Содержание
КОНФЛИКТ С МИТРОПОЛИТОМ ИСИДОРОМ
Осуществить принятые на Флорентийском Соборе решения на территории Восточной Европы должен был «русский» митрополит Исидор, получивший от папы кардинальский сан и наделенный полномочиями папского легата в Литве, Ливонии, Руси и «Ляхии» (Польше)…
Сведения из различных источников сходятся на том, что начало конфликту положило торжественное богослужение в Успенском соборе. На светских людей, присутствовавших на службе, наиболее сильное впечатление, по-видимому, произвело публичное «поминание» папы вместо принятого по традиции поминания Восточных патриархов. Для духовных лиц более существенным было то, что по окончании службы по приказу митрополита публично зачитали текст буллы папы Евгения IV с изложением условий Флорентийской унии… В наиболее ранних летописных свидетельствах обрисована картина общего единодушного отпора еретику, что подчеркивалось, в частности, последовательным употреблением глаголов множественного числа — «поимаша», «посадиша».
Действительно, у нас нет оснований думать, что при решении этого вопроса позиция великого князя могла в чем-то расходиться с позицией его духовных и светских подданных. На землях Северо-Восточной Руси, где православие издревле было господствующим вероисповеданием, церковная уния не могла принести Русской Церкви тех выгод, на которые могла бы рассчитывать православная Церковь во владениях Ягеллонов. Не было здесь и внешней опасности, защищаясь от которой было бы необходимо «поступаться принципами». Положение было как раз противоположным. В тяжелые времена татаро-монгольского господства именно в приверженности к православной вере черпали русские люди способность к сопротивлению. К середине XV в. власть завоевателей ослабла, складывались благоприятные условия для объединения русских земель вокруг Москвы и воссоздания суверенной государственности. Приверженность своей вере была подкреплена опытом истории, и тем менее оправданным представлялось русскому обществу отступление от нее. Уния Церквей и соглашение с латинством, несомненно, воспринимались в Москве и как отказ от борьбы с «иноверной» Литвой, подчинившей своей власти русские земли, здесь уже складывалось устойчивое представление, что именно московские великие князья — законные наследники Владимира киевского. В этих условиях провал миссии Исидора был неизбежным.
Флоря Б.Н. Флорентийская уния и Восточная Европа (конец 30-х — конец 60-х гг. XV в.)
МИТРОПОЛИТ ИОНА
Иона (ум. 1461 г.) — епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. Иона был выходцем из уездного княжества Галицкого, князья которого были главными соперниками Василия II; постригся в монахи он там же — в Галицкой земле. Затем он перешел в московский Симонов монастырь, а потом стал епископом Рязанским. Лишь в 40-х гг., после осуждения и изгнания Исидора, у Ионы появилась возможность занять митрополичий престол… Затем Иона занял своеобразную промежуточную позицию между обоими враждующими князьями. Летом 1447 г., после занятия Москвы Василием Темным, бежавшие из нее Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, заявили, что Василий II не может их требовать к себе до тех пор, «доколе будет у нас в земле отец нашь митрополит». К осени митрополит уже изменил Шемяке и перешел на сторону Василия Темного, однако и после этого он не стал в глазах своих собратьев-иерархов законным митрополитом: в обличительной грамоте русского духовенства против Шемяки, отправленной в декабре 1447 г., Иона по-прежнему именуется епископом рязанским и назван на третьем месте — после Ефрема Ростовского и Авраамия Суздальского. Только в следующем 1448 г. Иона был, наконец, возведен своими братьями-епископами на митрополичий престол.
Словарь книжников и книжности Древней Руси
ИЗБРАНИЕ МИТРОПОЛИТА ИОНЫ
Наречение Ионы на митрополичий престол состоялось, вероятнее всего, сразу после смерти митрополита Фотия. Дата наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во 2-й половине 1432 г. Сразу после наречения Иона не мог отправиться за благословением в Константинополь, т. к. в 1431 г. возобновилась борьба за великокняжеский стол… Так что не от кого было посылать московского кандидата в митрополиты (как правило, его сопровождал великокняжеский посол). Василий II вернулся в Москву 29 июня 1432 г., но и теперь Иона не мог отправиться в Константинополь, т. к. литовский великий князь Свидригайло направил туда своего претендента — Смоленского епископа Герасима (до 1 сентября 1432), который и был поставлен на кафедру. В литературе выдвигались разные предположения о времени поездки Ионы. Вероятнее всего, ее следует датировать временем после сожжения в Литве 26 июля 1435 г. митрополита Герасима.
В Константинополе добиться назначения Ионы на митрополичью кафедру не удалось: патриарх в 1436 г. уже поставил митрополитом Киевским и всея Руси Исидора. Василий II в послании в Константинополь 1441/43 г. выражал удивление в связи с таким решением патриарха: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли… того нам епископа Иону на митрополию не поставили, и тому есмы невмале подивились, что ради нашего посланиа, или свое высочайшее поставише, тако сотвориша». В послании императору Константину XI, относящемся к июлю 1451 (или 1452) г., великий князь подчеркивал, что еще «до его прихождения царь и патриярх поставиша… Исидора митрополитом»…
Византийские власти, отказывая в просьбе о поставлении нареченного митрополита правителю такой крупной православной страны, какой была в то время Русь, нашли способ дать Ионе заверения общего характера. В посланиях, написанных вскоре после 1448 г., Иона сообщал о полученном им патриаршем благословении на митрополию в случае, если митрополит Исидор умрет или «каково инаково о нем ся станет»… В великокняжеских и митрополичьих посланиях рубежа 40-х и 50-х гг. XV в., после возведения Ионы на митрополичий стол Собором русских епископов, этот аргумент использовался в качестве обоснования…
После поставления Ионы в митрополиты Русская Церковь оказалась в состоянии фактической автокефалии. Однако в первые годы вопрос о каноническом утверждении этого статуса не стоял. В июле 1451 (или 1452) г. великий князь Василий II писал византийскому императору Константину XI Палеологу, что поставление Ионы совершилось «за великую нужду… а не кичением, ни дерзостию» и что митрополия всея Руси от Константинополя «благословения требует и ищет»… После падения Византии в 1453 г. Иона считал своим долгом помогать греческим единоверцам: он давал благословение на сбор греками пожертвований на всей территории митрополии…
Православная энциклопедия
НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО
Для понимания дальнейших событий в Москве, необходимо указать на то, что происходило в Царьграде… Константин XI сначала был верен Православию, когда же надвинулась непосредственная опасность Константинополю, прибег к унии, считая ее единственным средством спасения. Народ же, напротив, смотрел на унию, как на способ привлечь на Византию гнев Божий… После свержения Исидора вел. князь в 1441 г. заготовил к патриарху письмо, в котором, обвиняя Исидора в измене Православию, просил о поставлении митрополитом Святителя Иону. Но письмо это не было отослано. Видимо, не решились обращаться к патриарху униату, свергнув Исидора за униатство… В 1448 г. Иона, оставаясь все это время «нареченным», был, наконец, поставлен митрополитом собором русских архиереев. В 1452 г. вел. князь Василий составил послание императору Константину XI Палеологу, в то время остававшемуся православным… В заключение он сообщает, что намеревался писать патриарху, но не знает, имеется ли таковой в Константинополе и каково его имя. Письмо императору не было послано. По-видимому, в Москву пришли сведения, что император сделался униатом, как то имело место в 1452 году… С этого времени установился порядок ставить митрополитов в самой Москве и своими русскими епископами, так чтобы митрополиты могли быть на будущее время фактически независимыми от патриархов…
Тальберг Н. История Русской Церкви
НА ПУТИ К «ТРЕТЬЕМУ РИМУ»
Одно из первых произведений, отражающих факт неприятия акта унии как «послания папина» в Москве, — Послание московского великого князя Василия II Васильевича константинопольскому патриарху Митрофану II (1441), основным содержанием которого является просьба о предоставлении русской Церкви автокефалии. В Послании признается исключительный канонический авторитет константинопольской Церкви в предоставлении Москве права «свободного поставления» митрополитов, что свидетельствовало о нежелании русской стороны установить автокефалию «явочным порядком», «самозвано». В Послании обращает на себя внимание тождественное титулование византийского императора и киевского князя Владимира «царями»: Владимир, «благочестивый царь Русскиа земли», — «великий новый Констяньтин»; как и последний, киевский князь — «святый и равный апостолом»…
Если предыдущее Послание содержало желаемую модель отношений двух Церквей, то Послание московского великого князя Василия II Васильевича императору Константину XI Палеологу (июль 1451 г.) описывает исторически («по изначальству») сложившуюся модель отношений между «Русской землей» и империей. Обращаясь к императору, великий князь пишет: «Въсприял еси свой великый царьскый скипетр, свое отечество, в утвержение всему православному християньству ваших держав, и нашим владетельствам Русия земли, всему нашему благочестью, в великую помощь»… Как и в Послании патриарху, Василий II заверяет императора в «любви и приязни» и стремлении сохранить единство («съединение») с константинопольской церковью при условии ее приверженности «древнему благочестью». Такова была официальная позиция Москвы по отношению к Византии и константинопольской церкви накануне гибели империи.
Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла». Правоведение. 2005, № 4
История Русской Православной Церкви
Крещение Руси
Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Автокефалия Русской Церкви
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.
Синодальный период
Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.
XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
Восстановление Патриаршества. Советские гонения
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.
В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.
Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. «Карловацкого Собора», создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной «Русской Православной Церкви зарубежом» (РПЦЗ).
После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. «правый раскол» и создавших «катакомбную церковь».
К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.
С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».
Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».
Современная история
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
См. также
- Русская Православная Церковь
Литература
- А.В.Карташев Очерки по истории Русской Церкви в 2 тт.
- Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917 — 1990 гг.
- Л.Регельсон. Церковь в истории России
- Л.Регельсон. Даты и документы. Хронология церковных событий 1917-1953гг.
- Л.Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953.
Использованные материалы
- Официальный сайт Русской Православной Церкви
тельного медицинского страхования, 1999. — 315 с.
5. Стародубов В.И. Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения // Медицинский вестник. — 1996. — .№18. — С. 7-10.
УДК 33
Т.Н. Юдина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
В России в петровскую эпоху формируется своеобразное центрально-управляемое хозяйство, или государственная экономика — Дом-Хозяйство Государя-Хозяина.
Ключевые слова: петровские экономические реформы, государственное регулирование экономики, институционально-экономические принципы домостроя.
Петр I выступал за усиление государственного вмешательства в экономику, однако самой экономике отводилась не первая роль. Прежде всего, он создал систему государственных органов управления государственной экономикой — Домом-Хозяйством Государя-Хозяина:
— Берг-коллегию, ведавшую горной промышленностью;
— Мануфактур-коллегию — вся другая промышленность;
— Коммерц-коллегию — внешняя торговля и торговое судостроение;
— Камер-коллегию — собирание государственных доходов и содействие развитию сельского хозяйства;
— Штатс-контор-коллегию — государственные расходы;
— Главный магистрат — наблюдение за внутренней торговлей и ремеслом;
— Рекмейстерство — для принятия челобитных.
Великий реформатор — император Петр I так
сформулировал цель своего правления: «Надлежит трудитца о ползе и прибытке общем (выделено нами. — Т.Ю.), который Бог нам пред очи кладет как внутрь, так и вне, отчего облехчен будет народ»1. Царь Петр I Алексеевич Романов решил реформировать систему управления, поскольку она была неэффективна к тому времени и не годилась для решения насущных государственных задач2. Действительно, Царь заботился об общем благе («ползе», «прибытке»), а не частном.
Царь Петр Алексеевич стремился ввести новую систему, способную функционировать с точностью часового механизма. После длительного и тщательного изучения европейского опы-
та он остановился на шведском варианте коллегиального управления. Благодаря коренной перестройке управления Государство Российское при Петре I стало полицейско-бюрократическим подобно западноевропейским странам того времени. За время царствования Петра I принято значительное количество законодательных актов. Об этом свидетельствуют следующие данные: за первое десятилетие ХУШ в. в него вошло 500, за второе — 1238, за последнее пятилетие (1720 — январь 1725 гг.) — почти столько же законодательных актов3. Назовем некоторые из них.
В 1699 г. Боярская дума была заменена ближней канцелярией из восьми доверенных лиц царя. Городскому населению было предоставлено самоуправление, сформированы выборные органы управления: ратуша в столице, земские избы, ее органы на местах. В 1708-1710 гг Петр I разделил страну на восемь губерний с губернатором во главе, в руках которого находилась вся полнота власти — административная, судебная, финансовая, полицейская. В помощь губернатора «придали» чиновников, руководящих отдельными отраслями. Реформа городского (1699 г.) и губернского (1708-1710 гг) управления подорвали и разрушили приказную администрацию. Управление государством было децентрализовано, т.к. эти основные функции перешли к губернаторам. Это положение было изменено в 1711 г. учреждением власти Сената, состоящего из небольшого количества лиц, назначаемых царем. Сам Сенат не мог издавать законов. Он только обнародовал данные ему Петром I законы и указы, следил за законностью действий администрации. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляя их подпися-
ми. Сенат явился послушным орудием в руках царя по управлению страной.
В 1718 г. в городах появились магистраты. Кроме того, существовали посадские сходы, где выбирали старост, членов магистратов — представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб: сбора пошлин, продажи вина и соли и т.п. В 1719 г. по новому указу императора Петра I страну разделили на 50 провинций во главе с воеводами. В 1720 г. опубликован Генеральный регламент коллегий, на основе которого вместо нескольких десятков старых приказов были созданы одиннадцать коллегий со строгим разделением функций. К коллегиям примыкало несколько учреждений, например, Синод — центральный орган управления церковными делами и имениями (1721 г.). Местные учреждения подчинялись коллегиям, последние — Сенату4.
Задача новых учреждений состояла в исполнении административно-полицейских функций в городах, защите интересов купечества, помощи в развитии мануфактур и т.д. В Генеральном регламенте 1720 г. записано, что развитие торговли, художеств и мануфактур является важным элементом «общего блага»5. Для управления купцами и ремесленниками царь Петр I создал сначала Бурмистерскую палату (или Ратушу), потом -главный магистрат. Купцы были организованы в гильдии, ремесленники — в цеха с целью упорядочения и развития производства и торговли, их регламентации, усиления опеки со стороны властей6. 24 января 1722 г. была обнародована «Табель о рангах», окончательно зафиксировавшая принцип чиновной, бюрократической выслуги, разделившая службу на гражданскую и военную. Новое положение о Сенате в 1722 г. подтвердило его роль как высшего государственного учреждения империи, подчинение ему центральной и местной администрации. Сенат руководил отдельно коллегиями, отдельно — губерниями, отдельно — городами7.
Исследователи петровских административных реформ, институциональных преобразований отмечают его определенную непоследовательность и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Одни реформы проводились годами, другие — урывками между военными действиями. В целом же реформаторская деятельность Петра I представляет собой систему, охватывающую все направления деятельности аппарата управления внутренними и внешними дела-
ми страны. Петр I лишь совершенствовал традиционный хозяйственный — домострой, т.е. занимался домостроительством, придавая домострою более культурные европейские формы8.
Таким образом, в России в петровскую эпоху формируется своеобразное центрально-управляемое хозяйство — ЦУХ (по определению немецкого неолиберала В. Ойкена) или государственная экономика — Дом-Хозяйство Государя-Хозя-ина. ЦУХ в России характеризовался созданием системы управления сверху.
Государственное вмешательство в экономику осуществлялось тремя путями:
1. Издание экономических законов, указов, регламентов, инструкций.
2. Создание госсектора экономики: строительство казенных промышленных предприятий, каналов, ов-чарных и конских заводов, развитие казенной торговли на внутреннем и внешнем рынках и др.
3. Государственная политика поощрения частной инициативы и частного предпринимательства, в частности, путем приватизации, внедрение новых форм организации труда, новой техники.
Формировалось экономическое мышление, основанное на принципах государственного вмешательства в экономику Подданные императора были информированы практически о всех указах Петра I (их только в XVIII в. было около трех тысяч)9.
Укрепление финансовой системы Российской империи. Зачастую петровскую реформу называют военно-финансовой, т. е. наибольшие успехи преобразования достигли именно в военном деле и в финансах. Перу Петра I принадлежит множество указов о налогах, сборах, монетарной системе и т.д.
Петру I с помощью жестких фискальных рычагов и протекционистских принципов удалось добиться бездефицитного государственного бюджета. Отличительной особенностью государственных расходов в петровскую эпоху было преобладание военных расходов. Так, в 1701 г. военные расходы составили 78,3% госбюджета России, а в 1724 г. — 63%10. При Петре I были сделаны попытки составления государственного бюджета (в 1710 и 1711 гг.) с определением статей дохода и расхода. Основой этому служила западноевропейская теория и практика, а также советы старца Авраамия.
В России при Петре I происходят преобразования монетной системы, их чертами являются следующие:
— монетное дело — монополия государства;
— монетное дело — один из важнейших источников финансирования оборонительных войн, которые вынуждена была вести Россия;
— рост выпуска серебряных монет и кожаных денег, а также серебряных монет новых номиналов, серебряных рублей, чеканка золотых монет;
— снижение покупательной способности рубля за счет понижения металла в монете;
— с 1700 г. чеканка медных монет мелкого достоинства;
— золото и серебро как денежные металлы изъяты из свободного оборота во внешней торговле, запрет вывоза золота и серебра, а также русских монет за границу.
Действительно, эти положения свидетельствуют о меркантилистских взглядах императора Петра I, которые не были определяющими для него. Император Петр I Алексеевич Романов стоял, как и все русские цари, на позициях отечественной домостроительной (экономической) мысли.
Придерживаясь Новоторгового Устава, составленного А.Л. Ордин-Нащокиным еще при отце императора Петра I — царе Алексее Михайловиче Романове, в России практиковалось взимание таможенных пошлин с иностранных купцов только ефимками (иоахимсталерами — полноценными серебряными иностранными монетами) и золотом, а не русскими монетами.
Таким образом, в укреплении финансовой системы Российской империи Петр I придерживался отечественных институционально-экономических воззрений, выступал за сохранение денежного металла (золота и серебра) и национальной валюты в России, заботился о накоплении государственной казны за счет торговой прибыли, внутренней и внешней, пытался использовать в России западные научные представления о финансах.
Интересно решалась проблема финансирования промышленности. Так, 43% промышленных предприятий, возникших при Петре I, финансировались за государственный счет, а 57% — за счет частного капитала, прежде всего купеческого. Механизм привлечения частного (купеческого) капитала в промышленность был следующим:
— освобождение кредиторов от всякой государственной службы;
— создание промышленных компаний, объединение купцов, которые получали денежные ссуды из государственной казны без процента,
часто наделялись землей, государственными строениями, оборудованием (такова петровская приватизация!);
— промышленные компании, получившие государственные предприятия в бессрочное или на определенный срок пользование, обязаны содержать приватизированное имущество в хорошем состоянии;
— освобождение приватизированных предприятий от уплаты торговых пошлин на определенный срок.
Крайне противоречива система налогообложения Петра I. С одной стороны, Петр I впервые в истории Российского государства сделал попытку поставить фискальную (бюджетно-налоговую) политику на научную основу. Так, он использовал некоторые передовые фискальные принципы из экономической литература Западной Европы:
— взаимную зависимость налоговой системы развития национального (народного) хозяйства страны;
— соизмерение величины налога и имущественного состояния плательщиков.
С другой стороны, при Петре I было введено и использовалось около тридцати видов налогов -беспрецедентное явление для того времени. Преобладали прямые, а не косвенные налоги. Главный налог — подушная подать — прост по взиманию, но игнорирует имущественное положение плательщиков. От личных прямых налогов было освобождено служилое дворянство и духовенство, что усиливало налоговый гнет основной массы населения России — крестьянства.
В эпоху Петра I происходит полное закрепощение крестьянства, рост внеэкономического принуждения трудящихся, принимающего зачастую форму рабства. Право дворян на владение землей и крестьянами принималось как условие обязательной службы дворян государству. Реформы Петра I усилили крепостное право; возвысили социальное положение слоя помещиков в результате введения наследственности помещичьего владения. По Указу 1714 г. в России вводилось единонаследие, когда недвижимое имущество переходило в руки только одного наследника. Осуществлялась торговля крепостными людьми, продажа их без земли семьями или поодиночке. Подушная система налогообложения усиливала крепостную зависимость крестьянина от помещика, т.к. вводилось официальное возложение обязанностей на помещика по сбору подушной
подати. В 1724 г. была введена паспортная система, крайне ограничивающая всякое передвижение крестьян по России. Подневольный крепостной труд крестьян использовался на мануфактурах, при строительстве городов и др. Все это олицетворяет «кнут» а не «пряник» русского домостроительства и домостроя.
Представляют интерес и взгляды Петра I на иностранный капитал в промышленности. Здесь Петр I стоит на позициях протекционизма как экономической политики и меркантилизма его теоретической основы. Его протекционизм заключался в защите российского предпринимательства от иностранной конкуренции. Ввозная пошлина на товары устанавливалась тем выше, чем больше было развито отечественное производство данного товара. Ввозные пошлины составляли 75, 50 или 25% к цене ввозимых товаров, выраженной в рублях, в зависимости от степени насыщенности российского рынка данными отечественными товарами.
В целом реформа Петра I была осуществлена на институционально-экономических принципах домостроя, прежде всего домостроительства как активного участия государства в лице государя в строительстве хозяйства России, т.е. хозяйственном строе. Петр I проводил экономическую политику протекционизма. Она основывалась на Новоторговом Уставе А.Л. Ордин-Нащокина, некоторых положениях своих сподвижников, например, Салтыкова и других российских мыслителей, а также на западноевропейских научных экономических разработках в области финансов, государственного бюджета и т.п. Однако цельной, системной, комплексной теоретической базы у реформы Петра Великого не было. Указы, заметки и т.п. писались Петром I в основном в перерывах от военных дел.
Успехи Великих реформ императора Петра I были, прежде всего, в области промышленности, военных и финансовых дел. Россия завоевала огромное экономическое пространство, получила новые водные пути сообщения, выходы к морю. Император Петр I оставил России положительный торговый баланс, бездефицитный бюджет. Экономические преобразования Петра I историк В.О. Ключевский назвал военно-финансовой реформой. На наш взгляд, следует подчеркнуть факт беспрецедентного развития производительных сил России — около 200 промышленных предприятий, экономический рост.
В предыдущем анализе институциональных преобразований царя-императора Петра I мы коснулись только их вещественных (материальных) сторон. Следует раскрыть и самое важное в отечественном домостроительстве в эпоху Петра Великого — русский институт царской правды. Для его описания воспользуемся материалами XXIV главы части третьей раздела Ш «Петр Великий как русский человек»11. Л.А. Тихомиров констатировал: «Развитой человек Московской Руси, задавая себе вопрос, почему он должен быть православным, а не католиком или протестантом, почему нужна самодержавная власть, а не республика, не мог ответить себе на это убедительно. Он растерялся в понятиях о правде. Но он не потерял любви к истине, он хотел жить не «своим», а тем, в чем «правда», настоящая правда. Он готов был откинуть все свое, если оно не есть истина. И вот в этом-то и был он верен себе своему величайшему достоинству русского человека, достоинству, которым русский обязан православию.
Русский того времени, вместе с Петром, кощунствовал в комедиях «всепьянейшего собора», он порабощал мирской власти управление своей Церкви, он насильствовал над народом, вызывая раскольничьи самосожжения и т.д. Но он делал все это потому, что хотел уважать только правду, и если не замечал ее хотя бы и в самом святом месте, не хотел лицемерить и преклоняться перед тем, что хотя бы глубоко-ошибочно перестал считать правдой. И во всем этом был залог будущего воскресения…»12 Л.А. Тихомиров убедительно показывает, что русские люди «приняли любовь к истине», «не ведали ее, но любили, были уверены, что она есть и что на свете жить стоит только истиной»13. Л.А. Тихомиров писал: «Петр был величайшим выразителем русского человека в этой решимости жить только истиной, хотя бы она была «люторская», голландская и какая угодно. Он готов был отречься от всего, в чем не видел истины, и прилепиться к чему угодно, если усматривал истину.
Петр и партия реформы, вокруг него сплотившаяся, хотели истины.»14
Отечественный консерватор Лев Александрович Тихомиров открывает новые грани правды самого царя-императора Петра I, т.е. царской правды. Прежде всего, правды как истины, многогранной истины: истины в деле, истины в образе, истины во благе, государства-правды. Если в предыдущем анализе, например, у И.С. Пере-
светова, правда выступала как справедливость, то в эпоху Петра Великого правда проявляется через истину. Л.А. Тихомиров справедливо резюмировал: «В Петре — величие русского духа -в Петре жалкая отсталость России, бедность ее умственных средств»15. Но средства наживаются, если сохраняется величие духа. Впоследствии стали появляться у нас искры уже просвещенного сознания и просвещенной веры. Если Россия настоящего и будущего сохранит свою лучшую черту — «любовь к истине», решимость жить только правдой, что было у Петра (подчеркнуто нами. — Т. Ю.), то Петровская реформа и станет исходным пунктом того, что говорил сам преобразователь в словах: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия в чести и славе.
А если у нас исчезнет любовь к истине, то не Петр будет виноват в этом .»16
Таким образом, царь-император Петр I вместе со своим верноподданным закрепощенным народом фактически построил Российскую империю — Великую Россию. В результате институциональных преобразований Петра I, беспрецедентного роста мануфактур (около 200) был создан «целый экономический уклад — государственное хозяйство» (Д.Н. Платонов), сложилась эффективная структура хозяйственного организма — смешанной экономики.
Домострой — экономика Великой России смогла решить великие народнохозяйственные задачи:
— во-первых, был снят вопрос «быть России или не быть?» в пользу ее независимости от «хищнического» западноевропейского торгового капитала, желавшего ее колонизировать;
— во-вторых, острота проблемы экономической отсталости России была снята в ходе «петровской революции»;
— в-третьих, экономическая «петровская революция» — это модернизация домостроя — экономики без изменения традиций, его институциональных принципов (домостроительства, правды как истины и др.).
Великие Реформы Петра Великого заложили институциональные основы всех социально-экономических преобразований в Доме-Хозяйстве в условиях модернизации. При этом сохранялась общая традиционная направленность в продолжении почти всего XVIII столетия — века Просвещения. Богатому в смысле институциональных
преобразований, модернизации и развивающегося домостроительства в XVIII в. соответствовала богатая уникальная русская экономическая (домостроительная) мысль.
Впервые в русской, а также в мировой институционально-экономической мысли проблема богатства каждого народа во всей своей полноте, цельности была поставлена гениальным самоучкой Иваном Тихоновичем Посошковым (1652 или 1653-1726 гг.). Его труд называется «Книга о скудости и богатстве си есть изъявление, отчесого приключается напрасная скудость и отчесо бо гобзовитое богатство умножается» (1724 г.).
И.Т. Посошков, как и император Петр I, считал труд в промышленности и, главным образом, в сельском хозяйстве источником национального вещественного богатства. «Прибыток» создается, прежде всего, сельскохозяйственным трудом. Деньги могут быть вещественным богатством, но это не главное в них. Деньги несут с собой свойство государственности в России, это «благословенные денежки». Деньги — это орудие развития производительных сил. Автор «Книги
о скудости и богатстве» писал: «Понеже не то царственное богатство, еже в царской казне лежа-щия казны много., но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренными своими богатствы, а не внешними одеждами или позументным украшением .»17. По И.Т. Посош-кову, «прибыток» — приращение к реальному богатству царской казны и всего русского народа, «богатство — достаток», «богатство — довольство». И.Т. Посошков верил, что вся наша Великая Россия обновится как в духовности, так и в гражданстве и не только одни царские сокровища наполнятся, но и все россияне обогатятся и прославятся, «а ещё и военное дело возновица, то не токмо единою славою прославится, но и страшны всем окрестным государствам будут»18. Таким образом, Дом-Хозяйство в России Великой характеризуется «гобзовитовым» (изобильным) богатством.
В учении о богатстве главная заслуга И.Т. По-сошкова заключается в классификации богатства, во введении в научный оборот понятия «невещественное богатство — правда» во многообразии смыслов, в том числе: любовь — правда. Первый в мире экономист И.Т. Посошков писал: «Нам надобно не парчами себя украшати, но надлежит добрым нравом и школьным учением и христи-
анскою правдою и между себя истинною любо-вию неколеблемым постоянством яко в благочестивой христианской вере (подчеркнуто нами. — Т.Ю ), тако и во всяких делех. И за таковое украшение не токмо на земли, но и на небеси будем славны»19.
Професор Ю.М. Осипов констатирует: «.. .Петр Великий — далеко «не первый» имперец в русопространстве: до него были и Ярослав Мудрый, и Александр Невский, и Юрий Долгорукий, и Иван III, и Иван Грозный, не говоря о других имперских фигурах. Имперскость… в крови у россов…»20.
Примечания
1 Цит. по: Россия в период реформ Петра I: Сб. ст. — М.: Наука, 1973. — С. 61.
2 Петр I внедрил также систему экономических мероприятий с целью ликвидации относительной отсталости, упрочнения экономической и политической независимости России, показав себя передовым государственным деятелем и мыслителем своей эпохи.
3 Буганов В.И. Петр Великий и его время. -М.: Наука, 1989. — С. 129.
4 В 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов для осуществления контроля за деятельностью всей администрации, недопущение нарушения указов, взяточничества и т.п. Начиная с 1715 г. контроль осуществлялся также и за Сенатом. В каждую коллегию входил свой фискал.
5 Полное собрание Законов Российской империи. Собр. 1-е. — Т. 6. — №3534. — СПб.: 18301836.
6 Например, проводились меры по свертыванию мелкой промышленности там, где основали крупные заводы.
7 Кудряшова В.В. Реформы управлении в Рос-
8 Резкая по своей форме, но необходимая по сути реформа была совершена только в сфере церковного управления, где с упразднением патриаршества церковная жизнь была приведена в полное подчинение государству, что вполне соответствует догмату о царской власти. Никаких нарушений в церковном деле не произошло. Таким образом император Петр I спас Российскую империю от ереси папизма (латинства).
9 См.: Законодательство Петра I. — М.: Юрид. лит., 1997. — С. 880.
10 История русской экономической мысли. Т. I.
Ч. I. — С. 286.
11 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. — С. 279-280.
12 Там же. — С. 279.
13 Там же. — С. 279.
14 Там же. — С. 280.
15 Анализ самосознания русских людей показывает, что в начале, в результате крещения Руси в 988 г., произошло просвещение сердца (отсюда и любовь к истине), а в эпоху Просвещения настало время просвещения ума.
16 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. — С. 280.
17 См.: Зайцева Л.И. Россия державная. Первый русский экономист и мыслитель — Иван Тихонович Посошков. — С. 18.