«Буквально за три-четыре года паблики реально стали феноменом и абсолютно серьезной силой на рынке российских медиа», — говорит Круглов. В разгар расцвета рынка в дело вмешались соцсети. В 2014 году «Одноклассники» ввели обязательную метку «промопостов» и ограничили лимит в три рекламные публикации в день, а в 2015-м запустили «умную» ленту, в результате охват промопостов снизился. В 2016-м так же поступили во «ВКонтакте» — алгоритмы стали решать, какие посты интересны пользователю, и ставить их в ленте выше остальных.
По словам источника РБК, если до введения «умной» ленты выручка его сети из трех-четырех пабликов-миллионников в «Одноклассниках» составляла 500 тыс. руб. в месяц, то после упала до 70 тыс. руб. Жертвы алгоритмов появились почти сразу. Так, компания New Media Lab, владеющая группами из топ-10 «Одноклассников» («Мужская кулинария» и «Супермамы»), вышла на рынок практически накануне введения «умной» ленты и пострадала от просевших рекламных доходов, говорит источник РБК, знакомый с положением дел в компании. Сейчас New Media Lab реструктурируется, сообщил ее основатель Сергей Меньшиков. По данным системы СПАРК, выручка компании в 2016 году составляла 84,8 млн руб., чистая прибыль — 37,6 млн руб. (более свежих данных нет).
Артем Прокофьев, совладелец компании «Ордынец» (специализируется на арбитраже трафика соцсетей), также сообщал, что охват сообществ сети пабликов WinWinMarketing (входит в «Ордынец) в «Одноклассниках» упал в десять раз. Вместе с партнером, бывшим сити-менеджером Казани Маратом Загидулловым, Прокофьев вложил в эти паблики 9 млн руб. и рассчитывал, что «Одноклассники» будут приносить около 100 тыс. руб. в день, но вместо этого получил кассовый разрыв, рассказывал бизнесмен профильному порталу «Партнеркин».
В Tigermilk решили строить структуру компании по модели «издательского дома, переложенной на формат соцсетей, минуя сайты», рассказывает Полещук. Бизнесмены пересмотрели портфель пабликов и выбрали те направления, которые вписываются в стратегию со ставкой на производство видео: в новых условиях формирования лент в соцсетях уникальные ролики ценятся выше. Так, сообщество «Больше, чем фото» смотрелось здесь нелогично, а тематика путешествий оказалась слишком затратной. В 2016 году Tigermilk продала три паблика с общей аудиторией около 4 млн подписчиков примерно за 6 млн руб. и сконцентрировалась на нескольких темах: кулинария, дети, красота, спорт, мода, хендмейд.
Новый телевизор
Топ популярных пабликов во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и Viber по большей части до сих пор выглядит как первые группы Полещука и Мельникова в 2011-м. Приколы, мемы, картинки, афоризмы, реже рецепты — вот основные темы, которые привлекают наибольшую аудиторию. Пока большинство сообществ «ВКонтакте» размещают неуникальный контент, говорит Шаккар. Многие владельцы крупных пабликов в соцсетях используют «мусорную» модель, рассказывает другой собеседник журнала РБК: с помощью граббинговых сервисов отслеживают популярные посты, переупаковывают или воруют их целиком.
Бороться с неуникальным контентом «ВКонтакте» начала этим летом: алгоритм «Немезида» отключает от монетизации тех, кто копирует чужие материалы. Это снизило маржинальность рынка, жалуется представитель Online Media Group: «В последнее время прибыль существенно сокращается, связано это с ростом расходной части на производство контента, а доходы не увеличиваются, так как мы наблюдаем сокращение охватов». «Работать становится сложнее, но интереснее, — добавляет Шаккар. — Безусловно, денег стало меньше, но жить можно».
Параллельно с борьбой с воровством контента соцсети в середине 2017-го запустили новый способ монетизации — партнерские рекламные сети. Для пабликов в «Одноклассниках» это стало первой официальной системой монетизации. Партнерская программа таргетированной рекламы предполагает, что соцсеть сама занимается продажами, показывая промо подписчикам пабликов-партнеров. Последние получают за это отчисления от соцсети. Но без уникального контента туда не попасть, соцсеть ограничивает количество участников программы и следит за наполнением пабликов-участников.
«Одноклассники» за первый год работы системы выплатили сообществам совокупно несколько сотен миллионов рублей, говорит директор по развитию стратегических продуктов социальной сети Семен Боярский. «ВКонтакте», по словам Круглова, с сентября 2016-го по сентябрь 2017-го в общей сложности выплатил пабликам 1 млрд руб., еще 250 млн руб. — за декабрь 2017-го. Сумма включает доходы сообществ от всех видов рекламы через официальные механизмы соцсети.
После запуска партнерских программ распределение выручки между источниками доходов пабликов снова изменилось: сократились продажи рекламных постов, публикуемых от имени сообществ, говорит собеседник из Online Media Group. Продавать рекламу через партнерскую сеть, по его словам, выгоднее во «ВКонтакте»: там средний заработок за тысячу показов рекламных постов — 27 руб., в то время как в «Одноклассниках» — 12 руб., а в некоторых случаях и меньше.
По данным пользователей официального форума администраторов групп в «Одноклассниках» OkClub, в конце 2017 года сеть платила 10–20 руб. за 1 тыс. показов рекламы, а к июню 2018 года снизила стоимость до 5 руб., что вновь вызвало негодование владельцев пабликов («Одноклассники» отрицают снижение стоимости показов). «Скоро вместо денег будут в конце месяца писать «спасибо», пошутил один из них. Боярский объясняет: доходы пабликов зависят от качества контента, производят ли они видео для соцсети и охвата публикаций. «Если ты умеешь развлекать пользователей, цеплять их, выдергивать из них активность, то получаешь деньги», — говорит он.
Сейчас только во «ВКонтакте» более 1,2 тыс. сообществ-миллионников, у 40 из них — более 5 млн подписчиков, рассказывает представитель Online Media Group (данные на конец июня 2018 года). И это профессиональные трафик-менеджеры, отмечает Шаккар: «Если бы все администраторы сообществ соцсетей могли оперативно и централизованно координировать свои рекламные возможности в интересах рекламодателя, то рекламный эффект от такой деятельности мог бы сравниться с коммерческим эфиром на «Первом канале» в прайм-тайм».
По оценке Круглова, крупных медиакомпаний с собственным портфелем пабликов во «ВКонтакте» около десяти и каждая зарабатывает несколько десятков миллионов рублей в год. Для сравнения: средняя выручка одного паблика из топ-30 «ВКонтакте» по числу подписчиков — 6 млн руб. в год. Тех, кто строит бизнес на сети пабликов, немного. «Для содержания команды нужно иметь определенный запас финансовой прочности», объясняет Шаккар из Buzzcraft: «Как минимум чтобы содержать офис, кадровый состав, налоги». Выручка Tigermilk, по данным основателей компании, составляет несколько миллионов долларов в год, прибыль — тоже несколько миллионов (точные цифры они не раскрыли). По данным базы СПАРК, ООО «Тайгермилк медиа» в 2016 году получило 51,1 млн руб. выручки и 7,2 млн руб. прибыли (рост год к году — на 50 и 80% соответственно).
По словам предпринимателей, 80% выручки Tigermilk приходится на нативную рекламу — она интегрируется в видео, которое они производят в своей студии. В эту сторону должен двигаться весь рынок, полагает Шаккар: «Будущее за видеоформатом, уверен, что в ближайшие годы мы станем свидетелями настоящего рекламного цунами в сторону площадок, специализирующихся на трансляции видеоконтента. Совсем скоро мы увидим глобальную битву социальных сетей и телевизора». Соцсети, похоже, не собираются упускать доходы и от нативной рекламы: уже сейчас «ВКонтакте» помогает брендам интегрироваться в публикации пабликов, выступая посредником. «Вконтакте» активно помогает пабликам продавать нативные интеграции», — говорит представитель Online Media Group, отмечая, что это направление приносит все больше выручки.
Пока Tigermilk — единственный по-настоящему «живой» игрок среди медиакомпаний, владеющих крупнейшими сообществами, считает собеседник РБК, близкий к одному из конкурентов компании. «Сейчас они одни из немногих производят настоящий разнообразный контент, и только им удается экономить на костах этого производства, находясь в Минске», — рассуждает он. Вскоре на рынке останется лишь несколько компаний, владеющих сотнями сообществ с развлекательным контентом, уверен он.
Возможно, вскоре конкуренция сократится — из-за ужесточения требований к контенту этот бизнес в целом станет менее привлекательным, считает представитель Online Media Group. При этом маржинальность бизнеса снизится, а срок возврата инвестиций вырастет, продолжает он: «При таком сценарии вместе с сокращением конкуренции должны увеличиться охваты, а с ними и доход оставшихся пабликов, но пока мы не видим такой тенденции».
Основатели Tigermilk сразу договорились с инвесторами, что «выращивают» компанию на продажу. Предприниматели говорят, что интерес к ним уже проявляют интернет-гиганты, правда, в «Яндексе» журналу РБК сообщили, что ничего об этом не слышали, а Mail.Ru Group пока не собирается инвестировать в компании, которые занимаются контентом. «Когда мы начинали, это был абсолютно новый рынок. И, наверное, было внутреннее чувство, что за этим будущее. Сейчас, чтобы построить такую же историю, как Tigermilk, нужны десятки миллионов долларов», — заключает Полещук.
- За десять лет уровень распространенности* злокачественных новообразований в России вырос на 38,8%: в 2017 году он составил 2 475,3 случаев на 100 000 населения. В 2007 году он составлял 1 783,9 случаев на 100 000 населения. Рост этого показателя эксперты связывают c успехами отечественной медицины: с ростом заболеваемости и выявляемости увеличивается и выживаемость онкологических пациентов1. Так, доля пациентов, умерших в течение первого года после установления диагноза, снизилась с 30% (2016 г.) до 22% (2017 г.)1.
- По мнению специалистов, немаловажную роль в достижении этих успехов играет поддерживающая терапия, которая сегодня является неотъемлемой и необходимой составляющей лечения онкологических больных.
- Концепция поддерживающей терапии стала активно развиваться в России 10 лет назад. Она объединяет профилактику и лечение нежелательных явлений, возникающих как непосредственно от самого злокачественного процесса, так и в результате проводимого противоопухолевого лечения.
*Распространенность, или общая заболеваемость, представляет собой совокупность первичных в данном году случаев обращений населения за медицинской помощью по поводу заболеваний, выявленных как в данном, так и в предыдущие годы2.
Москва, 24 апреля 2019г. – Больше трех с половиной миллионов жителей нашей страны, или 2,5% населения, имеют установленный диагноз онкологического заболевания, из них больше половины (53,9%) состоят на учете пять лет и более1.
Каким образом достижения в лечении рака приводят к росту такого показателя как «распространенность», и чем эта тенденция позитивна, рассказали эксперты на пресс-конференции компании «Сандоз», посвященной поддерживающей терапии в лечении онкологических пациентов и ее влиянию на качество жизни и прогноз у онкологических пациентов.
В течение последних лет наряду с лечением основного заболевания все большую актуальность как для врачей, так и для пациентов приобретает тема качества жизни, которое значительно снижается в результате противоопухолевой терапии и, в конечном счете, влияет на результаты лечения. Эта проблема актуальна для всех без исключения онкологических пациентов, и поддерживающая терапия – именно тот компонент помощи пациентам, который не только позволяет бороться с осложнениями, но и в значительной степени улучшает качество жизни.
В 2008 году международная ассоциация по поддерживающей терапии в онкологии (MASCC) сформулировала новое интегральное определение термина «поддерживающая терапия», который включил в себя и профилактику и лечение побочных эффектов химиотерапии, и психологическую поддержку пациентов, и многие другие компоненты. И уже в 2009 году в России впервые состоялся семинар по поддерживающей терапии, ставший отправной точкой для развития этого направления в нашей стране на основе международных принципов MASCC. В том же году компания «Сандоз» зарегистрировала в Европе свой биоаналог для поддерживающей терапии, применяющийся для борьбы с одним из самых тяжелых осложнений химиотерапии – фебрильной нейтропении³.
Антон Владимирович Снеговой, профессор, доктор медицинских наук, Председатель правления Общества специалистов поддерживающей терапии в онкологии, заведующий отделением амбулаторной химиотерапии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, открывая пресс-конференцию, отметил: «За последние годы рак перестал быть фатальным диагнозом. С использованием химиотерапии и таргетных препаратов при раннем выявлении заболевания излечение ряда опухолей достигает 80%. Однако важно учитывать, что, с одной стороны, эти препараты позволяют проводить эффективное лечение, с другой стороны, могут вызывать нежелательные явления, вынуждающие врача-онколога отсрочить или прервать основой курс терапии. Нежелательные симптомы не только ухудшают качество жизни пациентов, но и зачастую представляют угрозу для жизни. Для профилактики и лечения нежелательных явлений, возникающих как непосредственно от самого злокачественного процесса, так и от проводимого противоопухолевого лечения, используют поддерживающую терапию».
Наряду с лечением основного заболевания, чрезвычайно актуальной является проблема качества жизни, часто определяемая степенью органных нарушений, возникших в процессе самого противоопухолевого лечения.
Лали Михайловна Когония, профессор, доктор медицинских наук, автор и председатель рабочей группы по разработке «Практических рекомендаций Российского общества клинической онкологии (RUSSCO)», член Российского общества клинической онкологии (RUSSCO), член Американской ассоциации клинических онкологов (ASCO), член Европейской ассоциации клинических онкологов, в своем докладе подробно рассказала о понятиях «поддерживающая терапия» и «паллиативная помощь», а также затронула один из самых важных вопросов – сохранение качества жизни пациента как одного из важнейших факторов оценки эффективности лечения.
Л.М. Когония: «Сегодня граница между паллиативной помощью и поддерживающей терапией стирается, так как ранее некурабельные пациенты сейчас могут получать эффективное лечение, приводящее к длительной стабилизации заболевания, но часто вызывающее нежелательные явления, например, такие, как тошнота, рвота или анемия. Теперь эти пациенты уже нуждаются не только в паллиативной помощи, но и в поддерживающей терапии для коррекции нежелательных явлений. На сегодняшний день понятие паллиативной медицинской помощи закреплено в российском законодательстве. Разработаны региональные модели системы паллиативной медицинской помощи, организована первая в России кафедра паллиативной медицины, но пока это только начало процесса. Дальнейшее развитие нового направления паллиативной помощи послужит импульсом для совместных возможностей оптимизации терапии онкологических пациентов с главной целью – улучшения качества жизни пациента».
Другой важный фактор, который затронули эксперты, это возможности системы здравоохранения. Что уже сделано и какие еще шаги нужно предпринять для повышения доступности поддерживающей терапии в Москве, что необходимо для обеспечения преемственности безопасного и эффективного лечебного процесса?
Людмила Григорьевна Жукова, профессор РАН, доктор медицинских наук, заместитель директора по онкологии ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ, член правления Российского общества клинической онкологии (RUSSCO), член Американской ассоциации клинических онкологов (ASCO), рассказала о том, что уже сделано и какие дополнительные меры необходимо реализовать для повышения доступности поддерживающей терапии в Москве.
Л.Г. Жукова: «Рациональное назначение препаратов-стимуляторов лейкопоэза позволяет, с одной стороны, сделать современную противоопухолевую терапию безопасной для пациентов, с другой стороны, обеспечивает возможность соблюдения запланированной дозовой интенсивности режима и, следовательно, повышает шанс на достижение адекватного противоопухолевого ответа. Для обеспечения преемственности безопасного и эффективного лечебного процесса требуется тесное взаимодействие врачей стационаров и амбулаторного звена. В настоящее время ведется работа над созданием специального тарифа ОМС для обеспечения своевременной поддерживающей терапии, направленной на профилактику, либо уже лечение ряда специфических нежелательных явлений, возникающих при проведении современной лекарственной терапии».
О компании «Сандоз»
«Сандоз», дивизион группы компаний «Новартис», – мировой лидер в области разработки и производства воспроизведенных лекарственных средств и биоаналогов. Компания постоянно стремится к повышению уровня доступности высококачественной медицинской помощи для пациентов в разных странах мира. Продуктовый портфель «Сандоз» состоит из более чем 1,100 химических соединений. Глобальный портфель «Сандоз» включает пять одобренных биоаналогов. Объем продаж «Сандоз» за 2018 год составил 9,9 млрд долл. США. Штаб-квартира компании находится в г. Хольцкирхен, Германия. Дополнительную информацию вы найдете на сайте www.sandoz.ru
Ссылки
УПКА РАКИ
Упка раки эпидемиологияси .
Купгина ривожланган мамлакатларда упка раки эркаклар орасида энг куп таркалган усма шакли хисобланади ва у мухим тиббий ва социал-экологик муаммо булиб колмокда . Хозирги вактда жахонда хар йили 1 миллионга якин упка раки Билан касалланиш кайд килинмокда. Упка раки Билан касалланиш энг юкори курсаткичи АКШ кора танли ахолиси орасида, Янги Орлеанда ( эркаклак-110.0 ; аеллар- 25.8 ) ва Детройтда ( эркаклар-102.3 ; аеллар-29.7 ), паст курсаткичлар – Осиеда – Хиндистон ва Японияда кайд килинган.
Этиология
Упка ракининг асосий сабабчиси чекиш хисобланади. Упка ракининг 80-85% бевосита сабабчиси чекиш эканлиги аникланган. Чекувчи турмуш уртоги бор чекмайдиган эркак ва аелллар орасида упка раки Билан касалланиш 2 марта юкоридир. Бошка сабаблар ишлаб чикаришдаги канцероген моддалар ва кам даражада атмосфера хавоси хисобланади. Упканинг марказий раки келиб чикишида канцероген модда Билан нафас олиш , периферик рак келиб чикишида канцероген модданинг кон ва лимфа окими Билан утишидан келиб чикиши экспериментал ва клиник маълумотлар тасдиклайди ( Коган Е.А., 1989).
Тамаки тутуни ва смогни спектрал анализида 50га якин канцероген моддалар аникланган , шунингдек , бензпирен, радиактив полоний, 2-нафтиламин, 2-толунзин, никель ва б.
Чекувчиларда упка раки учвраш частотаси 100 000 ахолига-3,4та , агар чекиш интенсивлиги кунига 0,5 кутини ташкил этганда курсаткич 51,4 гача ошади 100 000 ахоли уртасида , агар чекиш бир кунда 1-2 кутини ташкил этганда курсаткич 143,9га 100 000 ахоли уртасида, агар чекиш интенсивлиги 2 кутидан ошганда 217,3 ни ташкил этади 100 000 ахолига.
Чекишдан воз кечганда упка раки Билан касалланиш курсаткичи 10-12 йилдан кейин касалланиш курсаткичи чекмайдиганларники Билан тенглашади . Асосий хавфлилик даражаси чеки шва зарарли ишлаб чикариш ишлаганда ошади . Асбестли хаво мавжуд шароитда упка раки Билан касалланиш 80-90 марта ошади .
Упка раки Билан касалланиш хавф гурухи – 40 ешдан ошган чекувчилар , -зарарли ишлаб чикаришда ишловчилар ( асбест , никель , радиактивлик ва б.), -аввал сил касаллигини утказганларда , -упканинг сурункали касаллиги борларда , — учокли ва диффуз пневмосклерози борларда , — сурункали бронхит Билан касалланганларда , — чузилган пневмонияларда , — бир хил локализациядаги кайталама пневмонияларда , — бошка локализациядаги рак Билан даволанганда .
Диагнози аник булмаган беморларда куйидаги симптомлар мавжуд булганда : кули йутал , овоз бугилиши , балгамда кон пайдо булиши , тана хароратининг ошиши , кукракда огрик , СОЭ ошиши , рентгенологик текширувда упка илдизи деформацияси , диффуз ва учокли пневмосклероз Билан юкоридаги симптомларнинг биргаликда келиши .
Генетик хавф омили – бирламчи куплаб усмалар(аввал хавфли усма Билан даволанган ), якин кариндошларида упка раки Билан касалланган 3та холат.
Патогенез
Упка раки патогенезини шартли 3та этапга ажратиш мумкин.
1 этап – инициация – латент рак хужайрасининг пайдо булиши – упкага актив канцероген омилнинг тушиб, эпителиал хужайра ДНКси Билан таъсирлашишидан унинг геном ва фенотипи уззгариши Билан боглик.
2 этап – промоция – канцерогенларнинг упка га сурункали равишда кайта тушишидан хужайраларда кушимча ген узгаришлари юзага келади ва бу » рак генларини» активлигини ошириб , рак хужайрасчининг купайишини чакиради, усма тугуни шаклланади.
3 этап – усма прогрессияси (Фулдс буйича) – атипия, инвазив усиш, метастазланиш, хромосом абберацияси ва б.
Упка раки патогенези 1 ва 2 – этаплари асосий хусусияти эпителиал хужайра геноми шикастланиши хисобланади . Упка раки генетик узгаришларининг 3та типи мавжудлиги хакида маълумотлар олинган :
— хромосом абберацияси ;
— протоонкогеннинг нуктали мутацияси ;
— протоонкогенннинг шикастланиши .
УПКА РАКИ КЛАССИФИКАЦИЯСИ (А.И.Савицкий , 1957й)
Упка ракининг мавжуд классификациясига 2 та принцип асос килиб олинган :
— клиникоанотомик ;
— гистомарфологик
Упка ракининг клиникоанотомик классификацияси :
1. Марказий рак :
А) эндобронхиал
Б) перибронхиал
В) шохланган
2. Периферик рак :
А) юмалокусма
Б) пневмониясимон рак
В) упканинг чукки раки
3. Метастазланиш Билан боглик атипик формалари :
А) медиастенал
Б) милиар карцинаматоз ва б.
Локализацияси буйича :
- упканинг марказий раки
- упканинг периферик раки
- аралаш(массив)
Усиш характери буйича :
1. экзофит
2. эндофит
Макроскопик шакли буйича :
А) пилакчасимон
Б) полипсимон
В) эндобронхиал диффуз
Г) тугунли
Д) шохланган
Е) тугунли шохланган
Марказий ва периферик раклар клиник жихатдан куп учрайди . Ракнинг бу куринишлари бир-биридан анотомик жойлашиши , симптоматикаси , ва клиник кечиши Билан фаркланади .
Марказий рак йирик бронхларни шикастлайди ( бош , булакли , сегментар) , периферик рак эса, субсегментар вам айда бронхларни шикастлайди .
Марказий ва периферик ракнинг бир-бирига нисбати 63% га 37 % ни ташкил этади .
Унг упка – 56%, чап упка – 44% рак Билан шикастланади .Рак купрок упканинг юкори булагида учрайди .
Экзофит рак эндобронхиал усиб бронх бушлигини кисман еки тулик беркитиб куяди .
Эндофит рак экзобронхиал усибупка тукимасига караб усади., бронх утказувчанлиги узок вакт сакланади
Шохланган рак перибронхиал усиб бронхни муфтасимон ураб бушлигини бир текисда торайтиради .
Упка усмаларининг Халкаро гистологик классификацияси (ВОЗ ,1984й)
- Эпителиал усмалар :
Хавфсиз ;
1-Папиллома
а) ясси хужайрали папиллома
б) узгарувчан хужайрали папиллома
2- Аденома
а) племорф аденома
б) мономорф аденома
в) бошка типлари
Дисплазия ;- ( рак ин сити)
Хавфли ; —
- ясси хужайрали рак
- майда хужайрали рак
- аденокарцинома
а) ацинар аденокарцинома
б) папилляр аденокарцинома
в) бронхоалвеоляр аденокарцинома
г)солид рак
4. йирик хужайрали рак 5. без хужайрали рак
- Ясси хужайрали рак :
—юкори дифференциаллашган
— суст дифференциаллашган
— паст дифференциаллашган
- Майда хужайрали рак
- Аденокарцинома:
—юкори дифференциаллашган
— суст дифференциаллашган
— паст дифференциаллашган
- Йирик хужайрали рак
— гигантхужайрали
— еругхужайрали
- Аралаш рак ( ясси хужайрали ва аденокарцинома ва б.)
Ясси хужайрали рак учраш частотаси 27 % дан 75 % гача , безли – 6дан 53 % гача , майда хужайрали – 5дан 30 %гача учрайди.
Секин ривожланувчиси – дифференциаллашган ясси хужайрали рак ва безли рак хисобланади . Тез ривожланувчиси – майда хужайрали рак.
Ясси хужайрали ракнинг клиник юзага чикиши нисбатан секин кечади. Аденокарцинома хам секин ривожланади, лекин эрта плевра шикастланиши ва гематоген метастазга олиб келади. Майда хужайрали рак тез ривожланади . гематоген ва лимфоген тез метастазланади .
Упканинг марказий ракида купинча ясси хужайрали вам айда хужайрали шакллари учрайди .
Аденокарцинома периферик ракда 4 марта куп учрайди.
А.Х.Трахтенберг (1987) маълумотларида эркакларда ясси хужайрали рак 68.1%, аденокарцинома 9.1% учрайди . Аелларда аденокарцинома эркакларга нисбатан 4 марта куп учрайди .
Диморфли усма битта усмада 2 хил структуранинг булишидир: масалан ясси хужайрали ва без ли хужайрали рак.
Карциноид майда юмалок майда хужайрадан ташкил топган , ва у АПУД системаси усмалари каторига киритилади . Бу система усмалари биоген аминлар , полипептид гармонлар , серотонин , гистамин , катехоламин ва б. ишлаб чикаради ва клиник карциноид синдромни юзага чикаради .
ХАЛКАРО КЛАССИФИКАЦИЯ ТNМ система буйича:
Классификация коидаси;
Классификация факат раклар учун кабул килинган . Усманинг морфологик подтипини аниклаш мумкин булган диагнознинг гистологик тасдиги булиши керак .
ТNМ система категорияларини бахолашда куйидаги усуллар кулланилади :
Т категория –физикал курик , визуализация методлари, эндоскопия ва хирургик текширувлар
N категория –физикал курик , визуализация методлари, эндоскопия ва хирургик текширувлар
М категория –физикал курик , визуализация методлари, ва хирургик текширувлар
Анатомик сохалар ва кисмлар :
- Бош бронх ( С34.0)
- Юкори булак (С34.1)
- Урта булак (С34.2)
- Пастки булак (С34.3)
КЛАССИФИКАЦИЯ ТNМ система буйича
Т0 бирламчи усма аникланмаган.
Т — усма инвазия бермаган.
Т, усма 3 см дан кичик, упка тук.ималари ва
висцерал плевра билан чегараланган, бош бронх зарарланмаган.
Т2 — усма 3 см дан катта ёки улчамидан катьи
назар упканинг висцерал плеврасига усиб кирган ёки ателектаз, обструктив пневмония берган, каринадан 2 см нарирокда жойлашган.
Т3 — усма бевосита кукрак деворига, диафраг-
мага, медиастинал плеврага, перикардга усиб кирган, лекин карина сакланган ёки упкада ателектаз, обструктив пневмония хрсил булган.
Т4 усма бевосита кукрак оралиги, юрак, кат-
та к.он томирлар, трахея, к.изилунгач, умурткалар, каринага таркалган ёки плевра бушлирида сую клик хрсил к.илган.
Nx — регионар лимфа тугунчаларида метастаз-
ни аниклаш учун маълумот кам.
N0 регионар лимфа тугунчаларида метастаз
белгилари йук..
nj бронх ёки упка илдизи лимфа тугунчалари
касаллик бор томонда зарарланган, шу жумладан усма бевосита уларга усиб кирган.
N2 — кукс оралигининг касаллак томонидаги
ёки бифуркациядаги лимфа тугунчалари зарарланган.
N, кукс оралиги ёки упка илдизининг кара-
ма-к.арши томонидаги ёки умров усти иккала томонидаги лимфа тугунчалари зарарланган.
Мх — узоклашган метастазларни аниклаш учун
маълумот кам.
М0 — узоклашган метастаз белгилари йук,.
М, — узоклашган метастаз бор.
Упка саратонининг боск,ичлари
- боскич Т N М ;
- боскич T^N M°; T2N M
II боскич T,N°M°; T2N°M°
Ша боскич T,N2M ; T2N,M T3N 2M
- б боскич T4NX; TMNb3M0
- боск.ич TMN,_3M,
Клиник манзараси. Касалликнинг клиник манзараси усманинг тури, махаллий ва умумий белгиларига боглик.. Марказий саратон. Одатда 80—90 % беморлар дастлаб Курук, ва сийрак, кейинчалик эса кийнайдиган, тинимсиз, айникса кечалари зураядиган йутал, унча
куп булма-ган купиксимон ёки купик-йирингли балгам ташлашдан шикоят киладилар. 40—50 % беморнинг балгамида кон кузатилади — бу усманинг емирилишидан дарак беради. 60— 70 % беморда кукрак кафасидаги усма плевра ва нервга усиб кирганлиги туфайли тухтовсиз огрик. пайдо булади. Баъзида тана харорати кутарилиши кузатилади. Бу зарар-ланган бронхнинг усма ёки балгам билан ёпилиб крлиши натижасида упканинг хаво утмайдиган к.исмида яллигла-ниш-обтурацион зотилжам пайдо булганлигидан дарак беради. Холсизлик, тез чарчаб крлиш, харсиллаш, бемор иштахасининг пасайиб кетиши каби белгилар усма катта улчамларга етган пайтда пайдо булади.
Упканинг сиртки саратони. Узок, вактгача унинг белгилари намоён булмайди. Факат усма уз ёнидаги тукима ва аъзоларни эзганда ёки уларга усиб кирганда клиник белгилар — аввало кукрак кафасида огрик. ва харсиллаш пайдо булади. Огрик. 20—50 % беморда касалланган упка то-монда булиб, бу усманинг плевра ёки кукрак деворига усиб кирганлигига боглик.. Харсиллаш уртача 50 % беморда учрайди ва унинг асосий сабабчиси катта веналар, бронх ва трахеями усма томонидан эзилишидир. Кейинчалик усма катта бронхга усиб кирган вактда йутал, кон туфлаш кузатилади ва касалликнинг манзараси марказий саратон-никига ухшаш булиб к.олади. Сиртк.и саратоннинг Пенкост шаклида усма упка чук.кисидаги плеврадан утиб, ел-кадаги нерв боглами, буйин умуртк.алари, крвургалар ва симпатик нервга усиб киради. Шу сабабли беморнинг ши-кастланган томонида сезувчанлик узгаради, мускуллар атрофияси ва Горнер синдроми юзага келади.
Упка саратонининг атипик шакли. Айрим х.олларда упка саратони мавжуд усуллар билан аникланмасдан к.олиб, кукс ораликидаги лимфа тугунчаларига куплаб метастаз-лар беради, беморнинг юзи ва буйни шишиб, кукрак те-риси ости веналари к,алинлашади, харсиллаш кузатилади.
Бу упка саратонининг медиастинал шаклидир. Баъзан усма кичкина ва куринмас булиб, иккала упкага майда метас-тазлар беради. Бу упканинг бирламчи карциноматози деб аталади. Упка саратонининг хамма турида паранеопластик синдромни кузатиш мумкин. Бу саратон х.ужайраларининг куп микдорда х.ар хил гормонлар (адренокортикотроп; антидиуретик, паратиреоид, эстроген, серотонин) ва усма оксиллари (СЭА-саратоннинг эмбрионал аитигени, АФГТ-альфа-фетопротеин) ишлаб чик.ариши билан богликдир. Натижада беморларда нейро- ва миопатия, дерматозлар, артралгик ва ревматоид белгилар, гинекомастия, тромбофлебит ва бошкаларни учратиш мумкин. Бу синдром купрок. майда хужайрали упка саратонида кузатилади.
Ташхис к.уйиш учун сураб-суриштириш, объектив куриш, лаборатория, рентгенологик, цитологик, бронхологик, гистологик, радионуклид ва трансторакал пункция ёрдамида текшириш усулларидан фойдаланилади.
Сураб-суриштириш. Беморда упка шикоятлари булган-да, уларнинг ало\ида хусусиятлари, каслликнинг давом-лилиги ва динамикаси, илгари бошдан утказилган упка касалликлари ва даволаш усуллари натижаларини урганиш лозим. Беморнинг зарарли одатлари, асосан, чекиш ва унинг давомлилиги, бир кунда канча сигарета чеки-ши, касб ва турмуш шароитларини билиш зарур. Ташхис учун куйидаги «хавфли аломатлар» мух.им ах.амиятга эга:
Узок. вак.т давом этадиган, азоб берадиган курук. ёки балгамли йутал.
Упка шамоллашининг тез-тез кайталаб туриши.
Бир марта ёки бир неча марта кон туфлаш.
Кукрак кафасида доимий кучсиз огрик. пайдо булиши.
Объектив текшириш. Объектив текшириш беморни синчиклаб куриш, кукрак кафаси, кррин ва лимфа тугунча-ларини пайпаслаш, упкани перкуссия ва аускультация килишдан иборат. Беморни куриш пайтида юзнинг ок.ар-ган ва шишганлиги, кукрак к.афаси бир томонини нафас олганда оркада к.олиши, тирнокларнинг «соат шишаси»-га, бармокларнинг эса ногора чупига ухшашлиги кузатилади. Одатда кукрак кафасининг шикастланган томонида овоз тебранишининг сусайганлиги кузатилади.
Жигар ва умров усти лимфа тугунчалари пайпаслаб курилганда уларда саратон метастазларини^ аниклаш мумкин. Кукрак к.афаси перкуссия килинганда, агар упкада ателектаз булса, унинг проекциясига мувофик. перкутор товушнинг пасайиши кузатилади. Аускультацияда ателектаз туфайли бронхдан хаво ута олмаганлиги натижасида нафас овозининг йуклиги, зотилжамда хул хириллашлар ёки ричирлаш эшитилиши мумкин.