Вопрос зла веками не даёт покоя теологам, философам и простым христианам. Это оружие, которым охотно пользуются в словесных битвах против христианства.
Практически каждый день мы слышим о природных катаклизмах, терроризме и серьёзных трагедиях. Независимо от ситуации, страдания от злодеяний всегда трогают других людей, вызывая чувства подавленности, злости или шокового оцепенения. Слёзы текут сами собой, сердца отягощаются страшной болью за то, чего они только что лишились.
Испытывая такие душевные страдания, люди обычно задаются вопросами вроде «Почему Бог допустил такое зло?» или «Если Бог всемогущий и добрый, то почему в мире так много страданий?» Это хорошие вопросы, на которые стоит отвечать, а во время особой боли на них нужно отвечать искренне и по истине.
Перво-наперво
————-
Прежде чем мы сможем ответить на вопрос «Почему Бог допускает зло?», нам нужно определиться с тем, каким люди видят Бога. Задав простой вопрос «Веришь ли ты в Бога?», мы можем быстро узнать об их убеждениях.
Если они не верят в существование Господа или не уверены в том, какой Он на самом деле, тогда ответ на вопрос «Почему Бог допускает зло?» становится бессмысленной дискуссией. Посвяти сначала немного времени тому, чтобы рассказать, какой Бог. И даже если они верят в существование Бога, это всё же отличный момент, чтобы рассказать о личности и характере Бога.
Рассказав о личности и характере Бога, ты сможешь внести ясность и начать отвечать на вопрос «Почему Бог допускает зло?»
Вопрос зла
———-
Именно зло привело писателя и филолога К.С.Льюиса к атеизму. Однако, размышляя дальше, Льюис пришёл к тому, что не существует не только Бога, но нет и самого зла. Он писал: «Зло можно познать и измерить только в противовес стандарту добра. Кроме Бога и морали, которая исходит от Него, не существует другого стандарта, а следовательно, нет и зла, но в своих сердцах мы убеждены в непреложности того, что зло реально». Его вывод о реальности зла подтверждает существование Бога.
Свободная воля
—————
Мы созданы по образу Бога (Бытие 1:27), и Он дал нам свободную волю выбирать, как поступать и принимать моральные решения (Бытие 2:16-17). Каждый из нас способен принимать эгоистичные, эгоцентричные и безнравственные решения. Когда такое происходит, кто-то обязательно страдает. Поступать по своей собственной воле намного привычнее и однозначно проще.
Мы не можем винить Господа в трагедиях в мире, мы должны винить самих себя или тех, кто не считается с тем, кто и каков есть Бог.
Сотворены с замыслом
———————
Бог создал нас с определённой целью (Ефесянам 2:10). Он создал нас для того, чтобы мы знали Его и наслаждались этим; жили и прославляли Его. Если мы посмотрим на общество вокруг нас, легко заметить, что человечество вовсе не славит Бога. Скорее, напротив, мир испорчен. Мы видим зло в актах терроризма, в войнах, насилии, издевательствах, мошенничестве и предательствах.
Проблема греха
—————
Не зная Бога, мы можем повсюду искать причины этих страданий, но правда в том, что, кроме всего остального, это проблема духовного характера. На самом деле, мы и есть проблема (Римлянам 3:23). Мы не жили для Господа, мы не следовали Его правилам и наделали это сами. Мы не заслужили отношений с Ним. Библия называет это грехом. Грех означает скрываться от Бога, пытаясь построить жизнь самостоятельно. Грех берёт звание у Господа и воздвигает его над нами. Именно из-за греха мы, человечество, стали враждебными не только по отношению к Богу, но и друг ко другу. Библия говорит, что последствие греха это смерть.
Праведность Бога
—————-
Задавая вопрос «Если Бог всемогущий и добрый, то почему Он допускает зло?», мы задаём неправильный вопрос. Он должен звучать таким образом: «Как святой и праведный Бог, зная о зле, которое мы совершили в делах или словах вчера, не уничтожил нас сегодня?» Если не задавать вопрос таким образом, мы просто избегаем ответственности за грех. Мы считаем, что проблема в Боге, а не в нас самих.
Утверждение, что Бог обязан искоренить зло, означает, что мы верим в существование среди нас кого-то достаточно хорошего, кто не заслуживает последствий греха.
Превосходство человека
———————-
Когда мы ставим вопрос «Почему Бог допускает зло?», мы задаём его с позиции убеждённого в превосходстве человека над Богом, который словно говорит: «Как Бог посмел не использовать Свою силу по воле всесильного человека?!» Однако, если развернуть этот вопрос в свою сторону, с позиции убеждённого в превосходстве Бога, тогда бы мы сказали: «Как я смею использовать свою власть, словно я есть всесильный Бог?!».
Истинная проблема
——————
По сути дела, проблема только в нас. Проблема существования зла и страданий в нас. По своей собственной воле мы выбрали путь непослушания Богу. Мы считаем себя высшим разумом, а не Господа. Мы судим о Боге по тому, как Он реализует наш список планов в мире. Мы поверили в ложь, что являемся важнее всего и всех, и в итоге желаем иметь Бога всемогущего, а не суверенного (имеющего власть). Если Бог всемогущ, но не суверенен, то Он в нашей власти. А если Он и суверенен и всесилен, тогда мы в Его власти.
Господь допускает зло в мире, потому что, уничтожив зло, Ему пришлось бы уничтожить и нас, так как все мы по природе своей порочны из-за греха.
Сущность Бога в том, что Он и всемогущ и суверенен, но Он также и любящий, и если мы обращаемся к Нему, Он верен и желает простить наши грехи, очистить от всех пороков (1 Иоанна 1:9). Победить зло можно только через обращение ко Христу.
Вместо того, чтобы винить Бога и задаваться вопросами о причинах зла, нам стоит благодарить Его за доброту и нести в мир весть о спасении от зла и его последствий — об Иисусе Христе!
Рубен Скьюиз
Война—это смерть и страдания, невинных, зачастую, людей. Казалось бы, неужели всемогущий Бог не может сделать так, чтобы не было войн на земле? Чтобы дать ответ на этот вопрос, сначала нужно выяснить, откуда возникло в нашей жизни зло.
Откуда зло?
Что больше всего мы ценим в дружбе? Правильно, искренность. Искренние отношения свободны от всякого расчета, соображений пользы. В отношениях с человеком Бог также ценит прежде всего искренность. Искренне дружить с Богом человек может только свободно. Но чтобы выбор дружбы с Богом был свободным, должна быть возможность и выбора «недружбы» с Богом. Дружба с Богом—добро для человека, источник его счастья. Выбирая «недружбу» с Богом, человек избирает зло, совершает грех. «Недружба» с Богом, то, что мы привыкли называть «безбожием», и является причиной зла в нашей жизни.
Человек, живущий «безбожно»,—проводник зла в нашей жизни. Даже если человек называет себя христианином, но живет без Бога—он безбожник в самом главном смысле этого слова.
Почему же Бог не пресекает зло—выбор человеком необщения с Собой? Бог уважает свободный выбор каждого человека, даже если он Ему не нравится.
От маленькой вражды к большим конфликтам
Война начинается не с артподготовки и ракетно-бомбовых ударов. Она начинается с наших ежедневных маленьких попаданий мимо цели—промахов—наших свободных выборов зла. Как это? Мы хмуро отвечаем на приветствие соседа, огрызаемся на замечание коллеги, ругаемся в переполненном транспорте в час пик… Поссорившиеся супруги не разговаривают друг с другом, разругавшиеся друзья не здороваются, конкурирующие сотрудники пишут доносы друг на друга. Новый «вождь народа» решает, что его народу не хватает жизненного пространства, а другой хочет, чтобы другие разделяли его понимание мира. Все. Без исключения. Кто-то имеет свое мнение? (Что бывает дальше—см. начало абзаца).
Как так? Почему Бог допускает таким людям безнаказанно творить зло?—удивляемся мы. Уважает свободный выбор, повторимся, не дерзает его нарушить. Зло можно избежать, его можно не выбирать, но, тем не менее, добро не есть добро, если оно не выбрано свободно.
Война очищает и воспитывает
Но где же всемогущество Бога? Неужели Он совсем не может ничего сделать? Не совсем так. Вспомним народную мудрость: «Нет худа без добра». Народ, обладающий духовной культурой, всегда находит причины того, почему на его территории оказался агрессор, почему война пришла и в его дом. Определение этих причин и позволяет увидеть добро в «худости» войны.
Бог признает: война это однозначное зло, избранное конкретными людьми. Они приносят это зло другим людям, которые страдают. Однажды избранная одними людьми «недружба» с Богом—зло, грех—многократно приносит страдание другим людям. Страдания невинных людей—следствие безбожия тех, кто творит зло. Человечество—единый организм, и, как и в организме отдельного человека, болезнь одного органа сказывается и на других органах, так и в человечестве, духовная больезнь, грех, нескольких людей отражается на всех. Ничего не поделаешь.
Человек духовной культуры, человек внешние бедствия воспринимает как намек свыше: пора приниматься за дело, пора становиться лучше! Но только друг поймет намек!.
Как сохранить мир?
Что же делать тем, кто хочет сохранить мир? Мы все понимаем, как трудно решить эту проблему. Иисус Христос так отвечает на этот вопрос: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими» (Мф. 5, 9). Бог призывает человека к творчеству, результатом которого должен быть мир. Но начать это творчество нужно, как ни странно, с себя, со своих взаимоотношений с Богом и другими людьми. «Ну что, все воюете?»—спрашивает меня знакомый про мои отношения с соседом. «Да нет, уже дружим!» Противоположность войне—дружба, а не мир. Мир—следствие дружбы. Там, где нет дружбы, пахнет войной. Дружба с Богом—источник дружбы с людьми, причина мира между людьми. Но пока есть люди, в силу своего греховного выбора приносящие зло другим, придется физически бороться с последствиями их выбора.
Александр Карпук,
студент I курса МинДС
Дорогие читатели! Редакция приглашает Вас высказаться на данную тему.
Ждем Ваших писем.
Просмотрено: 0 раз.
Уважаемый Александр!
Вопрос Ваш глубоко серьезен. И если продумать его до конца, то можно с помощью Божией обрести такое сокровище и такую радость, о которой сказано в Евангелии «око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не всходило…»
Для этого советуем Вам обратиться, во-первых, к вдумчивому чтению самого Евангелия, а во-вторых познакомиться с книгой Антония, митрополита Сурожского «Человек перед Богом», изд. «Паломник», 2001 г. В ней Вы можете найти убедительный ответ на поставленный Вами вопрос. А для начала предлагаем Вам выписку из сей книги. Вот как ставит автор вопрос «об ответственности Бога перед сотворенным Им миром»:
«Кажется, я уже мимоходом упомянул, что вера, доверие ставит вопрос об ответственности того, кому доверяют. Редко, однако, говорят об ответственности Бога перед сотворенным Им миром; вместе с тем, это основная трудность, какую встречают не только неверующие, но, порой, и верующие. Какое положение занимает Бог по отношению к миру, который Он создал — непрошено, без участия этого мира — и который находится в течение тысячелетий в таком трагическом, порой мучительном состоянии? Неужели все сводится к тому, что Бог односторонним действием Своей воли вызвал к бытию целое мироздание и когда-то потом встретится с ним снова лицом к лицу уже не как Творец, а как Судья? Где же правда, где же справедливость? Где лежит возможность для мироздания себя осуществить как бы перед лицом строгого, сурового Бога и в отсутствие Его? На эту тему мне хочется сказать несколько слов.
…Бог говорит на протяжении своей истории многообразно, различными путями, через людей ясного ума и чистого сердца, через людей просвещенных, просветленных; говорит через ужас жизни, говорит через совесть, говорит через красоту, говорит через события, призывая человека вырасти в полную меру. Но Он не только говорит; говорить легко, призывать не трудно, требовать — не стоит ничего. Он делается соучастником человеческой жизни и человеческой трагедии, Он становится человеком; Он воплощается; Бог входит в историю; Бог на Себе несет ее тяжесть; Бог погружается в наш мир, и этот мир всей тяжестью, всем ужасом своим смертоносно ложится на Его плечи. В этом Божия предельная ответственность за Свое первичное решение, за основоположный акт творения. Этим Бог Себя оправдывает перед нами; Он не зритель, Он не стоит в стороне; Он входит в гущу, в трагедию жизни и с нами в ней участвует. Этого Бога человек может принять, этого Бога человек может уважать; Ему можно довериться, Ему можно быть верным, можно видеть, что этот Бог так верит в человека, такую надежду на него возложил, так его полюбил до смерти, и смерти крестной, что можно за Ним идти, куда бы Он ни пошел: на смерть, на жизнь. Бог берет на Себя последнюю ответственность за судьбы мира, спасает мир воплощением и крестной смертью Христа».
А Своим Воскресением Господь воскресит и каждого из живущих на земле и введет его в Свое Небесное Царство, где не будет ни скорби, ни болезни, ни смерти…
Умудри Вас Бог!