Содержание
- Утвердительные предложения
- Отрицательные предложения
- Ребенок перестал говорить в возрасте 1-1,5 года, хотя уже знает несколько лепетных слов.
- Адаптация
- Болезнь
- Малыш замолкает при незнакомцах
- Сильный стресс
- Патологии нервной системы и психики
- Гиперопека или безразличие со стороны родителей
- Может ли ребенок замолчать из-за прививок?
1. Гении – молчуны
Незначительная задержка речевого развития может наблюдаться даже у взрослых детей и не вызывать у родителей и у врачей беспокойства. Например, общепринято, что девочки, как правило, начинают раньше ходить и говорить на 1-3 месяца раньше, чем их сверстники- мальчики.
Кроме того, нередко поздноговорящие дети долго молчат, а потом вдруг за считанные дни начинают говорить сразу целыми предложениями. Чаще всего такой феномен наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Кроха сначала активно накапливает информацию: он наблюдает, анализирует и запоминает. Он прекрасно понимает обращённые к нему слова, просьбы, вопросы, но отстаёт на первый взгляд в речевом развитии от своих сверстников. Для того, что бы такой молчун заговорил, нужен «толчок”. Когда возникает насущная необходимость использования речи (например, малыш попадает в коллектив активно общающихся между собой сверстников, где он уже не может желательного без использования слов), весь пассивный словарный запас «прорывается” наружу.
Большую роль в том, когда карапуз скажет своё первое слово и предложение, играет наследственный фактор. Если мама или папа малыша начали говорить поздно, то велика вероятность, что их дети будут долго «отмалчиваться”.
Немаловажно и то, какая культура общения сложилась в семье. У немногословных родителей редко выпростают разговорчивые дети. Так что если вы хотите, чтобы малыш заговорил как можно раньше, имел большой словарный запас, разнообразьте свою речь, а не отделывайтесь простыми односложными ответами и короткими указаниями.
Все эти ситуации не дают повода для волнения, если кроха понимает слова и выполняет обращенные к нему просьбы. Однако если к трём годам малыш так и не начал говорить простыми предложениями, то о норме речи уже не идёт.
2. Синдром Маугли
Чаще всего синдром Маугли встречается у детей из неблагополучных семей, где им не уделяют никакого внимания. Но даже в семьях, где на первый взгляд всё хорошо, уход за ребёнком может сводиться только к удовлетворению его физических потребностей.
На самом деле даже новорождённому необходимо, чтобы взрослые с ним разговаривали. Общение важно для нормального речевого развития. Более того, оно должно быть активным – значимым (не просто бессмысленным набором звуков или слогов), вызывать у малыша положительные эмоции и побуждать его отвечать на обращенные к нему слова.
3. Когда слова не нужны
Проблемы с речью могут возникать не только у детей с диагнозом «психологическая запущенность”, но и у малышей, которым родители, наоборот, уделяют много (иногда чрезмерно) внимания. В таких семьях ребёнок превращается в смысл жизни своих родителей. Мама крохи с самого рождения понимает своё чадо буквально без слов и выполняет любое желание ещё до того, как тот успел его выразить. Детям, чьи желания всегда понятны родителям и беспрекословно выполняются, просто нет необходимости учиться говорить, поэтому они начинают разговаривать поздно, мало, вяло и с неохотой. Нередко на приёме у специалиста выясняется, что такие малыши перенесли родовую травму и получили неврологические нарушения, которые выражены не очень ярко и вряд ли повлияли бы на развитие речи, если бы не искреннее желание родителей облегчить, таким образом, жизнь своих детей.
4. Сколь можно сюсюкать?
При виде очаровательного карапуза взрослым сложно удержаться от того, чтобы не заговорить с ним на таком же «детском” языке, что и он. Слова без смысла («агу-агу”) и искажение звуков («какие мы холосенькие”) кажутся смешными и умилительными, но в дальнейшем могут привести к проблемам с речью у ребенка. Конечно, никто не утверждает, что с младенцем надо разговаривать как со взрослым. Общение с крохой до года может и должно проходить эмоционально. В этот период допустимо использовать слова – знаменатели, которые ребенок в состоянии повторить («би-би” – машинка, «ав-ав” – собака). Но по мере взросления малыша эмоциональное общение постепенно сменяется предметно-действенным, когда для ребенка становится важен смысл, а не просто интонация сказанного. Если же взрослые продолжают общаться с крохой на эмоциональном уровне, то это чревато проблемами с речью и задержкой психического развития ребенка.
С 9-12 месяцев пора переходить на «взрослую” речь. Если кроха показывает на собаку и говорит «ав-ав”, согласитесь с ним, «переводя” детский язык на обычный: «Правильно, это собака”. Звукоподражательные слова можно использовать только в связке с правильным словом: «Это кошка. Она говорит «мяу””.
5. Если кроха – молчун
Обычно логопеды начинают заниматься с детьми не раньше трех лет. До этого времени речевое развитие ребенка, независимо от его словарного запаса и «разговорчивости”, врачей не беспокоит. Между тем в некоторых случаях будущие проблемы с речью можно диагностировать у ребенка еще в период младенчества, и чем раньше родители займутся их корректировкой, тем лучше.
Существуют простые рекомендации, с помощью которых можно развить у малыша речевой навык, побудить его к общению и расширить словарный запас
- Во время общения и игр с ребенком (даже с самым маленьким) проговаривайте вслух все, что вы делаете. Если кроха просит что-то и показывает на игрушку, просите его повторить за вами «дай”, «вот”.
- Развитие мелкой моторики (игры с мелкими предметами, раскрашивание, рисование, лепка с четырех лет – прописи для малышей) стимулирует и речевое развитие крохи.
- Задавайте простые вопросы, чтобы развить понимание, и сами на них отвечайте, если ответа нет («Где мама?” – «Вот мама”, «Кто то?” – «Это папа”). Вопросов должно быть немного, чтобы не «перезагрузить” малыша. Выражайте радость и хвалите карапуза за любую попытку ответа.
- Развивайте слуховое восприятие. Пусть малыш послушает, как звучит колокольчик и барабан, а потом попробует на слух определить, какой инструмент раздает тот или иной звук. Выберете какой-нибудь «звучащий” предмет (например, заводную музыкальную игрушку), в отсутствие ребенка заведите ее и спрячьте. Попросите малыша найти ее по звуку. Сыграйте в игру «как рычит большой и маленький медведь”. Для этой игры не имеет значение, умеет ли карапуз выговаривать букву «р”. Главное – с помощью тембра и громкости показать разницу между взрослым мишкой и медвежонком.
- Для пополнения словарного запаса помогут карточки с изображением вещей и животных, картинки в книгах. Показывайте и обсуждайте их с ребенком, обращайте внимание на изображение, называйте его, попросите показать предмет или персонаж («Вот кошечка. Покажи, где кошка? Кошка говорит «мяу”. Как говорит кошка?”) К 4 годам можно просить малыша описать увиденное на картинке, загадывать ему загадки, используя для описания только прилагательные («Угадай, что это – овальный, желтый, кислый?”) или глаголы («Кто мяукает, царапается, шипит?”)
- Полезные игры с поддуванием мыльных пузырей (дуя на пузырь, нужно не дать ему коснуться пола), маленьких перышек, кусочков ваты или бумаги.
- Для тренировки памяти, автоматизации и улучшения произношения звуков хорошо подходят стихи, потешки, скоро – и чистоговорки. Но не стоит заставлять ребенка учить стихотворение сразу наизусть и добиваться безукоризненного произношения скороговорок. Достаточно их просто читать так часто, как это интересно ребенку. Пусть он заканчивает знакомые строчки, повторяет за вами сложные слова – сначала по слогам, потом целиком. Со временем стихотворение запомнится само собой.
- Во время игр обращайте внимание на настроение малыша. Если у него сейчас нет желания заниматься или же он устал, не настаивайте. Играть лучше несколько раз в день по несколько минут, чем два раза в неделю по часу. С таким режимом вы лишь отобьете у крохи желание продолжать обучение.
Все дети развиваются индивидуально и начинают говорить в разное время. Речевое развитие — один из самых волнующих вопросов для родителей. Почему в первые годы своей жизни малыш так и не заговорил? Мы уже обсуждали этот вопрос с психологом, а сегодня рассмотрим проблему под другим ракурсом. Своим мнением с «О!» поделилась логопед Олеся Югова.Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Причины любых проблем и нарушений в речевом развитии кроются в биологических или социальных факторах либо в их сочетании, что усугубляет ситуацию.
Социальный фактор: дефицит общения
Главный социальный фактор, связанный с речевыми нарушениями, — недостаток общения родителей с ребенком. Причины тому могут быть разные: родители очень заняты и им просто некогда, приходя домой, они предпочитают браться за гаджеты, а дети делают то же самое, глядя на них. Это не говорит об их нелюбви к ребенку, ведь с друзьями мы тоже нередко переписываемся вместо того, чтобы лишний раз встретиться и поговорить вживую. В подобной ситуации живого общения практически не происходит. При этом родители очень стараются дать ребенку самое лучшее и много работают ради этого: они покупают ему красивую одежду, дорогие игрушки, выкраивают время, чтобы сводить его в кафе, театр, кино. Но у них часто не находится времени просто поиграть с малышом.
Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.
Когда малыш начинает познавать оружающий, вещественный мир, только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается понимание речи и происходит ее собственное появление.
Биологические факторы
На задержку речевого развития могут повлиять факторы, действовавшие еще до рождения ребенка, в период внутриутробного развития, а также во время и после рождения. Когда именно они стали действовать, не столь значимо. Важно лишь выяснить причину нарушений, чтобы определиться с направлением и содержанием работы. В этом вопросе наследственность не имеет особого значения. Например, если ребенок в три года молчит, его родителей не должно успокаивать то, что и его папа до этого возраста не говорил, а потом быстро догнал сверстников. Ведь причины молчания у папы и у ребенка могут быть совершенно разными.
Проблема со слухом
Это самая очевидная и проще всего выявляемая причина того, что ребенок не говорит. У малыша может быть полное отсутствие слуха или его снижение. Чтобы исключить эту проблему, нужно сделать аудиограмму, то есть измерить слуховую чувствительность специальными приборами.
Проблемы эмоционально-волевой сферы
Дети с расстройством аутистического спектра очень часто либо не говорят, либо не используют речь в качестве коммуникативной функции. То есть у них нет задержки речевого развития, нет мотива общения. Здесь я бы рекомендовала работать не столько с логопедом, сколько с психологом, неврологом, детским психиатром.
Неврологические нарушения
В некоторых ситуациях ребенок не может говорить физически. Это происходит из-за речедвигательных нарушений или проблем на уровне коры головного мозга, которые мешают малышу произносить определенные звуки, программировать речевое высказывание, связывать слоги в слова, а слова — в предложения. В этом случае я также рекомендую обратиться к неврологу, провести ряд аппаратных исследований. Но и без логопеда тут не обойтись.
Нарушения интеллекта
Эта проблема неотделима от нарушения речевого развития.
Если у ребенка есть задержка психического развития, это неминуемо сказывается и на его речи. Эта печальная причина часто исключается потому, что ее не хотят даже допускать.
А в раннем возрасте нарушения различных высших психических функций, к которым относятся речь и мышление, непросто дифференцировать.
Собственно задержка речевого развития
Пожалуй, это самая «безобидная» причина, потому что дети нередко со временем преодолевают эту проблему сами, без посторонней помощи. Она заключается в том, что речевые умения и навыки проявляются позже, чем должны и/или формируются более медленными темпами. Но эта «безобидность» обманчива: пока ребенку не исполнилось три года, практически невозможно определить, просто ли это темповая задержка речи или более серьезное нарушение, требующее немедленного вмешательства.
Я очень не рекомендую родителям прислушиваться к специалистам, которые советуют дожидаться трехлетия и только потом начинать работать с речью. Лучше заранее обратиться к логопедам за рекомендациями и делать все, чтобы стимулировать появление речи, а не только для исправления неправильно сформированной речевой сферы.
Что могут сделать родители
Говорите
Самое простое, что вы можете сделать, — много говорить с ребенком, комментируя все, что он делает и видит. Видим, что он посмотрел на собаку, говорим: «Собачка бежит», провожает взглядом автомобиль — «Машина едет, би-би!». Так будет постепенно формироваться связь между объектами и словами.
Подстраивайте свою речь под ребенка
Говорите медленно, интонационно выразительно, желательно на уровне глаз ребенка, чтобы он видел движения ваших губ. Артикулируйте при этом четко.
В том случае, когда из активной лексики у малыша только несколько лепетных слов типа «мама», «папа», «баба», давайте ему для повторения слова, максимально простые по артикуляции. То есть говорите не «машина», а «би-би», не «кукла», а «ляля», ему будет гораздо проще повторить их.
Есть мнение, что не нужно заменять эти общеупотребительные слова на лепетные, упрощенные варианты. Я с этим не согласна: если ребенок не может произнести слово правильно, лучше дать ему тот вариант произнесения, который будет для него артикуляционно доступен, чем вообще ничего не делать.
Провоцируйте ребенка говорить
Делайте вид, что вы его не понимаете, в пределах разумного, конечно. Можно «не понимать», какую он хочет игрушку, конфетку, в какую сторону хочет идти. Для нас это способ вытянуть из него слово, особенно если мы знаем, что он может хоть что-то сказать. В важных вопросах так делать не надо: мы прекрасно понимаем, когда малыш хочет, есть, спать, когда ему больно или холодно.
Поощряйте любой вариант произнесения слова, ни в коем случае не делайте замечаний, с вашей стороны — только правильный образец и создание мотива, пусть он говорит его так, как может. Главное, чтобы ребенок начал использовать слова родного языка для коммуникации, для выражения своих мыслей.
Развивайте мелкую моторику
В коре головного мозга зоны, отвечающие за речевую и мелкую моторику пальцев рук, находятся рядом. И когда мы стимулируем одну область, то оказываем воздействие и на соседнюю. Поэтому я рекомендую лепку из пластилина и массаж рук, в том числе и при помощи различных щеточек, игольчатых мячиков.
Чем раньше будет найдена проблема, из-за которой ваш ребенок не говорит, тем лучше. Не пускайте ситуацию на самотек, не бойтесь показаться очень тревожными родителями и не стесняйтесь задавать вопросы специалистам.
Утвердительные предложения
I speak English badly — проще всего сообщить англоязычному собеседнику, что вы плохо говорите по-английски можно с помощью фразы: «I speak English badly”, что дословно так и переводится.
My English is poor (bad) — существует также ряд других выражений с таким же значением. К примеру, «My English is poor”, где слово «poor” в этом контексте имеет значение «скудный, недостаточный, плохой» и его также можно заменить словом «bad”.
I speak very little English — о слабых знаниях языка также можно сообщить с помощью фразы «I speak very little English”, где местоимение little имеет значение «мало, недостаточно».
Отрицательные предложения
I’m not good at English — чтобы рассказать о своих знаниях английского, можно также использовать выражение «to be good at”, которое переводится как «хорошо уметь делать что-либо / иметь способности к чему-либо». Таким образом, если вы хотите сказать, что плохо говорите на английском, нужно добавить отрицательную частицу not: «I’m not good at English”.
I don’t know (speak) English well — точно так же отрицательную частицу можно использовать в таких предложениях как «I don’t know English well” (дословно «Я не знаю английский хорошо») или «I don’t speak English well” (дословно «Я не говорю на английском хорошо») и т.п.
Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.
Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?
В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав» и т. д.
К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.
Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.
Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.
Симптомы
Родители должны забеспокоиться, если малыш:
- В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
- В 9 месяцев не лепечет.
- В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
- В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
- В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.
Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту.
Причины
Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.
К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить. Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого. Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.
Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.
К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести: нарушения слуха; недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба; нарушения зрения; поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте); травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры); алкоголизм родителей; наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту); врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.
Лечение
Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств может включать лекарственную терапию. Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.
Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.
Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.
Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.
Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.
Ситуация, когда ребенок начал говорить, но вдруг перестал, к сожалению, знакома многим родителям, она вызывает отнюдь не меньше переживаний, чем полное отсутствие речи. Подобные откаты часто носят временный характер, но сами по себе проходят не всегда, поэтому тянуть с визитом к специалисту нельзя ни в коем случае. К тому же вы можете ошибиться с предположительной причиной и потерять время.
Для грамотной помощи ребенку необходимо в первую очередь установить точную причину исчезновения речи. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
Ребенок перестал говорить в возрасте 1-1,5 года, хотя уже знает несколько лепетных слов.
Чаще всего малыш отказывается говорить из-за того, что родители требуют от него слишком многого и заставляют повторять слова снова и снова. Такие маленькие детки просто не готовы к подобным нагрузкам, поэтому из-за сильного утомления замолкают.
Решение: Оставьте малыша в покое, не давите на него. Когда он снова заговорит, не повторяйте прежних ошибок. Возвращение речи может занять и несколько дней, и месяц. Не нужно паниковать, но обязательно покажите ребенка неврологу, чтобы исключить заболевания ЦНС.
Адаптация
Любая смена обстановки – серьезный стресс для ребенка. Если он стал посещать детский садик, ваша семья переехала, сменила климат, появились новые члены семьи, то молчание – естественная реакция на произошедшие перемены.
Решение: Не уговаривайте ребенка прервать молчание, а дайте несколько дней освоиться в новой для него ситуации. Когда он привыкнет, то речь вернется без врачебного вмешательства.
Болезнь
В ряде случаев речь пропадает, если инфекция поразила органы дыхательной системы, вызвала повышение температуры тела. Особенно часто это происходит у очень маленьких детей, которые только-только начинают говорить. В более тяжелых ситуациях инфекция затрагивает речевые центры головного мозга, слуховые рецепторы.
Решение: Как правило, речь восстанавливается в прежнем объеме после выздоровления от простудных заболеваний, поэтому специальная помощь не требуется. Если же ребенок перенес тяжелую инфекцию, то следует немедленно провериться у невролога и отоларинголога. Чем раньше будет начато лечение и коррекция, тем в большем объеме к малышу вернется речь.
Малыш замолкает при незнакомцах
Молчание – естественная защитная реакция организма, когда ребенок сталкивается с незнакомым человеком, особенно если он показался страшным или просто каким-то непонятным. Отсутствие речи может наблюдаться несколько часов после встречи.
Решение: Если малыш замолчал непосредственно после вашей встречи с незнакомцем, то, скорее всего, он заговорит еще до отхода ко сну. Обязательно дружелюбно поговорите с ним о незнакомце, расскажите, что это хороший человек, не представляющий опасности, что родителям нравится с ним общаться. Ребенок должен почувствовать, что вы с ним находитесь в полной безопасности, и в следующий раз будет меньше волноваться.
Читайте также: Что делать, если ребенок плохо читает во 2 классе
Сильный стресс
Смерть любимого родственника, уход одного из родителей, авария, природный катаклизм, постоянная нервная обстановка в семье, сильный испуг – все это может привести не только к исчезновению речи, но и к тому, что ребенок может надолго замкнуться в себе.
Решение: Если молчание продолжается дольше нескольких часов, то необходимо как можно скорее обратиться к детскому психологу, поскольку высок риск развития сильного заикания. Специалист поможет ребенку справиться с сильным эмоциональным потрясением и выйти из ситуации с минимальными последствиями для его развития. Строго следуйте всем рекомендациям, и вскоре все уладится.
Патологии нервной системы и психики
Если ребенок внезапно замолчал без видимых внешних причин, то это серьезный повод для беспокойства. Среди возможных заболеваний – шизофрения, истерия, аутизм, энцефалит, различные поражения головного мозга, опухоли.
Решение: Как можно скорее обратитесь к неврологу и детскому психиатру (особенно если в семье уже были случаи психических заболеваний). Если ребенок получил травму головы, нужно немедленно вызвать скорую помощь.
Гиперопека или безразличие со стороны родителей
Если родители перегибают палку в вопросах воспитания, проявляют нетерпимость или непонимание, то ребенок инстинктивно старается избегать любого общения с ними. С посторонними взрослыми и сверстниками на площадке или в детском саду он часто продолжает вести себя как обычно.
Решение: В этом случае необходима помощь психолога, причем желательно, чтобы на сеанс пришли оба родителя и ребенок. Маме и папе следует пересмотреть свое поведение и отношение к малышу. Скорее всего, причина действительно в слишком завышенных требованиях или, наоборот, полном пренебрежении к интересам сына или дочери. Излишняя опека не дает ребенку выразить свое мнение, и здесь молчание следует рассматривать, как знак протеста.
Читайте также: Советы нейропсихолога: как стимулировать ребенка к учебе
Может ли ребенок замолчать из-за прививок?
Многие родители спрашивают, действительно, ли прививки могут привести к резкому откату в психоречевом и речевом развитии. На самом деле современной науке не известно ни одного достоверного исследования, доказывающего, что вакцины наносят развитию ребенку подобный вред. Спровоцировать исчезновение речи может несоблюдение условий вакцинации: прививать можно только здорового ребенка с сильным иммунитетом при отсутствии неврологических патологий. В группе риска находятся дети, пережившие кислородное голодание во время беременности и родов, имеющие органические пороки ЦНС и сердца, тяжелые заболевания дыхательной системы, страдающие атопическим дерматитом, а также часто болеющие простудными заболеваниями, малыши. Перед каждой вакцинацией обязательно обследуйте полностью ребенка у врача, которому вы доверяете.
В любом случае, когда ребенок внезапно замолчал, лучше перестраховаться и показать его хотя бы педиатру, чтобы исключить серьезные патологии и не упустить время. Перед визитом проанализируйте, что могло стать причиной исчезновения речи, это поможет врачу быстрее поставить правильный диагноз и оказать необходимую помощь.