Первое воскресенье Великого поста именуется неделей «Торжества Православия».
Праздник Торжества Православия возник в 843 г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787 г.), но содержание его гораздо шире. Греческое слово ересь (хайресис) переводится как «взятие», «завоевание», «выбор» и означает предпочтение одного ради отказа от всего остального. «В слове ересь, – указывал известный православный мыслитель, – содержится идея односторонности, какого-то прямолинейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь – по существу своему партийна. Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединенность: одностороннее положение ставится на основание безусловной Истины…». Ереси христианского Востока – арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, – посягали на самое дорогое в христианстве – Боговоплощение, Богочеловечество, а тем самым – на принцип, лежащий в основе всей христианской жизни с ее гармоничным сочетанием небесного и земного, церковного и светского. Борцы за Православие находили поддержку и приют в здравомыслящем Риме, почти не затронутом этими экстатическими движениями.
Наконец, развязанное византийскими императорами в VIII в. гонение на иконописные и скульптурные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых стало продолжением этой агрессивной монофизитской односторонности. Попытки догматического обоснования иконоборчества (на иконоборческом соборе 754 г.) означали отказ от веры в возможность реального воплощения на земле образов Божественного мира, доступного взорам духовно чутких и одаренных людей. В случае победы иконоборчества во всем христианском мире у нас не было бы ни византийских и древнерусских мозаик и фресок, ни «Троицы» Андрея Рублева, ни «Давида» Микеланджело, ни «Тайной Вечери» и «Мадонны» Леонардо да Винчи, ни творений божественного Рафаэля… Не было бы великого искусства, без которого мы не мыслим себе наше существование и которое является едва ли не основным вкладом христианского человечества в мировую художественную сокровищницу.
Посвятив воспоминанию победы над разрушительными тенденциями византийских ересей именно первое воскресенье Великого поста, Церковь еще раз подчеркнула свою уникальную – спасительную и созидательную – роль в мировой истории.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечание
Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины . М., 1914, с. 161. Здесь нелишне вспомнить, что латинское pars (наше слово «партия» образовано от его корневой основы) переводится как «часть», «доля», «отделение», то есть, как и слово ересь, указывает на часть от целого, некую ограниченность! Особенности «партийного сознания» нам хорошо известны.
Иконография восходит к сценам крестного хода богородичного образа (например — Влахерна Арты, Decani, московская вышивка), где икона изображается в окружении поклонников. Самым ранним образцом иконографии Торжества Православия является икона Британского музея, датируемая около 1400 г. и относимая к константинопольской мастерской. Сходство с ней настоящей работы, во всех деталях иконографии, поразительно; мелкие расхождения наблюдаются лишь в золотой вышивке ткани, покрывающей постамент, и в крестообразных отделках саккоса патриарха Мефодия и фелони святителя в нижнем регистре. Сходство тем более удивительно, что распространяется и на размеры икон (доска иконы Британского музея: 39×31 см.). Иконографические совпадения указывают на тесную связь двух икон и, если не на прямое копирование, то на использование общего подлинника. Техника письма, однако, различна, и публикуемая икона представляет более простые решения в чертах ликов и в исполнении декоративных деталей одеяний. В то же время общий колорит тождественен и характеризуется доминирующими коричнево-серыми тонами в облачении монахов и светло-красным на императорских одеждах одеяниях ангелов и ткани у иконы Богоматери. На обеих иконах богородичный образ следует типу фронтально представленной Одигитрии с так же фронтально изображенным Младенцем, простирающим правую руку в благословении, — то есть варианту, утвердившемуся в обиходе Критской школы XV в. и известному по таким работам, как находящаяся в Риме «Одигитрия» Андреаса Павиаса. Данный элемент иконографии наряду с декоративными мотивами вьющихся стеблей в полосах по ткани, покрывающей постамент богородичного образа, и в архиерейском облачении на иконе Британского музея, встречаемыми в орнаменте ложа на иконах Успения Богоматери XV в., позволяет, на мой взгляд, атрибуцию этой иконы критской мастерской начала XV в. Расхождения между двумя иконами в стиле исполнения вызваны тем, что они вышли из различных мастерских, и, возможно, разделяющим их временем. Сюжет восстановления иконопочитания распространен в иконописи и стенописи XVI в. Из лучших экземпляров первой половины столетия упомянем икону Музея Бенаки (с фальсицированной подписью Эммануила Тзанфурнариса), где композиция более многолична, равно как и на иконе Эммануила Тзанфурнариса (1570/1575 — ок. 1631 гг.) в собрании Греческого института в Венеции. Та же тема встречается на двух иконах коллекции Тсакироглу, 2-ой половины XVI в., в различном, более простом исполнении. К этим примерам, более народного художественного языка, имеет смысл добавить мелкитскую икону XVIII в. художника Ханна. Сюжет получает распространение и на стенописях Святой Афонской горы, где Феофан, в Великой Лавре (1535 г.) и в монастыре Ставроникита (1545-1546 гг.), меняет местами два регистра, а позднее, в Дохиарском монастыре (1658 г.), изображение сводится к единой полосе. На основе приведенных выше данных очевидно, что единственным близко сходным с публикуемым памятником образцом является икона Британского музея. Столь значительное совпадение иконографии двух работ наводит на мысль о том, что оба мастера находились в едином регионе и, возможно имели в виду единый прототип. К сожалению, состояние сохранности публикуемой иконы не позволяет дальнейших наблюдений над техникой письма, ограничивая таким образом возможности датировки. По всем указанным выше соображениям атрибуция настоящей иконы критской мастерской традиционного направления, следующей образцам XV в., и датировка ее концом этого столетия или рубежом веков представляются вполне убедительными.
Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.
Почитание св. икон (Торжество Православия). Греческая икона
Содержание
История
Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.
Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.
Чин
В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.
В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.
Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени Церкви до 1917 года, приведены ниже.
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901 г.); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников, «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.
Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.
Фрагменты чина Торжества Православия, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом. 2009 г.
Иконы
Иконография Торжества Православия сложилась к XIV-XV векам. Самое раннее дошедшее до нас изображение, символически передающее идею Торжества Православия и почитания икон, — это византийская икона XIV века, хранящаяся в Лондоне, в Британском музее.
Читайте также: Икона иконопочитателей
Цитаты:
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия».
Митрополит Антоний Сурожский:
«Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими».
Сергей Аверинцев:
«Икона — великая радость Православия и большой дар Бога специально русской земле. Все православные страны почитают иконы, но мы не находим в византийских житиях святых иконописцев, по крайней мере известных. Напротив, история русской святости в самом начале имеет фигуру преподобного Алипия Печерского — иконописца. Это один из самых ранних по времени и один из самых почитаемых в первый период русской святости русских религиозных деятелей. А в преподобном Андрее Рублеве мы имеем убедительное, очень редкое соединение высшего явления святости и высшего явления национальной художнической одаренности».
Проповеди:
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия 4 марта 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя:
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповедь на Торжество Православия:
Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь о преодолении ереси иконоборчества: