Каждый верующий осознает важность самого важного православного поста – Великого. Он называется так, ведь готовит человека к пришествию главного праздничного события – наступлению Светлого Христова Воскресенья. Дата этого события каждый год варьируется, поэтому начало и конец Великого поста также следует уточнять отдельно. Сегодня мы расскажем вам о наиболее важных аспектах постного меню, как следует поститься и какого числа наступит Великий пост в 2019 году.
Содержание
Когда начало Великого поста в 2019 году
Первый день наступления Великого поста отсчитывается от момента наступления Пасхи. Светлое Христово Воскресенье в 2019 году будет отмечаться 28 апреля, а Великий пост – это все сорок дней до этого момента. Таким образом, Великий пост в 2019 году начинается 11 марта (в понедельник) и продлится он по 27 апреля (суббота) включительно.
Главное правило поста – это не полное воздержание от пищи, а усмирение своих желаний. Это может проявляться в полном соблюдении монастырского меню, а может, лишь в частичном. Стоит знать, что в современном мире очень редко строго постятся даже в храмах. Потому не следует изнурять себя безумно малыми порциями и скудной едой. Во время поста запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения – как мясо, так и яйца, молоко, все животные жиры. Заменить их можно орехами и грибами, соей.
Питание в дни Великого поста 2019
Почему нужно поститься?
Ответом на этот вопрос станет Священное Писание. В Библии сказано, что в течение сорока дней Спаситель находился в пустыне, где практически ничего не ел и не пил. Это время он посвятил переосмыслению своей жизни, настрою на нелёгкую судьбу и полному осознанию того, что его ожидает. Люди, отказываясь от увеселительных мероприятий и животной пищи, отдают дань уважения Сыну Божьему, который страдал и мучился за спасение наших душ, шел на этот шаг подготовленным и в полном согласии со своей участью.
Также узнайте, когда последний день Масленицы в 2019 году.
В 2020 году время Великого поста — со 2 марта по 18 апреля.
Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.
Первый день Великого поста в Русской православной церкви получил название «Чистый понедельник» (хотя это нецерковное название, но весьма распространенное в православии), в связи с тем, что этот первый день поста люди стремятся провести в чистоте (во всех смыслах этого слова). Поэтому в «Чистый понедельник», как и в последующие два дня, установлен очень строгий пост, верующим предписано усерднее молиться и бороться с греховными страстями.
Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.
Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в 4 веке.Картина Крамского И.Н. «Христос в пустыне» (1872) Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.
Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет Святую Четыредесятницу веселым временем поста.
Вопрос:
Великий пост имеет определенную продолжительность. С каким событием это связано? Почему именно столько дней необходимо его соблюдать для верующих. Спасибо.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Пост, приготовляющий нас к святой Пасхе, называется Великим не только ввиду его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы.
В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх.34:28) и Илии (3Цар.19:8). В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос (сорок дней … ничего не ел в эти дни) не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33-35). Святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян.13:2; 14:23). Они повелели поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов»: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (Правило 69). Известный канонист епископ Никодим (Милош) пишет: «Что эти правила заслуживают в полном смысле авторитетного имени Св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними Вселенская Церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим первым преемникам устно, – доказательством служить полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах новозаветного Св. Писания» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. 1, с. 10-11).
Святые отцы часто писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю:
– «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего». (Св. Амвросий Медиоланский. Слово перед Четыредесятницей).
– «Христос постился перед искушением, а мы постимся перед Пасхою. Христос постился 40 дней, а мы соразмеряем пост с силами» (Св. Григорий Богослов. Слово на св. Крещение).
– «Мы готовимся к таинству Господнему сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» (Блаж. Иероним. Беседа на Четыредесятницу).
– «Мы держим пост, который держал Господь, – святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни»(Святитель Симеон Солунский). Поэтому Четыредесятница называется также постом Господним.
Пост Страстной седмицы является продолжением подвига воздержания Четыредесятницы. Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице, вместе с тем они являются как бы вратами к искупительным Страданиям нашего Господа, поэтому являются днями постными. Поскольку эти дни являются праздничными, то ослаблен пост: в Лазарева субботу разрешается икра, а в вербное воскресение – икра и рыба.
Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).
Закончилась первая седмица Поста, которую называют зарей воздержания. Если был взят правильный настрой, то оставшееся время пройдет легко и благодатно. Для этого необходимо помнить, что телесное воздержание важно, но только как средство для духовного очищения, а целью являются духовные плоды: «для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост» (Святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).
В этом году самый строгий пост православных продолжится до 18 апреля. Верующим предстоит держать его шесть с лишним недель. «Облгазета» публикует календарь, который поможет сориентироваться постящимся.
Великий пост считается у христиан главным и самым строгим, он предваряет праздник Пасхи – Воскресения Христова.
– Это самый древний пост, он появился у христиан первым, поэтому верующие считают его исторически главным, – объясняет отец Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии.
Первые христиане постились в сам день Пасхи. Затем продолжительность поста постепенно увеличивалась, и уже в III веке он продолжался в течение 41 недели. 40 недель – в память о посте, который Иисус Христос держал в пустыне. И ещё одну неделю – в память о тех днях, которые он пережил перед распятием.
– Самыми строгими в Великий пост являются первая, последняя (Страстная) недели и Крестопоклонная неделя, которая находится посреди Великого поста, – говорит отец Даниил Рябинин.
Надо сказать, что в православном календаре словом «неделя» обозначается воскресный день, и когда говорят, что «в третью неделю Великого поста в храм вносят крест, которому поклоняются верующие все следующие семь дней», то это значит, что крест вносят в третье воскресенье поста. А поклоняться кресту православные будут всю четвёртую неделю Великого поста. У православных принято употребление церковнославянских слов, и в календаре Великого поста слово «неделя» обозначает «воскресение», а для обозначения современного русского слова «неделя» используется церковнославянское «седмица».
– В пост верующие ограничивают себя в употреблении продуктов, – поясняет отец Даниил Рябинин. – Но важно в это время ещё раз вглядеться внутрь себя и проводить серьёзную духовную работу: молиться, заниматься добрыми делами — больше, нежели всегда. На это нас настраивает Евангелие.
О том, как держать пост, читайте в материале «Пост не в брюхе, а в духе».
Календарь Великого поста
1 седмица
- 7 марта. Первая суббота Великого поста – день памяти вмч. Феодора Тирона. Накануне вечером совершается служба великомученику и раздача колива.
- 8 марта. День Торжества православия. Воспоминание победы православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия.
2 седмица
- 14 марта. Родительская суббота – особое поминовение усопших.
- 15 марта. Cвятитель Григорий Палама. Церковь вспоминает память святителя – выразителя учения о нетварных Божественных энергиях.
3 седмица
- 21 марта. Родительская суббота – особое поминовение усопших.
- 22 марта. Крестопоклонное воскресенье. Поклонение Кресту Господню. Середина поста.
4 седмица
- 28 марта. Родительская суббота – особое поминовение усопших.
- 29 марта. Преподобный Иоанн Лествичник. Церковь вспоминает автора «Лествицы» – знаменитой христианской книги о духовной жизни.
5 седмица
- 4 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста).
- 5 апреля. День преподобной Марии Египетской. Церковь совершает Память святой Марии Египетской – грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти.
6 седмица
- 7 апреля. Вторник — Благовещение Пресвятой Богородицы.
- 11 апреля. Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря.
- 12 апреля. Вербное воскресенье. Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим.
Страстная седмица
Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя
- 13 апреля. Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет.
- 14 апреля. Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме.
- 15 апреля. Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой.
- 16 апреля. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
- 17 апреля. Великая пятница. Воспоминание крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения.
- 18 апреля. Великая суббота. Воспоминание пребывания тела Христа во гробе, а души – во аде для выведения оттуда ветхозаветных праведников.
Пасха
- 19 апреля. Светлое Христово Воскресение, Пасха.
- Опубликовано в №38 от 03.03.2020 под заголовком «Самый древний»