Приход (в древней церкви — παροικία) — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. Особый П. может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в П. свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в П., имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где П. образуются и при меньшем числе прихожан. В древней христианской церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г. Ныне это правило, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и ее земельные владения составляют ее неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых П. должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых П. возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании П.
Н. Б—в.
Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства (см.) и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причем, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При П. учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбужден Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешен отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединенное с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется. Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время». Отсюда ясно, что Синод считает возможным такое совмещение приходского выбора с нравственной ответственностью епископа за рукоположение, при котором одно другому не противоречит. Получение специально подготовительного к священству образования и право выбора прихожан на церковно-приходские должности также не исключают одно другого, потому что из нескольких лиц, получивших специальную подготовку, одно может быть более известно и более желательно, чем остальные. Не только в евангелической, но даже и в католической церкви на Западе представление или избрание кандидата на церковно-приходскую должность не считается посягательством на права епископа или противоречием нравственной ответственности епископа за рукоположение. См. Н. Суворов, «Курс церковного права» (т. II, Ярославль, 1890).
При храме Владимирской иконы Божией матери в Виноградове работает пункт приема вещей, которые затем приход отвозит в Брейтовский район Ярославской области. Как сообщает интернет-портал «Северный вестник», сотрудничество двух приходов началось в ноябре прошлого года.
– На прошлой неделе состоялась очередная отправка вещей. На этот раз отвезли три телевизора, нетбук, три детских велосипеда, посуду и очень много вещей, – говорит настоятель храма в Виноградове отец Владимир.
В этот раз в сборе вещей принял участие храм при интернате для слепоглухих города Сергиева Посада.
– Жители нашего района, получившие продукты и вещи, компьютерную и бытовую технику, передавали слова благодарности всем, кто принял участие в сборе груза, кто переживает за них, молится всем сердцем и пытается помочь, – отметил отец Анатолий (протоиерей Анатолий Денисов), благочинный Брейтовского района Ярославской области.
Неравнодушные жители Северного могут принести любые вещи (памперсы, компьютеры, бытовую технику, телевизоры, посуду и т.д.), а также одежду (можно не новую, но чистую и в хорошем состоянии – кроме нижнего белья) в воскресную школу храма Владимирской иконы Божией матери и оставить на крылечке (подробнее подскажет дежурный).
Эффект плацебо — очень странный феномен. Его можно наблюдать, когда организм человека, принимающего сахарные шарики под видом настоящих таблеток, внезапно начинает реагировать на них так, словно получил настоящее лекарство. Это явление известно медикам на протяжении многих веков, однако внятного обоснования данного эффекта так и не было сформулировано.
Одно можно сказать наверняка: эффект плацебо распространяется даже на вещества, изменяющие сознания. Медики выяснили, что при должной степени убеждения даже обычный сахар может вызвать приход как от психоделика.
Команда из Университета Макгилла привлекла студентов для участия в исследовании, которое якобы было посвящено влиянию психотропных препаратов на организм. А конкретно — изучению того, как препарат под названием ипроцин влияет на творческий потенциал людей.
В общей сложности 33 участника прошли испытание в лаборатории, которая выглядела как место проведения богемной вечеринки 60-х. На стенах висели психоделические картины, освещенные разноцветными лампами. На полу — удобные маты и кресла-мешки, на экране — артхаусное кино, в колонках — музыка для медитации.
В разгаре «вечеринки», наполненной духом свободы и гедонизма, некоторые ее участники получали дозы препаратов, заботливо раздаваемых людьми в белых медицинских халатах. Некоторых накрывало так, что они частично теряли способность ориентироваться в пространстве. Ученые смотрели, наблюдали и документировали происходящее.
Была лишь одна загвоздка. Все это действо было одной большой постановкой.
Ипроцин — это настоящий препарат, но вместо него студенты получали плацебо. Люди, спотыкавшиеся в толпе, были приглашенными актерами. Комната, свет, звук — все было подстроено так, чтобы создать лишь имитацию настоящей вечеринки с психоделиками.
Как показали анкеты, свыше 60% участников сообщили, что ощутили «некоторый эффект от употребленных препаратов». Среди симптомов называли эйфорию, измененное восприятие цветов, расслабление, обострение чувств, смешливость. Кто-то даже прошел через стадию «отходняка» и тошноту. По словам одного из участников эксперимента, он «словно бы тонул в окружающем мире, как будто гравитация воздействовала на него иначе». Другой заявил, что цветные узоры на картине начали двигаться и изменяться прямо у него на глазах.
Исследователи отмечают, что главная цель исследования состояла в том, чтобы изучить и качественно измерить феномен «контактного максимума». Он возникает у человека, который находится в среде наркоманов и сам начинает ощущать изменения психики и восприятия, хотя на самом деле не принимал препараты.
Все эти хитрости преследуют одну весьма благородную цель: помочь людям, страдающим психическими расстройствами, справиться со своим недугом без использования фармакологии. Возможность снизить дозы или вовсе отказаться от таблеток облегчит жизнь десяткам тысяч людей по всему земному шару.
Примеры употребления слова приход в литературе.
В день прихода нас встретили все офицеры и коман-дир полка седой грузин князь Абашидзе, принявший ра-порт от Прутникова.
Ожидая прихода девушек, Абд аль-Хрэниэм предался мечтам, сколько верблюдов и лошадей он сможет приобрести за найденные алмазы.
Разумеется, молодость, амбиции и врожденный оптимизм подталкивали его доказать всем, что с его приходом положение дел в советском агрокомплексе начнет меняться.
После прихода в журнал Чернышевского и Добролюбова, выступивших с яркими критическими статьями, писатели умеренных взглядов, такие, как Тургенев и Анненков, стали все реже бывать в редакции.
Уверенно можно сказать одно: антисемитизм сыграл ограниченную роль в приходе Гитлера к власти, но равнодушие сыграло огромную роль в наступлении эпохи репрессий.
Сарьяна о заседании французского кабинета, связанном с опасностью прихода к власти нацистов, о том, что Ганс Вебер убежденный антифашист, и попросил разрешения установить тесную связь с Сарьяном и Вебером.
Теперь это был строгий, суровый, угрюмый священник, блюститель душ, архидьякон Жозасский, второй викарий епископа, управлявший двумя благочиниями, Монлерийским и Шатофорским, и ста семьюдесятью четырьмя сельскими приходами.
Я понял это ваше предположение сразу же после обеда перед приходом миссис Атли, когда вы читали.
Террор, опустившийся на город с приходом Баева, навсегда отбил у Вольфа все честолюбивые желания, оставив на месте их уже и не желание — инстинкт: выжить, дотянуть до пенсии, убежать и спрятаться навсегда, чтобы даже имя его забылось — выжить, только бы выжить.
Оставив на поле четыре сотни солдат убитыми и ранеными, — башкиров полегло вдвое больше, — подполковник Хохлов с большими трудностями пробрался в Солеварный городок, где и отсиживался до прихода казанских войск Аристова и Рыдаря.
Весело взирая на кулачный бой, толмач с удовольствием пояснял, что лупцуют друг друга попы безместные, попы-наймиты — то есть те, которые не имеют прихода.
И в моей жизни случались бдения на Масличной горе: нередко приход ночи заставал меня в сумеречном свете безысходных колебаний.
Потом они снова встретились далеко от родины, на польской земле, где Беме был пастором протестантского прихода, а Адлер основал небольшую ткацкую фабрику.
Этот порт служил берберам тысячу лет до прихода португальцев, и по меньшей мере столько же лет пользовались им до берберов финикийцы, ведь они ходили мимо этих берегов к своему форпосту на островке около Могадора, где археологи по сей день раскапывают финикийские изделия.
При появлении фараона жрец воскурил благовония, один из придворных доложил о приходе наследника, который вскоре вошел и низко поклонился отцу.
Источник: библиотека Максима Мошкова
— Что такое церковный приход и чем он отличается от храма?
— Часто слова «храм» и «приход» используются как синонимы, но между ними есть разница, и большая. Храм — просто здание, а приход — это община, люди, которые приходят в храм. Они так и называются — прихожане. В Евангелии Христос произносит: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть люди приходят в храм на богослужение во имя Христово, чтобы пообщаться с Богом и друг с другом.
В первые три века существования христианства по объективным причинам храмов не существовало — ведь до 313 года христианство в Римской империи было запрещено. Верующие собирались на богослужения в частных домах. После 313 года христиане начали использовать для служб бывшие языческие храмы и базилики, их переоборудовали и освящали. Таким образом, постепенно возникло понятие прихода. Строго говоря, приход — это форма самоорганизации церковной жизни, первичная структура Церкви. Можно привести такую параллель: Библия говорит, что Церковь — это мистическое Тело Христа. Так вот приход — это клеточка большого церковного Тела.
— Прихожанин — это только тот, кто постоянно ходит в храм?
— Прежде всего, человеку нужно осознавать свою причастность к Вселенской Церкви именно через эту общность. Объективно такая причастность осуществляется на богослужении, в Таинстве Евхаристии, где происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Принимая Святые Дары, все люди, которые собрались в этом месте, соединяются со Христом, и через Него — со всей Вселенской Церковью. Вообще, быть христианином — значит участвовать в Таинстве Евхаристии.
Но приходская жизнь отнюдь не сводится только к богослужению, или, лучше сказать, ни в коем случае не должна сводиться к этому. Жизнь прихода — это все, что происходит внутри данной общины.
— В том числе и так называемая внебогослужебная жизнь?
— Во-первых, это миссионерская деятельность — церковное воспитание и образование новых членов общины. Во-вторых, благотворительность: попечение о вдовах, сиротах, больных, стариках, инвалидах. На самом деле всю внебогослужебную приходскую жизнь можно уложить в эти две формы: миссия и благотворительность.
Можно хоть каждый день приходить в храм, молиться и даже участвовать в Таинствах, но при этом оставаться равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине. Вряд ли такого человека можно назвать членом прихода, общины. Член общины — это тот, кто осознает жизнь общины как общее дело, то есть как Литургию. Обычно Литургия воспринимается, как часть богослужебного круга. Это неверно. Литургия — это полнота всего церковного служения: и богослужебного, и миссионерского, и благотворительного.
— Вы настоятель нескольких приходов. Расскажите об их жизни.
— Жизнь этих приходов как раз и иллюстрирует то, что приход — не что-то отдельное, самодостаточное. Приход связан со всей Церковью. Есть один настоятель, а священники храмов служат во всех приходах по очереди. Несмотря на то, что в каждом храме есть свой «костяк» активных прихожан, у нас имеется общий центр, и он руководит жизнью всех храмов. Фактически, это одна община.
Что касается богослужения, то это регулярная утренняя и вечерняя службы во всех храмах, обязательная живая проповедь после службы, несколько церковных хоров, составленных из прихожан, певческая школа, небольшая семинария, откуда вышли уже двадцать пять священнослужителей. Для желающих принять крещение у нас существуют курсы, где кратко обучают основам христианской веры.
Теперь о миссии. Это две еженедельные радиопрограммы, сайт в интернете, самая крупная русскоязычная православная интернет-библиотека, регулярная телевизионная программа, издательство, сеть магазинов, распространяющих духовную литературу, ежемесячная пятидесятиполосная газета, воскресная школа, гимназия.
Если говорить о благотворительности, то это два детских дома, патронажная служба по уходу за одинокими стариками, сестричество — то есть сестры милосердия, которые помогают больным в 50-й городской больнице, фонд помощи многодетным семьям и сиротам. Все служение осуществляют сами прихожане.
— Есть весьма распространенное мнение, что место активной деятельности верующего человека должно ограничиваться территорией храма. За забором начинается светское государство, где не должно быть места для церковной благотворительности, а тем более миссионерства. Как Вы относитесь к такому мнению?
— Ограничить миссионерство и благотворительность стенами храма и свести церковную жизнь только к богослужению — это то же самое, что запретить есть хлеб везде, кроме булочной. Это с определенной долей успеха осуществлялось при советской власти. Целью большевиков было вытравить у людей веру. Для этого нужно было загнать Церковь в гетто, свести всю приходскую жизнь к богослужению. Строго контролировалось даже содержание проповедей. Талантливых проповедников удаляли из центральных храмов, отправляли на служение в глухие деревни. По сути, проводилась «селекционная работа» по отношению к духовенству. Священник должен был быть молчалив, необразован, постоянно спешить домой, а еще лучше, если бы он выпивал и совершенно не интересовался пастырской деятельностью, не говоря уже о каких-то инициативах прихожан. Как раз в те годы возникли такие дикие и неприемлемые для Церкви практики, как, например, общая исповедь, когда священник с амвона произносит названия грехов, а прихожане автоматически «каются»: «Да, грешны в этом». Возникла грубость по отношению к людям, которые только-только вошли в храм. Отдельные пастыри реально занимались людьми, но таких были единицы.
Когда сегодня некоторые люди утверждают, что «место попов в храме» — это напоминает ту же большевистскую логику. Таким людям можно напомнить слова любимого ими атеиста Вольтера: «Я не согласен с вашими мыслями, но я готов умереть за ваше право их исповедовать».
Человек сегодня, слава Богу, может придерживаться какого угодно мнения, Россия за это долго боролась. Все, что делает христианин, естественным образом является продолжением его веры. Например, существует православный сайт. Он никому ничего не навязывает. Но если человеку необходимо, он может туда зайти и задать интересующий его вопрос, увидеть церковный взгляд на жизнь, получить нужную информацию. Тем более Конституция России разрешает любому объединению людей излагать свои взгляды, если они не противоречат закону.
Исповедовать свою веру — значит рассказывать о ней, прославлять Бога в самом себе, своими делами. Прежде всего это делается, конечно, на богослужении. Но прославлять Бога можно молча, без всяких громких слов, ухаживая за одинокими стариками или детьми-сиротами.
— Мы в редакции нередко получаем письма, где люди рассказывают, как они, их родственники или друзья — уходят из Православной Церкви в разные секты и протестантские общины, потому что не находят себе места в Церкви. Православные приходы не могут удовлетворить их жажду активности, сводя всю христианскую жизнь только к богослужению. Как Вы думаете, существует ли реально такая проблема?
— Безусловно, такая проблема есть. Это тоже — наследие советских времен, когда любая активность верующих вне храма была запрещена. Поэтому, к сожалению, основная часть православного духовенства, выросшая при большевистской власти, непривычна к такой деятельности. Служение многих священников направлено только на реализацию богослужебной деятельности. Литургия, Евхаристия — это действительно сердце жизни прихода. Понятно, что сердце — самый главный орган, без него жить нельзя. Но ведь организм не сводится только к сердечной деятельности, нужны и другие органы.
Но и Церковь — это живой организм, тело Христово. У него, помимо сердца, должны существовать и голова, и печень, и руки, и ноги… Если священник не проповедует — значит, у общины нет языка, если не помогает ближним — значит, у нее нет рук, если нет обучения основам веры — значит, отсутствует голова. Церковный приход, община — это полнота. Если там чего-то нет, это инвалид — «человек с ограниченными возможностями». В двадцатые годы прошлого века все приходы превратились в таких инвалидов. Пятнадцать лет назад пришлось начинать практически с нуля, восстанавливая, «пришивая» отрубленные органы.
— Есть ли разница между дореволюционными и современными приходами, кроме той, что тогда храмы строили, а сейчас восстанавливают?
— Безусловно. Во-первых, каждый священник до революции был государственным чиновником. С одной стороны, государство защищало Церковь — например, от святотатства. За кражу иконы давали гораздо больше лет каторги, чем за украденный саквояж. Сегодня этого нет. Государство не отличает простое воровство от святотатства — ограбление храма. Если сегодня украдут из храма икону, то первым делом милиция спросит, сколько стоит икона.
Но с другой стороны, до 1917 года государство постоянно вмешивалось в церковную жизнь, регламентировало ее. Сейчас Церковь и ее приходы имеют реальную свободу. Это небывалое в истории России явление. Полнота жизни Церкви зависит исключительно от нашей инициативы. А она, к сожалению, еще недостаточно развита. Святейший Патриарх постоянно призывает приходы проявлять активность. И сам он, несмотря на возраст, необычайно активен. В Православной Церкви столь активных людей, к сожалению, раз, два и обчелся. Патриарх реально является лидером возрождения внебогослужебной жизни приходов.
— Существуют ли какие-то обязанности прихода по отношению к своим прихожанам, и наоборот, обязанности прихожан по отношению к приходу?
— Конечно, все это прописано в уставе прихода. Настоятель вместе с группой людей из двенадцати человек — приходским советом должен организовать жизнь прихода — богослужебную, миссионерскую и благотворительную. Что же касается обязанностей прихожан, они носят исключительно неформальный характер — будь то сбор средств на содержание храма или миссионерская и благотворительная деятельность.
— Можно ли сказать, что участвующий в жизни прихода человек является настоящим христианином?
— Чтобы быть христианином, нужно исполнять евангельские заповеди. Ведь социальную деятельность может вести кто угодно. Когда я был в Америке, то наблюдал такую форму социального служения. Многие католические и протестантские храмы после богослужения превращают храмы в столовые, собирают бездомных и бесплатно их кормят. В этом служении могут принимать участие кто угодно: иудеи, мусульмане, буддисты, атеисты… То есть просто добрые люди, которые хотят себя реализовать, но никак не относящиеся к христианству. Это замечательно. Но христианином может называться только человек, который исполняет евангельские заповеди, регулярно участвует в Евхаристии и старается жить так, как жил Христос. Христианин должен заниматься миссионерской деятельностью. При этом не обязательно выходить на улицы с плакатами. Просто там, где ты живешь, живи не так, как все: не пей, не занимайся развратом, не ругайся с людьми…
— Общины — активные люди есть и в при синагогах, и при мечетях. Можно ли назвать эти общины приходами, храмы — церквами, а настоятелей — священниками?
— И у мусульман, и у иудеев есть люди, которые оставили мирскую жизнь и занимаются исключительно делами общины. Условно можно назвать эти общины церковью в первоначальном значении этого слова, ведь греческое eclessia (собрание) означает именно какое-то сообщество людей. Но христианство называет Церковью собрание людей, которые объединены любовью ко Христу, Таинствами, верой, что Христос — это Мессия, Спаситель. С условностью можно назвать глав и синагог, и мечетей священниками. Но христианский священник отличается от них тем, что не он приносит жертву Богу, а Бог приносит жертву за людей — приносит на Кресте. На Литургии мы только приобщаемся этой Жертве.