КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
УДК 316.77
А. В. Грошева
Челябинский государственный университет, Челябинск
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ИНТЕРНЕТ-СМИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-02032).
На сегодняшний день актуальным направлением в медиалогии является изучение поведение индивида в пространстве новых медиа — социальных сетей, появление новых смыслов в структуре привычных концептов, возникновение новых, «переходных» коммуникативных стратегий при речевом воздействии. Также перестраиваются известные типы дискурсов, в которых новыми способами интегрируются определенные ценности в массовое сознание. Встатье основное внимание уделяется коммуникативным стратегиям, с помощью которых внедряются ценностные смыслы воспитательного дискурсав пространстве социальных сетей и интернет-СМИ.
Ключевые слова: социальные медиа, интернет-СМИ, воспитательный дискурс, концепт, речевое воздействие, коммуникативные стратегии.
Понятие духовных ценностей всегда было в центре внимания как теоретиков журналистики, так и практикующих журналистов, поскольку природа журналистики социальна, с её помощью транслируются ценности, формируется общественное мнение по многим важным вопросам.
В последнее время, однако, природа журналистского творчества претерпевает изменения: с появлением социальных медиакаждый человек с телефоном может стать «журналистом». Для этого достаточно сделать пост, который заинтересует подписчиков. В то же время любой индивид может считать, что таким образом он может о чём-то рассказать обществу, даже убедить изменить свой образ жизни, то есть пользователь Интернета может изменять установки, влиять на мировоззрение других.
Вместе с изменением роли журналиста в обществе меняется и подача актуальных проблем и тем, например, воспитательная проблематика. Сейчас это не только сугубо педагогические концепты, но в социальных медиа появляются статьи в духе «советы на все случаи жизни». Поэтому всё чаще авторы отходят от так называемой классической, «педагогической» интерпретации воспитания. Так, В. Е. Писарев и Т. Е. Писарева в работе «Теория педагогики» утверждают: «Воспитание, в широком смысле слова, — воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя…» .
Также стоит отметить, что понятие воспитания в «широком смысле» не подразумевает деления на педагогов и учеников/детей, не уточняется социальный статус или возраст индивида. Оговаривается лишь, что одна из понятийных категорий воспитания в «широком смысле» подразумевает «образование и обучение», но опять же не уточняется, кто и где должен обучаться . Все это способствует стиранию четкой грани между учителями и учениками в пространстве социальных сетей.
Интернет конструирует вторую реальность (виртуальную), отражающую бытие вне Сети. Однако в последнее время многие люди получают основную информацию, новости, общаются исключительно через Интернет, поэтому мы считаем актуальным рассмотреть воспитательный дискурс в интернет-медиа. Мы рассматриваем не только сетевые СМИ, более-менее приближённые к традиционным, как печатным, так и электронным, но и социальные сети: ведь именно в социальных сетях люди общаются и создают сообщества по интересам, в том числе и на интересующую нас тематику.
Изучение ценностей воспитательного дискурса в рамках социальных сетей вписывается в актуальное сегодня направление — аксиологию журналистики. Аксиология журналистики имеет давнюю историю в нашей стране, так как целые столетия немаловажную роль на страницах
периодических изданий занимали материалы о том, что есть добро, правда, зло, истина и так далее. Можно также найти множество работ как теоретиков, так и практиков журналистики, по-свящённых анализу ценностной природы журналисткой деятельности, из наиболее известных исследователей мы можем назвать следующих: И. М. Дзялошинский, Г. В. Лазутина, Я. Н. За-сурский, С. Г. Корконосенко, Е. В. Поликарпова, Е. П. Прохоров, Л. Г. Свитич, В. А. Сидоров и многие другие.
Поскольку аксиология журналистики еще не выработала своей методологического аппарата, то сочли возможным обратиться к достижениям лингвокультурной концептологии, главным методологическим инструментом которой признается концепт (В. И. Карасик, С. Г. Воркачев, Г. Г. Слышкин и мн. др.).
Просмотрев довольно большой массив интернет-текстов на тему морально-нравственного состояния современного российского общества, мы обнаружили, что затрагиваемая концептуальная область довольно часто находит отклик в социальных сетях в специализированных сообществах и религиозных интернет-СМИ. При этом чаще всего воспитательные дискуссии воспитательного характера сводятся не к физическому, политико-идеологическому или патриотическому аспектам, а к морально-нравственному. Речь идет об усвоении индивидом определенных норм, систем правил и требований общества для дальнейшей жизни и общения с другими индивидами, в определенной действительности. Мораль, как известно, обхватывает довольно обширную сферу жизни: от отношений к людям и до отношения к природе, отношения к себе. Наиболее важными концептами воспитательного дискурса стали «семья» и «женщина», в основном на них и завязаны все дискуссии. Более того, эти концепты были всегда важны для русской ментальности, так как семья всегда была и остается важной социальной ценностью, особенно в России. Именно в семье передаются культурные традиции, семья играет важную роль в воспитании, образовании, социализации и становлении личности каждого человека. Семья прививает основы поведения, без которых в дальнейшем ребёнок не сможет стать частью общества: учит терпению, самопожертвованию, совместному труду, состраданию.
Женщина же в двух своих ипостасях — жены и матери — мыслится как основа семьи; морально-нравственный облик женщины, незамужней и замужней, во все времена вызывал повышенный интерес общества.
В социальных сетях страницы религиозных онлайн-изданий представляют собой обычные группы-визитки, поэтому мы не будем рассматривать их, а проведем анализ на примере светских сообществ.
Для анализа онлайн-СМИ мы выбрали следующие: «Православие и мир» (Pravmir.ru) и «Ма-троны.ру».
Pravmir.ru — огромный мультимедийный портал о православии не только в России, но и зару-бежом; обновляется ежедневно, содержит немало статей на тему воспитания детей и взаимоотношений в семье, советов родителям. Представлены они именно как мудрые советы, поучительные истории, без поучений и назидательного тона.
«Матроны.ру» — спецпроект мультимедийного портала Pravmir.ru, журнал для женщин, позиционирует себя как «консервативный женский клуб». Здесь практически нет материалов на актуальные, злободневные темы.
Социальные сети мы рассмотрели лишь на примере «ВКонтакте», поскольку только там удалось найти подходящие по тематике материалы и сообщества. Для анализа мы отобрали три сообщества: «Научи хорошему 2.0», «Мы За Нравственность!», «Общество Нравственной Чистоты».
«Научи хорошему 2.0» — страница основного сайта «Научи хорошему» в социальной сети «ВКонтакте». В основном материалы дублируют сайт, отличие лишь в том, что здесь больше дискуссий в комментариях (и больше комментариев), видео, аудио и опросов.
«Мы За Нравственность!» своей целью считает «борьбу за нравственность и искоренение разврата».
Миссия «Общества Нравственной Чистоты» пропаганда нравственности. Девиз данного сообщества: «Нравственность — душа нации!»
Как показал анализ, семейные ценности, идеи воспитательного дискурса интегрируются в массовое сознание сложными коммуникативными способами: часто это не одна, а несколько комбинированных стратегий. Мы будем придерживаться определения коммуникативных стратегий
Сергея Дацюка: «Концептуально положенное в технологии мировоззренческого намерение и его действенное осуществление касательно содержания коммуникационного процесса» . Существует множество классификаций коммуникативных стратегий, однако Сергей Дацюк выделяет три основные: презентация, манипуляция и конвенция. Этой точки зрения мы будем придерживаться . Обратимся к конкретным примерам.
Рассмотрим статью Алеси Лонской «Правила безопасности в декрете. Часть 1: одна в квартире с ребенком» , опубликованный на сайте «Православие и мир». Мы сразу же видим нетипичную, казалось бы, для религиозного человека мысль неприятия собственных детей, выгорания материнской любви к своему ребёнку, усталости от него. Как и многие другие статьи на данном сайте, материал Алеси Лонской построен как рассказ от первого лица, основанный на личном опыте. Текст очень эмоциональный, искренний, периодически встречаются отдельные слова, выделенные капс-локом (большими буквами) или отдельные предложения — жирным шрифтом. Скорее всего, так автор пыталась выделить самое главное в своём материале.
Ответить на вопрос, какую же коммуникативную стратегию демонстрирует данный материал, оказалось непросто: искренние эмоции, личная история, интересная форма — ответ на комментарий одного из пользователя.Однако при детальном изучении можно увидеть приёмы манипулирования: личный опыт автора подаётся как общая тенденция, обобщение, апелляция к эмоциям и чувствам, а не разуму, суггестия через базовые потребности человека — сон, еда, безопасность. Перед нами, таким образом, конвенция и манипуляция в одном тексте. Данный пример мы разобрали как наиболее яркий среди встречающихся на сайтах «Матроны.ру» и «Православие и мир».
Так, в совершенно нейтральных, казалось бы, материалах можно найти немало черт манипуляции. Часто это слова, фразы, детали, с помощью которых автор пытается направить читателя в нужное ему (автору) русло, например, материал «Среди православных есть две крайних точки зрения на влюблённость» . Здесь нет отсылки к конкретному источнику информации. Порой прослеживается подмена понятий.
Рассмотрим ещё один текст — «Нулевая степень родства». С первой же строчки автор задаёт тон материалу, настраивая читателей на нужный лад: «»Ты кого любишь больше — маму или папу?» -этот идиотский вопрос, наверное, каждый человек хоть раз слышал в детстве». . Далее мы вновь видим ничем неподкреплённые тезисы. Нет ни мнений специалистов, матерей/отцов, не приводится статистика, непонятно, на чём именно автор строит свои рассуждения? Опять же автор приводит иррациональные доводы и суждения. Здесь же мы видим прием «апелляция к авторитету», рассматривается пример с пчёлами, однако непонятно, почему людей сравнивают с пчёлами?
Таким образом, рассмотрев материалы с сайтов «Православие и мир» и «Матроны.ру», мы можем сказать, что сетевые религиозные СМИ в материалах с главными концептами «женщина», «семья» применяют смешанные коммуникативные стратегии: конвенцию и манипуляцию. Для манипулирования чаще всего используют следующие приёмы:
• отсылка к авторитету;
• замалчивание информации;
• эмоциональная история из личного опыта;
• рассказ от первого лица;
• апелляция к чувствам и эмоциям, иррациональности;
• апелляция к базовым потребностям человека (безопасность, еда) и социальным (семья, общение);
• однобокая подача проблемы;
• личный пример как всеобщая тенденция;
• указание на некий опыт в рассматриваемом вопросе.
Рассмотрев публикации «ВКонтакте» на материалах групп «Научи хорошему 2.0», «Мы За Нравственность!» и «Общество Нравственной Чистоты», мы можем определить, что социальные сети в материалах, посвящённых женщине и семье, применяют манипулятивную коммуникативную стратегию. Отметим, что, в отличие от религиозных интернет-медиа, авторы в социальных сетях не пытаются замаскировать манипуляцию под конвенцию. Рассмотрим несколько наиболее ярких примеров.
В сообществе «Научи хорошему» проанализируем материал «Гриффины — насмешка над семьей». Данная статья напоминает рецензию на мультсериал, однако здесь мы видим только ча-
стичную характеристику героев и домыслы автора. Тон задаётся сразу же в названии, далее автор не оставляет читателям права на собственные размышления: «В этом мультсериале рассказывается о приключениях Питера Гриффина и членов его семьи. Питер женат на Лоис. У Питера и Лоис трое детей: дочь Мэг, над которой часто издеваются в школе, сын Крис — толстый невоспитанный мальчик, который является копией отца, и годовалый сын Стюи, который якобы является гомосексуалистом и мечтает властвовать над целым миром. Кроме гомосексуализма, пропагандируется также и транссексуализм, о чем свидетельствует то, что все члены этой семьи хоть раз появлялись в одежде противоположного пола» . Так и непонятно, почему появление героев в одежде противоположного пола и якобы нетрадиционная ориентация одного из них является сразу же пропагандой, почему автор сразу же призывает относиться отрицательно к этим явлениям? Впрочем, далее автор приводит аргументы тезисов, но его доказательства больше похожи на его домыслы: «Здесь следует разоблачить замысел идеологов мультфильма, которые стремились заложить в подсознание зрителям, что гомосексуализм якобы является врожденной сексуальной ориентацией. Как с научной, так и с медицинской точки зрения это абсолютная неправда. Гомосексуализм не является врожденным, а всегда был и остается психическим заболевание личности, которое включает в себя опасные сексуальные наклонности и агрессивное поведение. О том, что гомосексуализм всегда был психической болезнью, свидетельствуют и факты с начала 20-го столетия: если гомосексуалист совершал преступление, он не отбывал наказание в тюрьме, а его помещали в психиатрическую больницу, ведь к больным людям применяют другие методы. Почему гомосексуализм исключили из перечня психических заболеваний?Американская психиатрическая ассоциация (АПА) исключила гомосексуализм из перечня психических болезней лишь в 1973 году. Бывший член АПА Джефри Сатиновер утверждает, что это решение было продиктовано политикой, а не наукой» . Заметим, что здесь имеется ссылка лишь на одного доктора, а также приводятся факты, но не указан ни один источник информации.
Перейдём к сообществу «Мы За Нравственность!» — материал «Между нами, мужиками… Русская женщина. Миф и реальность». Перед нами попытка разобраться, как ведут себя современные русские женщины, как трансформировался их образ в современности? Автор приводит массу стереотипов, граничащих с оскорблениями: «пустышка-потребительница да стерва американка», «вульгарная и похотливая латинка», «весьма холодная, рациональная японка». Вновь включается популярный миф о чистоте и невинности русских девушек, а вместе с этим и деление на «своих» (Россия, Русь, славяне, русские — невинность, чистота, духовная сила) и «чужих» (США, Латинская Америка, Европа, Азия — разврат и расчёт) .
Перейдём к сообществу «Общество Нравственной Чистоты» — материал «Сакральный смысл женской юбки». В материале автор рассматривает влияние одежды на женский организм. С первых же строк мы видим апелляцию к расхожему мнению о том, что настоящая женщина может таковой быть лишь в длинной юбке, и апелляцию к традиции: «так надо, так всегда было». Автор пользуется подменой понятий: женщина носит юбку, иначе она теряет свою женскую сущность, в брюках она начинает вести себя по-мужски. Есть здесь оппозиция «свои-чужие», автор перекладывает ответственность за проблемы на «чужих», предоставляет читателям сомнительные сведения: «Выходит, что мини-юбка, пришедшая к нам с Запада вместе с джинсами, сыграла свою роковую роль в падении рождаемости и рассеивании психической и энергетической силы наших женщин, которым теперь нечем поделиться с мужчинами, в результате богатыри Земли Русской мельчать стали» . Автор также оперирует мало кому известными, «заумными» понятиями: «торсионные поля», «сакральное значение», «нижние чакры», что помогает создать впечатление образ посвященного, учёного.
Таким образом, при манипулировании чаще всего используются следующие приёмы:
• апелляция к чувствам и эмоциям читателей;
• отсылка к некому авторитету или традиции;
• личный, единичный опыт преподносится как общая тенденция;
• оперирование стереотипами (например, об идеальном образе викторианской женщины);
• глаголы в повелительном наклонении;
• замалчивание источников;
• эвфемизмы;
• подмена понятий;
• сложные слова и термины;
• включение оппозиции «свои-чужие».
Отметим, что социальные сети и сетевые СМИ используют примерно одинаковый набор ма-нипулятивных приёмов. Также мы видим, что воспитательный дискурс остаётся важной частью социальныхмедиа и интернет-СМИ. Однако в настоящее время ведущую позицию он занимает, скорее, в соцсетях, а воплощают его в текстах непрофессиональные журналисты.
Список литературы
9. Коути, Е. Недобрая старая Англия / Е. Коути. — URL: https://www. litmir.co/br/?b=175809 (дата обращения: 05.12.15).
EDUCATIONAL DISCOURSE IN SOCIAL NETWORKS AND INTERNET MEDIA: A COMPARATIVE ANALYSIS OF COMMUNICATIVE STRATEGIES
Grosheva A. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, bagi-94@mail.ru
Keywords: concept, educational discourse, linguoculturology, speech impact, Internet media, social media.
Грошева Алла Владимировна — магистрант факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.
- Inga Piskovatskaya
- 28.05.2020
- 0 Comment
- ВСЕ СТАТЬИ, НОВИЧКАМ
Всю неделю трудилась по 24 часа в сутки. И следующую тоже. Да что говорить, так проходит уже не один месяц и даже год. Всё потому, что в разгаре декрет. И нечего тут удивляться, что снова не выдержала и в очередной раз сорвалась на детей. А потом долго страдала от мук совести. Кто через это не проходил!
Плачущий ребёнок, физическая и моральная усталость, бесконечный день сурка, полная зависимость от распорядка дня, самочувствия и настроения чада. Как результат — эмоциональное выгорание. Как с ним справиться, попытаемся разобраться в этой статье.
Симптомы эмоционального выгорания мамы в декрете
Вопрос — «Как выжить в декрете» — для многих становится не то, что актуальным, а необходимым для дальнейшего здорового и адекватного существования. Причина — эмоциональное выгорание. Его симптомы:
- Ребёнок безостановочно требует внимания, а вас это раздражает.
- Приступы плаксивости и истерики у мамы происходят даже из-за пустяков.
- Хочется ото всех убежать и спрятаться на необитаемом острове.
- В отношениях с близкими вы проявляете агрессию.
- Развивается депрессия.
Эмоциональное выгорание — распространённая проблема, особенно для тех мам, которым ждать помощи особо неоткуда. И часто дело даже не в усталости. По мере взросления ребёнка нагрузка на маму постепенно снижается. Малыш нормально спит и даже даёт выспаться маме, налаживается его режим, он начинает интересоваться игрушками.
Но тут появляется ещё одна проблема: у многих мам развивается чувство неполноценности и неуверенности в себе. Все разговоры на детской площадке, с родственниками и друзьями крутятся вокруг воспитания детей, все мысли заняты тем же. А так хочется большего. Но чем дольше затягивается декрет, тем на большее труднее решиться.
Как выйти из эмоционального выгорания
Первое, что нужно, — не только понять, но и полностью осознать, что идеальных мам не бывает. И вы имеете право на усталость, раздражение, капризы. И да, желание ненадолго сбежать от ребёнка и побыть одной или наедине с мужем — тоже нормальное. Если у вас есть стремление больше отдыхать, заниматься не связанными с малышом делами, развиваться, обучаться, работать, то это просто здорово.
Не бойтесь просить о помощи. Задействуйте всех, кого можете: мужа, родителей, друзей, няню. Даже пару часов в неделю дадут возможность переключиться.
Расставьте приоритеты. Успевать всё невозможно. Не хотите или нет сил идти гулять с ребёнком, не нужно себя насиловать. От того, что чадо один день не подышит свежим воздухом, ничего не случится.
Высыпайтесь — это крайне важно. Не засиживайтесь допоздна и старайтесь отдыхать во время дневного сна ребёнка.
Причиной эмоционального выгорания может быть и чувство нереализованных амбиций. Вот что рассказывает выпускница школы «Леди Фриланс» Лидия Мамонтова:
«Я была в декрете, готовилась к рождению малыша и понимала, что не смогу всё время быть погружённой в семью, хотелось реализации».
Лидия нашла выход. Она решилась работать онлайн.
Фриланс — помощь в борьбе с эмоциональным выгоранием в декрете
Декрет — это время, когда всё внимание мамы переключается на маленькое любимое существо. Но ребёнок подрастёт, а привычка забивать на себя и свои потребности останется. Поэтому маме важно уделять время на то, что доставляет удовольствие и заниматься тем, что интересно. И ещё круче, если это принесёт удовлетворение, реализацию амбиций и деньги.
Такую возможность даёт любимая работа. Выпускница 22 потока курса «Леди Фриланс» Евгения Лосева рассказывает:
«13 лет проработала юристом и сейчас в декрете. Мамы в декрете меня точно поймут. Мне захотелось заниматься не только ребёнком, поэтому я решила поискать себе дело».
Но как быть с малышом? Отличный выход — работать на дому, для начала хотя бы по 2-3 часа в день. Откуда их взять? Читайте нашу статью Заработок в декрете. Где молодой маме взять время?
Плюсы фриланса для мам в декрете
У онлайн-работы много преимуществ, особенно для женщин в декретном отпуске:
Возможность работать в удобное время. Например, разбивать задачи по блокам. Часть выполнять с утра, потом продолжать во время дневного сна ребёнка и доделывать всё уже вечером.
Не нужно тратить время на дорогу и сборы. Зато в эти 2 часа можно плодотворно поработать.
Можно брать в работу лишь один проект с небольшой занятостью, а по мере прибавления свободного времени, увеличивать нагрузку.
Возможность иметь дополнительный доход в декрете. И чувствовать себя независимой.
Можно найти работу, для которой требуется только наличие смартфона. А это значит, что трудиться можно и во время прогулки на детской площадке.
Прокачка мозгов и чувство самоудовлетворения. Ведь многие мамы, особенно в затяжном декрете, жалуются на то, что начинают забывать слова и хуже выражают мысли.
Возможность создать себе страховку после окончания декретного отпуска. Если вы начнёте работать онлайн уже в декрете, то к его концу повысите свой профессионализм и увеличите доход. А потом уже решите, а стоит ли возвращаться в офис.
В работе онлайн почти каждая девушка найдёт то, что ей понравится:
- если вы творческая личность, то можно писать статьи и посты, заниматься веб-дизайном;
- вы технарь? И для вас найдётся дело по душе: настройка обучающих платформ и автоворонок, таргет и SEO-продвижение;
- у вас аналитический склад ума, но хочется развиваться и в креативных направлениях? Вперёд создавать и оформлять лендинги, и писать для них тексты;
- вам крайне важно общение? Устраивайтесь менеджером по работе с клиентами или smm-специалистом.
Правда, для всего этого нужны навыки. Всему необходимому для старта учат на базовом курсе «Леди Фриланс».
В программе обучения:
- создание лендингов и профессиональных презентаций для вебинаров,
- настройка подписных страниц и работа с сервисами рассылок,
- ведение соцсетей и продвижение,
- настройка обучающей платформы GetCourse,
- деловая переписка и общение с работодателем,
- технология поиска работы в Интернете.
Выпускница 22 потока курса «Леди Фриланс» Мария Колтакова пришла учиться абсолютно дезориентированной. На тот момент она уже 8 лет была в декрете:
«Во мне постоянно сидела мысль: «Я хочу что-то делать, много делать и зарабатывать деньги!» Я не знала, с чего начать. Совершенно случайно я узнала про курс.
Сидела за домашними заданиями ночами, т.к. днём полностью занята была детьми. Всё сдавала вовремя, чем горжусь! Меня мотивировало получение сертификата и возможность подключиться к чату с вакансиями».
Мама в декрете Лидия Мамонтова тоже решила стартовать в онлайне после прохождения курса ЛФ:
«Курс «Леди Фриланс» стал спасательным кругом, который не дал мозгам засохнуть и атрофироваться. Случилось гораздо большее — мощнейший период прокачки, который направляет меня по сей день и ведёт к совершенно другим победам».
Да, этим девчонкам было непросто. Им пришлось находить время для обучения, а потом и для работы. Делать это с маленьким ребёнком не так уж и просто. Зато никакого эмоционального выгорания из-за малыша и нереализованного потенциала.
Автор курса «Леди Фриланс» Валентина Молдованова не перестаёт утверждать: «На то, что нам действительно важно, мы всегда найдём время». И это не пустые слова. Валентина и сама работала онлайн вместе с новорождённой дочкой. И никакого декретного отпуска у неё не было. Зато теперь она делится опытом с ученицами курса, а также в своём блоге в инстаграме @v_moldovanova.
А если вы хотите попробовать работать удалённо, но пока ещё сомневаетесь, подойдёт вам такой формат работы, подписывайтесь на наш бесплатный email-сериал и примерьте фриланс на себя. Это:
- 2 недели погружения в мир онлайна,
- 14 писем с инструкциями,
- и первые деньги на удалённой работе.
Если же вы не хотите возвращаться в офис после декрета, мечтаете профессионально развиваться даже с маленьким ребёнком, иметь дополнительный доход и постоянно его увеличивать, но пока у вас нет необходимых для онлайн-работы навыков, записывайтесь на курс «Леди Фриланс». Все подробности о программе и условиях найдёте
Tags: выгорание, декрет, декретный отпуск, леди фриланс, онлайн, работа в Интернете, работа онлайн, фриланс, эмоциональное выгорание
Большинство женщин полностью отдают себя воспитанию ребёнка, налаживанию семейного быта…Но что делать, если в декрете не сидится? Мамы, с которыми пообщался корреспондент «АиФ-Красноярск», отвечали: материнские радости – это важный аспект, но если махнуть на себя рукой и устроиться, свернувшись калачиком, на алтаре родительства, то можно забыть о своих социальных контактах и самореализации.
Содержание
Запланировал – значит, успел
Фото: Из личного архива/ Мария Салямова
Декрет круто поменял жизнь Марии Салямовой, которая нашла своё призвание с рождением сына. «В декрете я задалась вопросом, как же мне развивать свой потенциал дальше. Искала для себя интересное занятие, которое приносило хотя бы небольшой, но доход. Сейчас делаю зефир с меньшим содержанием сахара, планирую запуск ещё нескольких продуктов. Своё дело – это всегда тяжело. Но от того, что приходится преодолевать сложности, получаю удовлетворение. Затраченные силы не кажутся потом необратимо потраченным ресурсом. Дело приносит свои плоды, это меня заряжает. Без помощников бизнес-маме в декрете непросто, я нечасто прошу бабушек и дедушек о помощи, а услугами няни не пользуюсь. У меня есть брат, он студент, но если что-то экстренное происходит, может посидеть с племянниками. Сейчас как раз прохожу бизнес-интенсив, дети уехали к бабушке и дедушке в деревню, мама сильно мне помогла, ей пришлось даже взять отпуск на работе, эта помощь очень ценна!» В декрет с пользой. На чем заработать молодой маме? Подробнее
У Марии растут двое чудесных сыновей. Старший уже школьник, он учится дома. «Несмотря на то, что его бабушка – действующий директор школы, сын находится на семейном обучении, и я должна быть с ним рядом в качестве модератора. Пока нам так удобно, сын сказал, что пойдёт в школу, когда ему будет 12 лет. Тут ещё один плюс своего дела: ты остаёшься вовлечённым в дела семьи, но если бы не планирование, наверное, не получилось бы. Основной секрет успеха бизнес-мам – мы ничего не успеваем, однако важные дела нужно держать в балансе», – рассказывает Мария.
«Если нет, то сделай сама»
Фото: Из личного архива/ Елена Харитонченко
Мама двоих детей Елена Харитонченко начала придумывать себе занятие, находясь в декретном отпуске. «Тасе было полтора года, когда я поняла, что тупею. Поэтому пошла искать работу. Но меня никуда не брали как раз из-за того, что я мама маленького ребёнка, хотя я отличный специалист – дизайнер полиграфии. До декрета у меня не было таких проблем, а тут только и слышала: «Мы вам перезвоним» или «Вакансия занята». Я, конечно, понимаю работодателя – частые больничные, как ни крути, будут. Поэтому осталась один на один с этой проблемой.
В Красноярске на тот момент не было доставки детского питания. Поделилась с мужем, а он предложил: «Если нет, то сделай сама». Так и поступила, а мой декрет стал трамплином. Работать приходилось много, хотя и помощники были – моя 70-летняя бабушка. Пока я занималась доставкой, она сидела со своей правнучкой. Правда, торговля надоела мне через год – оставила этот бизнес, несмотря на хорошие показатели доходности и охвата аудитории. Спустя некоторое время у меня был второй декрет, в котором я тоже не хотела сидеть.
Нашла работу по найму, но не смогла там находиться, и это при том, что я абсолютно неконфликтный человек. Так началась история того дела, которым я занимаюсь сейчас: меня увлекли альбомы для малышей и их мам. Моё рабочее время начиналось, когда спал младший, дочь в это время была в саду. Наверное, производство – это моё. Через год я уже смогла снять офис и выйти на продажу в Интернете. Моё занятие мне нравится, я хорошо понимаю, что хотели бы видеть в альбомах мамы, делаю их такими, как сделала бы для себя. А что касается финансовой стороны вопроса – любое дело будет прибыльным, если правильно считать и думать. Но пока о независимости говорить рано, я вкладываюсь в дело.
Ребёнку нужна счастливая мать
Фото: Из личного архива/ Наталья Станкевич
Наталия Сташкевич в декрет не уходила вовсе. Её бизнес – это зал для crossfit-тренеровок, она один из соучредителей. Наталия – главный тренер и атлет, работу не прекращала даже во время беременности.
Наталия спортсменка, и далеко не любитель в своём направлении, поэтому и к тренировкам в такой нежный период своей жизни (беременность) отнеслась с присущим ей профессионализмом. Работала и тренировалась под чутким руководством врача.
Фото: Из личного архива/ Наталья Станкевич
«Я могу быть счастливой, только когда работаю. От своей деятельности получаю удовольствие и могу общаться с дочкой не замученной. В работе черпаю ресурс. После тренировки – лучшая мать! Это 100%. Няни у нас нет, у нас есть бабушка. Она живёт в соседнем подъезде, что очень облегчает ситуацию. Я хотела нанять няню, но мама восприняла эту идею в штыки. Сказала, что пока она есть, никаких нянь в доме не будет. Плюс ко всему я после родов уже успела развестись, дочка проводит время с папой, в это время я успеваю заниматься своими делами», – рассказывает Наталия.
Некоторые выбирают совмещать свою работу с материнством, говорят, что так удобнее – и сама при деле, и дети под присмотром, однако так удобно не всем. У Наталии другой взгляд.
«Для меня важно не переносить материнство в работу, и я никогда не использую ребёнка как отговорку, почему я что-то не успела или куда-то не приехала. Мой ребёнок – моё личное дело, это мой выбор, и он никого не касается. Не могу себе представить, ведь есть же родители, которые умудряются заниматься и карьерой, и ребёнком. И если бы не возможность оставить дочь с близкими людьми, я точно наняла бы няню. Даже если бы я не работала, я бы всё равно взяла няню, потому что никак не могу потеряться в ребёнке».
А чего я хочу?
Фото: Из личного архива/ Ольга Долганина
«Когда женщина становится мамой, у неё происходит переоценка ценностей, появляется возможность понять, действительно ли она занимается тем, чем ей хочется. В принципе, она задумывается: «А чего я хочу?», — считает клинический психолог Ольга Долганина. — Это может касаться вопроса, нравится ли ей то, чем она занималась на своей прежней работе, всё ли её устраивает сейчас. Женщина выпадает из того автоматизма и становится более осознанной. Зачастую старые схемы мышления, привычки, которые руководили ей, перестают работать, и она начинает искать что-то другое. Как раз сейчас мы видим большое количество женщин, которые находят то, чем они хотели бы заниматься.
Гештальт завершается: университет окончила, на работу устроилась, замуж вышла, ребёнка родила, а чего я теперь хочу? А хочу я, на самом деле. печь торты или красиво одевать людей. Казалось бы, женщина уже отдала дань старым установкам, и теперь можно подумать о себе. Это не самый рациональный подход в этом смысле, нужно это делать раньше, но зачастую женщины делают именно так. Конечно, это касается не всех, кому-то нравится то, чем они занимались до рождения ребёнка, и они возвращаются к этому виду деятельности.
Чтобы начать свой бизнес в декрете, необходимо быть амбициозной. Не всем это по силам, ведь нужно контактировать с обществом, сталкиваться с оценками со стороны других людей, особенно женщин. Однако я рекомендую в рамках своей работы находить время на себя, и пусть это будет какое-то крохотное дело, но зато своё. Это важно ещё и с точки зрения безопасности, просто потому что нет никакой гарантии, что партнёр никуда не денется. В жизни так бывает, и говорить, что это не так – значит, уходить от реальности. Важно, чтобы женщина была способна зарабатывать самостоятельно. Это отработка навыков и общение с социумом, отстаивание своих интересов». Кстати В службе занятости во время декретного отпуска можно получить новую профессию или повысить свою квалификацию бесплатно. Необходимо только наличие официально оформленных трудовых отношений с работодателем. Там можно получить и навыки, которые могут пригодиться для собственного бизнеса.