Содержание
- Храм в Филях построили в 1690-1693 годах по заказу Льва Нарышкина. Документов об авторе не сохранилось. Предполагают, что проект создал крепостной архитектор Яков Бухвостов.
- В июле 1941 года храм Покрова в Филях закрылся. Последняя служба там прошла 12 июля.
- Из истории
- Описание
- Адрес
- Как доехать до церкви Покрова в Филях
- Режим работы церкви Покрова в Филях в 2020 году
- Стоимость билетов в церковь Покрова в Филях в 2020 году
- Официальный сайт церкви Покрова в Филях
Храм в Филях построили в 1690-1693 годах по заказу Льва Нарышкина. Документов об авторе не сохранилось. Предполагают, что проект создал крепостной архитектор Яков Бухвостов.
Путеводитель по архитектурным стилям
Но стилистически Покровская церковь больше похожа на постройки Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря и церкви Успения на Покровке, чем на работы Бухвостова.
В подклете храма Покрова в Филях находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы, а над ней — церковь Спаса Нерукотворного. Ее освятили в благодарность за спасение Льва Нарышкина во время стрелецкого бунта: тогда он молился перед этой иконой.
Петр I много раз бывал в Покровском храме, поэтому центральную и западную главки церкви украсила корона и двуглавый орел. Сам Петр пожаловал храму в Филях 400 червонцев, а после взятия Нарвы в 1703 году привез в подарок дяде Нарышкину цветные витражи. Поэтому в лике архидиакона Стефана на вратах жертвенника можно узнать молодого Петра I. При этом первоначальный интерьер первого этажа храма был уничтожен французами в 1812 году.
В июле 1941 года храм Покрова в Филях закрылся. Последняя служба там прошла 12 июля.
Что есть что в церкви
Тогда же сняли купола и разобрали верхний восьмерик, чтобы немецкие наводчики не могли использовать церковь как ориентир. Но маскировка не уберегла церковь от зажигательных бомб. До 1943 года поврежденный нижний храм использовали как лазарет.
В 1955 началась реставрация церкви в Филях, хотя еще до 1963 года ее использовали как склад бумажных изделий. В 1971 году храм стал филиалом Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева.
Реставрация завершились в середине 1980-х, и сейчас церковь Покрова в Филях действует.
Храм Покрова в Филях на фотографиях разных лет:
А вы можете что-то добавить?
Церковь Покрова в Филях — памятник культуры и истории конца XVII века. Неаполитанское сияние, кружевная сказка и алмаз в короне русского зодчества. Такими яркими эпитетами вот уже на протяжении трех веков награждают эту уникальную московскую церковь.
Покровский храм называли архитектурным барометром петровской эпохи, с его возведения началась новая эпоха русского зодчества. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко.
Нарышкинский стиль появился в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий — с середины 1680-х годов до указа Петра Первого в 1714 году, когда он запретил каменное строительство.
Нарышкинское барокко — это совершенно новый тип церковного сооружения того времени. Храмы приобретают новый динамичный характер. Главные особенности нарышкинского стиля, в отличие от древнерусской архитектуры, — это появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим четырехлепестковый в плане храм), а также пышное белокаменное убранство, которых не было в предшествующий период. Кроме того, здесь применен архитектурный прием «иже под колокола», то есть ярус звона устроен над помещением храма.
Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Храм возведен дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкиным, поэтому этот стиль назван его именем.
Из истории
В 1520 году земли села Фили были пожалованы князю Федору Михайловичу Мстиславскому, служившему у государя Василия III. Через столетие, в 1619 году при князе Федоре Ивановиче Мстиславском, здесь была построена первая церковь Покрова. Это был деревянный храм, а средства на его возведение были пожертвованы государем Михаилом Федоровичем Романовым.
Посвящение храма Покрову было неслучайно. Появление церкви Покрова в Филях связано с одним из важнейших событий в истории Русского государства. В октябре 1618 года именно на праздник Покрова Пресвятой Богородицы русские войска отбили от стен Белого города в Москве воинские соединения польского королевича Владислава и украинского казачьего гетмана Сагадачьева. Эти события положили конец смуте и разорению государства Российского.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси стали отмечать с середины XII века при благоверном князе Андрее Боголюбском, сыне основателя Москвы князе Долгоруком.
Строительство каменной церкви Покрова в Филях связано с другим историческим событием, теперь уже трагическим.
В 1682 году во время Стрелецкого бунта юный царевич Петр едва не погиб, а два брата царицы Натальи Нарышкиной (матери Петра) Иван и Афанасий были зверски убиты. Чудом спаслись на женской половине братья Лев Кириллович и Мартемьян Кириллович Нарышкины.
По легенде, в этот трагический час Лев Кириллович молился перед фамильным образом Спаса Нерукотворного и дал обет, что возведет храм в его честь. Когда 11 июня 1689 года он получил в дар имение в Филях, то решил исполнить свое обещание и возвел на месте деревянного храма новую каменную церковь Покрова, состоящую из двух храмов: нижней зимней церкви Покрова Божьей матери и верхнего летнего храма — Спаса Нерукотворного. Вот таким образом, он и название сохранил и свой обет исполнил.
Описание
Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.
Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Ее архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.
В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.
Но известно, что Петр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиренсе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиренсы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.
Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырех лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.
Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.
Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина. Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Петр Первый. Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства.
Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов. Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма). Каждая его икона — это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.
В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.
Храм сильно пострадал во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50–60-е годы XIX века проводилась его реставрация.
Адрес
Москва, ул. Новозаводская, 6
Как доехать до церкви Покрова в Филях
Ближайшие станции метро — «Фили» и «Шелепиха». От данных станции около 10 минут пешком. Рядом находятся Поклонная гора и Москва-Сити (около получаса пешком), осмотр этих достопримечательностей можно совместить.
Режим работы церкви Покрова в Филях в 2020 году
Храм открыт для посетителей с определенными ограничениями.
Ежедневно с 8:00 до 19:00.
Стоимость билетов в церковь Покрова в Филях в 2020 году
Действующий храм. Вход бесплатный.
Официальный сайт церкви Покрова в Филях
Этот храм является уникальным памятником архитектуры и ярким образцом зодчества нарышкинского стиля и выдающимся примером декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Церковь имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, и нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм был построен в конце XVII в. (1690-1694 гг.) боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным (родным дядей Петра I) в его подмосковном имении Фили. Его архитектором стал крепостной Яков Бухвостов.
Предание о создании храма связано с событиями Стрелецкого бунта 1682 г., когда после смерти царя Федора Алексеевича решался вопрос о престолонаследии между детьми царя Алексея Михайловича от двух браков. Милославские, родственники первой супруги, стремились оттеснить от престола Нарышкиных. Тогда в числе сторонников царевича Петра от рук стрельцов погибли два старших брата Льва Кирилловича – Иван и Афанасий. Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной на женской половине царского дворца, молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм. Через семь лет он исполнил свое обещание, разобрав в Филях старый деревянный храм и заложив новый каменный. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Автором резного убранства храма был Карп Иванович Золоторёв, известный мастер Оружейной палаты.
Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 г., имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 г. Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме.
Первые сведения о поновлении церкви относятся к 1782 г., когда были произведены довольно значительные работы в интерьере нижнего храма. Работы проводились под наблюдением знаменитого архитектора М.Ф.Казакова.
Филевский храм сильно пострадал в Отечественную войну 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни.
Восстановление храма осуществлялось за счет щедрых жертвователей. Но основные работы были проведены в 1850-1853 гг. на средства приходского старосты купца И.П. Гладилина.
Храм оставался действующим до июля 1941 г. Великая Отечественная война нанесла большой урон его архитектуре. До 1943 г. здесь располагался лазарет, а после, до 1963 г., склад бумажных изделий.
В 1952 г. начались первые восстановительные работы. В 1971 г. храм-памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Основной объем реставрационных работ был завершен к 1980 г.
14 октября 1992 года состоялось первое богослужение(молебен)в нижнем храме, а с 28 марта 2000 г. здесь возобновились регулярные (праздничные) богослужения.
Из первоначального убранства сохранились храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей», а также дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.
Адрес: Новозаводская ул., 6 (пересечение с Б. Филевской ул.)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.
В конце XVII века село, ранее принадлежавшее боярам Мстиславским, а за ними – боярину И.Д.Милославскому, перешло к родственникам Петра I – князьям Нарышкиным. Самый известный из этой семьи – Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, и возвел в селе новую церковь, которая и стала «родоначальницей» стиля московского барокко. Строительство продолжалось приблизительно с 1690 по 1693 гг. (возможно, оно было начато и раньше). Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесен к произведениям зодчего Якова Бухвостова, строившего для Нарышкиных.
В церкви два храма. Нижний, в подклете – «теплый», или зимний, Покровский, и верхний, летний, неотапливаемый – в честь Спаса Нерукотворного Образа. Последний, по преданию, был освящен во имя этой иконы потому, что во время стрелецкого бунта 1682г. Лев Кириллович, спрятавшийся в покоях царицы, молился образу Спаса, что, как он считал, и помогло ему уцелеть.
Церковь Покрова в Филях построена «иже под колоколы», то есть, одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. В верхнем, самом маленьком ярусе помещается площадка с широкими арочными проемами, не обрамленными наличниками и разделенными белыми полуколонками.
Все внешнее убранство церкви – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.
Нижняя часть храма окружена открытой галереей – гульбищем, чьи перила также богато украшены белокаменной резьбой и декоративными вазонами. Гульбище охватывает церковь со всех сторон; подняться на него можно по трем лестницам. Благодаря широким, свободно раскинувшимся вокруг храма лестницам возникает ощущение прочной опоры всего здания, слишком легкого, чтобы просто стоять на земле.
Внутреннее убранство церкви не уступает внешнему. Деревянная резьба украшает не только высокий многоярусный иконостас, но и окна, и арки, и клиросы, и ложу, и сами стены. Предполагается, что все работы по дереву выполнялись артелью белорусских мастеров, состоявших при золотописной палате Карпа Золотарева, и по его же эскизам. Авторы росписи свода остались неизвестными. В 1703г. Петр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи.
Церковь Покрова в Филях пострадала во время войны 1812 года – она была разорена, в нижней части французы устроили конюшню. В советское время ей угрожала гораздо бóльшая опасность – в начале 1930-х гг. рабочие местного завода №22 имени Десятилетия Октября обратились с просьбой разрешить снести храм, так как это место уже было запланировано руководством заводского поселка для постройки гастронома. Несмотря на отказ, руководство завода №22 продолжало настойчивые просьбы; переписка продолжалась, церковь оставалась действующей, пока не было принято решение о ее закрытии, категорически запретив снос храма и оставив его в первозданном виде. Община храма за подписями 913 человек (в основном рабочих) обратилась с просьбой оставить храм в ее пользовании. Церковь все же закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нее попало несколько зажигательных бомб. Реставрация Покровской церкви тянулась вплоть до Олимпиады 1980 года, когда в Филях открыли филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Споры между музеем и церковью продолжаются до сих пор. Сотрудники музея считают, что только квалифицированный уход за уникальным памятником может позволить сохранить его в целости. Богослужения проводятся по согласованию с музеем в нижнем храме.
Но если не знать ничего о внутренних распрях, а просто подойти по Б.Филевской или Новозаводской улице к перекрестку, то можно только восхититься легким, изящным и в то же время огромным красивым зданием – известным храмом Покрова в Филях.
Входит в проекты: Яков Бухвостов, храмы «под звоном»
Церковь Покрова Богоматери в Филях – уникальный памятник архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства конца XVII века. Храм был построен в 1692-1693 годах дядей Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе. По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях является одной из лучших среди усадебных храмов своего времени. Она представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя зимняя (теплая) церковь, верхний летний (холодный) храм и колокольня, попасть на которую можно по внутристенной лестнице.
02 Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса, клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым, Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.
03 Строительство храма велось в 1690-1693 годах, отделочные работы были завершены в 1694 г. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Молодой царь любил навещать в Филях своего дядю, часто устраивавшего там торжественные приемы. Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 года, имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 года Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме, а затем в ее честь был устроен торжественный обед.
04 Строительство каменного храма на территории боярской вотчины в конце XVII века было важным событием для ее владельца. Церковь сразу же становилась основной доминантой усадьбы, была видна издалека, заявляя о своем хозяине на всю округу. Усадебные храмы этого времени отличаются необычной высотой, сложной объемно-пространственной композицией и пышным белокаменным убранством фасадов. Новый архитектурный стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, свидетельствуя о знатном происхождении, родовитости владельцев, подчеркивая их богатство и добродетели.
Пожар, случившийся в московском доме Нарышкиных в 1712 году, уничтожил все документы, связанные с возведением церкви Покрова в Филях. Остается неизвестным, как и у кого родился замысел ее необычного облика, что послужило для нее конкретным образцом, как звали строивших ее мастеров.
05 В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы – с северной, западной и южной сторон. Отсутствие четвертой лестницы с востока вносит легкую асимметрию в объемно-пространственное решение. В восточном полукруглом выступе, внешне ничем не отличающемся от остальных, помещается алтарь. Престол в алтаре верхнего храма расположен непосредственно над престолом нижнего, что не характерно для древнерусской традиции: при освящении церкви в подклете ее алтарную апсиду выносили к востоку, дабы не ходить ногами над престолом.
06 Новаторский по формам резной белокаменный декор – важнейшая составляющая нарышкинского стиля. Он сформировался в русском зодчестве конца XVII века независимо от сложения центрических ярусных композиций и мог украшать совершенно разные по типу постройки. В отличие от памятников «узорочья» предшествовавшего времени, где декор был неразрывно связан с кирпичной кладкой, белокаменная резьба нарышкинских храмов накладывалась на ровную гладь стены, подчеркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии.
07 Заимствованный из разных источников, новый декор впитал ренессансные, маньеристические и барочные черты. Важную роль в его формировании сыграли белорусские резчики по дереву, работавшие в Москве с середины XVII века. Многие мотивы нарышкинского декора появились сначала в выполненном ими резном убранстве деревянного царского дворца в Коломенском, а затем перешли в каменные постройки. Другим его источником были издававшиеся в Северной Европе иллюстрированные руководства для архитекторов и декораторов, откуда заимствовались как собственно архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты-раковины и т.д.), так и чисто орнаментальные формы (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.).
08На протяжении всего своего существования нарышкинский стиль оставался столичным явлением. Заказчиками столь дорогих храмов могли быть только представители царского дома, очень знатные вельможи, приближенные к двору высшие церковные иерархи, а также богатейшие купцы. Члены семьи Нарышкиных были строителями целого ряда таких храмов. Лев Кириллович кроме филевского храма выстроил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях.
09 Церковь Покрова в Филях произвела сильное впечатление на современников и стала образцом для многих вотчинных храмов рубежа XVII – XVIII веков, когда в Подмосковье началось массовое усадебное строительство.
10
11 Внутренняя архитектура храмов нарышкинского стиля не менее своеобразна, чем их наружный облик. Ярусная композиция придает небольшому внутреннему пространству значительную высоту, а раскрытые к основному помещению храма полукруглые лепестки-экседры создают сложную пространственную конфигурацию его интерьера.
12 Верхний летний храм филевской церкви сохранил свой первоначальный интерьер с редкостной полнотой. Сегодня он предстает таким же, каким замыслили его мастера-декораторы, каким видели его Лев Кириллович Нарышкин и молодой царь Петр I. Свидетелем тех времен служит подлинный пол, выложенный из дубовых плах.
13 Главное украшение филевского храма – его резной золоченый иконостас, имеющий нетрадиционную ступенчатую форму и, благодаря растительным орнаментам, покрывающим его архитектурную основу, зримо являющий собой образ прекрасного райского сада. Резьба подчиняет себе форму икон, заставляя их принимать причудливые округлые или граненые очертания, затрудняет четкое прочтение их рядов по горизонтали. Каждая из икон имеет собственную раму, такую высокую, что они кажутся утопленными в тело иконостаса. Движение пронизывает весь иконостас, который как бы живет, дышит, прорастает на глазах пребывающих в храме.
14 Тектоника филевского иконостаса первоначально читалась более отчетливо, поскольку его основная конструкция, на которой крепились резные детали, была темной, а сами резные детали – золочеными. В середине XIX века иконостас был полностью перезолочен, и эта позолота была оставлена при реставрации. Подлинную окраску восстановили лишь на клиросах, навесных киотах и владельческой ложе.
15 Все три открытые в четверик притворы верхнего храма не сохранили декоративного оформления конца XVII века. Находящиеся в них киоты с иконами выполнены в 1850 году. Тогда же весь храм был покрыт росписью – отдельными сюжетными композициями в орнаментальных рамах, имитирующих лепнину, а также псевдобарочными и псевдоклассическими архитектурными мотивами по голубому полю стены.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28 Со сводов вниз, пронзая единой осью все внутреннее пространство храма, спускается цепь главного светильника-паникадила, выполненная в виде пышной цветочной гирлянды. Эта изысканная деталь убранства придавала еще большую нарядность интерьеру, обильно декорированному пышной золоченой деревянной резьбой.
29 Искусство такой резьбы пришло в Москву в середине XVII столетия вместе с белорусскими мастерами-резчиками, которых привлек для украшения Воскресенского храма в Новом Иерусалиме патриарх Никон. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. «Белорусская резь» стала очень популярной в Москве, поскольку позволяла украшать храмы с невиданной ранее пышностью.
30 По формам и технике исполнения эта резьба полностью соответствовала аналогичному искусству, распространенному в странах Северной Европы и Польше. Основное отличие «белорусской» или «флемской» (т.е. фламандской) резьбы от традиционной для России глухой плоскостной заключалось в том, что она была сквозной и объемной, фактически скульптурной, и требовала для своего исполнения особых инструментов.