Детская литература и детское чтение.
Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.
Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении. Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.
Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.
И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.
Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.
Детское чтение — это произведения или фрагменты из произведений общей литературы доступные детскому восприятию, интересные детям и от того закрепившиеся в их чтении.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются родители к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает
Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Л. С. Выгодский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Н. Ф.Виноградова говорила о том, что «для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
А читают мало и в школе, и дома. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников.
Всемирная сеть интернет и современные электронные гаджеты, которые предлагают поколению молодых людей огромное количество всеразличных приложений практически нивелировали процент реально читающих старые добрые печатные книги.
Как говорит детский психолог Нурзада Маликеева, «это проблематика остро стоит практически во всех странах мира и она стала актуальна уже не первый десяток лет. Сейчас действительно трудно дать ребёнку книгу в руки, потому что его руки, как правило, уже заняты. Современные технологии и развитие интернета, конечно, не остановить. Я сама часто пользуюсь услугами всемирной паутины. Но тут важна именно тонкая грань между тем, что ты с пользой находишь то, что нужно для учёбы, работы, жизни, и тем, что называется бесконтрольной манипуляцией. Последнее, к всеобщему сожалению, встречается в 86% случаев».
В подтверждении словам эксперта можно привести и красноречивую статистику, которую подготовили учёные журнала PPMC . Меньше 15% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 85% из них постоянно сидят в социальных сетях.
«По сравнению с прошлыми поколениями, подростки 2010-х годов больше проводят времени в сети, и меньше читают книги и смотрят телевизор. Общение с гаджетами заменило радости от чтения историй и просмотра фильмов на телеэкране», — заявила эксперт Джин Твенге из университета Сан-Диего (США).
Каждое поколение родителей, бабушек и дедушек считает, что молодежь их времени была более терпеливой, старательной и ответственной, чем их собственные дети, внуки или прочие молодые люди. Часто подобные стереотипы привлекают внимание ученых, изучающих то, как на самом деле меняются привычки и поведение молодежи и детей.
Эти исследования часто приводят к неоднозначным результатам. К примеру, недавно ученые выяснили, что современная молодежь оказалась менее распущенной и более скромной, чем их родители и их дедушки и прадедушки поколения 60-х. При этом они оказались менее самостоятельными и склонными к независимой жизни, а также более терпеливыми, чем их родители.
«Можно с уверенностью сказать, что современное поколение кыргызстанцев в разы по своему развитию превосходят предыдущие поколения. Само собой, это происходит благодаря доступности различной информации, которая если используется по назначению, то развивает кругозор и уровень IQ в арифметической прогрессии. Одним кликом можно скачать любое произведение, найти любую информацию и тут же поделиться ей с друзьями, родственниками, знакомыми. Но есть большой риск, что подросток не может, или попросту ему не хватает знаний, чтобы правильно вбить в поисковик, то, что он ищет. Вот именно здесь нужны мы – взрослые, чтобы предотвратить посещение запрещённых, или опасных сайтов. Гораздо безопаснее на ранних этапах развития детей и подростков – это книга. Это проверенный и надёжный источник знаний. Как психолог могу сказать то, что необходимо проявлять повышенный интерес к своему чаду, и он в самую последнюю очередь будет обращаться к своему мобильному проводнику в мире интернета. Покупайте ему книги по его интересу. Чаще проводите беседы на самые различные темы. Играйте. Ваше внимание – это лучший способ отвлечь его от ненужных последствий, которые таятся в бескрайних просторах всемирной сети», — говорит психолог Маликеева.
Как же дело обстоит с общемировыми тенденциями, действительно ли современные дети проводят слишком много времени за компьютерами и телефонами и почти ничего не читают?
Для этого учёные связались с участниками мирового проекта Monitoring the Future. После аналитического среза они пришли вот к чему. Подростки и молодежь, родившиеся после наступления нового тысячелетия, оказались менее склонными к добрачному сексу и ведению свободной половой жизни по сравнению с их родителями.
Воспользовавшись этим обширным набором данных, ученые попытались оценить то, как поменялось отношение подростков к книгам и двум главным «противникам» их успеха в жизни – к телевизору и цифровым гаджетам – за последние десять лет.
Как оказалось, ситуация действительно радикально поменялась. В прошлом, подростки проводили около часа в день за телефоном и компьютером и почти не сидели в социальных сетях, существовавших в середине 2000 годов.
Сейчас цифровой мир буквально «поглощает» примерно в два раза больше времени у подростков и старших, и средних возрастных категорий, и захватывает фактически все их свободное время. Подобная экспансия интернета в жизнь детей, по словам ученых, стала возможной из-за того, что подростки почти полностью перестали читать книги, газеты и журналы.
В прошлом, примерно каждый третий старшеклассник говорил о том, что он читает книги или газеты каждый день. Сейчас этот показатель снизился до 2% и 16% для учеников американских классов.
В Кыргызстане данный показатель ничем не лучше. Как говорит эксперт Алина Вахтангова, «за последние 5 лет показатель чтения среди детей школьного возраста составил около 12%. До 2005 года цифры были несколько иные – 28%. Бороться с этим практически невозможно, прежде всего, из-за сегодняшней дороговизны печатных книг. Хоть они и стали очень красочными и разнообразными по содержанию. В интернете эти же книги некоторые ресурсы предлагают абсолютно бесплатно, другие за смешные даже по бишкекским меркам деньги».
Но полный отказ от книг, как считает всё та же Твенге, негативным образом влияет на успеваемость подростков при поступлении в университет из-за отсутствия у них усидчивости и внимательности. Кроме того, этот феномен может негативно влиять на их политическую грамотность и способность воспринимать сложные проблемы.
Поэтому, необходимо вновь прививать любовь к книгам, через различные акции, конференции, дни открытых дверей, которые могут проводить отечественные крупные и мелкие библиотеки. Может через это известный афоризм «книга – источник знаний и мудрости» обретёт новое дыхание.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Юлия Скрипник
Многие обеспокоены тем, что их дети не читают книги. Как сделать так, чтобы чтение было не повинностью, а удовольствием? Если радость чтения потеряна, то затерялась она не так уж далеко. Итак, подросток не любит читать. Что делать? Давайте разбираться.
Содержание
- Поймите, почему вас беспокоит этот вопрос
- Показывайте пример — читайте в свободное время
- Поделитесь собственной радостью чтения
- Поймите интересы ребенка
- Читайте ребенку вслух
- Позвольте ему выбирать книги самому
- Обсуждайте прочитанное
- Познакомьте его с графическими романами
- Если он любит гаджеты, купите ему электронную книгу
- Научите ребенка образному чтению
- Доверяйте своему ребенку
Поймите, почему вас беспокоит этот вопрос
Чтение — это возможность побыть в тишине и услышать себя, бесплатно отправиться к немыслимым вселенным и найти свое место в мире. Мы то с вами это понимаем, но как донести это до ребенка? Для начала понять, что проблема «мой ребенок не любит читать» — это не проблема ребенка, это ваша проблема. И разбираться с ней вам. Осознайте, почему вас беспокоит этот вопрос. Задайте себе 5 раз вопрос «Почему?» Почему я так упорно хочу, чтобы мой ребенок больше читал? Потому что чтение развивает мышление. Почему я хочу, чтобы мой ребенок развивал мышление? И почему именно таким способом? И так далее.
Нет волшебной таблетки, приняв которую ребенок полюбит читать. Но можно его к этому мягко подвести. Подберите слова и донесите их до ребенка. Придумайте 20 доводов в пользу чтения. И возможно вам даже не понадобится читать эту статью.
Показывайте пример — читайте в свободное время
Проанализируйте, чем вы занимаетесь в свободное время? Ведь ребенок берет с вас пример. Если вы смотрите телевизор или целый вечер проводите за компьютером, то и он будет делать то же самое. Как часто ребенок видит вас читающим?
Поделитесь собственной радостью чтения
Делитесь ей постоянно. Что вы прочитали на этой неделе? Поделитесь с ребенком интересными цитатами, примерами, персонажами, поступками, которые поразили вас самих. Любой ребенок любит интересную историю. Когда ребенок был совсем маленьким, вспомните, вы были превосходным рассказчиком. Станьте им снова и делитесь тем полезным и интересным, что вы почерпнули из книг.
Поймите интересы ребенка
Действуйте как продавец. Продайте ему эту идею, что читать здорово, интересно и полезно. Отталкивайтесь от его запросов. Какие его проблемы способны решить книги? Рассказывайте ему о таких книгах, разожгите в нем интерес. Поговорите с ним о будущей профессии. Чем он хочет заниматься? Скажите, что книги способны ему помочь. Там многие успехи и неудачи уже описаны. Если у ребенка есть кумир — найдите книгу про него или об этой области. Он любит игры-стрелялки? Предложите ему хорошую качественную приключенческую фантастику, Хайнлайна, например.
Читайте ребенку вслух
Предложите почитать ему. Читать можно не только 3-летним детям, но и 13-летним. Это один из способов быть ближе. Просто предложите «Хочешь, я тебе почитаю?», а вдруг согласится? Почитайте ему пару недель и обрывайте чтение на самом интересном месте, и, возможно, в разгар следующего дня вы обнаружите его за книгой. Он сам захочет дочитать ее. Потому что интересно.
Позвольте ему выбирать книги самому
В ближайший свободный вечер сходите вместе с ребенком в книжный. Существует сильная взаимосвязь между отношением к чтению и количеством детских книг в домашней «взрослой» библиотеке.
Больше всего любят чтение те дети, у кого дома есть большая библиотека. Начните вместе с ребенком формировать его собственную домашнюю библиотеку. Сводите его в книжный и позвольте выбрать любую книгу. Когда ребенок сам делает выбор, намного выше шансы, что он прочтет книгу, чем когда вы подсовываете ему «правильную» книгу.
Фото Юлии Скрипник
Обсуждайте прочитанное
Обсуждайте сюжет во время чтения. Задавайте вопросы «А как бы ты поступил?» Ищите параллели в реальной жизни. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги с реальностью имеет решающее значение. Дети, приученные обсуждать прочитанное, лучше соотносят книги и жизнь и видят больше смысла в тексте. Но делайте все это, конечно, с согласия ребенка. Если он не хочет обсуждать прочитанное, то не забывайте, что это одно из наслаждений читателя — молчать о прочитанном.
Познакомьте его с графическими романами
Графические романы и новеллы — это как комиксы, но они могут быть и по классической литературе. Основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. Покажите ему книги Нила Геймана или графическое исполнение романов Стивена Кинга и Артура Конана Дойла. Это может быть перевалочным пунктом к серьезной литературе без картинок.
Если он любит гаджеты, купите ему электронную книгу
И закачайте туда интересные книги. По данным Российской государственной детской библиотеки почти 70% учащихся 5-9 классов читают электронные книги с экрана компьютера, ноутбука, айпада. Чтобы чтение электронных книг было более эффективным, комфортным и полезным, приобретите электронную читалку, в которой используется технология электронных чернил (E-Ink). Экран не будет мерцать и бликовать, а глаза не будут напрягаться.
Научите ребенка образному чтению
Ведь почему ребенок так тянется к компьютеру, планшету, телевизору? Быстрая смена ярких картинок, динамика, спецэффекты. Научите ребенка во время чтения задействовать свое воображение на полную мощность. Пусть каждый образ он сделает ярче, звуки громче, ощущения живее. Пусть представит себя главным действующим лицом в этом книжном пространстве, а не просто наблюдателем со стороны. И когда поток воображения захватит его целиком, он поверит, что книга лучше любого фильма.
Доверяйте своему ребенку
Это означает сделать все, что от вас зависит, и снять важность с этой цели. И возможно даже сказать «Знаешь, что? Я в тебя верю. У тебя и без книг все получится». И благодаря вашему доверию ребенок перестанет воспринимать ваши слова о нужности чтения в штыки. И возьмет в руки книгу.
Всем добра и хороших книг!
Фото обложки поста — flickr.com.
«Мой ребёнок не хочет читать!» — достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем с психоаналитиком Ольгой Микулиной.
Микулина Ольга Петровна (Психоаналитик, член МААП)
Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трёх типов:
- там, где родители с раннего детства много читали своим малышам;
- где они сами любят брать в руки книгу, и дети видят это;
- где ребёнок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами.
Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.
Книга — не авторитет
В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги. Причём они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти. Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребёнку, что знание — сила. И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.
Информационный шум
Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.
Нет времени
Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.
Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».
Лень напрягаться
Чтение — мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.
Боимся встречи с собой
С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.
Это скучно
Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.
4 совета, как полюбить книги
-
Заставить ребёнка любить книги — невозможно, этому можно только научить, и лучше на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребёнку и прочувствуйте.
-
Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а ещё лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребёнка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.
-
Читать должно быть комфортно. Создайте ребёнку приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учёбе. Ребёнку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы берётесь делать так, как вы этого хотите, то создаёте искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.
-
Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.
Всё дело в нас самих
С преградами разобрались, но как же всё-таки заставить ребёнка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми всё понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.
Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребёнок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самому себе: а вы любите? Если ответ снова «нет», подумайте: может ли человек, который сам что-то не любит, научить этому ребёнка?
Верится с трудом, но даже если так, это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где насилие и страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.
Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.
Роль родителей
И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, чтобы потом учить этому ребёнка?
Поймите: малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить своё детство, встретив своего внутреннего ребёнка. Пойдите с ним в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, а дома, устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Старайтесь погружаться в этот особый мир ежедневно, пытаясь извлечь из ситуации что-то полезное, нечто чистое и откровенное.
Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают ещё больше, не упустите эти дары!