Православное присутствие в Индии пока что незначительно и почти незаметно, ограничено по причине исторически слабого миссионерского интереса Православной Церкви к далекой и малоизвестной для православного мира Индии. Вашему вниманию предлагается краткий обзор современного Православия в Индии и оценка миссионерского потенциала в этой стране.
В домовом храме в честь Святой Троицы, г. Успение Пресвятой Богородицы, Чандрапур 2019 г.
В I веке в Индии проповедовал апостол Фома, но уже в V веке индийские христиане стали несторианами. Начиная с XVI века, в Индию устремились католические миссионеры, немного позже – англиканские, а следом – великое множество протестантских проповедников. Все они активны по сей день. Первая же православная миссия Константинопольского Патриархата была открыта в начале XIX в. (!), то есть спустя 13 веков после того, как индийцы отпали от Православной Церкви в V веке.
В настоящее время только гражданам Индии можно открывать приходы и вести миссию
В настоящее время православное присутствие в Индии можно заметить в Западной Бенгалии, в округе Чандрапур (штат Махараштра), в Дели и в штатах Гоа и Андхра-Прадеш. Православные миссионеры хотели бы открывать новые приходы в каждом штате Индии, однако сделать это иностранным миссионерам при существующем индийском законодательстве почти невозможно. Это можно было сделать раньше, но время упущено. В настоящее время только гражданам Индии можно практически беспрепятственно открывать приходы и вести миссию.
Греческая миссия в Западной Бенгалии
В Западной Бенгалии с центром в Калькутте действует Греческая православная миссия. Открытая ещё в 1812-м году, она закрывалась в середине XIX века. Снова возродилась только в 1980-м году. Миссионер отец Афанасий (Антелес) проповедовал с Библией в руках по деревням. После смерти проповедника в 1990-м г. осталось 24 общины. По данным 2004 года, осталось 16 общин, в которых около 5000 верующих, 10 священников и два диакона. Известно, что среди них есть индийцы. После смерти о. Афанасия миссионерская активность снизилась. Об этом говорит и тот факт, что к иерею Клименту Нехамайиа, индийскому миссионеру Русской Церкви, нередко обращаются из Западной Бенгалии, в том числе из Калькутты, для принятия в Православную Церковь. С греческой миссией пока нет сотрудничества, в ближайшее время не предвидится ещё и по причине остановки евхаристического общения между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом. Разделения внутри Церкви существенно ослабляют силу проповеди.
Церковь Преображения Господня. Калькутта
Приход РПЦ при посольстве России в Дели
В столице Индии Дели существует православный приход в честь Апостола Фомы. Домовая церковь расположена в одном из помещений российского посольства. Приход был открыт благодаря церковно-дипломатическим усилиям Русской Православной Церкви, при поддержке Правительства России. Известно, что о строительстве храма на территории российского посольства было объявлено более 10 лет назад. Пока что строительство не начато и в ближайшее время не предвидится. В прошлом году пространство домового храма расширилось за счёт соседней комнаты, а в этом году на средства жертвователей монтируют иконостас.
Первым настоятелем, которому индийское правительство разрешило постоянно проживать при индийском приходе, стал протоиерей Димитрий Кулаков
Прихожанами храма в первую очередь являются российские соотечественники, оказавшиеся по различным причинам на территории Индии. В основном это работники посольства и постоянно или временно проживающие в Индии россияне. Первым настоятелем, которому индийское правительство разрешило постоянно проживать при индийском приходе, стал протоиерей Димитрий Кулаков. Главная задача настоятеля – окормлять работников посольства, русских туристов и верующих, обосновавшихся в Индии. Кроме того, настоятель храма в Дели совершает редкие поездки для окормления верующих в Мумбаи и Гоа, а также в Бангладеш и Непал.
Домовый храм в честь Ап. Фомы при посольстве России в Дели
Православная община в штате Гоа
В 2013-м году в штате Гоа появилась православная община. Она объединяет православных из разных стран, однако большинство верующих – из России. Это те, кто оказался в Индии по разным причинам и стремится к литургической жизни. Постоянного священника на Гоа нет, а богослужения проходят, когда Гоа посещает православный священник. В настоящее время община стала меньше, чем была в 2013-м г. Община хочет построить храм, но пока что сделать это не удаётся без разрешения индийской стороны. Известно, что окормлением этой общины занимается иерей Георгий Максимов.
Священник Алексей Забелин и диакон Георгий Максимов за богослужением в православной общине на Гоа
Миссия РПЦЗ в штате Андхра-Прадеш
Недавно принесли плоды миссионерские усилия Русской Православной Церкви Заграницей в индийском штате Андхра-Прадеш. Известно, что священник РПЦЗ, иерей Афанасий Коне, настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Гавайях, а также отец Ефрем из Аляски посещали Индию в сентябре 2018 г. Затем продолжили катехизацию протестантов дистанционно. Уже в конце января 2019 г. они вновь приезжают для принятия группы верующих в Православную Церковь. Тогда в Церковь вошли 47 протестантских пастора, в числе которых доктор Уэсле, и некоторое количество верующих. Так получилось, что доктор Уэсле, старый знакомый иерея Афанасия, на момент Крещения являлся почтённым протестантским руководителем.
Протестанты стали православными и готовы других приводить к Церкви
Пасторы стали мирянами и продолжили работу как старосты общин. На первых порах успех этой православной миссии ошеломляющий. Протестанты стали православными и готовы других приводить к Церкви, даже при том, что у них нет богослужения на родном языке телугу, нет литературы, в то время как большинство верующих из деревень не знает английского или другого языка. Священники-миссионеры из РПЦЗ не могут постоянно проживать в Индии, на это требуется специальная виза, получить которую крайне сложно. Остаётся только надеяться, что миссионеры исправят недостатки организации и смогут обеспечить жизнеспособность миссии дистанционно.
Иерей Афанасий и о. Ефрем с верующими в штате Андхра-Прадеш
Индийская миссия РПЦ с центром в Чанрапуре
В самом сердце Индии, в штате Махараштра, служит священник Русской Православной Церкви Климент Нехамайиа. Он коренной индиец, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. Хорошо говорит по-русски.
История православной миссии начинается с бывшего англиканского епископа, доктора Поликарпа (Рохана) Нехамайиа, брата иерея Климента. В 2011-м году индийский англиканский епископ и миссионер принимает решение стать православным. Он пишет письма нескольким Поместным Православным Церквям. Из России в 2012-м г. приезжает в Чандрапур священник-миссионер Станислав Распутин и принимает Поликарпа и пять индийских общин в Православную Церковь (около 200 чел.). Поликарп тщательно подготовился к переходу в Православие. Приведем впечатления священника Георгия Максимова:
«Он (Поликарп – С.В.), будучи протестантом с рождения, более пяти лет назад стал ощущать неполноту протестантизма, начал изучать христианство и убедился в истинности Православия. Мало того – убедил в этом 250 других протестантов и все эти годы учил их православной вере, одновременно с этим пытаясь достучаться до представителей Православной Церкви с просьбой о принятии… Я удивляюсь, как люди, будучи вне Церкви, так хорошо могут все знать о нас… Это какое-то чудо. Мало того – знать, но искренне верить в это и ждать, когда их примут в Православие».
Поликарп с супругой Ириной и дочерью Ксенией. Крещение Господне 2019 г.
В 2013-м г. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), глава РПЦЗ, предложил рукоположить Поликарпа в священный сан. Поликарп прошел катехизическую подготовку в Бангкоке у архимандрита Олега (Черепанина), однако, рукоположение не состоялось. Русские священники-миссионеры приезжали еще в 2013-м и 2014-м гг., но постоянного священника в общине не было. Поликарп, не теряя времени, знакомил прихожан с православным богослужением, учил простых верующих православной вере, регулярно выезжая на приходы служить обедницу на родном языке маратхи.
В 2014-м г. Климент, брат Поликарпа, оправляется учиться в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. У Климента была трудная акклиматизация, врачи его едва не отправили назад в Индию. Зимой 2016 г. в Санкт-Петербург приезжала на Венчание Екатерина, жена Климента. Таинство совершил бывший ректор СПбДА архиепископ Амвросий. В 2018-м году, на праздник Пятидесятницы, ректор академии рукоположил студента из Индии в священный сан. Священник Климент уже летом 2018 г. отправился в Индию, где занимался православной миссией. Правда, просветительская работа никогда не останавливалась: за время обучения в академии и после миссионер перевел на язык маратхи обедницу, часы, литургию святого Иоанна Златоуста, тропари и кондаки воскресные и двунадесятых праздников, таинство Исповеди и таинство Крещения, а также Великое освящение воды. Тексты уже используются, также они нуждаются в издании.
Литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 2019 г.
Иерей Климент выезжает в миссионерские поездки практически по всей Индии. Его приглашают различные протестантские общины, желающие стать православными. Большое количество верующих готовится войти в Православную Церковь. Для инославных стать православным – значит восполнить свою веру во Христа и принять полноту даров Святого Духа. С большой осторожностью миссия идет и среди нехристиан, в условиях настороженного отношения к христианам индуистского большинства.
Индийцам не хватает элементарных церковных атрибутов для полноценной религиозной жизни
В настоящее время иерей Климент Нехамайиа занимается миссией благодаря общественной поддержке православных России. Поддержка миссии организована в группе «Дело апостола Фомы» социальной сети «Вконтакте» (аналогичная в «Фейсбуке»), где регулярно публикуются новости о жизни индийской миссии. Есть также страница в Инстаграмме –Orthodoxindia. Индийцам не хватает элементарных церковных атрибутов для полноценной религиозной жизни – храма и церковного кладбища, а также машины для посещения священником общин.
Мальчик идет сам на литургию. Рождество 2019 г. Православную миссию в Индии сопровождают Божьи знамения. Об одном из них рассказывает иерей Климент:
«Мальчик 12 лет переболел полиомиелитом. Папа принес его в храм на руках – мальчик не мог ходить. Родители попросили молитвы. Мы стали молиться. Исцеление не было дано сразу, нет. Но со временем мальчику стало гораздо лучше. Сейчас он ходит сам, без всякой помощи. И сам мальчик, и его папа с мамой приняли Крещение. Люди сначала думают, что Господь – один из множества богов, потом – что Он самый главный Бог, и лишь в конце они понимают, что Он единственный. Это долгий процесс».
На примере истории православной миссии в Японии, Китае, Корее и Африканском континенте можно сказать, что православная миссия проникает в сердце народа и укореняется в нем тогда, когда миссией начинают заниматься коренные жители, наставленные в Церкви и просвещенные Духом Святым. Миссия на родном языке, со знанием культуры – непременное и важное условие проповеди.
Миссия на родном языке, со знанием культуры – непременное и важное условие проповеди
Сегодня самые благоприятные условия для знакомства индийцев с православной верой складываются в сердце Индии – православной общине Чандрапура штата Махараштра. Этому способствует и тот факт, что гражданам Индии не требуется дополнительного разрешения на миссию (миссионерской визы), как для заграничных миссионеров. Иногда миссионеры думают, что в Дели есть православный приход, «значит, все в порядке, кто хочет, тот и присоединится к Церкви». К сожалению, деятельность настоятеля Делийского прихода протекает под надзором индийской власти, которая, как известно, не приветствует распространение христианства в Индии, поэтому настоятель сильно ограничен в своих возможностях.
Благотворительная трапеза после литургии на пожертвования из России
В заключение хочется привести слова русского миссионера архимандрита Андроника (Елпидинского), ожидания которого, будем надеяться, уже исполняются:
«Как уже замечено другими, христианство не завоевало себе до сих пор надлежащего места в Индии. Католики земными средствами увеличивают свою церковь и земными же средствами удерживают у себя людей. До сих пор не приходилось слышать, чтобы где-либо возникало добровольное массовое движение в христианство, и верится, что ещё не было в Индии настоящих миссионеров – не со своими земными средствами, а со всемогущим Божиим благословением и помощью. Верится, что это сможет сделать только Святое Православие, если только Индия достойна его» («Восемнадцать лет в Индии», с 63–64).
Христианство в Индии
Собор Святого Фомы в Ченнаи
Индия – страна уникальной природы и исторических памятников, здесь живут простые и радушные люди. Особое место в жизни каждого индуса занимает религия. Интересно, что христианство здесь является третьей по численности конфессией. Большинство христиан живет на юге страны, но есть последователи и среди племен индийского северо-востока.
Проповедь христианства в Индии традиционно связывают с именем апостола Фомы. Он прибыл на западное — Малабарское — побережье в 52 году, где крестил местных жителей и основал Семь церквей в Керале. Дальше апостол отправился вглубь страны, в Мадрас, и прожил на Малой горе несколько лет. Его проповедь была весьма успешна: крестился местный раджа и часть его подданных. Это возбудило ненависть и ревность священников-брахманов, которые наняли воинов убить святого. Апостол Фома принял мученическую смерть на горе, позже названной его именем. Он умер, обнимая вырезанный им каменный крест, и был похоронен на том месте, где ныне находится католическая базилика святого Фомы в Ченнае (бывшем Мадрасе). Красивый собор в неоготическом стиле перестроили британцы в конце 19 века. При базилике есть музей, в котором по сей день хранится наконечник копья, пронзившего святого Фому. Сегодня это место самая посещаемая христианская святыня Индии.
Вообще англичане построили довольно много культовых сооружений в Мадрасе. Здесь находится церковь Святой Марии. Её ещё называют «Вестминстерским аббатством Востока».
Церковь Святого Андрея британцы построили по примеру церкви Святого Мартина на Трафальгарской площади.
И, наконец, заслуживает внимания церковь Луз. Ее построили португальцы в 16 веке. По легенде, моряки попали в шторм и стали молиться Деве Марии. Произошло чудо: яркий свет на берегу указал им путь. На том месте возвели изящную церковь с названием «луз», или «свет» по-португальски, а главный алтарь храма посвятили Деве Марии.
Евангельский призыв к добрым делам и социальному служению был услышан индийцами. Ведь эти понятия близки местному населению. Они лежат в основе индийской философии и считаются высшими формами нравственности. Сегодня среди индусов есть и православные христиане. Их немного, но они тесно общаются с православными русскими.
На протяжении нескольких лет по просьбе соотечественников, временно или постоянно проживающих в Индии, русские священники совершали богослужения на территории дипломатических представительств Российской Федерации. Крупная приходская община сформировалась в Нью-Дели, где регулярные богослужения совершаются в маленькой домовой церкви в жилом секторе посольства. А в 2006 году там же началось строительство храма в честь апостола Фомы. Это будет первая русская православная церковь на территории Индии.
С 18 ноября по 2 декабря 2011г. команда из России с миссионерской поездкой посетила страны Индии и Непала.
Знакомство с этими странами у Зеленоградской церкви началось в 2009 году.
За это время было совершено две миссионерские поездки, к которым присоединялись братья и сестры из разных церквей. Одним из результатов этих трудов стал фильм «Потерянный миллиард», открывающих глаза на реальность Индии.
В этот раз в миссии приняли участие семь человек из пяти городов России.
Впервые в состав команды вошло три пастора: Павел Колесников — пастор церкви г. Зеленограда и лидер команды; Анатолий Олейник — старший пресвитер по Кировской области и пастор церкви в Кирове; Александр Картавенко — пастор-миссионер в г. Кинешма, Ивановская область. Частью команды стал также старший служитель по центральной части России миссии «Гедеоновы Братья», дьякон церкви г. Кирово-Чепецка, Владимир Пачезерцев.
Из сестер к миссии впервые присоединились Ирина Попова — преподаватель младшей группы Воскресной школы церкви г. Зеленограда, и Екатерина Васильева — участник хора «Для Тебя» II Московской церкви г. Москвы. Во второй раз на миссии в Индии побывала Кристина Колесникова — лидер прославления церкви г. Зеленограда.
Павел Николаевич Колесников:
«Я принял решение хотя бы раз в год выезжать на миссию. Это необходимо, чтобы мои чувства не притуплялись, чтобы в пасторском служении не смотреть на что-то свысока, но продолжать служить людям с пониманием и состраданием. Миссия помогает в этом. В ней через преодоление трудностей, нужду людей, Бог смиряет и смягчает сердце».
Целью поездки было восполнить потребности братьев и сестер в Индии. Одной из их просьб было прослушать семинар о семейной жизни. Они были проведены дважды и собрали множество семейных пар. В Непале около ста пятидесяти лидеров в течение четырех часов без остановки слушали и записывали каждое слово, чтобы в будущем консультировать семейные пары. Чтобы побывать на нем, некоторым служителям в течение нескольких дней пришлось спускаться из горных районов. Также по просьбе братьев и сестер был проведен семинар о поклонении Богу через музыку и пение.
Одной из целей миссионерских поездок в эти страны является ободрение местных христиан. Многие из них испытывают сильное духовное давление со стороны религиозных родственников и нуждаются в молитвенной поддержке. В эту поездку с помощью российских церквей для четырех пасторов Индии были куплены велосипеды, а для церкви Непала – специальная аппаратура для звука. Все это является большим чудом для местных верующих и результатом многочисленных молитв.
Павел Николаевич Колесников
«Я считаю, что многим пасторам необходимо окунуться в такую реальность, как в Индии, и понять, что в мире очень много нужды. Мы привыкаем к жизни внутри церкви, мы проводим межконфессиональную работу, участвуем в совещаниях, конференциях, мы общаемся, рассказываем о широкой работе, достижениях, но мы не видим, что происходит за этими границами».
У одной церкви не получится изменить весь народ Индии, но мы можем повлиять на жизнь хотя бы одного ребенка. Поэтому одним из проектов в Индии стало желание Зеленоградской церкви помочь одному мальчику из трущоб увидеть другую жизнь вне гор мусора, а в будущем получить образование. Его фотография стала визитной карточкой фильма «Потерянный миллиард», его можно увидеть на сайте ониневиноваты.ру. В совершенной миссионерской поездке удалось собрать больше информации о нем и его семье.
Свидетельства миссионеров, ежедневно отдающих свои жизни для спасения жителей Индии и Непала, люди, которые среди нищеты и физических немощей славят Бога, дети, искренно желающие в будущем стать пасторами и нести благую весть своему народу, — все это заставляет задуматься, а насколько настоящее наше христианство? За время поездки каждый член команды прочувствовал не только сострадание к индийцам, но и огромный стыд за неиспользованные возможности, которые Бог дает каждый день, и которыми мы пользуемся далеко не всегда.
На сегодняшний день миссией интересуются служители из разных городов России, расширяются сердца верующих для участия в ней. Жители во многих городах России также нуждаются в помощи, но такого масштаба бедствия, как в Индии, в нашей стране, по Божьей милости, нет. Антисанитария, голод, высокая смертность среди детей, жизнь среди гор мусора, жизнь в полной духовной тьме и безнадежности, — это реальная Индия.