По результатам проведенного ВОЗ исследования глобальных и региональных моделей смертности среди молодых людей, 2,6 миллиона человек умирает ежегодно.
Выпуск новостей
11 сентября 2009 г. | ЖЕНЕВА — По результатам первого исследования глобальных моделей смерти молодых людей в возрасте 10-24 лет, основными причинами смертности являются дорожно-транспортные аварии, осложнения во время беременности и родов, самоубийства, насилие, ВИЧ/СПИД и туберкулез (ТБ). Большинство причин смерти молодых людей можно предотвращать и лечить. Исследование проводилось при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и его результаты опубликованы в медицинском журнале «Ланцет». Согласно этим результатам, ежегодно умирает 2,6 миллиона молодых людей, причем 97% этих случаев смерти происходит в странах с низким и средним уровнем дохода.
Сегодня в мире больше молодых людей, чем когда-либо ранее — 1,8 миллиарда, что составляет 30% населения мира. До сих пор имелось крайне мало информации о причинах смерти молодых людей на глобальном и региональном уровне. Целью этого исследования является предоставление информации для разработки политики и программ, обеспечивающих улучшение жизни и предотвращение смерти молодых людей.
Дэйзи Мафубелу (Daisy Mafubelu), помощник Генерального директора по вопросам здоровья в семье и обществе, сказала: «Молодые люди находятся в состоянии перехода от детства к зрелости на пороге становления продуктивными членами общества, тем не менее, часто им не уделяется должного внимания. Из этих результатов явствует, что необходимы значительные инвестиции, не только со стороны сектора здравоохранения, но также со стороны других секторов, включая образование, социальное обеспечение, транспорт и правосудие, для улучшения доступа молодых людей к информации и службам и содействия им в предотвращении рискованных форм поведения, которые могут привести к смерти».
ВОЗ рекомендует следующие мероприятия для укрепления безопасных форм поведения, улучшения здоровья и предотвращения смерти среди молодых людей:
- Дорожно-транспортные аварии можно предотвращать с помощью регулирования скорости (например, создание в городских районах зон движения с малой скоростью, установление скоростных режимов в зависимости от типа дороги); обеспечения строгого соблюдения законов, устанавливающих максимальный уровень содержания алкоголя в крови водителей в 0,05 г/дл и более низкие уровни для молодых или начинающих водителей); расширения масштабов использования шлемов надлежащего качества и ремней безопасности.
- Сексуальное и репродуктивное здоровье можно улучшить путем обеспечения сексуального обучения молодых людей, предоставления им доступа к презервативам и другим противозачаточным средствам, безопасным абортам в полном соответствии с законами, дородовой и акушерской помощи, тестированию и консультированию в отношении ВИЧ, а также лечению и уходу при ВИЧ/СПИДе.
- Насилие и самоубийства можно предотвращать путем обеспечения доступа молодых людей к подготовке по приобретению жизненных навыков; содействия позитивному вовлечению родителей в жизнь молодых людей, уменьшения масштабов употребления молодыми людьми алкоголя и уменьшения доступа к смертоносным предметам и средствам (включая огнестрельное оружие, ножи, пестициды и седативные препараты).
- Немедленные и длительные последствия травм и насилия можно значительно уменьшить путем улучшения доступа к эффективной помощи на уровне отдельных сообществ и неотложной медицинской помощи и обеспечения лечения и поддержки молодых людей, подвергшихся жестокому обращению в детстве, насилию в юности и изнасилованию.
Контактная информация для СМИ
Есть в седьмой песне покаянного канона ко Господу Иисусу Христу такое обращение христианина к своей душе:
«Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго».
Интересно, что многие песни этого канона написаны в виде напоминаний — молящийся как бы обращается к своей душе и просит её помнить: о Боге, о смерти, о вечности, о том, что ничего по-настоящему ценного у человека нет, кроме образа Божия.
Но кто не ищет себе материального благополучия, кто не стремиться к наиболее прочным гарантиям этого благополучия, кто страстно не борется за телесное здоровье, кто отчаянно не защищает красоту своего лица и тела, кто не переживает о своём имидже, кто не стремится к «самореализации» и так далее? Так проходит жизнь — проходит в режиме увлекательной гонки на выживание с множеством обещанных не понятно кем заманчивых «призов».
Но вот заболела очень красивая молодая девушка, и умерла; внезапно умер где-нибудь в спортзале довольно состоятельный мужчина в самом расцвете лет; умер художник, наконец-то получивший признание; ушёл из жизни и тот, кто «почти накопил», и тот, кто «почти сделал», и тот, кто просто «хотел добиться»…
Как-то я смотрел одну короткометражку о том, как некий предприниматель сразу после смерти попал в кабинет к начальнику бесов. И вот этот новопреставленный пытается подкупить бесовского чиновника, предлагая ему бриллианты. Но, как только он самодовольно высыпает драгоценности на стол, то они превращаются в кучку золы. И, кажется, там дальше было, что высокопоставленный нечистый дух смеялся над этой попыткой дать взятку, приговаривая что-то вроде: «Тебя же предупреждали, что здесь это не ценности…»
И дело ведь не в том, что плохо быть предпринимателем: можно попытаться представить в своё оправдание, в качестве права на то, чтобы не быть в аду, и те же успехи в работе, и ту же свою невероятную красоту, и вообще любые достижения свои прижизненные — всё это для духовного мира в любом случае не дороже кучки золы.
Всех уравнивает смерть: и преступника, и правителя, и бездомного. Как написано в том же покаянном каноне:
«Как не заплакать мне, когда вспоминаю смерть, ибо видел я во гробе лежащего брата моего, славы и образа Божия лишенного? Чего я жду и на что надеюсь?..»
Это сказано о любом человеке.
Что же тогда делать? Что искать в таком случае человеку? Как не впасть в уныние от неизбежности смерти? Канон ко Господу заканчивается такими словами:
«…Помрачился умом в житейских страстях, не могу воззреть к Тебе в болезни, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница благ, даруй мне покаяние полное и сердце, трудолюбиво ищущее Тебя, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего Образа. Я оставил Тебя – не оставь меня; выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними злаками Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь».
В самых первых словах молитвы Господней чётко сказано о предназначении человека — мы называем Бога Отцом нашим, а, значит, мы призваны стать детьми Божиими по благодати, дарованной нам Господом. А что может быть лучше, чем называться сынами и дочерьми Творца?! Что всё преходящее земное благополучие перед этой невероятной радостью, которую не купишь за деньги?!
Впрочем, конечно неубедительно это всё… И тот факт, что «сильные и молодые», и все-все остальные умирают, мало кого волнует. И уж так притягательны наши «житейские попечения», что даже христианину не лишне порой напоминать себе:
«О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия». Теги: Покаяние смерть
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Хабаровск православный → Вопросы → Почему умирают дети?
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Хабаровска.
Руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии.
Преподаватель Хабароовской духовной семинарии.
Почему умирают /смертельно болеют дети, новорожденные и т.д.? Зачем Господь дает им жизнь, а потом забирает их к себе? Почему Господь забирает к себе молодых мам и отцов у которых на Земле остаются дети? Почему Господь дает детей матерям которые выбрасывают их новорожденными на помойку или так или иначе избавляются от них. А тем родителям кто всем сердцем хочет, лечит тело детишек так и не дает?
Ирина.
Действительно, Бог и добр, и всемогущ. Все зло в мире творит вовсе не Он, а именно мы. Всемогущий Бог мог бы нас заставить ходить по струнке, но тогда это были бы не люди, а биороботы. Мы ведь не делаем из своих детей безмозглых исполнителей своей воли, а наоборот, стараемся их развить для самостоятельной жизни. Хотя при этом есть риск, что они станут плохими людьми, но пусть так, это лучше насилия над личностью. Ведь, если бы мы услышали
по телевизору о том, что где-то много лет запирали человека с самого детства, чтобы он не наделал зла (причем без предпосылок к этому), мы бы сказали, что это — извращение. Потому что это против свободной человеческой природы.
В принципе, Бог КАК БЫ не всемогущ. Я не зря выделил КАК БЫ. Святому Иоанну Златоусту задали однажды лукавый вопрос: может ли всемогущий Бог создать камень, который не сможет поднять? В обоих случаях получается, что Бог не всемогущ. Но святой ответил, что не только может, но и создал. И этот камень — человек. Человек подобен Богу, он так же, как и Бог, свободен. Поэтому единственное, что в этом мире НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ — сердце человека. Насильно мил не будешь. И в этом творении Богом РАВНОГО СЕБЕ — явление величайшего Таинства любви Божией. Всемогущий, Он Сам, добровольно, ограничивает Свое всемогущество, останавливаясь перед свободой человеческой личности в уважении к ней.
Почему умирают /смертельно болеют дети, новорожденные и т.д.? Зачем Господь дает им жизнь, а потом забирает их к себе? Почему Господь забирает к себе молодых мам и отцов у которых на Земле остаются дети? Почему Господь дает детей матерям которые выбрасывают их новорожденными на помойку или так или иначе избавляются от них. А тем родителям кто всем сердцем хочет, лечит тело детишек так и не дает?
Ответа на эти вопросы нет. Точнее, нет ответа на эти вопросы вместе, и даже на каждый в отдельности, когда говорится не о Никаноре Серапионовиче, а об Иванываныче. Я — священник молодой. Но слышал уже не одну тысячу исповедей. И порой слышишь такое, что потом смотришь в зеркало: а не поседел ли я? И всякий раз, когда ко мне приходит человек и спрашивает: «А вот за что мне то-то и то-то?», — я отвечаю: «Я не знаю, потому что я — не Бог. Да, я священник, но для того и нужны священники, чтобы они, будучи равны всем остальным людям, как бы вели их к Богу и говорили к ним от имени Бога. Служение священника — это служение посредника. А вставать на место Бога и решать за Него, и объяснять, почему Бог сделал то-то или то-то — простите, но я-то кто такой? У меня есть большая, но вполне ограниченная власть — я знаю заповеди Божии, и мне дана власть прощать кающемуся человеку от имени
Бога грехи против этих заповедей. Я могу засвидетельствовать на исповеди и в Крещении союз между Богом и человеком, где человек обещает приложить все силы, чтобы стать лучше, а Бог его принимает, прощает грехи и помогает исправляться. Имея определенный опыт, я могу подсказать, как в той или иной ситуации поступить. Но я не знаю, как Бог промышляет о каждом человеке в отдельности — ну не отчитывается Он передо мной, к сожалению!». Часто я призываю человека подумать над своей жизнью и поисповедоваться, после чего уже есть о чем говорить.
Например, приходит ко мне женщина, рассказывает о своих неприятностях и спрашивает, за что. Предлагаю поисповедоваться, выясняется — несколько абортов. Я говорю: «И Вы спрашиваете, за что?». Но указываю, что это — не более, чем мое предположение, причем скорее всего, ошибочное. Просто потому, что я — НЕ БОГ. Только Он знает о каждом человеке, что, почему и как. Причем вопрос «за что» неверен. Спрашивать нужно: «для чего» — чтобы ты одумался, покаялся и пришел к Богу. Вот этот ответ точный.
Рассмотреть эти вопросы нужно с точки зрения, что Бог свободен и существует Сам по Себе, Ему не нужны дополнительные условия. Нам — нужны, причем как для жизни, так и для реализации своей свободы. И Бог их нам дает в виде того мира, в котором мы живем, с его законами и условиями. В том числе — с законами причинно-следственных связей. Если мама пьет всю беременность, это — проявление ее свободы, и почему Бог ее не ограничивает — уже сказано выше — что это за свобода, которой я не могу воспользоваться так, как захочу? При этом мама запускает физиологические механизмы, вредящие ее ребенку. Но если Бог ограничит их действие, то это — снова ограничение свободы матери. То есть, она сможет пить, понимая, что вредит ребенку, а последствий вдруг раз — и нет! Господь Своей властью все эти последствия УНИЧТОЖАЕТ. Тогда теряет смысл вообще вся эта диалектика со свободой, и надо бы нас уничтожить — и дело с концом! Поэтому Господь, ради того, чтобы мы были людьми, свободными и равными в этом Ему, ограничивает Свое всемогущество и терпит нас, вредящих самим себе и друг другу. От нас же страдают и дети. Почему дает детей людям, которые не смогут их воспитать — значит, смогут. Только они решают, что им это не нужно. И это — тоже ради свободы. Почему забирает родителей? Почему не дает детей тем, кто хочет? Это всегда история конкретного человека, с его особенностями, грехами и недостатками, которые знает только Бог. Единственное, что могу сказать — ВСЕ Господь делает для того, чтобы мы исправились и пришли к Нему.
Поэтому пытаться отвечать на эти вопросы вообще — значит, соглашаться с таким положением дел. Якобы, так и должно быть. А это не так. Так не должно быть! Это неправильно! И осознать нам это дает наша совесть, наше чувство любви и сострадания, заложенные в нас Богом. ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! И Господь, будучи вынужден допускать это ради нашей свободы, через нашу совесть обращается к нам и говорит: «Смотрите, что вы делаете, когда грешите! Видите, насколько это неправильно и чудовищно! Покайтесь и исправьтесь!» И конечно, это не может существовать в вечности. Господь для того и принял Распятие и смерть, чтобы Воскресением ее победить и дать нам силы побеждать грех. И потому будет Страшный Суд, а потом — новое бытие, в котором люди будут святыми, а природа — идеальной, не поврежденной человеческим грехом. И всего этого уже не будет. Те же люди, которые не захотят принять Бога,
получат возможность жить без Него. И это бытие называется адом.
28.06.2012
Дети
Код для вставки в блоги
Аноним пишет 13.08.2014 Зачем религии и вера если они не помогают нам ? Люди молятся за здоровье своих детей, но богу похоже плевать на их молитвы. И я задумался о его существование, почему он создал людей почему дал изобрести оружие для убийства ? Это я вот к чему если бог существует то он не чем не лучше дьявола ! Ответить
Николай пишет 15.10.2014 Странно, что люди, задающиеся подобными вопросами, считают именно жизнь, здоровье и достаток благом. Вопрос изначально ставится в формате: «Почему Бог, обещающий вечную и счастливую жизнь после смерти, может так рано и беспричинно обрывать жизнь земную»? В этой форме вопрос звучит одновременно с верой и безверием. Т.е. задающий его не оспаривает тот факт, что Бог существует, и что всё в его власти. Но он и не верит в то, что Бог гарантирует воскрешение человека (души человека) после смерти. Исключение этой гарантии позволяет человеку отрицать и первый факт, который он первоначально принял — само существование Бога. Религия, по его мнению, не спасает. А что значит спасение? Счёт в банке? Икра на хлебе? Внедорожник на дизельном топливе? Вилла на море? Да, так бы спастись многие хотели. Вспомним историю Иова — он лишается детей, он лишается имущества, он лишается здоровья и он лишается друзей. Причём, лишается просто так. Просто дьявол (думает что) искушает Бога и получает дозволение пытать Иова и его семью. Ситуация решается, смотрим кто что получает в итоге: погибшие дети и слуги Иова — с Богом (в их благочестии и терпении сомнений возникнуть не должно). Иов получает ещё больше имущества и точно такое же кол-во детей (которые опять же идут по пути благочестивого отца и приходят после смерти к Богу). Те, кто хулил Бога — посрамлены. Те, кто до самого конца верил в заступничество Бога, вознесены. Когда я слышу где-либо вопросы относительно того «почему Бог попустил это», либо сам задаю их, то вспоминаю историю Иова. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» /Екклесиаст 7:14/ Закончить свой комментарий я бы хотел словами старца Паисия Святогорца: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился — только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.» Ответить
Алина пишет 17.04.2015 Очень бы хотелось, чтобы дети не страдали. Не верю, что они расплачиваются за грехи родителей. Это несправедливо. Бог не мог бы такую несправедливость позволить. Очень жаль что много плохого случается с детьми в нашем жестоком Мире. Почему так????? Ответить
Евгений пишет 04.06.2015 Сколько нужно потрудиться чтобы заработать например на новую иномарку, если честно, никого не обманывая? А теперь можно представить что если работать все это время не на иномарку а на Бога, ради Его Славы? Не думаю что Он оставит это без внимания) Ответить
Пешеход пишет 04.06.2015 Тема: Почему дети умирают? потому что политики христианской религии подталкивают социум на это. Ответить
Роман пишет 05.03.2016 позвольте высказать свое мнение,по поводу смерти детей в новорожденном возрасте. Я думаю, раз Господь, дал нам свободу выбора, но тем самым и оставил нашу книгу открытой, чтобы в неё записывались все наши деяния, злые и добрые, так и копится карма (кара), дело в том, что мы живём не одну жизнь и после смерти перерождаемсялибо в этом мире, либо в другом, но после смерти наши деяния так же и остаются в той самой книге, книге нашей души, а не нашего тела, поэтому отвечая на вопрос о смерти новорожденных, можно предположить, что новорожденный будучи в прошлом поколении совершил аборт или другое убийство своего младенца, поэтому чтобы искупить свою вину Бог даёт ему жизнь и сразу же забирает её. Земля круглая не спроста, она нам как бы говорит о том, что всё движется по кругу и возвращается. Ответить
Юрий пишет 30.11.2012 Тема: Почему умирают дети? Мой дед был пресвитером христиан-баптистов (умнейший и образованный для того времени человек) у него было шестеро детей, отец был не верующим, перед смертью принял данную веру, я христианин все мои братья баптисты, дети мои христиане, мы часто дискутируем на темы веры и иногда я не могу найти ответы на самые простое вопросы связанные с верой, а именно:
— почему умираю дети, часто вообще не успевшие в связи со своим возрастом совершить даже в помыслах своих что то не богоугодное?
— если даже так происходит почему он их не забирает сразу, зачем заставляет испытывать боль и страдания?
Если за грехи родителей, я вообще не понимаю, если меня не любит или не понимает сосед, я что должен мучительно убить его любимого сына?
Не хотелось бы услышать ответ, НЕ ЗНАЮ, потому что я сам не знаю как это можно осознать пояснить предположить!!!
Ответить
Здравствуйте!
Вы задаете важный вопрос, который действительно волнует многих.
Прежде всего, давайте проверим, насколько верна сама информация, которая, как нам кажется, требует разъяснения. Ведь многие из фактов, которые «всем известны», при рассмотрении оказываются стереотипами, которые если и верны, то только отчасти.
Итак, откуда известно, что великие люди умирают молодыми?
В основном, такое представление у нас складывается из-за ряда подобных примеров среди нееврейских классиков литературы и искусства. Прежде всего, конечно, Пушкин и Лермонтов, которые погибли на дуэлях в возрасте соответственно 37 и 27 лет. Кроме того, и Шелли прожил 29 лет, Байрон — 36, Гоголь — 43, Эдгар По и Джек Лондон — 40, Стивенсон и Чехов — 44, Блок — 40, Есенин — 30, Маяковский — 36. Ну и целый ряд композиторов: Моцарт — 35, Шуберт — 31, Мендельсон — 38, Шопен — 39, Бизе — 36, Мусоргский — 42, Скрябин — 43.
Это великие деятели искусства. Но проверим и продолжительность жизни других подобных классиков, чтобы увидеть более полную картину. Итак, некоторые из классических музыкантов прожили дольше, но все равно, вроде бы, недостаточно: Шуман — 46, Глинка — 52, Чайковский и Бородин — 53, Бетховен — 56. Из поэтов — Мандельштам — 47, Цветаева — 48.
Но есть и многие другие, жизнь которых, вроде бы, совсем короткой не назовешь: Бах — 65, Гендель — 74, Гайдн — 72, Вивальди — 63, Россини — 76, Берлиоз — 71, Вагнер — 69, Лист — 76, Верди — 87, Гуно и Штраус — 75, Брамс — 63, Римский-Корсаков — 64, Рахманинов — 70, Прокофьев — 62, Шостакович — 68. Или писатели: Дефо — 70, Диккенс — 58, Гюго — 83, Дюма — 68, Тургенев — 64, Достоевский — 59, Толстой — 82, Жюль Верн — 77, Купер — 63, Скотт — 61, Твен — 74, Горький — 68, Бунин — 83, Набоков — 78, Пастернак — 70, Ахматова — 76.
Так что не все классики умирали молодыми, скорее, меньшинство, хотя все-таки достаточно большая часть.
Но именно часть музыкантов и пишущих, точнее — поэтов. Хотел было сказать «художников», да вот сами художники — в смысле, живописцы — кажется, жили не так уж и мало: Суриков — 68, Васнецов — 78, Саврасов — 67, Шишкин — 66. Верещагин — 71, Репин — 86. Так что 39 лет Левитана — скорее, исключение.
А если посмотреть, скажем, как обстоит дело со знаменитыми учеными, то обнаружим, что они, в основном, доживали до старости, часто глубокой: Ньютон — 84, Дальтон — 77, Фарадей — 75, Эдисон — 84, Тесла — 86, Мария Кюри — 66, Менделеев — 72, Вернадский — 81, Эйнштейн — 76, Нильс Бор — 77, Ландау — 60, Капица — 84. Или возьмем великих философов и мыслителей: Руссо — 66, Вольтер — 83, Джон Локк — 72, Кант — 79, Шопенгауэр — 72, Маркс — 64.
Опять же, все это — если мы считаем, что это действительно великие люди. Хотя правильнее, конечно, называть их «знаменитыми», «влиятельными» или «талантливыми», «гениальными». Ведь, если говорить о том, какое именно влияние они оказали и каковы были их дела, то «великие» — далеко не всегда подходящее определение.
Зато оно подходит к их современникам — раввинам, духовным лидерам нашего народа. Сколько лет жили они?
Виленский Гаон — 77, Бааль-Шем-Тов — 61, Бааль а-Тания — 67, раби Хаим из Воложина — 72, Хатам Софер — 77, раби Акива Эйгер — 75, раби Шимшон-Рефаэль Гирш — 80, Мальбим — 70, рав Исраэль «Салантер» — 72, «Нецив» — 76, «Ор Самеах» — 83, «Хафец Хаим» — 94, «Хазон Иш» — 74. Как видим, они в целом достигали достаточно пожилого возраста даже по современным понятиям.
Кстати, мы тут всё о 19-м веке (и начале 20-го), но если вернемся в эпоху Возрождения или даже в, казалось бы, жуткое средневековье, то обнаружим, что и тогда не все было так уж плохо. Даже у выдающихся деятелей искусства. Петрарка, например, прожил 70 лет, Леонардо да Винчи — 67, Микеланджело — 88. Хотя бывало, конечно, что жили и меньше: Данте — 56, Рафаэль — 37. А великие раввины? Раши — 65, Рамбам — 69, Рамбан — 76, Ибн-Эзра — 78, Рош — 77, Риф — 90, Абарбанель — 71, раби Йосеф Каро — 87. Хотя Рама — 42, а Аризаль — 36. Так что в основном великие люди доживали до старости, и это — несмотря на тогдашний уровень медицины и гигиены. Кстати, как раз бушевавшие тогда эпидемии евреев затрагивали меньше, потому что у них с чистотой и гигиеной обстояло лучше.
А если говорить о современности, сегодняшние великие раввины вообще часто являются долгожителями. «Стайплер» прожил 86 лет, рав Моше Файнштейн — 91, рав Яаков Каменецкий — 95, рав Менахем-Мендель Шнеерсон (Любавичский Ребе) — 92, рав Шломо-Залман Ойербах — 85, рав Элазар Шах (глава ешивы «Поневеж») — 103, рав Йосеф-Шалом Эльяшив — 102, рав Овадья Йосеф — 93, рав Аарон-Лейб Штейнман — 104. Так что тут, если и возникает вопрос, то, скорее, о том, почему великие люди живут так долго.
А кто и в наше время часто живет недолго? В основном, рок-музыканты и спортсмены. Как раз в этой области есть довольно красноречивая статистика: в период с 1965 по 2005 гг. около ста американских звезд умерли, дожив в среднем только до 42 лет, и столько же ушло из жизни в Европе в возрасте около 35 лет. Большая часть — из-за наркотиков и в результате самоубийства, хотя не все.
С рок-звездами, согласно исследованиям, проблема в том, что большинство из них старается завоевать мир в течение первых лет своей сценической карьеры, бросает на это все силы, и в итоге происходит неминуемый слом. Более того, сама культура рок-н-ролла утверждает образ человека, живущего на грани эмоционального и психического срыва.
Спортсмены же перенапрягаются физически, да и эмоционально тоже, в конкурентной борьбе с ее победами и поражениями.
Иными словами, такие люди функционируют в среде, где велик соблазн попытаться стать сверхчеловеком и/или всеобщим кумиром, а богом быть трудно, вот и надрываются. Те же, которые не поддаются соблазну и остаются нормальными людьми, живут дольше.
Возвращаясь к эпохе классиков: поэты и композиторы тоже часто перенапрягались. Кроме того, свойством их творческой, «поэтической» натуры была чрезмерная впечатлительность, нервозность, депрессивность, им было сложно приспособиться к обществу. Да и творчество по своей природе — новаторство, а общество склонно к консерватизму. В результате творческие люди часто страдали от непризнания и маргинальности, что также отрицательно влияло на их психику и здоровье. (Хотя философы и ученые, не менее склонные к инакомыслию и новаторству, выживали).
В то же время в ряде случаев причины смерти были типичными. Ведь понятно, что не только Пушкин и Лермонтов погибли на дуэлях, которые были нормой в тогдашнем дворянском обществе. Просто, поскольку Пушкин и Лермонтов так знамениты, знамениты и их дуэли. Но погибали в них и «обыкновенные», «не великие» люди. Блок подорвал здоровье в напряженной работе и жизни в голодном и холодном революционном Петрограде — но ведь тогда от голода, пуль и болезней гибли миллионы. Мандельштам сгинул в ГУЛАГе — тоже наряду с миллионами «обыкновенных» людей.
Наконец, в отношении таких людей, великих или нет, но определенно талантливых и продуктивных, справедливо утверждение, что они живут недолго, но «быстро». Несмотря на, казалось бы, непродолжительную жизнь, они много успевают. Ведь если ознакомиться с творчеством Моцарта или Пушкина, не зная, сколько они прожили, разве возникнет чувство, что они рано остановились и что-то недоделали? У каждого человека есть желания и планы, которые он, в конечном счете, осуществить не успевает, вопрос в том, ЧТО он все-таки успел. А они успели много, не меньше, а больше среднего.
И в этом смысле можно сказать, что, по сути, они прожили больше, чем многие из тех, кто дожил до старости. В их «товарном поезде» меньше вагонов-лет, но в каждом из них больше груза, поэтому в целом груза больше! Или, как правильно кто-то выразился, насколько жизнь будет длинной, зависит от Б-га, но насколько она будет широкой, зависит от человека. Так что в этом смысле невозможно предъявить Б-гу «претензии» за то, что Он выделил этим людям короткий срок: ведь в то же время Он одарил их талантом и продуктивностью, в результате чего они смогли сделать свою жизнь большей по «площади», по «объему».
С этой точки зрения, возможно, острее стоит вопрос как раз не о таких «великих» людях, одаренных и прославленных, но не обязательно святых в личной жизни, а, наоборот, о людях не столь гениальных и известных, но достойных. Ведь и среди таких, «обычных» людей есть немало тех, кто умирает рано от рака или в авариях, терактах и т. п. За что?
И здесь ответ такой: на самом деле настоящей награды за добрые дела в этом мире не бывает, она может быть только после смерти. Жизнь в этом мире обычно не рай: в лучшем случае она умеренно приятная, но не без проблем и стрессов, а в худшем она может быть сущим адом. (Как раз таковой она была у многих упомянутых знаменитостей, несмотря на видимый успех). Так что в этом плане ранняя смерть — не наказание, а, наоборот, знак того, что человек уже достаточно потрудился и пришло время получить заслуженную награду.
Единственное, что можно было спросить о справедливости в отношении достойного человека, — почему ему не было дано продолжить свою деятельность до старости и таким образом заработать еще большую награду?
Ответ на это дает Мидраш Танхума (Ки Тиса 3): праведник, умерший молодым, может сказать Б-гу: если бы Ты не забрал меня, я продолжил бы выполнять заповеди до старости. И Б-г действительно дает ему награду за заповеди, которые он выполнил бы в том случае. Так что в этом смысле такой человек ничего не теряет.
Но почему все-таки одним Б-г дает делать добро до старости на практике, а другим — нет, а лишь засчитывает им это добро, как будто они его сделали?
А потому, что в первом случае по плану Б-га это добро должны получить мы, окружающие их люди, а в последнем — не должны или не заслуживаем. Это не входит в список тех благ и инструментов, которые Б-г запланировал дать нам, мы должны обойтись в своей жизни без них. Так что те люди, которые ушли от нас рано, дали нам в этом мире то, что должны были дать, а сами в Будущем мире в любом случае получат от Б-га то, что заслужили.
С уважением, Меир Мучник