Общаясь с другими людьми, мы часто сравниваем свои достижения с тем, что умеют и делают друзья, коллеги, знакомые родители. Иногда расстраиваемся, иногда радуемся, иногда завидуем. Многие из нас выросли в семьях, где было принято обращать внимания на чужие успехи, ставить в пример других детей. И многие помнят, как это обидно — когда тебя сравнивают с соседской девочкой. А ведь она совсем другой человек!
Мнение специалиста Можно ли сравнивать детей с другими и как мотивировать их, если не использовать эти самые сравнения? Объясняет детский психолог Елена Михайловна Кравцова.
Постоянно общаясь с другими людьми, невольно сравниваешь себя и своего ребёнка с ними. Так устроена наша психика, так работает наше мышление. Это нормально! Больше того, сравнение не всегда имеет вредные последствия. Если оно принимает форму констатации факта (соседский малыш умеет считать до 10, а ваш пока не умеет, зато он может сам раскачиваться на качелях и т.п.) или стимулирует взрослых на освоение чего-то нового (например, увидев, что ровесники вовсю катаются на велосипедах, родители начинают учить этому своего малыша), то негативные последствия не столь значительны.
Иногда даже наоборот, это полезно. Поэтому не стоит отучать себя от сравнений. Гораздо важнее научить себя принимать и ценить ситуацию такой, какая она есть.
Содержание
Разумный подход
Созревание различных сфер личности происходит у всех детей в разное время. Другими словами, каждый ребенок – индивидуальность со своим темпом развития и особенностями. Все нормы психического развития, описанные в специализированной литературе, условны и являются только ориентиром для заботливых родителей.
Конечно, бывает, что дети действительно отстают в развитии и требуется помощь специалиста. Так, если родители замечают у малыша старше полугода полное отсутствие интереса к игрушкам, у ребёнка 3-4 лет постоянную агрессивность по отношению к другим малышам, или их тревожат другие повторяющиеся симптомы, необходимо обратиться за консультацией к неврологу и к психологу.
Однако в большинстве случаев процесс развития малыша протекает нормально. А сравнивать имеет смысл только достижения ребёнка в прошлом с его же достижениями в настоящем.
Сравнения в пользу ребенка
Если ребёнку постоянно говорят, что он лучше других, то у него формируется завышенная самооценка. Он не может адекватно понимать свои способности, болезненно реагирует на любую критику, не принимает проигрыши и требует признания со стороны окружающих безо всяких на то оснований.
Малыш может вести себя очень активно, с воодушевлением браться за сложные дела, но не станет доводит их до конца, сталкиваясь с трудностями. Услышав замечание в свой адрес, ребёнок может демонстративно расплакаться или нагрубить.
Ребенок станет стремиться удержать репутацию самого лучшего, но постарается сделать это без усилий. Он будет требовать от окружающих поклонения, но учиться чему-то и развиваться не захочет. Встреча с реальностью — например, в группе детского сада или в школе — приносит ему много боли.
Сравнения не в пользу ребенка
Если ребёнка сравнивают с другими уничижительным смыслом («Оля и Катя лучше тебя!»), то у него формируется заниженная самооценка. Это приводит к замкнутости, пассивности, нерешительности и обидчивости. Если ему постоянно объясняют, что он хуже других, на его развитии, скорее всего, это отразится негативно. Такое сравнение вызывает неуверенность в себе, из-за чего пропадает желание что-либо делать. Ребёнок привыкает к мысли, что он «не тянет» и ничего у него не получится. Он не хочет браться за незнакомое дело, потому что не верит в свои силы.
Такой малыш молчалив, он предпочитает быть один и боится привлекать к себе внимание. Низкая самооценка проявляется иногда в скованных движениях ребенка. Или в защитной агрессии. Например, если взрослые или сверстники слишком настойчиво чего-то требуют, ребенок может в отчаянии даже драться или кусаться.
Что будет, если сравнивать между собой братьев и сестер?
Систематическое сравнение, с нажимом на «больные места», отразится негативно. Совсем необязательно это будет выражаться в открытом противостоянии, драках или неприятии друг друга. В каждой семье картина будет своя. Одно можно сказать с уверенностью – в отношениях братьев и сестёр всегда будут напряжение, неприятный осадок. Это оттолкнёт детей друг от друга.
Как мотивировать ребенка, если мы исключаем сравнения?
Детей раннего и дошкольного возраста лучше всего мотивируют:
- похвала;
- награда;
- заинтересованность, любопытство, заинтригованность;
- игровая форма обучения;
- помощь со стороны близкого взрослого.
Эти методы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании.
Способ 4. Преодолевайте трудности
Если вы обнаружили, что самооценка хромает — у вас или у вашего ребенка, то помогут исключительно решительные действия. Дело в том, что рост самооценки прямо пропорционален преодолеваемым трудностям.
Вы справились со сложной задачей на работе — вы выжаты, но чувствуете себя лучше. Вам удалось похудеть, хотя занятия в зале ну никак не вписывались в напряженный график, — вы чувствуете себя сильнее. То же самое и с ребенком: он поверит в свои силы, если сумеет их продемонстрировать. Подтянуться три раза, тренируясь с папой. Получив высший балл, дополнительно занимаясь математикой вместо игры на компьютере. Преодолев страх перед фотоаппаратом и своей внешностью — потратьте время, сходите с девочкой, которая считает себя дурнушкой, на фотосессию! Вот увидите, классная аватарка в «ВКонтакте» — и ребенок (да и взрослый) расцветет.
Что НЕ надо делать
Брать ребенка на «слабо».
«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»
Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».
Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке. Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» — вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?
Ребенок такими конкретными категориями не мыслит, но чувство непонимания у него возникнет.
Как это НАДО делать
В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».
Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.
Способ 5. Развивайте свой талант
У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, — об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон — это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.
Итак, если ваш ребенок отлично рисует — отправьте его на курсы, а если любит футбол — запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете — начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото — отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию. На наше счастье, социальные сети — обитель не только плохих новостей, но и красоты, которой можно делиться.
Любому из нас легче переносить жизненные трудности и неудачи, зная, что в чем-то СВОЕМ он на высоте.
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- заниженная самооценка
Ольга окончила школу уже более 15 лет назад. Она успешный менеджер в крупной фармацевтической компании. У нее двое прекрасных детей – старшая дочь Аня, удивительно талантливая девочка, которая мечтает стать профессиональной скрипачкой, и пятилетний Лёня – подвижный, веселый, здоровый малыш. В этом году Аня пойдет в первый класс, но Ольга опасается отдавать девочку в школу. Какое-то время она даже настаивала на домашнем обучении, но мужу все-таки удалось отговорить Олю от этой идеи и настоять на своем: школа – важнейший этап в жизни каждого человека, где он не столько получает знания, сколько учится общаться с ровесниками и взрослыми людьми, пробует заводить друзей, справляться с трудностями. Мужу удалось уговорить Олю отвести дочь в школу. Однако молодая мама очень обеспокоена тем, что Ане будет там плохо. Чем вызвано это волнение?
Дело в том, что свои школьные будни Ольга вспоминает с ужасом. «В школе я была изгоем, каждый будто считал своим долгом самоутверждаться в глазах одноклассников за мой счет: мне могли написать что-нибудь обидное на стуле, прилепить жвачку к волосам, испачкать одежду. Все десять школьных лет я старалась просто быть незаметной и ждала, когда же я, наконец, закончу школу».
Два раза родители переводили Ольгу в другие школы, но унижения не прекращались. Каким-то образом девочка, не привлекающая к себе внимания, оказывалась предметом насмешек среди сверстников. Сейчас, будучи взрослым человеком, Оля очень переживает, что дочь может повторить ее историю.
На самом деле, причиной для издевательства может послужить все, что угодно: очки, маленький рост, особенности дикции, прически, походки, лишний вес, немодная одежда. При желании найти подобные особенности можно абсолютно у каждого ребенка. Однако объектом издевок, проявления жестокости становятся далеко не все.
Почему одни дети являются лидерами, а другие изгоями? Как предотвратить возникновение конфликтов в школе?
Ответы на эти вопросы нам дала психолог Лилия Зайцева: «Ребенок не принимается взрослыми и сверстниками тогда, когда он сам не умеет выстраивать коммуникацию с окружающими. Почти наверняка это неумение связано с одной из двух причин: либо у ребенка сильно занижена самооценка, либо, напротив, сильно завышена. Ребенок может вступать в конфликт со старшими, им могут быть не довольны учителя и директор, одноклассники могут вовсе с ним не общаться. В таком случае родителю следует задуматься: возможно, вы не уделяете должного внимания формированию адекватной самооценки у своего ребенка».
Неприятие ребенка в семье занижает его самооценку. Можно уверенно утверждать, что самые задиристые дети в классе – это именно те, кто больше остальных чувствует неуверенность в себе. Уже в детском саду можно заметить маленьких детей, которые начинают поколачивать ровесников, подростки же «забивают стрелки» с целью отомстить, наказать того, кто особенно задевает самолюбие. Психологи считают, что таким способом человек уже с самого раннего возраста пытается доказать себе и окружающим, что он может со всем справиться, у него все получится, он не хуже остальных.
Дети с заниженной самооценкой могут быть и достаточно пассивными, часто они стараются быть незаметными. И это другая сторона той же проблемы. Ребенок замыкается и не идет на сближение с одноклассниками, что еще больше обращает на него внимание сверстников, а страх постоять за себя и уход от решения конфликта все больше и больше провоцирует других детей на обидные действия.
Обратите внимание: и самые активные и злостные обидчики, и самые замкнутые и «забитые» тихони – представители одного «лагеря» неуверенных в себе детей. Почему самооценка может быть занижена? Скорее всего, это значит, что дома ребенку говорят: «Ты плохой», «Ты не сможешь, у тебя ничего не получится», «Бестолковый», «Посмотри на остальных и на себя». «Если маленькому человеку говорить, что он дурак, он к этому привыкнет. И непременно будет ощущать себя дураком всю оставшуюся жизнь», — считает Лилия Зайцева.
Однако часто бывает так, что взаимоотношения между родителем и ребенком очень теплые, доверительные и нежные, но в классе ребенок все равно одинок. «Ваня, а у тебя в школе есть друзья?», — спрашивает сына обеспокоенная мама. – «Нет, мне с ними не интересно», — отвечает Ваня. И в этом случае мы имеем дело с обратной ситуацией – завышенная самооценка. Возможно, ребенка перехвалили в семье, избаловали вниманием и заботой, и теперь он неосознанно возносит себя, поэтому общение со сверстниками не складывается. И именно родители воспитывают в ребенке эти чувства по отношению к другим.
По сути, что происходит, когда у человека завышена самооценка: он считает, что для него ни в чем нет преград, ему все доступно, пусть он и не самый лучший, но лучше многих. С этим чувством вседозволенности ребенок попадает в школу, становится частью общества, где он непременно столкнется с какой-либо неудачей: кто-то лучше решает примеры, кто-то выразительнее читает стихи, кто-то быстрее бегает, кто-то больше нравится девочкам и пр. В семье ребенок привык получать все, что ему хочется, а в школе так не получается. Он начинает раздражаться, подавляет в себе агрессию, молча злится на других и сам начинает избегать общения, которое в любой момент может задеть его самолюбие. И чувствует себя обиженным, отвергнутым, одиноким.
Именно поэтому каждому родителю следует обучать ребенка адекватно оценивать свои силы, выявлять свои недостатки, анализировать свои поступки и, при желании, совершать «работу над ошибками».
Ольга рассказала нам, что ее самооценка действительно долгое время была сильно занижена: она жила в малообеспеченной семье и стеснялась этого. Будучи взрослым самодостаточным человеком, Оля отмечает, что даже сейчас, оказываясь в новом коллективе, она подсознательно «выискивает» человека, который мог бы стать потенциальным обидчиком, и, как еж, «ощетинивается» против него. Конечно, Ольге необходимо поработать над повышением своей самооценки, а за будущую первоклассницу Аню можно не волноваться — она отлично ладит с ровесниками, значит, в школе у нее появится много новых друзей.
Родителю всегда нужно помнить следующее: если дома ребенок чувствует себя комфортно, если взрослые помогают ему справиться со сложностями, поддерживают в любых начинаниях и настраивают на положительный результат, то с самооценкой все будет в порядке и сложностей во взаимодействии со сверстниками и с преподавателями возникать не будет.
Мария Княжер
Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит. Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.
Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный. Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо. У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода.
В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное. Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками. У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.
Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой?
Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша. Если на них он себя всегда изображает внизу листа, рисует серым/черным цветом, либо не изображает вообще, то следует обратиться к психологу за более точным определением уровня самооценки.
Малышам также можно предложить пройти интересную методику. Нарисуйте ребенку простую лесенку:
Расскажите, что на самых верхних ступенях находятся самые «хорошие» дети, а на низких – самые «плохие». Предложите малышу изобразить себя на какой-либо ступеньке, а потом спросите, чем он руководствовался, выбирая для себя ступеньку. Наиболее неуверенные в себе вовсе отказываются выполнять это задание или ставят себя на самую низкую ступень.
Неуверенного ребенка всегда видно: он открыто говорит, что не уверен в себе и своих силах, безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых взрослых.
Если вы заметили такие симптомы у своего ребенка, то следует придерживаться нескольких правил:
Обязательно хвалите его.
Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Даже простое «Ты уже проснулся? Какой молодец!» утром помогут малышу сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, это миф, поэтому не бойтесь переборщить.
Избегайте сравнений ребенка с другими детьми.
«Маша получила 5, а ты – 3, не стыдно?» – как часто дети слышат подобные фразы в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.
В конфликтах избегайте перехода на личности.
Не «ты плохой!», а «ты нехорошо поступил, но я всё равно люблю тебя. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» — такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.
Чаще просите у малыша совета или помощи.
«Как ты думаешь, суп уже разогрелся?», «давай вместе протрём пыль, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку как к равному, как к уже сложившейся личности, тогда и он будет чувствовать это отношение и поверит в собственные силы. Но не переусердствуйте – внимательно отнеситесь к тому, о чем вы его просите. Не взваливайте на дошкольника ответственность за младшую сестру, а на подростка – за ваш материальный достаток.
Будьте осторожны с наказаниями.
Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.
Чаще говорите ребенку о своей любви.
Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.
Поддерживайте инициативу ребенка.
Это крайне важно делать в любом возрасте – для подростка, например, подавление инициативы является триггером девиантного поведения. Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.
Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.
Ребенок всегда равняется на родителей, а значит именно вы являетесь для него главным авторитетом. Если он видит адекватную реакцию, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.
Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.
Главатских Марина Станиславовна
Особенности самооценки детей дошкольного возраста
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать, и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.
Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Развитие самооценки детей дошкольного возраста зависит от многих факторов. Факторы индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.
В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.
Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.
Считается, что завышенная самооценка дошкольникапри наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.
Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.
Развитие адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение само-оценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.
Самооценка является одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Как показала диагностика самооценки дошкольников дети дошкольного возраста имели различный уровень самооценки: 35% – завышенный уровень, 30% – высокий, 25% – средний, 20% – заниженный уровень. Считается нормой, если дети этого возраста оценивают себя высоко. Заниженный уровень самооценки говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Для развития адекватной самооценки у детей дошкольного воз-раста нами была составлена программа на основе традиционных и современных принципах, которая носит индивидуально-дифференцированный характер, предполагает не только работу с детьми с заниженной самооценкой, но и со всеми детьми, их родителями, воспитателями и педагогом-психологом.
Проведенная работа дала возможность формулировки ряда конкретных рекомендаций воспитателям, родителям, педагогам, имеющим реальное взаимодействие и общение с детьми.
При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на ка-кую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.
Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что практически у большинства детей в данной выборке (75%) достаточно высокая самооценка и у 25% самооценка адекватная.