Туринская плащаница находится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя. это льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, которое содержит два негативных опечатка человеческого тела со следами увечий — спереди и сзади.
Верующие считают, что именно в это полотно был обернут снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом, но что интересно официальная церковь по этому поводу отмалчивается.
Впервые реликвия зафиксирована во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году, плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине.
В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображённого на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.
Часть исследователей на основании данных радиоуглеродного анализа, полученных в 1988 году, утверждают что плащаница была изготовлена в Средние века (XIV век),и в настоящее время учеными делаются попытки реконструкции способа создания изображения на плащанице.
Туринская плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В последний раз это было сделано с 10 апреля по 23 мая 2010 года. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвящённая её истории.
Это кадр из фильма. Распятые добровольцы выглядели чуть лучше.
Это подделка
Исследователи из Колорадского центра Туринский плащаницы (Turin Shroud Center of Colorado in Colorado Springs) обещают обнародовать сенсационные результаты своих экспериментов, которые, по их мнению, доказывают, что Туринская плащаница подлинная. Подробности они намерены доложить 21 февраля 2019 года на ежегодной встрече Американской академии судебно-экспертных наук (American Academy of Forensic Sciences — AAFS) в Балтиморе. Пока же исследователи опубликовали аннотацию (Е73 на стр. 573), из которой можно понять, в чем собственно суть предпринятых экспериментов и каковы были их побудительные мотивы.
Во все времена находились желающие побыть в роли Иисуса Христа.
Туринская плащаница — полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, сотканное изо льна хранится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя. На полотне имеются два негативных опечатка человеческого тела — виды с спереди и сзади.
Одни считают, что именно в это полотно был обернут снятый с креста Спаситель. Якобы его тело и отпечаталось на ткани неким сверхъестественным способом. Скептики сомневаются. И подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно в средние века.
Обе стороны ожесточенно спорят уже многие годы. С переменным успехом. В настоящий момент «лидируют» скептики, воодушевленные экспериментами, о которых в 2018 году рассказали судмедэксперты-криминалисты — Луиджи (Matteo Borrini) из Ливерпульского университета Джона Мурса (Liverpool John Moores University in the United Kingdom).
Напомню, криминалисты присмотрелись к отпечаткам тела — конкретно к следам от многочисленных ран, которые на нем имелись, к подтекам крови из них. В первую очередь они обратили внимание на прорезь под сердцем — след в виде узкого овала размером 44 на 11 миллиметров. Словно бы от широкого лезвия копья, вошедшего в грудь. Потом исследовали руки и ноги, пробитые острыми предметами сечением порядка 8 квадратных сантиметров. Предположительно гвоздями.
Итальянские и британские криминалисты экспериментировали с манекенами.
Гарлашелли и Боррини задались целью проверить, в самом ли деле раны, которые получил распятый на кресте человек, могли оставить следы, имевшиеся на плащанице.
Ученые протыкали копьем манекены. Пускали кровь из их «ран». И выяснили, что подтек на плащанице не соответствовал тем, которые оставляла кровь, стекавшая с тела под действием силы земного притяжения.
То есть, если бы человека пронзили копьем, через какое-то время сняли с креста и обернули в полотно, то следы крови на нем были бы другими, располагались бы иначе. Те, которые имеются, не могло оставить тело, висевшее на кресте. Не могло и положенное горизонтально.
Подтеки крови на предплечьях ученые имитировали посредством трубочек, прикрепленным к добровольцам — примерно в тех местах на запястьях, в которых они были пробиты на теле, отпечатавшемся на Туринской плащанице. Руки добровольцев размещали под разными углами к телу. Эти эксперименты продемонстрировали: следы, которые имеются на полотне, могли бы появиться в том случае, если бы руки человека были подняты вертикально. Что совсем не согласуется с имеющимися представлениями о казни на кресте.
Кровь текла из модельных ран.
А каким образом образовались некоторые другие пятна, Гарлашелли и Боррини вообще не смогли объяснить с физической точки зрения.
Подтеки крови промакивали и сравнивали с теми, которые имеются на плащанице.
Общий вывод, приведенный в журнале Journal of Forensic Sciences: следы на Туринской плащанице не похожи на настоящие. Стало быть, она, скорее всего, поддельная.
Нет, плащаница настоящая
Эксперименты колорадских ученых призваны были опровергнуть выводы их итальянских и британских коллег. Американские энтузиасты сообщили, что моделировали распятие максимально реалистично — размещали добровольцев на кресте. Только что гвоздями не прибивали, а крепили посредством особых зажимов. И кровь пускали.
Руководил экспериментами физик Джон Джексон (John P. Jackson) — ученый, которому Святой престол доверил в 1978 году целую неделю изучать подлинник Туринской плащаницы. И он уверовал, что на ней действительно отпечаталось тело. И что тело это — Иисуса Христа.
Почти реальные распятия вроде бы продемонстрировали, что кровь стекала с добровольцев «как положено» и ее следы на их телах якобы соответствовали тем, которые имеются на Туринской плащанице. То есть, никаких противоречий с законами физики тут нет. По крайней мере, Джон Джексон с соратниками их не выявили. А стало быть, плащаница — подлинная.
КСТАТИ
Спорные моменты
У фигуры, отпечатавшейся на плащанице, пробиты запястья. И это археологически верно. То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго не провисит, доказал еще в 1931 годы французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.
Но лишь недавно экспериментам нашлось реальное подтверждение: итальянские археологи обнаружили скелет с характерными «ранениями». Это «подробность» — в пользу подлинности плащаницы.
Гвоздь в ноги распятого вбивали через пятки.
А вот раны на ногах, похоже, «неправильные» — ступни пробиты в районе плюсневых или предплюсневых костей. А на самом деле ноги распятым крепили одним гвоздем, проходившим сквозь обе пятки — точнее обе пяточные кости. Пятки совмещали и пробивали разом. Гвоздь позволял жертве опираться на него и тем самым продлевать ее мучения. Характерные повреждения именно в этих местах имеются на обнаруженных останках — на костях людей, погибших на крестах в начале первого века нашей эры. Как раз тогда, когда был казнен Иисус Христос.
Споры о подлинности Туринской плащаницы продолжаются.
Туринская плащаница с отпечатками тела на ней.
Туринская плащаница. История научных исследований
На Страстной седмице, в Великую Пятницу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа. На середину храма выносят полотно с изображением Спасителя. Оно символизирует плащаницу, в которую был завернут Христос после снятия с креста. Подлинная плащаница Христова хранится в соборе Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине. На ней отчетливо видно изображение человека, лежащего на спине. Христиане верят, что это образ Самого Спасителя, чудесно запечатлевшийся на ткани. А вот в научном сообществе вопрос о подлинности Туринской плащаницы до сих пор считается открытым. В то время как паломники со всего мира едут в Италию поклониться святыне, среди ученых продолжаются горячие споры. Вот уже больше века Туринскую плащаницу исследуют археологи и криминалисты, историки и химики, медики и фотографы. А тайна древней реликвии так и остается нераскрытой. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Эпизод снятия с креста описан всеми четырьмя евангелистами. Мы знаем, как в вечер пятницы к Понтию Пилату пришел тайный ученик Иисуса Христа — Иосиф Аримафейский. Он просил позволения снять с креста и похоронить тело Иисуса. Получив разрешение, Иосиф купил ткань для погребения — плащаницу — и отправился на Голгофу. Пришёл туда и еще один тайный ученик Христа по имени Никодим. Иосиф с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали Его благовониями, обернули в плащаницу и положили в погребальной пещере.
За этим наблюдали женщины, которые сопровождали Спасителя во время Его земных странствий. Именно они пришли утром на следующий день после субботы к месту погребения. Они хотели помазать тело Учителя особыми маслами, однако стали первыми, кто услышал весть о воскресении Христа. Эту радостную новость они сообщили Петру. Апостол побежал к пещере, однако на том месте, где лежало тело Иисуса, нашел только погребальные пелены, то есть плащаницу.
Основные споры развернулись вокруг возраста реликвии. Действительно ли она – свидетель воскресения или это подделка? Радиоуглеродный анализ кусочка ткани, проведенный в 1988 году, показал, что полотно плащаницы было соткано в XIII-XIV веках. Казалось бы, ответ найден. Но чистота радиоуглеродного исследования вызвала резкую критику в научном мире. Многие ученые сомневались в том, что оно было проведено корректно и категорически отказывались признавать полученные результаты. В 2009 году тот же кусочек ткани исследовал профессор кафедры механики и термических измерений инженерного факультета университета Падуи Джулио Фанти. Он применил методы, используемые в криминалистике для определения возраста предмета. Профессор сравнил плащаницу с античными тканями. Характеристики совпали на 95 процентов. Это стало убедительным доказательством того, что древняя реликвия появилась не в средние века, а в эпоху античности.
Комментарий эксперта:
После открытия Джулио Фанти плащаницу подвергли скрупулезному анализу специалисты по тканям. Они доказали, что полотно соткано на примитивном ручном станке из пряжи, характерной для античной Сирии и Иудеи. Исследуя волокна под микроскопом, директор бельгийского института текстильных технологий ГИлберт РАйес обнаружил вкрапления хлопка. Но важнее было то, чего он НЕ обнаружил – частицы шерсти. Неизвестный ткач две тысячи лет назад создавал полотна из льна и хлопка, но не использовал шерсть. Мы можем предположить, что это был правоверный иудей! Ведь только иудеям закон запрещала смешивать ткани растительного и животного происхождения.
Кристаллограф Жозеф Колбек изучил микрочастицы минерала, обнаруженные на плащанице. Им оказался арагонит, характерный для пещер Израиля, в которых хоронили умерших в античные времена. Но самые захватывающие открытия ждали учёных при исследовании самого изображения. Медики определили, что возраст человека, которого мы видим на плащанице приблизительно 30-45 лет. Удалось установить группу крови, сохранившуюся на ткани. Она оказалась самой редкой — четвертой. А Гилберт Лавуа, врач из США, убедительно доказал, что тело было завернуто в полотно не позднее двух с половиной часов после смерти.
На снимках плащаницы, сделанных в поляризованном свете, учёные рассмотрели тёмные пятна – на кончике носа, колене и нижней части ног. «Почему они темнее остальных?» — заинтересовались исследователи. Возможно, в этих местах кровь смешалась с пылью. Ведь идя на Голгофу, Спаситель под тяжестью огромного креста не раз падал на пыльную дорогу.
Туринскую плащаницу часто называют пятым Евангелием. Благодаря ей мы узнаем подробности последних дней земной жизни Иисуса Христа. В Евангелии сказано, что Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, а благодаря плащанице мы можем понять, сколь жестоким оно было. Ученые определили, что воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические окончания. Ударов было не менее сорока, следы от ударов покрывают всю спину, грудь и ноги.
В Евангелии говорится, что на голову Иисуса Христа возложили терновый венец, но о том, что это было не только унижение, но и продолжение пыток, мы также узнаем благодаря плащанице. Шипы тернового венца были столь остры, что они прокололи сосуды на голове, и кровь струилась по волосам и лицу Спасителя. Следы крови на голове видны даже невооруженным глазом.
Так святое полотно подтверждает строки Евангелия, описывающие крестные страдания Спасителя. Известно, что некоторые скептически настроенные ученые в ходе исследований плащаницы уверовали во Христа. Очевидно, не без промысла Божия эта святыня сохранилась до нашего времени, чтобы стать свидетельством истины для тех, кто не может поверить, если не увидит.
Туринская Плащаница – это христианская реликвия, уникальное свидетельство Распятия и Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа, хранящее Его изображение в полный рост.
Туринская Плащаница, копия
После Распятия Иисуса Христа Его тело погребали два почтенных мужа – Его тайные почитатели: Иосиф из города Аримафеи и Никодим, знаменитый фарисей. Оба они были очень богаты и являлись членами Синедриона. Близ места распятия Иисуса Христа находился сад Иосифа Аримафейского, в котором он, по обычаю, заранее приготовил для себя новую гробницу – пещеру, высеченную в невысоком холме, с входом на восток. Иудеи благоговели пред своими гробницами, но Иосиф без колебания отдал ее Господу, торопясь окончить погребение, так как наступала пасхальная Суббота – день покоя.
В Евангелии говорится: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27: 57–60).
Иосиф Аримафеиский просит у Пилата тело Иисуса Христа
Когда Иисус Христос воскрес, Его самые близкие ученики – апостолы Иоанн и Петр – не обнаружили Его тела в гробнице, а нашли только Плащаницу, лежащую отдельно. Об этом тоже говорится в Евангелии.
При Воскресении тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее Александр Васильевич Беляков,
директор Россииского центра
исследовании Туринскои Плащаницы
Директор Российского центра исследований Туринской Плащаницы Александр Беляков пишет: «Ученики видели воскресшего Иисуса и говорили с Ним; апостол Фома даже вложил персты в Его раны. Но как происходило Воскресение Христово, никто из людей не видел. И лишь Плащаница – полотно, покрывавшее Его тело, – была с Ним в запечатанной пещере, когда Иисус восстал из мертвых. В момент Воскресения тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее. На полотне возник ожог – след и образ самого Христова Воскресения».
Плащаница, согласно преданию, какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась из поколения в поколение. Историкам в последние годы удалось проследить ее путь.
В 1201 году Николай Месарит, митрополит Эфесский и экзарх всея Азии (1163–1216) свидетельствовал о том, что в часовне Богородицы Фарос в константинопольском императорском дворце, что на берегу Мраморного моря, находились «Похоронные Ризы Господни». Митрополит свидетельствовал еще о Ризах: «Они из полотна и еще благоухают помазанием».
Робер де Клари, участник и хронист Четвертого крестового похода (1202–1204), в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обернут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа»; он исчез после взятия Константинополя, «и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».
Следующее историческое упоминание о реликвии было зафиксировано во Франции в 1353 году, когда французский аристократ Жеффруа де Шарни объявил, что Плащаница находится у него, в его владениях, в городе Лире. Через сто лет, в 1452 году, чудесную святыню выкупил герцог Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.
Собор святого Иоанна Крестителя, Турин (Италия)
В конце XVII века герцоги Савойские перевезли святыню в итальянский город Турин. Там, в соборе святого Иоанна Крестителя, Туринская Плащаница находится до сих пор. В последний раз она побывала в пожаре в 1997 году, и ее чудом спас один итальянский пожарный, ставший после этого национальным героем.
Туринская Плащаница представляет собой льняное полотно бледно-желтого цвета длиной 437 см и шириной 111 см. Ткань соткана особым способом: зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Подобное саржевое плетение елочкой применялось в I веке в Сирии.
Туринская Плащаница в специальном ковчеге, Турин (Италия)
Историки нашли подтверждение тому, что Туринская Плащаница была известна уже в VI веке. Никто не сомневался в те времена в ее подлинности, ей поклонялись верующие, и иконописцы в ту пору писали лик Христа именно с Плащаницы. В монастыре святой Екатерины на горе Синай хранится древняя икона Христа Вседержителя, которую, согласно преданию, подарил император Юстиниан I, построивший этот монастырь. Неизвестный художник, написавший сию древнюю икону Христа Вседержителя в 544 году, старался передать Его образ наиболее верно, копируя его с самого достоверного источника – Плащаницы. Сходство иконы и изображения на ткани почти фотографическое: в точности совпадает расположение глаз, носа и рта. Точность прослеживается даже в мелочах. Эта икона и изображение на Туринской Плащанице точно совпадают по параметрам и имеют 45 общих черт.
Сравнение изображения на Туринскои Плащанице с иконои Спасителя Синаиского
Именно с Плащаницы древние иконописцы писали лик Христа. Такова икона Христа Вседержителя Фотограф Секондо Пиа. 1898 г.
В 1898 году археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил, что изображение на ткани похоже на негатив. Открытие Пиа произвело ошеломляющее впечатление и позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. С этого времени исследованием Плащаницы занялись ученые, и многие люди после этого открытия обратились к вере.
С помощью Плащаницы можно ясно увидеть раны на руках и на ногах Господа, Его пронзенное ребро, на голове следы от тернового венца. Кроме того, по всему телу видны следы бичеваний. Ученые насчитывают до 98 следов от ударов плетью. Причем такую плеть называли скорпионами или кошками, потому что на конце веревок специально крепились небольшие металлические наконечники, буквально впивавшиеся в плоть осужденного.
Обычно в практике Рима человеку не назначалось больше 30 ударов такой плетью. Даже если считать, что на такой плети было три наконечника, то на теле Христа все равно насчитывается явно больше 30 ударов. Можно представить, насколько Он был измучен перед казнью. И становится понятно, почему во время шествия на Голгофу Он не смог донести до места казни Свой крест.
Самое удивительное то, что все раны на изображении полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Недаром это изображение называют «пятым Евангелием».
Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось Исследования Туринскои Плащаницы
70-е-80-е гг. XX в.
Многие ученые проводили исследования Плащаницы. До сих пор на ней не обнаружено никаких красящих веществ: подобное изображение могло получиться только при воздействии очень сильного потока света. Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось, поскольку для этого нужен поток света по силе сравнимый с ядерным взрывом. Но в таком случае сама ткань была бы уничтожена.
Образ на Плащанице явно имеет нерукотворное происхождение: именно такой яркий и сверхъестественный свет воссиял во гробе Христовом в момент Его Воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных светлому Христову Воскресению, поется: «во гробе свет возсия», «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».
Исследования Туринскои Плащаницы,
70-е-80-е гг. XX в.
Ученые сделали и ряд других удивительных открытий. Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с поверхности Плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить 58 видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем 13 из них – солелюбивые и пустынные растения, растущие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда Плащаница находилась в этих регионах.
По изображению, отпечатавшемуся на Туринской Плащанице, эксперты научного центра в Колорадо (США) впервые воссоздали объемную фигуру Христа. Как удалось выяснить, Иисус Христос был высоким, стройным и красивым мужчиной. По расчетам специалистов, Его рост был 182 см, а вес не превышал 79,4 кг. Таким образом, Он был выше Своих современников на целую голову.
Исследования Туринскои Плащаницы,
70-е-80-е гг. XX в.
Совпадений, свидетельствующих о том, что это именно та самая Плащаница, в которую при погребении было завернуто тело Иисуса Христа, много, а аргумент «против» только один, но очень сильный. Это датировка Плащаницы XIV веком при помощи радиоуглеродного метода в 1988 году. Но в Международном центре изучения Туринской Плащаницы считают, что радиоуглеродный анализ не бесспорен. Плащаница не раз подвергалась внешним воздействиям: обгорала при пожаре, вываривалась в масле, долго лежала в серебряной раке, а серебро – сильный катализатор. Это тоже могло вызвать эффект ее «углеродного омоложения».
Результаты радиоуглеродного анализа Плащаницы оспариваются современными учеными Профессор Падуи Джулио ФантиВ 2013 году профессор механико-термических исследований Университета Падуи Джулио Фанти провел комплексные исследования Туринской Плащаницы, так как, по его мнению, проведенные в 1988 году исследования с помощью радиоуглеродного анализа пришли к ошибочным выводам. Профессор Джулио Фанти при своих исследованиях применил самые современные методы химического и механического анализа. Объединив все данные, он пришел к выводу, что вероятный возраст Плащаницы (с вероятностью 95%) – 33 г. до н.э. ± 250 лет, то есть практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос.
Проведенный в 2015 году анализ следов ДНК на Плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп. Джанни Баркачча из Падуанского университета, ответственный за проведение исследования, заявил, что, используя современные методы анализа ДНК, узнать что-то большее о Плащанице на данный момент невозможно.
Будем надеяться, что в ближайшем будущем ученые найдут методы, позволяющие ответить на все вопросы о Туринской Плащанице, а пока она представляет собой важнейшее напоминание верующим о Страстях Христовых.
Туринская Плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение Плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории. В последний раз Туринская Плащаница была открыта для обозрения с 10 апреля по 23 мая 2010 года.
В мире всего несколько точных копий Туринской Плащаницы. В 1997 году известный американский ученый Джон Джексон передал одну из копий в Сретенский монастырь.
Копия Плащаницы была освящена Святейшим Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя, и теперь это святыня Сретенского монастыря, к которой с благоговением прикладываются братия и паломники.
Копия Туринскои Плащаницы в Московском Сретенском монастыре
Копия Туринскои Плащаницы
в Московском Сретенском монастыре