Отсюда я с ними проделал весь цикл паломничества в Святой Земле, не только присматриваясь издали ко многим невзгодам, сыпавшимся на голову русских паломников, но и испытывая их на собственной спине. Это дало мне возможность видеть, слышать и испытать гораздо более, чем другим интеллигентным паломникам, даже обращавшим своё особенное внимание на любопытное движение русского паломничества, но не решившимся влезть в шкуру простого серого богомольца».
Так писал известный русский путешественник А. В. Елисеев, посетивший в 1884 году Палестину по заданию Палестинского общества, о котором я хочу рассказать сегодня. Палестинское общество, сообщал А. В. Елисеев, «озабочиваясь бытом и положением русских паломников в Святой Земле, поручило мне посетить Палестину снова, пробыть там время самого горячего паломнического периода и изучить во всех деталях русское паломническое движение».
…Интерес России к Ближнему Востоку и библейским местам в Палестине не был случайным и объясняется рядом религиозных и политических факторов. Захват турками в 1453 году столицы Византии — Царьграда, или Константинополя, привел к резкому ослаблению восточной церкви. Император Константин XI был убит в схватке с турками, а его брат Фома Палеолог, ставший законным наследником престола, укрылся в Риме в качестве почетного беженца. С ним были сыновья Андрей, Мануил и дочь Зоя, которая в 1472 году при содействии римского папы Павла II стала под именем Софьи женой великого московского князя Ивана III. С тех пор все московские князья и русские цари считали себя законными наследниками Византии и на этом основании выступали как защитники христиан православной церкви в границах Османской империи. Двуглавый византийский орел стал государственным гербом России.
Восточные православные патриархи, попавшие в тяжелое положение, всячески настраивали русское духовенство на роль защитников вселенской церкви и её святынь на территории Палестины. Иерусалимский патриарх Паисий в 1649 году высказывал царю пожелание, чтобы «Бог сподобил его наследовать престол царя Константина». С момента падения Царьграда на Руси официально утверждалась мысль о том, что подлинной и единственной хранительницей христианского благочестия является Русская православная церковь, что Москва — это «третий Рим», наследник Рима первого и Рима второго — Царьграда, который был наказан Богом за отступничество от истинной веры и отдан «во власть неверных». Естественно, что в этом направлении развивались при финансовой и политической поддержке властей миссионерская деятельность православной церкви и активная работа по организации паломничества русских людей к библейским ме стам в Палестине. Первая духовная миссия в Иерусалиме для обслуживания паломников из России была основана в 1847 году. Год спустя идею создания «всероссийского неправительственного Палестинского комитета для поддержания православия в Сирии и Палестине» высказывали известные путешественники на Ближний Восток А. С. Норов и А. Н. Муравьев. Российский МИД, по словам русского арабиста А. Е. Крымского, «питал опасения», что действия Палестинского комитета могут пойти вразрез с линией дипломатических представителей и породят путаницу и неразбериху на Ближнем Востоке. Поэтому поданная царю Николаю I ходатайственная записка архимандрита Порфирия, руководителя духовной миссии в Иерусалиме, была отклонена царем с рекомендацией глубже обдумать эту идею. Тем не менее в 1853 году был учрежден Палестинский комитет при МИД России, который начал активно скупать земельные участки, возводить на них здания и подворья для русских паломников.
Поражение в Крымской войне 1853 — 1856 годов лишило Россию монопольного «права» защиты христиан в границах Османской империи. В Палестину началось активное проникновение католических и протестантских миссионеров. Однако Россия не желала отставать от своих конкурентов. И в конце 50-х годов XIX века русская духовная миссия в Иерусалиме вновь попыталась развернуть свою деятельность как в самой Палестине, так и в Сирии, Ливане и Египте. При активной поддержке царя Александра И в 1864 году вместо Палестинского комитета была создана Палестинская комиссия, которая также действовала при российском МИД. Она продолжала скупать земли и строить на них церкви, больницы и приюты для русских паломников и местных православных арабов, изучать историю Палестины и сопредельных стран. Именно в этот период была приобретена большая часть участков в различных районах исторической Палестины. Так, недалеко от Вифлеема, в деревне Бейт-Джала, были приобретены два участка, на которых имелись несколько строений, где впоследствии были размещены женская семинария, амбулатория и особняк руководителя духовной миссии архимандрита Антонина. В этот же период были приобретены участок на Масличной горе близ Иерусалима, несколько участков близ Назарета и Иерихона, земельные владения в сопредельных странах Ближнего Востока.
В 1881 году Иерусалим посетили великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович и Константин Константинович. Ознакомившись на месте с деятельностью «русских палестинцев», католической и протестантской миссий, они активно поддержали идею создания единого частного общества, которое взяло бы на себя заботу об организации паломничества в Палестину. С их помощью удалось в мае 1882 года создать Православное Палестинское общество с защитным титулом «Императорское». Протокол первого общего собрания гласил: «Православное Палестинское Общество, по получении утвержденного 8 мая сего года устава Общества, с позволения Его Императорского высочества великого князя Сергея Александровича, изъявившего согласие свое на принятие звания председателя общества, постановило: 21 мая сего года, в 2 часа дня, открыть свои действия, о чем были предварительно уведомлены все члены — учредители общества».
Среди учредителей и активных членов общества были семь членов царствующего дома Романовых, а также известные политические и религиозные деятели, деятели русской культуры. В их числе были, например, путешественник и общественно-политический деятель В. Н. Хитрово, который считался главным вдохновителем и организатором общества, профессора В. Г. Васильевский, А. А. Дмитриевский, И. Е. Троицкий, поэт и драматург Т. И. Филиппов, археолог М. А. Веневитинова, историки Д. Ф. Кобеко и А. А. Олесницкий, уже известный нам путешественник и врач А. В. Елисеев и другие.
Любопытно отметить, что МИД России и на этот раз прохладно встретил рождение нового общества, поглотившего Палестинскую комиссию и Палестинский комитет. Ни русский консул, ни патриархия в Иерусалиме по дипломатическим соображениям не взяли на себя смелость поздравить общество даже со столь именитым составом. Только архимандрит Антонин послал приветственную телеграмму в адрес председателя общества.
Архимандрит Антонин известен среди востоковедов своими археологическими открытиями и ревностным приобретением земельной собственности. В 1883 году он начал раскопки в 150 метрах от Храма Гроба Господня на участке, где еще за 40 лет до этого прусский консул Шульц обнаружил остатки стен древних христианских памятников. Этот участок был приобретен русским консульством в Иерусалиме и сейчас известен под названием Александрийского подворья (по имени церкви Александра Невского, там построенной), или Русских раскопок. Это подворье находилось всегда в ведении Российского Палестинского общества. В 1966 году во время поездки в Иерусалим я посетил это подворье, в котором имелось 11 комнат для паломников высокого ранга. Мне показали покрытый стеклом кусок скалы, бывший порог городских ворот, через которые, по библейской легенде, был выведен за пределы города приговоренный к распятию Христос. Смертную казнь приводили в исполнение за пределами городской черты, и можно предположить, что именно через эти ворота, ближе всего находившиеся к холму, называемому Голгофа, выводили приговоренного к смерти Христа. В стеклянных витринах маленького музея сложены тяжелые вериги, которые несли на себе во время «хождения в святу землю» русские паломники, а также вышитые бисером и жемчугом украшения, изготовленные монахинями. В подворье — картинная галерея, где есть полотна И. Е. Репина, других русских художников.
Палестинское общество, хотя и считалось частным и находилось на первых порах в натянутых отношениях с МИД, быстро набирало силу. Это объяснялось не только поддержкой церкви и царской семьи, но и огромными средствами, которыми располагало общество. С 1889 года по ходатайству Палестинского общества государственное казначейство России ежегодно выделяло ему субсидию в размере 30 тысяч рублей. В бюджет общества поступали и ежегодные членские взносы по 25 рублей с человека. Но главный источник — «кружечный» сбор по всем церквам Российской Империи в вербную субботу и вербное воскресенье — в день празднования «входа Господня в Иерусалим», были и другие пожертвования. Годичные расходы общества в 1895 году, по свидетельству современника, составили 532 945 золотых рублей, причем только с членов было собрано 75 тысяч. Эта огромная по тому времени сумма расходовалась довольно рационально.
В нашей политической литературе нередко можно встретить утверждение о том, что общая низкая культура русских церковников, их неумелая деятельность за рубежом до Октябрьской революции не оправдывали огромных расходов на содержание духовных миссий за рубежом и других частных и государственных религиозных учреждений. Это утверждение не соответствует действительности в том, что касается Палестинского общества.
Деятельность общества развивалась по трем направлениям: организация паломничества в Палестину, благотворительная деятельность и научные исследования. К 1914 году общество на правах собственности имело в Палестине, Сирии и Ливане земельные участки общей площадью более 270 гектаров, часть которых была приобретена на собранные в России средства, а часть получена в дар от православных арабов. В свою очередь Палестинское общество передало ряд земельных участков в дар государству, юридическим представителем которого был русский консул в Иерусалиме, и Русской православной церкви. В Иерусалим ежегодно (особенно перед Пасхой) стекалось 10 — 12 тысяч человек, которые устраивались и обслуживались русскими учреждениями в Палестине. Каждый паломник платил 57 рублей в качестве транспортных расходов за поездку от Петербурга до Иерусалима и обратно и по 13 копеек в день за койку в подворье, за обед из двух блюд и чай. Такая поездка, безусловно, стоила дороже, но Палестинское общество предоставляло дотацию. Большая часть паломников были простые русские люди, которые поездкой в Палестину выполняли свой религиозный долг. А. В. Елисеев писал: «Посетив ещё раз Палестину (через 9 лет после первой поездки. — Прим, автора), я был приятно поражен благотворной деятельностью Общества, уничтожившего или облегчившего многие нужды русского паломничества в Святой Земле».
Сегодня мы можем откровенно сказать, что русское паломничество, так четко налаженное до 1917 года, в настоящее время фактически заморожено. Причем вопрос не только в политической нестабильности на Ближнем Востоке, но и в отсутствии организации, которая могла бы взять на себя подготовку и осуществление этого дела. Не будем закрывать глаза: среди нас, советских граждан, есть верующие, для которых поехать в Иерусалим, побывать в Храме Гроба Господня и прикоснуться к христианским святыням — нравственная и духовная потребность. Уважать ее обязаны представители официальных властей, да и все общество. Более того, на мой взгляд, мы обязаны содействовать реализации этого желания.
О просветительской роли Палестинского общества сказано и написано немало. Только в одном Иерусалиме в 1893 году было 15 школ и классов Палестинского общества, в которых обучались 1200 детей. В 1912 году в Палестине, Сирии и Ливане работали уже 101 школа и две учительские семинарии с интернатами, принадлежащие Палестинскому обществу. В Палестине женская семинария находилась в Бейт-Джала, а мужская — в Назарете. В женской семинарии, где готовились учительницы для женских школ, работали выпускницы петербургской гимназии Стоюниной и курсов Лесгафта. В мужской семинарии, в школах преподавали питомцы русских учительских институтов, восточного факультета Петербургского университета и Московского Лазаревского института восточных языков. Программа этих школ соответствовала программам светских школ России и включала русский, арабский, греческий и французский языки, арифметику, географию, священную историю и закон божий. Палестинское общество создавало и бесплатные больницы, причем на службу принимались даже врачи, окончившие медицинские факультеты протестантских и католических университетов.
В Палестине не было создано (в отличие от протестантов и католиков) русского высшего учебного заведения. Лучшие ученики для продолжения образования выезжали в Россию. Они стали той живой нитью, которая связала Россию и Палестину, послужила взаимному обогащению наших культур. Арабские просветители, писатели и переводчики, окончившие русские школы, перевели на арабский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького. Многие, приезжая в Россию, оседали в нашей стране и принимали участие в подготовке русских и советских востоковедческих кадров. Здесь я хочу упомянуть своего профессора арабского языка Кульсум Оде, которая, будучи учительницей в назаретской женской школе, вышла в 1914 году замуж за русского морского офицера И. К. Васильева. Клавдия Викторовна Оде-Васильева была добрым наставником целого поколения советских арабистов. Ее воспоминания «Взгляд в прошлое», опубликованные в 1955 году, читаются с большим интересом.
Одну из своих задач общество видело в изучении истории Палестины и сопредельных стран. С этой целью оно привлекло крупных русских ученых Н. А. Медникова, А. Цагарели, И. Ю. Крачковского, Н. Я. Марра и других. До Октябрьской революции общество выпустило 62 «Палестинских сборника». Следует особо упомянуть о работе русского арабиста Н. А. Медникова, автора 4-томного труда «Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов», вышедшего в свет в начале века. НА.Мед-ников работал над арабскими источниками около 15 лет, причем по инициативе Палестинского общества. Одновременно Н. А. Медни-ков совместно с И. Л. Ломяловским редактировал карты Палестины, читал лекции в научном кружке «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», разрабатывал учебные программы для русских школ в Палестине, Сирии и Ливане. Л. Каэтани, признанный авторитет в арабистике, считал, что работа Н. А. Медникова «представляет эпоху в изучении арабо-мусульманской истории». Активно работал в Палестинском обществе и исследователь арабской литературы академик И. Ю. Крачковский, который в 1915 году был избран членом общества и до своей смерти в 1951 году оставался его председателем. Книга И. Ю. Крачковского «Над арабскими рукописями», выдержавшая 4 издания, для многих стала первым увлекательным открытием в мире арабистики. В Палестинском обществе активно работал и профессор Х. К. Баранов, автор первого и единственного фундаментального арабско-русского словаря.
Октябрьская революция 1917 года внесла существенные перемены в судьбу Палестинского общества. Оно, естественно, потеряло титул «Императорское» и определение «православное», стало именоваться Российским Палестинским обществом (РПО). 29 августа 1919 года Советское правительство включи; ло РПО в систему Академии наук России. Была признана его юридическая правопреемственность на всю собственность, научную и просветительскую деятельность Палестинского общества на территории нашей страны и за границей. 9 декабря 1922 года Главнаука Наркомпроса РСФСР утвердила первый после революции его устав. Советское правительство конфисковало все авуары общества в русских банках, 4-этажный дом в Петрограде, где размещались штаб-квартира общества и его библиотека. Сегодня можно поставить под сомнение целесообразность конфискации собственности Палестинского общества, которая была приобретена в России и за ее пределами на собранные в церквах русскими богомольцами средства или получена в качестве дара.
Неопределенной оказалась судьба зарубежных владений общества. Эмигранты из Советской России создали так называемую Карловацкую церковь и параллельное Палестинское общество, которые заявили о своих претензиях на наше имущество за рубежом. Часть земельных владений, принадлежность которых не оспаривалась правительством Израиля, была продана Советским государством в 60-х годах, но кое-что осталось. Советские журналисты, побывавшие в Иерусалиме, сообщают, что там, на Русской площади, находится закрытое здание РПО, а некоторые строения сохранили на фронтонах эмблему общества.
После Октябрьской революции РПО лишилось финансовой поддержки Русской православной церкви, прекратило благотворительную и просветительскую деятельность за рубежом и организацию паломничества. Его включение в систему Академии наук СССР привело к тому, что усилия членов РПО в основном сосредоточились на исследовании истории Палестины и древних цивилизаций на Ближнем Востоке. Возникновение Государства Израиль внесло новые моменты в научную деятельность общества. В РПО появилась большая группа ученых, которые специализируются на современной проблематике, различных аспектах арабо-израильского конфликта и ближневосточного урегулирования. Возрождение деятельности РПО относится к началу 50-х годов нашего столетия. В это время в Израиль прибыли два представителя общества, возобновлено было издание «Палестинского сборника». Однако трудный послереволюционный период не прошел бесследно.
Часть библиотеки — около 12 тысяч томов религиозной литературы — была списана в макулатуру. Как рассказывают очевидцы, книги были сброшены в подвал академической библиотеки в Ленинграде и ждали своей очереди для отправки на переработку. Однако произошло наводнение, подвалы залило водой. Спасая находившееся там имущество, обнаружили и эти книги. Работавший в библиотеке архимандрит Иннокентий, сотрудник Издательского отдела Московского патриархата, сумел договориться и перевезти 8 тысяч уцелевших томов в Москву. Вторая часть библиотеки сейчас находится в Казанском соборе в Ленинграде — в Музее истории религии и атеизма.
Перестройка нашего общества, демократизация и гласность открывают перед РПО широкие возможности. Планируется установить и расширить контакты с научными и общественно-культурными учреждениями и организациями в Советском Союзе и за рубежом, в том числе и в Израиле, для выполнения совместных научно-исследовательских ПРО~ грамм, проведения конференций, семинаров и обмена информацией. Первый шаг в этом направлении уже сделан: в январе 1990 года в Москве состоится международный симпозиум «Россия и Палестина: религиозно-культурные связи в прошлом, настоящем и будущем».
Живой контакт сохраняет РПО с Русской православной церковью. Многие члены общества участвовали в грандиозных мероприятиях празднования 1000-летия крещения Руси, в международных конференциях по вопросам духовной культуры, защиты и сохранения исторических памятников и реликвий русского православия. Церковь представлена в обществе своими иерархами и клириками, учащимися Духовной академии Московского патриархата.
В наших планах есть идея возобновить паломничество верующих в Палестину. Она поддерживается многими общественными и религиозными организациями, хотя для ее реализации нужны определенные условия, в том числе и политические. Мы будем рады использовать свой опыт для организации этого благородного дела.
Наше общество принимает участие в работе различных общественных организаций и фондов. РПО выступило одним из учредителей Союза духовного возрождения отечества, собрание которого состоялось в марте прошлого года в бывшем храме Св. Власия на улице Рылеева в Москве. В этом отношении нашим настроениям импонирует высказывание ставшего ныне модным дореволюционного русского философа В. Соловьева о том, что патриотизм — в его истинном и положительном смысле — это не ненависть к инородцам и иноверцам, а деятельная любовь к своему страдающему народу.
Между тем возможности РПО сегодня весьма скромные. Общество занимает две небольшие комнаты в здании Института философии АН СССР. Негде даже разместить архивы и библиотеку. Дотация АН СССР при всем доброжелательном отношении со стороны Отделения истории не может считаться достаточной. Её сумма была утверждена еще в начале 50-х годов и с тех пор не менялась. Взносы членов РПО (2 рубля в год) также не могут существенно облегчить наше финансовое положение. Нам не хватает средств на издание трудов, оплату командировочных расходов двух штатных сотрудников, организацию научных встреч. Мы не можем изготовить свои эмблемы, значки и другую символику. Российское Палестинское общество, внесшее заметный вклад в национальную культуру и развитие духовности русского народа, влачит жалкое существование. Мне представляется, что любое научное учреждение, предприятие или кооператив могли бы посчитать за честь оказать помощь старейшему добровольному обществу России. Любой такой жест будет нами воспринят с искренней благодарностью.
Так Махмуд Аббас отреагировал на заявление Нетаньяху о том, что следует распространить суверенитет Израиля на палестинские территории с еврейскими поселениями, сделанное им после утверждения состава правительства Израиля Читать в полной версии (Фото: Reuters)
Президент Палестины Махмуд Аббас объявил о прекращении действия всех соглашений, которые были заключены частично признанным государством с Израилем и США, из-за намерений Тель-Авива присоединить палестинские земли. Об этом сообщает агентство WAFA.
«С сегодняшнего дня Палестина освобождается от всех соглашений и договоренностей с правительствами США и Израиля и от всех обязательств, основанных на этих договоренностях и соглашениях, в том числе в сфере безопасности», — заявил Аббас.
По его словам, Вашингтон ведет несправедливую политику по отношению к палестинскому народу. «Мы считаем американскую администрацию полностью ответственной за притеснения палестинского народа и считаем ее главным партнером израильского оккупационного правительства во всех его агрессивных и несправедливых решениях и мерах против нашего народа», — сказал он.
Как отметил Аббас, 19 мая Палестина намерена завершить процесс подписания соглашений о присоединении Палестины к международным соглашениям и конвенциям, к которым она еще не присоединилась.
«Мы подтверждаем нашу приверженность урегулированию палестино-израильского конфликта на основе решения о создании двух государств с нашей готовностью принять присутствие третьей стороны на границах между ними», — добавил Аббас.
Это заявление президент Палестины сделал на фоне того, что 17 мая Израиль утвердил состав правительства после почти года неопределенности. Согласно коалиционному соглашению партий «Ликуд» и «Кахоль-Лаван», действующий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху останется на посту в течение 18 месяцев нового правительственного срока. В этот период лидер «Кахоль-Лаван» и политический противник Нетаньяху Бени Ганц будет исполнять обязанности заместителя премьер-министра и министра обороны. Он займет премьерское кресло на вторую половину срока, тогда как Нетаньяху перейдет на должность заместителя премьера.
После оглашения коалиционного соглашения Нетаньяху заявил о том, что пришло время распространить израильский суверенитет над палестинскими территориями на Западном берегу реки Иордан и в Иорданской долине, на которых расположены еврейские поселения.
В конце января президент США Дональд Трамп на совместной пресс-конференции с Нетаньяху в Вашингтоне объявил ключевые положения так называемой сделки века — плана мирного палестино-израильского урегулирования, в основе которого лежит взаимное признание двух государств. В их число вошло признание суверенитета Израиля над существующими еврейскими поселениями на Западном берегу Иордана, а также отказ Палестины от вооруженной борьбы. Кроме того, США предложили сделать «неделимый» Иерусалим столицей Израиля, а «Восточный Иерусалим» — столицей Палестины. США предложили неразрывно связать состоящую из сектора Газа и Западного берега реки Иордан территорию Палестины скоростным транспортным сообщением. Против сделки века выступили палестинский лидер Махмуд Аббас и арабские государства.
Российские власти, комментируя это предложение, заявляли, что предложенная сделка не соответствует резолюциям Совета Безопасности ООН по ближневосточному урегулированию. В декабре 2016 года Совбез ООН принял резолюцию 2334 с требованием прекратить израильскую поселенческую деятельность на оккупированных территориях. Израиль тогда отказался выполнять положения документа.
ПАЛЕСТИНСКИЙ ВОПРОС: МИРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЛИ ЦИКЛИЧЕСКИЙ ВОЗВРАТ В ТУПИК
Т.М. Халайла
Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В данной статье рассматривается феномен мирного сопротивления, который применяется палестинцами в условиях палестино-израильского конфликта. Основным тезисом статьи выступает вопрос эффективности данного метода в условиях безразличия и отсутствия интереса по отношению к нему со стороны западных информагентств, а также мера ответственности государства Израиль, которое игнорирует все попытки мирных инициатив. Вывод статьи заключается в том, что в подобных условиях могут появиться новые радикально настроенные группировки, которые отбросят невооруженный метод как неэффективный, что снова приведет к эскалации конфликта.
Ключевые слова: Палестина, Израиль, палестинское мирное невооруженное сопротивление, методы сопротивления, ФАТХ, ХАМАС, Исламский джихад, НФОП.
У многих специалистов и исследователей Ближнего Востока возникает вопрос: почему палестинцы отошли от завоеванных позиций и почему на палестинских территориях не было того, что называют «арабской весной»? Однако факты говорят о прямой несостоятельности такого вывода. Эти факты заключаются в том, что в 2012 г. палестинцы на палестинских территориях, в Ливане и других точках Ближнего Востока вступили в так называемую мирную борьбу.
Данный термин редко встречается в западных средствах массовой информации. Вероятно, одной из причин непопулярности этого термина в западных СМИ заключается еще и в том, что акции движения палестинского мирного сопротивления были практически полностью проигнорированы информационно, даже несмотря на то, что это движение объединило все основные политически активные организации Палестины, в том числе «ФАТХ», «Исламский джихад» «ХАМАС» и Национальный фронт освобождения Палестины.
Очевидно, что если Запад не обратит внимание на мирные инициативы палестинцев, то это может привести к тому, что многие палестинцы разочаруются в гражданском мирном сопротивлении и, соответственно, придут к убеждению, что данный способ сопротивления значительно уступает вооруженному в эффективности.
Другим важным моментом является то, что настоящее мирное движение сопротивления в регионе прямо связано с невооруженной борьбой на палестинских территориях в 1987 г. Профессор Американского университета Бейрута Рами За-рик утверждает, что «конечно же, первая палестинская интифада повлияла на интифады такого характера в других арабских странах».
С другой стороны, Рами Зарик говорит, что верным является и утверждение обратного: «Интифады в арабских странах ради Палестины постоянно подпитывают Палестину, также как Палестина подпитывает интифады в других арабских странах» .
Палестино-израильский мирный процесс, например в Ливане, не встретил народной поддержки. Согласно информации, просочившейся из палестинских кулуаров власти, представители палестинской стороны готовы были отказаться от права возврата палестинских беженцев на родные земли, от права, который признан легитимным Постановлением Совета Безопасности ООН № 194.
Нет ничего удивительного в том, что такой возможный отказ от права возвращения беженцев не встретил народной поддержки, так как только в одном Ливане их проживает порядка 400 тысяч.
Тем не менее, реакция народных масс на подобное развитие событий в последнее время претерпела значительные перемены. Если раньше значительная часть палестинцев, проживающих в Ливане, поддерживала вооруженное сопротивление, так как считала, что это единственный способ вернуть свои попранные права, то в настоящее время они стали поддерживать тактику мирных протестов.
Новая волна палестинского мирного гражданского сопротивления в Ливане началась 15 мая 2011 г. в день памяти Накбы — народной катастрофы, которой называют исход палестинцев в 1948 г. Более 50 тысяч палестинских беженцев вышли на улицы для участия в мирной манифестации поблизости от ливано-израильской границы. Начиная с этого дня палестинские беженцы в Ливане стали устраивать ежедневные мирные манифестации, требуя, во-первых, гражданских прав в Ливане, а во-вторых, возвращения на родную землю.
Однако если попытка руководства Палестинской автономии получить признание государства Палестина пользовалась исключительным вниманием прессы, то мирные протесты палестинцев в Ливане, Иордании и Сирии не нашли отклика в информационных сообщениях СМИ западных стран.
Идентично были проигнорированы слова лидеров ХАМАС, сказанные ими в Газе в декабре 2011 г.: «Насилие не является единственным методом сопротивления, которое ведет движение против израильской оккупации».
В тоже время СМИ в своем большинстве не удостоили вниманием голодную забастовку Хадра Аднана, которую он начал в знак протеста против израильской политики, называющейся «административным заключением», и которая заключалась в бессрочном содержании палестинских заключенных без суда и предъявления обвинения. До февраля 2012 г., когда Хадр чуть не умер от голода, в западных СМИ не прошло никакой информации об этом протестном акте.
Ричард Фок, докладчик ООН по вопросам аннексированных палестинских территорий, раскритиковал отсутствие какой-либо реакции на голодную забастовку со стороны западных правительств и СМИ. Только переговоры с участием египетской стороны, приведшие к соглашению, согласно которому Израиль ответил на некоторые требования заключенных, положили конец голодной забастовке. Однако некоторые заключенные продолжили этот протестный акт .
На протяжении всей весны 2012 г. в регионе проводилось несколько мирных акций, которые были организованы в знак солидарности с голодающими палестинцами.
Начиная с 30 марта 2012 г. были проведены несколько мирных демонстраций на палестинских территориях и в соседних странах, например, в Египте, Иордании, Ливане и Сирии. Демонстрации проводились под лозунгом «Глобальное шествие к Иерусалиму». Потом, как мы уже отмечали, 15 мая люди вышли на улицы в знак памяти Накбы.
Фактически все ведущие политические силы Палестины участвовали в организации и координации этих действий, в том числе ФАТХ, ХАМАС, Исламский джихад и Национальный фронт освобождения Палестины. Тут можно отметить, что три последние организации классифицируются Соединенными Штатами Америки как террористические. Кроме того, если в случае с голодной забастовкой что-то все-таки попало в сетку новостей, то участие в мирных акциях этих трех организаций, их организация мирных шествий ради достижения политических целей по большей части были проигнорированы западными СМИ. Даже когда произошла утечка информации о том, что ХАМАС ведет тайные переговоры сразу с несколькими западными правительствами, западные СМИ опять предпочли проигнорировать эту информацию.
Опасность заключается в том, что молчание Запада, как СМИ, так и правительств, о движении мирного сопротивления снижает эффективность действий палестинских участников проста. Такая ситуация может привести к тому, что у палестинцев может возникнуть вопрос: какая польза от проведения мирных протестов, если СМИ на них никак не реагируют?
Нобелевский лауреат Мейрид Корриган-Магуайер и активистка-пацифистка Синди Шехан в своей статье призывают международное общество дать мирному палестинскому сопротивлению шанс. Однако в первую очередь необходимо, чтобы Запад как минимум заметил его .
Палестинское невооруженное сопротивление, даже несмотря на то, что оно не пользуется популярностью западных СМИ, продолжает действовать до настоящего момента. Примечателен тот факт, что в данных действиях участвуют практически все политические организации Палестины. Это в значительной степени указывает на то, что в данных акциях, а именно в акциях ненасильственного сопротивления, существует единство и солидарность всех палестинцев, учитывая, что они разделены государственными и административными границами.
Другим важным примечанием может быть то, что в мирных протестах принимают участие также и те движения и организации, которые традиционно считаются террористическими, то есть те, с которыми априори невозможно вести мирные переговоры. К этому часто апеллирует государство Израиль, которое сокрушается по поводу того, что не видит возможности и пользы вести переговоры с «террористами».
Также важно отметить то, что, несмотря на разобщенность политического истеблишмента Палестины, очевидную на фоне практически вооруженной борьбы
двух крупнейших политических сил в Палестине — ФАТХ и ХАМАС, путь мирного сопротивления разделяют все политические группировки Палестины.
На данном этапе истории, когда идет становление палестинского народа как единой нации, а политические силы крепнут в условиях политической независимости, — важно взвешивать все возможности для решения конфликта.
Часто в произраильских СМИ читается мысль о том, что палестинцы имели достаточно шансов для самостоятельного достижения независимости, имели достаточно средств для строительства государства, однако сами не пожелали воспользоваться этими возможностями. Такие мысли озвучиваются с целью показать всему миру, что палестинцы не способны вести самостоятельную политическую жизнь, и по этой причине склоняются к единственному, доступному их развитию способу борьбы — вооруженному сопротивлению.
Также произраильские публицисты любят проводить параллель между современными палестинскими территориями и самим государством Израиль, который действительно имеет возможность стать и является на карте Ближнего Востока самым развитым экономически и социально. Они утверждают, что у палестинцев было столько же времени для строительства государства, сколько и у евреев. Это сравнение выглядит более чем поверхностным.
Во-первых, потому, что серьезная дискуссия должна касаться не чисто хронологического потока времени, действительно одинакового для всех сторон конфликта, а о времени экономическом и социальном, наполненном к тому же острыми политическими событиями. А, во-вторых, некорректно сравнивать благополучное современное государство со слаборазвитой оккупированной палестинской территорией, лишенной важнейших признаков государственного суверенитета.
Но тут важно сделать одно дополнение: сами произраильские авторы в своих статьях об Израиле с гордостью говорят, что Израиль стал продуктом всей еврейской истории, что в него вложен опыт, полученный евреями в течение 2000 лет проживания на территориях других стран.
Израиль был построен евреями, проживавшими в европейских странах, получившими европейское образование, перенявших европейскую ментальность и культуру. Безусловно, все это было вкладом в государство Израиль. Блестящее образование и высокий уровень медицины в Израиле возник не в кибуцах, а в учебных и медицинских учреждениях Европы.
Примером могут быть даже арабо-израильские войны, где умение и способность израильтян в войне с арабскими странами объясняется в том числе и тем, что бойцы израильской армии получили боевой опыт в ходе Первой и Второй мировых войн в армиях стран-союзников. Никакого подобного военного или тактического опыта у арабских стран не было.
С другой стороны, не будет ошибочным утверждать тот факт, что арабские нации в историческом разрезе стали независимыми всего сотню лет назад. В условиях, когда любая проарабская интеллектуальная деятельность на арабских территориях Османской империи была запрещена, ожидать обнаружение глубоких и твердых административных и социальных навыков невозможно.
Кроме того, палестинский вопрос был очень выгодным поводом для всех арабских стран и их лидеров, которые старались показать, что только они являются единственными защитниками Палестины как арабской территории, и палестинцев как представителей единой арабской нации.
Например, Хафиз Асад, бывший президент Сирии и отец Башара Асада, нынешнего президента Сирии, утверждал, что такого народа, как палестинцы, не существует, что не существует даже самой Палестины, которая является ничем иным, как Южной Сирией .
Действительно, клуб панарабистов и пансирийцев в Палестине во время Британского мандата выпускал газету «Южная Сирия», однако это была их политическая позиция, которая не имеет ничего общего с историческими сведениями из средневековой арабской историографии, где на Палестину всегда указывалось как на обособленную территорию, как от Сирии, так и от Иордании.
В 1948 г. иорданская армия перевезла радиоаппаратуру из Рамаллы в Иерусалим. Радио вещало, ни много ни мало, от имени Хашимитского Королевства Иордания из Иерусалима. В конечном счете включение части Палестины в так называемую Трансиорданию оказалось провальным .
Два вышеприведенных примера дают достаточное представление об отношении арабских правительств к палестинскому вопросу. Палестинцы отмечают, что после того, как арабские страны сначала создали Организацию Освобождения Палестины, а затем признали ее единственным легитимным представителем палестинского народа, в местах расположения боевых фракций ООП на территории соседних стран ощущался непрестанный контроль со стороны военного командования армии той страны, на территории которой располагалась данная часть ООП.
Иными словами, палестинцы, палестинские гражданские и военные институты находились под постоянной опекой соседних арабских стран, которые принимали «живое» участие в судьбе Палестины и палестинского народа. Фактически это участие выражалось в давлении на палестинских политиков и навязывали им линию поведения.
Таким образом, можно сделать сразу несколько выводов, из которых одним из самых главных будет вывод о том, что палестинцы ни в период османского протектората, ни в период британского мандата, ни на протяжении арабо-израильских войн, ни в условиях частичной и полной оккупации Израилем не имели достаточных возможностей для развития социальных и административных навыков.
Тем непонятнее становится позиция произраильских публицистов, которые, с одной стороны, всячески стараются принизить палестинское достоинство, стараясь навязать мировому сообществу образ палестинца-дикаря, который ни о чем другом, кроме как о военных столкновениях с израильской стороной, не помышляет, а с другой — ожидают от него признания своей собственной униженности перед развитым Израилем и отказа от всех прав любого народа на самоопределение. В такого рода публикациях не видно никакой попытки осмыслить условия данного конфликта — они направлены только на очернение палестинского народа и палестинского сопротивления.
На самом деле ситуация кардинально противоположная — если Израиль и израильтяне считают себя более цивилизованными и развитыми, нежели палестинцы, то они не должны унижать себя, сравнивая палестинцев с собой, они не должны выставлять к ним те же требования, которые выставляют к себе, в том числе когда это касается военной морали. Они должны осознавать свою двойную ответственность за мирный исход конфликта. Однако на деле видно другое — израильские правые силы абсолютно игнорируют любую палестинскую озабоченность своей судьбой и делают все возможные шаги по эскалации конфликта. Все эти действия сопровождаются информационным унижением палестинского народа и попыткой доказать всему миру его социальную и административную несостоятельность.
В свете этих обстоятельств очевиден парадокс: с одной стороны, палестинцы осознают, что вооруженное сопротивление всегда приводило к тупиковой фазе, а с другой стороны их мирные акции игнорируются и остаются без какого-либо внимания .
Приход ХАМАС к мысли о мирном решении конфликта — уже второй виток палестинского политического развития. И уже второй раз в истории конфликта этот виток остается без внимания мировых СМИ.
Таким образом, в настоящей фазе конфликта возможно только два исхода: либо страны-посредники и Израиль серьезно отнесутся к мирным инициативам палестинского народа и извлекут из них максимальную выгоду для мирного решения, либо идея вооруженного, бескомпромиссного сопротивления зайдет на третий, возможно более радикальный виток.
В сугубо теоретическом плане проблема мирного сопротивления палестинского народа должна быть соотнесена с аналогичным опытом ненасильственного политического действия других стран и народов в период антиколониальной борьбы (Корея в начале XX в., Индия в середине XX в., Курдистан вплоть до наших дней).
Другими словами, проблема должна быть вписана в более широкий мировой контекст с учетом ее теоретического осмысления в прошлом, а также в связи с новейшим и достаточно модными сегодня наработками гарвардского профессора Дж.С. Кая относительно «мягкой силы», вариантом которой можно считать ненасильственное сопротивление палестинцев. Но для этого необходим тщательный анализ двух палестинских интифад во всей их сложности и с описанием очевидных срывов палестинского сопротивления в вооруженную борьбу.
ЛИТЕРАТУРА
Берендольф Э. Мифы и факты о происхождении палестинского народа // Проза.ру. — 19.09.2012.
Принципы ненасилия. Классическое наследие. — М., 1991.
Марозек С. Выбор мирного сопротивления в палестинском вопросе // Газета «Аль-Иттихад». — Бейрут, Ливан. — 9 января 2012.
Насер Н. Палестинское мирное сопротивление в ожидании практического применения // Сайт газеты «Миср аль-Джадида». — 19.01.2013.
Broning M. The Politics if Change in Palestine: State-Building and Non-Violent Resistance. — Pluto Press, 2011.
Berendol’f Je. Mify i fakty oproishozhdeniipalestinskogo naroda. Proza. ru. — 19.09.2012.
Principy nenasilija. Klassicheskoe nasledie. — M., 1991.
Marozek S. Vybor mirnogo soprotivlenija v palestinskom voprose. Gazeta «Al’-Ittihad». — Bejrut, Livan. — 9 janvarja 2012.
Broning M. The Politics if Change in Palestine: State-Building and Non-Violent Resistance. — Pluto Press, 2011.
PALESTINIAN PROBLEM: PEACE RESISTANCE OR CYCLIC RETURN TO DEADLOCK
T.M. Khalayla
МОСКВА, 22 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Россия признает Палестину в качестве самостоятельного государства и поддерживает заявку ПНА о повышении своего статуса в ООН. Об этом заявил сегодня официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
«Если палестинское руководство принимает такое политическое решение — это их право, — подчеркнул дипломат. — Мы признаем Палестину в качестве самостоятельного государства и поддерживаем такую заявку».
В начале ноября палестинские представители в ООН распространили проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о предоставлении Палестине статуса государства-наблюдателя. Ожидается, что голосование по этому вопросу в Генассамблее может состояться 29 ноября.
Лукашевич также заявил, что Москва вновь призывает к безотлагательному созыву заседания «квартета» на министерском уровне «для достижения всеобъемлющего ближневосточного урегулирования».
«С самого начала обострения ситуации вокруг сектора Газа Россия выступала за деэскалацию конфликта и запуск политико-дипломатического процесса его урегулирования», — отметил Лукашевич. «С этой целью 19 ноября РФ инициировала принятие Советом Безопасности ООН проекта резолюции с призывом к сторонам немедленно прекратить насилие и установить перемирие», — напомнил дипломат.
«С удовлетворением констатируем, что в результате интенсивных, многоуровневых посреднических усилий удалось выйти на договоренность о прекращении огня, — подчеркнул официальный представитель МИД РФ. — В этой связи СБ ООН вчера принял заявление председателя». «В нем, в частности, приветствуется достигнутое соглашение по перемирию и содержится призыв к сторонам ответственно относится к соблюдению его условий, а также выражается поддержка международных и региональных усилий по имплементации этого соглашения, — сказал Лукашевич. — СБ ООН в своем заявлении подтверждает необходимость оказания срочной гуманитарной помощи жителям Газы, подчеркивает важность установления прочного и долговременного мира в регионе».
«Россия со своей стороны нацелена на продолжение работы в рамках «квартета» международных посредников по Ближнему Востоку и в других международных форматах для достижения всеобъемлющего ближневосточного урегулирования с тем, чтобы два государства — Палестина и Израиль — жили бок о бок в мире и безопасности», — подчеркнул дипломат. Москва вновь призывает к «безотлагательному созыву заседания «квартета» на министерском уровне для налаживания коллективных усилий в этой сфере».