В современном мире большое количество людей называет себя верующими. Даже если они не ходят регулярно в церковь, не молятся и не соблюдают пост, в глубине души мысль о существовании бога не вызывает у них сомнений. В каком духе будет воспитан , зависит от родителей. Если вопросам религии в семье не уделялось особого внимания, скорее всего, и он не будет задумываться над этим вопросом.
Но случается и такое, что у истинно верующих родителей вырастает ребенок атеист, отрицающий существование бога.
Причины появления атеизма у ребенка
Выражаясь научным языком, атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Люди-атеисты отрицают существование каких-либо богов. В защиту этой позиции ученые приводят различные логические и научные аргументы. Однако почему такое мнение может появиться у ребенка?
Можно сделать несколько предположений:
- Ребенок действует из духа противоречия. В силу небольшого возраста он пока не понимает, насколько важна вера для его родителей, и своей позицией хочет им насолить. Возможно, ребенка утомляют походы в церковь и причастия, он считает эти ритуалы отталкивающими и пугающими.
- Отторжение веры может возникнуть у малыша, если ему пришлось пережить смерть родственника, или кого-то из родителей. Пример: ребенка воспитывали в религиозном духе, что не встречало его возражений, но после трагедии, произошедшей в семье, ребенок задается вопросом, может ли бог быть жесток, и делает вывод, что его не существует. К подобному умозаключению нередко приходят не только , но и взрослые, потрясенные потерей близкого человека.
- Возможно, малыша потрясла полученная им информация о религиозных войнах или террористических актах. Дети склонны анализировать происходящие вокруг события, и интерпретировать их по-своему. Ребенок мог прийти к выводу, что все религиозные люди агрессивны, и бог непрерывно связан с войной и трагедиями.
- Если о своих атеистических убеждениях говорит подросток, скорее всего, он может объяснить свою точку зрения и рассказать, что привело его к ней.
Возможно, ребенок не понимает, как можно верить в то, что нельзя увидеть своими глазами или потрогать руками. Такое сухое, рациональное мировоззрение свойственно детям с техническим складом ума. А вот творческие, впечатлительные натуры склонны верить в бога с малых лет.
Как вести себя родителям, не разделяющим его мнение?
Религиозные взгляды не должны быть источником ссор в семье. Прежде всего, в доме должна царить атмосфера взаимного уважения. Многое зависит от того, как ребенок преподносит свою позицию, хочет ли он обсуждать с родителями свои атеистические убеждения.
Он может иметь свое мнение, но никому его не навязывать. Если же родители продолжают исповедовать свою веру, а сын или дочь проявляют агрессию, пытаются запретить делать это, высмеивают родительские убеждения — такое поведение допускать нельзя.
Необходимо объяснить ребенку, что существует такое понятие, как оскорбление чувств верующих. В него входит неуважительное отношение к святым лицам, религиозным артефактам, обрядам и ритуалам. В России оскорбление чувств верующих считается административным правонарушением.
Чтобы уладить возникший конфликт, нужно наладить доверительное между родителями и детьми. Взрослые должны показать, что люди могут и должны общаться друг с другом уважительно, даже если их религиозные убеждения не совпадают. Помимо религии есть множество других тем, достойных обсуждения, и чтобы не провоцировать конфликты, тему вероисповедания можно просто обходить стороной.
В свою очередь, и родители должны показать пример спокойного и достойного поведения — не обсуждать атеистов в негативном ключе, не осуждать тех, кто не ходит в церковь и не молится, не навязывать свою веру. Например, нельзя принуждать ребенка носить крестик, если он не хочет, так как это не поможет ему поверить в то, что так усиленно отрицал.
Влияет ли круг общения на мировоззрение детей?
На мировоззрение ребенка влияет не только его семья, но и близкое окружение — одноклассники, друзья, педагоги. В качестве примера можно привести времена Советского Союза, когда школьные учителя открыто пропагандировали среди учеников позицию отрицания бога.
Верующие семьи часто посещают общественные мероприятия аналогичной направленности. Там дети знакомятся со сверстниками, которые также воспитаны в религиозном духе. В подобной атмосфере у ребенка вряд ли разовьются атеистические взгляды.
Не верят в бога или не задумываются о его существовании чаще те дети, родители у которых большую часть времени посвящают работе — им просто некогда вести разговоры и разъяснительные беседы на такие темы. Это не значит, что такие семьи хуже, или достойны уважения меньше, чем верующие — просто у них в приоритете находятся другие ценности.
В подростковом возрасте ребенок может столкнуться с непониманием сверстников — возможно, в его компании не принято или не считается престижным верить в бога. Для подростков важно иметь вес и авторитет в коллективе, поэтому он может отказаться от своих убеждений, чтобы завоевать лидерство и избежать насмешек.
Может произойти обратная ситуация — ребенок-атеист, познакомившись с верующими друзьями, начнет ходить в церковь. Нередко юношей и девушек приводят в церковь личные переживания — проблемы в отношениях с родителями, безответная влюбленность. В таком случае они могут просить совета у церковных настоятелей.
Как каждый человек на территории России обладает правом исповедовать и практиковать любую религию, так и ребенок может быть атеистом. Не существует такого закона, который мог бы официально принудить его объявить себя христианином.
Но по мере взросления, особенно в подростковом периоде, ребенок может с легкостью изменить свое мнение. Сложно предугадать, что этому поспособствует — новый круг общения или личные умозаключения. Родителям стоит проявить деликатность и уважение к любому выбору своего ребенка. Подростки — очень тонкие натуры, и любой, кто не разделяет их мнения, теряет авторитет для них. Мудрые родители, вспомнив себя в этом возрасте, должны максимально лояльно направить мышление ребенка в нужное русло.
В моей семье отношение к религии и вере было абсолютно светским: хочешь — верь, хочешь — нет. Мои мама и папа православные, брат — буддист. Первая известная мне атеистка в роду — наша прабабушка. Пришла она к атеизму после того, как из-за продолжительной болезни умерли две её дочери. Она отреклась от бога, говорила, что никогда в жизни ничего плохого не делала и если бог есть, он бы такого никогда не допустил.
Моё знакомство с религией началось с мифов Древнего Египта — я смотрел мультсериал «Приключения Папируса». Я любил его, пока не показали серию, в которой Папирус оступился и бог с головой крокодила Себек его покарал. Это меня шокировало, я в слезах выключил телевизор и больше Папируса не смотрел. Мне было совершенно непонятно, почему этого бедного парнишку, который из сил выбивается, делает всё, что может, высшая сила наказывает. Для меня это было немыслимо.
Когда я стал постарше, но ещё не пошёл в школу, отец повёл меня в церковь крестить. Как только я туда зашёл, мне в нос ударил неприятный запах ладана. Стоял монотонный гул толпы молящихся, и это всё мне не понравилось, я начал нервничать. Тогда отец меня одёрнул и сказал, что в церкви нельзя плакать и капризничать, надо вести себя пристойно. Мне сразу стало неуютно и страшно — что это за место такое, где нельзя вести себя так, как ты себя чувствуешь? Почему я должен держать это в себе?
После крещения я стал читать религиозную литературу и мифы. У нас дома была большая библиотека, в ней хранились и обычная Библия, и Библия для детей. Я начал со второй и уже с первых страниц просто ужаснулся: уничтожение Содома и Гоморры, превращение жены Лота в соляной столп только за то, что она обернулась… Бог стал для меня не путеводной звездой, а таким монстром под кроватью, который всегда за мной следит, которому известно всё плохое про меня, и если я сделаю что-то не так, то плакали мои золотые годы.
Я начал углубляться в семейную библиотеку и дошёл до мифов народов Двуречья, где прочитал миф об Утнапишти. Мне это показалось подозрительно похожим на миф о Ное: боги так же хотели уничтожить людей, так же надо было построить плавательное средство — правда, не ковчег, а корабль. Следующими стали мифы Древней Греции. Вот подвиги Геракла: сын бога совершает благие дела, а потом в конце погибает от предательства и возвращается к отцу на небо. Что-то мне это подозрительно напоминало. Постепенно я перестал дрожать от присутствия бога вокруг себя.
Я вырос, поступил учиться на инженера. У нас началась математика, и мы проходили теорию пределов, которая оперирует бесконечностью: бесконечно большое, бесконечное маленькое, стремление к чему-либо на бесконечно большом промежутке. Кто ещё у нас оперирует бесконечностью? Религии. Я начал задаваться вопросом, что такое бесконечное райское счастье, какое оно? Оно же не может быть для всех одинаковым. Или вот заповеди. Они хорошо применимы для общин в аравийских пустынях, но для современного общества совсем не подходят. Например, «не завидуй». А так ли плоха зависть на самом деле? Моя зависть заставила меня поступить в университет, получить хорошее образование и востребованную профессию.
Как-то я летел на самолёте. Со мной сидел христианский проповедник, мы с ним разговорились — но рейс был ночной, нас попросили замолчать, поэтому он пригласил меня на встречу. Я пришёл туда уже абсолютно разуверившимся человеком: мечтал всё разнести, хотел доказать, что всё, во что они верят, — брехня, сказки и мифы. Но я увидел там уйму счастливых людей; они смеялись, пели песни. Я пытался вставить свои пять копеек, но мне это не удалось. И тогда я подумал, что нет смысла склонять людей в свою сторону. Если они счастливы и это наполняет их жизнь смыслом, почему нет? Я продолжаю немного общаться с тем проповедником — у него по-прежнему всё хорошо и нет ни одной фотографии с серьёзным лицом, он везде улыбается.
Я много путешествовал, смотрел, как церковь устроена за рубежом. Мне очень понравились костёлы в Скандинавии: тебя встречает татуированный священник, есть чайничек, плита, чтобы приготовить завтрак, детский уголок. Ребёнок коника катает, а ты можешь почитать молитву, подумать о вечном. Я переварил всё это и понял, что каждому своё: религия по-прежнему часть нашей культуры, она, например, дала нам крутую музыку — блюз, соул, григорианское пение. Я увидел мир во всём его многообразии — просто мы все разнимся в стремлении к счастью. Я ушёл от божественного восприятия мира, а другим, наоборот, хочется, чтобы сверху их кто-то вёл. Избавляться от религии незачем, только если она не идёт во вред. Думаю, это происходит, когда она срастается с государством, становится не чем-то личным, а тем, что может способствовать, чтобы на тебя написали донос или посадили в тюрьму.
Соблюдать все обряды мне чудовищно скучно и тяжело: нельзя есть мясо во время постов, нельзя вести себя неподобающе, надо причащаться, ходить в церковь, молиться. В католической и протестантской церквях ты хотя бы можешь присесть, поболтать, что-то обсудить и паства тебя выслушает и поможет. Это такое общественное объединение. А православная церковь, по моему опыту, построена больше на индивидуализме — все приходят туда сами по себе и, не попрощавшись, так же уходят.
Родители звонят мне на Пасху, например, и говорят: «Христос Воскресе» — я могу им ответить «Воистину Воскресе». Я же не начну: «Знаешь, мама, на самом деле вообще не доказано, что Христос существовал». Совсем не хочется препираться с родным человеком, да и смысла в этом большого нет. Вообще, с возрастом из-за страха смерти люди больше уповают на бога — мама говорит, что когда была молодой, тоже не уделяла этому внимания, но с возрастом это придёт. Ну, посмотрим. Если же меня попросят стать крёстным отцом ребёнка, тут я откажусь: это нечестно по отношению к верующим.