Как правило, сектой мы привыкли называть различные религиозные организации, но это не совсем так. На деле, в основе секты часто заложена идея политики, секса или социума. Многие записывают в сектанты всех, кто живет и мыслит по-другому. Но, тем не менее, существуют группировки, действительно опасные для физического и психического здоровья участников.
Как же определить, что близкого человека пора спасать?
Содержание
Образ жизни
Первым признаком того, что человек попал в секту, являются резкие перемены в его образе жизни. Разговор, интересы, любимые занятия — все, что вы так хорошо в нем знали, стало другим: от привычек и идеалов, до режима питания. На частое и необъяснимое отсутствие дома также стоит обратить особое внимание.
Идейная одержимость
Появляется нездоровая одержимость некой идеей. Возможно, убежденность, в том, что только он и его единомышленники следуют истинному учению. Вместе с этим вас слишком настойчиво могут приглашать посетить определенную встречу или собрание, где ваша жизнь «изменится к лучшему».
Незнакомые слова
Также вы можете заметить в речи человека странные, незнакомые вам до этого слова и выражения. Сектанты часто используют в общении между собой язык, понятный только их сообщникам, что еще больше сближает группу.
Поведение
Резко меняется поведение. Может наступить отстраненность и замкнутость, либо, наоборот, проявляется необоснованная раздражительность и даже агрессия.
Траты
Еще один четкий признак — денежные траты, намного превышающие обычные расходы. Тут же могут появиться займы в банках и одалживание у родных и знакомых. Цель данных вложений секстант обычно не афиширует.
Равнодушие
Характерным показателем также может быть непривычное равнодушие по отношению к родным и друзьям, неприятие их точки зрения в любых вопросах. Круг знакомых внезапно меняется. Старые друзья пропадают, а о новых вам ничего не известно.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Skype:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения «взрослые дети – родители, ” и еще…
О нас/Назначить встречу
Одежда
Что касается внешнего вида, то вы, скорее всего, увидите у человека изменения в манере одеваться, или же вовсе безразличие к своему образу. Гардероб может сократиться до неузнаваемости, но в то же время присмотритесь к появлению необычных атрибутов: украшений, амулетов, аксессуаров. Это тоже может свидетельствовать о причастности к определенному обществу.
Конечно, это далеко не полный список, по которому можно определить принадлежность к той или иной секте. Но перечисленных признаков вполне достаточно, чтобы забить тревогу.
Но самое главное, если этот человек действительно вам дорог, не стоит рвать с ним отношения, что бы ни случилось. Возможно, в какой-то момент к нему придут сомнения в исповедуемом учении. И тогда вы должны оказаться рядом, чтобы поддержать и укрепить его подозрения.
- Об авторе
- Авторские материалы
Здравствуйте! Это блог по психологии, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Skype
О нас/Назначить встречуПоследние материалы: (Смотреть все)
- Простые решения в сложных ситуациях: как вести себя с токсичными людьми — 29 октября, 2020
- Три признака энергетического вампира — 28 октября, 2020
- Пять мифов о созависимости — 27 октября, 2020
Поделись:
- Авторы
- Файлы
Религиозная секта в переводе в латыни означает образ мыслей, учение. Это один из типов религиозных объединений. Секты возникают как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для них характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Будучи авторитарной иерархической организацией, они для достижения своих целей используют такие методы как привлечение людей при помощи сознательного обмана, вербовки, механизма влияния, позволяющие контролировать психику и поведение человека без его добровольного и осознанного согласия.
Религиозные секты отрицают институт священства, лидерство считают харизматическим, право на него признают за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения. Указанные черты характерны для религиозных объединения различных типов и возникают в ранние периоды формирования вероучений.
Так, например, секты раннего христианства возникают уже в 1-2 веках.
Христианство никогда не было единой религией. Одной из ранних христианских групп были иудеохристиане, т.е. христиане не порывавшие с иудаизмом. В борьбе с этой группой выделяется направление, которое затем станет господствующим (ортодоксальным). Ко второму веку получает распространение гностицизм, создается много разных не связанных между собой групп христиан-гностиков. Во второй половине 2 века появляется секта монитанистов. Они занимались пророчеством, ожидали скорого второго пришествия, проповедовали аскетизм, не признавали власти епископов. Между всеми этими сектами велась непрерывная борьба.
В XVIII — XIX веках возникают новые протестантские течения в христианстве: методисты, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы.
В настоящее время в России действуют сотни тоталитарных сект численностью более миллиона человек.
По словам ведущего специалиста в области сектоведения А.Л. Дворкина конец XX и начало XXI века характеризовалось невероятным наплывом тоталитарных сект в нашей стране. Набрав побольше людей, они достигли потока своей численности и стараются укрепить свои позиции, обзаводясь недвижимостью, приобретая политическое лобби, инициируя судебные процессы против неугодных им лиц и конфессий. Чем дальше, тем больше появляется отечественных сект, в числе которых — неязыческие и оккультные группы, психокульты, действующие под видом психологических тренингов и курсов.
Попавший в секту подвергается регулярному насилию. Когда же он заболевает физических, начинает проявлять признаки душевного расстройства или когда ему нечего больше заплатить секте, отработанный человеческий материал попросту выбрасывают на улицу и заменяют новым. Чтобы оправиться от последствий пребывания в тоталитарной секте, человеку требуется от года до трех лет, однако целый ряд сект наносят такой непоправимый ущерб личности, что полностью восстановиться бывает невозможно.
И на фоне всего этого своей изощренностью выделяется одна из многочисленных сект, получившая довольно широкое распространение у нас в стране, и в частности, на Северном Кавказе — свидетели иеговы. Это религиозная организация, возникшая в США в начале 70х годов XIX века. Руководит организацией Бруклинский центр, имеющий 95 филиалов. Организация строго централизована: ее президент имеет практически неограниченную власть. Сверху вниз идут инструкции и литература, снизу вверх — отчеты и деньги. Свидетели Иеговы располагают своими печатными органами, в частности такими, как «Сторожевая башня», «Пробудитесь». Литература издается на 163 языках мира. Они ведут активную миссионерскую деятельность, их вероучение имеет некоторую специфику: они отрицают триединство Бога, объявив Христа и духа святого порождением Иеговы, признавая вместе с тем искупительную миссию Христа. История общества предоставляется бруклинским теологам полем противоборства божественных и сатанинских сил. Весь современный мир — олицетворение сатаны, борьба с которым священна. Они — непримиримые противники самой идеи преобразования мира людьми на основе равенства и справедливости.
Спекулируя на нерешенных проблемах, стоящих перед людьми, богословы свидетелей Иеговы заверяют, что «универсальное средство от всех человеческих бед можно найти только в распространяемой ими вести о царстве».
Свидетелей Иеговы побуждают ограничивать себя в самом необходимом: питании, одежде, жилище, рекомендуют не дорожить своей жизнью, поменьше заботиться о своих близких. Советуя верующим отдавать все «вплоть до последнего гроша», авторы «Башни стражи» № 1 за 1961 год внушают своим последователям, что они не могут рассчитывать на какую-либо материальную помощь от организации, а должны быть «полны решимости нести все личные расходы… отрешаться от всего эгоистического имущества».
Издания свидетелей Иеговы (например, журнал «Сторожевая башня» № 3-5 за 1975 год) постоянно призывают не думать о будущем, отказаться от забот о создании жизненных удобств, «каждый день жить так, как будто бы это был последний день жизни».
Антигуманный характер наставлений бруклинских пастырей проявляется и в том, что они внушают свидетелям Иеговы мысль о недопустимости переливания крови. Не так давно в российских СМИ появились сообщения о 13-летнем Антоне, умирающем от лимфосаркомы в Ростовской больнице. Ему срочно понадобилось переливание крови. Когда врачи сказали об этом родным, бабушка, фанатичная иеговистка, ответила резким отказом. Антон — один из множества жертв данной секты.
Иеговисты постоянно ссылаются на Библию, уверяя, что только они являются настоящими библейским христианами. Однако ее лидеры используют вырванные из контекста цитаты лишь для того, чтобы держать в беспрекословном повиновении своих последователей. Когда это выгодно, учение секты меняется коренным образом и находятся другие цитаты, доказывающие правильность новой позиции.
Свидетели Иеговы предсказывают конец света. Их руководители клялись и божились, что второе пришествие Христа и уничтожение всего «злого порядка вещей» произойдут в 1914 году, затем в 1915, 1918, 1920 и 1925 годах. Каждый раз секта готовила своих последователей к началу «нового мирового порядка», который так никогда и не наступал. Многие иеговисты продавали свои квартиры и дома в уверенности, что они им больше не понадобятся. Деньги были перечислены на счет секты. Последняя «точная» дата конца света была назначена на 1975 год, но, как видим, и это пророчество оказалось ложным.
Свидетели Иеговы лгут и богохульствуют. В материалах «для внутреннего использования» они провозглашают себя врагами всякой религии, но официально объявляют себя религиозной организацией — для того, чтобы пользоваться всеми соответствующими льготами.
Свидетели Иеговы отрекаются от Родины, отрицают все земные власти и признают только иеговистскую «Руководящую корпорацию» в Нью-Йорке. Сектанты отвергают историю, культуру, литературу, народные традиции своей страны, не отмечают никаких праздников, дней рождения, отказываются от гражданских прав и обязанностей — в том числе не считают нужным защищать Родину в минуты опасности.
Свидетели иеговы являются тоталитарной сектой. Это организация, использующая обман при вербовке, практикующая различные методы контролирования сознания своих членов, вплоть до гипноза и кодирования.
Ничего не подозревающий человек превращается в раба, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся его жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ним и остальным миром создается стена отчуждения. Он живет в полном подчинении лидерам организации, которые могут заставить его бросить работу и учебу, разорвать отношения с близкими и родными, отказаться от жены и детей, пожертвовать своей жизнью, совершить любое преступление.
Возникает вопрос: почему в нашей стране за последние 10-15 лет так резко активизировали свою деятельность секты различного толка? Почему они так легко прижились?
Россия последних 15 лет — это место для духовных кризисов, растерянных жизненных ценностей, испытывающая сложные времена. Это страна, в которой информация, дающая пищу для ума, длительное время была недоступна. А растерянность и тревога, одиночество и духовный вакуум, неустроенность в завтрашнем дне — желанная почва для дурманящих зерен, заботливо заготовленных сомнительными организациями разных мастей.
С одной стороны, информированность и настороженность людей к малоизвестным организациям, обещающим райскую жизнь, растет с каждым годом. Но, с другой стороны, становятся еще сильнее и изощреннее способы, при помощи которых эти организации пытаются взять под свой контроль человека.
Исходя из этого, нетрудно сделать вывод, в чем заключается секрет успеха сект.
На наш взгляд, сектанты просто активно используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих.
В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Потребность в общности требует крепких связей и преданности между индивидумами и организациями. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Их окружают люди, которые предлагают им дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены сект часто предпочитают отказаться от контактов со своим семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются даже от супружеских отношений.
Секты продают и нечто значительно большее — структурирование окружающей действительности. Они налагают жесткие ограничения на поведение. Они требуют и создают дисциплину. Современное общество так богато альтернативами, и люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Часто они готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь.
И, наконец, секты используют такую потребность человека — как значимость, осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность этой истины, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны».
На основании Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года за № 125 — Ф 3 на территории России религиозные образования могут существовать в организационно-правовой форме религиозного объединения.
Вместе с тем, как показывает жизнь, необходимы поправки в действующий Закон. Государство рано или поздно должно прийти к идее законодательного ограничения тоталитарных сект. Об этом недавно заявил и глава думского комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями С. Попов. В стране есть примеры акций противодействия наиболее значительным сектанским начинаниям. Например, в Саратове, когда мормоны пытались построить свой громадный офис в центре города, Епархиальное управление оказало этому начинанию активное противодействие. В результате решение о строительстве мормонского центра городскими властями было отозвано. То же самое произошло в Южно-Сахалинске, где иеговисты построили «Зал царств» прямо в центре города. Но под давлением общественности это здание они не получили. (В отличие от города Буденновска Ставропольского края, где иеговисты выкупили одно из лучших зданий города в ста метрах от Белого дома).
А Головинский суд Москвы 26 марта 2004 года принял решение о закрытии общины свидетели Иеговы, тем самым, удовлетворив ходатайство прокуратуры Северного округа столицы. Прокуратура обвиняет членов общины в экстремистской деятельности. В ходе многолетней проверки общины, прокуратура пришла к выводу, что деятельность «свидетелей» направлена на разжигание религиозной розни, разрушение семьи. Члены общины склоняли тяжело больных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам. Прокуратура заявила о необходимости ликвидировать организацию на основании статьи 14 Закона о Свободе совести.
Не будет преувеличением сказать, что тоталитарные секты — это угроза национальной безопасности России. И их миссионерская деятельность, носящая характер неприкрытой экспансии, наносит непоправимьгвред как физическому, так и моральному здоровью людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 20.09.2005г.
Библиографическая ссылка
Черкесов Б.А. СЕКТАНТЫ. КТО ОНИ? // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9.;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6608 (дата обращения: 29.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
УДК 1; 316,4
DOI 10.23683/2227-8656.2017.4.16
РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
Самыгин Сергей Иванович
Доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: samygin78_@yandex.ru
В статье рассматриваются различные аспекты религиозной безопасности. Отмечается, что уровень религиозного насилия в современном мире довольно высок. Источниками угрозы выступают как правительства, ограничивающие свободу вероисповедания и осуществляющие репрессивную политику по отношению к тем или иным религиозным группам, так и социальные группы под влиянием религиозной нетерпимости. В то же время угрозы безопасности со стороны религиозных групп существуют и в тех обществах, где государство обеспечивает свободу вероисповедания, а граждане в целом терпимы к разнообразию религиозных
RELIGIOUS SAFETY OF THE SOCIETY IN TERMS
OF PROVIDING THE RELIGIOUS FREEDOM AND COUNTER RELIGIOUS EXTREMISM
Sergy I. Samygin
взглядов. В статье ставится проблема обеспечения религиозной безопасности при сохранении религиозной свободы.
Ключевые слова: религия, безопасность, религиозная безопасность, религиозный фундаментализм, новые религиозные движения, экстремизм, религиозная свобода, десекуляризация.
Введение
В начале XXI в. мир остается религиозным, а если учитывать рост населения, то он становится даже более религиозным, чем в прошлом, поскольку растет количество верующих. Религия не только сохраняет и увеличивает свое влияние на умы верующих. В последние десятилетия постоянно возрастает её политическая значимость. Религиозные организации всё активнее заявляют о себе в публичном пространстве даже секулярных обществ. Религия возвращает свои позиции в тех странах, где когда-то начинали разворачиваться секуляриза-ционные процессы. Как показывает пример России, десекуляризация возможна даже там, где десятилетиями государство осуществляло атеистическую политику. Десекуляризация может принимать разные формы — от довольно разрушительных до мягких, не вызывающих насилия и конфликтов. Форма, которую принимает десекуляризация в каждом конкретном обществе, зависит от многих факторов, в том числе и от характера самой религии — тех целей и ценностей, которые она проповедует .
Рост влияния и активности религий выражается и в том, что возрастает количество конфликтов, в которые религия вовлекается. Не всегда религия является единственной причиной конфликтов, но известно, что конфликты, имеющие религиозную составляющую, имеют тенденцию приобретать затяжной характер, отличаются жестокостью и почти не поддаются урегулированию. Прекратившись, они имеют тенденцию вспыхивать вновь через какое-то время. Превращение религии в политическую идеологию, что мы наблюдаем в современном мире, еще больше усугубляет проблему религиозной конфликтности.
Религиозно мотивированное насилие может быть направлено, прежде всего, на других верующих. С точки зрения безопасности религиозная ситуация в современном мире выглядит довольно тревожно. Исходящие от религии угрозы безопасности — как безопасности личности, так и национальной безопасности — чаще всего ассоциируются с
исламским фундаментализмом. Это неудивительно, поскольку именно радикальный политизированный ислам связан с ростом террористической угрозы во второй половине ХХ — начале XXI в. . Деятельность ДАИШ (организации, запрещенной в России) вывела эту террористическую угрозу на новый уровень, поскольку в данном случае деятельность радикальных группировок представляла собой не просто точечные атаки, но попытку формирования государства, и этой угрозе приходится противостоять вооруженным силам нескольких государств.
Религиозное насилие и проблема религиозной безопасности
Но при всей известности исламский фундаментализм — не единственная форма организованного религиозного насилия. Радикальные действия предпринимают также индуистские, иудейские, сикхские фундаменталисты. Радикальные насильственные действия предпринимают даже буддисты и христиане, хотя именно представители разных христианских конфессий сегодня являются (в глобальном масштабе) самой преследуемой религиозной группой. Преследование осуществляется и по отношению к мусульманам. «Христиане подвергались преследованиям со стороны правительства или социальных групп в 102 из 198 стран, включенных в исследование (52 %), в то время как мусульман подвергали преследованиям в 99 странах (50 %)» (данные за 2013 г.) . Евреи, по данным этого исследования, подвергались преследованиям в 77 странах (39 %), в том числе и в европейских.
По данным Pew Research Center, в 64 странах мира систематически нарушаются права верующих. И среди этих 64 стран — самые населенные страны мира (Китай, Пакистан, Индия, Индонезия). К странам, где религиозная свобода и права верующих ограниченны и нарушаются, относятся также Бирма, Египет, Эритрея, Иран, Судан, Узбекистан, Сомали, Нигерия и др. Около 70 % мирового населения живет сегодня в условиях, где существует угроза ограничения религиозной свободы и насилия на религиозной почве.
К религиозно мотивированному насилию можно отнести не только преследование религиозных меньшинств религиозным большинством, но также и насильственные действия по отношению к единоверцам, обвиняемым или подозреваемым в нарушении каких-то религиозных норм, разнообразные религиозные обычаи и традиции, способные нанести вред физическому здоровью людей, не говоря уже об угрозе их психологическому благополучию.
Источником религиозного насилия или ограничения религиозной свободы могут быть как правительства, так и гражданское население.
На государственном уровне свобода религии ограниченна, а религиозные меньшинства подвергаются дискриминации в таких странах, как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран. Другие страны (например, Китай) проводят ограничительную политику по отношению лишь к некоторым религиозным группам. В современном мире существует парадоксальная ситуация: на официальном уровне подавляющее большинство современных государств признают и обязуются защищать свободу религии, но в 27 % государств существует высокий уровень религиозной враждебности и в 27 % стран существуют различные ограничения религиозной свободы со стороны государства (данные за 2013 г.) .
Но неменьшая угроза религиозной дискриминации по отношению к меньшинствам или религиозно мотивированного насилия может исходить не от государства, а от религиозно настроенного большинства населения. Так, например, в Бангладеш и Нигерии правительства не проявляют особой ограничительной или репрессивной активности по отношению к религиозным меньшинствам, в то время как население настроено по отношению к ним агрессивно. В Пакистане и Афганистане ортодоксальные верующие могут действовать и без санкции государства, которое само по себе не отличается стремлением защищать религиозные права, как и права человека вообще. Ситуация усугубляется, когда государство и большинство населения оказываются едины в своих агрессивных устремлениях. Уровень религиозно мотивированного насилия, как правило, выше в тех странах, где высоки доля религиозного населения и значимость религии. Однако не всегда высокий уровень религиозного насилия связан с высоким уровнем религиозности. Так, высокий уровень религиозности населения в Польше или США не приводит к росту религиозного насилия, хотя отдельные случаи религиозно (или, наоборот, антирелигиозно) мотивированной агрессии (например, оскорблений на религиозной почве или оскорблений религиозных чувств) могут иметь место.
Исследователи Pew Research Center разработали индекс социальной враждебности, связанный с религиозным насилием (Social Hostility Index). Наиболее высоким этот индекс оказался для Ирака, Пакистана, Индии, Афганистана, Бангладеш, Сомали, Индонезии, Израиля, Судана, Кении, Нигерии, Саудовской Аравии, Египта и др. Низкий уровень этого показателя, т. е. высокую степень религиозной безопасности, демонстрируют такие страны, как, например, Канада, Латвия, Словакия, Перу, Новая Зеландия, Португалия, Габон, Бурунди, Ботсвана, Монголия, средний — Норвегия, Польша, Сербия, Австрия, Швейцария, Австралия, Замбия, Южный Судан, Япония, Бразилия, Венгрия и др. .
Таким образом, мы видим, что религиозное насилие и ограничение религиозной свободы, как и религиозная безопасность, распространены в странах, принадлежащих к разным культурным и религиозным традициям. Это говорит о том, что проблема религиозной безопасности является практически универсальной, но не является неразрешимой.
Религиозная свобода как фактор религиозной безопасности
Одним из важнейших факторов, способных обеспечить высокий уровень религиозной безопасности, является обеспечение религиозной свободы, свободы вероисповедания. Исследования показывают, что наиболее низкий уровень враждебности наблюдается в тех странах, где государство гарантирует эту свободу.
Другим важным фактором, способствующим снижению религиозного насилия, является отделение государства от религии, т. е. лишение религиозных организаций возможности использовать аппарат насилия государства для решения религиозных споров и принуждения к вере. Подтверждением этого тезиса служит европейская история последних столетий. Принцип веротерпимости впервые возникает в Европе (хотя не в истории) в результате многолетних жестоких конфликтов на религиозной почве, порожденных Реформацией. Результатом изменений, спровоцированных Реформацией, было и возникновение светского государства, которое не мешает исповедовать ту или иную религию, но и не руководствуется в своей деятельности защитой религиозных принципов . Функции государства, связанные с защитой религии, кардинальным образом изменились. Государство перестало защищать религию, но перешло к правовой практике защиты индивида, исповедующего ту или иную религию, обеспечению религиозной свободы и свободы вероисповедания. Дальнейшее развитие этой тенденции привело к практике защиты религиозных меньшинств от дискриминации на почве религии. В рамках этой логики защиты религиозной свободы возникает и практика защиты чувств верующих от оскорбления, хотя эта практика вызывает множество вопросов, поскольку в данном случае возникает противоречие между обязанностью государства защищать не только свободу религии, но и свободу мировоззренческого выбора вообще . В секулярных обществах верующие могут испытывать чувство оскорбленности, например, при свободном использовании религиозных символов в произведениях светского искусства. Но свобода слова является такой же неотъемлемой свободой человека, как и свобода религии. В каждом конкретном случае государства решают эту проблему исходя из конкретных обстоя-
тельств дела, нередко становясь на сторону верующих. В то же время практика защиты чувств верующих подвергается критике — и не только из-за указанного выше противоречия, но и по причине невозможности дать четкое определение религиозным чувствам и обосновать их привилегированный характер по отношению к другим видам чувств. Таким образом, защита права на свободу вероисповедания в светских государствах может наталкиваться на определенные трудности правового характера.
Еще одной проблемой является деятельность религиозных групп, которая может иметь деструктивный характер. Несмотря на тот факт, что в современном религиоведении и социологии религии термины «деструктивный культ» или «тоталитарная секта» считаются не научными понятиями, а негативно окрашенными ярлыками, стигматизирующими некоторые религиозные группы , невозможно отрицать, что деятельность некоторых групп, относящихся, как правило, к новым религиозным движениям, может представлять определенную угрозу если не национальной безопасности, то личной безопасности граждан. Из наиболее известных примеров можно сослаться на Сайентологическую церковь.
Деятельность этой организации известна достаточно жестким контролем поведения верующих, вплоть до сбора досье на каждого адепта, а также ярко выраженной коммерческой составляющей . В качестве основной практики она применяет обучающие семинары, прохождение которых является платным, причем цена обучения достаточно высока. Религиозно мотивированные адепты церкви становятся источником дохода для её руководства, довольно цинично использующего психологические проблемы людей . В то же время запретить деятельность этой организации в правовом государстве сложно, поскольку прямого принуждения по отношению к верующим она не применяет, а принцип свободы вероисповедания не допускает различий между религиозными доктринами и не предполагает деления их на «правильные» и «неправильные» .
Однако деятельность сайентологической церкви довольно часто сопряжена с махинациями и мошенничеством, что позволяет ограничивать её деятельность, не затрагивая религиозных вопросов. История сайентологии — это история обвинений и судебных процессов, что, в свою очередь, определило её тактику сопротивления — организация постоянно использует правовые системы европейских государств для собственной защиты.
Деятельность Сайентологической церкви имеет международный характер, соответственно, с проблемами, ею порождаемыми, сталкивались разные государства. Радикальнее всего вопрос был решен Грецией, просто запретившей деятельность этой организации на своей территории. Однако в Греции существуют особенности законодательства: чтобы религиозная организация была в Греции признанной, необходимо, чтобы эта организация не имела тайных доктрин и её религиозные церемонии были общедоступными и бесплатными. Кроме того, в Греции православная церковь не отделена от государства, и поэтому для открытия любого представительства другой религиозной организации требуется согласие местного православного иерарха. Но случай Греции представляет собой некоторое исключение для Европы, поскольку такие законодательные принципы могут быть рассмотрены как ограничение религиозной свободы.
Другие европейские государства, где эти принципы обеспечиваются более последовательно, решали проблемы с Сайентологической церковью иначе. В Германии в течение ряда лет сайентологи находились под гласным надзором Ведомства по охране конституции. В ряде стран (например, в Австрии) Сайентологическая церковь не имеет статуса религиозной организации. Во Франции на протяжении многих лет идут суды по обвинению руководства местной сайентологической организации в мошенничестве. В США сайентологи долгое время не имели статуса религиозной организации, однако им удалось его добиться после смерти основателя церкви Р. Хаббарда.
Сайентологическая церковь — не единственный пример религиозной организации, являющейся на деле структурой, ориентированной на достижение коммерческих целей. Проблема, однако, в том, что рядовые адепты таких организаций, как правило, вполне искренне верят в их религиозный и спасительный характер .
Таким образом, главным способом ограничения деятельности подобных организаций в светских государствах является либо преследование их за противоправные действия (а не религиозные или псевдорелигиозные взгляды), либо лишение их статуса религиозной организации, дающего определенные привилегии. Это позволяет избежать вопросов о свободе вероисповедания и её ограничении.
Деятельность религиозных организаций в секулярных обществах может нести и большую угрозу личной безопасности, чем использование адептов в качестве рабочей силы или мошенничество. Под угрозой может оказаться и жизнь адептов, доверившихся своим духовным учителям. А также жизнь людей, не вовлеченных в эти группы. В качестве
примера можно вспомнить трагическую судьбу «Народного храма» (People’s Temple).
Первоначально эта группа выглядела как одна из многочисленных харизматических протестантских церквей американского юга с присущими харизматам экстатическими богослужениями, чудесными исцелениями и культом личности пастора. Единственным отличием, важным для американского юга 60-х гг., была борьба с расовой сегрегацией, что могло бы выглядеть привлекательно, если бы не дальнейшее развитие событий.
Деятельность организации довольно быстро привлекла неодобрительное внимание общественности по двум причинам. Во-первых, по причине сильных расовых предрассудков, характерных для этого американского юга. Приверженность сторонников Джонса к равноправию вызывала отторжение. Кроме того, вызывали недоумение странные приемы проповеднической деятельности пастора Дж. Джонса, который мог в ходе проповеди бросить на пол Библию, поскольку она якобы оправдывает несправедливость. В-вторых, тревогу вызывали сведения о диктаторских замашках пастора, жестокости, экономической и сексуальной эксплуатации адептов. Однако власти занимали выжидательную позицию. Здесь необходимо учитывать специфику политики американского государства в отношении религии. Несмотря на высокую значимость религии в американском обществе и высокую религиозность американцев, государство никак не вмешивается в регуляцию религиозной жизни и не оказывает преференций никаким религиозным группам, которые имеют возможность заниматься самыми разными видами деятельности.
Хотя государство было индифферентным, Джонс регулярно пугал свою паству слежкой и контролем со стороны ФБР. И в то же время некоторые представители политической элиты сотрудничали с Джонсом, поскольку он и его сторонники могли обеспечить им поддержку на выборах.
За несколько лет организация, возглавляемая Джонсом, проделала путь от экстравагантной протестантской церкви до утопической общины с весьма специфической верой, переселившейся под давлением возмущенной общественности в недоступный регион — джунгли Гайаны. К моменту своей трагической гибели осенью 1979 г. «Народный храм» перестал быть христианской религиозной организацией. Характерно, что на территории их поселения — Джонстауна — не было ни церкви, ни молельного дома, а роль сакрального центра выполнял дом, где жил сам Джонс. Роль богослужения выполняли многочасовые
проповеди Джонса, находящегося, по всей вероятности, под влиянием алкоголя и наркотиков. Важную ритуальную роль играли так называемые белые ночи, представлявшие собой репетиции коллективного самоубийства. Решимость совершить самоубийство в логике Джонса и его последователей означала приверженность идеалам организации и преданность самому Джонсу, который практически обожествлялся последователями, воспринимавшими — под влиянием его проповедей и изоляции — окружающий мир как угрозу, персонифицированную «американским империализмом».
Таким образом, религиозная идеология в данном случае практически срослась с политическим и социальным утопизмом, который тем не менее сохранял религиозно-эсхатологический характер, что и обусловило трагический конец данной организации. Этот трагический конец был ускорен запоздалым вмешательством американской власти в лице сенатора Л. Райана, который прибыл в Джонстаун по просьбе встревоженных родственников адептов, оставшихся в США. Его прибытие спровоцировало страх и панику сначала у самого Джонса, а потом и у адептов, находившихся под его полным влиянием. Сенатор и часть его сопровождающих были убиты, а затем последовал уход из жизни более 900 адептов «Народного храма», причем не все они совершили добровольное самоубийство, поскольку среди них были маленькие дети, которые едва ли были на это способны.
Группы, подобные «Народному храму», — очень редкое явление. Однако пример этой группы показывает опасность недооценки деятельности некоторых религиозных учителей. Сегодня мы видим развитие сходных тенденций уже не только среди религиозных маргиналов, изобретающих собственные религиозные доктрины, а среди последователей традиционных, но переосмысленных в агрессивном ключе религий. Речь идет о религиозном экстремизме и фундаментализме, чьи приверженцы практикуют как самоубийства, так и убийства во имя религиозных и одновременно политических целей.
Религиозный экстремизм и религиозная безопасность
Конец XX — начало XXI в. стали свидетелями существенного повышения агрессивности человека, серьезных вспышек различных видов экстремизма, который нередко смыкается с терроризмом. Многие экстремистские проявления имеют религиозную окраску. Часто идет речь идет о религиозном экстремизме .
Иногда говорят о религиозно-политическом экстремизме. Экстремизм характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы
и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм» .
Религиозно-политический экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и тер -риториальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти. Религиозно-политический экстремизм тесно связан с массовым нарушением прав человека. Он несет угрозу национальной безопасности различных государств, способствует обострению межнациональных отношений.
И в тех, и в других случаях мы имеем экстремистские действия. Однако разница между ними чрезвычайно велика. Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором -налицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политический экстремизм».
Религиозно-политический экстремизм может быть направлен на демонтаж сложившихся общественных структур, изменение существующего государственного строя, реорганизацию национально-территориального устройства и т.д. с применением противозаконных методов и средств. Существуют различные формы проявления религиозно-политического экстремизма. Наиболее часто он проявляется :
— в виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя и создание клерикального государства;
— в виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;
— в виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя;
— в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;
— в виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.
Религиозно-политический экстремизм часто переплетается с эт-нонационалистическим экстремизмом. Этому способствует ряд обстоятельств. Среди них — тесная историческая связь религии и этноса. Она привела к тому, что многие народы воспринимают то или иное вероисповедание как свою национальную религию (к примеру, русские, украинцы, белорусы, греки, сербы — православие; арабы, татары, башкиры, аварцы, даргинцы, кумыки и многие другие народы Северного Кавказа — ислам; монголы, буряты, калмыки, тувинцы — буддизм). Их образ жизни, традиции, обычаи, менталитет сформировались под влиянием соответствующих религиозных учений, обрядов, предписаний. В результате в этническом самосознании эти народы представляются как этноконфессиональные общности. Это обстоятельство создает возможность лидерам этнонационалистических экстремистских формирований апеллировать к «национальной религии», использовать ее постулаты для привлечения соплеменников в свои ряды, а лидерам религиозно-политических экстремистских группировок обращаться к эт-нонациональным чувствам и ценностям для увеличения числа сторонников своего движения .
Заключение
Таким образом, исходящие от религии и религиозных адептов угрозы национальной и личной безопасности крайне разнообразны и проявляют себя не только в обществах, где существуют ограничения религиозной свободы, а население отличается высоким уровнем религиозности, но и в светских государствах, где принцип свободы религии неукоснительно соблюдается. Однако в целом уровень религиозного насилия и религиозной агрессии значительно ниже в тех странах, где религиозная свобода гарантирована, а религия отделена от государства. Что не делает, однако, эти общества абсолютно неуязвимыми перед угрозами, генерируемыми различными религиозными группами.
Литература
1. Антес П. Религии современности. История и вера. М. : Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
2. Воденко К.В. Институциональные практики гармонизации межрелигиозного взаимодействия на Юге России и перспективы их имплементации в политику конструирования гражданской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 72-83.
1. Antes P. Religii sovremennosti. Is-toriya i vera. M. : Progress-Traditsiya, 2001. 304 p.
2014. № 1. С. 167-177.
6. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016. 244 с.
7. Коридан Б. Рон Хаббард: маньяк или мессия? М. : Ультра.Культура, 2004. 544 с.
9. Матецкая А.В. Оскорбление религиозных чувств верующих: российский контекст // Гуманитарные и социальные науки.
2015. № 6. С. 36-45.
10. Мирский Г.И. Ислам в истории и современности // Новая и новейшая история. 2010. № 1. С. 3-20.
12. Самыгин С.И., Воденко К.В., Нечи-пуренко В.Н. Религия и политика. Ростов н/Д. : Феникс, 2016. 286 с.
13. Самыгин С.И., Матецкая А.В., Эгильский Е.Э., Воденко К.В. Социология религии. Ростов н/Д. : Феникс, 2016. 314 с.
14. Этнорелигиозный терроризм / под ред. Ю.М. Антоняна. М. : Аспект-пресс, 2006.
2014. № 1. P. 167-177.
7. Koridan B. Ron Khabbard: man’yak ili messiya? M. : Ul’tra.Kul’tura, 2004. 544 p.
2015. № 6. P. 36-45.
10. Mirskiy G.I. Islam v istorii i sov-remennosti // Novaya i noveyshaya istoriya. 2010. № 1. P. 3-20.
12. Samygin S.I., Vodenko K.V., Nechi-purenko V.N. Religiya i politika. Rostov n/D. : Feniks, 2016. 286 p.
13. Samygin S.I., Matetskaya A.V., Egil’skiy E.E., Vodenko K.V. Sotsiologiya religii. Rostov n/D. : Feniks, 2016. 314 p.
14. Etnoreligioznyy terrorizm / pod red. Yu.M. Antonyana. M. : Aspekt-press, 2006.
15. Atack J. A Piece of Blue Sky: Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard Exposed. Carol Publishing Group, 1990.
Поступила в редакцию
15. Atack J. A Piece of Blue Sky: Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard Exposed. Carol Publishing Group, 1990.