Просмотры: 6 604
Повторяем один из интересных текстов 2018 года. От анонимного автора.
***
Написать хотя бы кратко о своем церковном детстве меня подтолкнуло упоминание одним из авторов «Ахиллы» о том, что она тоже училась в православной гимназии. Смею надеяться, что тот автор — а может, и другие — тоже напишут о своем осмыслении опыта обучения в подобных заведениях. Мне кажется это особенно важным сейчас, когда православные школы растут, как грибы, и борются за полноценное государственное финансирование.
Текст автора читает Ксения Волянская:
Цитата: «Верующим людям очень важно, чтобы их дети ходили в православную школу. От этой симфонии семьи и школы они получат очень много полезного и доброго».
Мои родители были фундаменталистски настроенными верующими, из-за чего я, по их требованию, ходила везде в длинных юбках и платочке; джинсы были строжайше запрещены и теоретически одобрялись только в комплекте с длинной, ниже колен, рубашкой (платьем). Все книги в доме подвергались строгой цензуре, из старой советской библиотеки с позором изгнали все «бесовское и блудное», включая Мэри Поппинс, «Унесенных ветром» и Муми-троллей. Гарри Поттер и «Властелин колец» были словами почти матерными; так что в отсутствие иной фантастики я смаковала творения Воробьевского и сборник «Россия перед Вторым пришествием».
Денег у нас было немного, вид мой был дико-православным; в школьных мероприятиях мне никогда не разрешали участвовать, ведь новогодний утренник приходился на пост, 8 марта — накануне памяти Иоанна Предтечи и проч.; на экскурсии ездить было небезопасно, да и просто неверующие одноклассники в джинсах доверия родителям не внушали. В общем, в светской школе я была изгоем; дома радости особой тоже не было, воскресные школы постоянно менялись (родители искали свой храм), и я всегда была там «новенькой». В то время я обожала забиваться куда-нибудь в угол и мечтать, что сбегу в Дивеево к батюшке Серафиму и постригусь там в монахини, и будет мне благодать и исцеление зубов.
В 10 лет мы с родителями наконец-то поехали в паломническую поездку в вожделенный дивеевский рай, где в моем сознании впервые прозвучал очень тихий голосок о том, что работой в храме я прекрасно занимаюсь и дома, а «впаривать» моей маме за 300 рублей иконку «с мощами» со стороны монахини — нехорошо. Почему вообще моя образованная и умная мама морщит лоб и рассматривает «святыньку», когда даже мне совершенно понятно, что никаких мощей там нет и быть не может?
Еще через пару лет мы сменили место жительства, и на новом месте я пошла в православную общеобразовательную школу при храме. Рядом с домом была хорошая школа с упором на иностранные языки, куда меня, как отличницу, можно было устроить, но я наотрез отказалась: джинсы по-прежнему были под запретом, а стать изгоем и в новой школе мне не улыбалось. Родители были рады такому моему свободному выбору праведной жизни и стремлению к Богу, а то, что новая школа была платной, придавало вес надеждам на хорошее обучение.
Цитата: «В православной гимназии дети духовно гораздо более защищены, чем их сверстники в обычных школах».
В нашем современном мире живуч стереотип о том, что в обычных школах творятся содом и гоморра, злобные одноклассники дубасят друг друга в кровь, а девочки спят со всеми подряд. Не хочу вдаваться в обсуждение сложностей обычной школы, однако факт остается фактом: православная школа находится в том же мире, что и остальные граждане нашей страны, а значит, проблемы в православной школе будут примерно такими же, как и в обычной — просто со специфическим православным колоритом; причем, по моему опыту, добавленный в школьный коктейль православный компонент не улучшал ситуацию, а наоборот, минимум, ничего не делал, максимум — ухудшал.
Нет, мы действительно ходили в длинных юбках и платках, никаких развратных мини и декольте в школе не было. Но помимо этого было и многое другое.
В нашей школе была отвратительная дисциплина на уроках: сидели тихо только у конкретных преподавателей, которые лично были в состоянии усадить класс за парты и заставить себя слушать. У нас был хулиган, который терроризировал всю школу и был старше одноклассников на два года, и никакие беседы с родителями и батюшкой-настоятелем на него не действовали; по слухам, хулиган всякий раз слезно каялся и обещал исправиться. Парни же так бесились на переменах, что однажды чьей-то головой проломили дверь в класс.
Один раз в нашу школу перевели мальчика-инвалида, его дразнили в обычной школе, и родители решили, что в православной дети будут добрее, но ничего не вышло: над ним стали издеваться и через пару недель мальчика от нас забрали.
Парни в нашем классе курили травку, что выяснилось случайно — и повлекло за собой беседу с родителями. У нас были парочки, а в старших классах ходили слухи о том, как кто-то из девочек лишилась девственности с будущим семинаристом.
Мальчики нещадно приставали к девочкам, сюда относились и шлепки по попе, и похабности вслух, и проч. Все это не представляло тайны для управления школы, поэтому учительница церковного пения регулярно проводила с зашуганными девочками беседу на тему того, как скромнее себя вести и не провоцировать мальчиков. Железно соблюдался порядок прохода в трапезную, ко причастию, к исповеди: сначала мальчики, потом девочки. Кроме того, строго блюлись вопросы «нечистоты»: девочки обязаны были проводить эти дни на школьных молитвах в храме в притворе. Вряд ли целомудрию учащихся способствовали всеобщее внимание к девочке с месячными и хихиканье мальчиков за ее спиной, хотя, впрочем, и плюсы от этого были, потому что под таким предлогом можно было откосить от обязательного причастия или «прикрыть» опоздание в храм на общую молитву. Ни одной взрослой преподавательницы с нами в притворе ни разу не было. Воспитание целомудрия, помимо прочего, совсем не мешало выставлять нарядных старшеклассниц в хороводе на церковных приемах перед кушающими церковными иерархами и семинаристами, точно ресторанных танцовщиц.
Мальчиков погоня за нравственностью тоже не обошла стороной: как-то раз, пока мы все были на линейке, директор школы с помощью кого-то из учителей обыскали в пустом классе рюкзаки и прочие вещи мужской части класса и забрали порноматериалы, что опять же повлекло за собой воспитательную беседу (а в классе, конечно, быстро узнали, что́ именно у кого нашли по части порнухи, и обсудили вкусы попавшихся).
Цитата: «Мы ищем воцерковленных профессионалов. Это необходимо, потому что на любом предмете — математике, физике — ученики сталкиваются с вопросами, где нужно дать нравственную оценку происходящему. (…) В идеале и дети, и учителя должны быть прихожане одного храма — того, при котором устраивается школа».
Наши учителя в большинстве совмещали работу у нас с работой в светской школе, поэтому более-менее средний уровень школа держала, не считая огромной текучки кадров. Ведь если вы ищете учителя в православную школу, вам нужен человек, который не только обучит детей нужным знаниям, но еще будет иметь нужную степень воцерковленности, что сильно сужает круг поисков, да и вообще на практике представляет собой большую проблему: почему-то чем более религиозным был человек, тем хуже он оказывался как преподаватель, а уж такой тонкий вопрос, как контакт с детскими сердцами, вообще никак не соотносился со степенью религиозности учителя — к великому расстройству самых ревностноверующих учителей церковнославянского и ОПК. Больше всего от такого подхода страдали точные науки: при мне так и не нашли отдельных учителей для химии и физики, которые в конце концов передали второму математику (он, опасаясь ЕГЭ, втихую использовал часы для своего предмета). Сменилось несколько учителей биологии, пока не нашли полностью совместимого с православным учебником Троице-Сергиевой Лавры. Зато благодаря церковной ограде мы имели бессменного преподавателя церковнославянского языка, который имел часов столько же, сколько английский, а еще целый «пул» преподавателей ОПК из числа священников собора — и этому предмету в старших классах была посвящена вся суббота.
Некоторых преподавателей школа держала, по-видимому, от безысходности: например, старенькую математичку, которая простодушно возмущалась — зачем это детям пропускать день с уроками по алгебре, дабы сходить на причастие (причастие в двунадесятые праздники, как и посещение церкви, были для нас обязательными независимо от того, на какой день недели они выпадали). Неужели нельзя причаститься вечером, чтобы не пропускать уроки?! Мы в ответ лишь снисходительно посмеивались: мол, что взять с непосвященного человека.
Цитата: «Духовника касаются все стороны жизни школы: духовная, образовательная, педагогическая, просветительская, административная, хозяйственная, внешкольная и т.д.»
Пока должность директора занимал светский человек, все более-менее держалось на плаву; когда на должность пришел воцерковленный человек-энтузиаст, обстановка резко ухудшилась, поскольку теперь предполагалось четкое соблюдение пирамиды власти: директор оказывает послушание священнику — настоятелю храма, а все прочие учителя, учащиеся и их родители оказывают послушание директору. Все это оказалось малоприменимым в организации нормальной работы школы и повлекло множество конфликтов как с преподавателями (текучка кадров обострилась еще более), так и с родителями — например, не все оказались готовы оказывать послушание директору в выборе программы для школьного обучения и формы; в принципе, участие родителей в обсуждении учебного процесса в школе было немыслимо так же, как и демократия в церковном приходе между прихожанами и священниками. Мои родители были даже удивлены тем, насколько бывает необходим надоевший до печенок в светской школе родительский комитет: в конце дошло до того, что родители класса тайком от директора и духовника организовали нам помимо церковного еще и выпускной в ресторане, о чем мы все мечтали.
Цитата: «Когда дети участвуют в общей молитве, они ощущают свое единство и друг со другом, и с учителями, причем единство в самом главном — в предстоянии перед Господом».
Мы сами воспринимали свою школу по-разному: некоторые отчаянно стеснялись православной школы и всегда объясняли, что она самая обычная, но были и другие дети, те, кто видели свое будущее в церкви, и православность школы их не смущала — по большому счету, смущаться им было не перед кем. Мне кажется, многие из нас просто боялись светской жизни, особенно те, кто никогда не учился в обычной школе; мы слишком много времени проводили в своем замкнутом мирке возле церкви, чтобы потом спокойно переступить порог школы и уйти. Кроме того, передоз пугачки с младых ногтей бесовскими наваждениями, бесами из зеркал и телевизора, адским огнем неверным, простите, неправославным, как ни крути, накладывал свой отпечаток; да и суть пастырских наставлений всегда укладывалась в тезис «не греши или попадешь в ад на сковородку, как те грешники в миру», а отрицательным персонажем на школьных спектаклях выступал картонный телевизор с рогами.
Теперь, на своем примере и моих одноклассников, я думаю, что главным компонентом, играющим роль в судьбе и формировании личности, является семья. Да, нас в школе без устали мариновали проповедями, личным примером, мы не отходили от храма, ежедневно по много раз молились, и каждый из нас имел приличное представление о законе Божьем, службе и знал наизусть N-й список молитв. Однако сейчас воцерковленными остались только дети из числа тех, кто имел сильно верующих «церковных» родителей, да и то не все; те, кто были из более светских семей, остыли к церкви, а кое-кто записался в атеисты, иногда прямо в школе: изнанка внутрицерковного мира сильна охлаждает к вере. С одной стороны, мы все были воцерковленными, а с другой — циничными, поскольку прекрасно знали, например, как многие священники матерятся и выпивают, знали неприглядные детали их личной жизни, приходские интриги и склоки, несть им числа.
Далеко не все, конечно, разочаровывались именно в Боге — но если бы я целенаправленно хотела, чтобы мой ребенок был верующим, я бы точно его держала подальше от участия в приходской жизни.
Должна признать, что мы — малолетние сплетники — с упоением смаковали все подробности приходской жизни, что до нас доносились; ведь если тебя учат праведной жизни на профессиональной основе, а сами тут же, отойдя за угол, начинают открыто грешить, сложно удержаться от злословия. «Это все искушение, Христос тебе пример, и не дерзи старшим, Боженька накажет!» © — таков был примерный ответ взрослых на попытки затронуть тему. Мы никогда по-настоящему не бунтовали вслух: если вокруг тебя множество взрослых, которые видят то же, что и ты, но ведут себя так, будто все в порядке, то у тебя не возникнет чувства общей неправильности происходящего. Нам не приходило в голову возмущаться выставлением напоказ девочек с менструацией, обыском личных вещей, тем, что мы мыли полы в холодном каменном храме, часами чистили картошку в трапезной и в общем часто были бесплатной обслугой; напротив, многое из этого воспринималось за честь: не всем же доверяют часами в каменном храме вставлять цветы в губки с ледяной водой, правда?
Цитата: «Православная школа — это для верующих людей настоящий дар Божий. (…) В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы».
После окончания школы подавляющее большинство из нашего класса поступило в светские вузы. Моя же семья за время обучения стала отходить от активной приходской жизни, да и по сравнению с многодетными семьями священников и церковных служащих я в 11 классе ощутила, что мои родители почти обычные светские люди.
Несмотря на то, что все описанное я считаю, безусловно, для себя важным опытом, да и кроме того, у нас был, несмотря на все церковные закидоны, не самый плохой класс, меня не отпускают сожаления о том, что я упустила свой шанс на хороший школьный старт в виде языковой гимназии. Сожалею, что вместо выходных на службах я не посещала репетитора по языкам. Жалею, что в детстве не училась танцам (бесовское занятие!). Жалею, что слишком много драгоценного детского интереса, времени и сил было отдано воспитанию страха: перед родителями, перед миром, перед Богом. Съела тайком конфетку, врешь маме — мама будет молиться, чтоб Богородица наказала! Прочитала «блудную» книжку («Королеву Марго», да, спасибо г-ну Грачеву¹ и его книжечке) — застукали — каешься на исповеди, чтобы Боженька не наказал, а уж там батюшка сумеет заставить малолетнюю грешницу трястись от страха. «Видишь, у нас в стране все плохо — это наказание за грехи, мы все за грехи мучаемся, кровь Царя на всем народе!» — еще один навязчивый лейтмотив, и несть им таким числа. Наверное, многие люди скажут, что я сама виновата, если из своего церковного детства вспоминаю только это; неужели не было хороших моментов (в духе повести Ивана Шмелева «Лето Господне», наверное)? Были, конечно, яйца к Пасхе я до сих пор крашу по старой памяти. Но в целом я считаю себя обязанной признать, что никому не желала бы расти с таким погружением в церковную жизнь, как я.
В духовном плане школа на меня в детстве мало повлияла, скорее, просто поддерживала направление, заданное родителями. От меня и не убыло, потому что тогда я придерживалась позиции «Бог не имеет отношения к этой человеческой дури», но и не прибыло, не считая, увы, активного увлечения пролайф-движением, о чем сейчас мне стыдно вспоминать. Ярко отрицательный эффект оказался отложенным на 10 лет, когда многие вещи стали восприниматься иначе, и я неожиданно для себя поняла, каким пустым звуком мне кажутся набившие оскомину наставления о супружеской жизни в православной семье, об особой роли русского народа, о грешниках в миру и «монастырском спецназе», о великих и страшных грехах блуда и гордыни и о добродетелях смирения и послушания и т.п. И когда я это осознала, у меня наконец-то появились слова, чтобы рассказать о своем церковном обучении и передать свои ощущения о нем. Но к несчастью, к тому времени, как этим всем переболела я, в эти идеи начало втягиваться наше общество, что меня и расстраивает, и пугает. Думаю, христианскому учению не обойтись в будущем без публичной ревизии хорошей команды психологов: как минимум, нужно прекратить тщательное культивирование чувства вины и понимание Бога как родителя-абьюзера с плеткой в руках и невнятной системой поощрений и наказаний. Сейчас я обращаюсь к Богу, но считаю, что Его отношение с миром имеет мало общего с концепцией, которую продвигает христианство.
Впрочем, церковные наставления все же не прошли даром, и православная школа еще долго напоминала о себе: до самого выпуска из вуза я, выходя с университетского крыльца, «на автомате» поворачивалась к дверям лицом и, словно выходя из ограды храма, набожно крестилась.
¹ свящ. Алексий Грачев. «Что необходимо знать каждой девочке, или Доверительные беседы о самом важном»
Источник для иллюстрации отсюда
Приоритетное направление работы гимназии – личностно-ориентированное развитие ребенка. Дети в гимназии находятся полный день. Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия с педагогами, работают секции дополнительного образования. Для обеспечения учебного и внеурочного процесса в гимназии регулярно проводится обновление материально-технической базы. В гимназии работают следующие детские объединения театральная студия, хоровой коллектив, студия детского творчества «Время рисовать», клуб научно-технического творчества «Искатель» (включающий детское конструкторское бюро «Кулибины», школу исследователей «Гимназист», гимназическую дружину «Братства Православных следопытов»), музейное объединение. Почти все учащиеся посещают Дом детского творчества, Детскую школу искусств, Станцию юных техников, спортивную школу.
В процессе работы гимназии родились свои традиции: проведение детских утренников, посвященных престольным праздникам, Рождеству Христову, Масленице, Пасхе и Дням славянской письменности и культуры; сотрудничество с Домом ветеранов, Домом престарелых и инвалидов, детскими дошкольными учреждениями, библиотеками. Традиционными стали паломнические поездки, экскурсии в музеи, посещение театров. Ежегодно в летние каникулы в гимназии работает детский лагерь. Регулярным стало проведение на базе летней оздоровительной площадки научного лагеря «Кулибины».
Дети принимают участие в конкурсах и олимпиадах: международные конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок», всероссийская конференция «Национальное достояние России», всероссийский конкурс им. В.И. Вернадского, Вавиловские чтения, международная конференция «Авиация и космонавтика», районные конкурсы «День науки», «Дорога к храму», «Хоровое искусство» (смотрите график мероприятий); становятся победителями и лауреатами. По результатам районной научно-практической конференции «День науки» гимназии трижды (в 2010, 2011 и 2012 годах) была вручена «Хрустальная сова» – приз за самое большое количество победителей.
Гимназия ведет большую просветительскую работу среди педагогов района. На базе гимназии проводятся семинары для учителей литературы «Православное сознание русской литературы», для администрации образовательных учреждений района «Юридические аспекты преподавания курса «Основы православной культуры» в образовательных учреждениях», «Система духовно-нравственного воспитания в православной гимназии «София», заседания районного методического объединения преподавателей Основ православной культуры и Мировой художественной культуры.
Гимназия награждена грамотами и благодарственными письмами Управления образования района, Министерства социальной защиты (Клинского УСЗН), Всероссийского общественного движения «Боевое братство», Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Создавая гимназию, мы поставили перед собой цель – объединить качественное обучение детей с традиционным духовно-нравственным православным воспитанием. Нами разработана концепция развития гимназии, которая включает в себя внедрение новых образовательных технологий (личностно-ориентированных, исследовательских, информационных, проблемного обучения, проведения коллективных творческих проектов, педагогика сотрудничества), повышение квалификации педагогов, усовершенствование материально-технической базы.
По данным Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в столице с действующим конфессиональным представлением работают 28 православных средних общеобразовательных учебных заведений. Не претендуя на исследовательскую полноту и всеохватность, сегодня мы предлагаем читателям собственную версию рейтинга лучшей пятерки из них, составленную на основе опроса экспертов и общемосковского рейтинга средних школ.
Содержание
- Свято-Владимирская православная школа
- Православная классическая гимназия «Радонеж»
- Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине
- Православная Свято-Петровская школа
- Гимназия «СВЕТ»
- Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- «Классическая гимназия» при греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина
- Церковно-приходская школа «Косинская»
- Музыкальный православный центр «Воскресение»
- Троицкая школа при московском подворье Свято-Троицкой Сергиевской лавры
- Школа в Усадьбе Свиблово имени преподобного Сергия Радонежского
- Учебный центр «Перспектива»
- Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского
- Центр образования «Знак»
- Православная школа искусств
- Православная гимназия в Троице-Лыкове г. Москвы
- Средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник»
- Православный центр образования Святителя Николая Чудотворца
- Средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»
- Школа при Андреевском монастыре
- Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского
- Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»
- Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия
- Троицкая православная школа
- Средняя общеобразовательная школа «Ретро»
- Ховринская гимназия «Лампада»
- Православная классическая гимназия им. митрополита Платона Левшина
- «Гимназия Святителя Василия Великого»
Свято-Владимирская православная школа
Расположена на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Здесь обучаются свыше 130 детей. В школу берут преимущественно воцерковленных православных детей. При поступлении требуется рекомендация духовника. Дети имеют возможность бесплатно заниматься в кружках по керамике, ИЗО, петь в клиросном и казачьем хорах, а также заниматься спортом. Школа дает широкое образование и открывает учащимся возможность для свободного выбора любой профессии. Выпускники поступают как в светские вузы, так и в семинарии.
Адрес: Малый Ивановский пер., д. 4, стр. 1, 2 (ст. м. «Китай-Город»)
Тел.: (495)624-82-94
Веб-сайт s-vlad-school.ru
Директор Кондюрина Марина Леонидовна
Духовник: протоиерей Алексий Уминский
Православная классическая гимназия «Радонеж»
Первая православная общеобразовательная школа в постсоветской России. Обеспечивает качественное образование с гуманитарным уклоном и православное воспитание. Ориентирована на детей из православных семей. От учащихся требуется усердная молитва, соблюдение постов, участие в церковных таинствах. Ряд предметов воспитанники гимназии изучают углубленно: Закон Божий, мировую художественную культуру, церковнославянский язык. Иностранные языки (английский, немецкий, латынь) изучаются на уровне языковых спецшкол. В гимназии открыты две инновационные площадки.
Адрес: пр-д Одоевского, 13 (ст.м. «Ясенево»)
Тел.: (495)423-5122
Веб-сайт gymnasia-radonezh.ru
Директор Тишков Михаил Борисович
Духовник: иерей Артемий Сахаров
Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине
Рассчитана на 120 детей. Здесь углубленно изучают историю и иностранные языки (английский, новогреческий, сербский). Свои знания ребята имеют возможность ежегодно практиковать. У гимназии есть лагерь в Греции. Во время учебного процесса дети активно занимаются в творческих студиях и спортивных секциях, посещают экскурсии, совершают паломнические поездки.
Адрес: ул. Ляпидевского, 10а (ст. м. «Речной вокзал»)
Тел.: (499)747-9714
Веб-сайт pravoslavnaya-gimnazia.ru
Директор: Бузин Игорь Алексеевич
Духовник: игумен Феофилакт (Безукладников)
Православная Свято-Петровская школа
Одна из крупнейших гимназий города. Здесь обучается около 350 учеников, больше половины семей учащихся – многодетные. У школы заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности с Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом, педагоги которого здесь преподают. Индивидуальным способностям детей в школе уделяют особое внимание. Молодежь стараются воспитывать в лучших традициях Православия, отечественной и мировой культуры.
Адрес: Тессинский переулок, д. 3 (ст. м. «Чкаловская»)
Тел.: (499)641-0325
Веб-сайт tgym.ru
Директор: иерей Андрей Постернак
Духовник: протоиерей Владимир Воробьев
Гимназия «СВЕТ»
Ориентирована на детей, семьи которых руководствуются в своей жизни христианскими нравственными ценностями. Один из главных приоритетов школы – интенсивная и ответственная подготовка к ГИА и ЕГЭ. По отдельным предметам старшеклассники могут обучаться в форме экстерната, чтобы больше внимания уделять подготовке в вузы. Дополнительное образование включает больше 30 проектов для учащихся по гуманитарным, естественнонаучным и творческим направлениям. При школе организован хор – лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
Адрес: ул. 8-го Марта, д. 6-г (ст.м. «Динамо»)
Тел.: (495)614-2936
Веб-сайт shkolasvet.ru
Директор: Глазнева Елена Анатольевна
Духовник: протоиерей Димитрий Смирнов
Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Адрес: ул. Партизанская, д. 7, корп. 2 (ст. м. «Молодежная»)
Тел.: (495)416-4193
Веб-сайт orthoschool.ru
«Классическая гимназия» при греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина
Адрес: Орлово-Давыдовский пер., д. 5 (ст. м. «Проспект Мира»)
Тел.: (495)680-92-41
Веб-сайт mgl.ru
Церковно-приходская школа «Косинская»
Адрес: ул. Большая Косинская, д. 42 (ст. м. «Лермонтовский проспект»)
Тел.: (495)700-0002
Веб-сайт cpsh-k.edusite.ru
Музыкальный православный центр «Воскресение»
Адрес: ул. Камчатская, д. 6 (ст. м. «Щелковская»)
Тел.: (495)467-4510
Троицкая школа при московском подворье Свято-Троицкой Сергиевской лавры
Адрес: 2-ой Троицкий пер., д. 8/10 (ст. м. «Цветной бульвар»)
Тел.: (495) 684-31-64
Веб-сайт blagoslovenie.su
Школа в Усадьбе Свиблово имени преподобного Сергия Радонежского
Адрес: Лазоревый пр. д. 15, стр. 1 (ст. м. «Ботанический сад»)
Тел.: (499)189-64-03
сайт: sviblovoprav.ru
Учебный центр «Перспектива»
Адрес: Сумской пр., д. 2 А (ст. м. «Чертановская»)
Тел.: (495) 316-00-74
Веб-сайт perspektiva.org.ru
Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского
Адрес: ул. Ясеневая, д. 33, корп. 2 (ст. м. «Зябликово»)
Тел.: (495)399-44-79
Веб-сайт stseraphim.edusite.ru
Центр образования «Знак»
Адрес: ул. Абрамцевская, д. 6а (ст. м. «Алтуфьево»)
Тел.: (499)200-05-08
Веб-сайт pravshkola.ru
Православная школа искусств
Адрес: Ленинградский проспект, д. 16, стр. 2
Тел. (495)612-06-46
Веб-сайт pravshkola.ru
Православная гимназия в Троице-Лыкове г. Москвы
Адрес: ул. Одинцовская, д. 24, стр. 6 (ст. м. «Строгино»)
Тел.: (495) 942-83-01
Веб-сайт tlgym.ru
Средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник»
Адрес: ул. Солнечная, д.3(ст. м. «Царицыно»)
Тел.: (499)218-12-72
Православный центр образования Святителя Николая Чудотворца
Адрес: Булатниковский проезд, д. 16, корп. 3 (ст. м. «Аннино»)
Тел.: (495)383-89-56
Веб-сайт noupcosnch.mskobr.ru
Средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»
Адрес: Ленинский проспект, д. 8, корп. 12 (ст. м. «Шаболовская»)
Тел.: (499)236-98-83
Веб-сайт pravschool.ru
Школа при Андреевском монастыре
Адрес: Андреевская набережная, д. 2 (ст. м. «Ленинский проспект»)
Тел.: (499)135-71-00
Веб-сайт andreevskaya-school.ru
Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского
Адрес: ул. 3-я Парковая, д. 34, стр. 1 (ст. м. «Первомайская»)
Тел.: (495)164-79-60
Веб-сайт pravoslavie-licey.narod.ru
Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»
Адрес: поселение Михайлово-Ярцевское, поселок д/о «Плесково»
Тел.: (499)271-6706
Веб-сайт pleskovo.ru
Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия
Адрес: ул. Кошкина, 6 (ст. м. «Кантемировская»)
Тел.: (499)324-83-28
Веб-сайт ellada.ru
Троицкая православная школа
Адрес: Троицкий АО, м-н «В», д.26
Тел.: (495)546-9354
Веб-сайт troitsk-school.ru
Средняя общеобразовательная школа «Ретро»
Адрес: ул. 4-я Гражданская, д. 43, корп. 8 (ст. м. «Бульвар Рокосовского»)
Тел.: (499)160-86-25
Веб-сайт retroschool.ru
Ховринская гимназия «Лампада»
Адрес: ул. Фестивальная, д. 77, корп. 1 (ст. м. «Речной вокзал»)
Тел.: (495)456-3152
Православная классическая гимназия им. митрополита Платона Левшина
Адрес: ул. Шоссейная, 82 (ст. м. «Печатники»)
Тел.: (495)354-8310
«Гимназия Святителя Василия Великого»
Адрес: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, Кокошкинское шоссе, д. 1.
Тел.: (495)594-0101
Веб-сайт vasiliada.ru
Иеромонах Онисим (Бамблевский)
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии
Мы знаем, насколько богаты исторические традиции образования и воспитания в нашей стране. Их истоки всегда были именно в Православии, которое взрастило великих деятелей русской культуры, искусства, поэзии, литературы, зодчества. Понимание их творческих и духовных исканий невозможно без осознания основ христианской веры.
По этой причине сейчас все больше родителей делают выбор именно в пользу православных школ. Я надеюсь, что милостью Божией, уже в недалеком будущем мы с вами увидим, как православные школы явят миру замечательных ученых, государственных и общественных деятелей, творческих людей, которые делом своим засвидетельствуют, что православным школам нужно уделять особо пристальное внимание со стороны государства и общества.
Подготовила Мария Максимова
Поддержать работу сайта газеты «Православная Москва» можно пожертвованием на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060