Способность прощать есть у каждого человека, потому что мы созданы по образу и подобию Бога. Иначе зачем ежедневно произносим слова главной молитвы, данной нам Господом: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?» Если лжем, то все грехи наши остаются непрощенными. Если молимся искренне – значит, должны отпускать от сердца все обиды. Но как же трудно бывает просить прощения и прощать! Поразмышляем на эту непростую тему с иеромонахом Силуаном (Касимовым).
Всякий перед всеми виноват.
Ф.М. Достоевский
Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас.
Святитель Иоанн Златоуст
– Отец Силуан, человек, когда хочет простить – прощает, сложнее бывает, когда прощать не хочется. Как преодолеть в себе это болезненное чувство?
– Прощение порою дается очень трудно. Как христиане мы понимаем, что надо прощать – и не можем, и ищем причины этого не делать. Но в Евангелии Господь прямо говорит: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших (Мф. 6, 15). Наверное, это самые страшные слова, которые христианин может услышать от Господа.
Порой человек может затаить очень сильную обиду, и, как ему кажется, он поступает правильно. Но Христос учит, что надо прощать всегда, ибо если ты не прощаешь, значит, нарушаешь заповедь о любви. На вопрос апостола Петра: «Сколько раз прощать брату моему?», Христос ответил: «До седмижды семидесяти раз», то есть бесконечное число раз.
Вспомним евангельскую притчу о немилосердном должнике. Безумец, не простивший ближнему своему незначительного долга, забывший о человеколюбии и великодушии, получивший сам прощение большего долга, был сурово наказан. Для нас прощение – это мостик, который позволяет нам обращаться к Богу в молитве с чистым сердцем. Не зря отцы Церкви, составляя правило ко Святому Причастию, помянули важный момент: «Первее примирися тя опечалившим». И только после этого можно подходить к Чаше.
– Но надо ли просить прощения, если не чувствуешь за собой вины?
– Если мы с вами возьмем и посмотрим на устав нашей Церкви, то в последовании повечерия увидим чин прощения, который совершается в основном в монастырях. Там каждый вечер после службы вся братия и настоятель испрашивают друг у друга прощение. Неважно, считаешь ли ты себя правым или виноватым. Церковь – это место, где мы учимся прощать. Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).
Из Киево-Печерского патерика мы знаем историю двух монахов, между которыми дьявол посеял вражду. И в этом состоянии они находились много лет, пока один из них, умирая, ни призвал брата, чтобы попросить у него прощения. Но тот не захотел простить бывшего своего товарища и тут же пал мертвым с проклятием на устах. И кончина его была ужасной. А другой брат, моливший о прощении, чудесным образом был исцелен. Эта печальная история завершается словами: «Если кому случится во вражде умереть, то неумолимый суд ждет таких».
– Но как быть, отец Силуан, если даже после прощения обида не забыта, осталась в нашей памяти?
– Памятозлобие – мучительная страсть, очень трудно бывает изгладить из сердца пережитую боль, забыть обиду, зло, которое нам причинили. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает, как разрушителен для человеческой души этот грех. «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души… гвоздь, вонзенный в душу» (Слово 9).
Этой духовной болезнью болеют многие люди, и надо научиться ее побеждать. Сделать это не просто. Оптинские старцы напоминают, что всякая обида – это попущение Божие «к наказанию нашему или искусу нашей веры”». Поэтому надо научиться смиряться, не роптать, винить во всем не обидчика, а себя и искать силы в борьбе с грехом памятозлобия в молитве и помощи Божией.
Вот что пишет преподобный Варсонофий: «Снести поношения, да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Но это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую перешагнуть мы не стараемся, а перешагнуть надо. Где для этого искать силы? В молитве». Обрести душевный покой возможно только тогда, когда человек найдет в себе силы всем и все простить, тогда и сам будет прощен.
– Бывает, что человек просит у нас прощение, но делает это не от чистого сердца, неискренне. Стоит ли принимать такое прощение?
– Правильнее будет все равно простить. Поймите, что этому человеку еще сложнее, чем вам. Но если он нашел в себе силы и просит прощения, этот шаг навстречу надо принять. Даже если слова прощения он произносит сухо и не смотрит в глаза. Искренне это будет или неискренне – не важно. Если мы хотим, чтобы нас прощали, должны прощать и сами. И отцы Церкви учат, прежде всего, «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего».
Жизнь не стоит на месте, и мы вместе со своими близкими учимся жить по Евангелию. Не всегда это получается.
– Как относиться к поговорке «Лучше плохой мир, чем хорошая ссора?» По-христиански ли жить в плохом мире?
– Пытаться не разжигать пожар, наверное, это и будет по-христиански. При состоянии злобы, агрессии трудно вообще говорить о каких-то добрых отношениях. А когда оружия зачехлены, и наступило перемирие, легче говорить о том, что объединяет близких людей, а не разъединяет их.
Сохранить пусть даже хрупкий, едва устоявшийся мир и показать человеку, что он тебе дорог, что он любим, он нужен, несмотря на все обиды, – это очень важно. Поэтому если есть возможность спокойно поговорить, позвонить, прийти в гости – надо этой возможностью воспользоваться. Бывает так, что и некая дистанция в отношениях позволяет прийти к примирению.
– Скажите, отец Силуан, все ли можно простить или есть вещи, которые простить нельзя? Как можно простить убийцу, маньяка, террориста, который уничтожил множество людей? Мы знаем немало примеров, когда мученики прощали своих палачей, святые молились за убийц, Сам Господь молился за своих распинателей. Но способен ли простой мирянин на такую духовную высоту?
– А я вам отвечу вопросом на вопрос. Стоит ли молиться Богу, который все прощает, если ты сам прощать не можешь? Прощать – природа Бога. И всепрощение – это плод долгого духовного труда. Мы как немощные люди не сможем полностью воплотить в своей жизни пример Христа, долготерпеливого и милостивого, но можем хотя бы пытаться поступать так, как делал это Спаситель. Если мы будем прощать во имя Христа, то Господь нам в этом поможет.
Сколько претерпел от своих близких многострадальный Иов во время искушений? И только от него, от его чистого сердца, Господь принял жертву за его друзей в знак их прощения: он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов 42, 10). Хотя человек Ветхого Завета жил по законам: «око за око, зуб за зуб», и чаще шла речь не о прощении, а о мщении.
Но мы с вами живем в эпоху Нового Завета, установленного Самим Господом. Господь пришел на землю, чтобы спасти человека, и на Кресте молился за своих распинателей: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Мы знаем много подобных примеров, когда святые прощали своих обидчиков, молились за мучителей и убийц. Они стремились ко Христу, и ничто не могло отвратить их с этого пути.
В нашей современной жизни мы не испытываем тех страданий, тех мучений, которые претерпели святые. Чаще всего люди испытывают боль от обид, нанесенных самыми близкими людьми, и поэтому простить бывает действительно трудно.
Через близкого человека Господь показывает нам, какие мы есть, что в нашей жизни не так. И учит смирению. Когда человек смиряется и прощает обидчика – неважно, какая это была по масштабу обида, – он становится тем сосудом, который наполняется благодатью Божией. Прощать или не прощать наших обидчиков – наша свободная воля, но когда мы поступаем по Евангелию, то поступаем как ученики Христа, а если таим в себе зло, обиды, вряд ли можем называться христианами.
Истинная любовь прощает любые грехи, кроме прегрешения против любви.
Оскар Уайльд
В прощении всегда есть немного забвения, немного презрения и много заботы о своем душевном комфорте.
Хасинто Бенавенте
Сердце прощает часто, разум – редко, самолюбие – никогда.
Луи Дюмюр
Три вещи не прощаются женщинам. Но никто не знает какие и почему.
Янина Ипохорская
Красивых прощают чаще.
Мейсон Кули
Женщине, которую мы любим, мы прощаем даже наставленные ею рога; женщине, которую мы больше не любим, мы не прощаем даже пересоленный суп.
Витторио Буттафава
Женщина прощает лишь после того, как понесет наказание.
Дельфина де Жирарден
Измену простить можно, а обиду нельзя.
Анна Ахматова
Я ей не прощаю того, что я любил ее.
Антон Чехов
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете.
Евангелие от Луки, 6, 37
Легче простить врага, чем друга.
Уильям Блейк
Святое Писание велит нам прощать врагов, но о друзьях там ничего такого не сказано.
Фрэнсис Бэкон
Прощайте ваших врагов– это лучший способ вывести их из себя.
Оскар Уайльд
Прощайте ваших врагов – возможно, вам еще придется вместе работать.
Прости своих старых врагов – у тебя есть уже новые.
Кшиштоф Конколевский
Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать.
Фридрих Ницше
Очень легко прощать другим их ошибки; куда труднее простить им, что они были свидетелями наших ошибок.
Джессамин Уэст
Тупой ничего не прощает и не забывает; наивный прощает и забывает; умный прощает, но не забывает.
Томас Сас
Прощайте врагов ваших, но не забывайте их имена.
Джон Кеннеди
Прощать всем нисколько не лучше, чем не прощать никому.
Жан Батист Ларош
Все меня прощают, никто не помогает.
Сенека
Люди простят тебе все, что их не касается.
Юзеф Булатович
Люди труднее всего прощают нам то плохое, что они о нас сказали.
Андре Моруа
Непростительны ошибки лишь тех, кого мы больше не любим.
Мадлен де Скюдери
Прощать – это лёгкий способ быть хорошим.
Юлий Берзин.
Женщина прощает только тогда, когда она виновата.
Арсен Юссе
Женщина прощает все, зато часто напоминает о том, что простила.
Симона де Бовуар
Если женщина уже простила мужчину, она не должна напоминать ему о его грехах за завтраком.
Марлен Дитрих
Только сильные умеют прощать.
Элиза Ожешко
Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов.
Александр Поп
Бог меня простит, это его ремесло.
Генрих Гейне перед смертью
Грехи непрощающего не прощаются Господом.
Августин
Человек согрешил раз, второй раз и третий раз —ему прощают; но если он согрешил в четвертый раз, то ему не прощают.
Талмуд
Слабые никогда не прощают; прощение — привилегия сильных.
Махатма Ганди
Самое великодушное прощение — это не знать, в чем кто перед тобой провинился.
Сенека
Бог велит людям прощать, но обществу предписывает наказывать.
Луи де Бональд
Прошение — аристократическая форма презрения.
Реми де Гурман
Прошение — это надменная месть.
Жорж Вольфрам
Пусть другие привыкают друг к другу по лени и прощают по равнодушию.
Жорж Санд
Есть люди, способные прощать своих врагов, а некоторые — даже друзей.
Прошение означает, что все уже кончено.
Франсуаза Саган
Все простить значит ничего не понять.
Федор Степун
Понять себя трудно, простить — легко.
Борис Крутиер
Гораздо легче получить прощение, чем разрешение.
Грейс Марри Хоппер
Когда не виноват, особенно трудно добиться прощения.
Аркадий Давидович
Господи, если Ты простишь нам, мы простим Тебе.
Лео Ростен
Простив проступок, побуждаешь к худшему.
Публилий Сир
Умей прощать, и мощь твоя умножится.
Публилий Сир
Пока люди любят, они прощают.
Франсуа де Ларошфуко
Как ни требовательны люди в любви, все же они прощают больше провинностей тем, кого любят, нежели тем, с кем дружат.
Жан де Лабрюйер
Ошибаться — человечно, прощать — божественно.
Александр Поп
Чтобы знать людей, нужно простить им предрассудки их времени.
Шарль Луи Монтескье
Жизнь научила меня много прощать, но еще больше искать прощения.
Отто фон Шёнхаузен Бисмарк
Сильнее всех побед — прощение.
Иоганн Фридрих Шиллер
Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру.
Николай Семенович Лесков
Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения.
Иван Сергеевич Тургенев
Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений.
Ралф Уолдо Эмерсон
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.
Александр Дюма (отец)
Молодости, которая ничего себе не прощает, прощается все; а старости, которая все себе прощает, ничего не прощается.
Джордж Бернард Шоу
Умение прощать — свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
Мохандас Карамчанд Ганди
Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.
Александр Валентинович Вампилов
В человеке всегда есть нечто, отвергающее любовь. Это та часть его существа, которая хочет умереть. Именно ей необходимо прощение.
Альбер Камю
Люди труднее всего прощают нам то плохое, что они о нас сказали.
Андре Моруа
Власть прощения — это власть, которой подвластны все и которая доступна каждому.
Элиас Канетти
Есть вещи, которые человеку не дано прощать, а стало быть, есть обиды, которые нельзя забыть.
Лев Шестов
Близкие темы Комментарии
- Аноним 17 Октябрь 2020 в 15:49
Невозможно простить обиду.тому кого ты любил.
- Аноним 12 Сентябрь 2020 в 14:52
Магда 12 сентября 2020 в 12.55 Неоднозначно, спорно: каждый исходит из личного опыта. Я НИЧЕГО НЕ ПРОЩАЮ – надо быть честным.
- Сергей Викторович 5 Июнь 2019 в 21:29
Прекрасные изречения.
- Аноним 4 Апрель 2016 в 21:18
самая первая цитата не верная
Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним (свт. Василий Великий, 7, 359).
***
На согрешившего и покаявшегося не должно помнить зла, а надобно простить ему от сердца (свт. Василий Великий, 10, 56).
***
Прости брата своего, если согрешил он против тебя, и Господь простит тебе прегрешения твои (прп. Ефрем Сирин, 30, 136).
***
…Как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв еще прежнего образа жизни? Или как облечемся в нового человека, созданного по Богу, не совлекшись человека ветхого, тлеющаго в похотех прелестных (ср.: Еф. 4, 24, 22)? (прп. Ефрем Сирин, 31, 143).
***
…У кого между собою вражда, и не примирились они в жизни, те найдут себе неумолимое осуждение. И братоненавистники отосланы будут в тьму кромешную, как возненавидевшие Христа, сказавшего: любите друг друга, прощайте друг другу согрешения (ср.: Еф. 4, 32) (прп. Ефрем Сирин, 31, 270).
***
От всего сердца станем прощать друг другу; потому что мы рабы нелживого Бога, Который сказал: аминь, аминь говорю вам, если не будете от всего сердца отпускать друг другу прегрешений, то и Отец ваш Небесный не отпустит вам прегрешений ваших (ср.: Мф. 6, 15)… А мы иногда и трех раз в день не прощаем друг другу (прп. Ефрем Сирин, 31, 385—386).
***
Нужно ли тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение (прп. Ефрем Сирин, 33, 119).
***
…Господь не прощает того, кто не прощает брата своего (прп. Ефрем Сирин, 33, 111).
***
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвою. Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не приимет тебя (прп. Ефрем Сирин, 33, 111-112).
***
Прощение преступнику дается даром, однако же не без труда для него, так и оставление грехов есть дело милосердия, однакож приобретается не без слез (прп. Ефрем Сирин, 33, 144).
***
Если Милосердый врачует кого, то не требует от него иного воздаяния, кроме сетования, слез и исключительной любви (прп. Ефрем Сирин, 33, 156).
***
Кто домогается прощения, желает испросить у Него <Господа> оставления долгов своих, тот орошай слезами дверь Его, и будет очищен от прегрешений своих (прп. Ефрем Сирин, 33, 180).
***
Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но смотри, не питай ненависти к братиям своим, когда просишь оставления долгов (прп. Ефрем Сирин, 33, 212).
***
…Опасайтесь того, чтобы солнце не зашло (ср.: Еф. 4, 26) и (чтобы) не оставило нам прегрешение дня. Ведь если наступит тьма, и вы дойдете до прегрешения, то и враг овладеет тогда нами, и его дух отвратит и отклонит нас от той чистой молитвы ночной, которую мы воссылаем к Богу (прп. Ефрем Сирин, 36, 193—194).
***
…Прощение нередко ведет ко спасению, обуздывая обидчика стыдом, из состояния страха приводя его в чувство любви и самое твердое благорасположение (свт. Григорий Богослов, 13, 125).
***
Прощай — получивший прощение; милуй — помилованный. Человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть к тому время (свт. Григорий Богослов, 15, 147).
***
…Чем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 233).
***
…Если мы искренно хотим примириться, то не отступим (от врага), пока не победим его своими усиленными просьбами, пока не привлечем к себе и не заставим прекратить вражду против нас. Разве ему через это мы оказываем какую-либо милость? Нет, на нас самих переходят плоды доброго дела: мы этим привлекаем на себя благоволение Божие, приобретаем себе прощение грехов, получаем великое дерзновение пред Господом (свт. Иоанн Златоуст, 47, 283).
***
Если… пренебрежем эту заповедь <прощения>, то какому подвергнемся осуждению, поступая вопреки словам своим, дерзая произносить слова молитвы <Отче наш> безрассудно и легкомысленно, скопляя для себя более и более огня (геенского) и возбуждая против себя гнев Господа? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 283).
***
Если нужно будет и извиниться, и попросить у них (врагов) прощения, не откажемся и от этого, хотя бы мы сами были обижены. Таким способом мы приготовим себе великую награду и твердое упование (свт. Иоанн Златоуст, 47, 870).
***
…Бог для того только и требует от нас… снисхождения к ближним нашим, чтобы Самому иметь случай прощать нам великие согрешения наши (свт. Иоанн Златоуст, 50, 167).
***
Доколе… <люди> будут оставаться твоими должниками, до тех пор и Бог не будет твоим Должником; напротив, как скоро простишь их, тогда можешь приступить к Богу и требовать от Него воздаяние себе за такой добрый поступок (свт. Иоанн Златоуст, 50, 167).
***
Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды <…> Ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен (свт, Иоанн Златоуст, 50, 225).
***
…Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас (свт. Иоанн Златоуст, 50, 227).
***
Ты сам первый судия твоим делам, а потом уже судит их Бог. Ты пишешь себе закон прощения и наказания и изрекаешь себе приговор того или другого; таким образом от тебя зависит — помянет ли, или не помянет Бог грех твои (см.: Мф. 6, 12) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 261).
***
Будем… не Богу только говорить: не помяни согрешений наших, но и самому себе пусть каждый говорит: да не помянем согрешений братий наших против нас (свт. Иоанн Златоуст, 51, 261).
***
…Если он <обидчик> сделал что-нибудь оскорбительное и враждебное, то оставим это и изгладим из памяти так, чтобы не осталось и следов. Если же от него не было нам ничего доброго, то тем больше нам награды, больше хвалы, если мы прощаем (свт. Иоанн Златоуст, 51, 261).
***
Тот, кто прощает деньги, сделавшему у него заем, делает прекрасное и достойное удивления дело: но такая милость касается тела, хотя он приемлет себе воздаяние сокровищами духовными и относящимися к душе. Но тот, кто простил грехи, принес пользу душе, и своей собственной, и того, кто получил прощение, потому что… сделал более кротким не только себя, но и его. Мы, не столь преследуя обидевших нас, уязвляем их души, сколько, прощая их, приводим их в смущение и стыд (свт. Иоанн Златоуст, 52, 139).
***
Человек, простивший своему ближнему, не может не получить совершенного прощения (от Бога), потому что Бог несравненно человеколюбивее нас… (свт. Иоанн Златоуст, 52, 325).
***
Почему ты соделался чадом <Божиим>? Потому что тебе прощено. На том же основании, на каком удостоен ты столь высокой чести, и сам ты прощай ближнему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 143).
***
…Когда ты призываешь правосудие Божие на своего ближнего, тогда этим самым увеличиваешь тяжесть своих грехов… Если ты хочешь, скажет Он <Бог>, чтобы Я был строгим исследователем проступков, сделанных против тебя, то как ты просишь о снисхождении к тому, в чем ты согрешил против Меня? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 661).
***
…Если мы сами виновны в столь многих грехах, то должны со всею готовностию прощать оскорбляющих и обманывающих нас и не помнить зла (свт. Иоанн Златоуст, 54, 890).
***
Если ты отпустишь ближнему согрешения, то все твои грехи, которые должны будут открыться тогда, будут истреблены уже здесь, и ты отойдешь отсюда, не влача с собою ничего из своих грехов (свт. Иоанн Златоуст, 55, 616).
***
Насколько отстоит сто динариев от десяти тысяч талантов, настолько же велико различие между нашими грехами пред Богом и проступками ближних в отношении к нам (свт. Иоанн Златоуст, 55, 976).
***
Не будем… думать, когда <прощаем ближних>… что мы благодетельствуем другому или что оказываем ему большую милость: мы сами пользуемся благодеянием и извлекаем из этого для себя большую пользу; равно как, если не делаем, мы не причиним другим особенного вреда, а себе приготовим страшное наказание в геенне (свт. Иоанн Златоуст, 55, 977).
***
Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит, и не беспокоится о том, почему и ты мог бы почесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков: однако же ты, несмотря на то, дай ему оное, если можно, его позвав к себе, а если то невозможно, сам в себе, и не показывая своими поступками, что желаешь отмстить (прп. Исидор Пелусиот, 62, 156—157).
***
Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели. А если мы не можем сего делать по причине возобладавшего нами греха, то должны при бдении и злострадании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам таковую силу. При этом во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть: радоваться же не просто и не без рассуждения; но потому, что имеем случай простить согрешившему (против нас) и получить прощение собственных наших грехов. Ибо в этом заключается истинное Боговедение, которое многообъятнее всякого ведения и с помощью которого мы можем умолять Бога и быть услышаны; это есть плодоносив веры, этим доказывается вера наша во Христа; через сие можем взять крест свой и последовать Христу; это есть мать первых и великих заповедей, ибо посредством сего можем возлюбить Бога от всего сердца и ближнего как самого себя; для сего должны мы поститься, пребывать во бдении и удручать свое тело, дабы сердце наше и внутреннее расположение отверзлись, приняли это в себя и уже не извергали. Тогда за то, что мы прощаем ближнему согрешения, найдем, что благодать, сокровенно данная нам при Святом крещении, будет действовать в нас уже не безызвестно, но ощутительно для нашего сознания и чувства (прп. Марк Подвижник, 89, 501—502).
***
Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие, а потому прежде всего должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели (прп. Марк Подвижник, 89, 502).
***
Прощение грехов есть освобождение от страстей, от которых не избавившийся благодатию еще не улучил прощения (авва Фалассий, 91, 296).
***
…Прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие — одна из величайших черт Богоподобна… (прп. Никодим Святогорец, 70, 31).
***
…Верный признак отпущения нам грехов состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним все согрешения их против нас (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 513).
***
Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния… услышьте Завет Божий — и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 44—45).
***
Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит волею нашею (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 246).
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
Мысли на каждый день
Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его”. Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь – не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, – и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.
СВ.ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Моя жизнь во Христе, часть 1
…любя друг друга, надо терпеть друга друга и оставлять, прощать другим их погрешности против нас, чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши .
***
Ближний – равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю. Возлюбити искренняго твоего яко сам себе , – надо наблюдать его, как свою плоть и кровь: обращаться с любовью, кротко, ласково, прощая погрешности его, как себе охотно прощаю, как сам жажду от других прощения или снисхождения моим немощам, т.е. чтобы и не замечали их, как бы их не было, или заметили ласково, кротко, любезно, доброжелательно.
***
Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других. Люби ближнего как себя, прощай ему много. Коль краты аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмъ крат? не глаголю тебе, до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею , говорит Господь. В этом и познается любовь. Даже мало еще этого для любви: любовь любит врагов своих, добро творит ненавидящим, благословляет проклинающих ее и молится за творящих ей обиду .
***
Чтобы не помнить тебе злобы против тебя ближнего, а от души прощать его, вспомни, что ты сам не чужд злобы, равно как и всех других страстей. Признавай немощи и страсти ближнего за свои собственные: прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам . О, как я грешен, противен по грехам моим очам Божиим, людям и даже себе самому! Кто же для меня может быть более противен, кроме меня самого? Воистину никто; в сравнении со мною все праведники. Буду же я немилосердно гневаться на себя и прощение обид и погрешностей ближнего против меня непотребного считать за особенное счастье, да и мне долготерпеливый, щедрый и милостивый Господь простит хотя некоторые согрешения. Я должен помнить, что этим только я и заслуживаю себе милость Владыки, иначе мне давно не надлежало бы жить.
***
Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь – слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви.
***
Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
***
Я сам ежеминутный должник Господу духовно и телесно: духовно – грехами и телесно – туне получая от Него вещественные дары: пищу, питье, деньги, одежду, воздух, теплоту, свет, вообще многоразличное довольство жизненное. Как же мне не иметь удовольствия прощать долги ближнему моему, духовные и вещественные, когда Господь мне прощает бесчисленное множество их? Как мне не давать даром Божьих же даров, когда мне Господь без числа туне подает все блага духовные и вещественные: свет уму и сердцу, покой и радости сердцу, познания многоразличные – до струи воздуха? Да это было бы уродливо мы одно тело и друг для друга члены и непременно взаимно одолжены чем-либо; так и в общественном теле невозможно обойтись без того, чтобы нам не были должны другие или мы не были бы должны другим. И нельзя нам не прощать друг другу долгов: как в теле естественно одни члены часто живут на счет других, например желудок на счет головы или на счет рук и ног, так и в обществе. А главное, надо помнить, что мы все имеем туне от Бога и сами Ему бесконечно много должны, и Он прощает нам с любовью долги наши, лишь бы мы оставляли должникам нашим. Будем же охотно и усердно прощать ближним долги их нам; станем приносить Богу ежедневно эту жертву и будем жить в любви.
***
Оставляем должником нашим. Это значит не иметь на ближнего, провинившегося против нас (намеренно, с упорством, или ненамеренно), огорчения, вражды и озлобления, но прощать ему вину в простоте сердца, представляя живо свои немощи и грехопадения и сохраняя к ближнему-виноватому ту же любовь и те же чувства приязни, какие имели к нему до вины.
Часть 2
…хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует.
***
Ты сам ежедневно крепко нуждаешься в прощении тебе грехов Отцом Небесным и молишься: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим . А если хочешь, чтобы грехи были прощены тебе, прощай брату его согрешения против тебя. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших .
***
…богатые должны помогать бедным, по возможности подавать милостыню, принимать странных, посещать больных, утешать печальных, наставлять невежд, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, памятуя, что мы все Христовы.
***
…любовь скора к снисхождению и прощению.
***
Прощай должникам твоим и знай, что как тебя враг смущает и вооружает враждебно против других, так и их смущает и вооружает против тебя.
АВВА ДОРОФЕЙ
Душеполезные поучения
Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37); и так ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся.
***
Вспомни, что и ты побеждаешься страстию гнева, и судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари, что нашел случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных (согрешениях); ибо сказано:отпущайте, и отпустят вам (Лук. 6, 37).
АВВА ИСАЙА
Главы о подвижничестве и безмолвии
Если ты ненавидишь того, кто причиняет тебе неприятность, не слушается тебя и ссорится с тобою, то и ты, как язычник. Но молиться надлежит о таком, да прощено ему будет (то, в чем он согрешил тебе).
***
Милостыня есть – прощать.
***
…свидетельства Писаний побуждают нас испытать самих себя, не имеем ли, трудясь (в делании должного), злобы на ближнего или не держим ли гнева на него, не прощая ему (чего-либо); чтоб это не сгубило труда нашего. В таком случае и Господь наш Иисус Христос не поможет нам в тот час, когда будут обижать нас враги наши. Ибо Он Сам строго укорил некиих таковых, говоря: Рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси. Не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего?
***
Приучи язык свой просить прощения, и снидет на тебя смирение.
***
Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.
***
Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то, хотя судимый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен и повинен сам тому, о чем ты говоришь; почему не могу этого слышать.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
Сочинения, том 4
…к стыду нашему, Христиане, мы забываемся, и помилованные не милуем, и прощаемые не прощаем.
***
Прощай согрешающему от сердца, с любовию: а между тем, если можешь и должен, исправляй его с благоразумием и также с любовию. Аминь.
***
…кто может достаточно изъяснить действие милующей благодати Божией, которая, как все Божие, непостижима? И нужно ли сего требовать? Когда милосердый Заимодавец обещает тебе простить тьму талантов долга, с условием, чтобы ты простил своему должнику сто пенязей, или дал несколько пенязей не одолжившему тебя: надобно ли останавливаться и разыскивать, для чего нужно сие условие? Не благоразумнее ли поспешить оказать малую милость, чтобы воспользоваться милостию великою?
***
Вы говорите: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; то есть: прости нам грехи наши, как и мы прощаем всякому оскорбившему нас. Если вы говорите cиe без особеннаго внимания, без предварительнаго испытания своего сердца: то легко может случиться, что во время молитвы вашей, в нем таиться будет вражда, или огорчение на ближняго, и следственно слова уст: как мы прощаем, так прости нам, от состояния сердца, по необходимости, получат превратный смысл: как мы не прощаем, так и нам не прости. Чтобы предохранить себя от сей погрешности, которая, очевидно, испровергает действие молитвы, нужно тщательно испытывать миролюбивое расположение нашего сердца…
***
Если бы твой заимодавец прощение такого долга, за который ты мог бы умереть в темнице, предлагал тебе под условием, чтобы ты простил маловажный долг твоему должнику: безумно было бы не принять сего легкаго и выгоднаго условия потому только, что ты не догадываешься, почему оно предложено. Подобно сему, когда Бог прощение грехов, за которые подлежал бы ты вечной смерти, обещает тебе, под условием, чтобы ты простил ближнему какое-нибудь оскорбление, примирился с ним после какого-нибудь недоразумения: безумно было бы лишать себя великаго прощения Божия, потому только, что ты не догадываешься, для чего так настоятельно требуется твое малое прощение ближнему, или примирение с ним.
Том 5
Вспомним закон, исполним волю Божественнаго Начальника мира – непомнить зла, прощать оскорбления, быть мирными даже с ненавидящими мира (Псал. CXIX. 6), кольми паче с предлагающими прекращение вражды, и простирающими руку мирную. Да угаснет гнев. Да прекратится негодование. Мир не только оружию, не только градам и весям; мир помышлениям сердечным, мир душам в глубине их.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
Аскетические опыты, том 1
Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших — непременное условие успеха в молитве.
***
Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло.
***
Когда от души простишь всем ближним согрешения их: тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве.
***
Преподобный авва Дорофей в начале своего поучения о смирении полагает, как бы краеугольный камень в основание здания, следующее изречение одного из святых старцев: «Прежде всего нужно нам смиренномудрие, и мы должны быть готовы против каждого слова, которое услышим, сказать прости: потому что смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника». В отвержении оправдания, в обвинении себя и в прошении прощения при всех тех случаях, при которых в обыкновенной мирской жизни прибегают к оправданиям и умножают их, заключается великая таинственная купля святого смирения. Ее держались и ее завещавают все святые Отцы.
***
Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и, при нужде, умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего.
***
Убойся, молкни: присутствует Создатель! Ему принадлежит суд над тварями Его; Ему — одинаково простить пятьсот и пятьдесят динариев греховного долгу: Он всемогущ и богат бесконечно. Фарисей обыкновенно выпускает это из своего расчета! Видя у ближнего пятьсот динариев долгу, он не обращает внимания на свои пятьдесят, даже не считает их долгом, между тем как определение Божественного Суда возвещает, что обоим им отдать нечем, что оба они равно нуждаются в прощении долга.
***
Господь заповедал нам прощать ближним нашим согрешения их против нас: аще бо отпущаете, сказал Он, человеком согрешения их, отпустить и вам Отец ват небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших . Из этих слов Господа вытекает само собою заключение, что верный признак отпущены нам грехов состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним все согрешения их против нас. Такое состояние производится, и может быть произведено, единственно Божественною благодатью. Оно — дар Божий. Доколе мы не сподобимся этого дара, будем, по завещанию Господа, пред каждою молитвою нашею рассматривать нашу совесть, и, находя в ней памятозлобие, искоренять его вышеуказанными средствами, т.е. молитвою за врагов, и благословением их. Когда ни вспомним о враге нашем, — не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения.
***
Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного к ней: тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, — охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.
***
Тяжким сначала представляется вступление в искушения; но без них невозможно научиться прощению всех обид, любви к врагам, зрению во всем промысла Божия, этим высочайшим, окончательным, по отношению к ближнему, заповедям Евангелия. Если же внутренний человек не будет образован всеми заповедями: то он не может соделаться жилищем Святого Духа.
Том 2
Простим отцам и братиям нашим, близ и далече пребывающим, живым и отшедшим, все оскорбления и обиды, нанесенные ими нам, как бы эти обиды тяжки ни были. Завещал нам Господь: Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших.
***
О стяжании этого милосердия говорит Апостол, когда завещает уверовавшим во Христа: Облецытеся якоже избраниии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.