Древние греки по-своему справедливо считали, что учить человека, гражданина демократического полиса, с младых ногтей нужно лишь счету, письму, чтению, музыке и физической культуре. Остальное, если возникнет желание и интерес, каждый сможет добрать сам, в процессе систематического обучения или самостоятельно образовываясь.
К этой первой «пятерке» предметов, преподаваемых почти повсеместно, затем, усилиями мудрецов-софистов, и добавилась риторика. Почему именно в ней именно тогда возникла острая необходимость?
Дело в том, что демократия была для жителей Эллады еще в новинку, многому приходилось учиться путем проб и ошибок. Например, власть выбирали сами граждане – из числа тех, кому доверяли и кого хорошо знали. Происходило это во время агоры, народного собрания. Избранным во власть считался тот, за кого поднимался «лес» рук или за кого раздастся больше громких голосов. Ну, и, конечно, тот, кто сумел бы склонить присутствующих на свою сторону аргументами, доводами, поведением, внешним видом и др. Таковы были прямая демократия и площадная риторика. Уже тогда требовалось уметь занимать позицию и свободно её отстаивать, спорить с оппонентами, использовать в споре как доводы, так и уловки. Софисты и стали первыми учителями риторики. Благодаря их деятельности риторика сделалась школьной дисциплиной.
В средние века она стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, голословно.
Как обстоят дела с риторикой в наше время? Кое-где она преподается, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми – тяжелой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … что бы вы думали? Страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это еще как сказать…
Вспомните-ка каждый себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твое имя? Даже когда был готов и уверен в себе – все равно начинались волнение, а то и паника. Идешь к доске – и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять – несешь свой крест на Голгофу. Так что страхи были, и еще какие!
Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как ораторского искусства – обретение уверенности в себе. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них нет навыка связной, грамотной, красивой речи – всех тех навыков, которым и учит риторика. А когда кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории – почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше сложится мировоззрение, система наших взглядов – тем лучше для нас! Да будет ясной голова!
Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить, с треском провалитесь? Уволят? Может быть. Но вы не погибнете. Потеряете самоуважение в глазах близких? Да они-то вас знают, как облупленного, знают, как вы можете выступить на самом деле, и постараются скорее забыть эту досадную неудачу. Низко упадете в собственных глазах? Вот это точно ни к чему! Любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.
Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации – от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нас наставляют на путь истинный, ориентируют в нужном направлении – причем, делая это не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдется. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения – вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьешься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемежку со злостью и завистью на окружающий мир – мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен – величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости – физические и духовные – и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться!
Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать кайф от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться – себе и людям. Так уж многих учили в свое время – стыдно это, недостойно советского гражданина – думать о себе, отрываться от коллектива, устраняться от строительства социализма и коммунизма. Это сейчас наши мозги понемножку приходят в норму. Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, тебе буквально смотрят в рот, жадно ловят каждое твое слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой – дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации еще нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках!
В-четвертых, сила слова многократно возрастает, когда это слово – публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству – психолог или педагог, воспитатель или бизнес-тренер – находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.
Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, о возвышении над другими, слово – тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками – но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далекой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Ленин и Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы». А слово – это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьез и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.
Павел Николаевич Малофеев
Содержание
- «Риторика» по учебным пособиям
- Риторика — это…
- Предмет и задачи риторики
- Внутренняя классификация
- Связь риторики с другими науками
- Вместо заключения
«Риторика» по учебным пособиям
под редакцией Т.А. Ладыженской
«Детская риторика» (1-4 классы)
«Школьная риторика» (5-8 классы)
«Риторика» (9-11 классы)
Непрерывный авторский курс с 1 по 11 классы
Инновационный курс риторики для школы авторского коллектива под руководством доктора наук профессора Т. А. Ладыженской предназначен для обучения успешному общению в современных условиях. Такая задача ранее не ставилась в рамках школьного образования. Т. А. Ладыженской впервые были определены концепция, программа, технология обучения и созданы учебники, специально ориентированные для обучения речи. Этот предмет существенно дополняет предмет «Русский язык». Цели изучения «Риторики» можно сформулировать в виде содержательно-целевых линий развития средствами предмета.
Зачем же нужно изучать предмет «Риторика»
Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете для успешной самореализации человека.
- Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:
- овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);
- овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты — речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.
- Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:
- обучение ознакомительному и изучающему чтению;
- обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;
- обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;
- овладение учащимися коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.
Речь учащихся обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;
-
Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.
-
Чтобы решать воспитательные задачи: помочь школьникам в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.
Каковы особенности понятийной основы этого нового курса
В программе школьной риторики выделяются два смысловых блока:
- Первый блок — «Общение” дает представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения по различным основаниям); речевой (коммуникативной) ситуации; ее компонентах: кто, кому, что, как, зачем, где, когда – говорит (пишет) — на основе чего у школьников постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.
- Второй блок — «Речевые жанры” — дает сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие — речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. В школьной риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: просьба, отзыв, устный ответ на уроке, заявление, аннотация, официальное и личное письмо, конспект и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.
Как реализована технология обучения успешному общению в учебниках по школьной риторике
В учебниках (и на уроках) риторики важное место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (что, кому, зачем, где и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий (пишущий); что хотел сказать; что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет проанализировать не только то, что и как сказал (написал) коммуникант, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом школьники учатся оценивать не только чужую речь, но и собственную. При формулировке риторических задач задаются значимые компоненты речевой ситуации, в том числе:
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и реализовать эффективное высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие — роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. От их имени ученики приветствуют и благодарят, просят, информируют и пишут письма и т.п. Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения и в соответствии с ними строить высказывание, что очень важно для того, чтобы взаимодействие было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя. В отличие от словесных, речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.
Для того чтобы научить школьников реализовывать речевые жанры, уместные в данной ситуации, в учебниках приводятся модели речевых жанров, характеризуются их особенности с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д. Школьники анализируют положительные образцы речевых жанров, а также жанры с типичными недочетами в структуре и речевом оформлении; создают отдельные фрагменты (части); и, наконец, самостоятельно создают жанры на предложенную или найденную тему. Многие задания учебника опираются на речевой опыт учеников, актуальны с точки зрения их насущных потребностей. Безусловно, приобретенные в курсе риторики знания и умения востребованы в учебной и внеучебной жизни школьников, создают базу для успешного применения этих знаний и умений будущими выпускниками.
14 января 2020
Salve, carissimi legentibus KtoNaNovenkogo.ru! Сегодня здороваемся на латыни, ведь нам предстоит поговорить о том, что такое риторика.
Да, эта наука стала известна миру благодаря Древней Греции. Но именно в Римской империи она достигла пика своей значимости.
Итак, в этой статье рассмотрим определение риторики, её предмет, основные векторы и связь с другими науками.
Риторика — это…
Слово «риторика» имеет античные корни. Впервые оно было использовано ещё в Древней Греции. Буквально лексема ῥητωρική переводится как «ораторское искусство». В свою очередь оно восходит к слову ῥήτωρ – «оратор».
Важно понять, что в современной терминологии такие понятия, как риторика и ораторское искусство не равны, хотя первоначально действительно обозначали одно и то же. Риторическая наука в ходе развития вобрала в себя теорию прозы и аргументации.
Итак, на данный момент актуально такое определение:
Риторика – это наука, которая изучает искусство речи, закономерности порождения, передачи и восприятия высказывания.
В отличие от остальных дисциплин, в широком понимании восходящих к филологии, риторическое учение несет в себе другие ценности. Оно в первую очередь направлено на решение прикладных задач.
В древности (в том числе и на Руси) эта дисциплина подразумевала не только владение языком, но и применение этого владения в благих целях – для приведения к добру, наставления на путь истинных.
Русские использовали исконную лексику для обозначения этой науки – слова красноглаголанье, благоязычие, доброречие…
Предмет и задачи риторики
В ходе истории данная наука претерпела множество изменений. Ученые выделяют два основных вектора, основываясь на понимании хорошей, качественной речи. В зависимости от этого предметная часть риторики трактуется по-разному:
- первое направление возводят к имени Аристотеля.
В рамках этого вектора хорошая речь – это речь, которая способна произвести нужный эффект и убедить. Задача оратора – заставить слушателя согласиться, вызвать симпатию, а после – сделать то, что хочет ритор.
- второе направление восходит к Исократу.
Эта концепция понимает под хорошей речью речь красивую, пышную, правильно выстроенную. Да, здесь тоже уделяют внимание эффективности, однако на первое место выходит именно эстетика (это как?).
В разные эпохи взгляды риторов по-разному распределялись в рамках этих направлений.
Согласно мнению Г.В. Анисимовой:
Предмет современной риторики – это общие закономерности речевого поведения, действующие в разных ситуациях общения (это как?), сферах деятельности, а также практические возможности их использования с целью создания эффективного высказывания.
То есть на данный момент доминирует аристотелевский вектор. На первое место мы ставим достижение цели, эффективность, а не красоту речи.
Внутренняя классификация
Риторическая наука делится на два основных типа – общая и частная.
Их понимают так:
- Общая риторика – наука, изучающая универсальные парадигмы (это что?) и правила создания качественной (эффективной и красивой / только эффективной) речи. Она не затрагивает конкретные сферы.
- Частная риторика носит более прикладной характер. Она строится на обособленных видах коммуникации (это как?), зависит от сферы жизнедеятельности.
Сколько существует частных риторик? Трудно сказать. Столько же, сколько и сфер, в которых человек должен общаться, коммуницировать.
Можем назвать наиболее объемные:
- политическая,
- судебная,
- торжественная,
- богословская,
- академическая,
- деловая,
- публицистическая.
Первые четыре называют традиционными, они были выделены давно. Три оставшиеся – приобретение последних веков.
Существует ещё одна классификация. Так, риторика бывает:
- Теоретическая. Исследует правила создания хорошей речи.
- Прикладная. Использует выделенные правила на практике.
- Тематическая. Изучает поля разных типов словесности, объединенных одной темой. Как пример – риторика президентских выборов.
Связь риторики с другими науками
Риторика близка ко многим научным дисциплинам гуманитарного цикла. Но сказать, что хоть одно учение может её поглотить, будет несправедливо.
Она скорее размещается на стыке, на многоуровневом пересечении наук, вбирая в себя всё, что может использовать для своих целей – говорить и убеждать.
Рассмотрим эти связи подробнее:
- Философия. Отношения с этой наукой всегда самые сложные, ведь философы скажут, что их дисциплина вбирает в себя все остальные.В любом случае связь тесна. Благодаря владению риторическим «кунг-фу» человек способен развернуть системность своего мышления, «ословить» его. Это и есть признак целостного видения окружающего мира.
- Этика. Наиболее тесная связь, ведь объект обеих дисциплин – это мораль и её законы. В то же время этика сосредоточена на поведении субъекта как таковом, риторика же акцентирована на речевое поведение и его последствия.
- Логика. Риторика говорит о вербальном мышлении, она строится на законах (в том числе и логических), обеспечивающих эффективность высказывания. Логика же рассматривает мышление в целом. Ключевое различие в том, что логика направлена на поиск доказательства, а риторика – аргумента (это как?).
- Психология. Отношения двойного использования. С одной стороны, риторика с целью воплощения вербального мышления использует психологию человека как таковую.С другой стороны, ритор ещё и применяет свои знания этой науки с целью воздействия на чувственно-эмоциональную, психологическую сторону реципиента.
- Языкознание. Лингвисты активно пытаются присвоить риторическую науку. Причем её приписывают к разным направлениям языковедения – культуре речи, стилистике, прагматике и лингвистике текста (это как?). Повод к такой «аннексии» (это как?) есть, ведь мы говорим о речи – основном объекте лингвистики. Однако сказать, что риторика может быть полностью поглощена этой большой наукой нельзя.
Вместо заключения
Итак, мы рассмотрели риторическую науку с разных сторон – понятийной, предметной, классификационной. Чтобы понять учение лучше, стоит хотя бы кратко ознакомиться с его историей:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
1. Наука об истолковании смысла слова:
Герменевтика
Филология
Орфоэпия
Морфология
Грамматика
2. Закономерности, механизмы и способы формирования и применения убеждающей речи — это:
Объект риторики
Предмет риторики
Субъект риторики
Формы риторики
Виды риторики
3. К основным понятиям риторики относится:
Разговорные ловушки
Внушающая речь
Демагогия
Самовнушение
Культура
4. Раздел риторики, изучающий вопросы выработки аргументации и разработки общей концепции текста:
Инвенция
Мемория
Демонстрация
Эллокуция
Диспозиция
5. Раздел риторики, изучающий вопросы композиции текста
Эллокуция
Инвенция
Диспозиция
Мемория
Демонстрация
6. Раздел риторики, изучающий вопросы украшения текста
Демонстрация
Мемория
Эллокуция
Инвенция
Диспозиция
7. Раздел риторики, изучающий вопросы запоминания речи
Демонстрация
Мемория
Элокуция
Диспозиция
Инвенция
8. Раздел риторики, изучающий вопросы произношения речи
Диспозиция
Инвенция
Демонстрация
Элокуция
Мемория
9. Кто автор определения: «Риторика — это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»:
Ломоносов
Аристотель
Кант
Демосфен
Сократ
10. Кто автор определения: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнению»:
Сенека
Овидий
Аввакум
Ломоносов
Аристотель
11. Кто из ученых отрицал риторику как науку:
Толстой
Муравьев
Ломоносов
Белинский
Герцен
12. Кто из авторов дал следующее определение риторики: «Риторика — это наука о поиске истины»:
Аристотель
Платон
Плутарх
Диоген
Сократ
13. К какой из наук относится риторика:
Философия
Филология
Лингвистика
Математика
Социология
14. Условием появления ораторского искусства явилась следующая форма правления:
Демократия
Олигархия
Республика
Монархия
Анархия
15. Сколько лет насчитывает история риторики:
5 тыс. лет
1 тыс. лет
5,5 тыс. лет
2,5 тыс. лет
1,5 тыс. лет
16. Риторика Эпохи Возрождения относится к периоду:
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
14-15 вв.
17. Риторика Нового Времени относится к периоду:
20-19 вв.
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
19. В России первый перевод книг по Риторике появился в:
15 в.
16 в.
17 в.
18 в.
19 в.
20. Наиболее ярким ритором античности считается:
Платон
Горгий
Дионисий
Плиний
Сократ
21. С деятельностью представителей какой древней школы связывают возникновение риторики:
Киники
Стоики
Эллины
Софисты
Классики
22. Кому из древних философов принадлежит создание модели диалога, в которой участники при помощи умело поставленных вопросов ищут истину:
Протагору
Платону
Сократу
Аристотелю
Дионисию
23. Создателем первой Школы риторики считается:
Софокл
Платон
Марк Фабий
Горгий
Сократ
24. Кому из древних авторов принадлежит написание следующих работ: «Об ораторе», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов»:
Цицерону
Марку Фабию
Аристотелю
Демосфену
Платону
25. Для риторики в Средние Века характерно развитие:
Публичной речи
Церковной проповеди
Убеждающей речи
Риторических стилей
Риторических форм
26. Гомилетика — это искусство:
Академического красноречия
Ораторского красноречия
Конфронтационного красноречия
Церковной проповеди
Академического красноречия
27. К какому периоду относится «вырождение» риторики:
Средним Векам
Эпохе Нового Времени
Эпохе Возрождения
Эпохе Просвещения
Настоящему времени
28. Риторика начинает сближаться с изучением поэтической художественной речи в:
Средние Века
Эпоху Возрождения
Эпоху Нового Времени
Эпоху Античности
Настоящее время
29. В какие века риторика как наука начинает развиваться в России:
20-19 вв.
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
30. Общая и частная риторика появляются в:
20-19 вв.
18-19 вв.
17-18 вв.
16-17 вв.
15-16 вв.
31. Институт устной и письменной речи был создан в:
Германии
Бельгии
России
Франции
Италии
32. Изучением содержательной стороны речи занимается раздел риторики:
Эллокуция
Топика
Этика
Герменевтика
Мемория
33. Слова и выражения, употребляемые в переносном значении — это:
Амплификации
Тропы
Фигуры
Формы
Морфы
34. НЕ является видом ораторского искусства:
Академическое искусство
Социально-бытовое искусство
Церковное искусство
Межличностное искусство
Лекционное искусство
35. Психологическое образование, основанное на знаниях и определенных действиях — это:
Умение
Знание
Навык
Склонность
Качество
36. Сколько основных разновидностей аргументов к человеку различают в риторике:
две
три
четыре
пять
шесть
37. Аргументы, которые затрагивают личные интересы людей — это:
Доводы к этосу
Аргументы к этосу
Доводы к пафосу
Аргументы к пафосу
Доводы к статусу
38. Аргументы, вытекающие из того, что и как говорит оратор:
Доводы к этосу
Аргументы к этосу
Доводы к пафосу
Аргументы к пафосу
Доводы к статусу
39. Случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, что было им заявлено — это:
Порочный круг доказательств
Использование ложных посылок
Унижение личного достоинства оппонента
Подмена тезиса
Подмена фактов
40. Сколько видов подготовки подразумевает публичное выступление:
Два
Три
Четыре
Пять
Шесть
41. К элементам речевой техники НЕ относятся:
Дыхание
Голос
Дикция
Мимика
Произношение
42. В подробном конспекте речи НЕ нужно оставлять:
Имена собственные
Цифры
Развернутый текст
Высказывания
Первые фразы
43. К видам выразительности речи НЕ относятся:
Синтаксический
Морфологический
Морфемный
Лексический
Грамматический
44. Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот — это:
Синекдоха
Метафора
Оксюморон
Анафора
Афоризм
45. К типам эпитетов НЕ относятся:
Общеязыковые
Народно-эпические
Авторские
Профессиональные
Языковые
46. К аспектам полемики НЕ относятся:
Логичность
Статичность
Психологичность
Этичность
Культура речи
47. Сколько видов опровержения выделяется в риторике:
Два
Три
Четыре
Пять
Шесть
48. В заключении оратор не должен …
использовать дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи
извиняться и говорить, что недостаточно подготовился
суммировать сказанное, обобщить информацию
способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых во вступлении
49. В риторике не выделяют аргументацию…
опровергающую и поддерживающую
одностороннюю и двустороннюю
логичную и нелогичную
дедуктивную и индуктивную
50. К психологическим (воздействующим на эмоциональную сферу слушателя) аргументам относится (-ятся)…
ссылка на личностные особенности оппонента
статистический материал
документы
логическое обоснование
51. Речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта — это речевое (-ая)…
событие
ситуация
поведение
взаимодействие
52. Совокупность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора, — это …
предмет судебной речи
содержание судебной речи
материал судебной речи
53. Видами судебных речей НЕ могут быть:
обвинительная речь
защитительная речь
самозащитительная речь обвиняемого
заключительная речь