Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. «РГ» собрала» несколько чудес, связанных с именем старца.
1. Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук.
2. В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать — тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.
3. Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов отца Серафима обладали Саровская и Диеевская обители, где хранилось множество рукописей. Чудеса были самого разного рода. Например, протоиерей Василий Садовский вспоминал, как побывал вместе с архимандритом в дальней пустынке (ските), где находился Саровский. Увидев гостей, он обрадовался и сказал, что их нужно обязательно угостить. «Взяв меня за руку, отвел батюшка Серафим в угол пустынки своей. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: «Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!» Растерявшийся от этого чуда, я с трепетом снял чудные ягоды и подал батюшке, а он стал потчевать ими, говоря: «Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас!» И, положив каждому из нас по ягоде, прибавил: «Это сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!». Дело было в сентябре, ягоды, по признанию протоиерея, оказались необыкновенной сладости, аромата и вкуса.
4. Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году на него принесли хромую девушку, которая нигде не могла найти помощи от тяжелого недуга — на протяжении 18 лет он не давал ей подняться с постели. После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, девушка выздоровела.
Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.
5. После крестного ход, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери (перед ней во время молитвы скончался преподобный Серафим) и большой образ святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: «Мам!». Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги — девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.
6. Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа. Вот несколько выдержек из монастырских записей:
У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.
Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой.
В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет.
И таких примеров — не одна книга.
7. Женщина, раздавленная свалившимися на нее горестями (она потеряла на войне мужа, с родственниками случились несчастья) решила повеситься. Она взяла веревку и пошла в подмосковный лес. Спустя некоторое время несчастная почувствовала усталость и присела на пенек. Около нее оказался старичок в холщовом балахоне. Глядя строго и, вместе с тем, внимательно, он спросил: «Что ты надумала?». Женщина не ответила — поняла, что старичок все знает. Он сказал ей: «Пойдем», и она пошла. Очнулась лишь около дома, рядом никого не было. Впервые за долгое время страшного состояния подавленности женщина заплакала, ей стало легче. В храме она нашла образ преподобного Серафима Саровского, в котором узнала своего спасителя.
Серафим Саровский при рождении был назван Прохором Исидоровичем Мошниным. Родился 19 июля 1754 года в Курске. Он прославился в качестве иеромонаха Саровского монастыря, также был основателем и покровителем женской Дивеевской обители. Является одним из ликов преподобных по инициативе царя Николая II.
Детство и юность
Появился на свет Прохор в семье богатого купца Исидора Мошнина, по некоторым данным он носил фамилию Машнин. Жену его звали Агафия, именно она занималась воспитанием сына, поскольку отец рано умер. В семь лет будущий иеромонах упал с колокольни Сергиево-Казанского собора, но остался живым. Более того, он даже не повредил себе ничего.
Ещё в раннем возрасте мальчик слёг с тяжёлой болезнью. Позже он сообщал, что видел во сне Богородицу, обещавшую ему чудесное исцеление. Через некоторое время после этого был Крёстный ход, в процессе которого мимо дома Мошниных пронесли икону Знамения. Прохор приложился к иконе, благодаря чему достаточно быстро выздоровел.
Мальчик обладал прекрасной памятью, он любил читать. С детства он посещал церковную службу, читал вслух своим ровесником Священное Писание. Больше всего Прохору нравилось изучать Евангелие в одиночестве. После прочтения большинства церковных книг он принял решение уйти в монастырь. Мать согласилась отпустить сына, благословив его распятием. Всю оставшуюся жизнь юноша носил на груди этот знак.
Саровская пустыня
В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там была старица Досифея, указавшая юноше место для принятия пострига и послушания. Таким местом стала Саровская пустыня, куда и направился будущий монах. До этого он ненадолго вернулся домой, чтобы попрощаться с родными и близкими.
Добрался до Сарова священнослужитель 20 ноября 1778 года. Там он встретил отца Пахомия, который был настоятелем. Юноше назначили в духовники старца Иосифа, под чутким руководством которого Прохор и получал знания о жизни в монастыре. Он трудился в хлебне и столярне, помогал своему наставнику во всех делах. Парень делал всё с искренним усердием, его вело непреодолимое желание служить Господу. Одновременно с этим он постоянно искал себе занятия, чтобы избежать скуки. Именно её Саровский считал самым страшным злом для новичков.
Старец благословил юношу на походы в лес для молитвы. Там он мог оставаться в полном одиночестве. Через два года после начала службы Прохор серьёзно заболел: всё его тело распухло, каждое движение вызывало невыносимую боль. Настоятель намеревался вызвать врача, но юноша отказался, мотивируя это тем, что отдал душу и тело своему Богу. В этот период у него было новое видение, в котором Пресвятая Дева коснулась его жезлом, мгновенно исцелив.
В обители послушник провёл немногим более восьми лет, после чего он принял постриг, избрав для себя имя Серафим. По его словам, именно это имя отлично выражало его невероятно сильную любовь к Господу и желание всецело посвятить себя служению. Уже через год мужчину посвятили в сан иеродиакона. Он постоянно молился, оставался надолго после службы, неоднократно Саровского посещали различные видения. Второго сентября 1793 года Серафим был назначен иеромонахом.
Служение Господу до конца дней
Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.
В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.
Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.
Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом.
на ОКТЯБРЬ м-ц:
18 октября. ВОСКРЕСЕНЬЕ. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН общий.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Благодарственный.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. ЧАС Первый.
19 октября. Понедельник.
Апостола Фомы́.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Архистратигу Михаилу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
20 октября. Вторник.
Мчч. Се́ргия и Ва́кха. Прп. Се́ргия Обно́рского, Волого́дского чудотворца. Обре́тение мощей прп. Мартиниа́на Белоезе́рского. Свт. Ио́ны, еп. Ханькоу́ского.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Св.Иоанну Предтече.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ с ЛИТИЕЙ и Акафистом Прп.Трифону Вятскому. ЧАС Первый (нижний храм).
21 октября. Среда. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК.
Прп. Три́фона, архим. Вя́тского. Собор Вятских святых. Прп. Досифе́я Верхнеостро́вского, Псковского. Прп. Пелаги́и.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой (нижний храм).
08:00 – ЛИТУРГИЯ (нижний храм).
09:15 – МОЛЕБЕН с Водосвятием и Вятским Святым (нижний храм).
09:30 – ПАНИХИДА (нижний храм).
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. ЧАС Первый.
22 октября. Четверг.
Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и жены его Афана́сии. Прав. Стефа́на Се́рбского.
09:00 – СОБОРОВАНИЕ (нижний храм).
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Свт. Николаю Чудотворцу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. Первый ЧАС.
23 октября. Пятница.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
24 октября. Суббота.
Ап. Фили́ппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофа́на исп., творца канонов, еп. Нике́йского. Прп. Льва О́птинского. Собор преподобных О́птинских старцев.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Всем Святым.
09:30 – ПАНИХИДА.
16:00 – МОЛЕБЕН с Акафистом Прп.Серафиму Саровскому.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
25 октября. ВОСКРЕСЕНЬЕ. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́, еп. Маиу́мского, творца канонов. Перенесение из Ма́льты в Га́тчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филе́рмской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя. Прпп. Диони́сия и Амфило́хия Глуши́цких. Прп. Симео́на Нового Богослова. Иерусали́мской иконы Божией Матери.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН общий.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Благодарственный.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ с ЛИТИЕЙ и Акафистом пред Иверской иконой Божией Матери. Первый ЧАС.
26 октября. Понедельник.
Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Ка́рпа, еп. Фиати́рского, Папи́лы диакона, Агафодо́ра и мц. Агафони́ки. Обре́тение мощей сщмч. Фадде́я, архиеп. Тверского. Сщмчч. Никола́я Ермолова и Инноке́нтия Кикина, пресвитеров Новосиби́рских. Прп. Вениами́на Печерского, в Дальних пещерах.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице и Архистратигу Михаилу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
27 октября. Вторник.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Св.Иоанну Предтече.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
28 октября. Среда.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН о болящих.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
29 октября. Четверг.
Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни. Прп. Ло́нгина Коря́жемского. Прп. Ло́нгина Я́ренгского. Прп. Ло́нгина, вра́таря Пече́рского, в Дальних пещерах.
09:00 – СОБОРОВАНИЕ (нижний храм).
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Свт. Николаю Чудотворцу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. Первый ЧАС.
30 октября. Пятница.
Прор. Оси́и. Прмч. Андре́я Кри́тского. Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Кити́йского. Иконы Божией Матери, именуемой «Изба́вительница».
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. ЧАС Первый.
31 октября. Суббота.
Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Всем Святым.
09:30 – ПАНИХИДА.
16:00 – МОЛЕБЕН с Акафистом Прп.Серафиму Саровскому.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
на НОЯБРЬ м-ц:
01 ноября. ВОСКРЕСЕНЬЕ. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских. Перенесение мощей прп. Иоа́нна Ры́льского. Блгв. царевича Дими́трия Угличского. Сщмч. Садофа, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН общий.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Благодарственный.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
02 ноября. Понедельник.
Вмч. Арте́мия. Прав. Арте́мия Веркольского.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Архистратигу Михаилу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
03 ноября. Вторник.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Св.Иоанну Предтече.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ с ЛИТИЕЙ и АКАФИСТОМ Пресвятой Богородице. ЧАС Первый.
04 ноября. Среда.
Празднование Казанской иконе Божией Матери. Равноап. Аве́ркия, еп. Иерапо́льского, чудотворца. Свв. семи отроко́в, иже во Ефе́се. Прпп. Фео́дора и Павла Ростовских.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице и о болящих.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице и о болящих.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ со Славословием. ЧАС Первый.
05 ноября. Четверг.
Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иа́кова Борови́чского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского.
09:00 – СОБОРОВАНИЕ (нижний храм).
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Свт. Николаю Чудотворцу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. Первый ЧАС.
06 ноября. Пятница.
Иконы Божией Матери «Всех скорбя́щих Радость». Мч. Аре́фы и с ним 4 299 мучеников. Свт. Афана́сия, патриарха Цареградского. Прп. Аре́фы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезво́я, царя Ефио́пского.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ПАРАСТАС – Заупокойное ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
07 ноября. Суббота.
Димитриевская родительская поминальная суббота.
Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы. Прп. Марти́рия диакона, Печерского, в Дальних пещерах.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ заупокойная.
08:30 – ПАНИХИДА великая.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ заупокойная.
10:50 – ПАНИХИДА великая.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
08 ноября. ВОСКРЕСЕНЬЕ. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.
Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния. Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН общий.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Благодарственный.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
09 ноября. Понедельник.
Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца, Печерского, в Ближних пещерах. Обре́тение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском. Прп. Не́стора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Архистратигу Михаилу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. ЧАС Первый.
10 ноября. Вторник.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Св.Иоанну Предтече.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
11 ноября. Среда.
Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия затворника. Прп. Авра́мия, архим. Ростовского. Прп. Авра́мия затворника Печерского. Прп. Феодо́сия Си́йского.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН о болящих.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
12 ноября. Четверг.
Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Озеря́нской иконы Божией Матери. Св. прав. Стефа́на Милу́тина, короля Сербского.
09:00 – СОБОРОВАНИЕ (нижний храм).
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Свт. Николаю Чудотворцу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. Первый ЧАС.
13 ноября. Пятница.
Апп. от 70-ти Стахи́я, Ампли́я, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия и Аристову́ла. Мч. Епима́ха. Прп. Никоди́ма Кожеезе́рского. Прпп. Спиридо́на и Никоди́ма, просфорников Печерских, в Ближних пещерах.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
14 ноября. Суббота.
Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Всем Святым.
09:30 – ПАНИХИДА.
16:00 – МОЛЕБЕН с Акафистом Прп.Серафиму Саровскому.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
15 ноября. ВОСКРЕСЕНЬЕ. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й.
Мчч. Акинди́на, Пига́сия, Аффо́ния, Елпидифо́ра и Анемподи́ста. Шу́йской-Смоле́нской иконы Божией Матери. Собор всех Бессребреников.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН общий.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Благодарственный.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
16 ноября. Понедельник.
Мчч. Акепси́ма епископа, Ио́сифа пресвитера и Аифала́ диакона. Обновление храма вмч. Гео́ргия в Ли́дде.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Архистратигу Михаилу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
17 ноября. Вторник.
Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра, еп. Ми́рского, и Ерме́я пресвитера. Блж. Си́мона, Христа ради юродивого, Юрьеве́цкого. Прп. Мерку́рия Печерского, в Дальних пещерах. Св. священноинока Григория.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Св.Иоанну Предтече.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. ЧАС Первый.
18 ноября. Среда.
Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны, архиеп. Новгородского. Свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН о болящих.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
19 ноября. Четверг.
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского. Свт. Ге́рмана, архиеп. Казанского. Прп. Варлаа́ма Ке́ретского.
09:00 – СОБОРОВАНИЕ (нижний храм).
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Свт. Николаю Чудотворцу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. Первый ЧАС.
20 ноября. Пятница.
Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря Галиси́йского. Мчч. А́вкта, Таврио́на и Фессалоники́и. Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезе́рского (Новгородского).
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ с ЛИТИЕЙ. ЧАС Первый.
21 ноября. Суббота.
Собор Архистрати́га Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла и Иеремии́ла.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Всем Святым.
09:30 – ПАНИХИДА.
16:00 – МОЛЕБЕН с Акафистом Прп.Серафиму Саровскому.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
22 ноября. ВОСКРЕСЕНЬЕ. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й.
Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матро́ны. Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослу́шница». Прп. Феокти́сты. Свт. Некта́рия Эгинского, митр. Пентапо́льского, чудотворца. Сщмч. Дими́трия Русинова пресвитера.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН общий.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Благодарственный.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
23 ноября. Понедельник.
Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на, Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия. Мч. Оре́ста врача.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Архистратигу Михаилу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
24 ноября. Вторник.
Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды. Прп. Фео́дора Студи́та, исповедника. Блж. Макси́ма Московского, Христа ради юродивого, чудотворца. Прп. Марти́рия Зелене́цкого. Мч. Стефа́на Деча́нского.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Св.Иоанну Предтече.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
25 ноября. Среда.
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Ни́ла постника. Блж. Иоанна Ми́лостивого Власа́того, Ростовского. Прп. Ни́ла Мироточи́вого, Афонского.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН о болящих.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
26 ноября. Четверг.
Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского.
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
09:00 – СОБОРОВАНИЕ (нижний храм).
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Свт. Николаю Чудотворцу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. Великая ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ с Полиелеем. Первый ЧАС.
27 ноября. Пятница.
Апостола Фили́ппа. Свт. Григо́рия Пала́мы, архиеп. Фессалони́тского. Прп. Фили́ппа Ира́пского.
Примечание. Указание Устава о Рождественском посте: «До́лжни есмы́ в се́й Четыредеся́тнице сохраня́ти в ко́ейждо седми́це три́ дни́, постя́щеся от еле́я и вина́ – понеде́льник, сре́ду и пято́к. То́чию а́ще случи́тся вели́кий святы́й, в того́ бо па́мять разреша́ем, и твори́м за любо́вь свята́го пра́здника его́ ра́ди, е́же е́сть сего́ ме́сяца: 16, 25, 30; деке́мврия – 4, 5, 6, 9, 17, 20 де́нь. В те бо дни́, а́ще во вто́рник и в четверто́к, яди́м ры́бу. В понеде́льник же, в сре́ду и в пято́к разреша́ем то́чию на еле́й и вино́, ры́бы же не яди́м, кроме́ хра́ма. А́ще ли еди́ному от си́х во оби́тели хра́м, разреша́ем на ры́бу и вино́. Введе́ние же Богоро́дицы в ки́йлибо де́нь случи́тся, а́ще в сре́ду или́ пято́к, разреша́ем и на ры́бы. Не́цыи же уста́вы от 9-го числа́ деке́мврия повелева́ют пости́тися, и на ры́бы не разреша́ти, кроме́ суббо́т, и Неде́ль, и хра́ма свята́го. От 20-го же числа́, да́же до 25-го, а́ще и суббо́та и Неде́ля случи́тся, не разреша́ем на ры́бы» (Типикон, 14 ноября, 1-е и 2-е «зри»). «Подоба́ет ве́дати, яко в пост святы́х апо́стол, и Христо́ва Рождества́, во вто́рник, и четверто́к, ры́бы не яди́м, но еле́й и вино́ то́чию. В понеде́льник, в сре́ду и пято́к ни еле́я вкуша́ем, ни вина́, но пости́мся до 9-го часа́, и яди́м в ты́я дни сухояде́ние. В суббо́ты же и Неде́ли яди́м ры́бы. А́ще случи́тся святы́й во вто́рник, или́ в четверто́к име́яй славосло́вие, яди́м ры́бу; а́ще в понеде́льник, подо́бне. А́ще среда́ и пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ то́чию; яди́м же еди́ною днем. А́ще ли святы́й име́яй бде́ние, в сре́ду, или́ пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ и ры́бу. А́ще ли случи́тся па́мять свята́го, его́же есть храм, в сре́ду, или́ пято́к, твори́м подо́бне» (Типикон, глава 33-я, «зри»). Составителями «Богослужебных указаний» дополнительно указаны следующие даты: памяти некоторых русских святых, полиелейная служба 13 декабря, а также дни, в которые возможно совершение полиелейного или славословного богослужения.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Пресвятой Богородице.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ со Славословием. ЧАС Первый.
28 ноября. Суббота.
Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Прп. Паи́сия Величко́вского. Прп. Гу́рия Ша́лочского.
Начало Рождественского поста.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Всем Святым.
09:30 – ПАНИХИДА.
16:00 – МОЛЕБЕН с Акафистом Прп.Серафиму Саровскому.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАС Первый.
29 ноября. ВОСКРЕСЕНЬЕ. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.
Апостола и евангелиста Матфе́я. Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского.
06:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
07:00 – ЛИТУРГИЯ.
08:30 – МОЛЕБЕН общий.
08:45 – ПАНИХИДА.
09:00 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
09:20 – ЛИТУРГИЯ.
10:50 – МОЛЕБЕН Благодарственный.
11:05 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
30 ноября. Понедельник.
Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Ни́кона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Сергия.
07:40 – ЧАСЫ Третий и Шестой.
08:00 – ЛИТУРГИЯ.
09:15 – МОЛЕБЕН Архистратигу Михаилу.
09:30 – ПАНИХИДА.
17:00 – ЧАС Девятый. ИСПОВЕДЬ. ВЕЧЕРНЯ. УТРЕНЯ. ЧАС Первый.
Ежедневно в нашем храме вечернее Богослужение в 17:00, Литургия в 08:00;
По воскресеньям, в поминальные субботы, в великие и двунадесятые праздники совершаются две ЛИТУРГИИ — в 07:00 и в 09:20
накануне: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — в 17.00,
+ Таинство ПОКАЯНИЯ (Исповедь) совершается по расписанию, в 17:00 и во время ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.
+ Таинство КРЕЩЕНИЯ (только после обязательных огласительных бесед) совершается ежедневно, кроме четвергов и некоторых праздничных дней, по предварительной записи.
+ Таинство ВЕНЧАНИЯ — в положенные дни, (после обязательных бесед со священником, Исповеди и Причащения).
+ Таинство ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЕ) для болящих совершается:
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Соборование (вне дней Великого поста) — в нижнем храме по четвергам (за исключением престольных, великих и двунадесятых праздников) в 09:00 по предварительной записи.Перед Соборованием необходимо соблюдать пост, побывать на исповеди и обязательно получить благословение своего духовника.
ОБЩЕЕ Соборование (в Великий пост) совершается в нижнем храме по ОСОБОМУ РАСПИСАНИЮ.
ВНИМАНИЕ! В ОКТЯБРЕ и НОЯБРЕ Таинство Соборования будет совершаться каждый четверг.
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.
1 августа русская православная церковь празднует День памяти святого чудотворца, преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых русской церкви. В этот день в 1903 году состоялось обретение его мощей.
Имя преподобного Серафима Саровского стоит в первом ряду среди самых почитаемых русских святых. О том, чему учил старец современников и почему его уроки актуальны до сих пор, рассказал корреспонденту «МИР 24» теолог, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Мозгов.
— Кирилл Анатольевич, почему святой Серафим Саровский так любим и почитаем в народе?
Кирилл Мозгов: Старец Серафим был почитаем еще при жизни. К нему приходили очень многие люди. Это было постоянное паломничество, что, надо сказать, не всегда радовало других монахов его монастыря. Но он всегда был открыт людям, всегда готов был и выслушать человека, и поделиться своим опытом. Он утешал людей, не просто успокаивая их, но давая ответы на их внутренние вопросы.
Серафим Саровский помогал найти ответ на ту духовную жажду, которая часто может быть у человека в какой-то неопределенной форме, когда он ищет чего-то, но этот поиск не обретает какой-то конкретной формы, воплощения, выражения в жизни. А преподобный Серафим всегда старался давать возможность людям эту свою духовную жажду в жизни воплотить и выразить.
Это было чрезвычайно востребовано и в XIX веке, и сейчас, когда многие ищут духовной жизни, но без такой помощи, самостоятельно часто не могут найти духовного пути.
Фото: Wikimedia
— Как относиться к историям о его чудесах (например, о том, что в отрочестве он упал с колокольни и остался невредим, или о том, что он, якобы, приподнимался над землей, когда молился).
К. М.: Первое жизнеописание преподобного Серафима появилось буквально через несколько лет после его кончины, еще задолго до того, как зашла речь о канонизации. Его составил саровский иеромонах Сергий, лично знавший святого. Последующие редакции сильно обогащены разного рода чудесами, которых не было в первой версии.
Особенно преуспел в «украшении» жизнеописания Серафима некий монах Иоасаф, в миру Иван Тихонов – человек, который впоследствии выдавал себя за ближайшего ученика старца, хотя таковым не являлся. И даже наоборот, преподобный Серафим предостерегал от того, чтобы Иоасафа слишком слушали. Надо ли говорить, что спекулятивно-сказочная версия Иоасафа и возобладала в массах, скрывая и лицо, и подлинное дело старца Серафима.
Кто сейчас сразу скажет, что главное чудо Серафима – не поздние предания вроде кормления медведя из рук, а умение помочь людям черпать смысл и радость из слова Евангелия и христианской жизни?
Что же касается падения с колокольни, известны исследования современных авторов, основанные на документах, где зафиксировано, что мальчиком Серафим был на стройке храма и действительно упал, но там нигде не фигурирует колокольня. И насколько я понимаю, сейчас даже в текст на памятном камне, который стоит на этом месте, внесена некоторая корректировка. Поэтому, хотя при слове «колокольня» мы представляем себе какую-то невероятную высоту, нужно понимать, что какой-то исторический факт был, и то, что он остался не просто жив, но и цел и здоров – это событие удивительное, но не сказочного порядка. Да и любое чудо – все-таки прежде всего свидетельство, а не какой-то фокус.
— Среди деяний Серафима Саровского – и собирание православных общин, которые впоследствии стали монастырями и наставление самых разных людей, в том числе весьма известных. Все это действительно было?
К. М.: Да, преподобный при жизни много общался с людьми разного возраста и положения. Есть даже легенда, что Александр Сергеевич Пушкин встречался со старцем во время одного из самых зрелых и плодотворных периодов своего творчества – болдинской осени.
Монах Серафим находил в себе смелость и мудрость собирать под защиту Христа самых незащищенных людей в обществе – вдов в Казанской общине и девушек в общине Мельничной. Интересно, что Серафим, наставляя их жить по Евангелию, не предполагал их монашеского пострига, который совершили над общинницами уже после смерти преподобного.
Еще один поступок Серафима Саровского, не имевший до него примеров в Русской церкви – это собирание «монастыря в миру» и одновременно народного проповеднического движения. Это мирянское братство получило впоследствии название «беседников». По благословению старца Серафима они разговаривали о вере с крестьянами.
По окончании летней страды беседники садились на подводы, ехали по деревням, говорили с крестьянами о Боге и пели духовные песни. Среди беседнических старцев были и священники, и миряне, и даже женщины – например, Анастасия Керова (в постриге – Мария). Один из беседнических старцев – мирянин Петр Чагринский – в XX веке был канонизирован.
И в дальнейшем руководителями движения были вдохновенные проповедники Евангелия – люди неустанной молитвы, трудолюбивого, дружелюбного нрава и безупречной жизни: чему учили, так и жили. Евангельский огонь, которым горело сердце Серафима, передавался и его последователям.
В то время не было принято читать Писание самостоятельно – скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Так, юный Януарий Неверов, будущий знаменитый педагог и писатель, которому Серафим наизусть читал Евангелие от Матфея и советовал делать это ежедневно самому, пишет, что Библии не нашлось ни у них в доме, ни у знакомых.
Серафим сам регулярно перечитывал Священное писание, особенно Новый завет, цитировал его и многих приходивших за советом удивлял своей рекомендацией – читать Евангелие: «Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Новаго завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – говорил старец.
Фото: Andrew Madekin, Wikimedia
— Святой известен своим призывом к смирению. Как вы думаете, этот призыв актуален в наше время?
К.М.: Самое известное выражение преподобного Серафима, вошедшее в сокровищницу христианской мудрости «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».
Мы часто сталкиваемся с искаженным пониманием смирения – как забитости, безынициативности, нежелания иметь собственное мнение, безответственности, соглашательства. Серафим проник в тайну подлинного смирения – скромного и одновременно творчески-дерзновенного, того, которое проповедовал и каким жил Христос, говоривший: «выучитесь научению моему, ибо я кроток и смиренен сердцем, и успокоятся души ваши».
— Какой самый основной урок нам несет День памяти святого?
К.М.: Преподобный Серафим Саровский жил относительно недавно, и многое в его духовном опыте для нас остается актуальным: и обращенность к Священному писанию, и забота об устроении совместной, общинной жизни верующих, и внимание к духовному просвещению. Даже и сейчас можно иногда услышать, мол, зачем читать Писание – есть всякие его толкования. Преподобный Серафим же говорил о том, что Священное писание – это первоисточник, к которому нужно обращаться прежде всего, и с ним сверять свою жизнь. Часто даже монахи в его монастыре не разделяли видения святого старца. Жизнь его была достаточно сложной, и ему было непросто отстаивать то откровение, которое он получил от Бога и смог в своей жизни воплотить. Так что нам стоит, вспоминая преподобного Серафима, обращаться к его опыту.