ПОЛЕ БОРЬБЫ – ДУША ЧЕЛОВЕКА
Зло незаметно, тихими шагами входит в нашу повседневную жизнь, становится ее неотъемлемой частью. Стоп! Неотъемлемой частью?! Но ведь человек призван творить добро…
В стенах просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской митрополии русской православной церкви разгорелась настоящая дискуссия «Добро и зло в современном мире”.
В «Молодежке” уже выходили статьи, посвященные проведению творческих вечеров «Русская литература в свете Христовой истины”. Юноши и девушки довольно активно их посещают. Молодежь приходит за ответами на очень важные жизненные вопросы.
Совсем недавно открылся новый цикл встреч — «Категории мира в свете Христовой истины”. Найти, а главное, сохранить нравственные ориентиры, научиться видеть красоту во всем — в природе, искусстве, человеческих взаимоотношениях. Эта цель красной нитью проходит через все встречи, несмотря на столь широкое разнообразие поднимаемых тем.
Что есть зло и добро? Приблизиться к осмыслению этих извечных категорий стремились отец Алексей Назаров, которому и принадлежит идея проведения подобных дискуссий, и режиссер ГАБТ имени А.Навои Андрей Слоним.
— Тема, выбранная нами, не случайна, — открыл вечер отец Алексей. — Мы решили затронуть проблемы, которые ставит перед нами современный мир. Они не являются сугубо религиозными, социальными или философскими. Скорее, общечеловеческими. Все мы учились в школе и помним произведение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?”. Адекватны ли понятия добра и зла тому, чему нас учили, что предлагает нам общество? В этой связи хотелось бы вспомнить Федора Достоевского, одну из самых значимых фигур в русской литературе, философии, религии. «Дьявол ведет борьбу с Богом, добро — со злом. Поле борьбы — душа человека”, говорит писатель. И это как нельзя лучше перекликается с толкованием зла в христианстве. Зло не было сотворено. Оно явилось в мир через человека. У человека есть свобода, а значит, и право выбора — служить добру или злу.
Грех, по словам А.Назарова, распространяется сегодня подобно страшной вирусной болезни. Вирус искушения совершить дурной поступок существует всегда. Один из самых мощных катализаторов негативных сил — зависть. Именно из-за нее и произошло братоубийство, описанное еще в Библии.
С тех пор мало что изменилось.
— Что же мы наблюдаем в современном мире? Не грубо, не дерзко, не агрессивно, мы локтями раздвигаем себе путь наверх социальной либо профессиональной лестницы. Стараемся уничтожить соперника любым способом. Конечно, отсутствие денег, таланта задевает. Поэтому нужно убрать противника, и тогда ты, образно говоря, будешь выглядеть великаном в стране карликов. Это на уровне отдельно взятой личности. А если взять в более крупных масштабах? Сколько ненужных, беспощадных кровопролитных войн на счету человечества? А все из-за того, что один человек хотел возвыситься над остальными, стать богаче, получить власть.
Говорилось на встрече и о пропаганде насилия и вседозволенности. Телевидение все чаще играет в этом свою страшную роль. Навязывается мысль, что убить человека так же просто, как выпить стакан минеральной воды. Отсюда и развитие терроризма, пропагандирующего открытое насилие.
И, что самое страшное, человек, как правило, не воспринимает зло как нечто, развивающееся внутри его души, сердца. Да, это может быть проблемой соседа, знакомого, постороннего человека, но только не личной трагедией. Стоит ли удивляться что наркомания, пьянство приобретают все большие масштабы?
Но бывает и наоборот. Человек в надежде добиться, как ему кажется, справедливости начинает диктовать свою волю другим, толкать на определенные поступки. Проблема добра и зла настолько обширна и многогранна, что о ней можно говорить бесконечно. Но организаторы вечера постарались затронуть практически все ее аспекты. Рассмотрели с точки зрения литературы и искусства в исполнении солистов театра звучали романсы, ташкентские поэты выступили со своими произведениями (А.Слонимом прочитана поэма Сергея Есенина «Черный человек” все о той же борьбе добра и зла в человеческой душе) и даже ответили на вопросы участников встречи.
А ответ на вопрос «Что было бы, если б не было зла?” — подвел итог вечера. Не будь зла, у человека не было бы выбора, свободы, а значит, и любви. Абсолютная победа над злом невозможна. Она возможна лишь внутри каждого из нас. Победа над вирусом искушения.
Классный час
«В доброте и милосердии – есть смысл жизни»
Направлен на то чтобы, воспитать в подростках стремление совершать добрые дела, милосердие, человечность, умение прийти на помощь нуждающихся в ней, быть благородным в жизни.
Цель: воспитать в подростках стремление совершать добрые дела, милосердие, человечность, умение прийти на помощь нуждающихся в ней, быть благородным в жизни.
Задачи:
- На стихотворениях подобранных для классного часа, «прочувствовать всем сердцем», все чувства, что передает нам автор.
- Помочь учащимся раскрыть содержание понятий, «доброта» «сострадание», человеколюбие», «милосердие» и т. д.
- Показать участие ребят нашего колледжа в благотворительных акциях.
- Развитие у учащихся нравственности и гуманности.
- Вовлечь учащихся в благотворительность
Планируемые результаты: Каждый учащейся будет, совершать добрые дела, всегда сумеет прийти на помощь нуждающимся в ней, будет благородным, человечным, милосердным в жизни.
Возрастная категория детей: учащиеся 1 курса колледжа 16-20 лет.
Необходимая базовая степень вовлеченности в благотворительность: учащиеся впервые услышат о благотворительности из моих уст, т. к. это первокурсники, пришедшие к нам из разных школ.
Формы организации деятельности детей: работа в парах, индивидуальная, коллективная.
Оформление:
1.Плакаты:
а) «Спешите делать добрые дела…»;
б) «Чтобы окружающий мир был милосердным, надо в первую очередь творить это милосердие в своем собственном сердце»;
в) «…сначала найди мир, красоту, добро в себе, а потом увидишь это в окружающем тебя мире».
2. Книжная выставка:
а) «Милосердие -драгоценное свойство человеческой души» (сборники стихов А.Дементьева, А.Яшина, В.Астафьев);
б) «И радости и боль земная», «Мой дом Рессета», «Говорите больше добрых слов» (сборники стихов Т. Афанасовой);
в) Толковые словари русского языка.
3. Видеоролики:
а) «Участие в благотворительных акциях учащихся нашего колледжа»;
б) исполнения стихотворения «Ходит наша бабушка».
4. Исполнение песен:
а) Алексея Фадеева «Сына мать качала»;
б) Песня из фильма «Приключения Маленького Мука» » Дорогою добра».
5. Фото презентации:
а) фото учащихся нашего колледжа.
б) фото с интернет ресурсов.
Оборудования: компьютер, проектор, выход в интернет, ручки , чистые листы бумаги, раздаточный материал с вопросами (рефлексия) , презентация.
Ход классного часа
Преподаватель: Постоянно повторяя фразу: «…мира, добра, счастья желаю всем людям Земли», мы настраиваем свою потревоженную душу на благородные дела и привносим в нее успокоение.
Зачитать высказывания слайд 2
Мы не однократно говорим о добром отношении к тем, кто в этом нуждается. Доброта, милосердие, радость, переживание за других, создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Вы наверное все догадались о чем сегодня пойдет у нас речь…
Учащиеся: О добром отношении, милосердии.
Преподаватель: тема нашего классного часа:
1 чтец: читает стихотворение Татьяны Афанасовой «ГОВОРИТЕ БОЛЬШЕ ДОБРЫХ СЛОВ» на фоне слайда 4
Говорите больше добрых слов,
Говорите их, не уставая.
И в душе озябшей вдруг любовь
Вспыхнет, словно искра огневая.
Очерствели, люди, мы душой,
В нас исчезли ценности святые.
Позабыли радость и покой,
Стали мы завистливые, злые.
Разве стоит много доброта,
Ласковое слово и участье?
Поселилась в душах глухота,
И не дарим мы друг другу счастья!
И не можем мы понять того-
Разве человеку много надо?
Все мы дети Бога одного-
По делам нам будет и награда!
Так давайте радостнее жить,
Теплотой друг друга согревая,
И слова не только говорить,
Но и жизнь друг другу облегчая!
Преподаватель: Татьяна Родионовна Афанасова калужская поэтесса. Её глубоко волнуют проблемы нашего сообщества: алкоголизм, распад семей, сиротство детей. У неё очень много стихотворений «О доброте», «О милосердии», «О родине», «Об Азаровском детском доме», в котором она проработала много лет, и своими глазами видела этих детей.
2 чтец: читает стихотворение Татьяны Афанасовой «СУДЬБА СИРОТСКАЯ» на фоне слайда 5
Дети! Дети! За что так сурово
Повернулась судьбинушка к вам.
Не видали родимого крова…
С детских лет по сиротским углам.
Не пришлось вам изведать той ласки,
Что струилась из маминых глаз.
Не склонялась над вашей коляской,
Жить спокойно могла и без вас.
С ранних лет только стены чужие.
А тепла они дать не могли.
Детдома, Детдома по России…
Сколько слез повидали они!
Много времени здесь проводили
В ожиданьи отцов, матерей.
К вам они приезжать не спешили,
Жизнь разгульная краше, милей.
Оправданья вы мамкам искали
И старались всегда защитить.
Лишь потом, когда взрослыми стали,
Не смогли вы сиротство простить.
Дай же Бог вам удачии силы.
Рядом добрых и близких людей.
Пусть же будет все меньше в России,
Обделенных судьбою детей!
3 чтец: читает стихотворение Татьяны Афанасовой «ПИСЬМО МАТЕРИ» на фоне слайда 6
Здравствуй, мамочка моя милая!
Ты зачем нас на свет родила?
Имя выбрала нам красивое,
А потом в детский дом отдала.
Ты не видела слез сиротских, мать.
Ох, как горьки ,солены они!
Ночью темною не хотелось спать,
Мы считали до встречи дни.
За тебя, мать, даже драться смел.
Свято верил – ко мне придешь.
Просто ты больна, дома много дел,
Но ведь скоро меня заберешь.
Подходил отбой, ночь сгущалася
И пугала нас темнотой.
А во сне ты, мать, нам являлася
Такой ласковой и молодой.
Как хотелось нам «мама родная»
Этим словом тебя назвать.
В пору жаркую и холодную.
Мы пытались тебя искать.
Трудно свыкнуться с правдой – маткою,
Что не нужен совсем тебе.
Плачу часто, мать, я украдкою
О твоей и своей судьбе.
Люди добрые рядом с нами, мать,
Согревают своим теплом.
Только я никак не могу понять…
Почему во сне – отчий дом.
Заглянуть хочу, мать, в глаза разок,
Чем виновен тебя спросить.
Приезжай ко мне, я ведь твой сынок!
Ты должна со мной рядом быть.
Преподаватель: На протяжении многих лет работы наш колледж, в том числе мы с группами, куратором которых я являлась, тесно работали с «Азаровским детским домом» и «Кондровским детским домом»,у меня в каждом выпуске были в группе дети, которые там воспитываются. Мы стараемся дать детям, то тепло, которое они не получают в семье, добрыми словами стараемся их подбодрить. «Доброе слово и кошке приятно», гласит народная пословица. Принимаем участие в благотворительных акциях: «Подари игрушку детям», «Подари добро» «Игрушки детские книжки и канцтовары для детей сирот и детей из неблагополучных семей». Тесно работаем с Центром постинтернатного сопровождения «Расправь крылья» , которые занимаются социальной поддержкой на первоначальном этапе самостоятельной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 16 до 23 лет., которым всегда поддержка словом и делом. И мы с вами будем продолжать давать то добро, которое живет в наших сердцах.
Преподаватель: Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.
Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в парах и составьте список качеств. (Работа в парах).
Учащиеся: зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов преобладают качества: доброта, забота, милосердие, помощь, человечность, уважение, сострадание, и т.д.
Преподаватель: Вы правильно назвали положительные качества, давайте дадим определение каждому из них в вашем понимании. Вот, например: МИЛОСЕРДИЕ, в моем понимании, есть готовность каждого проявить милость сердца к кому-либо.
Учащиеся: ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
УВАЖЕНИЕ – почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь к людям.
И т. д.
Преподаватель: Вы правильно назвали определения в вашем понимании, а теперь определения давайте прочтем из толкового словаря. Слайд 7-8
Преподаватель: Чтобы окружающий мир был добрее, надо в первую очередь творить это добро в своем собственном сердце. Каждый из нас может ежедневно ставить перед собой вопрос: «А что сделал я сегодня доброго для людей? И если каждый вечер, вспоминая прожитый день, удается вспомнить добрые дела по отношению к окружающим (дома или на работе, в транспорте или на улице), можно считать, что день прожит хотя бы небесполезно…
И лучше, чтобы эти добрые дела были всегда, чтоб стало повседневной реальностью оказание хоть какой-то помощи людям: словом или делом, улыбкой или вниманием или хотя бы отсутствием равнодушия к судьбам людей из окружающего мира. Если в ответе содержится слово «да», можно считать, что мы стали сегодня чуть-чуть милосерднее, чем вчера.
4 чтец: читает Притчу-рассказ «Милосердие» на фоне слайда 9
Дима шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новую игрушку.
Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты.
У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.
Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:
— Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне…
Дима не слышал, что ответила тётя. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто.
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо.
Старушка решила попытать счастья у другого продавца.
Дима вытянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились.
Он прошептал:
— Вот, возьмите, пожалуйста!
Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку:
— Пойдём скорее!
Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой.
Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.
Преподаватель: Прослушав эту притчу – рассказ, хочется вспомнить высказывания святителя Иоанна Златоуста «Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего» Мы можем сказать, что у Димы столько, любви, тепла, добра в его сердце.
Но научить милосердию нельзя, если в сердце отсутствует добро. И быть милосердным по отношению к другим людям, если неблагополучно в собственном сердце и оно закрыто для самых близких людей. Вдумайтесь в каждое слово стихотворения, Александра Яшина «Спешите делать добрые дела»
на фоне слайдов 10-17 читают стихотворения 5 и 6 чтецы.
5 чтец: читает стихотворения Александра Яшина «Спешите делать добрые дела»
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,-
Рассказывает мать,-
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
Преподаватель: Не оставляйте ничего на завтра, делайте дела каждый день, чтобы не пришлось об этом жалеть потом.
6 чтец: читает стихотворение Татьяны Афанасовой «ТВОРИТЬ ДОБРО»
Делать надо доброе скорее,
Торопиться, чтоб не опоздать.
К тем спешить на помощь, кто болеет –
В трудную минуту поддержать.
Никаких проблем и отговорок!
Бросить все дела, скорей, бегом.
Поздний час! О, как он будет горек:
То, что упустили – не вернем!
Больше к людям доброты, участья.
Позабыть все мелочи обид.
О, какое это будет счастье-
Теплотой другого одарить.
И не ждать взаимного ответа,
Делать надо просто от души.
Легче станет жить тогда на свете,
Если мы на помощь поспешим.
Преподаватель: Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.
Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период у ребенка вырабатывается способность быть любимым. Материнская любовь – это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.
7 чтец: читает стихотворение Андрея Дементьева «БАЛЛАДА О МАТЕРИ» на фоне слайдов 18-20
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился, сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить…
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Преподаватель: Материнское сердце наполнено любовью к детям, но не все дети так относятся к матери, как мать к детям.
Звучит песня в исполнении Алексея Фадеева «Сына мать качала» на фоне слайдов 21-22.
Преподаватель: Не обижайте, не забывайте своих родителей, они дороже всех на свете, их любовь бескорыстна, родители в любой момент будут рядом. Позвоните, поинтересуйтесь как у них дела.
9 чтец: читает стихотворения Татьяны Афанасовой «БЕРЕГИТЕ, ДЕТИ, МАТЕРЕЙ…» на фоне слайдов 23-25.
Берегите, дети, матерей!
Ведь они, как правило, стареют
В тяжких думах за своих детей,
Волосы с годами их седеют.
Берегите, дети, матерей!
Находите время пообщаться!
Из-за вас не спится часто ей,
Не стесняйтесь к матери прижаться.
Не тревожьте сердце матерей
Грубым необдуманным упреком.
Торопитесь к мамам поскорей-
Как без бывает одиноко!
Отложите в сторону дела
И о маме вспомните с любовью.
Ведь она на свет вас родила,
Связаны одной вы с нею кровью.
Берегите, дети, матерей!
Чаще дом родимый посещайте.
Нет на свете женщины верней.
Торопитесь к ней. Не опоздайте!
Преподаватель: Добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о других и восхищении красотой окружающего мира. Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы. Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом. Милосердие нашего собственного «Я» начинается прежде всего с себя, со своей семьи, с самых близких людей – отца, матери, детей, родственников. Не может лечить людей или помогать людям человек, у которого недобрые отношения в собственной душе, семье, который нарушает один из главных принципов: «сострадать в первую очередь ближнему», а затем – остальным окружающим его знакомым или незнакомым людям.
Видеоролик стихотворения «Ходит наша бабушка».
Преподаватель: Посмотрите сколько добра к бабушке эта маленькая девочка, передает в своем стихотворении.
Всегда помни о тех, кто тебе сделал добро, будь благодарным, чувство благодарности – показать интеллигентности и доброты человека.
Чуткость, отзывчивость на горе и страдания других людей свойственны добрым людям. Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это, прежде всего, мужество, бесстрашие души.
Самое главное человеческое качество – умение сопереживать. Сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости, и не только человеку.
Мы часто посещаем «Калужский областной социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства», «Дом интернат для престарелых и инвалидов». Оказываем им помощь в уборке, делаем им стрижки, производим пошив постельного белья, помогаем навести уют, в их комнатах, ставим им концерты, чтобы их жизнь не была мрачной. Принимаем активное участие в акциях направленных на социально направленную деятельность обучающихся. Проводим встречи с ветеранами ВОВ. Ухаживаем за могилой комбата Авдеева расположенную в нашем микрорайоне. К празднику возлагаем венки. Принимаем участие в благотворительных акциях: «Бесплатная стрижка», «Мытьё окон в доме престарелых», «Помощь детям с Украины», «Помощь пожилым людям микрорайона»
Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы понимаете слово «благотворительность?»
Учащиеся: Благотворительность — оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается.
А теперь вашему вниманию предоставляется видеоролик «Участие в благотворительных акциях учащихся нашего колледжа».
Преподаватель: Ребят, расскажите, пожалуйста, кто – ни будь из вас, принимал участие в благотворительных акциях, проявлял доброту и милосердие к окружающим?
Учащиеся: Рассказывают свои жизненные ситуации, где они сделали добро, проявили милосердие к окружающим, многие участвовали в благотворительности.
Преподаватель: Милосердие полезно не только тому, кто пользуется его заботами, но и тому, кто проявляет это милосердие. Оно делает сердце блаженным, счастливым. Ибо сказано: «Человек милосердный благотворит (творит благо) душе своей…»
Милосердие – это рука любви, которой мы должны пользоваться постоянно и неустанно.
Мир стал тесен от зла, людям нашего поколения нужно милосердие, как хлеб, воздух и вода. Жестокость попирает нашу землю. Человек чувствует себя неприкаянным, обманутым. Так будем же добрыми и честными хотя бы друг перед другом. и только тогда может отступить «вечная ночь», и только тогда придет светлый день, и придет милосердие в наши сердца и души, и да будет так!…
10 чтец: читает стихотворение Татьяны Афанасовой «Надо больше при жизни любить!» на фоне слайда 26
Надо больше при жизни любить,
Добрых, ласковых слов говорить,
Чтобы после себя не ругать.
Рядом столько хороших людей,
Ничего мы не знаем о них.
Каждый занят персоной своей,
Забываем мы даже родных.
Жизнь идет, как заведенный круг:
Деньги, дети, работа, еда.
И не видим порою вокруг,
Что друзей настигает беда.
Только слышим: ушел навсегда.
А ведь был он талантлив, умен.
Мы об этом не знали тогда,
Слишком поздно мы все узнаём.
Так и гаснет любовь день за днем,
Говорить разучились с душой.
Завтра ж этой дорогой пойдем,
Человеческий век небольшой!
Так давайте при жизни любить!
Людям сердце своё отдавать,
Что бы с радостью век свой дожить,
А то можно совсем опоздать!
Рефлексия
Преподаватель: Вот и подходит к концу наш классный час, а теперь возьмите листочки (заранее подготовленные) и продолжите фразы: (слайд 27) и выберете смайлик, который вам больше всех подходит (слайд 28)
– Я приобрел…
– Я смог…
– Мне захотелось…
– Меня удивило…
– Я почувствовал, что…
– Я для себя сделал вывод, что…
Преподаватель: в заключении я хочу сказать: Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. Добро по отношению к другим людям – это не подвиг и не предмет гордости, а естественный процесс. Я хочу, чтобы вы выросли настоящими людьми, для которых доброта, милосердие, благотворительность, были всегда для вас частью повседневной жизни.
Звучит песня из фильма «Приключения Маленького Мука» » Дорогою добра» на фоне слайдов 29-30.
Преподаватель: Мира, счастья и радости вам добрые люди любимой планеты!
Зачитать слова (слайдов 31-32)
В заключении слайд 33.
Хочу сказать нечто о добре. Нелегкое это дело. И чем более оно кажется простым, тем более угрожает сломать зубы тому, кто укусит этот «бублик» смело и без подготовки.
Есть две главные заповеди. Это всецелая любовь к Богу, и любовь к человеку, как к себе самому. Сразу одернем себя: любить человека нужно только частично – как себя самого, а Бога – всецело: умом, душой, сердцем. И сначала нужно полюбить Бога, а только потом – человека.
Это не математика, где перемена мест слагаемых фиолетова для результата. Здесь от перемены мест все меняется головокружительно.
Очень легко можно соблазниться любовью к человеку, как главной заповедью. Еще бы! Ведь человека видно. Вот он! Грей его и питай его. А Бога, мол, «никтоже виде нигдеже». Оттуда рукой подать и до забвения о Боге вообще или сомнении в Его существовании. Дескать, мы ближнего любим, а остальное нам неведомо. За любовь к человеку и помилованы будем (если что).
История не дает нам права легкомысленно относиться к этой теме.
Вот ведь что такое теоретический коммунизм? Это горячее человеколюбие к абстрактному человеку при полном неверии в Бога Живого.
«Бога нет, но человека любить надо», — вот вам и весь коммунизм, данный на блюдечке. Каким образом эта безобидная, на первый взгляд, формулировка превращается со временем в идейную базу для создания концлагерей и репрессивных государственных машин – отдельная и непростая тема. Но очевидно, что усилия по любви к человеку без одновременных и приоритетных усилий по любви к Богу (хотя бы уж памяти о Нем) есть движение в тупик идеологически обоснованной антропофагии.
Кто из нас не хочет добра? Все хотят. Но добро наше, то такое кисельно-жидкое, то такое многоликое, что поневоле затоскуешь о критериях.
Августин Блаженный как-то обмолвился, что добрый творит добро, ибо ищет добра. Это и коню ясно. Но злой человек тоже творит зло, потому что тоже хочет добра! Он хочет не подлинного, объективного, а «своего добра», ложно понятого, горбатого.
Люди обрастают коррупционными связями «ради будущего детей», лезут в чужую постель, чтоб «пожалеть одинокую женщину», поднимают вооруженную руку на представителя иной веры (расы, народа), чтоб «своих возвеличить, а чужих уничтожить». Они уверены, что правда на их стороне.
Есть свой остаточный нравственный кодекс и у мафиози. Есть он и у тех, на ком нет места для лишнего клейма. Вот я и говорю, что поневоле затоскуешь о критериях.
Чтобы избавиться от марева ложных «добрых привидений», В. Соловьев предлагал мыслить триадами, а точнее соединять слово о Добре со словом о Красоте и Истине. Это действительно помогает. Например, Правда без добра это Ложь. Вам по телефону (или по телевизору) «доброжелатель» злорадно сообщает некую правду, чтобы убить вас новостью. Он не любит вас. Он просто говорит вам то, от чего заболит ваше сердце, а его – подлое — возрадуется. Се — разновидность злой истины, в которой нет Добра. И Красота без Истины и Добра есть лишь ловушка и прикрытие разврата. Присмотритесь к живым портретам некоторых записных красавиц, чтобы не ходить далеко за доказательствами. Итак, если мыслить триадами, ибо Бог наш – Троица, а не просто Монада, то (спасибо Владимиру Сергеевичу) можно во многом разобраться.
Есть и еще одна тема внутри поднятого разговора. Чтобы не ошибиться с добром и вместо ладана не вдохнуть пары аммиака, нужно помнить, что все в мире имеет источник, начало. Что касается нравственных понятий (добра, истины, красоты), то они рождаются не от атомов или химических реакций, а от Личности.
Еще раз спрошу риторически: Кто из нас не хочет добра? И риторически отвечу: Все хотят. Ну, так давайте вспомним, что у добра есть Живой Источник – Господь. Если эту простейшую, но и важнейшую мысль упустить, то легко при благих порывах стать идолопоклонником.
Мы – дети демократической (не к столу будь сказано) эпохи. Но представьте себе, что мы стоим перед царем. Ничего, кстати, сложного. Холуи всего мира на каждом шагу стоят перед мелкими начальниками так, как будто перед ними находятся сразу три царя.
И вот мы воображаемо стоим перед царем (любым, но настоящим) и… восторгаемся складками его одежды и блеском его короны. При этом самому царю не оказываем никакого внимания. Даже его и не видим будто. Только охаем и ахаем: «Ах, какой перстень! Ох, какие пряжки на туфлях!».
Думаю, вы согласитесь, что это сильно похоже на оскорбление величества (во всех монархиях доныне – тягчайшее преступление). Оскорбляет Величество восторг перед мелочами и пренебрежение главным. Вот так же все мы, люди, часто склонны оскорблять Величество Божие, даже не замечая этого.
Например, мы можем говорить, что верим в любовь, красоту, справедливость… так, будто это совершенно автономные понятия, а не атрибуты Божества. Совершенно естественно сказать: «Я верю в Бога, следовательно, верю в любовь. Я верю в вечность и красоту потому (и только потому), что верю в Бога». Но неестественно верить просто в вечность. «Просто вечность» без Бога страшна. Из холодных льдинок слово «вечность» собирал в ледяном дворце пленный мальчик Кай.
И «просто красота» без Бога двусмысленна. Она способна раздавать пощечины общественному вкусу, потом схлопываться в Черный квадрат, а потом воскресать в Манеже кощунственными опусами какого-нибудь концептуалиста. И это, конечно, еще не конец. Потому что, как Митя Карамазов сказал брату Алеше: «Для многих именно в Содоме и есть красота». Содомская «красота», кстати, ни в какой Правде и Истине не нуждается.
Стоит прочувствовать всю серьезность этой темы, поскольку это тема веры, как таковой, и идолопоклонства, вере противостоящего. Эта тема требует мысленных усилий. Именно их и требует эпоха. А иначе, как горько шутил тот же Соловьев, рождаются максимы типа: «Люди произошли от обезьяны, поэтому мы должны любить друг друга».
Вера в Бога предполагает культивирование всего доброго, от Бога исходящего и в Нем имеющего совершение. А вера во что угодно, даже очень хорошее (нация, наука, семья), без соотнесения этой веры с Единым Бессмертным, неумолимо превращается в разновидность служения идолам. Идолы, между прочим, всегда кровавы и требуют жертв, поскольку не самобытны, и живут приношениями извне.
Идолопоклонство вообще не есть стояние на коленях перед Зевсом или Венерой. Это служение ложной идее и превознесение ложных ценностей. Притом, что в Европе сегодня нет, слава Богу, капищ Астарты или Дагона, Европа вот уже несколько столетий есть подлинная фабрика идолов. Именно так ее называл св. Иустин (Попович).
И буде мы узнали себя в любителях «голой истины» и поклонниках «чистой красоты», нам стоит переосмыслить свою любовь. Переосмыслить то, как она относится к Богу и связана ли с Ним?
Так много в мире гордых поклонников автономной истины и развратных любителей автономной красоты. А добра подлинного, теплого, как свет в окне, и пахучего, как свежезаваренный чай, не хватает. При этом, в кого ни ткни, всяк уверен, что в чем – в чем, а в добре-то он толк знает, «потому что сам человек добрый и никому кроме добра ничего не сделал».
Я предлагаю думать об этом внимательнее и говорить больше, чтобы не путаться в трех соснах и не плакать с опозданием.