Содержание
Вопрос:
Здравствуйте, Батюшка! Я вчера отправила Вам вопрос, довольно сумбурно изложенный, относительно нехватки времени и боязни наступления дня, когда я скажу себе: сегодня не буду молиться. На самом же деле мне хотелось бы уточнить, что вопрос мой в следующем: когда наступает такое состояние, что не хочется молиться, и приходиться себя заставлять, то во время молитвы, конечно же, присутствуют разные посторонние мысли. И бывает, что чувствуешь себя настолько беспомощным в том, что не можешь их отогнать, не можешь молиться СЕРДЦЕМ, а не только устами. Батюшка, ведь такая молитва — это грех, я знаю. Но если все же так случается, что лучше: вовсе не молиться (если приходится себя заставлять), или молиться вот так… плавая в этих своих мелких посторонних мыслях, и лишь в некоторые моменты ловя себя на том, что ты как бы очнулся, что вник в те слова, которые произносят уста?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Мысль о том, что иногда молитва может быть человеку в грех, встречается уже в священных ветхозаветных книгах: «молитва его да будет в грех» (Пс.108:7) «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит.28:9). Молитва бывает в грех тогда, когда человек совершает ее лицемерно или в состоянии озлобления. Она также может быть в осуждение, когда человек произносит ее с явным небрежением, ибо во время моления человек общается с Богом. Неумелая, рассеянная молитва, если она творится искренне, в вину нам не ставится. Когда ребенок еще не научился хорошо говорить, но очень хочет общаться с отцом, разве родитель будет им недоволен. Совершенная молитва – дело совершенных. Св. Иоанн Лествичник говорит: «непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе; ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями. Благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу» (Слово 4-е. 92).
Св. праведный Иоанн Кронштадтский, прежде чем обрел дар совершенной молитвы, горячо просил об этом Бога. И нам надо молиться об этом. Призывая помощь Бога, необходимо и свои прилагать старания. Слова Спасителя «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12) относятся и к молитвенной жизни. Чем больше человек упражняется в молитве, тем быстрей к нему придет навык в этом деле. Нужно удаляться от всего суетного, что возбуждает чувства и пленяет ум. Если человек посидел у телевизора и стал на молитву, то вряд ли будет совершать ее с вниманием. Сознание его наполнено только что полученной информацией. На молитву надо настроиться. Хорошо в течении нескольких минут собрать себя и приготовиться к общению с Богом. По мере духовного роста будет совершенствоваться и молитва.
Автор статьи: Науменко Александра Игоревна Семейный психолог, детский психолог.
Опыт практической работы: 8 лет.
Помните, как было в детстве? Эмоции и чувства были включены на полную катушку, радость казалась зашкаливающей, горе — безутешным. Столько всего важного существовало в жизни: погода, велосипед, лучший друг, ящерицы в траве, яблоки на дереве. Большинство людей именно в детстве проживали жизнь наиболее полно, чувствовали эмоции, радовались каждому дню.
А теперь взглянем на нынешний момент. Апатия, усталость, недосып — к сожалению, это постоянные спутники современного человека. Так что ответ на вопрос, почему человек перестаёт испытывать эмоции, — стресс. Он может быть как хроническим, то есть накопившимся, так и событийным, разовым, когда случается какое-то масштабное потрясение в жизни человека (смерть близкого, потеря работы, болезнь и т.д.). А вот что делать, если не чувствуешь никаких эмоций, сейчас постараемся разобраться.
Признаки отсутствия эмоций
Чтобы понять, как снова начать чувствовать эмоции, нужно, прежде всего, осознать, что вы их не испытываете. Звучит, конечно, забавно, но на деле множество людей настолько привыкают жить в сером мире без каких-либо чувств, что и не помнят, каково это — радоваться, грустить, гневаться, удивляться и бояться. Пропадают не только позитивные эмоции, но и негативные, которые, однако, тоже важны для полноценного функционирования нашей нервной системы.
Итак, вы перестали чувствовать эмоции, если:
- жизнь не приносит вам радости, каждый день для вас скучен;
- вы выполняете все действия автоматически;
- вы не понимаете, чего хотите, не знаете, что могло бы принести вам удовольствие;
- вы глушите недовольство жизнью вредными привычками (перееданием, алкоголем, сигаретами и т.д.);
- вам тяжело избавиться от навязчивых мыслей и состояний.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что у вас отключено восприятие собственных чувств. Вы находитесь в низкоэнергетическом состоянии, возможно, у вас даже депрессия. К счастью, это не приговор. Не чувствовать эмоций и чувств после стресса и во время хронического затянувшегося стресса — это нормально. Но выбираться из такого состояния нужно как можно скорее.
Как вернуть себе эмоции
Итак, что делать, если вы перестали чувствовать эмоции? Сперва нужно понять, какой именно способ отключения эмоций избрала ваша психика. Дело в том, что человеческая психика — структура сложная и мудрая, поэтому при переизбытке негативных чувств может разными способами отключать неприятные (а вместе с ними и приятные) ощущения, чтобы не произошло перегрузки, и вы могли бы хоть как-то функционировать и выживать, пусть и безрадостно.
Есть два самых распространенных варианта, при которых вы прекращаете чувствовать эмоции:
1. Эмоциональное выгорание. Это словосочетание уже многим знакомо и означает, что на протяжение долгого времени ваша нервная система подвергалась перегрузкам. Да-да, это последствия того самого хронического стресса, который медленно, но верно ведет к вялотекущей депрессии. «Не чувствую эмоций», — говорит человек, который слишком устал жить и делать дела. В этом состоянии обычно всё приходится делать через «не могу», поскольку разумом вы ещё понимаете, зачем вам ходить на работу, заниматься спортом, встречаться с друзьями и прокачиваться в каком-либо деле, а вот сил становится всё меньше и меньше.
2. Состояние аффекта после сильного стресса. Иногда жизнь бывает жестока, никто из нас не готов к потере близкого, банкротству, утрате чего-то важного. Когда происходит что-то подобное, психика экстренно обрубает возможность чувствовать эмоции и переходит в энергосберегающий режим. В таких случаях, если личность не слишком закалена трудностями, человек может не видеть смысла своего существования. И если при эмоциональном выгорании можно плыть по жизни без желания, но всё-таки выполнять необходимый минимум действий для выживания, то здесь уже можно говорить о тяжелой клинической депрессии. Человек начинает целыми днями лежать в кровати, или играть в компьютерные игры, или даже проводить все дни за бутылкой, ничуть не заботясь ни о своём пропитании, ни о здоровье, ни о своих близких.
Путь к выходу из эмоциональной ямы
Этап первый. Обращаемся к специалисту
Если вы уже в плохом низкоэнергетическом состоянии, значит, вам необходима помощь профессионала, а может медикаментозные «костыли» для вашей психики. Так что лучше всего записаться на сеанс к психологу или даже психотерапевту, который даст необходимые рекомендации. Да что уж там, даже просто выговориться, а, если повезёт, и наконец-то расплакаться на приёме — уже огромное облегчение.
Этап второй. Налаживаем распорядок дня и режимa
Многие люди пренебрегают правильным питанием, не отдыхают столько, сколько нужно, заставляя свой организм работать на износ. Но ведь люди — не роботы, и наши тела требуют определенной заботы: питательных веществ, качественного сна, закаливания.
Чтобы начать чувствовать эмоции, питайтесь правильно: постарайтесь, чтобы ваше меню стало сбалансированным и разнообразным. На вашем столе должны быть мясные и рыбные блюда, овощи, фрукты, молочные и кисломолочные продукты, орехи и сухофрукты. И поменьше быстрых углеводов — они дают лишь временный подъем энергии, а когда та резко спадает, вам становится еще хуже.
Займитесь спортом. Да, несмотря на отсутствие сил. Если получится перебороть себя в этом вопросе, вы и волю прокачаете, и позитивные изменения во внешности получите, и здоровье подтянете. Куда не глянь — сплошная польза. Но главное, спустя какое-то время вы действительно втянетесь и начнёте получать от занятий настоящий кайф.
Высыпайтесь. Давайте вашему организму достаточное количество сна, не проводите полночи в интернете в тщетных попытках сбежать от реальности. Решите, во сколько вы будете ложиться спать и вставать, и придерживайтесь этого режима. Уже через пару недель вы заметите, насколько лучше себя чувствуете.
Этап третий. Знакомство с собой
Если с помощью первых двух этапов мы снимали стресс, то теперь настало время заново познакомиться со своими эмоциями. Так что первое, что вы должны сделать — разрешить себе чувствовать. Можете даже нарисовать плакат-манифест «Я разрешаю себе чувствовать».
Второе — заведите дневник эмоций, в котором течение дня отмечайте свои реакции на те или иные ситуации. Каждую неделю просматривайте свои прошлые записи и отмечайте расширение своего эмоционального диапазона.
Третье — хотя бы раз в неделю радуйте себя новыми впечатлениями, занятиями, которые рвут привычный шаблон дом-работа-дом. Любите искусство? Сходите в музей. Интересны танцы? Посетите вводное занятие танцевальной студии. Придумайте и напишите себе план на месяц, которому вы будете следовать, если вдруг не будет вдохновения.
Что в итоге?
Если не пренебрегать ни одним из этапов, вы не только благополучно выйдете из состояния стресса, но и снова ощутите полноту жизни. Только так, в комплексе, можно вернуть себе способность испытывать эмоции и сделать так, чтобы мир снова заиграл привычными красками, радующими душу.
В день прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию в Николаевском храме Константиновки. По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником в честь Божией Матери и Её образа «Всех скорбящих Радость»! Она очень часто приходит к нам на помощь, когда мы ни от кого другого уже помощи ждать не можем, ни на кого другого не надеемся.
Икона с таким названием была написана и находилась в Москве, в храме на Ордынке, и чудотворной стала после того, как после молитвы перед ней исцелилась сестра патриарха Иоакима.
Скорби и болезни — то, что сопровождает жизнь каждого человека, и верующего, и неверующего. Некоторые люди говорят: нужно молиться, верить в Бога, читать акафисты, ходить на службы, причащаться — и тогда скорбей не будет. Это неправда. Мы знаем и на примере собственной жизни, и из истории, что в жизни христиан тоже случаются скорби. Более того, когда мы открываем Евангелие, мы вдруг видим, что Спаситель предупреждает учеников: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33).
Как это можно соотнести с тем, что многие люди, переступая порог церковный, думают, что вот я сейчас что-то такое начну делать, и тогда все скорби из моей жизни уйдут? Следуя за Христом, человек ещё больше этих скорбей в жизни приобретает. Большинство из них бывает следствием наших собственных ошибок и грехов: гордыни, эгоизма, жадности, глупости, трусости, подлости, — но они случаются и по другим причинам.
На Кресте скорбел Господь Иисус Христос. Он скорбел не только от той физической боли, которую Ему причиняло распятие. Он скорбел от предательства, которое пережил со стороны учеников, и от того, что был оставлен Отцом Своим Небесным. «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?», — молился Он на Кресте, потому что Ему было тяжело.
Если мы будем объяснять скорби только человеческими грехами, то как тогда объяснить, почему скорбел праведный Иов, который ни в чём не согрешил перед Богом? Как тогда ответить на вопрос, почему скорбела Божия Матерь, Которая была чистой Девой, не имела грехов, но Которой оружие пронзало сердце? Скорбь — это одно из проявлений несовершенства нашей жизни после того, как в неё вошёл грех.
Самое плохое, что может произойти, — это когда скорбь приводит человека к унынию и отчаянию. Человек как бы придавлен тяжёлым камнем изнутри и не видит света Божьего, всё окружающее ему видится в чёрных тонах, и нет никакого просвета.
Когда с нами случается какая-то беда или нам тяжело, мы ищем человека, который с нами эту скорбь может разделить. У кого-то это родители, супруг или супруга, брат или сестра, дети, друзья или знакомые. Мы говорим: «Со мной такое вот случилось, мне так тяжело, мне так плохо». Когда человек нас выслушивает, если он ещё нам сочувствует и даёт добрый совет, скорбь не исчезает, но нам становится легче. Слава Богу, если такой человек или несколько в нашей жизни есть.
Христиане приобрели ещё и другой опыт. Они узнали, что когда ты своей скорбью делишься с Матерью Божией, когда ты стоишь перед Её образом, твоя скорбь как бы уходит, перестаёт существовать. В душе и сердце появляются свет, надежда и радость. В благодарность за то, что, молясь Матери Божьей, вместо скорби люди обретают радость, надежду, образ и назвали «Всех скорбящих Радость».
Бывают такие случаи, что рядом никого нет или люди нам помочь не могут. Бывает, что мы рассказываем, а нас не понимают, не слышат, отвечают совершенно не на то, что у нас болит на самом деле, и второй раз рассказывать совсем не хочется. Мы тогда молимся Богу. Мы молимся Матери Божией, потому что Она уж точно нас услышит и поймёт. Так, как могут утешить Господь и Матерь Божия, не может утешить ни один самый близкий друг. Тот, у кого этот опыт есть, кто сам это пробовал, это понимает и не сомневается.
У меня нет ответа на вопрос, что нужно делать, чтобы в жизни не было скорбей, никто не предавал, не обманывал, не поступал несправедливо, чтобы не заболеть никакой болезнью. Скорби обязательно встречаются, Господь их посылает на нашем жизненном пути в определённое время, но христианину всегда легче. У него есть «всех скорбящих Радость». У него есть фундамент, на который он может опереться: возможность молиться и слышать ответ на свою молитву, укрепить свои душу и сердце в тот момент, когда скорбь кажется особенно сильной. В этом наше большое преимущество. Нам тяжелее впасть в отчаяние.
Бывает так, что мы молимся — и ничего не меняется, и нам кажется, что никто нас не слышит, но это тоже не так. В тот момент, когда скорбь становится особенно сильной, и Господь становится особенно близок человеческому сердцу. Это заметили разные люди в разных обстоятельствах. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
Скорбей, которые случаются с нами, мы избежать не можем, но научиться к ним правильно, по-христиански относиться мы должны. Мы должны понимать, что в скорби не нужно роптать, обвинять обстоятельства, людей и, тем более, Бога.
Бывает, что-то идёт не по-нашему. Кто виноват? «Господь так допустил». Это наша гордыня. Нам почему-то кажется, что Бог нам всё время должен. Он должен решать все наши вопросы, делать так, как мы захотим. Один раз захотели так — значит, так должно быть, другой раз — по-другому. Кто-то дождя просит, кому-то дождь не нужен, а Бог и тем, и другим виноват. Никогда не надо роптать на Бога.
Никогда не нужно обвинять людей в своих скорбях. Даже о тех, кто причиняет зло, нужно молиться Богу и желать им добра. Никогда не нужно пытаться делать так, чтобы из-за тебя страдали другие люди — это не по-христиански. Поделиться скорбью можно, но нужно помнить, что это отражается на тех, кто нас окружает, и держать себя в руках.
Нужно молиться Богу, вспоминать какие-то свои недостатки, которые, возможно, эта скорбь помогает нам исправить. Христианское отношение к скорби может её сделать не орудием, которое убивает радость и желание жить, убивает человека, а хотя и горьким, но полезным и нужным лекарством, от которого человек меняется, становится другим. Мы знаем, что так тоже бывает: человек, претерпевший скорбь, очень часто уже совсем по-другому относится к своей жизни и к тому, что в ней происходит.
Если мы научимся относиться к скорбям по-христиански, принимать их с благодарностью Богу, делать для себя какой-то вывод и помогать и другим людям, они не будут нас убивать. Они будут помогать нам возрастать духовно и становиться лучше. Дай Бог, чтобы мы научились именно так к ним относиться. Тогда они смогут принести нам духовную пользу.
К Кому обращаться, когда скорбь, мы знаем. Кто нам поможет, пошлёт в наше сердце лучик света и наполнит его радостью, мы понимаем. Мы благодарим Матерь Божию за то, что Она с нами рядом, что мы можем Ей помолиться и в скорби, которую Она претворяет в радость. Мы просим, чтобы Она не оставляла нас сегодня и все следующие дни нашей жизни, которые нам даст Господь.
Поздравляю вас всех с праздником! Покров Матери Божией и благословение от Её образа пусть пребудут со всеми вами!
Всегда ли можно покаяться? Мы привыкли думать, что обратиться к Богу и начать новую жизнь способен всякий человек в любое время.
Действительно, если грешник еще жив, то всегда сохраняется надежда на его покаяние. Примеры духовно-нравственного изменения великих беззаконников, погрязших в самых страшных пороках, показывают: никогда нельзя ставить крест даже на самом отъявленном злодее. Достаточно вспомнить таких святых, как преподобная Мария Египетская, священномученик Киприан, преподобный Моисей Мурин. Они пришли к Господу из адских глубин греха и спаслись.
Однако здесь все сложнее, чем может показаться. Например, Священное Писание говорит, что иногда покаяние бывает запоздалым. Покаяние? Запоздалым? Неужели такое может быть? Да. Именно это случилось с Каином, убившим брата.
Уже после суда Божьего над убийцей и объявления ему приговора Каин отвечает Господу: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13). Так звучит русский синодальный перевод данного стиха, сделанный из еврейского текста. Греческая же Библия (Септуагинта) предлагает иной вариант: «Вина моя более, чем (возможно) простить мне» (перевод П. А. Юнгерова). Подобное мы читаем и по-церковнославянски: «И рече Каинъ ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми».
Как видим, в еврейском тексте первый убийца возмущается против Божьего приговора, а в греческом кается. Однако его покаяние действительно запоздалое – брат уже мертв, а решение Судьи объявлено. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя данное место, пишет:
«И рече Каин ко Господу: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Вот полная исповедь! Так велик, говорит, грех, учиненный мною, что не могу получить прощения. Вот, скажет (кто-либо), он исповедал (грех) и исповедал с большою точностию. Но пользы от этого никакой, возлюбленный, потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы сделать это в свое время, когда можно было преклонить Судию на милость… Когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле (брата), он сознается и не получает от этого никакой пользы.
…Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения… Если бы (Каин) предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. И рече Каин…: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Исповедание достаточно, но не благовременно».
Оказывается, есть случаи, когда от исповедания греха Богу человек уже не получает никакой пользы! Преподобный Ефрем Сирин в толковании на этот фрагмент дает сходную мысль, как бы дополняющую слова Златоуста: «Он говорит: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Но исповедание это не принято, потому что Каин принес его не тогда, как был спрашиваем, а принес его поневоле, сказав, когда уже определено ему было: стеня и трясыйся будеши».
Итак, всему свое время под солнцем, и покаянию тоже. Безусловно, Господь принимает искренние слезы грешника в любой ситуации, в любой период нашей жизни. Но одно дело, например, оплакать свои согрешения и начать новую жизнь в молодости, когда есть силы для подвига и исправления себя. И совсем другое – уверовать в старости, когда уже нет сил ни для беззаконий, ни для святости, а прошедшие годы положены на алтарь греха. Времени впереди тоже нет – твои дни подошли к концу, ты уже ничего не сделаешь для своего спасения.
К тому же грех не бывает без последствий. Если за человеком тянется шлейф разрушенных семей, брошенных женщин, убитых в их утробе детей; если ни одна душа не поминает его добрым словом и он за все годы ни для кого не сделался ближним (вспомним притчу о Милосердном Самарянине) – итоги такой жизни уже крайне трудно будет исправить. Грешник искренне покаялся перед Творцом, но уже запустил механизм разрушения, который будет действовать помимо него. И в этом смысле покаяние действительно может быть запоздалым.
***
Еще одно место из Писания, которое усложнит наш разговор о покаянии. В Послании к евреям, в 12-й главе, апостол Павел просит читателей, чтобы среди них не было блудников и нечестивцев, подобно Исаву, который отказался от первородства за похлебку. Далее Павел продолжает: «Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей , хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:17).
Слово «отца» во многих изданиях Синодальной Библии заключено в скобки или написано курсивом, потому что его нет в греческом тексте. Оно прибавлено переводчиками как вариант толкования. Но греческий текст не предполагает такого понимания. Сочетание «Не мог переменить мыслей» (буквально: перемены мыслей ибо места не нашел) относится к Исаву, а не к его отцу. А что такое «перемена мыслей»? Это и есть покаяние, по-гречески «метания». Именно это слово и употребляет автор Послания в данном месте.
Церковнославянская Библия как раз предлагает правильный вариант: «Покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его». Как и перевод под редакцией еп. Кассиана (Безобразова): «Ибо он не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его». И новый перевод МБО: «И хотя он горько плакал, было слишком поздно для раскаяний». Разумеется, наши древние толкователи тоже понимают эти слова как относящиеся к Исаву, а не Исааку.
Но как же можно не найти покаяния, если со слезами ищешь его? Бывает ли такое? Бывает. Так случается, если человек за годы беззаконной жизни ожесточился сердцем настолько, что даже при искреннем желании изменения не может стать другим. Он психологически уже не способен к этому.
Златоуст, толкуя данный стих, пишет: «Не обрете, говорит, покаяния, или потому, что согрешил более, нежели сколько можно загладить покаянием, или потому, что не принес достойного покаяния; следовательно, есть грехи, превышающие покаяние». Ту же мысль предлагает блаженный Феофилакт Болгарский: «Павел весьма мудро устрашает еще не павших, выражая такую мысль, что при великих грехах нет места покаянию».
Вспоминается замечательная книга «Отец Арсений». В ней есть рассказ под названием «Серый». Так в исправительно-трудовом лагере называли матерого уголовника, с которым общался главный герой книги. Серый всю жизнь совершал жуткие преступления, которые в итоге превратили его душу в выжженное поле. На закате дней он жалел о своих беззакониях и рассказывал о них отцу Арсению. Но когда тот предлагал зэку прибегнуть к Таинству Исповеди, обещая, что ему сделается легче и он сможет спокойно умереть, Серый отказался. «Знаю теперь, что Бог есть, но мне к Нему дороги заказаны – дела мои прошлые никакими молитвами не замолить и не простить», – говорил он. Вскоре после этого разговора он умер. Вот она, мысль Златоуста: «Есть грехи, превышающие покаяние».
Мне тоже встречался в жизни подобный человек. Он вел пьяный и развратный образ жизни, никто не мог повлиять на него. Однажды в разговоре он открылся мне, что в молодости совершил убийство. Преступника не нашли, дело забыли. Но теперь покойник является ему во сне, и он страшно мучается. Конечно же, я посоветовал этому человеку пойти на Исповедь. Но он отказался: «Попам не верю». Все мои объяснения, что на Исповеди мы приносим свои грехи Богу, а не священнику, остались без результата. Желание освободиться от тяжести убийства у него имелось, а сил верить и каяться уже не было.
***
В Послании к евреям есть еще одно важное место, относящееся к нашей теме. Оказывается, возможность покаяния не только связана с качеством и количеством наших преступлений. Апостол сообщает, что если христианин постоянно повторяет после Крещения смертные грехи, то он уже в некотором смысле не смеет надеяться на покаяние. Вот как пишет Павел: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26–27).
Наши святые отцы понимают эти стихи как запрет второго Крещения. «Если твои грехи омылись в Таинстве Крещения, не думай, что ты можешь вновь получить то же самое, крестившись еще раз» – такую мысль дают нам Златоуст, Феофилакт и прочие древние толковники.
Однако в комментариях церковных авторов встречается и другое прочтение. Данные стихи также понимают как указание на невозможность покаяния и прощения для человека, постоянно попирающего обеты Крещения. Вспомним, что во времена апостола Павла люди в основном крестились взрослыми, что увеличивало ответственность верующего. Если уж ты по-настоящему решился стать христианином и засвидетельствовал перед всеми свою веру, то и живи по-христиански. Иначе «не остается больше жертвы за грехи» – т. е. ты попираешь Жертву Христову, если вновь возвращаешься к прежним беззакониям. Смертно согрешая, ты как бы заставляешь Христа вновь распяться за твои преступления. Но Жертва уже принесена, другой не будет. Если ты живешь по-язычески после Крещения, отвергая тем самым Жертву Христову, для тебя уже нет покаяния, «но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников».
Параллельным местом к этому стиху является фрагмент из 6-й главы того же Послания: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются » (Евр. 6:4–6). Здесь, как мы видим, речь идет не только о крещенных, но и о причащенных людях – о тех, кто уже вкусил в Церкви благодать. И звучат страшные слова: «невозможно… обновлять покаянием».
«Да, эти люди именно распинают в себе Сына Божия во второй раз и ругаются Ему. Это и есть их великое преступление, которое невозможно загладить никаким покаянием, да и нельзя допустить, чтобы павший так сохранил какую-нибудь возможность покаяния. Для таких людей оно невозможно психически, а потому и обновление их невозможно», – пишет профессор А. В. Иванов.
«Постоянные же и один за другим следующие акты раскаяния в грехах ничем не отличаются от полного неверия, за исключением случая признания своей греховности. И я не знаю, что хуже: сознательно ли грешить или, раскаявшись в грехах, снова приниматься за них», – говорит церковный учитель III века Климент Александрийский.
***
Подвергаем ли мы сомнению возможность покаяния для всякого грешника? Нет, но напоминаем сами себе, что нужно спешить каяться. «Кайтесь в своих грехах за день до смерти» – говорит старая еврейская мудрость. Замечательные слова! Действительно, никто не знает дня своего смерти – может быть, он наступит и завтра. В таком случае покаяться за день до смерти означает сделать это сегодня.
Многолетняя жизнь в беззакониях не проходит бесследно. В постоянных согрешениях душа изнашивается, воля слабеет, рабство диаволу упрочняется. И со временем мы рискуем перешагнуть ту черту, за которой изменение станет уже невозможным. «Поэтому не будем допускать падения неисцельного; пока мы только хромаем, то легко исправиться; а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами?» – советует Златоуст.
Бог милостив, но Его милосердие не стоит искушать. Он терпит очень долго и ждет обращения грешника. Но способен ли будешь ты в том далеком завтра, на которое откладываешь свое покаяние, ответить на Его милосердие своим личным усилием по перемене жизни? Не превратят ли страсти и грехи твое сердце в выжженное мертвое поле? Неизвестно.
Для всего в жизни существует наилучшее время, в том числе для покаяния. И это наилучшее время сегодняшний день – то самое сегодня, которое может не наступить завтра.
Сергей Комаров