Клемешов Алексей Станиславович, старший преподаватель, доцент, кандидат исторических наук
Духовная жизнь и менталитет феодального общества Западной Европы отличались глубокой религиозностью. Католическая церковь являлась могущественным феодальным институтом. Христианство и деятели католической церкви сыграли важную роль в передаче традиций античной цивилизации, в развитии обществознания, науки. Христианская мораль и этика внедряла в общественное сознание нравственные ценности, служившие основой общечеловеческой культуры и европейской цивилизации. При изучении истории Средних веков чрезвычайно важно подчеркнуть позитивную роль христианства и католической церкви, просветительскую деятельность духовенства, социальную функцию защиты обездоленных, политических институтов, в оформлении семейно-брачных отношений и преодолении пережитков обычного права, кровной мести и произвола. История католицизма столь же противоречива, как и вся эпоха средневековья. Христианство в Западной Европе утверждалось путем жесточайшего насилия над личностью. Беспощадная борьба с языческим культом и ересями сопровождалась истреблением десятков и сотен тысяч людей, видевших иное толкование Священного Писания. Христианский фанатизм достиг своего апогея в эпоху инквизиции. Гуманистическая идеология, соборное движение, а затем и Реформация привели к существенным изменениям в религиозной идеологии и организации религиозных общин. В курсе рассматриваются все этапы эволюции Римской церкви на протяжении целого тысячелетия (с VI по XVI вв.). Её история представлена в тесной связи с историей феодального общества и особенностями идеологии средневековой Европы.
В плане изучения учебного материала по тематике лекций планируется проведение семинарских занятий и контрольной работы.
Тема: Христианизация народов Европы и Римская церковь в VI – VIII вв.
Основные формы христианства в Западной Европе: католичество, несторианство, арианство. Народные языческие верования в эпоху раннего средневековья. Распространение христианства в варварских королевствах. Религиозная политика королевской власти. Влияние католической церкви на нравственное и эмоциональное поведение. Пути достижения высокой святости: исцеление прокаженных и слепых знамением и молитвой, благочестие, милосердие, целомудрие, забота о постройке церквей. Скромность и смирение как нормы христианской этики. Христианская церковь в Ирландии как центр миссионерской деятельности.
Тема: Христианский идеал самоотречения и первые монашеские братства в Западной Европе V – VIII вв.
Религиозно-философский идеал монашества. Восточное отшельничество как форма самоотречения и аскезы. Социальные и евангелические мотивы отказа от мирской жизни. Виды полного самоотречения: чрезмерное воздержание от источников реальной жизни (от пищи, сна, одежды), телесное самоистязание, затворничество. Особенности монастырских общин в Ирландии. Деятельность св. Мартина (316–397 гг.) в Галлии. Разрушение языческих святилищ, строительство церквей и основание монастырей в Пуатье и Мормутье. Первые уставы для монастырей: в Марселе (св. Кассиан – V в.), в Монте-Кассино (св. Бенедикт – VI в.). Женские монастыри в Галлии («Церковная история» Григория Турского – IX, 33, 43; X, 12, 15, 16). Первые монастыри в Италии: Боббио, Нонантула, Монте-Кассино, Виварий Флавия Кассиодора (490-585 гг.). Основные аспекты деятельности монахов, обращение в христианскую веру язычников, участие во внутренней колонизации, интеллектуальные занятия. Монастыри как центры образования, книжной культуры и христианской учености. Формирование монашеского братства на основе принципов строгой дисциплины, общей собственности, совместного труда. Правила монастырской жизни, распорядок дня. Избрание аббата и его функции. Конструктивная роль монашества в эпоху раннего средневековья.
Тема: Христианизация Европы в IX — XI вв.
Расширение сферы влияния католической церкви. Политические последствия христианизации народов Европы. Укрепление авторитета Римской церкви. Церковная политика Карла Великого. Создание системы христианского воспитания и образования. Теологи IX в. (Алкуин, Агобард Лионский, Валафрид Страбон, Рабан Мавр) и их роль в формировании средневековой схоластики. Церковь и феодальные войны. Политические предпосылки движения за «мир». Католическая доктрина «справедливой», позже «Священной» войны. Значение католических канонов о войне в формировании рыцарской идеологии. Религиозная нравственность и феодальный быт. Влияние церковной идеологии на воспитание, образование, мораль, нравы и обычаи эпохи.
Тема: Кризис Римской церкви и предпосылки ее реформирования ( X – XI вв.). Клюнийское движение
Духовный кризис и обмирщение церкви. Продажа церковных должностей. Феодализация католической церкви. Рост церковно-монастырского землевладения. Подъём монастырской интеллектуальной культуры в X–XI вв. и усиление идеологического влияния монастырей. Рост престижа монастырей в общественно-политической жизни. Научная и просветительская деятельность монахов, ученых теологов и педагогов. Идеи нравственного очищения церкви и обновления церковной жизни. Деятельность Бенедикта Анианского (IX в.) по усилению дисциплины монастырской жизни и укреплению власти аббата. Введение в монастырях устава св. Бенедикта. Роль бенедиктинцев и цистерцианцев в реформаторском движении X–XI вв. Задачи реформирования. Монастырская реформа в Англии (966 г.), её идейная и политическая направленность. Орден Клюни – «душа средневековья» (Д. Ботти). Основание монастыря (910 г.). Клюнийская конгрегация монастырей. Постановления соборов о введении целибата и запрете симонии. Итоги Клюнийской реформы. Укрепление организационных основ Римской церкви. Поднятие авторитета папской власти. Упорядочение церковного культа. Утверждение догматов католической церкви. Развитие католической церкви в могущественный феодальный институт. Признание права церкви на взимание «десятины» и платы за совершение обрядов. Политическая зависимость европейских государств от Римского престола. Развитие реформы в XII в.
Тема: Духовно-рыцарские ордена в XII — XV вв.
Роль папства в организации военной защиты интересов католической церкви. Предпосылки возникновения монашеских братств рыцарей-воинов. Принятие четырех монашеских обедов: безбрачие, бедность, послушание, военная функция защиты католической веры. Иерусалимский орден – «Орден защитников Гроба Господня» (1114 г.). Символика ордена, посвященная Иисусу Христу и пилигриму. Объединение с орденом Госпитальеров (конец XV – папа Иннокентий VIII). Орден Храма («Тайное рыцарство Христово») – 1118 г. Феодальная элита Франции в составе братства. Св. Бернард о секретной миссии Ордена Храма. «Великая Хартия» Ордена Храма (1139 г.): покровительство и опека папы, освобождение от десятины. Папская булла 1162 г. о привилегиях тамплиеров, освобождение от юрисдикции местных епископов, право отпущения грехов и получения десятины как милостыни. Устав Ордена Храма. Структура и управление. Военно-политическая, дипломатическая и финансовая деятельность Ордена Храма. Причины конфликта ордена с французским королем Филиппом IV. Инквизиционный процесс 1307–1312 гг. Роспуск ордена папой (1312 г.). Казнь Великого Магистра. Первый госпиталь для паломников в Иерусалиме (1071 г.) и «Религиозное братство» для оказания помощи больным и бедным (1099 г.). «Орден всадников госпиталя Св. Иоанна Иерусалимского» (1113 г.). Объединение рыцарей-госпитальеров в монашескую общину (1128 г.). Благотворительная деятельность ордена: забота о пилигримах, помощь больным и увечным крестоносцам, защита их от сарацин. Военно-политическая функция рыцарей-госпитальеров в период крестовых войн. Структура Ордена Госпитальеров. Преобразование Ордена Госпитальеров в Орден рыцарей Родоса (1310 г.) и в Мальтийский орден Св. Иоанна Иерусалимского (нач. XVI в.) с функцией защиты христиан от воинов Турецкого султана. Духовно-рыцарские ордена и Реконкиста в Испании. Основание Тевтонского ордена (1198 г.) и перенесение военной деятельности «Братьев Немецкого Дома» в Прибалтику (1206 г.). «Ледяные крестовые походы» с целью христианизации пруссов, народов Ливонии, подчинения русских католической церкви. Тевтонские рыцари как носители идеи национального превосходства. Значение деятельности Тевтонского ордена. Упадок и крах Тевтонского ордена (с нач. XV в.). Принятие Великим магистром Альбертом Брандербургским протестантства (1525 г.).
Тема: Монашеское и евангелическое движение ( XII – XV вв.)
Монашеский аскетизм как часть религиозного мировоззрения. Христианская идея спасения через освобождение души от плоти и земных страстей. Внедрение аскетизма в сознание народа учеными-теологами и проповедниками (служителями церкви, монахами). Идеологи аскезы. Цель аскезы: стремление к спасению. Формы аскезы: молитвы, посты, ношение вериг и власяниц, строгий монастырский устав (полный уход от мира), добровольное заточение в замурованных кельях, самобичевание, ночные бдения, отказ от пищи и одежды. Содержание: подражание Христу до повторения его страданий, возвращение к Богу через умерщвление плоти. Понятие «смертный грех» в средневековой теологии. Семь основных пороков в формулировке Григория I Великого. С XIII в. «saligia» – порядок главных грехов: гордыня (с тщеславием) – superbia, жадность – avaritia, сладострастие – luxuria, гнев – ira, чревоугодие – gula, зависть – invidia, печаль – acedia. Виды церковного наказания: анафема, интердикт. Почитание подвижников в народе, канонизация церковью. Образование монашеских орденов и конгрегаций в XII–XIV вв. Отшельничество и паломничество как пути к достижению спасения, способы очищения от греховной плоти. Цистерцианский орден. Деятельность цистерцианцев: занятия физическим трудом, сельским хозяйством. Участие во внутренней колонизации в Европе. Занятия наукой и священными искусствами. Цистерцианские монахи, аббаты – видные представители теологии: Бернард Клевросский (XII в.), Иоахим Флорский (XIII в.). Орден кармелитов (1156 г.). Орден Св. Франциска. Францисканское движение. Биография Франциска из Ассизи (1207–1290 г.). Проповедь абсолютной бедности и смирения ради верности «нищему Христу». Устав ордена Св. Франциска. Иерархия Францисканского ордена. Деятельность францисканцев: проповеди официального учения католической церкви, совершение таинств на дорогах паломничества. Орден Св. Доминика. Основание ордена в 1215 г. испанским монахом Домиником де Гузман. Устав 1216 г., утвержденный папой. Функции ордена: подготовка теологов для борьбы с ересями, инквизиция (1232 г.). Монастыри – интеллектуальные центры Западной Европы. Евангелическое движение в XII–XIV вв.. Социальные предпосылки обращения к евангелическим принципам раннего христианства. Главные события евангелического движения. Популярность христианской концепции строгой евангелической жизни. Популярное богословие и народная культура. Проблема религиозного и социального поведения паствы. Народная религиозность. Особенности религиозной психологии. Народные религиозные течения в христианстве. Ереси. Социальная и антиклерикальная направленность средневековых ересей XI–XV вв..
Тема: Церковь, власть и общество в XII – нач. XIV вв.
Идеологическое, политическое и экономическое могущество католической церкви. Духовенство в сословной структуре феодального общества. Идеологическое влияние церкви на воспитание, образование, культуру и общественную мораль. Защита и обоснование справедливости феодального общественного порядка. Роль католической церкви в сохранении античного культурного наследия (философия, право, литература). Церковь в центре общественных противоречий. Ослабление политического влияния папства в XIV в. Особенности положения национальной католической церкви в странах Западной Европы. Развитие независимых централизованных государств. Борьба европейских монархов за расширение своего суверенитета. Нарастание социальной напряженности в феодальном обществе. Предпосылки Великой схизмы XV в. Усиление церкви, как феодального института.
Тема: Демонология, ведовство и роль инквизиции в «охоте на ведьм
Теологическое толкование образа Антихриста и дьявола. Богословская сущность демонологии. Христианские писатели о злодеяниях дьявола и демонской рати. Учение об инкубах и суккубах. Бытовое двоеверие. Колдовство, знахарство, гадания, предсказания, толкование снов. Богословская трактовка магической практики – «служение дьяволу». Демонологические легенды Средневековья. Церковь в борьбе с магией, колдовством и ведовством. Постановления соборов о наказании колдунов. Теологические трактаты и сочинения инквизиторов XII–XIV вв. Руководства по ведению ведовских процессов. Деятельность инквизиции по сыску и наказанию еретиков и «служителей дьявола». Особенности инквизиционного процесса и работы инквизиционного трибунала. Роль доминиканцев в защите святой веры. Ведовские процессы в XV–XVI вв. Итоги деятельности инквизиции и ее устранение в XVI в. Сохранение методов инквизиционного судопроизводства в светских судах по делам ведовства.
Тема: Реформация и Контрреформация в Европе в XVI в.
Особенности исторического развития стран Западной Европы в XVI веке. Образование крупных национальных государств. Развитие абсолютизма. Генезис капитализма и его влияние на феодальные институты. Социально-политические предпосылки Реформации. Возвышение буржуазии. Усиление социальных контрастов. Экспроприация крестьянства и пауперизация населения. Экономическая, политическая и культурная роль буржуазии. Идеологическая подготовка Реформации. Развитие наук и общественной мысли. Значение книгопечатания (с середины XV в.) для развития светского образования и установления международных контактов в сфере интеллектуальной культуры. Критика гуманистами папской теократической доктрины и нравственного состояния духовенства. Идейные истоки Реформации. Антикатолическая, антифеодальная направленность общественного движения в XVI веке. Реформация как форма утверждения буржуазной идеологии в религиозной сфере. Обострение классовых конфликтов и народное крестьянско-плебейское понимание Реформации. Объединение усилий европейских монархов для защиты католицизма. Рим – организаторский центр борьбы с протестантизмом. Римская церковь в борьбе за сохранение своего влияния и упрочение позиций католицизма. Поддержка католических кругов феодальной знати. Утверждение абсолютистских режимов, опиравшихся на централизаторскую силу католической церкви. Созыв XIX вселенского собора в Триденте (1545 г.), усиление репрессивных мер и инквизиционной деятельности в Риме. Роль собора в укреплении позиций католицизма. Организация ордена иезуитов для защиты католической церкви. Устав ордена «воинов Христовых» – «Духовные упражнения». Принципы организации. Управление орденом. Деятельность ордена иезуитов. Значение деятельности иезуитов в укреплении идеологического влияния католической церкви. Заключение. Раскол западного христианства. Усиление значения национальных церквей. Ослабление влияния папства на международной арене. Секуляризация общественного сознания.
1. Абеляр. История моих бедствий. – М., 1959.
2. Августин Аврелий. Творения. – СПб., Киев, 1998.
3. Антипапское движение в Риме в XII–XIII веках. Документы. Вопросы истории религии и атеизма. 1962. Вып. 10.
4. Бубнов Н. М. Сборник писем Герберта. Тт. 1–3. 1890.
5. Гельмольд. Славянская хроника. – М., 1963.
6. Григорий Турский. История франков. – М., 1987.
7. Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. – Б.В.Л., 1967.
8. Документы о взаимоотношениях папской курии с Великим киевским князем Изяславом Всеволодовичем и польским князем Болеславом II Смелым // Вестник Московского университета. История. 1975, № 5.
9. Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М., 1973 (Фома Аквинский. Должно ли включать напевы в богослужение?).
11. Историки эпохи Каролингов.– М., 1999.
12. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. – М., 1963.
13. Итальянский гуманизм эпохи возрождения. Ч. II. – Изд. Саратовского университета. 1988.
14. Каноны или книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отцов. – М., 2000.
15. Легенда о докторе Фаусте. – М., 1978.
16. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.
17. Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994.
18. Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма Т. Мюнцера. СВ. № 52. – М., 1989.
19. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв. – М., 1970.
20. Памятники средневековой латинской литературы X–XI вв. – М., 1972.
21. Папские тексты отпущения грехов // Вопросы истории религии и атеизма. 1954. Вып. 4.
22. Подвижники: избранные жизнеописания и труды. – Самара. 1998.
23. Послания магистра Иоанна Гуса. – М., 1903.
24. Рихер Реймсский. История. – М., 1998.
25. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – МГУ, 1985.
26. Сугер из Сен-Дени. Книжечка об освящении церкви Св. Дионисия. // Идеи эстетического воспитания. Т. I. – М., 1973.
27. Ульрих Страсбургский. Сумма о благе. История Эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. I. – М, 1962, стр. 291–301.
28. Ульрих фон Гуттен. Диалоги. Публицистика. Письма. – М., АН СССР, 1959.
29. Фома Кемпийский. О подражании Христу // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.
30. «Цветочки» Св. Франциска Ассизского. – М., 1990; М., 2000.
31. Шпренгер Я., Инсисторис Г. «Молот ведьм». – М., 1990.
32. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. – М., 1969.
33. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1987.
Литература
1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М., 1976.
2. Бедуелл Г. История церкви / Пер. с франц. К.Н. Корсакова. – М., 1996.
3. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. Тт. 1–2. – СПб., 1900.
4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – Одесса, 1919.
5. Бицилли П.М. Очерки итальянской жизни XIII в. – Одесса, 1916.
6. Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.
7. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1966.
8. Безескул В.П. Папство и Арнольд Брешианский. – Харьков, 1884.
9. Безескул В.П. К истории папства в XI столетии. – СПб, 1911.
10. Веселовский А.Н. Где сложилась легенда о Святом Граале? – СПб., 1900.
11. Вильфиус А.Г. Вальденское движение и развитие религиозного индивидуализма. – М., 1916.
12. Вильфиус А.Г Характер и состав ранних вальденских общин. – М., 1914.
13. Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. – М., 1984.
14. Вязигин А.С. Очерки из истории папства в XI столетии. – СПб., 1911.
15. Вязигин А.С. Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность. – СПб., 1891.
16. Гейсер. История Реформации. – М., 1892.
17. Генкинг М. Дьявол. – М., 1930.
18. Гергей Е. История папства (XII–XX вв.). – М., 1996.
19. Герье В.И. Западное монашество и папство. – М., 1913.
20. Герье В.И. Расцвет западной теократии. – М., 1916.
21. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М., 1972.
22. Гревс И.М. Новый труд по религиозной истории средневековой Италии в русской научной литературе. – СПб., 1913.
23. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. Тт. 1–5. – СПб., 1903–1907.
24. Григулевич Р.И. Инквизиция. – М., 1985.
25. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
26. Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. – М., 1967.
27. Дашкевич Н.П. Сказание о святом Граале // Из истории средневекового романтизма. – К., 1877.
28. Демонология эпохи Возрождения. – М., 1995.
29. Добиаш-Рождественская О.А. Западные паломничества в Средние века. – Пг. 1924.
30. Добиаш-Ррождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.
31. Добиаш-Рождественская О.А. Культ Св. Михаила в латинском средневековье. V–XIII вв. – Пг., 1917.
32. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. – М., 1991.
33. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. – М., 1977.
34. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.
35. Заборов М.А. Крестовые походы. – М., 1956.
36. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. – М., 1960.
37. Кантарович. Средневековые процессы против ведьм. 1899.
38. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII вв., преимущественно в Италии. – Пг., 1915.
39. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII вв. – СПб., 1912.
40. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. – М., 1994.
41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. – М., 1992.
42. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.
43. Клячин В.П. Политические собрания и политическая организация кальвинистов во Франции XVI в. – Киев, 1888.
44. Керов В.Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века. – М., 1992.
45. Ковальский Ян Веруш. Папы и папство. – М., 1991.
46. Колдуньи и ведьмы. – М., 1996.
47. Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. – СПб., 1901.
48. Котляревский С.А. Францисканский орден и римская курия в XIII–XIV вв. – М., 1901.
49. Кузнецов Е.В. Движение лоллардов в Англии (к. XIV–XV вв.). – Горький, 1968.
50. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – М., 1981.
51. Куртц И.Г. Очерк церковной истории. – СПб., 1868.
52. Ланфрэ П. Политическая история папства. – СПб., 1870.
53. Лебедев А.П. Из истории нравственного состояния духовенства от II до VIII в. 1903.
54. Лекки Г. История возникновения и влияния рационализма в Европе. Т.1. 1871.
55. Леман. Иллюстрированная история суеверий и волшебств. 1901.
56. Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. Тт. 1–2. – СПб., 1911–1912.
57. Лозинский С.Г. История папства. – М., 1986.
58. Лортц Йозеф. История церкви. Т. 1. Древность и Средние века. – М., 1999; Т. 2. – М., 2000.
59. Лучицкий И.В. Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи. – СПб., 1870.
60. Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. – Киев, 1871.
61. Лучицкий И.В. Католическая лига и кальвинисты во Франции. 1877.
62. Малицкий. Борьба галльской церкви против пап за независимость.
63. Маркин С. Знакомство с Эразмом. – М., 1971.
64. Мельвиль Марион. История ордена тамплиеров. – СПб., 2000.
65. Мень А. История христианства. Т. 2. – М., 1992.
66. Мирошкин Н. Древняя британская церковь. ЖМН Пр. № 163, 1872.
67. Мишле Ж. Ведьма. – М., 1997.
68. Осиновский И.Н. Томас Мор. – М., 1985.
69. Осиновский И.Н. Томас Мор – утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. – М., 1978.
70. Осокин Н.А. История альбигойцев до смерти папы Иннокентия III. – Казань, 1872.
71. Осокин Н.А. История альбигойцев и их времени. – Казань, 1869–1872.
72. Осокин Н.А. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. – Козлов, 1872.
73. Парнов Е. Трон Люцифера. – М., 1991.
74. Перну Р., Клэн М-В. Жанна д`Арк. 1992.
75. Перцев В.Н. Католическая церковь и новая культура XIII–XV вв. – Минск, 1938.
76. Плешкова С.Л. Французская монархия и церковь (XV – сер. XVI вв.). – М., 1992.
77. Поснов М.Э. История христианской церкви. – Брюссель, 1964.
78. Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550–1603). – Казань, 1894.
79. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X–XV вв. – М.-Л., 1959.
80. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М., 1988.
81. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. – М., 1998.
82. Савин А.Н. Английская секуляризация. – М., 1906.
83. Савин А.Н. Религиоозная история Европы эпохи Реформации. – М., 1914.
84. Самаркин В.В. Восстание Дольчино. – М., 1971.
85. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. – М., 1953.
86. Сказкин С.Д. Исторические условия восстания Дольчино. – М., 1955.
87. Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. – М., 1973.
88. Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. – М., 1981.
89. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера. – М., 1955.
90. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. – М, 1906.
91. Сумцов Н. Очерк истории колдовства. 1878.
92. Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 2000.
93. Тардже Дж. Мир паломничества. – М., 1998.
94. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1957.
95. Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV–XVI вв. – СПб, 1909.
96. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. – М., 1989.
97. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. – Алетейя, 2001.
98. Фергюсон Д. Христианский символизм. – М., 1998.
99. Флори Жан. Идеология меча. – СПб., 1999.
100. Хейзинга Йохан. Осень Средневековья. – М., 1995.
101. Херманн Х. Савонаролла: еретик из Сан-Марко.– М., 1982.
102. Хьюз Р. Небеса и ад. – М., 1998.
103. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. – М., 1972.
104. Штекли А. Томас Мюнцер. – М., 1961.
105. Эразм Роттердамский и его время. – М., 1989.
Примерная тематика рефератов к курсу:
1. Бенедикт и его устав.
2. Немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский.
3. Поэма Вернера Садовника «Майер Гельмбрехт» – как отражение корпоративного сознания средневекового человека.
4. Традиции и верования древних германцев.
5. Тамплиеры. Суть конфликта с королевской властью.
6. Восприятие средневековым человеком жизни земной и загробной.
7. Св. Колумбан и его устав.
8. Основные пути христианизации германских народов в IV–IX вв.
9. Монашество в Западной Европе X–XI вв.
10. Церковь и образование в раннее средневековье.
11. Иоанн Кассиан и монашеское воспитание на Востоке и Западе.
12. Рыцарское воспитание.
13. Городские школы, схоластика и университет в средние века.
14. Выступление М. Лютера против римской курии. «95 тезисов против индульгенций».
15. Учение и деятельность Жана Кальвина.
16. Орден иезуитов и его устав.
17. Елизавета Тюдор и англиканская реформация.
18. Государство и церковь глазами пуритан.
19. Эразм Роттердамский о схоластике, монашестве и церкви («Похвала глупости»).
20. Критика духовенства и папства Ульрихом фон Гуттеном.
21. Ульрих фон Гуттен о плане борьбы с засильем церкви.
22. Критика общественного строя Англии в «Утопии» Томаса Мора.
23. Общество будущего по «Городу Солнца» Томазо Кампанеллы.
24. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.
25. Этический идеал Гассенди и его отношение к религии.
26. Варфоломеевская ночь в мемуарах XVI в.
27. Мария Стюарт в политической борьбе эпохи Реформации.
28. Демонология и деятельность инквизиции в XV–XVI вв.
Контрольные вопросы по курсу:
1. Боги и верования германской языческой эпохи.
2. Основные пути проникновения христианства к германским народам.
3. Принятие христианства англосаксами и северными германцами – скандинавами.
4. Христианское миссионерство в VII–VIII вв.
5. Христианизация как одно из орудий внешней экспансии при Каролингах.
6. Принятие христианства франками в эпоху Меровингов.
7. Язычество и «народное христианство».
8. Государство и церковь раннего средневековья.
9. Возникновение аскетического движения.
10. Учение Оригена об истинном христианине.
11. Павел Фивский – «основатель и царь монашеской жизни».
12. Основные формы отшельничества.
13. Антоний Египетский.
14. Пахомий, его жизнь и деятельность.
15. Монастыри Василия Великого.
16. Распространение аскетического движения в Западной Европе.
17. Деятельность св. Мартина.
18. Первые попытки кодификации монастырских уставов (Устав Кассиена).
19. Процесс изменения первоначального монашества, его суть, институт новициата.
20. Попытки реформы монашества (мероприятия Карла Великого, монастырский капитулярий 817 года).
21. Понятие «церковь». Организационное строение католической церкви. Основные функции церкви в странах Западной Европы.
22. Церковь в системе феодальных отношений.
23. Место духовенства в сословной структуре общества.
24. Усиление могущества церкви в XI–XIII вв.
25. Католическая церковь и процесс политической централизации в странах Западной Европы.
26. Роль церкви в эпоху средневековья.
27. Процесс политической централизации и укрепление королевской власти в странах Западной Европы.
28. Городские школы: содержание образования и организация учебного процесса.
29. Содержание и формы обучения в средневековых высших школах.
30. Францисканцы и доминиканцы.
31. Универсальный характер средневековой проповеди.
32. Основополагающие акты Святой Инквизиции.
33. Инквизиционное судопроизводство.
34. Восприятие средневековым человеком жизни земной и загробной.
35. Клюнийское движение.
36. Что способствовало устойчивости народной магии.
37. Система сакраментов и сакраменталий.
38. Сакрально-магические ритуалы христианской церкви, их назначение и связь с язычеством.
39. Основные черты лютеровской церковно-реформационной программы. Возникновение лютеранской церкви.
40. Т. Мюнцер и его реформационная деятельность.
41. Складывание кальвинистской церкви.
42. Деятельность инквизиции в XVI веке.
43. Тридентский собор и его значение в укреплении католической церкви.
44. Религиозная и церковная политики испанского абсолютизма в конце XV– нач. XVII вв.
45. Складывание доктрины англиканства.
46. Реформация во Франции и причины религиозных войн.
47. «Молот ведьм».
48. Некоторые особенности социальной психологии населения Западной Европы в XVI в.
11 июля 2006 года члены Александро-Невского общества трезвости при соборе святой великомученицы Екатерины города Луги вновь отправились в поездку по святым местам лужского края. Православные лужане вот уже много лет отправляются в такие экспедиции с целью сбора краеведческих сведений и пополнения фотолетописи храмов и часовен в Лужском районе. Последняя поездка состоялась по северо-восточной части района в направлении Красные Горы — Осьмино — Рель.
Первая остановка на маршруте — деревня Красные Горы. Она располагается на дороге Луга — Осьмино, на берегу озера Красногорского. В конце XVI века здесь действовала деревянная церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского. С 1784 по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила взамен ветхой Дмитриевской церкви началось строительство новой деревянной церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», которая в полуразрушенном виде сохранилась до наших дней. Знаменская церковь возводилась на средства и попечением помещика Семена Скобельцына. Рядом с храмом стоит бывшая церковно-приходская школа, заново отстроенная в 1907 году, а ныне, как и храм, требующая восстановления.
25 мая 2004 года инициативной группой жителей близлежащих деревень в присутствии Благочинного Лужского округа протоиерея Николая Денисенко было проведено организационное собрание о создании православной общины и восстановлении православного прихода и храма. Летом 2004 года полуразрушенное здание храма поставили на новый фундамент, врезали балки под пол, залили новый фундамент под колокольню. В 2005 году прихожане помогли с материалом для постройки восьмерика. К осени того же года возвели восьмерик и шатер под купол. Весной 2006 год началось восстановление колокольни. До нашего времени сохранился и используется приходом дом священника.
Для полного восстановления церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение» еще потребуется немало материальных затрат. Испытывая нехватку денежных средств, прихожане красногорского храма обращаются ко всем православным христианам с призывом о помощи:
«Дорогие братья и сестры! Просим Вас оказать посильную (молитвенную или материальную) помощь в деле завершения строительства храма Пресвятой Богородицы «Знамение» в старинном селе Красные Горы, что находится под городом Луга Ленинградской области.
Спустя тысячу лет православные снова встречаются с необходимостью проповеди слова Христова подобно первым проповедникам Киевской Руси. Мы считаем, что ныне пришло время, когда воцерковляющаяся страна должна помочь деревне. Те времена, когда на Руси всем миром возводились величавые храмы, к сожалению, ушли, и ныне сельским жителям, позабытым и отчаявшимся, зачастую не имеющим духовной опоры, в одиночку не повторить подвиги предков…
Мы уверены — на каждом из нас лежит печать ответственности за будущее Православной веры и народной культуры. Быт и уклад сельской жизни православных христиан формировался в окрестностях Красных Гор сотнями лет. Оказывая помощь в восстановлении храма, мы надеемся на возрождение деревни и ее культуры. Вот почему решение об образовании Знаменского прихода, в котором вместе с местными жителями молились и трудились бы иные — лужане, петербуржцы, жители Ленинградской области, — было принято без сомнений. Мы просим, прежде всего, ваших молитв и сопереживания. И каждому, пожелавшему помочь нам в строительстве храма или же просто гостю, будем рады. Все ваши имена будут записаны в законную книгу памяти, а так же поминаться за Божественной Литургией. Спаси Вас Господи!»
Деревня Шаломино — следующая остановка на маршруте православных лужан. Здесь находится деревянная часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, возведенная в конце XIX — начале XX века. Часовня представляет собой наиболее простой вид храмовой постройки. Она имеет прямоугольный вид в плане, с террассой на входе и коньковой кровлей, увенченной посредине небольшим деревянным крестом.
Следующая по дороге в Осьмино — деревня Захонье, где находится старинная часовня во имя св. Флора и Лавра. Деревянную часовню с трех сторон огибает крытое гульбище или террасса с фигурными столбами. На двускатной кровле имеется цетырехскатная башенкас деревянным крестом.
Со второй половины XIX века в деревне Черенское (старое название — Черенско) стоит чаовня во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня представляет собой квадратный в плане сруб, окруженный с трех сторон галереей под общей двускатной кровлей. Лужский краевед А.В. Носков отмечает: «Изначально кровлю поддерживали 16 столбов, по углам образующие четкие пары. Ныне два столба (по одному на каждой из боковых сторон) утрачены. На галерею ведет высокое крыльцо из 4-х ступеней».
Далее по дороге на Осьмино, в деревне Медвежье, где когда-то стояли древние храмы, ныне с помощью местных жителей и благотворителя, доктора экономических наук Олега Петровича Литовка, возведена и обустроена часовня в честь св. Флора и Лавра. Она представляет собой квадратный в плане сруб с четырехскатной кровлей и небольшой луковкой увенчанной крестом.
В поселке Осьмино, одном из волостных центров Лужского района, предстает нерадостная картина разрушающегося храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, впервые возведенного здесь еще в XV веке. Первые письменные сведения об осьминской церкви относятся к 1498 году. «В Сумерском погосте <…> деревня Восьмина, а в ней церковь Егорий Велики». Деревня принадлежала небогатому помещнику Дмитрию Родионовичу Мякинину.
В 1675 году писцом Ф.В. Нащокиным и подьячим Василием Берестом было произведено храма во имя св. вмч. Георгия: «Село Осьмино на реке на Сабе, а в нем церковь страстотерпца Христова Георгия, древена, клецка, а в церкви Божия Милосердия образ местный Страстотерпца Христова Георгия, в деянии на окладе. Двери царские, сень и столпы писаны на краске, да в деисусе 10 образов, паникадило медное о шестнадцать перах у деисусе и в тябле <…> Да у церкви колокольня, на 8 столбах, верх шатровый, а на ней 2 колокола: один в 3 пуда, другой — в один с половиной… «. В конце XVII века храм полностью сгорел и был вновь отстроен в 1700-1709 годах.
Краевед А.В. Носков так описывает осьминский храм: «Первое, что обращало внимание при близком подходе к храму — это былинная мощь его бревенчатой кладки. Георгиевская церковь — единственная древняя деревянная постройка на территории района, уникальный памятник русской северной архитектуры. Особенно впечатляет алтарная часть храма, состоящая из трех пятигранных прирубов — аспид, похожих на крепостные бастионы. Сходство с крепостным зодчеством ощущалось в самом облике храма с его суровым величием, простыми четкими формами срубов в их первозданной монументальности, веющей от могучих венцов».
В 1747 году к храму пристроили придел в честь Пресвятой Троицы, а затем еще один — в честь святителя Николая Чудотворца. В конце XVIII века территория храма была обнесена оградой и рядом с ним возведена колокольня — восьмерик на четверике с шатровым завершением, что усиливало крепостной облик и мощь храма. В 1896 году Георгиевскую церковь в Осьмино основательно подновили. Под церковь подвели кирпичный фундамент, покрыли металлической кровлей, а колокольню украсили резьбой и соединили с храмом крытой остекленной галереей.
Храм св. вмч. Георгия Победоносца был закрыт в 1936 году, снесли главки на четверике и приделах, а храмовое имущество растащили. В 1954 году разобрали колокольню, а храм приспособили под клуб. И только в 1995 году поруганный и обезображенный храм возвратили верующим.
По дороге на Рель и Самро, в деревне Псоедь, стоит двухярусная деревянная часовня во имя святого великомученика Димитрия Солунского, выстроенная в середине XIX века. С трех сторон ее окружает галерея. Снаружи часовни проводятся ремонтные работы.
В деревне Залустежье находится достаточно большая часовня во имя Казанской иконы Божией Матери. Обшитая вагонкой и окрашенная краской, часовня выглядит весьма привлекательно.
Деревня Релка примечательна сохранившейся в ней красивой деревянной часовней во имя святой великомученицы Анастасии. Часовня, построенная во второй половине XIX века, представляет собой квадратный в длане сруб, обшитый вагонкой, с четырехскатной кровлей. Вход в часовню устроен в виде тамбура, фронтон которого отличается фигурной нишей с небольшой звонничкой наверху.
В деревне Рель на возвышенном месте, которое в древности называлось «релью» или «релкой», стоит в аварийном состоянии прекрасный каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца, выстроенный в 1870-1886 гг. по проекту архитектора И.Б. Слупского на месте деревянной церкви, существовавшей еще в XVI веке. Храм еще можно спасти от полного разрушения.
На холме, среди высоких елей, радует глаз деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца в деревне Зайдешино. Часовню построили в 2000 г. на месте сгоревшей в 1997 г. одноименной часовни, которая была сооружена еще в первой половине XIX века.
Северо-восточней Осьмино в деревне Луговской стоит каменная часовня из красного кирпича, сооруженная в 1915 году. Часовню отличает вход в виде ризалита, завершенного симметричной композицией закругленного фронтона с башенкой на нем в два ската.
Деревня Райково расположена в 6 километрах к северу от Осьмино. Здесь сохранилась деревянная часовня во имя Архангела Михаила постройки XIX века. Часовня имеет трехстороннюю галерею. Двухскатная кровля увенчана ярусом с шатровым переурытием на четыре ската, на котором ныне утрачен стоящий там ранее крест. Надо отметить, что площадка перед часовней регулярно приводится в порядок местными жителями, которые планируют собрать средства на значительный ремонт своей деревенской часовни.
Владимир Анатольевич ЦЫГАНКОВ,
ответственный секретарь отдела по противодействию
наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии,
руководитель Александро-Невского общества трезвости г. Луги
Каждое поколение христиан во свидетельство своей любви к Царице Небесной воздвигало множество храмов в честь Пресвятой Богородицы. Одним из таковых является храм Успения в селе Успенка Тюменского района, основанный на средства прихожан в 1878г.
В годы лихолетья храм закрыли, и лишь в 90-е годы ХХ века, пережив годы поругания и осквернения, храм был возвращен верующим, проведена кропотливая работа по реставрации, на средства благотворителей установлены колокола на колокольню, поднялись ввысь голубые купола с золотыми крестами, установлен новый иконостас.
Возрождаются не только стены, но и внутренняя духовная жизнь, с каждым днем увеличивается число прихожан, активно участвующих в жизни храма, за последние несколько лет число певчих церковно — приходского хора выросло до 15 человек.
Традиционным местом размещения хора является клирос — место, расположенное по обеим концам солеи (возвышение перед иконостасом). Хор размещается справа или слева по краям солеи, либо, как положено по Уставу, два хора размещаются с обеих сторон.
В нашем храме один хор, который расположен на клиросе справа .
Хору в храме отводится то или иное место не потому, что он там красиво смотрится или, наоборот, не виден. Важнее акустика: будут ли прихожане отчетливо слышать пение.
По словам архитекторов, на звучание в храме влияет внутренняя отделка: в храмах , где поверх штукатурки стены расписаны, создается неровная поверхность, а мелкая неровность стены под разными углами отражает звуковые волны, благодаря чему звук становится более богатым.
Также звучание хора зависит от расположения клироса относительно прихожан. Часто между клиросом и народом ставится выгородка — стенка, чаще всего с иконой (эта стенка нужна не только для того, чтобы скрыть певчих, но помогает не смешиваться прямым звуковым волнам с отраженными, что делает звучание церковных текстов четче).
В нашем храме стены гладко отштукатурены, нет росписи и фресок, поэтому звук не отражается, а поглощается, и закрытый клирос еще более ухудшил бы звучание хора. К тому же, число певчих с каждым днем увеличивается. На сегодняшний день их 15 человек.
Нас, конечно, это очень радует. Но у солеи стоять стало тесно, нет возможности расположить певчих по партиям и выделить рабочее место для регента, что также ухудшает звучание хора.
Иногда хор ставят у западной стены храма на возвышении, тогда звук идет поверх голов, не встречая отраженного звука и не смешиваясь с ним. Но в нашем случае этот вариант тоже не подходит, т.к. у западной стены справа находится крестильня. Слева располагаются лавочки, на которых во время богослужения сидят немощные старушки.
Поэтому, учитывая архитектурные особенности нашего храма, особенности отделки и внутреннего устройства, решили построить клиросный балкон. В этом случае звук будет идти поверх голов, т. е будет меньше поглощаться, будет ближе к куполу, что тоже для нас очень важно, т.к. купол сферифеской формы помогает отражать звук, пение звучит ярче и насыщенней. А главное, увеличится площадь для певчих (12,2 кв.м против нынешних 6,5 кв.м у солеи )
В настоящее время уже сделана несущая конструкция из металла, обшит пол фанерой и ламинатом. Осталось сделать перила, ступеньки на лестницу, обшить стойки и торец деревянной резьбой и покрасить.
Украшению храма деревянной резьбой мы придаем особое значение, т.к. дерево имеет символическое значение в православном храме – оно напоминает нам о Древе Крестном.
А искусство церковной резьбы называют молитвой в дереве, которая не умолкает в веках.
В нашем храме иконостас, киоты, аналои выполнены из дерева с рельефной резьбой,
поэтому, чтобы клиросный балкон гармонично вписался во внутренний облик храма, мы решили также украсить его резьбой из дерева.
Прп.Серафим Саровский говорил своему ученику:
«Вот что пророк Давид пишет: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. Вельми хорошо, батюшка, украшать храмы Господни».
Братья и сестры, просим вашей посильной помощи в деле благоукрашения храма Успения Пресвятой Богородицы — устроения клиросного балкона, мы будем молиться за каждого благотворителя.