Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.
Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.
Содержание
- Предпосылки развития науки
- Периодизация науки
- «Когда б к вину…»
- Частная наука и универсальная наука.
- 25. Когда я был молод, я восхищался мудрецами. Теперь, когда я стар… Доброта и сострадание
- Так когда же свадьба?
- Когда дипломатия пасует…
- Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ
- Наука сакральная и наука для профанов
- 2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична
- Когда «меня» нет
- «Зорко одно лишь сердце». Никогда не знаешь, когда теряешь, а когда обретаешь
- 1. Как эта книга появилась на свет?
- 1. Когда это началось?
- Что происходит, когда мы пугаемся
Предпосылки развития науки
Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:
-
Формирование речи;
-
Развитие счёта;
-
Возникновение искусства;
-
Формирование письменности;
-
Формирование мировоззрения (миф);
-
Возникновение философии.
Периодизация науки
К одной из первоочередных проблем истории науки относят проблему периодизации. Обычно выделяют следующие периоды развития науки:
-
Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.
-
Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста,геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
-
Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира.
-
Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.
-
Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.
Возможно другое деление на периоды:
-
доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)
-
классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)
-
неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента)
1. Когда и где появилась наука?
Наука – это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Такое определение, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если наука представляет собой форму духовной культуры, направленную на освоение естественного, или природного мира, тогда получается, что гуманитарные науки не могут быть науками, ведь природа не является объектом их изучения. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Всем известно, что науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными). Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами; а предметом гуманитарных – человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т. д.
Обратим внимание на то, что естественные науки, в отличие от гуманитарных часто называют точными. И действительно, гуманитарным наукам не хватает той степени точности и строгости, которая характерна для естественных. Даже на интуитивном уровне под наукой подразумевается в первую очередь естествознание. Когда звучит слово «наука», то прежде всего на ум приходят мысли о физике, химии и биологии, а не о социологии, культурологии и истории. Точно так же, когда звучит слово «ученый», то перед мысленным взором сначала встает образ физика, химика или биолога, а не социолога, культуролога или историка.
Кроме того, по своим достижениям естественные науки намного превосходят гуманитарные. За свою историю естествознание и базирующаяся на ней техника добились поистине фантастических результатов: от примитивных орудий труда до космических полетов и создания искусственного интеллекта. Успехи же гуманитарных наук, мягко говоря, намного скромнее. Вопросы, связанные с постижением человека и общества, по крупному счету, до настоящего времени остаются без ответов. Мы знаем о природе в тысячи раз больше, чем о самих себе. Если бы человек знал о себе столько же, сколько он знает о природе, люди, наверное, уже добились бы всеобщего счастья и процветания. Однако, все обстоит совсем иначе. Давным-давно человек вполне осознал, что нельзя убивать, воровать, лгать и т. п., что надо жить по закону взаимопомощи, а не взаимопоедания. Тем не менее, вся история человечества, начиная с египетских фараонов и заканчивая нынешними президентами, – это история бедствий и преступлений, которая говорит о том, что человек почему-то не может жить так, как он считает нужным и правильным, не может сделать себя и общество такими, какими они должны быть по его представлениям. Все это – свидетельство в пользу того, что человек почти нисколько не продвинулся в познании самого себя, общества и истории… Вот почему под понятиями наука, научное познание, научные достижения и т. п., как правило, подразумевается все, связанное с естествознанием. Поэтому, говоря далее о науке и научном познании будем иметь ввиду естественные науки.
Вышеобрисованные различия между естественными и гуманитарными науками обусловлены, конечно же, тем, что те и другие направлены на различные, несопоставимые друг с другом объекты и используют совершенно разные методы. Человек, общество, история, культура представляют собой неизмеримо более сложные для изучения объекты, чем окружающая нас неживая и живая природа. Естествознание широко и повсеместно пользуется экспериментальными методами, постоянно на них опирается. В области же гуманитарных исследований эксперимент является скорее исключением, чем правилом. В силу всего этого гуманитарные науки невозможно построить по образу и подобию естественных, равно как и нельзя обвинять их в недостаточной точности, строгости и малой, по сравнению с естествознанием, результативности. Ведь это, образно говоря, равносильно упреку, адресованному ручейку, в том, что он не водопад… Тем не менее наукой в полном смысле слова обычно считается естествознание.
Существует несколько точек зрения на время возникновения науки. Согласно одной из них она появилась еще в эпоху каменного века, около 2 млн. лет назад, – как первый опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для создания даже примитивных орудий требуется некоторое знание о различных природных объектах, которое практически используется, накапливается, совершенствуется и передается из поколения в поколение.
Согласно другой точке зрения наука появилась только в эпоху Нового времени, в 16–17 вв., когда начали широко применяться экспериментальные методы, и естествознание заговорило на языке математики; когда увидели свет работы Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Х. Гюйгенса и других ученых. Кроме того, к этой эпохе относится и возникновение первых общественных научных организаций – Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук.
Наиболее распространенной точкой зрения на время появления науки является та, по которой она зародилась приблизительно в 5 в. до н. э. в Древней Греции, когда мышление начало становиться все более критическим, т. е. стремилось в большей степени опереться на принципы и законы логики, а не на мифологические предания и традиции. Чаще всего можно встретить утверждение о том, что колыбель науки – Древняя Греция, а ее родоначальники – греки. Однако мы хорошо знаем, что и задолго до греков их восточные соседи (египтяне, вавилоняне, ассирийцы, персы и другие) накопили немало фактических знаний и технических решений. Разве смогли бы египтяне построить свои прославленные пирамиды, если бы не умели взвешивать, измерять, вычислять, рассчитывать и т. д., т. е. если бы не были знакомы с наукой? И все же ее родоначальниками считаются греки, потому что они первыми обратили внимание не только на окружающий мир, но и на сам процесс его познания, на мышление. Не случайно наука о формах и законах правильного мышления – логика Аристотеля – появилась именно в Древней Греции. Греки навели порядок в хаосе накопленных их восточными соседями знаний, решений, рецептов, придали им систематичность, упорядоченность и согласованность. Говоря иначе, они стали заниматься наукой не только практически, но и, в большей степени, теоретически. Что это значит?
Египтяне, например, не были чужды науке, но занимались ей практически, т. е. измеряли, взвешивали, вычисляли и т. п. тогда, когда необходимо было что-либо соорудить, или построить (плотины, каналы, пирамиды и т. п.). Греки же, в отличие от них, могли измерять, взвешивать и вычислять ради самого измерения, взвешивания и вычисления, т. е. безо всякой практической нужды. Это и означает заниматься наукой теоретически. Причем практический и теоретический уровни отстоят друг от друга слишком далеко. Для иллюстрации этой мысли приведем пример-аналогию.
Каждый из нас практически начал пользоваться родным языком примерно в 2–3 года своей жизни, а теоретически мы стали его осваивать только со школьного возраста, занимаясь этим приблизительно 10 лет, и, все равно, в большинстве своем, так и не освоили до конца… Мы практически владеем родным языком и в 3 года и в 30 лет, но насколько разным является его использование в том и в другом возрасте. В 3 года мы владеем родным языком, не имея ни малейшего понятия не только о склонениях и спряжениях, но также – о словах и буквах, и даже о том, что язык этот русский, и что мы на нем говорим. В более старшем возрасте мы по-прежнему практически пользуемся родным языком, но уже – не только благодаря интуитивному знакомству с ним, но и, в большей степени, на основе его теоретического освоения, что позволяет нам использовать его намного более эффективно.
Возвращаясь к вопросу о родине науки и времени ее возникновения, отметим, что переход от ее интуитивно-практического состояния к теоретическому, который осуществили древние греки, был настоящей интеллектуальной революцией и поэтому может считаться отправной точкой ее развития. Также обратим внимание на то, что первый образец научной теории – геометрия Евклида – появилась, как и логика Аристотеля, в Древней Греции. Евклидова геометрия, которой 2,5 тысячи лет, до сих пор не устаревает именно потому, что представляет собой безупречное теоретическое построение: из небольшого количества простых исходных утверждений (аксиом и постулатов), принимаемых без доказательства в силу их очевидности, выводится все многообразие геометрического знания. Если все признают исходные основания, то и логически вытекающие из них следствия (т. е. теория в целом) тоже воспринимаются как общезначимые и общеобязательные. Они уже представляют собой мир подлинного знания, а не просто мнений – разрозненных, субъективных и спорных. Этот мир обладает такой же неотвратимостью и непререкаемостью, как ежедневный восход солнца. Конечно, теперь мы знаем, что и очевидные основания геометрии Евклида возможно оспаривать, однако в пределах истинности своих оснований-аксиом, она по-прежнему несокрушима.
Итак, по наиболее распространенному утверждению наука появилась задолго до нашей эры в Древней Греции. В этот период и последующую за ним эпоху Средних веков она развивалась крайне медленно. Бурный рост науки начался приблизительно 400–300 лет назад, в период Возрождения, и, особенно, Нового времени. Все основные научные достижения, с которыми имеет дело современный человек, приходятся на несколько последних столетий. Однако успехи науки в период Нового времени все же являются весьма скромными по сравнению с теми высотами, на которые она поднялась в 20 веке. Мы уже говорили о том, что если бы можно было каким-нибудь чудом переместить средневекового европейца в нынешнюю эпоху, он не поверил бы своим глазам и ушам, счел бы все, что видит, наваждением, или сном. Достижения науки и базирующейся на ней техники (которая представляет собой прямое практическое следствие научных разработок) на рубеже веков являются действительно фантастическими и поражают воображение. Мы привыкли не удивляться им именно потому, что слишком тесно и часто с ними соприкасаемся. Для того, чтобы по достоинству оценить последние, надо мысленно перенестись всего на 400–500 лет назад, когда не было не только компьютеров и космических кораблей, но даже примитивных паровых машин и электрического освещения…
Наука 20 в. характеризуется не только небывалыми результатами, но еще и тем, что ныне она превратилась в мощную общественную силу и во многом определяет облик современного мира. Сегодняшняя наука охватывает огромную область знаний – около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В 20 в. научная информация за 10–15 лет удваивается. Если в 1900 г. выходило около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время – несколько сотен тысяч. Более 90 % всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на 20 век. 90 % всех ученых, когда-либо живших на земле, – наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу 20 в. достигло свыше 5 млн. человек.
Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. Однако вопрос о том – в лучшую или худшую сторону, является остро дискуссионным. Одни безоговорочно приветствуют успехи науки и техники, другие считают научно-технический прогресс источником многих несчастий, обрушившихся на человека в последние сто лет. Правоту тех или других покажет будущее. Мы же только отметим, что достижения науки и техники – это «палка о двух концах». С одной стороны они многократно усиливают современного человека по сравнению с людьми прошлых столетий, но с другой стороны так же многократно ослабляют его: современный человек, лишенный привычных ему технических благ, мягко говоря, намного уступает по силам и возможностям (как физическим, так и духовным) своим отдаленным и недавним предшественникам из предыдущего столетия, эпохи Нового времени, Средних веков или Древнего мира.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
«Когда б к вину…»
«Когда б к вину…» Когда б к вину утратил искреннюю тягу и бросил пить тогда б мои друзья решили вы что я серьезно болен… по счастью в то поверить разве
Частная наука и универсальная наука.
3. Частная наука и универсальная наука. — Если все знание внутренне взаимосвязано и постольку есть единое знание, сама собою напрашивается неопределенная мысль об одной-единственной универсальной науке. В таком случае, насколько вообще возможно деление, имело бы силу
25. Когда я был молод, я восхищался мудрецами. Теперь, когда я стар… Доброта и сострадание
25. Когда я был молод, я восхищался мудрецами. Теперь, когда я стар… Доброта и сострадание Когда я был молод, я восхищался мудрецами. теперь, когда я стар, я восхищаюсь добрыми. Рабби Абраhам Иешуа Гешель (1907–1972) Ибо благочестия хочу Я, но не жертвы. Хозея 6:6, от имени Бога Для
Так когда же свадьба?
Так когда же свадьба? Скорее всего «матч закончится в пользу Любви»! Хотя на вопрос юной леди о том, когда состоится свадьба, жених ответил что-то уж очень заумное… Но может быть, вам — вместе с девушкой — удастся разобраться, на какой день недели назначено это волнующее
Когда дипломатия пасует…
Когда дипломатия пасует… В прошлом, когда дипломатия замолкала, зачастую начинали грохотать пушки. Завтра, как утверждает Совет по глобальной стратегии США, если переговоры зайдут в тупик, правительства смогут прибегнуть к оружию НЛД до того, как развязать традиционную,
Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ
Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ Выше мы показали, что в традиционных цивилизациях в основе всего лежит интеллектуальная интуиция. Иными словами, в таких цивилизациях самым существенным является чисто метафизическая доктрина, а все остальное проистекает
Наука сакральная и наука для профанов
Наука сакральная и наука для профанов Ранее мы уже говорили, что в традиционных обществах в основе всего находится интеллектуальная интуиция. Иначе говоря, метафизическая доктрина является самым важным элементом такого общества, а все остальные области человеческой
Шлока (II) ОНА (Ткань) РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ ОГНЯ (Отец) НАД НЕЮ; ОНА СОКРАЩАЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ МАТЕРИ (Корень Материи) КАСАЕТСЯ ЕЕ. ТОГДА СЫНЫ (Элементы с их соответствующими Силами и Разумами) РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ И РАССЫПАЮТСЯ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В ЛОНО МАТЕРИ ПРИ
2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична
2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична В связи с этим я категорически протестую против второго лженаучного предрассудка, заставляющего утверждать, что мифология предшествует науке, что наука появляется из мифа, что некоторым историческим эпохам, в
Когда «меня» нет
Когда «меня» нет Музыка звучит, у меня на душе светло и тихо – мысли приходят, и я их не останавливаю. Кажется, я начинаю понимать: если твоя чистая, оголенная душа готова отзываться на все, что к ней прикасается и что к ней приходит, тогда уж точно она отзовется, когда
«Зорко одно лишь сердце». Никогда не знаешь, когда теряешь, а когда обретаешь
«Зорко одно лишь сердце». Никогда не знаешь, когда теряешь, а когда обретаешь Человеческие взаимоотношения… Целая гамма вечно актуальных вопросов, нюансов, проблем, открытий… Целый мир переживаний, чувств и внутренних переосмыслений, состояний души, сердца и ума –
1. Как эта книга появилась на свет?
1. Как эта книга появилась на свет? У этого произведения довольно непростая судьба, было, наверное, около сотни причин того, что оно никогда не появится на свет, но их все перевесила всего лишь одна причина за — моё желание написать эту книгу так, чтобы она заняла своё,
1. Когда это началось?
1. Когда это началось? Все вопросы относительно положения и роли женщины в обществе рано или поздно сводятся к одному главному вопросу: «Когда возникло неравенство между мужчиной и женщиной?» Поиск начал дифференциации между полами и их следствия – женского гнёта –
Что происходит, когда мы пугаемся
Что происходит, когда мы пугаемся В глубине человеческого мозга располагается миндалевидное тело. Оно находится вблизи гиппокампа, который контролирует память и отвечает за процесс обучения. А миндалевидное тело управляет чувствами страха и тревоги.Когда человек
ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА, религиозная система, разработанная в США Мэри Бейкер Эдди (1821–1910); опирается на Библию, а также на учения о духовном врачевании и соответствующей практике. Это массовое и активное движение вдохновлялось идеями Р.Эмерсона и У.Джемса. Термин Джемса для обозначения этой тенденции – «духовное врачевание» – подкреплял растущую уверенность в том, что обычные люди могут «исцелять» себя от дисгармоний, управлять своей жизнью и наслаждаться не только внешним, но и внутренними богатствами. Из множества разновидностей подобного религиозного опыта Христианская наука – самая заметная, ее основательница приобрела исключительную известность, а организационная структура деноминации оказалась самой долговечной.
Эдди настойчиво стремилась к пропаганде своих взглядов. Ее руководство Наука и здоровье с Ключом к Священному Писанию (1875) выдержало 382 издания до смерти автора в 1910. В наиболее важных разделах книги (трактующих об исцелении) Эдди отвергает теории, в которых разум ставился выше материи, душа выше тела, и все прочие идеи, которые можно рассматривать как ранние версии психосоматической терапии. Согласно Эдди, тело вообще не существует; оно – всего лишь один из аспектов распространенной иллюзии о существовании материи. Существует лишь божественный разум.
Как можно прийти к такому пониманию? – Полностью доверившись «острому, как бритва» языку, изобретенному Эдди в ее учении. Отсюда логически вытекал запрет на независимые проповеди и наставления в ее церкви. Местные общины должны были слушать «чтецов», которые читали вслух только отрывки из Науки и здоровья и Библии. Эдди не останавливалась перед крайними выводами: она считала, что будет доказана – пусть и «со временем» – иллюзорность физической сексуальности и даже самой смерти. Некоторые приверженцы создали церкви дурную славу, отказываясь принимать медицинскую помощь, что приводило к смерти их детей.
Зарегистрировав в 1879 в Линне (шт. Массачусетс) Церковь Христа-Ученого, Эдди затем перенесла ее центр в Бостон. Здесь она учредила Материнскую церковь и разработала руководящие принципы, изложенные в ее Наставлении Материнской церкви (1895); книга и сейчас является организационной основой жизни объединения. Руководство церковью осуществляется советом из пяти директоров. Местные общины избирают своих церковных служителей, включая двух чтецов для проведения воскресных уроков-проповедей.
На пике своего развития движение Христианская наука, согласно переписи США (1936), насчитывала около четверти миллиона человек (вместе с его членами в Англии).
Оказалось, существует множество мнений относительно «европейского чуда», возникновения европейской цивилизации. И существенная ее черта, уникальная — рождение науки. Поэтому интересно представить — а какие есть гипотезы относительно науки? Из чего она возникла? Почему?
Для затравки разговора можно высказать несколько гипотез. Но сначала хоть немного определим тему разговора. Давайте наукой называть ту науку, которая возникла к 17 веку и связана в своем возникновении с именами Галилея и Ньютона. Тем самым другие наукоподобные виды деятельности будут «альтернативными науками» — науками с альтернативной парадигмой, устроенной несколько иначе, чем то, что в конце концов победило. Эти анауки иногда существовали до развития науки (древнегреческая), иногда пересекались с временем существования науки (алхимическая), иногда — заключены внутри времени науки и в этом смысле в самом деле «альтернативны» (гетеанизм).
Сначала перечислим несколько «корневых» анаук. Первая и самая известная — древнегреческая традиция. Появление теории, наблюдения и эксперимента, первая формализация и математизация. Отличающие черты — принималось, что объектом являются наблюдаемые сущности, которые изучают непосредственным наблюдением. Ясно, что в этой греческой анауке было несколько различный традиций (натурфилософия, пифагореизм, платонизм, аристотелизм и т.п.), но мы сейчас смотрим на всё это многообразие в целом.
Следующая анаука — схоластическая. Чрезвычайно развитая логика доказательств, определение «формата» научной работы (параграфы, пагинация, система ссылок и цитирования и т.п.), диспут как основная форма научного взаимодействия. Отказ от развития экспериментов, опора на Писание, а не на Книгу Природы.
Эта анаука интенсивно взаимодействовала с «арабизмом», вернувшимся с Востока вариантом греческой анаучной традиции. Здесь логический анализ развертывается еще далее, идет отказ от умопостигаемых сущностей, развивается прагматизм познания, сопровождающийся отказом от опоры на наблюдаемое. Обычно схоластику не отличают от арабизма. Различия действительно сложно сформулировать, наиболее яркий маркер — течение номинализма, порожденное арабизмом.
Алхимическая анаука. Пожалуй, можно указать на признание умопостигаемых сущностей, экспериментальную парадигиму, работу с наблюдаемым и примат изменения исседователя перед изменением исследуемого. В этом смысле это не «естествоиспытание», а «человекоиспытание». Продолжается в таких вещах, как гомеопатия. Было развито во многих регионах — достаточно родственны алхимия Ал-Бируни, даосская и тибетская традиции и т.п. Хотя, конечно, и внутри каждой такой традиции имеется несколько течений, во многом различных.
Из крупных идейных традиций, замешанных в возникновение науки — пожалуй, всё. Наука в своем возникновении испытала сильнейшие влияния арабизма и схоластики. Возникновение ее связано с «революцией Галилея». Произошел отказ от «изучения наблюдаемого», от тезиса «человек есть лучший из приборов» — создана концепция «скрытых качеств», отказ от принятия наблюдаемых качеств как фундаментальных (нет цвета и звука — это субъективные человеческие иллюзии, наука должна обратиться к неназываемому, что выглядит для нас как цвет и звук). Эксперимент, правило воспроизводимости, отказ от диспута как основы взаимодействия научного сообщества и складывание системы научных публикаций — уникальная, форматообразующая черта науки. Особая проблема — выделение объекта науки. В анауках алхимической и гетеанской этому вопросу уделяется значительное внимание, поскольку само выделение объекта исследования в значительной мере предопределяет результаты, но внерациональным образом. В науке складывается иное отношение — выделение объекта принимается тривиальной операцией, временной гипотезой, которая всегда может быть исправлена и не имеет фундаментального значения. Развивается подчеркнутое внимание к форме утверждения в противовес его содержанию — не столь важно, что высказано, сколько то, является ли данное высказывание логичным, позитивным, верифицируемым, фальсифицируемым — в общем, «научным». Вместе с возникновением «машины публикаций» развивается «машина высказываний» — правил построения и предъявления научных высказываний. Если правила этих машин не соблюдены (нечто не опубликовано должным образом, высказано в «ненаучной» форме), работа не считается относящейся к науке. Одновременно происходит становление «машины университета», унаследованной от схоластической анауки. С реформой Гумбольдта университет становится полностью научной «машиной». и к правилам создания публикаций и высказываний добавляются правила создания людей — профессионалов, которые одни имеют право делать научные высказывания (исключения достаточно понятны). Еще одно звено — формализация эксперимента. Эксперимент в науке имеет принципиальные отличия от эксперимента в греческой анауке алхимической анауке и т.п. Например: вводится абстракция изолированного наблюдателя, который не изменяется при проведении опыта (обратное к установкам алхимического эксперимента). Вводится представление о «незаинтересованном свидетеле» — заимствование из еще одного «корня науки», не образовавшего собственную анауку — из юридизма. Из представления о суде присяжных возникло представление о свидетелях эксперимента — людях неквалифицированных, ничего не понимающих в происходящем, однако добросовестных. В дальнейшем заимствуется еще многое из систем доказательств.
Кроме идейных течений, к развитию науки имеет отношение многое в социальной и экономической истории. Здесь говорится о все том же университете, который сотни лет выпускал интеллектуалов и создал их перепроизводство — «лишние люди» с дипломами врачей, юристов и священников имелись во множестве, и они развивали массу «интеллектуального продукта». И готовы были влиться в те идейные и институционные формы, которые будут созданы и востребованы. В экономической части рассуждается о росте практических потребностей, о появлении элементарной технической базы, о возникновении финансовых возможностей. Сначала наука была придворной, «королевской» и жила дарами меценатов. Постепенно, по мере появления практического выхода и развития техники, а затем и технологий, наука становилась все более доходной. Появились профессиональные ученые, вырост статус университетского профессора. Затем технологии стали оказывать все большее влияние на науку и в значительной мере направлять ее развитие. Произошел «переворот оверкиль»: если прежде лидировала фундаментальная наука, у которой были немногочисленные и подчиненные прикладные аспекты, то потом развилась техника, у которой имелись фундаментальные приложения.
Отдельно идет методологическая история науки — возрастающая строгость требований к доказательству в математике, разработка формальных требований к экспериментальному методу, создание концепции вероятностной детерминированности популяционный стиль мышления, отказ от жестких причинно-следственных моделей в пользу вероятностных, феноменологических, эквифинальных и т.п. Осознание и оформление научной практики в виде теорий верификации, фальсификации, парадигмы, научных программ, незримых колледжей и т.п.
Уже из такого конспективного перечисления корешков науки и сходных с ней явлений встает ряд вопросов. Могла ли появиться мусульманская наука — из арабизма? В мире ислама были университеты, туда попала греческая анаука, и не только в виде текстов — в Гондишапур переехала Академия и в этом смысле попала личная традиция. Что помешало? Сковывающие силы быстро закосневшей мусульманской теологии? Монгольское завоевание? Отсутствие двоеваластия и «люфта», в котором могли бы вестись богословские споры или развиваться научные эксперименты?
Может ли развиваться научное знание из алхимической анауки? Если нет, в чем лежат существенные противопоказания? Важен ли тот импульс чрезвычайного развития логики доказательства, который пришел в науку из схоластики? Или без него можно было обойтись? Могла ли возникнуть наука без влияния юридизма, этих представлений о суде профессионлов и свидетельстве простецов? Обязательно ли представление об абстрактном неизменном наблюдателе?