Некий хозяин сдал свой виноградник в аренду. Хозяин этот — могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление терпелив: посылает одних слуг, потом других… Он бесконечно верит в силу добра. Хотя из предыдущих посланников кого били, а кого и убивали, он всё же напоследок посылает даже и сына своего единственного.
Притча о злых виноградарях
Он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них точно проснётся совесть, и они «постыдятся сына моего». Сын же — одного духа с отцом: послушно идет туда, где неоднократно проливалась кровь. И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, — только тогда хозяин предает их злой смерти, а виноградник отдает другим.
А что за люди эти виноградари-работнички? Не будем уже говорить об их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся ни его самого, ни законов своей земли? Может быть очень уж выгодно они арендовали виноградник и думали, что хозяин ничего не понимает в делах? Может быть считали, что хозяин у них в руках и не посмеет отплатить за зло?
А может быть они того же духа, как тот злой должник, который ни во что поставил прощение ему огромного долга (Мф.18,23—32)? Или — как те завистливые работники, которые фактически не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром (Мф.20,1—15)? — Ни те, ни другие, ни третьи просто-напросто не признавали права собственности.
И тем, и другим, и третьим — так или иначе говорится: «Друг!.. разве я не властен в своём делать, что хочу»? — И платить сколько хочу, и прощать кому хочу, но и требовать своё, сколько мне положено. Это — моё, и я никому не должен отчитываться.
Писание со всей определенностью утверждает, что «не любящий брата, которого видит», не «может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4, 20). А если я не признаю права собственности за человеком, за братом моим, то как я смогу признать право Верховного всемирного Собственника? Как я смогу оценить милость Его прощения, как я признаю за Ним право каждому уделять, сколько Он сам считает нужным, и как я смогу считать себя должником, обязанным что-то давать Ему в свое время? Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога.
А значит, на пути к Богу необходимо научиться и уважать право собственности, и даже считать его священным: не подсчитывать чужие доходы, не судить, как ими распоряжаются. И — не требовать, а смиренно просить, и не обижаться, когда не считают нужным дать…
Но притча сия имеет ещё более глубокий смысл.
Ину притчу слышите. Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем и отьиде.
И так, Господь говорит им и другую притчу, дабы показать, что они, удостоившись и бесчисленных опытов попечения о себе, не исправились. Сей человек-домовладыка — есть Господь, названный человеком по Своему человеколюбию.
Виноград — есть народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, ибо сказано: введ насади я в гору Святую Твою (Исх. 15, 17.). Оплот означает закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками, или святых Ангелов, хранивших Израиля. Точило — жертвенник, столп — храм, делатели — учители народа, фарисеи и книжники. Отошел же домовладыка Бог, когда уже не хотел более говорить с ним в столпе облачном. Или отшествие Божие означает долготерпение: так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим, и не слушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякой день и не тотчас подвергая на истязанию за неправды наши.
Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем, прияти плоды его. И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых: и сотвориша им такоже. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего. Делателе же видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите убием его, и удержим достояние его. И емше его изведоша вон из винограда и убиша.
Время плодов наступило во времена пророческие. Ибо посланные рабы были пророки, а делатели — ложные учители — архиереи и книжники. Одного они били, как Михея, коего Седекия ударил в ланиту (3 Цар. 22, 24), другого убили, как Захарию, между храмом и жертвенником, иного камнями побили, как Захарию, сына Иодаева, архиерея (2 Цар. 24, 21).
Напоследок послан был Сын Божий, явившийся во плоти. Усрамятся сына моего, — сказал, не не зная, что делатели убьют сына, а желая показать то, что они имели (должны были) сделать. Надлежало, говорит, им убившим рабов, устыдиться, по крайней мере, достоинства сына.
Но делатели, увидя сына, сказали: это наследник, приидите, убьём его. Так, те самые иудеи, которые говорили: Сей есть Христос, распяли Его. Извели же Его вон из виноградника, потому что вне града умерщвлен был Христос. Впрочем, как виноградником называется народ, то выражение: вне виноградника — означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа.
Егда убо приидет господин винограда что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их: и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Егда приидет, — Когда? Не во второе ли пришествие?
Кажется, и это разумеется; но лучше разуметь так: господин виноградника, то есть Бог Отец, пославший Сына Своего, Которого они убили, когда придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное иудеями, тогда злых зле погубит, как и действительно призрел, и послав войско римское, погубил и расточил их, а виноградник Свой, то есть народ предал иным делателям.
Разумей также под виноградником и божественное писание, в котором оплот есть буква, ископанное точило — глубина духа, а столп — богословие — учение самое возвышенное. Сие-то писание сперва имели злые делатели — фарисеи и книжники, но Бог предал его нам, усердно возделывающим оное. Ибо они убили Господа вне виноградника, то есть вопреки учению говорившего о Нем писания.
Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниях: камень его же не в ряду сотвориша (небрегоша) зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть cue, u есть дивно во очию вашею. Сего ради глаголю вам, яко отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его. И падый на камени сем, сокрушится: и на немже падет, сотрыет и. Камнем называет Себя Самого, а зиждущими учителей иудейских, которые пренебрегли Его, как непотребного, когда говорили: самарянин ecu Ты, и беса имаши (Иоан, 8, 48).
Но Он, воскресши из мертвых, положен во главу угла, то есть стал главою церкви, связуя иудеев и язычников одною верою. Ибо как камень, положенный под угол в здании, сдерживает с той и другой стороны стены его, так и Христос совокупил всех оною верою. Сей угол дивен, и бысть от Господа; ибо Церковь, содержащая и соединяющая нас верою, произошла от Господа, и достойна великого удивления по своему благолепному устройству.
Дивен угол сей и потому, что слово Христово утверждено и укреплено чудесами, а потому дивно и составление Церкви. Царствие Божие, — то есть право иудеев принадлежать Богу, — отнято у них и дано уверовавшим. Упадающие на камень и соблазняющиеся о Христе, сокрушатся во второе пришествие; впрочем они сокрушены уже Им и ныне, то есть рассеяны по всей земле, как видим это на несчастных иудеях, отвернувшихся от Иисуса Христа. Сотрыет — значит рассеет и развеет их.
Блаженный Феофилакт Болгарский
Значение притчи о винограднике и виноградарях. Всем,кто читает Библию,известна эта притча. Посмотрим Евангелие от Матфея 20 :1 «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома…». Но что побудило Иисуса сказать эту притчу,кому адресовано,при каких обстоятельствах,и,конечно,значение притчи о винограднике и виноградарях.
Содержание
Значение притчи о винограднике и виноградарях
Обратимся к предыдущей главе Матфея 19 глава с 16 стиха. Здесь говорится о юноше,который был богат и не захотел ради Иисуса оставить богатство своё. В 27 стихе Пётр спрашивает Иисуса,говоря: вот,мы оставили всё и последовали за Тобою;что же будет нам?
Кому адресован ответ Иисуса
Далее Господь отвечает Петру в 28 стихе,говоря: «…вы,последовавшие за Мною…». Этот ответ адресован ученикам. А в 29 стихе говорится: «И всякий, кто оставит всё и последует за Ним,тот получит во сто крат и наследует жизнь вечную». 30 стих:многие же будут первые последними,и последние первыми.
Слово «всякий» явно относится к нам. «Оставит»,это не значит развод или ещё что то. Это значит, что приоритет должен быть расставлен.
Далее Иисус говорит притчу Матфея 20 глава с 1 стиха: «…Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома…». Он говорит это,отвечая на вопрос учеников «Что же будет нам».
Иисус хочет научить,что такое «…во сто крат».
И начинает рассказывать эту притчу. Хозяин — это Иисус. Он пошёл нанять работников и договорившись с ними об оплате,пришли к соглашению. Ключевое слово здесь «договорившись». Они договорились работать за динарий в день.
Выйдя около третьего часа(9 часов утра) хозяин увидел других,стоящих праздно(ничего не делающих). И их позвал,говоря: идите и вы в виноградник мой,и что будет следовать,дам вам. Они пошли.
Здесь уже нет никакого соглашения,нет договора о сумме оплаты за работу. Далее опять выйдя около шестого и девятого часа(12 и 15 часов),сделал то же. Снова никакого соглашения. Наконец,выйдя около одиннадцатого часа(около 17 часов вечера) он нашёл других,стоящих праздно. (Еврейский день заканчивается в 18 часов). Он говорит им:что вы стоите здесь целый день праздно?
Они говорят ему:никто нас не нанял. Он говорит им:идите и вы в виноградник мой,и что следовать будет,получите.
Здесь тоже никакого соглашения нет. Можно понять этих последних. У них семьи,дети. Надо чем то кормить,платить налоги и так далее. И их никто не нанял по каким то причинам. Наверно они были не по нраву работодателю. Может быть плохо одеты,не бриты. Когда то,кого то из нас выбирали последним. Будь то школа,институт или производство. Нам известно это неприятное чувство — быть последним. Человек всегда обращает внимание на сильных,успешных людей.
Природа Господа обращать внимание на слабых,ничего не значащих людей.
«Когда же наступил вечер,говорит господин виноградника управителю своему:позови работников и отдай им плату,начав с последних до первых. И все получили по динарию»
Господь всегда начинает с последних к первым,а человек с первых к последним.
Какое значение притчи о винограднике и виноградарях
Божьи пути всегда отличаются от человеческих путей. Люди прославляют сильных,могущественных людей. Однако Бог говорит:если хочешь увидеть Мою силу,Мне нужно видеть твою слабость. Наша сила,это препятствие Божьей силе. Но когда я слаб,тогда я на самом деле силён. Потому что тогда проявляется Божья сила. Благодать привлекается нашей слабостью. Господь восхищается нами,когда мы готовы быть слабыми в какой то области нашей жизни. Потому,что тогда Он может проявить Свою силу,власть и чудеса.
«И пришедшие около 11 часа получили по динарию…». Хозяин начинает с последних,которых никто не нанял,и отдаёт им плату за полный день. Они получили во сто крат. Получили полное благословение.
Пришедшие же первыми,думали,что получат больше. Они работали весь день. Но согласились они на динарий. И получив,стали роптать на хозяина дома. Он же в ответ сказал одному из них: друг! Я не обижаю тебя;не за динарий ли ты договорился со мною?Возьми своё и пойди…или глаз твой завистлив…
А мы знаем,что если око чисто,то и всё тело. Если око будет худо,то и всё тело будет тьма. Так последние будут первыми,и первые последними.
Что значит фраза «Много званых,а мало избранных»
Все эти работники призванные,но мало кто избранный. Кого же Бог избирает?
Бог избирает тех,кто позволяет Ему,кто даёт Ему возможность показать в благости Его сердце. Кто больше доверился Его благости?Те,кто с утра работал или тот,кто в конце пришёл?Между 9 утра и 5 вечера кто чувствовал себя более благодарным?Те,кто пришли в 9 утра?Они думали,что получат больше по причине того,что они сделали больше. Вот к чему это приводит даже среди верующих. Почему у некоторых благодати больше. Поэтому Господь говорит,что много званых,но мало избранных.
И ещё одно в этой притче. Он вышел,не они пришли. К каждому из них Господь сам вышел.
«Дам вам» и «Получите» есть разница. Одно дело для Бога давать,другое для нас получать. Поколение последнего времени получит. Бог говорил Израилю: «Землю,где течёт молоко и мёд,дам вам…».Но они не взяли. Возможно такое,что Бог даёт благословения,но мы не принимаем.Те,кто принимает полноту,у тех больше всего благодати.
Необходимо видеть Бога дающим всё время. Не принимать нехорошо.
Надо видеть молитву,как способ принятия
Вот в этом и есть суть молитвы. На самом деле Бог всё распределяет. Бог служит всё время. Молитва ставит нас в позицию принятия,а отдаём благодарение. Мы должны знать,за что благодарить Бога. Давид говорит: хвалите Господа,ибо Он благ,и во век милость Его.
И в итоге мы получили,что Господь благоволит к тем,кто принимает Его милость,Его любовь,благодать. Господь благоволит к тем,кто позволяет Ему показать Своё любящее сердце.
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ
Царство Небесное подобно хозяину дома:
В царстве Христовом, или в церкви Христовой бывает подобное тому, что случилось с домохозяином.
В виноградник свой:
В Иудее было очень много виноградников, возделывание коих составляло, вместе со скотоводством и земледелием, главное занятие жителей. Потому виноградник и берется часто как понятный образ для изъяснения различных высоких духовных предметов.
Рано по утру:
День у иудеев считался в 12 часов среднего времени от восхода до заката солнца, по нашему с 6 часов утра до 6 часов вечера.
По динарию на день:
Это была обычная плата поденщикам (Тов 5,14), равно как обычное жалованье римскому воину.
Около третьего часа:
Около 9 часов утра по нашему счислению
Стоящих на торжище:
На месте, где продавали и покупали разного рода жизненные припасы и где поэтому достояно был народ. Это было обычное место, где можно было отыскивать поденщиков для работ.
Праздно:
Не по их воле, а потому что их никто не нанимал.
Сколько следовать будет:
Определенной цены за труд домохозяин им не назначает, а предоставляет себе вознаградить их потом по собственному усмотрению.
Около шестого часа:
Около 12 часов по нашему исчислению. — Сделал то же, что с последними, пригласив на работу в виноградник за неопределенную плату.
Около одиннадцатого часа:
Около 5 часов пополудни, когда, следовательно, оставался лишь один час дневной работы.
Когда наступил вечер:
Когда прошло 12 часов дневной работы, в 6 часов вечера по нашему, когда давался расчет поденщикам.
Управителю своему,
Который занимался счетами и расчетами с работниками. Это был обыкновенно самый доверенный слуга дома.
Начав с последних:
Для цели притчи именно важно замечание — начав с последних, потому что если бы первые получили награду сначала, то ушли бы совершенно удовлетворенные платою, не высказали бы того, что далее высказали, и цель притчи не достигалась бы.
Получили по динарию:
За один час работы.
Думали, что они получат больше,
Потому что дольше трудились; видя щедрую расплату с последними, они подумали, что плата будет им дана не по заключенному условию, но по продолжительности труда, сравнительно с последними, прибывшими на работу.
Тягость дня и зной:
Целый день работали под палящим солнцем и зноем, тогда как последние работали всего один час, и притом в прохладе, когда работать не так тяжко, как в зной и жар дневной.
Одному из них,
А в лице его и всем, выразившим недовольство за несправедливую, по их мнению, расплату.
Не за динарий ли…:
Я плачу тебе условленную плату, и тебе обижаться не следует. Если я хочу дать столько же другому, который меньше трудился, это — мое дело и до тебя нисколько не касается. Я верен условию с тобою; возьми свое и иди. С другими расчет другой; что хочу и дам; я властен распоряжаться, как хочу, моим добром.
Или глаз твой завистлив:
Собственно глаз твой зол. Слово злой евреи прилагали для обозначения человека завистливого (Втор 15, 9. Притч 23, 6), потому что зависть весьма сильно отражается в глазах, более заметно, чем другое какое-либо расположение душевное.
Так будут последние первыми, и первые последними:
В этих словах выражается смысл притчи. Выразим его подробнее. Под виноградником разумеется церковь Христова; домохозяин — Бог или Христос; время делания — настоящая жизнь: делатели — различным образом и в различное время призванные в церковь Христову; вечер и расчет — суд по смерти и главным образом — день всеобщего воздаяния; утро, третий, шестой и одиннадцатый часы означают или разные возрасты призванных и получающих воздаяние за труды свои или — разное время призвания в церковь Христову. Будут люди, которые в порядке времени и возраста придут последними в царство Христово, но получат такие же награды, как и ранее призванные, даже еще большие, если угодно будет Богу, который властен раздавать награды чело векам по своей милости соответственно их заслугам, так что после призванные могут быть первыми, могут получить высшие награды и прежде призванные — последними, получить меньшие награды.
Много званных, а мало избранных:
Призван в царство Христово весь мир, но не все спасутся, а только избранные, которых сравнительно мало; а потому и позднее призванные заслуживают, чтобы их вознаградить столько же, сколько и первых, и даже, если они совершеннее, то и более.
Несколько подробностей к притче
Относительно некоторых подробностей этой притчи святитель Иоанн Златоуст замечает: «Первые оные, которые столь прославились и угодили Богу и весь день с особенною ревность, провели в трудах, не заражены ли сильнейшею страстью злобы, — завистью и рвением? Видя, что и пришедшие после них получают такую же награду, они говорили: сии последние один работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной… И сам домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок пред человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и зависти. Итак, чему научают нас таковые притчи? Не в сей только, но и в других притчах то же можно видеть. Так, например, и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, как говорит притча о блудном сыне, когда увидел, что распутный брат его удостоился великой части даже большей, нежели он… Что же мы на сие скажем? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который производил бы такие споры и жалобы, и быть не может, ибо там нет места ни зависти, ни рвению. Ежели святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их там наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством. Итак, для чего Господь в таком образе предложил свое слово? Это притча, а в притчах не нужно все объяснять по буквальному смыслу; но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать. Для чего же изображена так притча сия и какая цель оной? Та, чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменяют образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в Царстве Небесном)… Притча сия сказана как для тех, кои в первом возрасте жизни своей, так и для тех, кои в старости и позже, начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, кои пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобресть (Иоанн Златоуст).
Иисус рассказал первосвященникам и фарисеям притчу об их отношении к Нему. «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «»Постыдятся сына моего»». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «»Это наследник. Пойдем, убьем его, и завладеем наследством его»». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: «»Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои»»». Иисус говорит им: «Неужели вы никогда не читали в Писании: «»Камень, который отвергли строители, тот самый, сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».
Читайте более подробно: Евангелие от Матфея 21:33-46.
В этой статии хочу ответить на вопрос какое толкование притчи о виноградарях, вот вопрос:
В Библии есть притча о виноградарях, пожалуйста, дайте, объяснение как можно более точное.
Притчу о виноградаре находим в трех Евангелиях: Евангелии от Матфея 21:33-41, Евангелии от Марка 12:1-12 и Евангелии от Луки 20:9-18.
Вот текст Евангелия от Матфея 21:33 – 46 в ближайшем контексте:
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Чтобы дать правильное толкование этой притчи, мы должны посмотреть на контекст, в котором она была сказана. Иисус рассказал эту притчу самым известным первосвященникам и старейшинам народа в Храме, на следующий день после триумфального въезда в Иерусалим и за три дня до Ему осуждения на смерть(Матфея 21:7, 17-18, 23 ). Эта притча о них (Матфея 21:45). Кем были священники, старейшины народа и фарисеи? Они были теми, кто должен учить, наставлять и судить народ Божий по Закону Божьему. Они были теми, кому Бог доверил заботу о Своем народе. Они имели всю власть над народом, и пришли к Иисусу, чтобы спросить Его, откуда у Него власть учить и делать всю то, что Он делал среди народа:
И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? (Матфея 21:23)
В стихе 45 сказано, что услышав притчи Иисуса, первосвященники и фарисеи поняли, что Иисус говорил о них. Что это за притчи? Во-первых, притча о человеке, который имел двух сыновей (Матфея 21:28-32), второй является притча о виноградарях (Матфея 21:33-41), а третья – притча о камне, отвергнутым строителями (Матфея 21:42-44). Эти примеры являются взаимно дополняющими друг друга, но сейчас мы остановимся на притче о виноградарях.
Народ Израиля – это народ Божий (Исход 19:5-6), а священники являются теми, кого Бог поставил пасти этот народ. Они не выполнили свой долг, и когда Бог посылал к ним Своих пророков, они насмехались над ними, избивали или убивали их. Наконец, Бог послал Своего возлюбленного Сына, и они убьют Его через несколько дней. Поэтому Бог накажет лидеров этой страны, и другие будут заботиться о Его народе.
Если у вас есть служение в церкви, если вы служитель церкви, как вы относитесь к народу Божию, которые возможно не имеют какого-то положения в церкви, и тем не менее их жизнь доказывает, что Бог с ними? Относитесь ли вы к ним как к посланникам Божьим или поступаете с ними, как поступали первосвященники и фарисеи времен Иисуса?
Беспокоит ли вас кому Бог доверит Свой народ? В Иеремии 23:1-6 мы находим пророчество об Иисусе:
Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!”
Перевод: Моисей Наталья