Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
Помогите китайский!!!дома репититор Пожалуйста кто знает, где можно отпраздновать др в Москве 12-13лет, в Щербинке, в Южном Бутово Упрости выражение 4a√+8a√−12a√. Помогите по естествознанию сделать таблицу срочно заранее спасибо Пожалуйста помогите по естествознанию срочно надо.Заранее спасибо Помогите, пожалуйста, заполнить таблицу по профессиональной этике педагога. Период Современной эпохи: необходимо написать представителей этических иде й современной эпохи и их идеи развития педагогической этики. Помогите пожалуйста по естествознанию!Срочно надо.Заранее спасибо Запиши к условию задачи вопрос.реши задачу.на поляне играли 5медвежат.трое убежали У моей родной тёти есть муж, у мужа брат, у брата сын. Кем я считаюсь сыну брата дяди?? В магазин поступила партия шоколада Ореховый в количестве 600 кг в ящиках по 5 кг в каждом. Масса нетто плитки — 100 г. При оценке качества обнаружено : лицевая поверхность шоколада блестящая, неровная из-за наличия целых орехов, имеются незначительные царапины; при про¬верке целостности плиток в отобранной выборке обнаруже¬ны четыре плитки надломанные. При контроле массы нетто плиток выявлено: четыре плитки массой по 90 г; две — по 95; шесть — по 96; остальные — по 100 г. Рассчитайте раз¬мер выборки и массу объединенной пробы для оценки каче¬ства. Возможна ли приемка данной партии шоколада? Ваши действия как товароведа?
Почему Иисуса Христа называют Спасителем? Что такое спасение и от чего Он спасает?
Спасение есть исцеление от греха и его последствий, воссоздание падшей человеческой природы Божественной благодатью через веру в Иисуса Христа и подвиг исполнения евангельских заповедей, увенчивающийся блаженным соединением с Богом в вечности.
Грех, совершенный первым человеком и получивший название «первородного», как тяжкая болезнь стал передаваться по наследству его потомкам. Люди были подвергнуты смерти, так как добровольно отпали от источника вечной жизни – Бога, а стали исполнять злую волю диавола.
Своими силами человек не мог избавиться от греха, поскольку «человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника; потому что сам повинен греху …брат не может искупить брата своего; и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти» (св. Макарий Великий).
Для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей из рабства смерти ценою крови Сына Своего Единосущного, непостижимо родившегося прежде всех век.
Так как Божество не может пострадать, тем более пролить кровь и умереть, потому что Оно бесстрастно, бестелесно и вечно, то для спасения людей Сыну Божию нужно было принять человеческое естество, воплотиться, вочеловечиться.
Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через Воплощение Бог возжелал самого падшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин).
Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати, освятить свое естество соединением с Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге.
К Своему пришествию Господь готовил человеческий род многочисленными знамениями и чудесами, благодеяниями и наказаниями, дарованием подготовительного Ветхого Завета и пророчествами. Все это было необходимо, чтобы люди смогли распознать Спасителя, понять и принять Его учение.
Тест №3 по курсу «Новая история», тема: «Реформация», 7 класс
Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 1
Часть 1
1. Какие из перечисленных ниже положений явились причинами, которые привели к переустройству Церкви?
-
Потребность верующих в духовном обновлении, в понятном и более демократичном религиозном учении;
-
Запрет со стороны Церкви на строительство мануфактур;
-
Сбор десятины и торговля индульгенциями;
-
Вмешательство духовенства в вопросы светской власти.
2.В каком году для борьбы с Реформацией Папа Римский утвердил «Общество Иисуса» (иезуитов)
-
1553г.; 3. 1536г.;
-
1540г.; 4. 1525г.
3.Кому из европейских королей принадлежат слова: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков»?
-
Генриху VIII Тюдор;
-
Генриху III Валуа;
-
Филиппу II;
-
Генриху IV Бурбон.
4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Мартина Лютера? (найдите ТРИ верных ответа)
-
Человек спасается только верой;
-
Человек спасается своим трудом;
-
Вера обретается человеком через познание окружающей действительности;
-
Вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека;
-
Только Священное писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры;
-
Власть должна находиться в руках простого народа.
5.Как назывались протестанты во Франции?
-
Пресвитеры;
-
Гугеноты;
-
Пуритане;
-
Каперы.
6.Кто из Французских королей заслужил почетную характеристику: «Король, спасший Францию»?
-
Карл IX Валуа;
-
Генрих III Валуа;
-
Генрих IV Бурбон;
-
Франциск I Валуа.
Часть 2
В1.Установите хронологическую последовательность.
-
Разгром Непобедимой армады;
-
Нантский эдикт Генриха IV;
-
Начало Реформации в Англии;
-
Варфоломеевская ночь.
В2. Установите соответствие между событиями внутренней и внешней политики и королями европейских государств.
События
Короли
А) разгром «Непобедимой армады»;
Б) борьба с протестантами у себя в стране и помощь в борьбе с ними в Англии и других странах;
В) Варфоломеевская ночь;
Г) начало Реформации в Англии.
1) Генрих VIII Тюдор;
2) Елизавета Тюдор;
3) Карл IX;
4) Филипп II.
В3. Прочтите извлечение из речи королевы Елизаветы в Тилбери, обращенной к английским солдатам (1588), и напишите, какое событие послужило причиной этого обращения.
«Мой добрый народ, те, кто печется о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас…».
В4. Дайте определение понятию «Контрреформация».
Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Реформация». Вариант 2
Часть 1
1. В каком году монах-августинец, профессор богословия в университете г.Виттенберга (Германия) Мартин Лютер прикрепил к дверям храма несколько листков бумаги – знаменитые «95 тезисов» и началась Реформация?
-
1553г.; 3. 1536г.;
-
1540г.; 4. 1517г.
2.Кто из глав государств принимал участие в заключении Аугсбургского религиозного мира?
-
Елизавета I Тюдор; 3. Генрих IV Бурбон;
-
Карл V; 4. Филипп II.
3. Кто явился основателем «Общества Иисуса?
-
Филипп II; 3. Мария Тюдор (Кровавая);
-
Игнатий Лайола; 4. Карл IX Валуа.
4.Какие из перечисленных ниже положений выражают основные положения учения Ж.Кальвина? (найдите ТРИ верных ответа)
-
В мире властвует абсолютное божественное предопределение, но никто из верующих его не может знать;
-
Учение призывало к установлению «Царства Божиего на земле»;
-
Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, человек уже приговорен либо к вечному спасению, либо к вечной погибели;
-
«Царство Божие» можно приблизить – установить его силой;
-
Чтобы обрести спасение каждый человек должен терпеливо и безропотно работать всю свою земную жизнь;
-
Власть должна находиться в руках простого народа.
5.Как называлась протестантская церковь в Англии?
-
Англиканская; 3. Пресвитерианская;
-
Английская; 4. Елизаветинская.
6. Кому из европейских политических деятелей принадлежат слова: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства»?
-
Генриху Гизу;
-
Екатерине Медичи;
-
Герцогу Ришелье;
-
Томасу Кромвелю.
Часть 2
В1. Установите хронологическую последовательность.
-
Начало Тридентского собора;
-
Начало Реформации в Германии;
-
Аугсбургский религиозный мир;
-
Образование ордена иезуитов.
В2.Установите соответствие между событиями и их результатом.
Открытия
Имена
А) В 1598 г. был издан документ, регулирующий политические и религиозные права протестантов, хотя государственной религией оставалось католичество, но в стране провозглашалась веротерпимость (Франция);
Б) В 1570 г. был заключен мир, разрешалось протестантское богослужение, во владении протестантов было четыре крепости (Франция);
В) В 1555 г. был заключен мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных (Германия);
Г) В 1545 г. открылся собор, на котором духовенство хотело решить спорные вопросы в связи с распространением Реформации. Результатом стал запрет на продажу индульгенций и открытие семинарий для католических священников (Рим).
1) Аугсбургский религиозный мир;
2) Тридентский собор;
3) Нантский эдикт;
4) Сен-Жерменский эдикт.
В3.Известный русский историк Нового времени Николай Иванович Кареев (1850 – 1931), автор труда «История Европы в Новое время», дал высокую оценку известному государственному деятелю Франции. Напишите фамилию этого человека.
«Прежде всего это был великий «государственник», человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинявший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти… он создал целую школу, из которой вышло немало крупных деятелей абсолютизма».
В4.Дайте определение понятию «Реформация».
Ключ к тесту «Реформация»
Вариант 1
Вариант 2
Часть 1
1. Какая страна является Родиной Реформации:
а) Франция
б) Германия +
в) Италия
2. Кто возглавлял Реформацию в Швейцарии:
а) Мартин Лютер
б) Иоганн Тецель
в) Жан Кальвин +
3. Среди нижеперечисленного, причина Реформации:
а) влияние идей гуманизма +
б) развитие мировой торговли
в) Великие географические открытия
4. Кто был основателем ордена иезуитов:
а) Жан Кальвин
б) Игнатий Лойола +
в) Мартин Лютер
5. В каком году в Германии была Крестьянская война:
а) 1517-1520 гг.
б) 1521-1522 гг.
в) 1524-1525 гг. +
6. Основополагающая идея Мартина Лютера:
а) человек должен сам принимать решения и сам нести ответственность за них +
б) признание справедливости отпущения грехов за плату
в) добрые дела человек должен совершать не для спасения своей души, а для всего человечества
7. Глава и основатель лютеранства:
а) Мартин Лютер +
б) Жан Кальвин
в) Игнатий Лойола
8. Кто основатель кальвинизма:
а) Игнатий Лойола
б) Мартин Лютер
в) Жан Кальвин +
9. Как называлось движение за переустройство Католической церкви:
а) контрреформация
б) регистрация
в) реформация +
10. Кем были составлены «95 тезисов»:
а) Игнатием Лойолой
б) Мартином Лютером +
в) Жаном Кальвином
11. Чем было вызвано недоверие к Католической церкви:
а) массовой продажей индульгенций +
б) распространением христианского учения в Новом Свете
в) усилением имущественного расслоения в обществе
12. Еще одна причина начала Реформации:
а) развитие мануфактурного производства
б) кризис морали внутри Католической церкви +
в) расширение контактов с Новым Светом
13. Что не относилось к идеям Мартина Лютера:
а) без священника человек не в состоянии постичь Священное Писание +
б) вера обретается только через милость Бога
в) человек спасается только верой
14. Где зародился кальвинизм:
а) Франция
б) Швейцария +
в) Германия
15. Религиозный мир в Аугсбурге был заключен в:
а) 1520 г.
б) 1517 г.
в) 1555 г. +
16. Где было зарождено лютеранство:
а) Швейцария
б) Франция
в) Германия +
17. Главное назначение человека на земле по Кальвину:
а) успех в земных делах – знак спасения души человека +
б) для спасения души достаточно лишь искренней пассивной веры в Бога
в) служение Богу возможно только через отречение от мира
18. Причины, которые привели к переустройству Церкви:
а) вмешательство духовенства в вопросы светской власти
б) сбор десятины и торговля индульгенциями +
в) запрет со стороны Церкви на строительство мануфактур
19. Как называлась борьба Католической церкви с протестантизмом:
а) регистрация
б) реформация
в) контрреформация +
20. Орден иезуитов зародился в:
а) Германии
б) Франции +
в) Швейцарии
21. «Общество Иисуса» было утверждено Папой в:
а) 1540 +
б) 1560
в) 1550
22. Как назывались протестанты во Франции:
а) Пресвитеры
б) Пуритане
в) Гугеноты +
23. Кто из Французских королей заслужил почетную характеристику: «Король, спасший Францию»:
а) Карл IX Валуа
б) Генрих IV Бурбон +
в) Генрих III Валуа
24. Кто из европейских королей однажды сказал: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков»:
а) Генриху VIII Тюдор
б) Филиппу II +
в) Генриху III Валуа
25. Второе название кальвинистской церкви:
а) Контрреформаторская церковь
б) Реформаторская церковь +
в) Реализационная церковь
26. Кто из глав государств принимал участие в заключении Аугсбургского религиозного мира:
а) Елизавета I Тюдор
б) Карл V +
в) Генрих IV Бурбон
27. Кто явился основателем «Общества Иисуса»:
а) Игнатий Лайола +
б) Карл IX Валуа
в) Филипп II
28. Кто из европейских политических деятелей произнес: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства»:
а) Герцог Ришелье +
б) Екатерина Медичи
в) Генрих Гиз
29.Помощником Генриха VIII в проведении Реформации в Англии был:
а) Томас Мор
б) Томас Кромвель +
в) Игнатий Лойола
30. Как называлась протестантская церковь в Англии:
а) Елизаветинская
б) Пресвитерианская
в) Англиканская +
«Мифы человечества. Христианство до Христа?» (Германия, Нидерланды, 2005).
Путь к бессмертию лежит через смерть. Первым христианам казалось, что они очень близко к переходу в иной мир, они ещё были связаны с древнеегипетскими мистериями и гностической религией.
Христиане-иудеи не говорили о спасительной миссии жертвенной смерти Христа. Они считали, что Христос — это просвещённый просветитель, первооткрыватель. Не было непорочного зачатия, не было воскрешения, не было креста, а были только слова Иисуса, который сам — воплощение Божественной Мудрости.
Во втором веке существования христианства ещё не была оформлена иконография. Это период тайного отправления обрядов, когда посвященные общались со своими святыми в очень укромных местах. Первым христианам казалось, что они очень близко к переходу в иной мир, они ещё были связаны с древнеегипетскими мистериями и гностической религией. Тогда христиане исполняли обряды древних египтян.
Иисуса Христа признали сыном бога в результате голосования на вселенском соборе при императоре Константине. Причем незначительным перевесом голосов. На Никейском соборе, в 325 г. Божественность Иисуса была официально признана отцами церкви.
Евангелие от Марка — древнейшее из четырех канонических Евангелий; считается, что оно основано на учениях прямого ученика Иисуса — Петра. Если бы идея Божественности Иисуса была известна его ученикам, то Марк наверняка бы заявил об этом в своем благовествовании. Между тем, у него нет и намека на это. В то же время, что в Евангелии от Марка говорится, что, когда один из законников, слушавших проповеди Христа, спросил его, какова первая заповедь, Иисус ответил:
«Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»
Титул же «Сын Божий», как он применяется к Иисусу в Евангелиях, равнозначен выражению «слуга Господа», которое и встречается в различных местах Писания.
Иисус проповедовал на арамейском языке близком к древнееврейскому. Слова «Сын Божий» на нем звучат «эбад Йехова». Когда Новый Завет Иисуса был переведен на греческий язык, эти слова, к сожалению, были переведены как «pias», что означает и «слуга», и «мальчик». В то время была очень популярна филоновская теория о посреднике между Богом и человеком, которым был Сын Божий, Первенец Бога, или Второй Бог. Когда почти все вероучения были филонизированы, слово «pias» стали понимать как «дитя Бога», и нужен был лишь один шаг, чтобы перейти от этого к выражению «Сын Божий», и со временем это значение распространилось.
Из комментариев под видео
astrovicru
Иешуа (Исуса) сделал христом Йоханан, сын священника Захарии. Сам Йоханан был назореем и членом секты ессеев, а также считался пророком. Захарий, будучи из рода Аарона, был его отцом и действующим священником при иерусалимском храме.
Информацию об этом Вы сможете в основном найти в евангелиях.
Жрецы, священники или, по крайней, мере пророки — представители теократической власти того бога, которого они представляют. Если царь получал престол не через теократический порядок, он не имел права называться христом, т.е. помазанником божьим. А божьим помазанником мог быть тот, кого бог «усыновил», как это стало, например, с Александром Македонским. Кстати, он тоже умер на 33-м году жизни.
«Мы взяли вас в свои ежовые рукавицы и разрушили всю вашу великолепную структуру, которую вы воздвигли, и повернули вспять всю вашу историю.
Мы уничтожили ваших богов, мы отбросили все ваши расовые особенности, и заменили их Богом в соответствии с нашими собственными традициями. Ни одно завоевание в истории даже отдалённо не сравнимо тем, как полно мы вас завоевали.
Мы положили стоп-кран на ваш прогресс. Мы наложили на вас чуждую вам книгу и чуждую вам веру, которую вы не можете ни проглотить, ни переварить, потому что она противоречит вашему натуральному духу, который в результате пребывает в болезненном состоянии, и в итоге вы не можете, ни принять наш дух полностью, ни убить его, и находитесь в состоянии расщепления личности — шизофрении».
(Марк Эли Раваж — личный биограф семьи Ротшильдов о Христианстве)
В разделе сайта Наши Исследования — Исследование наследия Атлантов, выложена новая подборка материалов Гностическое христианство. Библиотека Наг-Хамади с древними текстами гностиков (Египет), евангелие от Иуды и др. (Подборка материалов)
Обсуждение темы на Форуме: Эзотерический подход к Религии
13 ноября 2018 | aktsent.info
Сердце христианской веры
Когда мы поднимаем тему личности Иисуса Христа, то оказываемся в самом сердце христианского богословия. Иисус Христос – центр и средоточие, сердце христианской веры и христианского учения. О Себе Он Сам говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Библия. Откровение 1:8).
Кто Он – Иисус Христос? Великий учитель нравственности? Мудрец? Философ? Основатель собственной философской школы? Величайший Реформатор? Борец с социальным неравенством?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно обратиться к источнику – Священному Писанию – Библии.
Иисус Христос не просто Великий Учитель, не просто основатель какого-то этического направления, основатель какой-то философской школы или великий реформатор. Он превосходит все знаменитости этого мира Своей исключительностью, Своей уникальностью.
Вопрос Божественного статуса Иисуса Христа – ключевой вопрос христианского богословия. Христианство, по большому счету, это исповедание полноты Божественности Сына, это основа основ христианской веры. В основу христианства положено признание и исповедание всей своей жизнью Божественного статуса Сына Божия Иисуса Христа.
Этот вопрос в истории христианской церкви не всегда был легок. Он вызывал огромнейшее количество богословских споров. Как правило, это было связано с тем, что смертному человеку трудно вместить в своем сознании великую тайну Божества Сына. Ведь если Бог един, как в то же самое время Он может включать в Себя личности: Отца, Сына и еще Святого Духа. Но христианская вера в Бога зиждется не на логических построениях и рациональных заключениях. Она основывается на Божественном Откровении. На том, что Сам Бог говорит о Себе. В Священном Писании множество указаний на полноту Божественности Иисуса Христа. Уместно будет коснуться основных утверждений.
Свидетельство Иисуса о Себе
Христос Сам однозначно утверждает Свою Божественность, когда говорит об исключительных, уникальных Своих отношениях с Небесным Отцом: «Я и Отец – одно» (Библия. Иоанна 10:30). «Видевший Меня», – говорит Иисус Христос одному из Своих учеников, – «видел Отца» (Библия. Иоанна 14:9).
Никто из тварных существ подобного заявить о себе не может. Иисус Христос открыто говорит о Своем предсуществовании, что, опять же, не характерно, не свойственно никакому тварному существу. В Евангелии от Иоанна записаны следующие слова: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Библия. Иоанна 8:58). Как известно, после этих слов оппоненты Христа взяли камни, чтобы ими побить Его за богохульство. Они-то поняли явный прямой намек, который содержался в словах Иисуса о Себе. Фактически, то же самое было сказано Всевышним Моисею еще в далекой древности. Тогда Моисей спросил Бога, явившемуся ему: «Как Имя Твое?» На что Господь ответил: «Я ЕСМЬ Сущий» (Библия. Исход 3:14).
Власть и статус Иисуса
Вся спасительная активность Христа носит Божественный характер и не может быть присуща тварному существу.
Иисус Христос обладает правом прощать грехи, что Он и делал. Согласно библейскому учению, это прерогатива лишь Самого Бога. Иудеи во дни Христа это прекрасно понимали. Никто не имеет права прощать грехи, кроме Самого Бога.
Иисус Христос также обладает властью Законодателя. Представьте себе, Он говорит о Себе как о Господине Субботы! А Суббота – это Божие установление. Это четвертая из десяти заповедей, данная Самим Богом.
Иисус Христос утверждает Свое право на обладание Ангелами небесными и Царством Божиим. Он говорит об Ангелах Небесных, как о Своих. Он говорит о Царстве Божием, как о Своем, тем самым утверждая Свою Божественность.
Иисус Христос утверждает Свою власть над смертью, – что, опять же, не дано никому из тварных существ потому что, все тварные существа в своей жизни зависимы от Бога как источника жизни. И когда Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь», Он тем самым утверждает Свою Божественность (См. Библия. Иоанна 14:6).
Апостольское свидетельство
Божественность Христа утверждают и Его последователи – Его апостолы и ученики.
Например, так евангелист и апостол Иоанн начинает свое Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Библия. Иоанна 1:1). О каком Слове здесь идет речь? С греческого – «Logos». Читая дальше Евангелие, мы узнаем, что речь идет об Иисусе Христе. Он назван Словом, которое было у Бога и которое было Бог. И это Слово стало плотью и обитало с нами, полное Благодати и Истины. И дальше, евангелист Иоанн в этой же главе, в 18 стихе называет это Слово следующим образом: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын», (а в большинстве греческих манускриптов – «Тэос» – единородный Бог) «сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. Иоанна 1:18).
Очень много свидетельств в пользу Божественного статуса Иисуса Христа можно найти в Послании к Евреям. Уже в первой главе мы встречаемся с такими выражениями, как Бог «говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Библия. Евреям 1:2).
В этой же главе повествуется о Сыне Божьем как о Боге Творце: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих». Там же говорится об Иисусе Христе, что Он «будучи сияние Славы и образ ипостаси Его» (Бога. – Прим. авт.). Ипостась – это греческое слово, которое буквально означает сущность. Слово «Образ» в этом тексте переведено с греческого – карактэр. Всем знакомо слово характер. Характер – это выражение самой сути того или иного человека. Каков человек сам по себе, таков и его характер. Сын Божий Иисус Христос представлен в Священном Писании как Характер, как Образ самой Сути Божества – Сути невидимой и непостижимой.
Став человеком, Сын Божий эту Божественную Суть раскрывал в Себе на нашем уровне восприятия. Об этом также пишет и апостол Павел в Послании к Филлипийцам: «Он, будучи Образом Божиим не почитал хищением быть равным Богу» (Библия. Филлипийцам 2:6). В этом отрывке используется уже другое древнегреческое слово, переведенное как «Образ» – «Морфе» и буквально означает суть той или иной вещи, того или иного явления. То есть буквально это означает: Он, будучи по Сути Богом, не почитал хищением быть равным Богу. То есть, если для любого тварного существа заявление, претендующее на равенство с Богом, является кощунством, является хищением, является посягательством на Божественный статус, то для Него подобное не было хищением потому, что Он по Сути – Бог.
Умаленный и униженный
В Священном Писании можно легко обнаружить и другие свидетельства, в которых некоторые усматривают более низкий статус Спасителя – Сына Божия Иисуса Христа, чем Божественный.
Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в Священном Писании Сын Божий – Христос представлен одновременно и как Бог, и как человек. В плане нашего спасения Он становится таковым. Он становится человеком, Он является во плоти. И, что интересно, большая часть евангельского материала и апостольских посланий посвящены Сыну Божьему в человеческом естестве – в воплощенном состоянии. А воплощение для Божественной личности означает умаление, уничижение.
Поэтому, когда в Евангелии сказано что Сам Христос говорит о Своих отношениях с Отцом: «Отец Мой более Меня» нас это не должно смущать (См. Библия. Иоанна 14:28). Этими словами Иисус Христос вовсе не свидетельствует о том, что Он не Истинный Бог. Этими словами Он подчеркивает лишь Свою миссию, в которой Он добровольно подчиняется воле Небесного Отца, чтобы явиться в этом грешном мире и смертью заплатить за наши грехи. И сам факт того, что Сын Божий – Иисус Христос пошел на такое умаление, на такое уничижение – еще одно доказательство величия любви Божией, величия Его Божественности. Если Он, будучи Богом, согласился добровольно Себя лишить Небесной Славы, умалить, уничижить, Каков тогда наш Бог?! Он действительно заслуживает поклонения.
Единородный
Чтобы быть более объективным, нельзя обойти тексты Священного Писания о Христе, которые еще со времен ранней церкви смущали некоторых искренних читателей, а других заставляли усомниться в полноте Божественности Сына.
Например, самый текст, который любят все христиане: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Библия. Иоанна 3:16). В этом тексте по отношению к Иисусу употребляется слово «Единородный». Некоторые, почему-то, полагают, что «Единородный» – означает однажды рожденного, или единственного рожденного от Отца. Этот смысл не присущ греческому слову «Моногенез», которое переведено, как «Единородный». В этом слове вообще нет никакой идеи рождения. Никто не может приписывать этому тексту смысл, который ему совершенно чужд.
Вот другой Библейский текст, в котором используется то же самое слово: «Когда же Он (Христос. – Прим. авт.) приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, ЕДИНСТВЕННОГО сына у матери» (От Луки 7:12). «Единственного» – это перевод того же греческого слова, которое переведено в другом месте по отношению к Иисусу как «Единородного». «Единородный» и «Единственный» – это единственный в своем роде, потому дорогой и любимый! Другого значения не может и быть!
Обладающий первенством
Есть еще один отрывок Священного Писания, который на первый взгляд, если не разобраться, говорит якобы о рождении Сына Божьего до того, как появилось всякое Божье творение: «Который (Христос. – Прим. авт.) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Библия. Колосянам 1:15). Если исследовать данную цитату, то любой искренний исследователь придет к выводу, что в ней нет идеи рождения как неком появлении во времени. К сожалению, переводчики Синодальной Библии упустили из виду саму суть текста. Греческое слово «Прототокос», которое перевели фразой «Рожденный прежде» буквально означает – «Первородный» или «Первенец». Это очень знаковое понятие для иудейской культуры, во времена которой совершал Свою миссию Иисус. Первородным считался ребенок мужского пола, который рождается первым в своей семье. Он получает особый статус. На него возлагается особая тройственная ответственность. Во-первых, он – законный представитель своего отца. Во-вторых, он священник своей семьи, рода, племени, колена. В-третьих, он – вождь, защитник, избавитель, спаситель в случае военной угрозы для своего семейства.
Что интересно, понятие «Первородство» не всегда используется в Священном Писании буквально. Иногда, оно используется фигурально, образно и метафорично.
К примеру, израильский царь Давид был последним – восьмым по счету ребенком в семье. Но вот, что Господь говорит о нем: «И Я сделаю его первенцем» (Библия. Псалом 88:28). В каком смысле Давид стал первенцем? А в том смысле, что Господь возложил на него особую ответственность. Давиду необходимо было выполнить особую Божественную миссию. И в глазах Божьих он – первенец. Никакого отношения к земному рождению в первую очередь это не имело.
Это не единственный текст в Священном Писании, где об идее первородства говориться не буквально.
Что это значит по отношению к Иисусу Христу? А то, что речь идет не о том, что Иисус Христос в буквальном смысле родился первым в Небесной Семье. Речь идет о подобной тройственной ответственности, которую на себе обязан был нести первенец в иудейской культуре. А именно: Иисус Христос – единственный в Божьем плане нашего спасения представляет Небесного Отца. Он, также, является единственным нашим Первосвященником (См. Библия. Евреям 9:11). Он является нашим Избавителем, Искупителем и Спасителем (См. Библия. Откровение 5:9).
Нельзя мыслить категориями земного родильного отделения, перенося это на Божественную реальность. Мы не можем творить Бога в своих представлениях по своему образу и подобию.
Кто такой Сын?
В каком смысле, вообще, представляются нам понятия «Сын» и «Отец»?
Многие представляют Сына всегда вторым после Отца. Если он Сын, то значит когда-то появился во времени. Но у Бога не так, как у нас здесь, на земле. И в Священном Писании тоже не так. Сын и Отец это тоже образные выражения, которые передают всю глубину отношений в Троице. И не всегда понятие «Сын» в Священном Писании употребляется буквально. Понятие «Сын» применительно к Иисусу Христу не указывает на какие-то родственные отношения в земном понимании этого слова, и это не указание на рождение во времени. Это указание на принадлежность к тому же самому. Это значит, что Сын отражает в Себе Отца. Он точно такой же, как Отец.
Знаковая аллюзия
Еще один отрывок Библии, который, пожалуй, является, на первый взгляд, самым явным и прямым доказательством того, что Сын Божий якобы был рожден Богом Отцом: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Евреям 1:5). Это заявление – не что иное, как прямая цитата из второго библейского Псалма Давида. Слова: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» изначально были адресованы Соломону – сыну царя Давида в контексте посвящения его на царство – так называемая, инаугурация. Авторы Нового Завета неоднократно применяли слова «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» по отношению ко Христу, хотя как уже упоминалось, они были изначально адресованы Соломону. Этим самым авторы Нового Завета под водительством Святого Духа подчеркивали некий знаковый статус и знаковую веху в миссии Иисуса.
Например, евангелист Лука в книге Деяния Святых Апостолов относит это заявление к такому знаковому событию, как воскресение Иисуса из мертвых: «Но Бог воскресил Его из мертвых… И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Библия. Деяния 13:30–33).
Конечно, читающий в Библии об Иисусе Христе может придавать ее текстам сугубо свое чуждое философское или рациональное значение. Но это будет только отдалять от истины. Библейский текст самодостаточен и не нуждается в том, чтобы его трактовали в отрыве от контекста через призму своей культуры и своих современных представлений. Священное Писание имеет уникальное свойство пояснять само себя.
В заключение хотелось бы привести вполне яркий библейский текст, который выражает исповедание веры ранней церкви об Иисусе Христе: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1-е Иоанна 5:20).
Евгений Зайцев доктор богословия, директор Института библейских исследований
Из журнала: Акцент 08/2017
Термин «Отец” применительно к Божеству используется в Священном Писании в совершенно различных контекстах23.
Иисус Христос – Отец Неба и Земли.
Иегова, который есть Иисус Христос, Сын Элохима, назван «Отцом” и даже «Отцом Вечным Неба и Земли” (см. Мосия 15:4; 16:15; Алма 11:38–39; Ефер 4:7). В аналогичном смысле и Иисус Христос назван «Отцом вечности” и «Отцом Вечным” (Исаия 9:6; сравните с 2 Нефий 19:6)…
… Иисус Христос, Которого мы также знаем как Иегову, был исполнителем у Отца, Элохима, в работе творения… Иисуса Христа, являющегося Творцом, постоянно называют Отцом Неба и Земли… и, так как Его творения обладают вечными свойствами, Его с полным правом можно назвать Вечным Отцом Неба и Земли24.
Иисус Христос – Отец тех, кто принимает Его Евангелие.
(Другой) контекст, в котором Иисус Христос считается «Отцом”, касается взаимоотношений между Ним и теми, кто принимает Его Евангелие и таким образом становится наследником жизни вечной…
То, что повиновением Евангелию люди могут стать чадами Божьими – как чадами Иисуса Христа, так и через Него чадами Его Отца – сформулировано во многих откровениях, данных в текущем устроении (см. У. и З. 11:28–30; 34:1–3; 35:1–2; 39:1–4; 45:7–8)…
Убедительное объяснение этих взаимоотношений между Иисусом Христом как Отцом и теми, кто исполняет требования Евангелия как Его дети, было дано Авинадеем за столетия до рождения нашего Господа во плоти: «…кто будет… потомство(м Христа)? Вот, я говорю вам: те, кто услышали слова пророков… и верили, что Господь спасет народ Его, и ожидали того дня для отпущения своих грехов, те, говорю вам, есть потомство Его или наследники Царствия Божия…” (Мосия 15:10–13)…
Люди могут стать детьми Иисуса Христа, родившись снова – рожденные от Бога, как говорит вдохновенное слово (см. 1-е Иоанна 3:8–10).
Те, кто был рожден от Бога через повиновение Евангелию, могут за свою отважную преданность праведности получить возвышение и даже достичь состояния Божества (см. У. и З. 76:58; 132:17, 20, 37)…
Если можно по праву говорить о тех, кто принимает Евангелие и пребывает в нем, как о сыновьях и дочерях Христа – а по этому вопросу Священные Писания очень конкретны, и их нельзя оспорить или отвергнуть, – то совершенно правильно говорить об Иисусе Христе как об Отце праведных, ставших Его детьми, и о Нем, как ставшем для них Отцом через их второе рождение – возрождение крещением25.
(Иисус Христос) – основание и краеугольный камень нашей религии. Мы – Христовы через усыновление, будучи погребены с Ним в крещении, еще раз родившись в мир от воды и Духа через таинства Евангелия Христова, и, таким образом, мы – дети Божьи, наследники Божьи, сонаследники же Христу через наше усыновление и веру26.
Без покаяния, крещения и принятия Святого Духа, что и составляет новое рождение, мы – не из семьи Христовой, но пришельцы, отстраненные от Бога и Его законов, и мы останемся в этом падшем состоянии, в теле ли, или в духе, на время или на вечность, если не проявим послушание плану, разработанному на Небесах для искупления и спасения семьи человеческой27.
Я знаю, что могу найти (спасение) лишь в повиновении законам Божьим, в соблюдении заповедей, в совершении трудов праведности, следуя по стопам нашего направляющего, Иисуса – Образца и Главы всех. Он – Путь жизни, Он – Свет мира, Он – Дверь, через которую нам должно войти, чтобы иметь место с Ним в Целестиальном Царстве Бога28.
Не дано людям другого имени под Небесами, которым могли бы вы спастись или возвыситься в Царстве Божьем29.
Иисус Христос – Отец Божественно данной властью.
Во всех Своих отношениях с семьей человеческой Иисус-Сын представлял и представляет сейчас Элохима, Своего Отца, во власти и полномочиях. Это истинно по отношению ко Христу в Его предземном, бестелесном, или невоплощенном, состоянии, когда Он был известен как Иегова; а также при Его воплощении во плоти и в течение Его трудов как бестелесного духа в царстве умерших, и с тех пор – в Его воскресшем состоянии (см. от Иоанна 5:43; 10:25, 30; 14:28; 17:11, 22; 3 Нефий 20:35; 28:10; У. и З. 50:43). Так Отец возложил Свое имя на Сына, и Иисус Христос говорил и служил во имя Отца и именем Отца, и, если говорить о власти, полномочиях и Божественности, то Его слова и деяния были раньше и есть сейчас слова и деяния Отца…
Ни одно из этих соображений, однако, не может ни в малейшей степени изменить священного факта буквальных взаимоотношений Отца и Сына между Элохимом и Иисусом Христом30.
Мои братья и сестры, я знаю, что мой Искупитель жив. Я знаю – как я знаю, что я живу, – что Он лично посетил человека в наше время и что теперь мы не зависим всецело от истории прошлого в получении знания, которым мы обладаем и свидетельство о котором приносит Дух Божий, изливающийся в сердца всех тех, кто вступает в завет Евангелия Христова. Но у нас есть недавнее обновленное свидетельство и открытие небесных видений и посещение Богом-Отцом и Христом-Сыном этого Их подножия; и Они лично провозгласили Свое бытие, Свое существование, и явили Свою славу. Они простерли Свои руки, чтобы исполнить Свою работу – работу Бога, а не работу человека… Это – мое свидетельство вам, мои братья и сестры, и я свидетельствую во имя Господа Иисуса Христа31.
Данила Уськов, 21 ноября 2019, 22:32 — REGNUM Что такое человек? Чем он отличается от животного? Этими вопросами многие задаются тысячелетиями. Обычно говорится, что человек сумел, в отличие от животного, выделиться из природы, стать не до конца обусловленным ею существом. Да, мы не знаем, как именно шел этот процесс, чем именно он был запущен, но мы знаем, что в результате появилось то, что мы называем словом «культура». Культура есть только у человека. Я полностью согласен с таким утверждением. Однако тут кроется один подвох. Что такое культура? Что внутри человека ее создает? И тут на помощь приходит философия, которая в целом говорит, что человек — это тот, кто, в отличие от животного, умеет мыслить.
Виктор Васнецов. Эскиз. Распятый Иисус Христос. 1885—1896
Такой ответ философии проистекает из тезиса Парменида о тождественности бытия и мышления, который он выдвинул в «Поэме о природе» в начале V века до н. э. Практически вся философия явно или неявно исходила из него. Согласно этому тезису, чем больше вы мыслите, тем в большей степени вы, собственно, «есть». Для такого рода философии чистый интеллект — это и есть бог, ибо он и есть «бытие». Чем больше человек причастен бытию, тем более он человек, ибо животные не мыслят. Стало быть, практически по умолчанию все человеческое начинает сводиться к интеллекту.
Эта традиция понимания человека насчитывает не одно тысячелетие, и, конечно же, она, будучи по существу языческой, проникла в христианство. Однако где в этом всем место человеческой душе, сердцу? Ведь все мы интуитивно понимаем, что, хотя интеллект —очень важная часть собственно нашего человеческого бытия, однако, это далеко не все. А главное, где тут место любви и будущему? Любовь — это интеллект? А будущее? Если будущее расписано в каких-то схемах некоего разума, который управляет природными законами, то в каком смысле оно будущее? Ведь не может быть будущего, которое где-то уже записано, а значит — предопределено.
Такая коллизия довольно известна, хотя специально подчеркивать ее не любят. Любовь и будущее не противостоят интеллекту, включают его в себя, однако всегда еще подразумевают момент веры и отсутствие 100% гарантий. Там, где все гарантировано, — там нет ни будущего, ни любви, ибо стопроцентные гарантии даются только в морге. Это понимал уже «отец истории» Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.). В своей «Истории» этот великий муж, неукротимая воля к правде которого была такова, что слушать многих современных историков становится просто стыдно, рассказывает о беседе мудреца Солона и царя Креза. В ней Солон объясняет Крезу, что, пока тот не умер, невозможно сказать о том, является ли он счастливым человеком или нет, ибо итог жизни можно подвести только после смерти. И это верно, ибо если судьба мира предрешена в каких-то схемах божественного разума, то уже заранее подведены все итоги, а это уже и есть смерть. Человек же наделен способностью не только законы открывать, но и преодолевать. Если же нет преодоления, а есть только открытие и подчинение, то это не человеческий путь, а лишь путь животного, наделенного разумом, который оно использует для наилучшей адаптации, пускай эта адаптация и носит космические масштабы, как, например, «Феноменология духа» Гегеля — эта вершина философии «тождества бытия и мышления».
Николас Кнюпфер. Солон и Крез. 1650—52
Из такой философии «выпрыгивали», каждый по-своему, насколько мне известно, только два великих философа: Карл Маркс и Эдмунд Гуссерль. Маркс заявил, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», а Гуссерль, в своих «Картезианских размышлениях» жестко оппонировавший декартову «мыслю, следовательно существую», противопоставил философии тождества бытия и мышления свой «трансцендентальный субъект» и этим открыл пути к пониманию альтернативных трансцендентальных миров, чего так не хватало марксизму и всегда было у его оппонентов.
Поэтому не стоит искать ответа на вопрос о том, что такое человек у философов. Скорее всего, они скажут об интеллекте и выведут все остальное за рамки. Этот ответ следует искать в культуре и в некоторых религиях, в которых находилось место «вере, надежде и любви», без которых человека попросту нет, ибо без них он не может бросить вызов смерти, а может только умереть, умно или не очень.
Безусловно, Христос бросил вызов року и смерти. И дело не только в том, что он воскрес, ибо и до него какие только боги (в основном плодородия) не воскресали, а в том, что Христос пришел в теле и во имя любви к человечеству. Религиоведение знает только двух богов, которые жертвовали собой ради любви к человечеству: Христа и Прометея. Есть ли между ними какая-то связь — отдельный вопрос, но то, что жертва именно за человечество была принесена только этими двумя богами, — религиоведческий факт. Кроме того, как несложно видеть, упование только на интеллект подразумевает как минимум презрение к материи или как максимум (в гностицизме, например) — ненависть к ней. Христианство же никогда, во всяком случае официально, не говорило о материи, как о чем-то сугубо греховном, ведь Сын Божий пришел именно в теле.
Теодор Ромбоутс. Прометей. XVII в
Такие «телесность» и не до конца рациональная любовь к людям Христа и Прометея всегда мешали философам. Ибо все это было для них в лучшем случае «безумием». Именно так об этом говорил апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие».
Для «Еллинов» Христос — «безумие» именно потому, что своим «безумством» бросал вызов всему их мировоззрению — и философскому мировоззрению прежде всего. Стрела времени вместо языческого коловращения природы — это неразумно для древнего грека. Любовь к человечеству и вера в его особую миссию — тоже. Ведь древние греки, будучи язычниками, в большинстве своем так или иначе поклонялись «матери-природе» и тому, что ею движет, а двигали ею и всем мирозданием — богини судьбы Мойры. Христос же бросил вызов именно Мойрам, року, и даровал людям свободу.
Однако в дальнейшем, когда христиане взяли власть в Риме при императоре Константине (IV в. н. э.), на них «спикировала» вся мощь античной, по существу языческой, «природной» философии. Кроме того, «Рим» как идея был создан во многом «Энеидой» Вергилия, в основе которой лежал культ Кибелы.
Джованни Паоло Паннини. Апостол Павел, проповедующий на руинах. 1744
Любая мировая религия, любое новое учение строят диалог с тем, что было до их пришествия, — это закон жизни, о котором знает любой религиовед. Но дело не в этом диалоге как таковом, а в том, достаточно ли накалено новое учение и сколько времени оно накалялось в достаточной степени для того, что бы в этом диалоге с прошлым сохранять свою суть. Никто не говорит, что христианское богословие не должно было взять на вооружение, скажем, «логику» Аристотеля — сумасшедших нет. Однако проблема в том, что помимо «логики» так же были взяты и концепция божественного аристотелевского «Нуса» (разума) и многие другие метафизические античные концепции. В итоге христианское богословие попыталось скрестить «ежа с ужом» — античный божественный разум, рок Мойр и «безумие» Христа распятого. Разумеется, это можно было сделать либо эклектически — наплевав на противоречия, либо фундаментально трансформировав смысл распятия. Богословы пользовались обоими вариантами…
В итоге, идея «Рима», мощь античной философии и человеческие слабости (ведь как мы любим искать гарантии, не правда ли?), основные из которых верно подметил Достоевский в своем «Великом инквизиторе», как минимум в существенной степени трансформировали сущность христианского учения. Такая трансформация христианства (во всяком случае, на интеллектуально-богословском уровне) позволяет до сих пор, уже в рамках христианской культуры, говорить философам об интеллекте как главном и единственном отличии человека от животного. Однако, как, надеюсь, мне удалось показать, либо «Христос распятый», либо такая философия…