Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Виктор Шудегов высказал свое мнение на официальном сайте СР о минусах нового закона «Об образовании», который начнет действовать уже 1 сентября нынешнего года.
По его мнению, «минусы» заключаются в следующем:
— студенческая стипендия отвязывается от каких-то твердых ориентиров. Остаются указы Президента, но это все же не закон, и не исключено, что стипендия может значительно «похудеть»;
— цена за место в общежитии может сильно вздорожать, так как отменена ограничивающая ее планка в 5% от стипендии; — в школах могут быть организованы молельные комнаты, которые могут внести в школы национальную и религиозную рознь, так как есть сомнения, что комнаты предоставят всем традиционным религиям. Кроме того, будет нарушен закрепленный в Конституции принцип светскости государственной системы образования.
Еще три минуса.
Во-первых, переименование школ и детских садов из образовательных учреждений в образовательные организации. 44 тысячи школ, детские сады и многое другое надо переименовать. Огромные расходы, неразбериха. Зачем? Но может быть и тайный умысел. В Конституции написано, что граждане имеют право на получение бесплатного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Про организации там ничего не сказано.
Во-вторых, федеральные образовательные стандарты по-прежнему будут приниматься единолично министром, а хотелось бы, чтобы законом, чтобы предварительно шло обсуждение в обществе и парламенте. Однако эта поправка была отвергнута.
В-третьих, запланированы масштабные сокращения бюджетных мест в вузах. Под предлогом сокращения количества выпускников приблизительно треть вузов и преподавателей будет сокращена.
В заключении Виктор Шудегов констатирует, что уже сейчас возникает понимание даже у тех, кто недавно с пеной у рта агитировал за этот закон, что его нужно менять.
Пресс-служба «Абитуриент Урала»
Скрыпников А. В., Долгов А. П., Долгов К. А.
КРАТКИЙ ОБЗОР КРИТИКИ НОВОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В статье приведен краткий обзор откликов, выступлений, замечаний, критических статей и непосредственной реакции общественности на первые результаты введения в действие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». Авторы анализируют первые итоги и произошедшие изменения в образовательной среде в связи с выходом данного закона; сопоставляют различные мнения по поводу отдельных его положений; критически рассматривают как уже имеющиеся противоречия, так и прогнозируют в связи с этим дальнейшие возможные сложности в профессиональной деятельности педагогов различных уровней, которые могут возникнуть в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: закон, образовательный стандарт, нормативные акты, направления обучения, федеральный государственный образовательный стандарт, дополнительное образование детей, примерные программы учебных курсов, основная общеобразовательная программа.
Skrypnikov A. V., Dolgov A. P., Dolgov K. A.
BRIEF REVIEW OF CRITICISM OF THE NEW LAW ON EDUCATION
Скрыпников А. В.
Педагогическая общественность настороженно встретила принятый Госдумой и Советом Федерации Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1, подписанный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.
Прошло совсем немного времени — опасения оправдались, — уже сейчас отчетливо видно, что данный закон нуждается в довольно серьезных комментариях по поводу отдельных его положений. Мы уже отмечали в ряде статей (опубликованных как до выхода закона — в процессе его обсуждения, так и непосредственно после принятия) многочисленные вопросы, возникающие при прочтении этого акта, и прогнозировали необходимость не менее серьезных разъяснений о порядке применения данного закона на местах2.
Размещен на официальных сайтах Правительства Российской Федерации — http://правительство.рф и Минобрнауки России — http://mon.gov.ru.
Собственно, Миноб-рнауки России уже при подготовке закона понимало несовершенство многих его положений и готовилось комментировать его. На специальном сайте было отмечено: «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает принятие 34 постановлений Правительства Российской Федерации и 106 приказов Министерства образования и науки. Данные подзаконные акты согласно Плану Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке нормативных правовых
Долгов А. П.
Долгов К. А.
актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденному приказом Минобрнауки России от 24 января 2013 г. № 42 (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 18 марта 2013 г. № 189, от 31 мая 2013 г. № 416), должны быть приняты к моменту вступления нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в силу — до 1 сентября 2013 года»3.
Почти одновременно с выходом закона и в унисон ему опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («до-
3 См. на сайте http://273-фз.рф/zakonodatelstvo
рожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»»4.
Далее по намеченному плану стали выходить многочисленные акты как Правительства России, так и Минобрнауки. Надо отдать должное этому ведомству: намеченное реализуется достаточно активно и ответственно. Так, в развитие указанного распоряжения выпущено большое количество документов. Один из совсем недавних — Рекомендации по внесению изменений в региональные планы мероприятий («дорожные карты») по повышению эффективности образования и науки (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2014 г.). В преамбуле к нему отмечено: «Настоящие рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 (пункт 5, пп. 2) и Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № ДМ-П13-9589 (пункт 40), от 6 февраля 2014 г. № ОГ-П12-23 пр (пункты 3, 4).
Рекомендации направлены на обеспечение методической поддержки субъектов Российской Федерации при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. в рамках актуализации региональных планов мероприятий («дорожных карт») по повышению эффективности образования и науки (далее — «дорожные карты»).
В соответствии с указанными поручениями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо обеспечить корректировку «дорожных карт», согласовав вносимые изменения с Минобрнауки России.
Корректировка и последующее согласование «дорожных карт» должны быть осуществлены в течение двух месяцев после принятия распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р (федеральная «дорожная карта»)»5.
Для чего столь обильное нормотворчество вслед закону? В первую очередь, чтобы нивелировать те неточности и неясности, которые породил сам этот закон. Впрочем, это мягко сказано. Многие специалисты выражаются более конкретно, вернее — более откровенно и прямолинейно. Так, в статье «Образование: кадры под ударом» политолог Дарья Митина (кстати, автор статьи ранее возглавляла одно из подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации) выражается вполне определенно: «Разработанный Ми-нобрнауки Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный голосами фракций «Единая Россия» и ЛДПР, несмотря на свой рамочный характер (содержит 179 отсылочных норм), вполне можно назвать манифестом образовательной контрреформы. Он стал значительным отступлением от действовавшего прежде закона об образовании, принятого ещё на заре ельцинских времен. Новый закон не содержит государственных гарантий финансирования образования и уровня заработной платы для большинства педагогов, за исключением школьных учителей. Впервые с 1991 года правительство посягнуло на священную корову — гарантированное число бюджетных студентов. Благодаря новой формуле расчета до 2020 года это число уменьшится как минимум на треть. Закон лишил детей-сирот льгот при поступлении в вузы и учреждения среднего
4 Размещено на сайте Правительства Российской Федерации http://правительство.РФ и на официальном сайте Минобрнауки России http://mon.gov.r и
5 Размещено на официальном сайте Минобрнауки России http://mon.gov.r и
профессионального образования, в пять раз поднял оплату присмотра и ухода за детьми в детских садах, в 20 раз увеличил плату за общежитие для вузовских студентов. Кроме того, новый закон об образовании в полной мере стал иллюстрацией актуального вектора реформирования всей российской социалки — переноса финансового бремени с федерального центра на регионы. Согласно закону, резко сокращены коммунальные льготы для сельских педагогов и отменены для учителей, вышедших на пенсию, — этот вопрос целиком передан на усмотрение субъектов Федерации»6.
Эта пространная цитата затрагивает самые «больные» места закона. И именно по ним уже сейчас в Госдуме рассматриваются новые акты, призванные вернуть и студентам и дошкольникам их отнятые законом права, а также привлечь внимание общественности к решению других многочисленных и спорных вопросов.
Госдума и ранее имела к министру образования и науки России ряд вопросов. Так главным пунктом повестки 118-го заседания Госдумы, прошедшего 9 октября 2013 г., был п. 10 — «правительственный час» с докладом министра образования и науки Д.В. Ливанова.
Во время часа политических заявлений от фракции КПРФ выступил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член-корреспондент Российской академии образования О. Н.
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.