Рождество издревле считается особенным праздником, который отмечают во многих странах земного шара. Рождество — один из главных христианских праздников Это не просто один из главных двенадцати религиозных праздников, но и день, когда в каждой семье царит радостная и миролюбивая атмосфера. Православное Рождество Христово отмечается в ночь с 6 на 7 января. В этот день церковь проводит Божественные литургии, воспевая рождение Иисуса. Церковью принято чтить двенадцать дней после Рождества. Они называются Cвятыми днями или Cвятками. История Рождества Согласно обычаям каждая семья готовится к празднику заранее. Хозяева обязательно должны убрать дом, купить новую одежду, пригласить в дом одиноких людей, ведь Рождество миролюбивый праздник и нужно чтить эти традиции. С этим праздником связанно много суеверий:
— за завтраком нельзя пить простую воду, потому как человека будет мучить жажда;
— нельзя вязать, шить, стирать;
— раньше, хозяева остатки трапезы выносили за ограду, чтобы скотина в доме была здоровой и не убегала из стада.
Сейчас, конечно, обычаи изменились.
Содержание
Что дарят на Рождество?
В этот день должна собраться за ужином вся семья, можно также пригласить самых близких родственников. Многие привыкли обмениваться подарками, даря друг другу положительные эмоции. Особой популярностью пользуются сладости. Лучше их приготовить самостоятельно и украсить по собственному желанию, в таком случае они будут оригинально выглядеть на рождественском столе. Не менее популярны в качестве подарка иконки, статуэтки ангелов, церковная атрибутика. Если вы хотите сделать приятное близкому, но у вас нет времени на приготовление, купите имбирные пряники и красиво упакуйте. В любом случае человеку будет приятна ваша забота и внимание. На Рождество сбываются мечты
Рождественские поделки
Фаворитом рождественских поделок являются сладости и выпечка: самодельные конфеты с необычным дизайном, красиво декорированное печенье, пироги. Придать рождественскую атмосферу дому поможет вертеп. Для этого нужно сделать эскизы «героев» и сцену. Если вы не знаете, что такое «Рождественский Вертеп», посмотрите видео К занятию стоит привлечь детей, рассказывать им рождественские легенды и истории. Для любого малыша подобное занятие станет гордостью и необычайным интересом с приятными эмоциями.
Уместны будут снеговики, объемные снежинки, которые украсят дом к празднику. Идей множество, главное не полениться и приложить собственные усилия, тем более что занятие очень интересное и увлекательное. Но, главным украшением Рождества будет все-таки елка.
Рождественские рецепты
Традиции требуют приготовить 12 разных блюд, одним из которых обязательно должна быть кутья. Это блюдо символично. Его подают, желая сладкой жизни весь год. Кутья символизирует богатство и семейный достаток. Именно поэтому каждая хозяйка имеет свой рецепт этого блюда. Кто-то готовит кутью исключительно из пшеницы, риса или перловой крупы, кто-то смешивает злаки. Блюдо приправляют маком, орехами, медом, изюмом. Кроме того, есть традиционные блюда рождественского стола — свинина, жаркое, калачи, запеканка, блины. Стоит учитывать, что единого правила по выбору блюд нет, так как Рождество позволяет разговляться не только постной, но и скоромной пищей. Как приготовить рождественское полено?
Гадание на Рождество
Способов гадания на Рождество много, так как праздник обладает особой энергетикой. Единственное, не стоит путать невинное гадание с магией. В этот день юные девицы всегда предугадывали свою судьбу с помощью свеч, чашек и бумаги. Рассмотрим самые распространенные способы:
— Гадание с чашками. Для этого необходимо несколько кружек, которое должно быть равно количеству гадающих. Внутрь каждой емкости кладут: кольцо, крошки хлеба, монету, соль, сахар, лук, в отдельную чашку наливают немного воды. Каждая из гадающих должна выбрать кружку с закрытыми глазами. Лук – к слезам, монета – к богатству, соль – к несчастью, вода – жизнь без особых перемен, сахар – веселье, хлеб – достаток.
— Гадание со свечами. Для проведения ритуала необходимо взять половинки скорлупы от грецкого ореха, свечи (по количеству гадающих) и емкость с водой. Свечи ставят в скорлупки и зажигают, опуская плавать на воду. Если свеча сгорает первой – девушка скоро выйдет замуж, свеча сгорит последней – замужество будет нескоро. Если же скорлупка утонула со свечей – замужем не бывать.
— Гадание на суженого. Для него необходимо просто выйти на улицу и спросить имя первого встречного. Названное имя и будет соответствовать имени суженого.
— Гадание на бумаге. Нужно скомкать лист бумаги и сжечь его, положив на дно перевернутой тарелки, языки пламени поставить так, чтобы была видна тень, они и должны указать на будущие события в жизни гадающих. Традиция гадать в Святки дошла до наших дней Верить этому или нет – право каждого, но обычаи этого великого праздника заключаются вовсе не в гадании, а в воспевании рождения Иисуса. Чтобы год прошел успешно и хорошо, нужно попытаться решить все семейные проблемы и простить обидчиков, ведь тогда очищается самое главное – душа человека.
Редакция uznayvse.ru желает вам хорошо провести праздник и надеется, что наша статья была вам полезной.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и Instagram
Нарядить елку, подготовить подарки и накрыть стол — вот основной список дел 31 декабря. Но не пора ли разнообразить новогодние и рождественские праздники? Какие в ваших семьях есть традиции, которых вы придерживаетесь? WoMo предлагает вам список, к которому можно прибегнуть в этом году.
1. Приготовить пряничную деревню и имбирных жителей вместе с вашими детьми.
2. Полярный экспресс! Отправиться в путешествие по рождественским ярмаркам города.
3. Нарядиться всей семьей в новогодние наряды: пижамы в одном стиле или милые свитера с оленями.
4. Устроить конкурс самодельных елок.
5. Почитать в канун Нового года и Рождества добрые зимние сказки всей семьей для поднятия праздничного настроения.
6. Выпить утром 1 января чашку горячего шоколада с горкой маленьких зефирок.
7. Написать всем вместе список желаний на следующий год.
8. Акт доброты: подарить игрушки/книги/сладости детям-сиротам, устроить «праздничный ужин» дворовым котам, собакам и птицам, подготовить соседу, прохожему или бездомному маленький подарок.
9. Наряжая елку всей семьей, устроить конкурс, победитель которого будет надевать звездочку (верхушку) на праздничное дерево.
10. Выбрать и посмотреть рождественский фильм всей семьей.
11. Готовиться к новогодней ночи под праздничную тематическую музыку.
12. Создать свой семейный вертеп в Рождество: смастерить звезду, нарядить кого-нибудь в козу, разучить колядки и поздравить соседей и родственников.
13. Смастерить всей семьей елочную игрушку, символизирующую события уходящего года.
14. Устроить квест-поиск подарков по всему дому. Спрятать подарки в разных местах, прикрепить к каждому записку с подсказкой для поиска следующего, а самый большой сверток спрятать под елку, но его распаковывать последним.
15. Прикрепить много-много пожеланий с теплыми словами на елочку, чтобы каждый гость в вашем доме получил одно для себя.
— Читайте также: Last call: Фантастические подарки и где их искать даже 31 декабря
Дух Рождества: необходимое милосердие
– ВЕСЕЛЫЕ СВЯТКИ! ВЕСЕЛЫЕ СВЯТКИ! ДА ПРОВАЛИСЬ ТЫ СО СВОИМИ СВЯТКАМИ! ДА БУДЬ МОЯ ВОЛЯ, – НЕГОДУЮЩЕ ПРОДОЛЖАЛ СКРУДЖ, – Я БЫ ТАКОГО ОЛУХА, КОТОРЫЙ БЕГАЕТ И КРИЧИТ: «ВЕСЕЛЫЕ СВЯТКИ! ВЕСЕЛЫЕ СВЯТКИ!» – СВАРИЛ БЫ ЖИВЬЕМ ВМЕСТЕ С НАЧИНКОЙ ДЛЯ СВЯТОЧНОГО ПУДИНГА, А В МОГИЛУ ЕМУ ВОГНАЛ КОЛ ИЗ ОСТРОЛИСТА.
Именно такими гневными рассуждениями и полным неприятием Праздника начинаются «Рождественские по вести» Ч. Диккенса, а вернее, первая – «Рождественская повесть в прозе. Святочный рассказ с привидениями». Что ж, если у Праздника есть положительный герой – Дед Мороз/Санта-Клаус, – значит, должен быть и герой отрицательный. Вот таким и стал на века мистер Скрудж, с легкой руки своего создателя Диккенса олицетворяющий прямое НЕПРИЯТИЕ Праздника.
Да и в самом деле, какой еще праздник, когда конец года, надо подводить годовой баланс, корпеть в поте лица на любой работе, чтобы результаты получились хоть на йоту получше.
У.П. Фрайт. Портрет Ч. Диккенса
Да и зачем все эти никому не нужные подарки?! Все равно большинство из них ни для чего не годится, ведь это все бесполезные безделушки. А пресловутое застолье?! Сколько денег, потраченных ради какого-то рождественского гуся или пудинга?
К чему это?! Разве неизвестно, что самая здоровая еда – овсянка на воде?! А украшения? Остролист и ветки омелы, елка, которая скоро засохнет, – они к чему?! А сколько денег на них угрохано…
Вот так рассуждал мистер Скрудж, это олицетворение скаредности, безрадостности и безнадежности жизни.
Да и какие надежды?! Их никогда не было и не будет…
Ну разве все это не похоже на брюзжание современных начальников? А ведь Диккенс писал еще в середине XIX века!
Но почему «начальники» так стремятся отнять у людей праздники? Да потому, что всякий (даже самый маленький) праздник, а тем более самый значимый в году – рождественско-новогодний – дает людям не просто веселье и передышку от тягот, но делает человека свободным, дает Радость Жизни. А свободный и радостный человек – счастлив. Ну а счастливые люди могут в этой жизни все. Они даже могут начать критиковать своих начальников. А потом и ослушаться. И даже сделать по-своему. То есть праздники дают людям освобождение от чужого морального ли, физического ли гнета, освобождение от чужой зависимости. Ну а освободившись от зависимости, человек обретает крылья. Так что те, кто поощряет праздники, устраивает их, дарит их людям, выступают на стороне Добра. А вот те, что запрещают праздники, отнимают радость жизни, – на стороне зла.
Словом, праздник, особенно такой традиционный, как смена года, – событие наиважнейшее. Обычно во всех странах на эти дни собираются вместе все члены семьи и друзья, чтобы почувствовать семейную и дружескую поддержку. Мы не станем вдаваться в разные обычаи. Наше дело – литература. Но чтобы понять атмосферу рождественской сказки, стоит упомянуть те традиции, о которых обычно говорится в книгах.
Вопрос первый: диккенсовский Скрудж ненавидит Святки. А что это за время?
Святки – это время от появления на небе Рождественской звезды (помните, мы говорили о вечере сочельника, когда вели речь о сказке Гофмана «Щелкунчик»?) до праздника Крещения Господня. То есть с вечера 24 декабря по 6 января. У нас по церковному календарю с 6 января (именно тогда у нас сочельник) до 19 января (Крещение).
Святочные дни – почти две недели – Праздники. Их праздновали всегда – сначала как языческие дни Солнцеворота, как календарные дни перехода светила с зимы на весну, потом как дни рождения и первых недель жизни Иисуса на земле. Но это всегда был Самый великий Праздник.
Раньше на Руси Святками назывались любые праздники, то есть святые дни/вечера/ночи. На Святки народ гадал, колядовал, веселился. Переводчики назвали Святками и дни рождественско-новогодних праздников в повестях Диккенса. Англичане называют эти дни – Yuletide, Christmastide.
Вопрос второй: Скрудж говорит про остролист. А как это растение фигурирует на английском Рождестве?
Думаю, вы знаете, что остролист относится к вечнозеленым растениям. То есть зимой символизирует вечную жизнь.
Им, а также другими вечнозелеными (например, можжевельником) растениями англичане украшают дома на Праздник.
Остролист часто присутствует на зимних праздниках. Старинная открытка
• Еще Диккенс упоминает омелу. Ее веточки с белыми «вечными» шариками-цветами развешивали по дому так, чтобы под ними проходили люди. И по обычаю те, кто сталкивался под омелой, должны были поцеловаться. Вот радость для влюбленных – верно? Напомню, нравы тогда были строгие (классический пример: взял за руку – веди под венец), а тут целые недели Святок с абсолютно легально дозволенными поцелуями. Недаром влюбленные всегда стремились как можно больше передвигаться по дому – глядишь, и встретишься под омелой.
• Упоминается также и рождественское полено. Это стариннейший обычай. В лесу веселой гурьбой родственников и друзей выбиралось дерево потолще. Из него и выходило громадное полено. Его клали в камин под Рождество. Считалось, если оно будет тлеть всю Святую ночь, а потом и день Рождества – это к счастью для всей семьи. Часто оставшиеся угольки собирали и хранили до следующего Рождества, высыпая потом на новое полено.
Рождественское полено, украшенное остролистом. Старинная открытка 1908 года
Словом, почитайте Диккенса. Он подробно и любовно (видно, и сам обожал Рождество) описывает разные праздничные традиции. Но мы говорим не о традиционности бытописателя. Мы говорим о другой традиции – о рождественской сказке. Ибо именно Диккенс первым из самых талантливых писателей мира начал РЕГУЛЯРНО издавать повести с описанием сказочных рождественских обычаев. Вот так и оформилась в декабре 1843 года прочная традиция сказки под Рождество. И если до той поры рождественская сказка издавалась от случая к случаю (издание альманахов сказок Гауфа в начале XIX века хотя и случилось, но в традицию не оформилось), то после «Рождественских повестей» Диккенса традиция сказки под Рождество не просто закрепилась, но стала заметным явлением литературы.
Так о чем же писала рождественская сказка середины XIX века? Вспомним слова Андерсена:
«Если только сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».
Вот и в сказочной стране такой подход стал универсален. Особенно близким оказался он для писателей, которых трудно представить работающими в жанре сказки. И все же они к ней обратились. Более того – привели сказку еще к одному пику славы. Речь идет о писателях-реалистах XIX века.
У камина в Рождество. Открытка начала XX века
Великий английский романист Чарлз Диккенс (1812 – 1870) как раз и принадлежал к настоящим реалистам. Однако не подумайте, что реализм XIX века – это нечто скучно-обыденное. О нет! Диккенс, конечно, прославился как автор остросоциальных романов, в том числе и романа о тяжелом детстве «Жизнь и приключения Оливера Твиста» (1839), однако он же снискал горячую любовь и за юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). Впоследствии он станет одним из родоначальников психологического детектива («Тайна Эдвина Друда» – жаль, не законченная!). Чарлз Диккенс воспринимал жизнь во всей своей полноте, знал, что вокруг много таинственного и неизведанного. И потому начал писать в жанре волшебных историй, как Андерсен. Правда, сразу же обратился к традиционным английским рассказам о призраках и привидениях.
В Англии своего времени Диккенс был воистину народным писателем, ибо его произведения читали все – и богатые и бедные. Неудивительно, что прогрессивный ученый-экономист, член правительственной комиссии по вопросам детского труда господин Смит именно его попросил выступить в печати за проведение закона об ограничении рабочего дня, особенно детского.
Активный и неутомимый Диккенс по-своему откликнулся на просьбу Смита:
«Когда вы узнаете, в чем дело… вы согласитесь с тем, что молот опустился с силой в двадцать раз, да что там – в двадцать тысяч раз большей, нежели та, какую я мог бы применить, если бы выполнил мой первоначальный замысел».
Писатель имел в виду свою задумку – обличить жестокое отношение к детям в цикле рождественских рассказов, публикуемых к празднику, который объединяет всех. Рождество – любимый праздник англичан, связанный со множеством традиций. В этот вечер вся семья в полном составе, включая даже самых забытых и дальних родственников, собирается за столом с рождественским гусем и пудингом. Собственно, гусь и пудинг только «приправа» к основному содержанию Рождества – праздничной встрече, объединению, примирению всех членов семьи.
Дж. Лич. Дух Марли. Иллюстрация к «Рождественской песни»
Учитывая это, Диккенс решил создавать к каждому празднику произведение, наполненное активной проповедью Добра, Справедливости и Милосердия. Именно так он видел социальную задачу писателя, искренне считая, что художественное произведение обладает большей степенью убеждения, чем речь оратора или статья публициста. Со всей силой художественного мастерства и жаром своего сердца Диккенс выступил в защиту униженных и оскорбленных, детей и взрослых, несправедливо притесняемых, вынужденных всю жизнь тяжело трудиться на фабриках или корпеть в конторах, яростно бичуя тех жестоких богачей, которые, благоденствуя за счет чужого труда, не желают никак помочь беднякам и облегчить их труд. Диккенс создавал произведения открыто морализаторские. Он обращался с проповедью как к богатым, так и к бедным, ратуя за улучшение доли бедняка и стремясь к нравственному исправлению богачей. Разве сумел бы он найти жанр, более пригодный для своих замыслов, чем сказка?
Так Диккенс пришел к уникальному сказочному направлению – так называемой фантастически-правдоподобной сказке. Хотя английский писатель не был первооткрывателем этого жанра. Здесь честь принадлежала, конечно, Андерсену с его «Сказками и историями».
Диккенс, как близкий друг великого сказочника, всегда приветствовал именно его «истории». Всем известно, как восторгался он «Старым домом» Андерсена. И вот в декабре 1843 года Диккенс тоже пошел по пути фантастически-правдоподобной сказки, опубликовав свою первую «Рождественскую повесть в прозе. Святочный рассказ с привидениями». Затем вышли еще четыре повести: «Колокола. Рассказ о Духах церковных часов» (1844), «Сверчок за очагом. Сказка о семейном счастье» (1845), «Битва жизни. Повесть о любви» (1846), «Одержимый, или Сделка с призраком» (1848).
Городские сказки. Старинная открытка
Диккенс печатал свой рождественский цикл вплоть до 1867 года. В каждом святочном (декабрьском) номере его журналов «Домашнее чтение», а затем «Круглый год» появлялась рождественская история, не всегда сказочная, но всегда с хорошим концом. Причем заваленный работой Диккенс часто писал эти рассказы в соавторстве, иногда со своим другом Уилки Коллинзом – автором знаменитых на весь мир «Лунного камня» и «Женщины в белом».
Сказочные рождественские повести Диккенса – это сложный сплав простых бытовых историй и волшебных возможностей. «Рождественская песнь», например, рассказывает о тяжелой, унылой жизни обычной лондонской конторы, в которую неожиданно вторглись Духи Рождества. «Сверчок» ведет речь о нескольких соседских семействах, страдающих от материальной и моральной зависимости от наглого богача Теклтона, но не теряющих своего собственного счастья, потому что они любят друг друга, и хранитель их счастья – сверчок за очагом – всегда готов спеть им свою веселую песенку.
События в сказках Диккенса происходят в обычной бытовой среде: в квартирах, домах, конторах его любимого Лондона. Это сугубо городские сказки, отражающие жизнь огромного мегаполиса, существующего по своим таинственным законам. Его герои – простые труженики, добрые, любящие, милосердные. Это и младшая сестренка, пожертвовавшая своим счастьем, отказавшись от любимого человека, зная, что его уже любит ее старшая сестра («Битва жизни»). Это и слепая девушка Берта, доброта и верность которой настолько велики, что она смогла полюбить даже скрягу Теклтона («Сверчок за очагом»). И конечно, это один из самых трогательных персонажей Диккенса – отец Берты, кукольный мастер Калеб, творящий истинные чудеса ради слепой дочери. Своими рассказами он превращает убогое жилище в роскошный дом, бедную одежонку – в богатую и даже рассказывает дочери только хорошее о Теклтоне, выдавая свои добрые поступки за его, теклтоновские. Жизнь всех этих людей полна тяжелой работы ради куска хлеба. Но они никогда не унывают, помогают и любят друг друга и потому счастливы, готовы простить обиду ближнему и пригреть его в своем кругу. Собственно, этим людям не нужно никакого волшебства. И потому, хотя Диккенс и вводит в свои сказки традиционных Духов Рождества («Рождественская песнь») или Духов Семейного Счастья, включая Сверчка, Чайник и Очаг («Сверчок»), Духов церковных часов («Колокола») или Призрака Памяти («Одержимый»), на самом деле все эти чисто сказочные персонажи не становятся настоящими властителями волшебства и вершителями судеб героев. Истинными волшебниками в сказках Диккенса выступают сами люди – добрые, работящие, заботливые. Милая, верная маленькая Мэри, которую все вокруг зовут Крошкой, окружает заботой и любовью своего усталого мужа, устроит счастье своей подруги, которой грозит свадьба с нелюбимым Теклтоном, и будет помогать, поддерживать старого Калеба и его юную дочь («Сверчок»). А славная тихая миссис Милли, у которой нет своих детей, сумеет стать настоящей матерью – заступницей, помощницей не только для бедных студентов колледжа, где она работает, но и для одинокого старика-преподавателя («Одержимый»). Волшебство диккенсовских сказок заключено не в сказочных чудесах, а в сердцах людей – любящих, помогающих, спасающих. Веком позже это явление определил русский сказочник Евгений Шварц – обыкновенное чудо. Именно так он назвал свою пьесу о любви, доброте и прочих обыкновенных чудесах жизни.
Дж. Лич. Дух нынешних Святок. Иллюстрация к «Рождественской песни»
Необходимо отметить обличительную и морализаторскую тенденцию диккенсовских сказок. Естественно, как писатель социальный, Диккенс не смог пройти мимо описаний тяжелых условий существования, бедности и даже крайней нищеты. В обличении таких типичных явлений современной ему жизни, как бесчеловечность, безжалостность, беспамятство богатеев, он не знал себе равных. Его отрицательные герои – злые волшебники. Они не только не помнят ничего хорошего, позабыв всех, кого любили когда-то и кому были всем обязаны. Они уже ненавидят просто сам род людской, разделяя человеконенавистнические взгляды своего философа-современника Мальтуса, считая, что лишним людям (а к лишним, конечно, относятся все те бедняки, что живут на свои скромные шиллинги да еще смеют жениться и плодить потомство) вообще лучше побыстрее исчезнуть, освободив старушку Землю. Злые волшебники Диккенса – это всегда богачи: наглый эгоистичный владелец кукольной фабрики Теклтон («Сверчок»); философствующий гордец Редлоу, мнящий себя величайшим ученым («Одержимый»), или жестокий эгоист, скряга и сквалыга Скрудж – скрытный, замкнутый, одинокий до такой степени, что душевный холод заморозил его изнутри («Рождественская песнь»). Сатирически обличительный, собирательный образ Скруджа, один из ярчайших в творчестве Диккенса, достиг такой силы, что его имя стало нарицательным.
Однако все эти злые волшебники современного мира, попортив немало крови окружающим, не могут одержать победу. Более того, взятые в оборот дружными героями и бытовыми носителями волшебства – добрыми Крошками Мэри и Милли, Калебами и Бобами, малютками Тимми и Джонни, – они теряли свою силу, ненависть и презрение. Даже призраки, духи и привидения в повестях Диккенса принимают сторону добрых героев. Сказка не просто торжествует – она открыто морализаторствует. Бесчеловечный лондонский делец Скрудж, напуганный страшными картинами своей будущей смерти, показанными ему Духами под Рождество, становится добрым хозяином, посылающим огромную индейку к рождественскому столу своего клерка, а сам с богатыми подарками отправляется к бедному племяннику. «Страшный» Теклтон, отказавшись от своих эгоистических злодейств, приходит с целым возом еды в нищий дом Калеба и, отплясывая с другими гостями, становится просто смешным чудаком. И не кажется ли вам, дорогие читатели, что все эти превращения и возможны-то только в сказке? Так что прав был писатель, выбрав именно этот жанр. Добрый и благополучный финал – вот самая большая фантазия, которую смог придумать Диккенс. Финал, который бывает только в сказке.
Дж. Лич. Третий дух. Иллюстрация к «Рождественской песни»
Рождественская индейка. Поздравительная карточка 1876 года
Издание рождественских книг стало очень популярным в Англии. В 1846 году к такому роду сочинений подключился второй великий реалист – Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1864) – автор знаменитого сатирического романа «Ярмарка тщеславия».
У.М. Теккерей
Теккерей всю жизнь мечтал о Собственном Доме, острее других понимал необходимость и значимость семьи. Дело в том, что жена писателя Изабелла после смерти их сына впала в депрессию, и ее пришлось препоручить заботам профессиональных сиделок. Сам Теккерей остался с двумя крошечными дочками, которым ему пришлось стать и папой и мамой. С тех пор тяга к домашнему теплу, душевному покою стала для него почти недостижимой мечтой. Может, поэтому Теккерей с таким энтузиазмом начал выпускать свои «Рождественские книжки». Он мечтал, как вся семья будет собираться у своего очага и читать вслух истории, интересные всем. В его рождественских новеллах есть рассказы о школьной жизни («Доктор Роззи и его юные друзья») и романтические повести, за которыми взрослые легко угадают веселую литературную пародию («Ревекка и Ровена»). Первая книжка «Бал у миссис Перкинс» вышла в 1846 году, затем Теккерей издал еще шесть рождественских книжек. Самой известной стала сказочная повесть «Роза и Кольцо» (1855). Она имела такой большой успех, что за первым последовали еще два издания. Правда, позже эта сказка почти забылась даже в Англии. Что уж говорить про нас – в Советском Союзе сказка вышла впервые только в 1970 году. И с тех пор появилась всего один раз – в Собрании сочинений писателя в 12 томах, естественно, в томе двенадцатом (1980). Сразу стоит оговориться, что Теккерей назвал свою пятую рождественскую книжку «Роза и Кольцо» (Тhe Rose and the Ring). Почему в русском переводе эти волшебные атрибуты переставлены – «Кольцо и роза», – загадка. Зато понятно, почему символы волшебства написаны с маленьких букв – так снижено их значение, доведено до простых розы и колечка.
Сказка Теккерея имеет два плана, переплетенные между собой. С одной стороны, это волшебная история заговоренных Розы и Кольца, которые приносят своим обладателям любовь, восхищение окружающих. Некая фея Черной Палочки дала Розу и Кольцо своим крестникам, желая посмотреть, что это им принесет. Могла бы и не экспериментировать. Ведь еще раньше другая фея, Розабельверде, наградила магическим даром уродца Цахеса – вживила в его шевелюру три волшебных волоска, – и окружающие начали воспринимать уродца венцом творения. О плачевных результатах этой прихоти можно прочесть в сказке Гофмана. Правда, теккереевская фея, как видно, не читала Гофмана. Но сама поняла свою ошибку. И в следующий раз, даруя другим крестникам волшебные Розу и Кольцо, в обязательном порядке награждала их и довольно большой долей житейских неприятностей. Такой поворот дел в сказочной стране явно говорил о том, что со времен романтиков феи середины XIX столетия многое поняли в своем волшебном ремесле.
Второй план «Розы и Кольца» – тот самый «фантастически-правдоподобный», столь любимый в английских сказках. Конечно, действие происходит в неких странах Пафлагонии и Понтии. Но постоянные напоминания о том, что принц мчался мимо Тауэра, принцесса училась по учебникам Англии, король вечно читал газеты, путешественники ездили в дилижансах, сапоги нужно чистить лучшей ваксой Уоррена, а кратчайшая дорога пролегает через обычные ворота лондонской заставы – все это говорит о том, что Теккерей рассказывал сказку, круто замесив ее на современной ему реальности. Собственно, сама сказка родилась так. Теккерею с дочками пришлось встретить Рождество вдали от дома, в Италии. Для своих и других английских детей писатель смастерил бумажных кукол, которыми так любят забавляться в Англии дети на Рождество. Про этих кукол он и рассказал сказку, записав ее в декабре того же 1854 года.
В литературной обработке Теккерей оставил форму кукольного театра, предлагая по ходу рассказа детям изобразить то одно, то другое. Он даже предпослал сказке разъяснительное название: «Домашний спектакль, разыгранный мистером М.А. Титмаршем».
У.М. Теккерей. Иллюстрация к сказке «Роза и Кольцо»
Действительно, «История принца Обалду и принца Перикориля» – тех самых, кому достались Роза и Кольцо, напоминает истории смешного Панча, героя народного английского кукольного театра. Для детей – это просто веселые, насмешливые истории о том, что даже принц Обалду может стать приятным молодым человеком, если полюбит принцессу Анжелику. А принц Перикориль, тоже дурень дурнем, поступит в университет, начнет учиться и завоюет сердце красавицы Розальбы. И конечно, будет посрамлена жестокая и глупая, вредная старуха Спускунет. Заметили, какие звучные, говорящие имена в этой сказке? Недаром взрослые прочтут на ее страницах и бытовую, и политическую сатиру. Именно создание остросатирической сказки будет вкладом Теккерея в развитие волшебного жанра. И еще – именно с его «Рождественских книг», в том числе с «Розы и Кольца», начнется содружество словесного и изобразительного искусства в этом жанре. Дело в том, что Теккерей сам проиллюстрирует «Розу и Кольцо», и впоследствии так же поступят сказочники разных стран (Киплинг, Экзюпери, Янссон и др.).
«Роза и Кольцо» имела странное воздействие на последующее развитие литературной сказки. Хотя само произведение Теккерея почти забылось (вот уж – таинственный парадокс!), его образы и мотивы имели самые разные продолжения в сказках XIX – XX столетий (Оnce on а Тimе А. Милна, «Пиноккио» К. Коллоди, «Чиполлино» Д. Родари и др.). Неудивительно, что некоторый отголосок «Розы и Кольца» можно встретить даже в киносказке. Сценарист Г. Полонский и режиссер Л. Нечаев сняли удивительно тонкий и поэтический киномюзикл «Не покидай!», где парадоксальным образом преломились сюжетные линии «Розы и Кольца».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Рождество – один из самых семейных праздников. В Святой Вечер все члены семьи собираются в родительском доме на Святую вечерю. Чтобы этот светлый праздник не превратился в обычное застолье, ХОЧУ предлагает несколько идей для встречи Рождества в кругу семьи.
В Украине православные празднуют Рождество в ночь с 6 на 7 января. Чтобы праздник стал интересным для каждого из членов вашей семьи, предлагаем несколько вариантов того, чем можно заняться в этот день.
Погадайте
Если вы еще не встретили свою вторую половинку, не упустите свой шанс погадать на суженого. Ведь известно, что рождественские гадания — самые верные! Если же с любимым вы уже определились, тогда просто погадайте на будущее. Уверены, дети с радостью составят вам компанию. Варианты несложных гаданий вы найдете .
Сходите на рождественскую ярмарку
В большинстве городов Украины в это время проходят рождественские ярмарки и народные гуляния. Вы сможете увидеть театрализованное представления и выступления фольклорных коллективов, поучаствовать в зимних забавах, купить рождественских сувениров.
В Киеве можете посетить ярмарку под Аркой Дружбы народов, где продолжается фестиваль «Арка Подарков». Здесь в дни рождественских каникул можно попробовать традиционные блюда всего мира, которые обычно готовят на Рождество. А 6 января здесь обещают яркую развлекательную программу при участии вокальных коллективов. Самых маленьких посетителей зовут на мастер-классы в домик Резиденции Деда Мороза.
В рождественском поселке на Театральной площади (ул. Владимирская, 50), с 6 по 12 января пройдут Рождественские вечорницы. В программе – выступления ансамблей, которые будут исполнять рождественские колядки.
В Киевском зоопарке (просп. Победы, 32), 6 января готовят познавательную программу для детей. Им предложат принять участие в мастер-классе по изготовления кормушек и домиков для пернатых. Начало мастер-класса в 12:00. Также зоологи сада расскажут много интересного о птицах и их повадках.
Отправьтесь колядовать
Возьмите с собой детей и пройдитесь по соседям с колядками. Такая колядка наверняка не оставит никого равнодушным! А если в вашей семье кто-то играет на баяне, сопилке или гитаре, — тогда вашей коляде цены не будет!
Послушать колядки и щедривки в профессиональном исполнении можно будет на фестивале рождественских песен «Рождественский перезвон». Он пройдет в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры 15 января в 17:00. Здесь вы сможете услышать пение известных церковных и светских хоровых коллективов из Европы и Украины.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ — Где и как в Киеве отпраздновать Рождество 2014
Провести Рождество с колядками и кутьей преглашает Евромайдан. На главной площади страны в праздник будут представлены двенадцать блюд, главным среди которых будет кутья двух сортов. В праздничном меню предусмотрены также несколько сортов пампушек, блюда казацкой кухни и пр. Кутью сварят в больших котлах на Майдане.
Также в течении 6-7 числа на Майдане будут проведены праздничные молебны. Уже сформирована программа выступления вертепов, а также предусмотрены подарки для евромайдановцев. Получить их сможет тот, кому достанется пампушка со специальной монеткой внутри. Предъявив эту монетку можно будет получить сувенир.
Приготовьте подарки крестникам
В этот день детям можно подарить не только игрушки и конфеты, но небольшую сумму денег. Если у вас нет крестников, сделайте подарки детям друзей и знакомых. Что подарить на Рождество читайте .
Устройте семейный ужин
Рождество – самый семейный праздник. Проведите его в кругу семьи и самых близких людей. Даже если вы не любитель застолий, в это день долгий семейный ужин будет как никогда к месту. Ведь главное то, что в этот день вся семья может воссоединиться вместе, забыть все обиды и недомолвки и просто радоваться тому, что в этом мире, есть люди, которые в любой ситуации поддержат вас и встанут на вашу сторону. А что касается непосредственно застолья, то рецепты лучших рождественских блюд вы найдете .
Сходите в храм
Даже если вы не очень набожный человек, в этот день стоит сходить в храм, послушать вечернюю рождественскую службу и рассказать детям об истоках праздника. Отправиться в храм можно и утром 7 января на рождественскую литургию. Подготовиться к всенощной службе помогут наши советы, которые вы можете прочитать .
Приготовьте кутью
Кутья – традиционное рождественское блюдо из цельных зерен пшеницы, которое готовят в канун Рождества. Если вы еще ни разу сами не готовили это блюдо – пришло время это сделать! Кутья символизирует достаток и благополучие семьи в наступившем году. Зерно пшеницы – символ воскресшей жизни, мак – достатка, а мед – здоровья. Чем богаче кутья на столе, тем удачнее будет год для всей семьи. Топ-пять рецептов приготовления кутьи на любой вкус вы найдете . Счастливого Рождества!
Влада Креуш
Рождество – это великий праздник в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Праздник считается одним из главных в христианской культуре и является официальным более, чем в 100 странах мира. Никто не поспорит, что Рождество Христово – это самый радостный и семейный праздник.
Католики и другие протестантские конфессии отмечают Рождество 25 декабря, а церкви, использующие юлианский календарь (включая русскую православную церковь) празднуют Рождество Христово 7 января.
Согласно Библии, в этот день, более двух тысяч лет назад, в городе Вифлееме случилось чудо – появился на свет Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился путём непорочного зачатия от Девы Марии, Богородицы.
Когда Христос пришёл в этот мир, Он не был встречен почётом и изобилием. Он родился в пещере, а первыми Его гостями были простые пастухи. Тем временем с востока с дарами Царю Мира шли волхвы, которых на верный путь направила чудесная звезда. Волхвы преподнесли в дар Младенцу золото, ладан и смирну. Эти дары имеют глубокое символическое значение: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть.
Рождеству Христову предшествует сорокадневный Рождественский пост. А в предпраздничный день соблюдается наиболее строгий пост – в этот день нельзя есть и пить до появления первой звезды. После Рождества наступают святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
В православной традиции Рождество Христово сопровождается торжественным богослужением, которое повторяется трижды: в полночь, на заре и днём. Эта традиция олицетворяет Рождество в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
После праздничной службы все возвращаются домой и накрывают богатый стол. На Рождество обычно подают 12 блюд, которые символизируют 12 апостолов и 12 дней святок. Ну а самым любимым рождественским угощением принято считать рождественского гуся и имбирное печенье.
Празднование Рождества гармонично объединяет церковные и народные традиции. Самым распространённым рождественским обрядом являются колядки. Так же принято украшать жилище наряженным деревом ели, которое символизирует райское дерево.
Рождество – это семейный праздник. В этот вечер принято собираться за большим общим столом и праздновать рождение Христа. А отметив Рождество в кругу семьи можно отправиться на городские гуляния.
Ещё одной приятной рождественской традицией являются подарки. Специально для жителей Челябинска с 13 по 16 декабря пройдёт предпраздничная выставка «Рождественский базар». Посетив это мероприятие, вы получите отличную возможность приобрести лучшие подарки для близких и родных и окунуться в атмосферу приятных праздничных приготовлений.