Свято-Троицкая Сергиева ЛавраСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ставропигиальные монастыри
Наместник— архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).
Богослужение
Успенский собор (зимой — храм в честь прп. Сергия с трапезной): будние дни: вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр., 1-й час) — 16.45, ранняя Литургия — 6.15, поздняя Литургия 9.30; воскр. и празд. дни: всенощное бдение — 17.00, ранняя Литургия — 5.30, поздняя Литургия — 9.30. После каждой Литургии служатся панихиды.
В крипте под собором в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны в 9.00 с водосвятием и в 13.00 без водосвятия, а также раздается освященное масло с 9.00 до 12.30.
Троицкий собор: будние дни — братский молебен у мощей прп. Сергия и полунощница — 5.30-6.30, средняя Литургия — 6.30. Воскресенье и праздничные дни: молебен с акафистом прп. Сергию — 5.00-6.15, средняя Литургия — 6.20, молебны с акафистом прп. Сергию — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30. Воскресенье: соборный молебен с акафистом прп. Сергию — 17.00. В пятницу соборный молебен с акафистом Божией Матери — 17.00 (если нет всенощного бдения). Накануне воскресений, двунадесятых и некоторых великих праздников сразу после всенощного бдения с литией (ок. 21.00) совершается исповедь в том же храме, а в сам день праздника две дополнительные средние Литургии в Духовском храме (в 7.30) и в Смоленской церкви (в 8.30).
Храм в честь Покрова Божией Матери в Академии: будние дни — вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр. с 1-м часом) — 16.45, исповедь в исповедальне Академии — 6.00, Литургия — 6.20; воскресные и праздничные дни: всенощное бдение — 17.00, исповедь — 7.00, Литургия — 7.45. По средам соборный акафист Покрову Божией Матери (кроме дней попразднств) — 18.20.
Святыни (краткий перечень)
- Св. мощи преподобного Сергия Радонежского,
- Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (в Троицком соборе),
- св. мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви),
- чтимая икона свт. Николая (в храме прп. Сергия).
Храмы и часовни
- Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена Земли Русской прп. Сергия Радонежского. В иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева.Свято-Троицкая Сергиева лавра
- Успенский собор (1559-1585 гг. построен по повелению царя Иоанна Грозного), возле собора — усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи.
- Храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г., псковские мастера).
- Надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.).
- Шатровый храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-1637 гг.).
- Храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1687-1692 гг.).
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753 гг.).
- Храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь)
- Храм в честь Покрова Божией Матери (в Духовной академии).
- Храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в Духовной семинарии).
- Надкладезная часовня.
Подворья
- Подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе и храм преподобного Сергия в Сергиевском подворье. Наст. — игумен Дионисий (Колесник);
- Храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад). Наст. — архим. Герман (Чесноков);
- Пятницкое подворье на Подоле, храм во имя св. мц. Параскевы Пятницы. Расположено с юго-восточной стороны Лавры (При подворье действуют три церковные школы: церковного пения, вышивания (для девочек), воскресная школа. Наст. — игумен Гедеон (Губка);
- Храм Преображения Господня. Подворье оказывает духовную помощь больным наркоманией и алкоголизмом. Построен двухэтажный дом для больных и приема паломников. Наст. — игумен Севастиан (Терентьев);
- Подворье в Санкт-Петербурге;
- Варницкое подворье в г. Ростове Великом (Ярославская обл.). Наст. — игумен Захария;
- Храм в честь св. Марии Магдалины. Наст. — иеромон. Георгий (Бестаев);
- Скит Параклит. Начальник — иеромонах Галактион;
- Владимирское подворье (Владимирская обл., Селивановский р-н, с. Тучково). Начальник — иерей Димитрий Болтрукевич;
- Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово). Начальник — архимандрит Ефрем (Елифанов);
- Геленджикское подворье (Краснодарский край, г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Кирова, 10). Начальник — иеромонах Феоктист;
- Спасо-Вифанское подворье. Начальник — иеромонах Даниил (Михайлов);
- Черниговский скит. Начальник — игумен Дамиан (Швецов).
answer@lavra.ru +7 (496) 540-59-42, канцелярия: тел./факс +7 (496) 547-70-35 (с 08.00 до 17.00 мск. времени). Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно). http://www.stsl.ru Адрес: г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева ЛавраИдет
История
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.
Самые древние церкви Сергиева Посада — это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, внизу, на Подоле — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. Исторические судьбы двух подольных церквей тесно связаны друг с другом. Обе они неоднократно меняли свой статус в зависимости от исторических условий.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг — чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря. Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преп. Сергия. В 1547 г. боярин Иван Хабаров финансировал строительство каменной монастырской Введенской церкви. Тогда же на средства Троицкого монастыря и «христолюбцев» (добровольных жертвователей) была сооружена и Пятницкая церковь.
После польско-литовской осады 1608-1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, «уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны». В 1611 г. «поделали и освятили» Пятницкую церковь, а в 1621 г. — Введенскую, причем восстановленный Пятницкий подольный монастырь стал женским. В описи 1641 г. значится: «у Троицы за городом… монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом… Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, … а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными… Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц…»
Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен, а подольные церкви с Великого поста 1679 г. стали приходскими храмами Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь. Введенский приход просуществовал вплоть до 1896 г., когда ввиду малочисленности и бедности прихожан он был закрыт, а здания церквей вместе с окружающей их территорией были переданы Лавре.
События 1917 г. внесли свои коррективы в судьбу подольных храмов. Начиная с 1919 г. они опять стали приходскими, а с 1928 г. закрылись вообще. 1 июня 1929 г. городские власти сдали церкви Правлению кооперативного общества «Смычка» под склад. В период деятельности общества здания церквей пришли в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х гг., когда подольные церкви были переданы Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы по памятникам. В результате оказалось, что существующая Введенская церковь 1547 г. является примером своеобразного переплетения древних и более поздних частей: основной объем церкви до второго яруса сводов принадлежит к XVI в. Пятницкая церковь, напротив, принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей.
В 1991 г. Загорский музей передал подольные церкви Лавре; одна из них — Пятницкая является действующей.
Введенская церковь относится к крестово-купольному типу православных храмов. Она представляет собой прямоугольное в плане, стройное двухъярусное сооружение с тремя высокими полукруглыми апсидами (алтарными выступами) и позакомарным покрытием, увенчанное граненым барабаном с позолоченной главой луковичной формы. Нижний ярус (подклет) имеет четыре опорных столба, несущих сводчатые перекрытия. Из четырех внутренних столбов в интерьере церкви уцелели два восточных с алтарной преградой между ними. Пара западных столбов разобрана в 1740 г. при устройстве нового сомкнутого свода, барабана и купола. Декоративное убранство фасадов составляют тонкие профилированные лопатки, пояс-фриз из килевидных нишек, проходящий по верху стен. Апсиды украшены вертикальными валиками, соединенными перевернутыми арочками с резными вставками. Над ними сохранились остатки терракотового фриза с рельефными изображениями дельфинов. В целом Введенский храм, построенный по образцу монастырской Духовской церкви 1476 г., повторяет план, размеры, пропорции и характер декора своего прототипа, сочетая в себе архитектурные традиции XV, XVI и XVIII вв.
Церковь великомученицы Параскевы Пятницы, расположенная к северу от Введенской, относится к традиционному для церковно-приходской архитектуры типу трехчастных храмов, построенных наподобие корабля. Храм состоит из четверика церкви с далеко вынесенной полукруглой апсидой, квадратной бесстолпной трапезной и колокольни, соединенных в один объем и расположенных по оси восток-запад. Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, перекрыта сомкнутым сводом и увенчана круглым глухим барабаном с куполом луковичной формы. Примыкающая к трапезной колокольня — восьмерик на четверике (композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном). Она опирается на два пилона и на западную трапезную стену, в толще которой устроена лестница.
Пятницкая церковь нарядно украшена. Ее стены, разделенные лопатками на три прясла, завершены профилированными закомарами с лентами килевидных нишек и поребрика. Богатые наличники в виде стрельчатых кокошников оформляют окна церкви и трапезной. Входной перспективный портал храма убран своеобразной геометрической резьбой. Колокольню украшают многочисленные декоративные элементы, отличающиеся несколько дробным характером.
Таким образом, нарядная и уютная Пятницкая церковь, объемы которой как бы нанизаны на горизонтальную ось, существенно отличается от соседнего стройного и величавого Введенского храма. Если в архитектуре последнего переплетаются древние и поздние части, то Пятницкая церковь — это цельный памятник новой архитектуры XVII в., в основном сохранивший свой первоначальный вид и отвечавший вкусам посадского населения.
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей
Х Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.
Сергиева Посада
Х Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь
Х Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная. Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в…
с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг — чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря.
Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преподобного Сергия
Х Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
. В 1547 г. на средства Троицкого монастыря и «христолюбцев» (добровольных жертвователей) была сооружена Пятницкая церковь.
После польско-литовской осады 1608–1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, «уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны». В 1611 г. «поделали и освятили» Пятницкую церковь.
В описи 1641 г. значится: «у Троицы за городом… монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом… Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, … а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными… Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц…».
Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен. Церковь с Великого поста 1679 г. стала приходским храмом Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь.
В 1928 г. церковь Параскевы Пятницы на Подоле закрыли.
1 июня 1929 г. городские власти сдали церковь Правлению кооперативного общества «Смычка» под склад. В период деятельности общества здание церкви пришло в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х годах, когда церковь была передана Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы. В результате оказалось, что Пятницкая церковь принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей.
В 1991 г. Загорский музей передал церковь Лавре.
Церковь великомученицы Параскевы Пятницы, расположенная к северу от Введенской, относится к традиционному для церковно-приходской архитектуры типу трехчастных храмов, построенных наподобие корабля. Храм состоит из четверика церкви с далеко вынесенной полукруглой апсидой, квадратной бесстолпной трапезной и колокольни, соединенных в один объем и расположенных по оси восток-запад.
Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, перекрыта сомкнутым сводом и увенчана круглым глухим барабаном с куполом луковичной формы. Примыкающая к трапезной колокольня — это восьмерик на четверике (композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном). Она опирается на два пилона и на западную трапезную стену, в толще которой устроена лестница.
Пятницкая церковь нарядно украшена. Ее стены, разделенные лопатками на три прясла, завершены профилированными закомарами с лентами килевидных нишек и поребрика. Богатые наличники в виде стрельчатых кокошников оформляют окна церкви и трапезной. Входной перспективный портал храма убран своеобразной геометрической резьбой. Колокольню украшают многочисленные декоративные элементы, отличающиеся несколько дробным характером.
Таким образом, нарядная и уютная Пятницкая церковь, объемы которой как бы нанизаны на горизонтальную ось, существенно отличается от соседнего стройного и величавого Введенского храма. Если в архитектуре последнего переплетаются древние и поздние части, то Пятницкая церковь — это цельный памятник новой архитектуры XVII в., в основном сохранивший свой первоначальный вид и отвечавший вкусам посадского населения.