Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2-2,5 лет (реже в 3-5 лет) и затрагивает психику ребенка.
Прежде всего, нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей. Это определение нуждается в пояснении. Под «нарушениями общения» понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое.
Если слабослышащий ребенок или ребенок с недоразвитием речи компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) дети либо игнорируют попытки взаимодействия с ним, либо активно отвергают и избегают их.
Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания, ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями. Уровень интеллектуального развития может быть различным но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.
Под стереотипностью поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками.
И, наконец, с возрастом проявления аутизма у детей несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни. Знакомство с основными признаками аутизма очень важно, и у родителей должна существовать основа для критического отношения к тому, что говорят об их ребенке разные люди (от родственников и знакомых до специалистов).
Отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об этой патологии задумываются только на основании задержки речевого развития, или, однажды увидев, как ребенок раскачивается в манеже. Подобные признаки могут свидетельствовать и о других расстройствах. Но если появились сомнения, нужно обратиться к детскому психиатру.
Содержание
Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:
- не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
- не откликается на имя при сохранном слухе;
- обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
- не обращается за помощью;
- не пытается чем-то поделиться;
- использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру. Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений, лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.
Диагноз и прогнозы
Если ребенку диагностируют аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем. Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим.
Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.
В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако, если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то станет намного труднее, если вообще возможно. Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину?
Но аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма у детей может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение. Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни.
Нетрудно догадаться, что очень много зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть.
Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни».
Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить. С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса.
Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильямс (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают. Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают.
Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, дети с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.
Причины появления аутизма
Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего. Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются.
Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса. Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?
Коррекционная работа
Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить. Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей.
В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:
- Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
- Детям-аутистам трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
- Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
- Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
- Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
Из практики специалистов
Конечно же, никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.
Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга.
Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения.
По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы.
Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но прорыв уже произошел, и специалисты считают, что это, прежде всего, заслуга родителей. Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо. Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и, конечно же, любовь к своему ребенку.
РДА – ранний детский аутизм. Это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга. Проявления аутизма разнообразны и часто противоречивы. Наиболее известные из них: эмоциональная невовлеченность в общение, избегание взгляда «глаза в глаза”, отказ использовать речь для коммуникации. Сейчас количество детей с аутистическими чертами значительно выросло. Структура и причины возникновения аутизма и аутистических черт еще не до конца изучены. Но важно помнить: диагноз РДА может поставить только психоневролог после продолжительных всесторонних исследований. Окончательное подтверждение – только после 6 лет. Конечно, подозрения возможны, и к ним надо отнестись со всей серьезностью, но и считать их «приговором” не стоит.
Чаще мы в своей практике видим диагноз РАС – расстройство аутистического спектра. Но важно знать, что есть действительные коммуникативные особенности ребенка, то есть аутистический компонент первичен в структуре дефекта и все остальные нарушения (речевые, когнитивные) являются его следствием.
Но не реже встречаются дети с первичным органическим нарушением, например, сенсорной алалией, которая на практике после 4,5-5 лет имеет симптомы аутистического спектра.
Следует дифференцировать расстройство аутистического спектра, алалию и мутизм. Это те нарушения, которые достаточно похожи по своим проявлениям и только всесторонняя диагностика поможет выявить первопричину и правильно выстроить коррекцию.
Вне зависимости от того, является ли комплекс особенностей ребенка ранним проявлением аутизма или позднее опасения не подтвердятся, коррекция будет необходима. Дело в том, что, не испытывая внутреннего импульса к общению, аутисты и дети с нарушениями аутистического спектра могут так и не развить в себе способности к речи. К сожалению, пока не существует единого методического подхода по преодолению аутистических проявлений у детей, но существует комплекс мер, уже подтвердивших свою эффективность.
- В первую очередь рекомендуем вам обратить внимание на курс «Запуск речи”, специально разработанный специалистами Академии для детей с развитием по аутистическому типу. Прохождение курса закладывает базу для дальнейшего развития речевых навыков, формирует предречевую функцию.
После курса требуются регулярные занятия:
- Необходим курс нейрокоррекции для коррекции поведения и тренировки волевой сферы
- Крайне рекомендована работа с детским клиническим психологом для выстраивания коммуникативных способностей ребенка
- Одним из наиболее эффективных методов по работе с аутизмом является метод ABA-терапии, подробнее о нем вы можете прочитать .
После того, как ребенок будет подготовлен перечисленными специалистами к работе с речевыми задачами рекомендуются:
- Занятия с логопедом не реже 2-х раз в неделю
- И дополнительно к ним обязательно занятия с дефектологом по улучшению когнтивных навыков
- Хороший эффект дают занятия по логоритмике. В данном случае, чаще они проводятся индивидуально и являются поддерживающими, а не основными
- И дополнительно порекомендуем занятия на оборудовании «Timocco”, разработчики которого особо подчеркивают его эффективность при работе с детками с аутистическим спектром
Алпацкий Дмитрий АлександровичВрач-невролог, эпилептолог, врач ЭЭГ 07.12.2015
Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают.
Рассмотрим клинический пример:
Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).
Причины вызывающие РАС.
Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:
— гипотеза о генетической предрасположенности
— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).
— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.
Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.
Особенности психического развития детей с РАС.
Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.
Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.
Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.
Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).
Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.
Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.
Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.
Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.
Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.
Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.
Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).
Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.
Диагностика расстройств аутистического спектра
Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.
Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:
— нарушение социальной адаптации
— нарушения в коммуникативной сфере
— стереотипность поведения
В основные диагностические этапы входит:
— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом
— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства
— беседа с родителями
— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»
Виды РАС
Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: — Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) — характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)
Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:
Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.
Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)
Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт
— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.
— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.
— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.
— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.
Коррекция больных с РАС
Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:
1) Психологическая коррекция — самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.
Первая программа основывается на следующих принципах:
— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;
— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;
— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.
Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.
2) Нейропсихологическая коррекция — данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.
3) Работа с семьей и окружением ребёнка — в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).
4) Психосоциальная терапия — собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.
5) Логопедическая коррекция — учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.
6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.
В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.
Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)
Возврат к списку
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 470137 УДК 159.9.01
Мальтинская Наталия Александровна,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск Nataliyamaltinskaya@gmail.com
История развития учения об аутизме
Аннотация. В статье говорится об историческом развитии учения об аутизме. Подробно описаны основные периоды становления научного представления о данном нарушении в развитии детей. Рассмотрен комплексный анализ достижения науки и практики в изучении аутизма.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, аутизм, каннеровский период, высокофункциональный аутизм, первазивные общие расстройства развития. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Расстройство аутистического спектра на данный момент рассматривается не только как медицинская, социальная, но и как психолого-педагогическая проблема. И если в 2000 году по данным Всемирной Организации Здравоохранения распространённость аутизма составляла от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, то в 2005 году на 250-300 новорожденных приходился один случай аутизма, а в 2008 году 1 случай на 150 детей. На сегодняшний день по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centrsfor Diseance Controland Prevention), каждый 88 ребенок болеет аутизмом. Среди мальчиков распространенность заболевания выше чем среди девочек, и составляет 1 на 42 человека. Это делает актуальным изучение имеющегося практического опыта, а также разработку новых методов коррекционной работы. Аутизм рассматривается в настоящее время как особый тип нарушения психического развития, специфика которого обусловлена особенностями биологической дефицитарности ребенка. Характер этой дефицитарности до сих пор недостаточно прояснен, показано, однако, что она имеет системный характер и проявляется не только в нарушении развития высшей нервной деятельности, но и во многих соматических проблемах.
Вера Михайловна Башина выделяет 4 ключевых исторических этапа в формировании учения об аутизме: донозологический, доканнеровский, каннеровский и после-
научно-методический электронный >курнал
каннеровский. Первый этап это конец XIX — начало XX в., когда происходит упоминания о детях со стремлением к одиночеству. Так называемый доканнеровский период или второй этап в развитии проблемы аутизма охватывает 20-40-е годы нашего столетия, когда формировалось понятие аутизма у детей. Третий этап в развитии проблемы аутизма в детстве принято называть каннеровским (40-80-е годы) и четвертый, послеканнеровский, период приходится на 1980-1990-е годы прошлого столетия .
Донозоологический этап включает в себя описание странного поведения людей, которое мы сегодня называем аутизмом. Наталья Чаллис и Гораций В. Дьюи в «Ежегоднике по истории Восточной Европы» писали, что многие из юродивых Древней Руси были отмечены элементами аутистического поведения: были невербальные, равнодушны к общественным условностям, вероятно, и нечувствительны к боли; у некоторых была эпилепсия (считается, что около 30% людей с аутизмом страдают от эпилепсии . Также беспрецедентным стало их заявление, что оборотни, которые появляются в сказках, возможно, и есть аутичные дети. В своей книге «Введение в психологическую теорию аутизма» Франческо Анне описала первые упоминания об аутизме. Одна из историй пришла к нам из Индии, в которой рассказывается как шейх по имени Чилли страстно влюбился в одну девушку и спросил совета у своей матери: «Как сделать, чтобы и она меня полюбила?». Его мать сказала: «Лучше всего сесть у ручья и, когда она придет за водой, просто бросить в нее камешек и улыбнуться». Шейх воспринял ее слова буквально, и когда пришла девушка он бросил булыжник в нее и пробил ей голову. Во второй истории рассказывается о юноше по имени Гахан. Которому его мать уходя в церковь сказала: «Я сейчас ухожу в церковь, когда встанешь закрой за собой дверь и потяни ее как следует». После того, как Гахан встал, умылся, оделся и уже собирался выходить из дома, он вспомнил, что ему говорила мать. Он открыл дверь, закрыл ее и потянул за ручку, да так, что выдернул ее. Эти истории убеждают в том, что странное поведение и наивность аутистов были известны во многих культурах. Интересно, что подобные герои сказок почти всегда мужчины; аутизм среди мужчин встречается более чем в два раза чаще, чем среди женщин . В 1724 году под немецким городом Хамельн был замечен оголённый бегущий по полям мальчик, который позже стал известен как «одичавший ребёнок Питер». Английский историк Люси Уорсли, которая занимается исследованием удивительной жизни Питера, предполагает, что он был болен аутизмом. Более чем через сто лет французский исследователь Дж. М. Итар опубликовал работу «Мутизм, вызванный поражением интеллектуальных функций» (1828) в которой обобщил результаты своих 28-летних исследований в институте Сур-Муэ (Париж). Ученый описал свои попытки реабилитации Виктора — Дикого мальчика из Аверона. Итар провел тщательное изучение уровня внимания, памяти и имитационных способностей подобных детей, и пришел к выводу, что дети с интеллектуальным мутизмом асоциальны, испытывают огромные сложности в установлении дружеских отношений со сверстниками, используют взрослых лишь как орудия для удовлетворения своих потребностей, проявляют значительные нарушения в развитии речи и языка (особенно в употреблении личных местоимений) . Примерно в это же время Уильям Гаушип Дикинсон, врач лондонской Больницы Святого Георгия и английский психиатр Генри Модсли в своих трудах описывали симптомы заболевания у детей, которые характерны для аутизма. В 1887 году Джон Лэнгдон Даун, известный британский врач-генетик, ввёл разграничение между ранним и поздним началом расстройства, а также описывал присущи им значительные способности назвав их «слабоумными учёными». Доктор ДэролдТреф-ферт, ведущий мировой эксперт по синдрому саванта полагает, что Джон Даун гово-
научно-методический электронный журнал
рил о «регрессивном аутизме» . В 1896 году русский психиатр Станислав Никоди-мович Данилло сообщил о факте кататонии у мальчика 14 лет, а ведь по данным двух современных исследований, кататонические симптомы наблюдаются у 12-17% молодых людей с аутизмом .
Но в первые определение «аутизму» дал швейцарский психиатр E. Bleuler в 1911 году. E. Bleuler выдвинул гипотезу схизиса, расщепления психики, и на клиническом уровне «расщепление» проявлялось аутизмом, одним из важнейших симптомов шизофрении, обозначающих «активный уход из внешнего мира и преобладание внутренней жизни». В знаменитом труде «Dementia Praecoxor the Group Schizophrenias» (1911), Блейлер дал следующее определение аутизму: «Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же самые явления в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом». В дальнейшем Е. Minkowski (1927) различал аутизм «богатый», при котором сохраняется известное богатство психических процессов, и «бедный», характеризующийся аффективной опустошенностью. Применительно к шизофрении аутизм рассматривается им не как «минус», а как иная жизнь. Немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета Е. Kretschmer рассматривал аутизм как динамику шизоидного темперамента. Таким образом, Е. Minkowski и Е. Kretschmer в своих трудах говорили о многообразии проявления аутизма, и их взгляды отличались от первоначального определения аутизма, данного E.Bleuler. Несмотря на то что термин аутизма употребляется более ста лет, на сегодняшний день понятие аутизма очень сильно отличается от первоначального клинического определения, данного E. Bleuler в начале XX века .
Во втором, доканнеровском периоде, который приходится на 1920-1940-е годы приходятся первые попытки к системному изучению аутизма. Данное в 1911 году определение аутизма Блейром позволило рассматривать его как одно из клинических проявлений шизофрении. И под влиянием взглядов Е. Блейлера в психологию внедрилось весьма широкое толкование термина «аутизм» как доминирования аффективного над рациональным. Представление об аутизме как первичной фазе детского развития наиболее полно предоставлено в психоанализе. Процесс развития ребенка, как известно, оценивается З. Фрейдом (1913) в виде последовательной смены объектов удовлетворения сексуального инстинкта. Младенец, по Фрейду, аутичен, так как переживание удовольствия не связано с реакциями на внешний мир. Аутическое удовлетворение желаний прерывается в период от 1 до 1,5 года, когда инстинкты-табу вступают в конфликт с уже изолированным либидо. Такой же точки зрения придерживался Ж. Пиаже в своих ранних работах (1923, 1924). Для Пиаже было важно показать, как изначально аутистическая детская мысль деформируется под влиянием логических законов, когда необходимость адаптации к среде заставляет ребенка сменить принцип удовольствия на принцип реальности. Невозможность стать на позицию другого, незаинтересованность в понимании другими — все эти особенности эгоцентризма (по Пиаже), по существу, сходны с описанными Е. Блейлером признаками аутистиче-ского мышления. Интересно, что сам Е. Блейлер по вопросу о первичности аутизма как стадии развития занимал весьма противоречивую позицию. С одной стороны, он критиковал З. Фрейда за концепцию изначальности аутизма, с другой стороны, разбирая вопрос о генетических корнях логики и аутизма, Е. Блейлер пишет: «…логическое мышление, работающие с помощью картин воспоминания, должно быть приобретено
научно-методический электронный журнал
путем опыта, в то время как аутистическое мышление следует прирожденным механизмам». В детской психиатрии понятие аутизма как симптома или синдрома стало впервые использоваться со времени выделения ранней детской шизофрении. Впервые Т. П. Симеон проследила за формированием шизоидной психопатии у детей 3— 5 лет, подчеркнув, что им свойственны аутизм и малая привязанность к объектам реального мира. J. Lutz (1938) назвал аутизм у детей «пустым», что сближало его с так называемым бедным аутизмом, по E. Minkowski (1927). Как видим, на том этапе перед клиницистами стояла проблема доказательства возможности формирования аутизма у незрелой личности ребенка. Уход от реальности, погружение хотя и бедный, но собственный мир, нередко ограниченный только однообразной деятельностью, послужил основанием отнести этот вид расстройств у детей к аутизму, по E. Bleuler . В этот период в разных странах появились описания больных детей, психопатическая картина которых уже терминологически обозначалась как аутистическая: Н. И. Озерецкий (1924), H. Potter (1924) , П. Е. Сухарёва (1932), Е. С. Гребельская (1934), С. Галацкая (1935), L. Bender (1941), C. Bredley (1942), Л. Каннер (1943), Г. Аспергер (1944), С. С. Мнухин (1947) и др. В.П. Осипов (1931) охарактеризовал аутизм как «разобщенность больных с внешним миром», а В.А. Гиляровский (1938) в своих трудах писал об аутизме как о «своеобразном нарушении сознания своего «Я».
С момента описания аутизма Лео Канером, начинается третий или канеровский период, который характеризуется первыми научными обоснованиями и выделением аутизма в отдельный вид дизонтогенеза. Именно в этот период специалисты мирового уровня Лео Каннера и Ганс Аспергер сыграли основополагающую роль в изучении и понимании данной проблемы. В последующем в свет вышло множество работ значительного числа специалистов, но Каннера и Аспергера до сих пор считают выдающимися учёными в области изучения аутизма. Лео Каннер в 1943 опубликовал статью «Аутистические нарушения аффективного контакта», где подробно изложил результаты своего исследования и описал аутизм как синдром. В статье были описаны характеристики 11 детей, которых он наблюдал с 1938 по 1943 годы. Все эти дети проявляли общие черты, основными из которых были чрезмерная изоляция, замкнутость, уход от каких-либо контактов с людьми, нарушения речевого развития и потребность в многократном повторении одних и тех же действий и однообразии, причем начало проявления этих особенностей отмечалось уже на первом году жизни ребенка.
Итак, Каннер был первым, кто настаивал на том, что дети, о которых он писал, представляют собой уникальную подгруппу большой труппы детей, которым в прошлом ставили диагноз детская шизофрения. Через 13 лет после выхода этой работы, в 1956 году, Л. Каннер совместно с Л. Эйзенбергом пересмотрел предложенный им критерий диагностики аутизма и опубликовал статью «Ранний детский аутизм: 19431955», в которой они сократили диагностические критерии.
В 1944 году, независимо от Каннера, австрийский психиатр Ганс Аспергер описал состояние аномального поведения группы подростков, проявляющееся в нарушении социального общения и коммуникации, которое он назвал «аутистическая психопатия» . Оба психиатра выделяли аутизм из группы умственно отсталых и людей с серьезными нарушениями нервной системы, и применяли его по отношению к детям с ненарушенным интеллектом. Однако Аспергер не отмечал явных аномалий в развитии речи и понимании языка, описанных Каннером. Аутизм определялся Каннером как «нарушение аффективного контакта», тогда как Аспергер описал детей, которые, хотя и характеризовались отсутствием аффективного контакта, но могли нормально пользоваться неэмоциональной речью .
научно-методический электронный журнал
К 50-м годам 20-го столетия сильно возрос интерес к аутизму среди специалистов-психиатров США. Многие врачи, особенно те, кто работал в рамках психоаналитической теории, пытались объяснить возникновение аутизма у ребенка с ненарушенным интеллектом, произошедшими с ним психотравмирующими событиями, особенно, отсутствием теплых, доверительных, доброжелательных отношений к ребенку со стороны родителей. В то время в публикациях появились термины замороженная мать, холодные интеллектуальные родители и т.п. В 1959 году американский психолог Б. Беттель-хейм пишет статью «Джо — механический мальчик», где он описал ребенка-аутиста, который был очень замкнут, но интеллектуально сохранен и даже одарен. В этом исследовании, в качестве основной причины развития болезни, было выделено именно холодное отношение родителей к ребенку. Теория Беттельхейма, которая обвиняла родителей в возникновении аутизма у детей, была популярной на западе до середины 1970-х годов, пока новые медицинские исследования в этой области не подтвердили первоначальную биологическую природу аутизма, о которой говорил Каннер.
В 1960-е годы отмечается большое изменение в понимании аутизма: его этиологии, диагностики и лечения. В эти годы психоаналитики подвергли сомнению эффективность психотерапии как основного «лечения» аутизма, а затем С. Б. Ферстер в 1961 году в своей работе «Позитивное поощрение и неадекватность поведения аутич-ных детей», предположил, что многие аномалии в поведении и речи аутичных детей могут быть уменьшены и сглажены путем систематических занятий по программе модификации поведения. С. Ферстер отметил интересное наблюдение, что любое странное поведение аутичных детей может быть формой коммуникации, и таких людей можно научить общаться более адекватно. Работа Ферстера послужила толчком к исследованию подхода модификации поведения аутичных детей и применению его на практике.
Американский психолог Бернард Римланд в 1964 году опубликовал книгу «Детский аутизм: Синдром и его значение для теории нервного поведения». Эта книга оказалась поворотным пунктом в изменении взглядов на проблему аутизма. В ней автор проанализировал мировую литературу по аутизму и сходным нарушениям, а также обосновал взгляд на аутизм как органическое нарушение мозга. Необходимо отметить, что в это же время ученые-исследователи Эрик Шоплер и Роберт Рейхлер, основали первое государственное отделение, занимающееся коррекцией и обучением детей с аутизмом и близкими к нему нарушениям коммуникации. Основываясь на своих наблюдениях и опыте работы Э. Шоплер и Р. Рейхлер, подтверждали предположение, что причиной аутизма является неизвестная пока органическая аномалия мозга, а не плохое обращение родителей с детьми. Эти выводы о признании патологии мозга указали на необходимость создания специфических благоприятных условий, которые будут способствовать развитию познавательных способностей у людей с аутизмом.
После этого по всему миру начинают проводиться исследования в области аутизма, создаются общества помощи людям с аутизмом. В 1977 С. Фолштейном и М. Раттером было проведено первое систематическое исследование для подтверждения генетических факторов аутизма. Американские ученые С. Чесс, С. Корн и Ф. Фер-нандез изучали в те годы специфические инфекции как одну из причин аутизма. В 1979 Е. Дейкин и Б. МакМахон также изучали возбудителей инфекционных заболеваний в организме матери в период беременности, которые могли бы рассматриваться как причина возникновения аутизма у ребенка. Однако работы этих ученых не подтвердили инфекционную гипотезу развития аутизма. В 1987 был опубликован обзор нейробиологических, генетических и фармакологических исследований проблем
научно-методический электронный журнал
аутизма. Установлено, что в отличие от многих других расстройств работы мозга, аутизм не имеет чёткого единого механизма ни на молекулярном, ни на клеточном, ни на системных уровнях. До сих пор у ученых нет точного и единого понимания, что стоит за понятием аутизм несколько расстройств, обусловленных мутацией генов, либо это большая группа расстройств, вызванная различными механизмами.
В нашей стране С. С. Мнухин, профессор ленинградской психиатрической школы, примерно в одно время с Канером и Аспергером, обращается к проблеме аутизма. В этот период им и его соратниками были обследованы десятки детей, в ходе исследования учеными были выявлены те же симптомы, которые были описаны в литературных источниках. Обследуемые дети с самых ранних лет жизни отличались ослаблением, либо полным отсутствием контактов с окружающей средой, отсутствием видимых интересов и адекватных эмоциональных реакций, у них не наблюдалась целенаправленная деятельность. Почти у всех детей была отмечена хорошо развитая речь, достаточно богатый словарный запас, но это была речь, не используемая для коммуникации, в ней было изобилие эхолалий. В двигательной сфере они часто были несостоятельны и беспомощны, долго не могли научиться одеваться и нуждались в помощи. Они часто разговаривали сами с собой, были нередки случаи неадекватных эмоциональных реакций, например, немотивированные улыбки и смех, они производили впечатление отрешенных, погруженных в свой внутренний мир. Именно на основании этих наблюдений, ранний детский аутизм был включен в рамки детской шизофрении, и очень долгое время в нашей стране эта точка зрения считалась правомерной. Отечественные психиатры рассматривали синдром детского аутизма как предманифестное состояние, на фоне которого, в последствии, могут развиваться продуктивные симптомы. В отечественной детской психиатрии вопрос о раннем детском аутизме, как особом, самостоятельном заболевании даже не обсуждался. Аутизм как предмет психологического исследования в России имеет совсем иную картину, чем на западе. Как было сказано выше, аутизм не рассматривался как отдельный синдром, а изучался в рамках шизофренических расстройств (Сухарева, Башина, Лебединская, Лукашова, Немировская), иногда при органической патологии мозга (Мнухин, Исаев, Каган). Только 1977 году при НИИ дефектологии АПН СССР была впервые создана специальная экспериментальная группа по комплексной коррекции РДА, в которой совместно работали врачи, психологи и педагоги-дефектологи и основной целью работы была разработка системы клинико-психолого-педагогиче-ской коррекции аутизма.
Начиная с 80-х годов в нашей стране стали создаваться отдельные лаборатории по изучению проблем аутизма и практические центры. Так в Институте дефектологии, в Москве было создано научно-практическое направление по организации помощи аутичным детям под руководством К. С. Лебединской, которое работает и в настоящее время. В Санкт-Петербурге в Институте психотерапии под руководством В. Е. Когана были организованы специальные группы по работе с аутичными детьми и их семьями. В них работали психиатры, психологи, психотерапевты, арт-терапевты, музы-котерапевты, логопеды, дефектологи.
В эти годы, ведущими специалистами в области аутизма К.С. Лебединской и О.С. Никольской были выделены два вида нарушений в структуре РДА: 1) аутизм; 2) стереотипность поведения. Они рассматривают аутизм как один из симптомов РДА. Также они разработали классификацию РДА, согласно которой проявления аутизма имеют весьма широкий и разнообразный спектр. Сюда относились, как дети с весьма тяжелыми проявлениями, включая алалию и умственную неполноценность, так и социально активные, так называемые высокофункциональные аутисты, проявления
научно-методический электронный журнал
нарушенного развития, которых заключалось в странностях при общении, избирательности интересов, многословной, педантичной речи. Классификация так же подразделяла аутизм на низко-, средне- и высокофункциональный, по уровню интеллекта, а также по степени и объему необходимой социальной и педагогической поддержки, в которой нуждался ребенок.
Терапия аутизма и аутистических расстройств, так же, как и подходы к их изучению, различны в западной и отечественной психиатрической и психологической практике. В отечественной практике, в связи с тем, что аутизм считался и считается расстройством шизофренического спектра, который во взрослом возрасте автоматически перетекает в шизофрению, превалировало медикаментозное лечение и методы специального обучения детей.
Четвертый, послеканнеровский, период — 1980-1990-е годы — знаменуется отходом от позиций самого Л. Каннера во взглядах на аутизм (Башина, Пивоварова, 1970; Башина, 1980; Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967; Rimland, 1964; Wing, 1976; Rutter, 1972; Gillberg, 1992). В 1967 году русский психиатр С.С.Мнухин с соавторами описал органический аутизм. В 1975 году исследователями М. Ш. Вроно, В. М. Башиной ранний детский аутизм был выделен в круге постприступной шизофрении. Авторам впервые удалось описать важнейшую особенность аутизма Каннера, а именно особый асинхронный тип задержки развития. Признаки неравномерности развития у детей выявлялись в нарушении психического, речевого, моторного, эмоционального развития. Нарушения физиологического феномена вытеснения примитивных функций сложными (Башина В. М., 1974, 1979, 1989). В этот же период выявилась вариативность аутизма от легких, до более тяжелых форм. Синдром каннеровского аутизма сблизился с ранним детским аутизмом процессуального шизофренического происхождения. В установленном феномене асинхронии развития, свойственном раннему детскому аутизму Каннера, выступило главное отличие его от всех других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения, что важно для диагностики и прогноза РДА.
В современной практике основу диагностики расстройств физического и социального контакта составляет оценка трех ключевых нарушений, известных как триада Лоры Винг: качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия; качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения; крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
Данная триада нарушений включает в себя нарушения в сферах социального взаимодействия, коммуникации и воображения.
По мнению Л. Винг, следствием этих нарушений у людей с нарушениями аути-стического спектра является жесткая модель поведения, включающая в себя стремление к сохранению постоянства, стереотипные движения, ограниченные интересы и т. д. Эти характерные черты проявляются различно у каждого ребенка.
Кроме того, различные аспекты модели поведения могут варьироваться у одного и того же ребенка в зависимости от его возраста. Обычно один ребенок не проявляет всех характерных черт в одно и то же время или же в одной и той же степени (1991). Все это нашло отражение в термине, который ввела Л.Винг — «расстройство аутисти-ческого спектра»
В России в этот период проблемой аутизма занимаются такие ученые как: В. Е. Каган (1976); К. С. Лебединская, О. С. Никольская (1991); Д. Н. Исаев (1967) и др. Вследствие всех изучений детей сданным видом дизонтогенеза и со смешанным ди-зонтогенезом О. С. Никольской (1985-1987) были выделены четыре основные группы раннего детского аутизма: I группа, это дети с ярко выраженной отрешенностью от
научно-методический электронный журнал
внешней среды; II группа — дети этой группы несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка; III группа детей отличается по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты, они выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме; IV группе детей присущ аутизм в его наиболее легком варианте и на первый план выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка .
В 1981 году Mариан де Mайер, детский психиатр из США, вводит термин «высоко функциональный аутизм», а в 1986 г. Американский детский психиатр и педиатр Даниэль Коэн внедряет термин «множественные нарушения развития» .
После того как в нашей стране была принята Mеждународная Классификация Болезней 10-го пересмотра (M^-10, 1999 г.) РДА был выведен из раздела психозов и теперь относится к так называемым «первазивным общим расстройствам развития». Наряду с ранним детским аутизмом в M^-10 как отдельная специфическая категория выделяется «атипичный аутизм». При диагностировании специалисты отличают его от РДА отсутствием немногих, но от этого не менее важных, показателей.
В настоящее время развитие синдрома аутизма набирает стремительные темпы и изучением проявлений этого синдрома продолжают заниматься ученые всего мира.
Ссылки на источники
1. Никольская О. С., Баенская E. Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода II Альманах Института коррекционной педагогики. — 2014. — Альманах № 19.
— Электрон. ст. — URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-detskogo-autizma-kak-narushenija/
2. Башина В. M. Аутизм в детстве. — M., 1999. — 212 с.
3. Зюмалла Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТEАССH I пер. А. Ладисов, О. Игольников. — Mинск, 2005. — 73 с.
4. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма I пер. с англ. Д. В. Eрмолаева. — M.: Тере-винф, 2006. — 216 с.
5. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк, 1999. — 307 с
6. Treffert D. A. Extraordinary people: Understanding savant syndrome. — New York, 2006. — 63 с
7. Challis N., Dewey H. W. The blessed fools of old Russia IIJahrbücherfür Geschichte Osteuropas. — 1974.
— № 20. — Р. 1-11.
8. Никольская О. С., Баенская E. Р., Либлинг M. M. Аутичный ребенок. Пути помощи». — M.: Теревинф, 2007. — 243 с.
9. Докукина, Н. К., Григорьева Т. Н., Алыко Н.А. Mолодежный сборник научных статей «Научные стремления». — 2012 — № 4. — С. 12-17.
10. Clayton P.J., Fatemi S. H. The medical basis of psychiatry. — Totowa, 2008. — 72 р.
11. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nerv. Child. — 1943. — № 2-3. — P. 217-250.
12. Mикиртумов Б. E., Завитаев П. Ю. Аутизм. История вопроса и современный взгляд. — M.: Н — Л, 2012. — 144 с.
13. Frith U., Houston R. Autism in history: The case of Hugh Blair of Borgue. — Oxford, England: Wiley-Black-well, 2000. — 185 р.
14. Иванов E. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. — СПб., 2004. — 80 с.
Nataliya Maltinskaya,
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 18.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17
Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 25.05.17