Все мы в нашей жизни связаны со школой – все мы прошли через нее как ученики, у многих из нас есть дети, которые или уже учатся в школе, или скоро будут в ней учиться; многие из нас работают в школе, а многие хотели бы туда пойти. В нашей стране очень много разговоров об образовании, о школах, о формах выпускных экзаменов – школьная тема одна из важнейших в нашей жизни. А что важно в самой школе?
Чтобы там ни говорили, важнейшее в школе – это учащиеся, то есть те, для кого школа создана. Представим, что все школьники, следуя советам некоторых учителей, бросили учиться и пошли работать – школу можно будет закрывать, потому что она просто перестанет быть нужной. При этом многие учащиеся совершенно не хотят учиться, что, вполне закономерно, раздражает многих учителей. Но почему дети не хотят учиться? Причин этому много.
Во-первых, многие педагоги неправильно относятся к своей работе и к детям. Учителя считают, что как бы ни было ребенку неинтересно, его нужно заставить знать учебный предмет (при этом каждый учитель считает свой предмет самым важным). Но учителя часто совершенно не считаются с индивидуальными особенностями своих учеников, некоторые из которых, по причине личностного склада не в силах хорошо учиться по данному предмету. Учителя же делают обобщенный вывод – «этот ученик плохой», хотя по другим предметам он вполне может быть одним из лучших. Учителя могут обвинять учеников в том, что они не хотят учиться; говорить, что будут работать с этим учеником только тогда, когда он захочет научиться. Но если он в самом деле захочет научиться этому предмету – он сам сможет добыть нужную информацию, и учитель не будет ему нужен. Задача учителя – увлечь учащихся своим предметом, а не «вдолбить» его в них против их воли.
Во-вторых, школьное обучение сильно оторвано от жизни. В школе в ребенка вкладывается одно, но на улице и дома он сталкивается совсем с другим. Подавляющее число знаний, полученных в школе, не находят применения в жизни, и в том числе поэтому знания эти быстро забываются. Часто к ученикам предъявляются не соответствующие возможностям их возраста требования, поэтому их сложно выполнить. А домашние задания могут отнимать очень много времени, и у человека не останется времени на свободную жизнь, а она тоже нужна – нельзя замыкаться в школе. Обучение в школе очень формализовано, и не все могут уложиться в установленную форму, что тоже создает проблемы для учащихся, обладающих более стихийным складом личности. Все это вызывает ненависть учеников к школе, превращая ее в каторгу. И учиться в школе трудно и неинтересно, поэтому задача, если не облегчить, то хотя бы сделать обучение в школе интересным и соответствующим жизни.
В-третьих, у нас не совсем понятно, чем именно должна заниматься школа. Кто-то считает, что она должна учить (но не понятно, конкретно чему); кто-то считает, что она должна воспитывать (но не понятно, что именно), но точного ответа, что делает школа, никто не может дать. А школа – это фундамент жизни каждого человека; многие именно в школе получили то, что позволило им впоследствии выстроить на этой основе всю свою жизнь; но точно так же многие были сломлены школой и лишены возможности чего-либо добиться. Что же должна делать школа? На наш взгляд, задачи школы следующие:
- Показать учащимся мир во всем его многообразии и предложить интересы в этой жизни.
- Дать человеку шансы попробовать реализовать себя в том, что он нашел для себя интересным.
- Помочь человеку раскрутить себя в сфере своего интереса хотя бы на начальном уровне.
То есть школа должна помочь человеку найти и реализовать себя в жизни. Школа должна сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить в целом. Но чтобы сделать это, нужна большая и системная работа по улучшению школы, как общественного института. Что же можно сделать в этой области?
Мы выдвигаем несколько предложений:
- Сократить число учебных предметов до 7 – 9. При этом сходные по содержанию предметы – объединить в один. Преподавать основы науки, постепенно углубляя сложность подачи материала. Нами предлагается следующий список учебных предметов:
- Физкультура.
- Русский язык.
- Иностранные языки (не менее двух).
- Точные науки (математика, физика, химия).
- Гуманитарные науки (история, литература и т.п.).
- Естественные науки (география, биология и т.п.).
- Искусства (музыка, МХК, рисование и т.п.).
- Прочие факультативные занятия.
- Каждый учебный предмет является обязательным. Каждый предмет может изучаться на одном из двух уровней – углубленном и стандартном. При этом один предмет обязательно изучать на углубленном уровне, и этот предмет ученик выбирает сам.
- По каждому предмету сдаются экзамены. Форм экзаменов несколько, и учащийся сам выбирает форму сдачи экзамена. В случае неудовлетворительной оценки – разрешается пересдача экзамена по другим формам, и учащемуся ставится лучшая оценка.
- Не допускается мучение учебой. Возможно, учеба длится 4 дня в неделю (в младших классах – обязательно). Количество уроков в день – не более 7 даже в старших классах. Длительность урока – 40 или 45 минут. Длительность осенних и весенних каникул – не менее 10 дней; длительность зимних каникул – не менее 16 дней; летние каникулы – с 26 мая по 1 сентября.
- Помимо основных школьных занятий обязательными являются занятия в художественной студии и занятия в спортивной секции. По каждому из этих направлений учащийся должен пройти не менее 53 недель занятий не менее 2 раз в неделю (всего 106 занятий по каждому направлению). Но в случае высоких результатов по одному из направлений, второе направление разрешается не проходить.
Эти преобразования, на наш взгляд, помогут улучшить качество обучения, работы школы, и дадут ученикам новые и широкие возможности для построения своей будущей жизни.
Итоги статьи:
- Главное в школе – учащиеся.
- Проблемы и зачади школы:
- Проблема: неправильное отношение учителей к работе. Задача: учитель должен увлекать учащиеся своим предметом.
- Проблема: оторванность обучения от требований жизни. Задача: сделать обучение в школе приближенным к реальной жизни.
- Проблема: неясность относительно направления деятельности школы. Задача: помочь учащимся найти себя в жизни.
- Основная задача школы – помочь человеку построить основу для своей будущей жизни, которая должна быть успешной и интересной одновременно. Школа не должна давать и заставлять – она должна помогать человеку самому находить себе интересы, занятия и знания.
- Нашей школе желательны некоторые преобразования, которые сделают обучение в ней более продуктивным, что поможет решить основную задачу школы. Предложения по этим преобразованиям в нашей статье представлены.
Все родители школьников мечтают о том, чтобы дети легко и с удовольствием учились и самостоятельно, без напоминаний делали уроки. Однако так бывает далеко не во всех семьях, особенно в середине учебного года, когда накапливается усталость. И тогда начинаются просьбы, затем проповеди и взывания к разуму и совести. Если они не помогают, то взрослые переходят к уговорам или торгу. То есть, оказавшись в такой ситуации, мы пробуем какой-то подход, он не срабатывает, мы делаем что-то другое – и так до тех пор, пока не приходим к выводу, что в нашем арсенале остались только жёсткие административные решения.
Чаще всего такая цепочка действий ведёт к проигрышу обеих сторон. Вместо неё предлагаем воспользоваться инструментом «Шесть Источников Влияния» (Six Sources of Influence™), который осваивают участники бизнес-практикума «Мастер Влияния» (Influencer™)*.
Модель «Шесть Источников Влияния»
В его основе следующая идея: чтобы что-то сделать, у человека должны обязательно быть и необходимые навыки, и мотивы. То есть нужно хотеть и уметь это сделать. Модель «Шесть Источников Влияния» помогает изучить мотивы и способности на трёх уровнях: Личном, Социальном и Структурном. Мы можем расширить своё восприятие поведения других людей, приняв во внимание те факторы, которые обычно игнорируем.
Давайте проанализируем ситуацию, описанную в начале статьи, с помощью модели «Шесть Источников Влияния».
Источник влияния №1: Личная Мотивация
Этот источник оценивает внутренние мотиваторы, влияющие на поведение человека. Видит ли ребёнок ценность в учёбе? Получает ли он от неё удовольствие? Очевидно, что в нашей ситуации ответом на эти вопросы будет «нет». Вы можете сказать, это и без модели понятно. Но первый источник даёт нам важную информацию. Если в течение длительного времени человек сталкивается с серьёзными трудностями, у него накапливается разочарование, что в итоге начинает негативно влиять на его мотивацию. Поэтому у заявления «я ненавижу учёбу» на самом деле может быть другой смысл. За разъяснениями обратимся ко второму источнику влияния.
Источник влияния №2: Личная Способность
Он рассматривает навыки, знания и другие ресурсы, которые человек задействует в конкретном поведении. К сожалению, люди устроены так, что неспособность что-либо сделать негативно влияет на их мотивацию и эта деятельность постепенно перестаёт им нравиться. Следовательно, можно предположить, что у ребёнка отсутствуют или недостаточно развиты нужные для учёбы навыки (конспектирование, чтение и т.п.). Другой причиной может быть неумение организовывать и планировать работу.
Источники влияния №3 и №4: Социальная Мотивация и Социальная Способность
Какое влияние на ребёнка оказывают другие люди? У него/неё появились новые друзья, которые поощряют или, напротив, не поддерживают то или иное поведение? Нужна ли ребёнку помощь репетитора? Как на него/неё влияете вы и другие члены вашей семьи? Если в семье несколько детей, нередко бывает так, что если один (чаще старший) плохо высказывается о школе, саботирует выполнение домашнего задания, то и другой ребёнок начинает делать то же самое.
Источник влияния №5: Структурная Мотивация
Здесь речь идёт о стимулах и наказаниях. Родители склонны использовать наказания, чтобы заставить детей делать то, что они (родители) хотят. Не зацикливайтесь на наказаниях. Подумайте также и о том, как применять поощрения. Например, ваш ребёнок любит играть в какую-то настольную игру. Пусть игра будет вознаграждением за то, что он выполнит домашнее задание, не отвлекаясь и не жалуясь на скучную учёбу.
Источник влияния №6: Структурная Способность
Этот источник соотносит инструменты и ресурсы, которые есть в распоряжении человека, с теми, которые ему могут понадобиться для выполнения работы. Подумайте, есть ли некая система или методика, которая поможет ребёнку учиться лучше, легче и с бОльшим удовольствием.
Все перечисленные выше идеи эффективные для решения проблем с учёбой. Однако важно понимать, что лучшим вариантом будет тот, который учитывает трудности конкретного ребёнка. Проанализируйте вашу ситуацию с помощью модели «Шесть Источников Влияния». Сделайте это дважды или даже трижды, чтобы не упустить важные детали и выявить истинные причины сложностей вашего ребёнка. Вполне возможно, вы обнаружите несколько разных проблем. Не ограничивайтесь одним источником влияния – это очень распространённая ошибка. Попытайтесь одновременно внедрить решения из нескольких источников и посмотрите, что из этого выйдет.
Если вы заглянете во 2 «Б» класс, школы №34 в городе N, первое, за что зацепится ваш взгляд – это маленький мальчик со смешно торчащими ушами и большими толстыми очками на поллица. Он украдкой посмотрит на вас, склонив голову набок, а затем, пугливо отведя взгляд, уткнется в свою тетрадку. Проблемы ребенка в школе, наверняка, преследуют. Над такими очками будут потешаться все задиры в классе.
Но останься вы во 2 «Б» до перемены, окажется, что не только внешность может отравлять ребенку жизнь. Тихоня, смотрящий на всех исподлобья, не смотря на свой съеженный вид, тоже не остается незамеченным. И этого ребенка дразнят в школе, хотя он старается обходить всех стороной.
Когда родители понимают, что в отношениях с одноклассниками у ребенка не все ладно, они ошибочно полагают, что виной тому исключительно внешний вид ребенка: толстые линзы очков, от которых никуда не деться, или излишний вес, одна надежда о котором – перерастет… Широко распространено мнение о том, что насмешкам подвергаются «ботаники» или «зубрилки».
Во многих случаях вы можете даже не знать, как тяжело приходится в школе вашему ребенку. Он может об этом просто не говорить. И только его сильное нежелание каждый день отправлять туда подскажет, что не все там гладко и спокойно.
Содержание
- Ребенка дразнят в школе: не имя, а наказание
- Проблемы ребенка в школе: причины, о которых не знают даже психологи
- Проблемы ребенка в школе: решаем дома
- Ребенка дразнят в школе: обращаем слабость в силу
- Ребенка дразнят в школе: интроверт в коллективе
- Сущность проблематики воспитания детей
- Основные проблемы воспитания в школе
Ребенка дразнят в школе: не имя, а наказание
Имя ребенка легко может стать причиной для насмешек и постоянных издевок, если оно отличается от обычных имен слишком сильно. Родителей, которые решают выделиться за счет ребенка, не так уж мало. Попробуйте походить в школу с именем Виагра? Дадут ли вам спокойно учиться? А между тем такое существует.
Даже когда ребенок оказывается носителем, пусть и красивого, но старинного и давно не используемого имени, он тоже становится объектом повышенного внимания. По имени мы представляемся, по имени нас называют окружающие. Чем обычнее оно, тем меньше ты выделяешься, меньше привлекаешь внимание. А значит, тем меньше шанса, что тебя «съедят» или засмеют. Это взрослые хотят выделиться, а у детей все иначе.
Многие страхи, которые руководили нашим поведением на самой заре человечества, сохранили свои корни в подсознании до сих пор. Но сегодня они выражаются иначе, приобретают другую форму. Такая отличительная черта, как необычное или еще хуже странное имя, постоянно привлекает внимание, поэтому ребенку приходится жить с чувством сильного внутреннего дискомфорта, а в детском коллективе это нередко становится поводом для насмешек.
Проблемы ребенка в школе: причины, о которых не знают даже психологи
Какими бы очевидными не казались вам все прочие причины, по которым ребенка дразнят в школе, они могут быть только следствием и поводом для одноклассников придраться. Ну, смените вы своему ребенку очки, оденете в самую модную одежду, а воз и ныне там. А что делать тем, кто привык хорошо учиться и делает это с удовольствием? Скатиться до троек и не выделяться своими успехами? Абсурдно, согласитесь.
Поэтому такими же абсурдными оказываются многие советы по решению этой проблемы. Как не обращать внимания, если тебя задевают? Это все равно, что смириться с придирками и терпеть их до конца школы. Есть советы и соглашаться, когда дразнят или смеяться в ответ на обидные слова.
Даже если научить ребенка пользоваться этими советами, они не помогут изменить его внутреннего негативного состояния. А именно с него нужно начинать, чтобы решить проблемы ребенка в школе.
Только от состояния человека зависит отношение к нему окружающих. В каждом из 8 типов психики, открытых системно-векторной психологией Юрия Бурлана, можно узнать о сильных и слабых свойствах, понять, какие родительские ошибки приводят к тому, что ребенка дразнят в школе и, главное, как изменить ситуацию. Об этом поговорим во второй части статьи.
Проблемы ребенка в школе: решаем дома
Внутреннее состояние каждого человека, ребенок это или взрослый, зависит от того, насколько он способен удовлетворить свои природные нехватки — желания. Для ребенка ключевую роль играют еще и родители. Именно от них зависит, получает ли их чадо все по своим потребностям. Если нет, то проблемы ребенка в школе или дома не заставят себя ждать. Или он будет учиться с большим трудом и неохотой.
Итак, чтобы разобраться со всеми неприятностями, прежде всего, нужно понять, «что из себя представляет» ваш ребенок, что именно он может недополучать от вас? Речь идет, конечно, не о каких-либо материальных вещах, а только о свойствах ребенка, не получающих необходимое обращение, которое должно способствовать развитию и исключать перекосы в плохие состояния.
Существует 8 векторов – 8 типов психики, которые отличаются по своим свойствам и потребностям, сильным и слабым сторонам. В первую очередь подвергаться насмешкам могут дети со зрительным и звуковым векторами.
Ребенка дразнят в школе: обращаем слабость в силу
Неприятию не только одноклассников, но и самих родителей часто подвергаются мальчики, обладающие кожно-зрительной связкой векторов. Такие дети кардинально отличаются от мальчиков любого другого типа психики.
В них нет ни капли мужской агрессивности, смелости, силы. Наоборот, они рождаются слабыми и хрупкими, с нежными чертами лица, поэтому больше похожи на девочек. Но если вы действительно родитель такого ребенка, то вам крайне важно понять, что ваш малыш — настоящий мужчина, просто он другой.
Он действительно нежный и хрупкий, всего боится. И поэтому его развитию нужно уделять особое внимание. И методы посещения секций по борьбе и другим, чисто мужским видам спорта ошибочны. Они способствуют тому, что между кожно-зрительным ребенком и другими мальчишками возникает еще большая пропасть.
В таком мальчике важнее всего развивать сострадание. Только родители могут избавить его от внутреннего страха, который живет в его психике и становится причиной того, что ребенка дразнят в школе. Страх и сострадание – две стороны одного вектора. В первом состоянии ребенок рождается, во второе может перейти только с помощью любящих мамы и папы.
Его должны окружать любовью и ни в коем случае не «закалять» характер страшилками. Этому ребенку крайне важна эмоциональная связь с мамой, она должна быть постоянной. И тогда он будет чувствовать себя защищенным, а обучение сопереживанию через просмотры соответствующих фильмов и мультфильмов, помощь другим людям, выведут ребенка из страха.
Далее, чтобы помочь ребенку лучше вписаться в коллектив, его можно отдать в театральный кружок, отправить учиться игре на гитаре. Музыкальные способности и артистизм, к которым расположен зрительный вектор, позволят добиться успехов и в одном, и в другом занятии.
Театральный кружок поможет ребенку ощутить свою мужественность, ведь там он будет окружен людьми со схожими типами психики, и, самое главное, девочками, без которых не может обойтись ни один школьный театр. А именно среди слабых девчонок ваш тонкий мальчуган сможет почувствовать себя настоящим мужчиной, галантным кавалером.
В полной мере ощущая родительскую любовь, получая возможность делиться своими переживаниями и учась переживать за других, ребенок со зрительным вектором не просто перестанет ощущать внутреннюю робость и страх, он своим сочувствием будет приятен одноклассникам, к нему будут тянуться и перестанут обижать.
Ребенка дразнят в школе: интроверт в коллективе
Проблемы ребенка в школе могут возникнуть и по другой причине: из-за его неумения и нежелания идти на контакт. Если у вас растет молчун, поведение которого нередко можно назвать странноватым из-за неспособности во время откликнуться на обращение, возможно, ваш ребенок обладает звуковым вектором.
Этот человечек погружен в себя, монологи с собой он ведет в 100 раз чаще, чем разговаривает с родителями или сверстниками. До него бывает очень тяжело достучаться даже дома. Что же говорить о школе, где он еще больше замыкается. Причина тому – громкий окружающий мир. Главный сенсор звукового вектора – уши являются особо чувствительными к звукам, а большая громкость бьет не просто по барабанной перепонке, но напрямую по психике ребенка.
Если ребенок не получает возможность экстравертироваться дома, то в школе он тем более будет делать это с большим трудом. Чтобы решить проблемы ребенка в школе, в первую очередь нужно соблюдать тишину, когда ваш звуковик находится дома. Крики, ругань, громкая музыка – все это заставляет его уходить в себя, прятаться за наушниками, лишь бы не слышать.
Но стоит научиться говорить с таким ребенком спокойным тоном, не допускать в его присутствии шума, и изменения последуют незамедлительно. Если звуковик получает возможность побыть в тишине дома, ему будет легче переносить шумную школьную обстановку.
Ребенка дразнят в школе из-за его замкнутости и молчаливого характера. Дразнить перестанут, когда он научиться контактировать с детьми, а неординарный ум сделает его главным умником в классе, который запросто сможет помочь одноклассникам с физикой, математикой и другими науками.
Звуковики, тем не менее, реже становятся предметом насмешек, потому что ни с кем по-животному не конкурируют. У них другие интересы.
***
Проблемы ребенка в школе могут касаться и других самых разных вещей: мелкое воровство, абсолютное непослушание и отсутствие концентрации внимания, переходящая всякие нормы болтливость, агрессивность по отношению к одноклассникам. Любая проблема является только следствием неправильного обращения с ребенком и незнания его природных особенностей. Понимая причины, минусы всегда можно превратить в плюсы и дать возможность ребенку проявить себя максимально успешно.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор Ольга Чугурян
Сущность проблематики воспитания детей
Определение 1
Воспитание – это процесс передачи опыта подрастающему поколению, который может осуществляться как целенаправленно в рамках образовательных учреждений и семьи, так и свободно, посредством самостоятельного получения жизненного опыта.
В настоящее время переход на новые стандарты образования и введение ФГОС кардинально изменились основы педагогического процесса в современной школе. Особенно неоднозначна ситуация с организацией процесса воспитания учащихся.
Замечание 1
Одной из приоритетных задач российского образования является воспитание полноценной и разносторонне развитой личности, владеющей общепризнанными навыками поведения в обществе.
Воспитание является неотъемлемой частью педагогического процесса. Оно направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение эффективного процесса социализации учащихся в обществе;
- осуществление поддержки по индивидуализации личности учащихся.
Одним из важнейших вопросов воспитания является вопрос, «кто же на самом деле должен заниматься воспитанием детей – семья или школа?». Если рассматривать практику воспитания, то ни семья, ни школа не хотят в полной мере брать на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, каждый институт перекладывает эту ответственность друг на друга. В связи с чем, современное общество столкнулось с острой проблемой, касающейся качества воспитания детей.
Основными причинами, оказывающих влияние на возникновение проблем в воспитание подрастающего поколения являются:
- нестабильное положение государства
- обострение политической ситуации
- социальная напряженность
- возникновение межнациональных распрей
- повышение криминализации в обществе
- ухудшение качества экологии
- падение нравственности
- низкое материальное положение семей
В таких условиях многие семьи перестали выполнять возложенную на них функцию по воспитанию детей. В большинстве семей нет той духовной близости между детьми и родителями, которая бы обеспечила полноценность формирования личности ребенка. В связи с чем, воспитание в таких семьях отходит на второй план.
Однако, не смотря на это большинство, педагогов по-прежнему считают, что именно в семье заложен тот потенциал по воспитанию, которого нет и не может быть у школы. Задача школы же заключается только в том, чтобы корректировать в ребенке то, что заложено родителями. В результате чего возникает дисбаланс между семейным и школьным воспитанием.
Методика воспитательной работы, реализуемая школой – один из слаборазвитых отделов современной педагогики.
Основные проблемы воспитания в школе
Одними из наиболее актуальных проблем воспитания в школе являются:
- Стандартный подход к воспитанию детей, без учета их индивидуальностей в психическом и физическом развитии, а также без учета их потребностей. Отсутствие индивидуального подхода становится заметным только тогда, когда возникают определенные трудности или происшествия. Большинство педагогов и вовсе считают, что воспитательный процесс в школе – это средство, направленное на повышение успеваемости и борьбы с правонарушениями.
- Отсутствие единого подхода в вопросах воспитания. Несмотря на модернизацию процесса обучения, до сих пор сохраняется тенденция, когда каждый педагог предъявляет к учащимся свои требования. В связи с чем, воспитательное воздействие на учащихся низко. Педагоги не понимают, что для того чтобы воспитательный процесс был эффективен необходимо действовать сообща, единым сплоченным коллективом.
- Отсутствие единых требований к дисциплине учащихся. Педагоги должны понимать, что к ребенку, начиная с дошкольной ступени образования необходимо применять конкретные дисциплинарные требования, которые должны быть четко сформулированы и понятны детям. В дальнейшем, при поступлении в школу данные дисциплинарные требования должны применяться уже педагогами, с соблюдением общей линии требования. Только в этом случае у ребенка можно воспитать верное представление о нормах поведения в обществе, которые он будет соблюдать с детства. Единство дисциплинарных требований так же способствует развитию силы характера, гражданской ответственности и самоконтроля.
- Отсутствие общепризнанной системы наказания. Под наказанием подразумеваются не физические наказания по отношению к ребенку, а система действенных мер. Например, это может замечание, обсуждение поступка перед коллективом или на педагогическом совете. Важным является соблюдение принципа уважения личности учащегося. Наказание является достаточно «тонким» процессом, в связи с чем, к разработке методов и средств наказания педагогам школы необходимо подходить ответственно.
- Отсутствие сплоченного коллектива учащихся. Особенно это касается больших школ. Учащиеся мало общаются между собой. Все школьники разделены на небольшие коллективы. Педагогам необходимо добиваться того, чтобы все ученики между собой общались. Достигается это путем организации общешкольных мероприятий, в которых будут задействованы все учащиеся. Положительное влияние оказывает и введение школьного самоуправления и общешкольных собраний, на которых учащиеся совместно будут решать разнообразные вопросы, касающиеся жизни школы и т.д. То есть необходимо создать своего рода «школьную семью».
Педагогический коллектив школы должен в полной мере осознавать значимость данных проблем и направить свою деятельность на их успешное решение.
Таким образом, проблема организации эффективного воспитательного процесса в школе имеет большое значение для современного общества. Можно сказать, что в настоящее время это одна из ключевых проблем педагогики. Однако важно помнить, что воспитательная система – это не самоцель, она служит лишь для оптимизации процессов личностного развития учащихся. Именно поэтому ее основным критерием успешности является результат, который показывает уровень развития и самовыражения личности учащихся.