Содержание
Полной независимости Православной церкви Украины исполнился год: влияние РПЦ угасает
Несколько обязательных аббревиатур
ПЦУ — Православная церковь Украины — признанная Константинопольским и Александрийским патриархатами и Элладской архиепископией автокефальная церковь с центром в Киеве и во главе с митрополитом Епифанием (Думенко).
УПЦ КП — Украинская православная церковь Киевского патриархата — непризнанная мировым православием церковь, возникшая в начале 1990-х гг.после ухода из РПЦ митрополита Филарета (Денисенко). В декабре 2018 г. вошла в ПЦУ, однако в июне 2019 г. Филарет заявил о ее восстановлении вне ПЦУ.
УАПЦ — Украинская автокефальная православная церковь — непризнанная мировым православием церковь, не признавшая создание УПЦ КП в 1990-е гг. В декабре 2018 г. целиком вошла в ПЦУ.
УПЦ МП — Украинская православная церковь Московского патриархата — часть РПЦ, обладающая ограниченной автономией на территории Украины. Предстоятель — митрополит Киевский Онуфрий (Березовский).
Международное признание
Никто и не скрывал, что проект «канонической украинской автокефалии» направлен против Москвы. Ослабляя ее влияние среди поместных православных церквей разных стран, «первый по чести» в православном мире Константинопольский (Вселенский) патриархат, ориентированный на США, стремится положить конец «двуполярности» этого мира, сложившейся еще в 1940-е гг., после восстановления Московской патриархии. По замыслу Сталина, инициировавшего этой восстановление, подобно СССР, окруженному поясом стран-сателлитов, Московская патриархия также стала во главе церквей стран «народной демократии» (Болгарии, Румынии, Югославии, Албании и т.д.) с перспективой подчинить своему (советскому) влиянию и весь христианский Восток — Грецию, Сирию, Палестину. По приказу диктатора на подарки восточным патриархам, согласившимся в 1945 г. приехать в Москву и признать новосформированную Московскую патриархию из госбюджета потратили сотни тысяч долларов…
Разумеется, после распада советского блока международное влияние Московской патриархии стало стремительно ослабевать. Но непосредственным поводом для цепной реакции, которая в конце концов привела к дарованию Томоса Украине, стал внезапный отказ патриарха Кирилла от участия во Всеправославном соборе на Крите в 2016 г. Примечательно, что РПЦ была одним из организаторов этого собора, согласовала проекты всех его документов и даже сформировала свою официальную делегацию. Но когда стало ясно, что в случае отказа Москвы от участия в соборе ее поддержит еще несколько поместных церквей, буквально за 10 дней до начала заседаний РПЦ вдруг решила не ехать на Крит. Туда также не поехали делегации Антиохийского, Болгарского и Грузинского патриархатов. В результате авторитет собора резко упал, а его решения не были приняты церквами, которые в нем не участвовали.
Столь неожиданный демарш Москвы вызвал гнев Вселенского патриархата, который с того момента и начал готовить церковное отторжение Украины от Москвы.
Конечно, одной обиды Константинопольского патриарха Варфоломея было бы недостаточно для решения вопроса об украинской автокефалии. Этому исключительно благоприятствовала политическая конъюнктура — как внутри Украины, так и в мире в целом: российская агрессия, сплотившая украинское гражданское общество вокруг национально-патриотической повестки, антироссийские санкции, беспрецедентное охлаждение отношений Москвы с США и вообще с Западом. Да, во многом автокефалия была «личным проектом» Петра Порошенко, который посвятил борьбе за Томос последний год своего президентства. Принято считать, что таким способом он пытался повысить свой рейтинг и избраться на второй срок. На самом же деле Порошенко умело использовал перспективу своего неизбрания для ускорения процесса: он постоянно напоминал своим церковным и светским партнерам в Константинополе и Вашингтоне, что в апреле 2019-го «окно возможностей» может закрыться, и тянуть больше не стоит.
Патриарх Кирилл долго не верил в реальность «константинопольской затеи» и полагал, что его просто пугают, склоняя к компромиссу. К активным действиям он приступил, когда было уже слишком поздно: 31 августа 2018 г. Кирилл нанес экспресс-визит Варфоломею, с которым ни о чем не договорился. И уже в октябре Константинополь официально отменил акт 1686 года о передаче Киевской митрополии под временное управление Москвы и снял церковные наказания с лидеров «украинского раскола» — бывшего митрополита РПЦ Филарета (Денисенко), ставшего в 1995 г. непризнанным патриархом Киевским, и главы УАПЦ Макария (Малетича). В конце ноября было принято принципиальное решение о даровании автокефалии, утвержден устав ПЦУ, а 15 декабря 2018 г. в Софии Киевской проведен Объединительный собор, в котором участвовали все епископы непризнанных УПЦ КП и УАПЦ и всего два епископа УПЦ МП. Председательствовал на соборе экзарх Вселенского патриарха митрополит Эммануил. Наконец, 5 января 2019 г. Томос об автокефалии был подписан, а 6 января — в Рождественский сочельник — торжественно дарован новой Украинской церкви.
Митрополит Эммануил. Фото: РИА Новости
Сначала РПЦ пыталась пойти по пути изоляции Константинопольского патриархата, «ушедшего в раскол», и объявила ПЦУ «сугубо политическим проектом, который закончится вместе с режимом Порошенко». Но ни одна поместная церковь мира не пошла вслед за РПЦ на разрыв канонического общения с Константинополем. Напротив, Элладская (Греческая) церковь признала автокефалию ПЦУ в октябре, а Александрийский патриархат (второй по чести в православном мире) — в ноябре прошлого года. С предстоятелем ПЦУ сослужил в Киеве епископ Православной церкви Чешских земель и Словакии, украинскую автокефалию поддержал один болгарский митрополит и часть епископата Кипрской архиепископии. Колебания по этому вопросу наблюдаются в Грузинской и Румынской церквах. Чтобы не идти на разрыв с большей половиной православного мира и не впадать в изоляцию, руководство РПЦ придумало невиданный в православной истории ход:
оно решило, что постановления Элладской и Александрийской церквей были «несоборными», поэтому разорвало общение только с частью их епископата в надежде, что остальная часть и дальше будет не признавать ПЦУ.
Православные каноны такой возможности не предусматривают: если даже в Греции и Африке есть епископы, не согласные со своими предстоятелями, но не разрывающие с ними общения, то эти епископы разделяют с предстоятелями всю ответственность за их «ошибки».
Автокефалия старше Порошенко
Украинские политические события 2019 года опровергли лозунг московской пропаганды о том, что украинская автокефалия рухнет вместе с властью Порошенко. Идея (и разные ее воплощения) украинской автокефалии существовала не только задолго до Порошенко, но и при советской власти (правда, в основном в эмиграции) и даже до революции. Все-таки включение Киевской митрополии в Московский патриархат в конце XVII века было не вполне добровольным, а украинские церковная традиция и народное благочестие очень сильно отличались от московских. Возможно, тот конкретный сценарий «ускоренного» получения автокефалии, который был реализован при Порошенко, кому-то и не нравится (например, его критикует патриарх Филарет (Денисенко)), но это не значит, что в украинском обществе нет глубокой почвы для церковной «самостийности».
Ее идея неотделима от украинской государственности — недаром предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко) уподобляет Томос акту о независимости Украины.
Каждая попытка построения украинской государственности — в 1918-19, в 1941-42 или при развале СССР — сопровождалась стихийным провозглашением автокефалии через «уход в раскол» частей Украинской церкви. И если РПЦ признает независимое украинское государство, ей самой стоило озаботиться вопросом украинской автокефалии, не дожидаясь, пока инициативу перехватят Константинополь и Вашингтон. Кстати, подпись нынешнего предстоятеля УПЦ МП митрополита Онуфрия (Березовского) стоит под обращением епископата этой церкви 1991 г. о даровании автокефалии Москвой.
Победа Владимира Зеленского на выборах президента притормозила процесс перехода общин из УПЦ МП в ПЦУ. Если за первые 4 месяца 2019 года перешло более 500 общин, то за оставшуюся часть года — около 100. Однако вспять этот процесс не пошел. Известно лишь 2 случая, когда общины, перешедшие в ПЦУ, вернулись обратно в УПЦ МП. Администрация Зеленского ведет себя «равноудаленно» от всех церковных юрисдикций, и какой-либо дискриминации ПЦУ или УПЦ МП не испытывают. Попытка же 90-летнего почетного патриарха Филарета (Денисенко) восстановить «под Зеленского» УПЦ КП, декларирующую свою независимость как от Москвы, так и от Константинополя, пока выглядит курьезом. Зеленскому она точно не интересна, а за Филаретом пошли лишь считанные приходы, статистически незаметные в масштабах Украины.
Единственным достижением Московского патриархата в период президентства Зеленского можно считать приостановку процесса переименования УПЦ МП Верховным судом Украины. В декабре 2018 года Верховная Рада приняла закон, по которому религиозные организации, центр которых расположен в государстве-агрессоре, должны внести упоминание об этом центре в свое официальное название. УПЦ МП, в частности, предлагалось переименовать в «РПЦ в Украине». Хотя УПЦ МП и не хочет собственной автокефалии, но называться «РПЦ» стесняется:
ее стратегическая задача — держать украинский православный народ и дальше в подчинении Московской патриархии, при этом не отпугивая его названием церкви, не приемлемым в условиях войны.
К началу 2020 года в Украине сложился такой юрисдикционный расклад: крупнейшей церковью остается УПЦ МП — более 13 тыс.приходов, на втором месте ПЦУ — около 8 тыс., далее — греко-католики с почти 4 тыс. приходов. Возрожденная Филаретом УПЦ КП едва ли имеет на территории Украины 20 общин.
Оптический Амман
В конце ноября минувшего года Москву посетил Иерусалимский патриарх Феофил III. Судя по тому, что в ходе своего краткого визита он встретился с президентом Владимиром Путиным, инициатива исходила от Кремля. Иерусалимский патриарх «владеет скрепой» — идейно значимым для российской власти чудом схождения Благодатного огня накануне Пасхи, который затем самолетами развозят по всем епархиям РПЦ. Многомиллионная российская телеаудитория наблюдает чудо в прямом эфире, причем комментаторы поясняют, что огонь посылается с неба только истинной церкви, а когда чудо закончится, наступит конец мира. Патриарх Феофил III лет 10 назад пытался скромно пояснить, что огонь не сходит прямо с неба, а является символической «репрезентацией» того, как свет Воскресения разлетелся по всему миру от Гроба Господня. Но патриарх остался неуслышанным в России.
Президент РФ Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Иерусалимский Феофил III во время встречи. Фото: РИА Новости
Поскольку теперь Иерусалим посещает не меньше паломников из Украины, чем из России, а маленький греческий патриархат выживает в еврейском государстве только за счет паломников, сложилась реальная опасность признания ПЦУ и в Иерусалиме, что размывало бы телевизионный тезис о «схождении огня только к истинной церкви» (ведь ПЦУ — «раскольническая»). В Москве Феофилу III сделали ряд серьезных предложений, видимым знаком чего стало вручение ему в храме Христа Спасителя премии Фонда единства православных народов. В ответ Иерусалимский предстоятель пригласил всех своих коллег во главе с патриархами Варфоломеем и Кириллом на саммит в столицу Иордании Амман, где он хочет примирить их и найти какой-то выход из «украинского кризиса». Пока ни один предстоятель, кроме Кирилла, официально не подтвердил своего участия в саммите. Более того, патриарх Варфоломей написал свой отказ в категорической форме, а архиепископ Кипрский демонстративно не ответил на приглашение. Трудно понять, какие еще усилия может приложить Москва, чтобы саммит в Аммане состоялся…
***
Череда внешнеполитических поражений Московской патриархии отражается на влиятельности патриарха Кирилла во внутрироссийской политике. Личная встреча Путина с Иерусалимским патриархом показала, что Кремлю приходится брать на себя, в свое «ручное управление», даже сугубо церковную повестку. Конечно, для радикальных прогнозов пока нет оснований — никто не будет немедленно отправлять патриарха в отставку и заменять его «духовником президента» Тихоном (Шевкуновым). Но патриарху точно будет некомфортно и непривычно в той маргинальной политической нише, в которую его отправили не только внешнеполитические просчеты, но и периодически возникающие в российских медиа скандалы вокруг имени его и возглавляемой им структуры. Впрочем, такое его положение лишь отражает вполне естественную для цифровой эпохи тенденцию вытеснения религии из общественно-политического пространства в сокровенные глубины частной жизни человека. «Царство Мое не от мира сего», — предупреждал Иисус Христос.
Киево-Печерская Лавра
Украинская Православная Церковь, самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата
- Официальные сайты:
- Каноническая территория: Украина и Республика Крым
- Богослужебный язык: основной церковнославянский
- Календарь: юлианский
- Кафедральные соборы: Антоние-Феодосиевский в Киево-Печерской Лавре (также в Лавре резиденция митрополита и учреждения Митрополии), Воскресенский в г. Киеве (строится)
- Предстоятель: Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины
- Состав: 108 архиереев; 53 епархии; 12409 священнослужителей (2019) , 12069 приходов (2017), 258 монастырей (2019) ; 17 духовных учебных заведений (2017) ; 30 млн. членов (2009)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Карта епархий на Украине по состоянию между 20 июля и 25 августа 2012 г. С сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru
Епархии
- Киевская
- Александрийская
- Балтская
- Белоцерковская
- Бердянская
- Бориспольская
- Винницкая
- Владимиро-Волынская
- Вознесенская
- Волынская
- Горловская
- Джанкойская
- Днепропетровская
- Донецкая
- Житомирская
- Запорожская
- Ивано-Франковская
- Изюмская
- Каменец-Подольская
- Каменская
- Кировоградская
- Конотопская
- Кременчугская
- Криворожская
- Луганская
- Львовская
- Могилёв-Подольская
- Мукачевская
- Нежинская
- Николаевская
- Новокаховская
- Овручская
- Одесская
- Полесская
- Полтавская
- Ровенская
- Ровеньковская
- Роменская
- Северодонецкая
- Симферопольская
- Сумская
- Тернопольская
- Тульчинская
- Уманская
- Феодосийская
- Харьковская
- Херсонская
- Хмельницкая
- Хустская
- Черкасская
- Черниговская
- Черновицкая
- Шепетовская
Исторический очерк
Первое учреждение Украинской Православной Церкви относится к 1917-1918 годам. В период революционно-националистических волнений в распадающейся Российской империи Всероссийский Поместный Собор в 1918 году постановил чтобы епархии в пределах Украины образовали церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» или Украинский экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины . Автономия была в 1921 году ликвидирована по указу святителя патриарха Московского и всея России Тихона, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской Православной Церкви. Начиная с 1917 года возникновение многочисленных автокефалистских расколов на Укриане стремящихся к выходу из состава Всероссийской Церкови постоянно тревожило церковную жизнь.
Автономная Украинская Православная Церковь вновь образовалась в условиях немецкой оккупации, когда связь с Московским священноначалием оказалась вынужденно прерванной. Эта автономия существовала в в 1941-1944 годах.
Наконец, в преддверии распада СССР, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года в ответ на обращение украинского епископата к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату Русской Церкви даровал Украинской Православной Церкви независимость и самостоятельность в управлении.
Основные сведения
Украинская Православная Церковь — наследница давней Киевской митрополии и Украинского экзархата Русской Православной Церкви.
Предстоятель Украинской Церкви — митрополит Киевский и всей Украины с титулом «Блаженнейший». Его резиденция находится в Киево-Печерской Успенской Лавре.
Священный Синод УПЦ учреждает и отменяет епархии в пределах Украины, духовные школы, избирает кандидатов на свободные епископские кафедры, благословляет открытие монастырей, обсуждает и решает все другие вопросы внутренней жизни УПЦ в период между Архиерейскими Соборами УПЦ.
Архиерейский Собор УПЦ, согласно Уставу об управлении УПЦ, является высшим органом соборного управления. Архиерейский Собор УПЦ самостоятельно и независимо избирает Предстоятеля УПЦ — митрополита Киевского и всей Украины.
В УПЦ периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор при участии епископата, представителей духовенства, монахов и мирян УПЦ для обсуждения самых важных вопросов внутренней жизни УПЦ.
Украинская Православная Церковь — наибольшее религиозное общество в Украине.
Наибольшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра. Это общеправославные христианские святыни и места массового паломничества.
Украинская Православная Церковь — Церковь-мученица: сотни тысяч христиан пострадали в результате репрессий со стороны богоборческой власти в СССР, тысячи священнослужителей, монахов и мирян были расстреляны, засланы в сибирские лагеря. Среди них — священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убитый большевиками в 1918 году. Были разрушены много храмов, монастырей, запрещена церковная благотворительность.
В настоящий момент УПЦ возвращаются храмы, монастыри и имущество, раньше национализированное государством. Возобновляется социальная диакония УПЦ: церковноприходские школы, больницы, молодежные организации и движения, уход за старыми и инвалидами, помощь бедным и тому подобное.
На канонической территории УПЦ действуют две непризнанные Поместными Православными Церквями раскольнические юрисдикции Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). Большая часть их приходов расположена в западных областях Украины (Галиция, Волынь). На этих же территориях действует Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ). Активизировалась деятельность псевдорелигиозных и оккультных сект, которые практикуют прозелитизм среди православных Украины.
Статистика
- нач. 1996 — большинство пастырей и мирян — свыше 6500 приходов — сохранили верность канонической Украинской Православной Церкви; главными раскольническими организациями (главным образом на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей) были Киевский патриархат (УПЦ КП) с 1332 приходами и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) с 1209 приходами
- 1 января 2009 — приходов — 11358; священнослужителей — 9573, из них: священников — 8938, диаконов — 635; духовных учебных заведений — 22, из них: академий — 2, семинарий — 7, училищ — 13; монастырей — 191, из них: мужских — 96, женских — 95, в них насельников — 5103, из них: в мужских — 1955, в женских — 3148; печатных изданий — 85, из них: газет — 61, журналов — 24; интернет-изданий — 170; воскресных школ — ок. 5000 .
- 4 февраля 2011 — 45 епархий; 70 архиереев (45 правящих, 19 викарных, 6 на покое); более 11 тыс. приходов; более 10 тыс. священнослужителей; 205 монастырей (107 мужских и 98 женских с более 5 тыс. насельников); 1 духовная академия, 1 богословская академия, 7 духовных семинарий, 13 духовных училищ; издается 66 церковных газет и 24 журнала; действуют 230 церковных интернет-изданий; регулярно выходят в эфир 22 православные телепрограммы
- 2012:
- 10 декабря — действует 115 мужских монастырей и 101 женский. В них проходят послушание 5 004 насельника и насельницы: 1 864 в мужских и 3 140 в женских обителях.
- 19 декабря — 47 епархий; 81 архиерей (47 правящих, 25 викарных, 9 на покое); 11 393 прихода, 10 963 священнослужителей (10 187 священников, 776 диаконов); 216 монастырей, в которых несут послушание 1 320 монахов (из них 937 в священном сане) и 2 312 монахинь
- 2014:
- 5 января — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 23, на покое — 9; митрополитов — 23, архиепископов — 26, епископов — 36); приходов — 11465; монастырей — 224
- 31 декабря — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 25, на покое — 7; митрополитов — 27, архиепископов — 26, епископов — 32); приходов — 11908; священнослужителей — 11970; монастырей — 228 . 17 духовных учебных заведений: 1 духовная академия, 7 духовных семинарий, 7 духовных училищ, 1 богословский университет, 1 богословский институт, 1 кафедра богословия
- 30 ноября 2017 — 53 епархии; 92 архиерея (52 епархиальных, 33 викарных, 7 на покое); 12 069 приходов; 12 283 священнослужителя (11 312 священников, 971 диакон); 251 монастырь на территории Украины; 4 412 монашествующих (1685 монахов и иноков, 2727 монахинь и инокинь); 17 духовных учебных заведений в которых на дневном отделении обучается 1 429 студентов
- август 2019: 100 архиереев, 12 409 священнослужителей, 258 монастырей; за прошедшие пять лет епископат увеличился на 15 человек, клир — на 439 человек, количество приходов — на 154 (несмотря на запрет регистрировать приходы Украинской Православной Церкви в Министерстве культуры), количество монастырей — на 30
Предстоятели
Ставропигии
- Киево-Печерская Успенская Лавра (мужская)
- Почаевская Успенская Лавра (мужская)
- Глинская Богородице-Рождественская пустынь (мужская)
- Городненский Александро-Невский монастырь (с 20 декабря 2012 , женский)
- Городницкий Георгиевский монастырь (мужской)
- Житомирский Анастасиевский монастырь (женский)
- Зимненский Святогорский Успенский монастырь (женский)
- Немировский Троицкий монастырь (женский)
- Севастопольский Паисиевский монастырь (мужской)
- Чоповичский Афонский монастырь (женский)
Ранее бывшие ставропигиальными
- Кагарлыкский Варваринский монастырь (15 марта 2013 — 1 апреля 2015 , женский, ныне в ведении Белоцерковской епархии)
Использованные материалы
- Официальный сайт
«На брифинге в Киеве рассказали об изменениях в Украинской Православной Церкви, произошедших за пять лет предстоятельства Блаженнейшего митрополита Онуфрия на Киевской кафедре», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 августа 2019,
«Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года)», официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 ноября 2017,
Членская страница Русской Православной Церкви на сайте Всемирного совета церквей,
См. Собрание определений и постановлений, вып. IV, М., 1918, 15-19.
Данные оглашенные патриархом Московским и всея Руси Алексием II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1997 году. См. Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года», Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563,
Доклад митр. Киевского Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года,
Отчет о работе Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей за 2012 год,
Доклад Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на заседании Священного Синода УПЦ 20 декабря 2012 г.,
«Звіт Керуючого справами Української Православної Церкви за 2013 рік», сайт пресс-службы Украинской Православной Церкви, 5 января 2014,
Звіт Керуючого справами УПЦ за 2014 рік, сайт Синодального информационного отдела УПЦ, 31.12.2014:
Звіт Голови Учбового Комітету при Священному Синоді УПЦ єпископа Ірпінського Климента про діяльність Комітету у 2014 році, официальный сайт Учебного комитета при Св. Синоде УПЦ, 24.12.2014:
Начальная дата — воспринятие титула от митрополита Варшавского Дионисия, конечная — присоединение к Русской Зарубежной Церкви.
Читать в полной версии
Цель Киева — ликвидация Украинской православной церкви (УПЦ), говорится в сообщении пресс-службы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ по итогам заседания Священного синода РПЦ.
Как утверждается в заявлении, местным властям и правоохранительным органам Украины даны рекомендации «максимально способствовать переводу общин УПЦ в раскол».
В заявлении также отмечается «всплеск насилия по отношению к духовенству и верующим» УПЦ: «десятки храмов захвачены путем взлома, при поддержке военизированных формирований, с неоднократными фактами избиений духовенства и верующих канонической Церкви, пытающихся отстоять свои святыни».
Предоставление Константинопольским патриархатом Православной церкви Украины (ПЦУ) томоса об автокефалии усилило разделение между православными Украины и обострило межконфессиональные отношения, подчеркивает РПЦ.
Синод призвал власти Украины «прекратить гонения против собственных граждан». Также РПЦ просит братские поместные православные церкви поддержать УПЦ, а мировое сообщество — «обратить внимание на вопиющие факты нарушения прав человека» и дать оценку вмешательству властей Украины в дела Церкви.
Автокефальная ПЦУ была образована 15 декабря 2018 года в результате слияния Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. РПЦ, к которой относится Украинская православная церковь Московского патриархата, не признала ее создание.
Для использования в других целях, см Украинская Православная Церковь (значения) .
Патриарх Кирилл
Митрополит Онуфрий
Русская Православная Церковь
97 (53 управляющих)
12 409
2 727
12 092
4 412
Церковнославянский , украинский , румынский
Киево-Печерская Лавра
Кафедральный собор Воскресения Христова (строится с 2007 г.)
Украина
1990 (самоуправление в Московском Патриархате )
Признан большинством канонических Православных Церквей как самоуправляемая часть Русской Православной Церкви (больше не признан Константинопольским Патриархатом , Греческой церковью и Александрийским Патриархатом )
Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат
15,2% православного населения Украины (январь 2019 г., исследование SOCIS )
17,4% религиозного населения (по данным Центра Разумкова , январь 2015 г.)
20,85% религиозного населения (по данным Украинской социологической службы и Фонда демократических инициатив им. Кучерова, декабрь 2014 г. — январь 2015 г.)
Украинская Православная Церковь
Трапезная церковь , кафедральный собор УПЦ МП (с 1992)
Украинская Православная Церковь ( UOC , Украинский : Українська Православна Церква , латинизируется : Ukrayins’ka Pravoslavna Tserkva ; русский : Украинская Православная Церковь , латинизируется : Украинская Православная Церковь» ), который обычно называют Украинской Православной Церкви Московского Патриархата ( УПЦ МП , Русский : Украинская православная церковь Московского патриархата, УПЦ-МП ) — одна из «самоуправляющихся» церквей, находящихся под юрисдикцией Московского Патриархата, то есть Русской Православной Церкви (РПЦ) (по терминологии нынешнего Устава РПЦ, «самоуправляемая церковь» отличается от » автономной церкви «). РПЦ определяет УПЦ МП как «самоуправляемую Церковь с правами широкой автономии».
В настоящее время УПЦ МП является одним из двух основных православных церковных органов в современной Украине , наряду с Православной церковью Украины (ПЦУ). Последний был учрежден на Объединительном Соборе, который проходил под эгидой Константинопольского Патриархата 15 декабря 2019 года, и на котором не присутствовало большинство епископов УПЦ МП. С тех пор Вселенский Патриархат Константинополя оспаривает претензии Московского Патриархата о его церковной юрисдикции на территории Украины.
УПЦ МП пользуется практически полной административной независимостью от Священного Синода РПЦ . Предстоятель УПЦ МП является самым старшим постоянным членом этого синода и , следовательно , имеет право голоса в принятии решений в отношении остальной части РПЦ по всему миру. Несмотря на фактическую аннексию Крыма Российской Федерацией в 2014 году, епархии УПЦ МП в Крыму по-прежнему находятся в ведении УПЦ МП.