Педагог-психолог Государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно Наталия МАЛАНЧИК рассказала о том, что характерно для детей с аутизмом, как с ними работают и как жить с этим их родителям.
Свой мир
– Наталия Владимировна, почему возникает аутизм?
– Однозначного ответа на этот вопрос нет. По некоторым данным, причиной аутизма могут быть генетические нарушения. Но не удается установить закономерности возникновения генетического дефекта. Согласно другим научным исследованиям, возраст имеет решающее значение: чем старше родители, тем больше вероятность рождения ребенка с аутизмом. Установлено, что возрастает риск его появления на свет на 25 процентов, если в семье уже есть ребенок с таким диагнозом. Согласно американской статистике, дети с аутизмом намного чаще рождаются у афроамериканок, чем у белых. Среди факторов риска и экологическая обстановка…
– Что должно насторожить родителей в поведении детей?
– Вcе признаки надо рассматривать в комплексе. Чаще всего родители замечают, что ребенок не смотрит в глаза и не откликается на собственное имя. Однако многие люди не смотрят в глаза при взаимодействии. Родители обращают внимание на то, что ребенок всегда играет один, не вступает в контакт со сверстниками. Но если вы придете в первую младшую группу в детский сад в начале года и посмотрите на ребят, там тоже не все играют вместе. Но уже через полгода они начинают это делать. Совместной игре, может, ребенок еще не научился.
– Чем еще отличаются дети с аутизмом?
– В основном у таких детей не сформирована предметная деятельность – они играют с игрушками не по назначению. В основном совершают какие-то однотипные повторяющиеся действия. Например, ребенок всё крутит. Не складывает пирамидку и конструктор, не возит грузовик, а крутит его колесики, шарики. Вот это настораживает. Вы даете ребенку фломастеры, а он их выкладывает в ряд, организует собственную, непонятную для окружающих игру. Что бы ему не предлагали, но интерес у ребенка сужен, он, к примеру, часами может нажимать на кнопочку.
Еще один маркер аутизма – совершенно необоснованные страхи. Например, ребенок может бояться шапки, ботинка. Косвенный признак – привязанность ребенка к определенным вещам. Он может носить только один и тот же свитер. Бывает, переодеть его практически невозможно. А смена сезонной одежды для семьи – кошмар. Может проявляться стереотипность в еде – ребенок ест одно и то же.
Для детей с аутизмом характерно отсутствие чувства опасности. Например, на улице ребенок может вырвать руку и побежать через дорогу. Если он просто непослушный, то исподлобья смотрит, где там мама. Если его отругают – в следующий раз подумает, стоит ли так поступать, или будет эмоционально реагировать: «Ха-ха, сейчас я убегу». А ребенок с аутизмом может просто развернуться и уйти. У него не будет страха, что потеряется, он не смотрит на вашу реакцию, ему всё равно. Родителям кажется, что они для ребенка не существуют.
– Назовите главное отличие ребенка с аутизмом от остальных?
– В основном это нарушение социального взаимодействия. По сути дела, ребенок замкнут в себе. Чтобы войти в контакт с ним, требуется очень много времени. У него свой внутренний мир, который его устраивает. Он такой вот стройный, а мы его просто нарушаем. И поэтому к нам относятся как к агрессору. Кто-то из детей уходит, кто-то злится, а кто-то идет быстрее на контакт. Кстати, по статистике, среди детей с аутизмом больше мальчиков (статистика 5 к 1).
Стиль жизни
– Как родители воспринимают такой диагноз детей?
– Очень тяжело дается понимание диагноза родителями, у которых это первый ребенок. Им не с кем сравнить: ну молчит он и молчит, не кричит, если мокрый подгузник, не реагирует на взрослого улыбкой. Этому не придают значения. Ребенок может часами лежать и рассматривать какие-то предметы, что не свойственно маленьким детям. И еще родители часто говорят: ничего страшного, перерастет; подождем до трех лет. Если вас что-то волнует – можете прийти к нам, в Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, когда ребенку исполнится годик, полтора, два. Есть психолого-медико-педагогическая комиссия, на которую можно записаться и получить консультацию учителя-дефектолога и педагога-психолога. Есть возможность попасть ко мне на индивидуальный прием.
– В каком возрасте выставляют диагноз «аутизм»?
– Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, людей с ним не принято считать больными в традиционном смысле слова. Правильнее называть таких людей с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Ставят диагноз врачи-психиатры. В основном аутизм проявляется к трем годам. Окончательный диагноз устанавливается к восьми.
– Но аутизм ведь бывает разный.
– Да, это многогранное нарушение. Он может затрагивать не только особенности поведения, но и интеллектуальное развитие, и речевое. В случае синдрома Аспергера интеллект сохранен, дети способны обучаться в общеобразовательной школе. Они очень редко попадают в поле зрения специалистов. Люди с синдромом Аспергера считаются в обществе немножко странными: они не совсем понимают социальную ситуацию, формы взаимодействия. Если предстоит беседа – у человека расписан ее план, от которого он не отходит. Планирует свой день, потому что опять же спонтанность его страшит. Мир должен быть привычным, понятным.
– Родителям, как я понимаю, тоже приходится серьезно заниматься с ребенком?
– Да. Вообще, интенсивная коррекционная работа занимает пять-шесть часов в день. Это стиль жизни с ребенком. Мы не вылечим его, но можем помочь в зависимости от тяжести нарушений достигнуть приемлемой социальной адаптации. Цель – повысить уровень жизни ребенка и членов его семьи.
Ближе к реальности
– Дети с аутизмом неконтактные, следует ли родителям подталкивать их к общению со сверстниками?
– Для педагогов не имеет значения диагноз. Нам важно знать, какие навыки у ребенка не развиты. Мы работаем над ними, учим детей им. И только потом начинаем вводить их в повседневную жизнь. Знаете, это очень тяжело. Потому что сформировать навык – это одно, а научить ребенка использовать его в повседневности – совсем другое. Часто родители учат детей оторванным навыкам от реальности. К примеру, ребенок еще не умеет говорить, а ему предлагают складывать какие-то тяжелые головоломки. Задаешь родителям вопрос: «Зачем вам это нужно, если ребенок не может элементарно попросить пить?» Может, тут первостепенен элементарный навык просьбы? Также мы осваиваем навыки норм поведения в обществе.
Одного ребенка надо учить здороваться, а другого – надевать носки. И для первого, и для второго это большая работа. Родителям кажется, что они должны научить своего ребенка писать цифры и читать стихи. А на самом деле ему нужно в этот момент совсем другое. Дом строится с фундамента. Если навыки сформированы – пожалуйста, ставьте выше планку, но не перепрыгивайте. Я у одной мамы спросила: «Зачем вы учите своего ребенка соотносить предмет с предметом?» Ответ: «Если скажу ему надеть носки – проще будет найти пару в тумбочке». А зачем ему этот навык, если он не умеет надевать носки? Навык угаснет.
– А вы замечаете деток с аутизмом на улицах Гродно?
– Знаете, у нас каждый человек на улице считает своим долгом сделать замечание по поводу неправильного воспитания ребенка. Не делайте этого, проходите мимо. Вдруг он с особенностями развития. Это ранит его родителей. Да, мы корректируем поведение детей, но не всегда получается. Потому что, нарушая внутренний мир ребенка с аутизмом, можем получить любую реакцию: от ухода до истерики.
– Как наше общество относится к детям с аутизмом?
– Оно к любым детям с особенностями психофизического развития, интеллектуальной недостаточностью, инвалидам не подготовлено. Во всем мире их стараются больше включать в общественную жизнь. Если, скажем, среднестатистический американец ищет помощи, то у нас другой менталитет, мы боимся осуждения, есть опасения перед врачами.
Аутизм – нарушение психического и речевого развития, сопровождающееся затруднением социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями (стереотипиями) и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга, а также связь с другими заболеваниями ребенка (например, заболеваниями желудочно-кишечного тракта). Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3-4 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако на современном этапе развития медицины диагноз с возрастом можно снять.
Содержание
- Как часто мы встречаем детей-аутистов?
- Какие симптомы аутизма можно заметить в первую очередь?
- В чем состоит диагностика аутизма?
- Симптомы и признаки аутизма
- Причины аутизма
- Диагностика аутизма
- Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным детям
- Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным взрослым
- Пять способов проявить принятие по отношению к родителям аутичных детей
Как часто мы встречаем детей-аутистов?
Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.
В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все другие расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области неврологии, психологов, психотерапевтов, дефектологов и логопедов.
Каковы причины развития аутизма?
В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. У некоторых детей подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсикозы, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.
Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и задержка психо-речевого развития в детстве, которые нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.
Ученым удалось выявить целую группу генов предрасположенности к аутизму. Наличие этих генов не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако молекулярно-генетическое исследование позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).
Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.
Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.
Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.
Причинами функциональных нарушений головного мозга при аутистической симптоматике могут быть всевозможные соматические заболевания, нейроиммунологические проблемы, нарушения обмена веществ, скрытые инфекционные болезни.
Какие симптомы аутизма можно заметить в первую очередь?
Обязательными признаками детского аутизма являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте (малая эмоцональность, снижение зрительного контакта).
Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.
Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.
Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.
Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.
Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.
Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.
Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.
Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и снижения внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки (закрывание ушей), изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).
Какие виды аутизма существуют?
Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.
Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерен мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.
Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.
Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.
Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.
В чем состоит диагностика аутизма?
Родителям следует обратиться к врачу медицинского центра и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.
Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.
Немаловажное значение в диагностике аутизма играет нейрофизиологическое обследование (ЭЭГ, вызванные потенциалы), а также лабораторное нейроиммунологическое, генетическое и другие виды исследований. В нашем центре разработана уникальная методика лабораторной диагностики заболеваний, сопровождающихся аутистической стимптоматикой. Преимуществом этих исследований является то, что методы позволяют диагностировать патологические состояния не только на ранних этапах развития, но и в качестве профилактики задержек речевого и психического развития.
Нейрофизиологическое же обследование позволяет более точно подтвердить или исключить диагноз аутизма, а также спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка.
Можно ли излечить ребенка, имеющего симптоматику аутизма?
Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов, появлению и развитию речевых навыков.
Основой лечения является уникальная методика патогенетической терапии речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция проводников нервной системы микротоками с использованием современного нейрофизиологического оборудования. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции. В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется речь.
Проведение биофизической активации сочетается с дополнительными методиками лечения, такими как — лимфомежклеточная терапия, которая применяется для регулирования интегративной деятельности и восполнения дефицита энергетической системы мозга и позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.
В качестве другого способа использования препаратов с нейротрофическим и антиоксидантным действием применяется методика эндоназального электрофореза, что позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.
Исследования последних десятилетий выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами в различной степени нарушены функции мозжечка и базальных ганглиев. Именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. С этой целью применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины — подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит», применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС. В основе терапевтического воздействия аппарата «Корвит» лежит процесс активации опорной афферентации, отвечающей за нормализацию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что приводит к уменьшению спастичности мышц, развитию и закреплению функциональных связей в головном мозге, способствующих восстановлению координации движений, и, опосредованно, улучшению речи и мышления.
Также для успешного лечения различных форм ЗПРР специалистами применяется одно из достижений современной науки — метод аудиовокальной терапии RUSTOMATIS (RULISTEN). Прибор использует звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов. При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства.
Также используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка.
После грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.
Считается, что успешный предприниматель должен быть гибким и коммуникабельным — то есть обладать качествами, в которых традиционно отказывают аутичным людям. Поэтому идея, что аутичные люди могут быть успешными бизнесменами, на первый взгляд, кажется сомнительной. Но реальность сложнее стереотипов. Глава первой инициативой группы в России, созданной аутичными людьми для аутичных людей, Айман Экфорд объясняет, как аутичные черты помогли выдающимся предпринимателям добиться своих целей и как российские реалии мешают аутистам раскрывать потенциал в бизнесе.
В тексте используются термины «аутист» и «аутичный человек», а не «человек с аутизмом», потому что автор не считает, что аутизм следует «отделять» от личности человека.
После того как 16-летняя Грета Тунберг с трибуны ООН призвала мир к климатическому благоразумию, в русскоязычных медиа поднялась волна возмущения. Аутичную девушку стали называть «ненормальной» и «чересчур увлеченной».
Аутизм — это врожденная особенность, из-за которой каждый 40-й человек на планете думает и воспринимает мир не так, как остальные. На данный момент аутизм считается расстройством. Но многие аутичные люди уверены, что аутичность — часть их личности и, соответственно, проблема не в их особенностях, а в непонимании со стороны общества. Причем таких взглядов придерживаются люди с разной степенью аутичности, а не только так называемые «высокофункциональные аутисты».
Одна из аутичных особенностей — «специальные интересы», то есть склонность сильно фокусироваться на какой-либо теме, очень глубоко изучать ее и фактически отдавать ей всего себя.
Читать также
Как спорить с людьми, которые не хотят признавать факты?
В американской классификации психических расстройств DSM-V специальные интересы характеризуются как один из симптомов аутизма и описываются как «крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (например слишком сильная привязанность к необычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ограниченная сфера занятий и интересов)». Такой подбор слов хорошо демонстрирует, как в нашей культуре относятся к тем, кто посмел проявлять свой интерес сильнее, чем положено.
Медикализация специальных интересов основана на устаревшем представлении, что болезнью должно считаться то, что не вписывается в статистические нормы, а не то, что мешает конкретному человеку. Аутичность, как и специальные интересы в целом, патологизируют в основном по тем же причинам, что леворукость, гомосексуальность и даже принадлежность к этническим меньшинствам.
Но фактически от специальных интересов пользы гораздо больше, чем вреда. В частности, в начале удачных бизнес-проектов зачастую лежит «крайняя фиксированность», которую порицает как современная психиатрия, так и постсоветская массовая культура.
Преимущества аутичных предпринимателей
- Умение «зацикливаться» на одной теме — так называемых «специнтересах». Аутичный человек, чья любимая тема, по счастливому стечению обстоятельств, позволяет на ней заработать, вероятно, оставит позади своих неаутичных конкурентов благодаря преданности любимому делу.
- Невосприимчивость к доминирующей культуре и социализации. Аутичным детям может быть сложно освоить бытовые навыки или учиться в школе из-за того, что у них слабо развит «механизм подражания». Зато аутичные взрослые менее склонны к адаптивному выбору (выбору, основанному на общепринятых стереотипах, который помогает вписаться в общество) и могут предложить инновационные решения в самых разных областях.
- Внимание к деталям. Эта особенность собенно выгодна аутичным людям, чей бизнес связан с аналитикой, инженерией или программированием.
Мы предлагаем ознакомиться с историями пяти предпринимателей. Точно являются аутичными три из них, а два — имели или имеют аутичные черты. Специальные интересы этих людей позволили им построить успешные компании.
Тэмпл Грандин
основательница Grandin Livestock Handling Systems
Тэмпл Грандин — пожалуй, самый известный в мире аутичный человек после Греты Турнберг. Грандин — самый популярный лектор и писатель, рассказывающий об аутичном опыте от первого лица. В 2010 году она вошла в список 100 самых влиятельных людей по версии журнала Times.
В детстве она считалась «отсталым» ребёнком — но несмотря на мнение взрослых смогла стать одним из ведущих специалистов мира в области животноводства. По ее схемам разработана большая часть существующего в США оборудования для скота.
Одна из сильных сторон Тэмпл — в том, что она, как и многие аутичные люди, понимает животных лучше, чем людей, мгновенно «расшифровывает» их поведение и поэтому знает, как создать для них оптимальные условия.
Другие важные черты, которые помогли Грандин добиться успеха: она обращает внимание на мелкие детали и обладает сильным инженерным мышлением. Эти особенности свойственны многим аутистам.
Стив Джобс
сооснователь Apple и Pixar
Фигура Стива Джобса — воплощение хрестоматийного образа «гика». Джобсу были присущи многие качества, свойственные аутичным людям.
Прежде всего, ему была свойственна глубокая одержимость своими специальными интересами. Самый серьёзный и продолжительный специальный интерес в жизни Джобса — компьютеры и компьютерные технологии, которые интересовали его с юных лет. Как и Тэмпл Грандин, Джобс уделял огромное внимание деталям — от внешнего вида своей продукции до ее графического интерфейса.
Его манера общения была довольно своеобразна. В обычном межличностном взаимодействии с коллегами он был груб и игнорировал общепринятые культурные нормы, что стало одной из причин его ухода из Apple в 1985 году. Но в конечном счёте «чудачество» обычно прощалось ему из-за новаторского подхода и увлеченности. При этом он проявлял свой ораторский талант на знаменитых презентациях продукции Apple — то есть тогда, когда дело касалось его специальных интересов.
Марк Цукерберг
сооснователь Facebook
Марк Цукерберг — ещё один пример «гика» с ярко выраженным специальным интересом к компьютерам и проблемами с социальным взаимодействием. Часть специалистов считают его аутичным.
Поскольку Цукерберг, как и Джобс, насколько известно, никогда не проходил проверку на аутизм, есть вероятность, что у него «расширенный фенотип аутизма» — то есть пограничное состояние, при котором аутичные черты присутствуют, но их не хватает до полноценного диагноза.
Он мало восприимчив к влиянию среды и доминирующей культуры, не идёт на компромисс в ситуациях, в которых приемлемо «не упрямиться», проявляет нестандартный, новаторский подход в работе и полностью предан своему делу, которое и является его специальным интересом.
Читать также
Психиатр Марк Гоулстон: «Предприниматель не должен быть говнюком»
Как и Джобс, Цукерберг компенсирует возникающие в общении проблемы своей незаменимостью в качестве бизнес-партнера для людей, которые с ним работают.
Цукерберг, как и многие аутичные люди, понимает проблемы других меньшинств — например ЛГБТ-людей и чернокожего населения Америки, — что помогает ему заниматься благотворительностью, не впадая в свойственный многим благотворителям патернализм, и обеспечивать недискриминационную культуру внутри Facebook.
Майкл Бьюрри
основатель хедж-фонда Scion Capital
В отличие от Стива Джобса и Марка Цукерберга, Майкл Бьюрри является открыто аутичным человеком.
Аутичность Бьюрри заметна по его нетипичной манере двигаться и говорить, желанию носить простую удобную одежду вопреки корпоративным нормам, прямому стилю общения, и, конечно же, благодаря его специальному интересу.
Сначала инвестиционная аналитика была обыкновенным хобби Бьюрри. Он работал врачом, а свободное время тратил на свой блог о финансах. В итоге он решил открыть свой хедж-фонд, поняв , что финансы привлекают его больше медицины.
Как и многие аутичные люди, чей специальный интерес совпадает с их работой, Бьюрри не ставит жёсткой границы между работой и развлечениями и готов тратить на работу свободное время, потому что она, по сути, и является его любимым видом деятельности.
Бьюрри досконально изучает интересующие его темы. В 2008 году он поставил под сомнение общепринятое представление о надежности рынка недвижимости и самостоятельно перепроверил данные исследования ипотечного кредитования, за счёт чего сумел одним из первых предсказать падение рынка, которое привело к мировой рецессии.
Илин Паркер
основательница Cozy Calm
Илин Паркер сложно сравнивать с перечисленными выше аутичными людьми и людьми с аутичными чертами по степени влияния и богатства — зато она сумела создать успешный бизнес, ориентированный именно на аутичную аудиторию.
Илин начала говорить только в возрасте пяти лет, но, как и многие другие аутичные женщины старше поколения Z, получила официальный диагноз только во взрослом возрасте. По её словам, диагноз помог ей заново переосмыслить свой опыт и лучше понять собственные потребности — а также начать свой бизнес.
Паркер сталкивается с сенсорными особенностями, из-за которых ей тяжело воспринимать собственное тело. Ей становится легче, когда она кладет на себя что-то тяжелое.
Впервые она увидела утяжеленное одеяло на приёме у психотерапевта — врач клал его на Паркер и других пациентов с сенсорной чувствительностью, чтобы помочь им расслабиться. Так у Паркер родилась идея выпускать подобные одеяла в промышленных масштабах, чтобы люди пользовались ими дома.
Илин, как аутичный человек с сенсорной чувствительностью, понимает, какие именно материалы лучше подходят для аутичных клиентов. Неаутичные предприниматели просто не поймут, насколько неприятны и болезненны для аутистов торчащие швы или недостаточно однородный материал, то есть как сильно подобные мелочи могут влиять на качество товара.
Как облегчить жизнь сотрудникам-аутистам? Советы предпринимателям
Разумеется, перечисленные выше позитивные аспекты «аутичного бизнеса» не означают, что любой аутичный человек может стать хорошим предпринимателем. Аутичные люди такие же разные, как и неаутичные, и далеко не у всех аутистов есть желание, возможности и способности заниматься бизнесом.
Кроме того, в нашем обществе все еще принято считать, что существует только один правильный способ общения, выражения и понимания эмоций. Многие аутичные люди — в том числе аутичные предприниматели — не могут раскрыть свой потенциал из-за нежелания бизнеса и государства создавать элементарную инклюзию. В принимающей среде таких людей, как Стив Джобс и Тэмпл Грандин, станет намного больше.
Аутичным людям нужны:
системы обучения, рассчитанные на детей с аутичным образом мышления, чтобы они не росли детьми-Маугли, как Антон Харитонов, ставший известным после фильма «Антон тут рядом»;
расширение норм поведения и создание доступной среды — то есть, проще говоря, инклюзия.
Аутичная инклюзия — это:
Принятие новых норм поведения
Аутичные особенности нужно принимать так же, как культурные различия. К примеру, некоторым аутичным людям сложно говорить — поэтому они могут вести переговоры в письменной форме или с помощью специальных устройств. К этой особенности следует отнестись так же, как к тому, что иностранцам нужна помощь переводчика.
Многим аутичным людям больно или неприятно смотреть в глаза. Вы можете не понимать их эмоции, а они — ваши. Чтобы успокоиться, они могут трясти руками, раскачиваться и повторять любые другие движения, в которых окружающие не видят смысла. Но это поведение безвредно и к нему стоит относиться спокойно.
Также аутистам сложно принимать изменения в планах, если о них не предупредили заранее. А в связи с сенсорными особенностями некоторые аутисты могут прийти на важную встречу в простой одежде и наушниках.
Сотрудникам-аутистам помогут отказ от дресс-кода и публичное заявление, что ваша компания согласна работать с аутичными людьми.
Адаптация рабочего пространства
Для сенсорной безопасности может быть недостаточно принять тот факт, что кому-то необходимы наушники. Некоторые аутичные люди могут вести переговоры и работать только в помещении с хорошей шумоизоляцией — в таком случае можно продумать, как изменить помещение.
Чтобы человек мог прийти в себя и отдохнуть от сенсорных раздражителей, можно установить качели в кабинетах или возле них, а также организовать тихую комнату в офисе.
Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».
Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).
Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.
Лечение спектра аутизма в Суламот
Симптомы и признаки аутизма
У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.
Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:
- Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:
- Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
- Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
- Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
- Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
- Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
- Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:
- Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
- Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
- Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
- Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
- Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
- Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
- Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
- Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
- Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
- Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
- Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
- Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.
Причины аутизма
Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.
Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.
Диагностика аутизма
Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.
Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.
Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.
Фонд «Выход» опубликовал на своем сайте рекомендации людям, не затронутым аутизмом лично, от матери двух аутичных детей. С разрешения фонда публикуем эти полезные советы
Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным детям
1. Будьте терпеливы. На самом деле это относится к любым детям без исключения. У детей есть право быть рядом с вами в этом мире, есть право на полноценное участие в этом мире, который скоро будет принадлежать им. Дети в целом, но в первую очередь дети с особенностями развития, могут только учиться правильному социальному поведению, они могут шуметь в библиотеке (но если они громко любят книги, то как можно на них злиться?), они могут постоянно ерзать рядом с вами в самолете, они могут разрыдаться в очереди к кассе в супермаркете, потому что они увидели ту шоколадку (возможно, вам она тоже нужна, просто вы научились выражать свои желания социально приемлемым способом). Вне всяких сомнений, мы все плохо себя вели хотя бы изредка (или часто), и, если нам повезло, то рядом с нами были терпеливые и понимающие взрослые, даже если нам самим не хватало терпения.
2. Спрашивайте и слушайте. Мой сын говорит. Это наше благословение, и это то, ради чего мы долго и упорно трудились. То, что он говорит, обычно исполнено смысла (хотя порою этот смысл известен только ему самому) и необычного взгляда на вещи. Мой сын говорит медленно, крайне медленно, он часто по нескольку раз повторяет части предложения, он говорит тихим монотонным голосом, практически без мимики, без жестов, не глядя в глаза. Остановитесь, присядьте, чтобы оказаться на его уровне, слушайте его, дайте ему время подобрать слова, дайте ему возможность говорить — ему действительно есть что сказать. Он научил меня очень многому, и я научилась верить ему, даже когда мне кажется, что он выдумывает, например, про ту розовую бетономешалку, но он действительно видел ее на стройке вниз по улице.
3. Обсуждайте с ними их интересы. Цитата из Темпл Грандин недавно заставила меня задуматься о детях и об их личном понимании своего аутизма: не побуждаем ли мы их слишком много думать о своих отличиях от других людей? Хотя мне кажется важным, чтобы мы, взрослые, проявляли понимание к этим детям, они не сводятся к своим диагнозам, нарушениям и неврологическим отличиям. Мне кажется, это тот самый момент, когда «принятие» становится важнее «информирования о проблеме». Настоящее принятие означает, что вы соглашаетесь, что нечто является частью вашего мира и вашей жизни, но вам нет нужды постоянно думать только об этом. У многих детей в спектре аутизма есть очень удивительные интересы, либо интересы, в которых лишь они способны увидеть что-то удивительное, эти интересы позволяют им сохранить душевное равновесие и спокойствие, и порою, при правильной поддержке и поощрении, они могут стать экспертами в области своего интереса и сделать его своей карьерой. Спросите у моей дочери что-нибудь о кондорах, и вас ожидает очень длинный (и очень информативный) разговор, и я уверена, что он доставит вам такое же удовольствие, как и ей. Присоединитесь к моему сыну, когда он собирает маленькие камушки в парке. Это успокаивает, и вы тут же установите с ним отношения, которых не добиться одними лишь словами.
4. Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами. Большинство детей в спектре аутизма имеют те или иные проблемы с коммуникацией, которые могут быть как сильно выраженными, так и почти незаметными. Если ребенок не говорит и не имеет других средств коммуникации, то вы можете наблюдать за его поведением, за тем, что он делает, что доставляет ему удовольствие — общайтесь на этом уровне или просто будьте рядом без привычной коммуникации, для многих это уже очень большой шаг. У меня не так уж много опыта с неговорящими детьми, но я знаю, что поведение — это коммуникация, и если вы относитесь к ребенку с принятием, и вам комфортно в его присутствии, то это тоже форма коммуникации, которая может оказаться очень полезной для вас обоих. Дети, которые могут говорить, также имеют отличия в коммуникации, так что мы должны осознать, что при общении с ними какие-то стереотипные аспекты коммуникации могут отсутствовать (например, очень часто это контакт глазами), кроме того, они могут иначе интерпретировать язык (смотрите пункт 2).
5. Любите их. Потому что, в чем еще нуждаются все дети, если не в любви и принятии? (Помимо кислорода, еды, воды и крыши над головой, но вы поняли мою мысль).
Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным взрослым
1. Проявляйте уважение. Независимо от того, есть ли у человека видимая инвалидность или нет, трудно ли ему дается коммуникация или нет, каждый человек заслуживает, чтобы к нему относились достойно и с уважением. Мне кажется, нет смысла объяснять этот пункт, но нам всем не мешает как следует его обдумать.
2. Общайтесь с ними. Независимо от того, как человек общается с вами, в том числе, если он использует iPad, компьютер, SMS, печать или устную речь для коммуникации, слушайте его, задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Аутичные люди — это главные эксперты в отношении своего опыта, и каждому есть чему у них поучиться. Многие взрослые люди в спектре аутизма очень много работают, чтобы поделиться с другими людьми своими идеями и важным опытом в отношении аутизма как части нашего мира. Примеров тому масса: это и новая книга Карли Флейшман, и биография Темпл Грандин и забавные комиксы «Dude, I’m an Aspie!»
3. Анализируйте собственное поведение. Вы не делаете ничего странного, когда остаетесь наедине с собой? Бывает, что вы перебиваете других людей? У вас нет привычки постукивать ногой по полу или пальцами по столу, когда вы нервничаете, или вам скучно? У каждого из нас есть самостимулирующее или саморегулирующее поведение. Повторяющееся поведение при аутизме может привлекать больше внимания, оно может быть намного интенсивнее или стереотипнее, но его суть та же. И все мы время от времени допускаем социальные ошибки и бываем невольно грубы или надоедливы. Каждый время от времени нарушает неписанные социальные правила.
4. «Придумывайте извинения». Будучи мусульманами, наша семья следует правилу «придумывать извинения» (или, по крайней мере, она должна ему следовать). Некоторые жалуются на грубость или надоедливость аутичных людей, но если мы знаем, что человек аутист (и даже если мы этого не знаем), мы должны «придумать извинения» его действиям, прежде чем обижаться и игнорировать другого человека. Кто-то может показаться невежливым, например, как описывает Джон Элдер Робинсон в своей книге «Будь другим», человек может переключить телевизионный канал, хотя в комнате есть другие люди, которые его смотрят. Но есть ли в таком поведении злой умысел? Или человек действительно не заметил, что другие люди смотрят телевизор, или что они вообще присутствуют в комнате?
5. Откажитесь от жалости. Жалость подразумевает предположения насчет чужих неудач и чувство собственного превосходства благодаря своей удаче. Можно испытывать жалость к тому, кого постигло внезапное несчастье — потеря члена семьи, онкологическое заболевание, уничтожение дома во время стихийного бедствия. Это внезапные события, которые мы никак не можем контролировать. Жалость к человеку лишь потому, что его разум или тело развивались иначе, чем ваши, означает, что вы считаете этого человека беспомощным, и что вы игнорируете его попытки использовать существующие способности и сильные стороны, чтобы контролировать свою жизнь настолько, насколько это возможно. Жалость — это прямая противоположность принятия, откажитесь от нее.
Пять способов проявить принятие по отношению к родителям аутичных детей
1. Перестаньте использовать катастрофичный язык. Это опасно. Мы можем контролировать, как мы реагируем, и как мы общаемся с родителями, и СМИ несут львиную долю ответственности за это. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что вам жаль, потому что отчаяние опасно воздействует на родителей, из-за таких взглядов детей убивали!
2. Будьте рядом. Это самый надежный способ оказать помощь. Если родители страдают от стресса или хронической усталости, выслушайте их. Предложите им готовый обед, мытье посуды, посидеть с ребенком. И при этом не забывайте о пункте 1.
3. Не осуждайте и не давайте «ценных советов». «Я тут читала про диету/теорию/исследование/метод излечения», «А вы слышали, что Дженни Маккарти…», «Я уверена, он это перерастет», «Тебе нужно быть более последовательной». Вы хотите как лучше, мы это понимаем, но мы все это уже слышали, это просто очередная истерия в СМИ, лишь очередное наследие обвинений в адрес родителей. Я научилась задавать вопросы, а не предлагать советы или свое мнение о том, чего я не знаю: «Какие виды терапии вы планируете попробовать?», «Я обязательно поговорю об этом с врачом/учителем/терапистом, посмотрим, что они скажут. Расскажи, что получится!» или просто «Хотелось бы мне предложить тебе какое-то решение. Если захочешь поговорить, то дай знать, по крайней мере, я всегда выслушаю».
4. Приглашайте их. Та вечеринка, которая наверняка будет слишком напряженной для их особого ребенка? Все равно пригласите их. Дайте понять, что вы действительно их ждете, спрашивайте еще на стадии планирования, сотрудничайте с родителями (и с ребенком, если это возможно), чтобы сделать вашу вечеринку более доступной, сенсорно-дружелюбной, безопасной, спокойной и принимающей. Вам может быть сложно учитывать потребности ребенка, которые вы не до конца понимаете, но для семьи, которой редко выпадает возможность сходить на праздник, ваши усилия будут значить очень многое.
5. Дайте им передохнуть. Зайдите на кофе и будьте готовы сами вытереть разлитый напиток. Сходите на прогулку и будьте готовы схватить ребенка, который побежал в сторону шоссе. Будьте готовы болтать в сопровождении громких самостимуляций. Пройдитесь по магазинам, потому что четыре руки лучше, чем две. Принимайте тот факт, что у ваших друзей или родственников есть аутичный ребенок, принимайте аутизм, научитесь чувствовать себя комфортно и наслаждаться его компанией. Ваша жизнь гарантированно станет интереснее!
Источник: сайт фонда «Выход»