте уделить внимание рабочему месту ребёнка и его организации. Как можно раньше начните приучать сына или дочь к самостоятельности и подавайте положительный пример. Выбирая кружки и секции, в первую очередь руководствуйтесь желанием ребёнка. Обращайтесь в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда», если понадобится консультация о домашнем образовании.
Кадр из фильма «Семейка Адамс»
Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.
Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.
Терминология
Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.
Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.
Принятие решения
Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком. Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?». И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.
Бюрократия и начало
Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором. На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их. Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании. После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.
Денежная компенсация
На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители. Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать. Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.
Выяснение программы
Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года. Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники. Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.
Подготовка
Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля. Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного. Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.
Расписание
Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории. Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы. Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.
Процесс обучения
- Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете. Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам. В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.
- Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.
- Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.
Закрепление пройденного
Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.
Репетиторы и помощники
Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор. В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам. Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.
Распорядок дня
Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена. С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно. Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.
Экзамены
За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание. Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать. Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться. Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.
Время и деньги
На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора. Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками. Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.
И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.
«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»
Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.
«Мама работает?»
Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.
«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»
В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет. В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения. Купить сейчас можно практически всё, что угодно.
«Что труднее всего далось?»
Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.
«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать «пинка»?»
Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.
«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»
Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.
«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»
Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.
«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»
Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен. У него будет несколько возможностей пересдать его. Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.
Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.
Тема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.
Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.
О том, как войти в реку
Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.
Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!
А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.
Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.
Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!
Педагогом быть обязан
Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.
Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.
Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.
Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.
Меньше да лучше
Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.
Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.
Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.
Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.
Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.
Научить учиться
Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.
На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.
Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!
Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.
Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!
Семейное означает превосходное
Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.
Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…
Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?
Учиться тому, что станет делом всей жизни
У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.
Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!
К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.
Социальное против стадного
Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.
Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!
Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.
Стать семьей благодаря семейному обучению
Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.
Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.
Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.
По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.
А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.
Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.
Читайте по теме:
Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться
Как начать учиться дома: пошаговое руководство
Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование.
Формы домашнего образования
Недостатки нынешней системы образования вынуждают родителей искать альтернативные способы обучения для своих детей. В Российской Федерации ребёнку абсолютно законно можно получить образование дома, не посещая школу и другие учебные заведения. При этом виды обучения на дому бывают разные, они отличаются формой организации, юридической стороной и отношениями обучающегося со школой. Мы поговорим о дистанционном, семейной, а также надомном обучении.
Что такое надомное обучение
Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании».
Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
<<Форма с консультацией>>
Плюсы надомного обучения
- Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
- Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
Минусы надомного обучения
- Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
- В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
- Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
- Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.
Что такое дистанционное обучение
Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Источник: freepik.com / @katemangostar
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
Минусы дистанционного обучения
- Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
- Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
- Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы дистанционного обучения рассчитана на самостоятельную подготовку.
Семейное обучение
Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»
Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:
- Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
- Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
- Ребёнок — профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
- Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение на дому, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Плюсы семейного обучения
- Это полноценная форма получения образования.
- Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
- Доступно всем.
- Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
- Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
Минусы семейного обучения
- Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
- Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем. Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные кураторы, которые помогут ребёнку получить образование на дому.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.
Статья 63. Общее образование. 2 часть.
«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования».
Хотя обучение и называется домашним, ребёнок всё равно не теряет связь со школой полностью. У каждой школы есть свой учебный план, и проходить аттестацию Вы будете в соответствии с этим учебным планом. Однако Вы можете отложить на какое-то время аттестацию по ряду предметов, а значит, и занятия по этим предметам. Вдобавок, Вы сами определяете методы обучения (индивидуально или же в группах), время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.
Необходимо пояснить разницу между заочной формой обучения и семейной.
Cемейная форма обучения — это форма обучения вне организации, то есть это обучение детей школьного возраста на дому, без посещения государственной или частной школы.
Обучающийся не зачислен в школу для обучения на учебный год, но зачисляется в школу для прохождения аттестации. Семейная форма предполагает освоение учебного материала в семье с последующей промежуточной аттестацией в школе.
Заочная форма обучения предполагает, что обучающийся является учащимся школы, учится по индивидуальному учебному плану (ИУП), в обязательном порядке проходит промежуточную и итоговую аттестацию в школе (согласно графику промежуточной и итоговой аттестации). Обучающимся может быть любой ребенок 7-18 лет, проживающий на территории Российской Федерации, согласно ст. 17 ФЗ – 273.
Промежуточная аттестация может проводиться, как очно в школе в виде экзаменов или годовых контрольных, так и дистанционно
Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме:
● устного экзамена;
● письменной контрольной работы;
● презентации;
Допускается сочетание форм проведения промежуточной аттестации в рамках одного экзамена (аттестационного мероприятия), при условии, что различные формы используются для оценки результатов освоения различных частей образовательной программы по соответствующему предмету.
При проведении промежуточной аттестации учащихся по решению школы и родителей могут использоваться сетевые дистанционные образовательные технологии.
Жизнь никогда не стоит на месте. Особенно для маленьких детей. Каждый день они познают и открывают для себя что-то новое, осваивают неизведанное. А родители всегда радуются, отмечая новое достижение своего ребенка.
Начальный период школьного обучения характеризуется получением большого количества умений и навыков. И именно домашнее обучение ребенка предоставляет больше возможностей для развития.
Детям легче усваивать материал в привычной семейной обстановке. Они избавлены от тех стрессов, с которыми для многих из них связано пребывание в школе. Обычно домашние учителя имеют возможность более глубоко объяснять свой предмет, чем делают педагоги в классе. Ребенок в условиях домашнего обучения более самостоятелен. Его не заставляют зубрить, а учат понимать.
На очных занятиях в нашем центре мы используем различные формы работы. Так, например, в непринужденной форме мы изучаем темы, которые идут по школьной программе, и отрабатываем все необходимые навыки. Мы совершенно точно знаем, что результативность таких занятий несравненно выше традиционных.
Дистанционное образование позволяет изучать общеобразовательные предметы, используя интерактивные технологии и видеоконференции, которые предоставляет наш Центр. У каждого учащегося есть свой доступ на учебный портал, созданный и адаптированный под образовательное учреждение. На нем есть все необходимые учебные материалы,задания и тесты по школьным предметам.
Все учащиеся, предпочитающие дистанционное образование, получают дополнительные материалы для подготовки по необходимым предметам.
Дистанционное обучение позволяет не только познакомиться с этими материалами, но и научить ребенка работать с информацией и формировать свою собственную позицию, и это – наша задача. Закрепление изученного проходит в форме контрольных или проверочных работ, а также с помощью системы тестирования.
Мы понимаем, что живое общение с учителем незаменимо, поэтому регулярно (согласно выбранного графика) проводятся занятия с репетитором очно и в режиме on-line. Поэтому не стоит полагать, что дистанционное обучение – это общение только с компьютером.
Таким образом, онлайн-обучение сегодня — это способ получить качественное образование дистанционно.
Семейное образование оказывается благом для наиболее одаренных учеников, привыкших мыслить критически и самостоятельно. Она предусматривает самостоятельный выбор учащимися, по крайней мере, в старших классах, тех предметов, которые они хотят изучать, и наилучшим образом подходит для наиболее одаренных учеников, чьи способности по ряду дисциплин выше среднего уровня.
Однако многие считают, что «домашний» ученик регулярно оказывается лишен опыта общения в коллективе сверстников, опыта преодолевать неблагоприятные жизненные ситуации, возникающие в условиях обычной школы. Но как правило все дети занимаются спортом, музыкой и имеют множество различных интересов, где они в полной мере могут заполнить нишу недостатка общения.
Кроме того, есть возможность отлично проводить каникулы вместе с другими детьми в Испании и Италии.