Министерство просвещения изменило проект стандартов для начальной школы, вернув в них преподавание основ религии. Об этом пишет РБК со ссылкой на копию документа.
Предыдущий вариант проекта образовательного стандарта включал в себя выбор двух модулей в рамках предмета «Основы религиозных культур — основы религиозных культур народов России и основы светской этики». В новом варианте предусмотрен выбор одного из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы религиозных культур народов России или светской этики. Модуль выбирается родителями школьника либо их представителем. «В существующих вариантах мы приняли решение оставить все как есть – преподавание по основным конфессиям», – сказал РБК первый замминистра просвещения Павел Зенькович.
Сейчас в четвертом классе школьникам преподают «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могут выбрать, что будет изучать их ребенок: основы светской этики, мировые религиозные культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры или основы иудейской культуры.
В начале сентября Минпросвещения представило проект образовательного стандарта без изучения отдельных религий в рамках начального образования. Тогда в Московском патриархате заявили, что возможность выбора изучения основ конфессий доказала свою эффективность, а отказ от такой практики «нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви».
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным для четвероклассников с 1 сентября 2012 года. Опубликованная тогда Минобрнауки статистика показала, что большинство родителей выбрали для своих детей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». В последующие годы Русская православная церковь неоднократно просила министерство расширить преподавание курса – как за счет увеличения количества часов в четвертом классе, так и за счет преподавания со второго по девятый класс или с первого по одиннадцатый класс.
Необходимость расширения на весь период обучения в школе с первого по одиннадцатый класс представители церкви объясняли в том числе возросшей террористической угрозой.
Методическая разработка
Задачи урока
-
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
-
Предметные: знакомство с основными нормами христианской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
-
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Планируемый результат
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию
— знакомство с христианским представлением о возникновении мира, жизни на земле;
— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
— осознание ценности человеческой жизни.
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
— овладение начальными сведениями о сущности христианского мировоззрения.
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Основные понятия
Библия. Ветхий Завет, Новый Завет. Сотворение мира Богом. Древо познания добра и зла. Грехопадение. Первородный грех.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
История
Изобразительное искусство
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Технологическая карта урока «Древние предания христиан» в 4 классе
Прогнозируемый результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный этап.
(Задачи этапа: создать благоприятный психологический настрой на работу).
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.
Организовывают рабочее место.
Здороваются с учителем.
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные:
организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
2. Определение темы урока
(Задачи этапа: вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока).
3. Целеполагание, мотивация учебной деятельности учащихся.
(Задачи этапа: создание условий для осознания на личностном уровне готовности к усвоению знаний (хочу узнать)).
Элементы игровой технологии.
Метод «Вопрошание»
Технология развития критического мышления развития. Прием «корзина идей».
На экране эпиграф урока:
«Земля же была безвидна и
пуста,
И Дух Божий носился над
Водами».
Книга Бытия
Обращается к классу:
Ребята, ваши одноклассники сейчас прочли замечательное стихотворение Б. Заходера. Чему оно посвящено? Какова тема нашего урока?
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
Ребята, «соберите в корзину» все свои мысли, представления, понятия, факты, все, что вам уже известно по теме нашего урока (учитель раздает изображения корзинки, в центре которой и работают учащиеся).
Трое ребят у доски
читают стихотворение
Б. Заходера
«Сотворение мира»
(опережающее задание)
Это ты,
Соловей
Был в Начале Начал.
Это твой
Над землёю призыв
прозвучал, –
Над Землёй,
Что безвидна была и
пуста:
– Возникай!
– Возникай!
– Возникай, красота!
Бесновавшийся хаос
Застыл.
Замолчал.
Словно понял
Что этот призыв означал –
И как звёзды,
Горящие звуки текли
В первозданной тиши
Первозданной земли…
И повеяло ветром прохладным с полей
Зашумела листва
Вторя песне твоей,
И на небе зажглись
Неземные цветы
Отозвавшись на голос
Земной красоты…
Б. Заходер
Остальные ребята, прослушав стихотворение, прочитав эпиграф урока на экране, отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы учителя и формулируют цели урока.
Работают с «корзиной идей».
Личностные:
проводят самооценивание, формируется стремление к познанию.
Метапредметные:
осознание необходимости в получении новых знаний
Предметные: знакомятся с христианским взглядом на сотворение мира Богом
Личностные:
установление связи между целью и ее мотивом
Предметные: способность применять, ранее полученные знания.
Метапредметные: слушать и понимать других, строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме
4. Актуализация знаний
(Задачи этапа: научиться применять ранее полученные знания для связи с действительностью).
Технология развития критического мышления.
Работа со схемой.
Фронтальная беседа.
Учитель задает вопросы:
— Как называется священная книга христиан?
— восстановите схему на доске (две части Библии — Ветхий Завет и Новый Завет).
А теперь, ребята, отгадайте, что у меня в руках? Демонстрирует Библию детям.
Отвечают на вопросы.
Один из учеников восстанавливает схему на доске.
Знакомятся с Библией для детей.
Личностные: усвоение христианского мировоззрения
Предметные: способность применять, ранее полученные знания.
Метапредметные: готовность к сотрудничеству; умение полно и ясно формулировать свои мысли.
5. Первичное усвоение новых знаний.
(Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы и новых источников
информации).
Технология развития критического мышления школьников (работа с текстом и схемой)
Работа в парах
Предлагает план изучения новой темы:
-
Сотворение мира
-
Сотворение человека
-
Жизнь в раю. Грехопадение человека
-
Жизнь первых людей на земле
Сотворение мира
Учитель раздает текст Библии на парты, дети читают стихи Библии «по цепочке». (Приложение 1). Вопросы:
— Что сотворил Бог в 1-6 дни?
Сопоставьте, пожалуйста, карточки «Сотворение мира»: к карточке с периодом творения подберите карточку, изображающую, что было сотворено. После самостоятельной работы – проверка правильности выполнения задания и восстановление схемы на слайде.
— Итак, какая красота наполнила мир! После каждого дня творения Бог смотрел на дело своих рук и говорил: «Все хорошо». Почему Бог говорил так? Он думал о своём драгоценном творении – человеке. Бог сотворил всё
на земле прекрасным, удобным для жизни человека. Во всем творении
полнейшая гармония. Находилось бы солнце чуть-чуть дальше от земли – все бы замерзло,
ближе – все бы сгорело. На земле достаточно кислорода, чтобы все могло
жить и развиваться. Бог создал реки и моря – дал воду для жизни людей и
животных. Мы видим, что весь мир создан премудростью Божией и пропитан любовью Бога к человеку.
Сотворение человека
И вот Господь создаёт венец своего замысла – человека.
Сначала мужчину – Адама. Господь сотворил его по образу и подобию
своему…. Значит человек похож на Бога, подобен Ему. Посмотрел Бог, что
нехорошо быть человеку одному и создаёт для него помощницу – женщину – Еву. На седьмой день Бог отдыхал и радовался Своему Творению.
Когда мы говорим «6 дней», мы не имеем в виду наши земные дни.
Мы не можем знать, какие это были дни – год, сто лет, тысяча лет или несколько часов. Называя цифру 7, мы подразумеваем 7 этапов творения.
Жизнь в раю, Грехопадение (змей-искуситель, Древо познания добра и зла)
Жизнь первых людей на земле
(изгнание из Рая):
Как же жил человек в Раю и что случилось потом, мы узнаем, просмотрев мультфильм «Адам и Ева» из цикла «Истории Ветхого Завета» (https://www.youtube.com/watch?v=jxzn0lVGTn0). На доске записаны ключевые понятия, учитель обращает внимание учеников на них и говорит о необходимости дать определения этим понятиям в карточках (рабочих листах) во время просмотра видеофрагмента.
Грехопадение
Древо познания добра и зла
Первородный грех
Свобода выбора
Читают текст – отрывок из Библии о сотворении мира, отвечают на вопросы
В парах сопоставляют карточки «Сотворение мира». Сверяют свои схемы с представленной на экране.
Слушают рассказ учителя, сопровождаемый презентацией.
Слушают рассказ учителя, сопровождаемый презентацией.
Смотрят видеофрагмент «Адам и Ева» и выполняют задания по карточкам (заполняют пропуски в тексте, вписывают определение/ понятие и др.)
Личностные: обогащение внутреннего мира личности духовным чтением.
-
Метапредметные: формирование у обучающихся представлений о законах и ценностях христианской морали
-
Предметные: усвоение библейской истории о сотворении мира и жизни
-
-
6.Первичная проверка понимания
(Задача этапа: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу).
Фронтальная беседа
Проверка выполненных заданий, корректировка ответов учащихся, объяснение непонятных положений.
Человек, если действует несвободно, как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку дана свобода. Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Вот почему к свободе полагается ещё и разум. Но если рядом с разумом нет ни совести, ни любви, то может получиться хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь.
Читают определения понятий, проверяют правильность выполнения задания (сверяя их со слайдами)
Личностные:
обогащение внутреннего мира личности духовным чтением
Предметные: знают библейскую историю о грехопадении человека, могут дать определения понятиям «Грехопадение», «Свобода выбора»,
«Древо познания добра и зла»,
«Первородный грех»
-
Метапредметные: формирование у обучающихся представлений о законах и ценностях христианской морали
7.Первичное закрепление
(Задачи этапа: установление правильности и осознанности изучения темы).
Игровая технология.
Создание иллюстрации к библейскому сюжету
Дает ученикам задание изобразить в альбоме любой заинтересовавший их библейский сюжет.
Изображают любой библейский сюжет исходя из своих интересов.
Личностные: личностное, эмоциональное восприятие изучаемых событий
Предметные: закрепление новых знаний
Метапредметные: формирование способности применять теоретические знания, полученные из исторических источников, в сфере художественной деятельности
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(Задачи этапа: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания).
Элемент метода проектов
Выдает листы с домашним заданием (опережающее домашнее задание): необходимо соотнести указанные пословицы и заповеди христианства.
Работают с дневниками, фиксируют домашнее задание
Личностные: воспитание ответственного отношения к своей деятельности
Предметные: применение теоретических знаний о заповедях христианства на конкретных примерах, ситуациях жизни (пословицы)
Метапредметные: формипрование интереса к учебной деятельности
9. Рефлексия
(Задачи этапа: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе).
Метод
неоконченных предложений
Ребята, вы большие молодцы! У вас на партах лежат бумажные сердечки как символ любви Бога ко всем людям на земле. Я попрошу вас написать в этих сердечках ваши впечатления от урока и своей работы:
— я бы хотел попросить своего учителя…
— я доволен своей работой…
— у меня вызвало затруднение…
— мне остался непонятен вопрос…
Отвечают на вопросы, обобщая полученные знания. Дают оценку уроку и своей деятельности.
Личностные:
Объективность в оценивании своей деятельности
Метапредметные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
09.04.2015
Пасхальные яйца
По данным ВЦИОМ, 89 процентов православных в России отказались соблюдать Великий пост в 2015 году. DW разбиралась в особенностях российской религиозной жизни.
Количество православных россиян, по данным социологов, приблизилось к числу всего русского этнического населения. Фактически слова «православный» и «русский» стали синонимами. Однако далеко не каждый человек, называющий себя верующим, живет церковной жизнью. В частности, по данным ВЦИОМ, лишь 11 процентов россиян, причисляющих себя к православной церкви, в этом году соблюдали Великий пост. Во что на самом деле верят россияне? DW выясняла, как православная самоидентификация сочетается с отсутствием религиозных практик.
«В голове наших верующих каша»
Согласно данным Фонда «Общественное мнение», число людей, называющих себя православными, достигло 72 процентов русского этнического населения. Но при этом лишь 4 процента жителей России регулярно посещают храм и принимают участие в церковных таинствах. Эти цифры подтверждаются и статистикой российского МВД, сотрудники которого охраняют общественный порядок вокруг церквей в дни крупных религиозных праздников. По подсчетам полиции, лишь 2-4 процента россиян посещают храмы в такие дни. Так, например, последнюю рождественскую службу в ночь на 7 января 2015 года по всей стране посетили только 2,5 миллиона человек.
С религиозными убеждениями у российских верующих тоже не все просто. Опрос, проведенный «Левада-Центром» в 2010 году , показал, что 60 процентов православных не считают себя религиозными людьми. Более того, только около 40 процентов уверены в существовании Бога. А 30 процентов православных вообще полагают, что Бога нет.
Руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталия Зоркая не видит в этом ничего экстраординарного. По ее словам, долгое время православная идентификация служила определенной заменой для несложившейся позитивной русской национальной идентичности. «Сегодня утверждение «я — православный» крайне редко подразумевает религиозность», — пояснила Зоркая DW.
Даже на Пасху, отмечает эксперт, большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения. Социолог убеждена, что в стране по-прежнему сильны пережитки язычества — обрядоверие, магическое сознание. «В машинах у всех иконки, в больницах — иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. В голове наших верующих полная каша», — говорит Зоркая.
Эксперт убеждена, что церковь уделяет мало внимания просвещению своей паствы. «РПЦ удивительно архаична, она разговаривает с верующими на непонятном им языке. При этом в обществе действительно есть запрос на приобщение к каким-то высшим ценностям. Но люди не могут удовлетворить эти запросы через церковь», — констатирует социолог.
«Математик говорил, что компьютеры от дьявола»
Как оценивают свою религиозность сами православные? Филолог Валерия В. в разговоре с DW призналась, что относится к своей вере не слишком серьезно. «Я очень редко хожу в церковь. Только иногда на Рождество и на Пасху», — поделилась она с DW.
В детстве Валерия посещала православную школу. «Слава богу, меня оттуда забрали. Каждый урок начинался и заканчивался молитвой. А учитель математики говорил, что компьютеры от дьявола», — рассказывает она. Валерия убеждена, что посещала бы храм значительно чаще, если бы там происходила какая-то общинная жизнь, а не только богослужения: «Мне очень хотелось бы, чтобы в церкви была какая-то деятельность, которая связывает людей не только духовно, но и социально. Было бы прекрасно, если бы у меня там были какие-то дела, какая-то ответственность».
Финансист Анастасия Ф. признается, что потеряла интерес к религии. «Меня покрестила бабушка втайне от отца, который был ярым атеистом, — рассказывает Анастасия, — В детстве я действительно искренне верила в Бога, и эта вера наполняла мою жизнь каким-то смыслом». Однако сегодня она не может назвать себя верующим человеком. «Хотя в церкви бывать мне по-прежнему нравится. Но в основном — с эстетической точки зрения», — рассказывает она.
На исповеди и причастии Анастасия была всего дважды в жизни. Первый раз оказался крайне болезненным: «Я исповедовалась в Соловецком монастыре, и священник очень жестко меня ругал. Если его послушать, то ничего в жизни нельзя — ни пить, ни курить, ни сексом заниматься…» Тем не менее, дочь свою Настя покрестила: «Сама не знаю, почему. Наверное, это какое-то автоматическое действие».
«Главное — читать Евангелие»
Настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов старается не судить единоверцев строго. «У людей разный уровень веры и разные возможности. Для кого-то вера является центром их жизни, а для кого-то — на всякий случай. Между этими крайностями существуют всевозможные переходы», — сказал он DW. Борисов убежден: «Даже очень далекий от веры человек может в какой-то момент внезапно обратиться к Церкви».
Комментируя данные о посещениях храмов, священник напомнил, что важнее для христианина читать Евангелие и стараться по нему жить. «Наш современник не может называться культурным человеком, если он не читал Евангелие. Ему в значительной мере будет непонятна наша литература, сюжеты множества картин, опер и других произведений искусства», — считает Борисов. Но на практике даже вполне образованные люди Евангелие никогда не читали. «Это, на мой взгляд, просто духовная леность. Потому что прочесть четыре маленьких книжечки совсем не трудно», — убежден священник.
Известный богослов протодиакон Андрей Кураев не видит в сложившейся ситуации ничего необычного: «Далеко не все члены Политбюро ЦК КПСС читали Маркса. Говорят, что Суслов точно читал, и за это Брежнев его уважал. Потому что сам он Маркса не мог осилить».
Культура и религия. 4 класс
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .
Задачи урока:
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;
Оборудование:
-
учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
-
электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
-
карточки для игры «Собери пазлы»;
-
демонстрационные карточки-термины;
-
презентация
-
тетради обучающихся
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация ранее полученных знаний.
-
Устный опрос.
-
Как вы понимаете слово «религия»?
-
Какие религии называются национальными?
-
Какие религии называются мировыми?
-
Какие религии считаются традиционными для России?
-
Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем поселке?
-
Игра «Собери пазлы».
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал – участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии – это иудаизм, индуизм.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
-
Новый материал.
-
-
-
-
О чем мы будем говорить на уроке? Посмотрите в учебнике на стр. 8
-
-
-
-
Выступление учителя «Что такое культура?»
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
-
Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».
К – красота
У – уникальность
Л – личность
Ь
Т – традиции
У – устои, уважение
Р – развитие
А – архитектура
В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
-
Задание детям: рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?
(на слайдах: Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)
-
Игра.
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.
-
Беседа с учащимися:
— Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
— Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?
-
Работа с рассказом.
— Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
— Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— Работай! За тебя люди молятся! — Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
— Что нового вы узнали о слове спасибо?
Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?
— Зачем люди строили храмы?
Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)
— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
— А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?
В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9 учебника)
Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
(прослушивание: Рахманинов «Всенощное бдение»).
ВЫВОД:
Связаны ли культура и религия между собой?
-
Закрепление основных понятий урока (работа с тренажером в электронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)
-
Домашнее задание:
-
Перескажи родителям или другим взрослым материал
урока 3 «Культура и религия».
-
Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
-
Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):
1) «Памятники духовной культуры Карелии»,
2) «Памятники материальной культуры Карелии».