В социальных сетях набирает популярность видео, в котором первоклассник со слезами на глазах рассказывает о трудностях школьных будней.
На опубликованных кадрах видео, которое сняли родственники первоклассника, мальчик сидит за кухонным столом и очень эмоционально повествует, как трудно учиться в школе. Малыш в строгом костюме, активно жестикулируя, с дрожью в голосе рассказывает, как проходит его день. Сначала он приходит в школу с тяжелым портфелем, затем достает все и всё делает. Потом приходит домой, опять все достает и учит уроки до самого вечера, портит свое зрение. Подводя итоги вышесказанного, мальчик со слезами изрекает, что ему приходится «сидеть и ломать башкой эти знания» и «сидеть писать руками».
Под видео, которое за пару дней набрало почти полсотни тысяч просмотров, много комментариев. Одни полностью согласны с мальчиком, что программа в школе очень стала сложной для таких малышей. Официально в нашей стране весь первый класс детям не должны задавать уроки, но негласно учителя просят заниматься с детьми дома. Вот и приходится малышам корпеть над заданиями целыми днями.
Другие пользователи, не видят ничего плохого в системе образования. Ну а третьи ополчились против родственников, которые сняли на видео малыша, вместо того, чтобы успокоить истерику ученика.
Содержание
Воспитание первоклассника: советы родителям
16 Декабрь 2014 admin Просмотров: 1586
Миновали первые сентябрьские тревоги. Совсем немного времени прошло, а дети как будто повзрослели, привыкли к школе, к утренним напряжениям.
Подъем, умывание, завтрак — все подчинено одной цели: не опоздать в школу. И если в первые школьные дни почти каждый первоклассник выглядел переутомленным, зевал среди дня, а после восьми часов вечера сам просился спать, оставаясь без вечерней сказки, то теперь после школы девочки с радостью вспоминают о своих игрушках, а мальчики просятся на улицу к товарищам — побегать, поиграть.
Новая жизнь становится привычной. Так и должно быть. Школьные занятия и построены таким образом, чтобы дети постепенно и без чрезмерных усилий включились в новую фазу жизни, освоились с новыми требованиями и постоянными обязанностями.
Первый класс — будто порог в большое здание школьной науки. И от того, как ребенок ступит на этот порог, найдет ли вовремя поддержку, чтобы не споткнуться, не упасть, зависят его дальнейшие успехи или неудачи.
В первых классах большее количество отличников, нежели в следующих классах. Такие учащиеся были хорошо подготовлены к школе, и дома, как правило, взрослые заботливы и внимательны к ним. Учащиеся, которые не успевают или слабо успевают, были плохо подготовлены к школе, большинство из них живет в неблагополучной семейной обстановке.
В чем же должны заключаться воспитание первоклассника и родительские забота?
Забота о здоровье первоклассника
Главным условием нормального учения является хорошее здоровье ребенка. Так, В. А. Сухомлинский утверждал, что для 85 процентов неуспевающих учащихся главная причина отставания — плохое состояние здоровья. Родители, которые проявляют заботу о здоровье первоклассника, знают о заболеваниях ребенка. Но чаще слабость ребенка, его плохое самочувствие или болезненное состояние для окружающих совершенно незаметны. Сердечно-сосудистые заболевания, так же как и заболевания дыхательных путей или желудочные, скрыты, как бы замаскированы детской оживленностью, подвижностью. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что так называемое замедленное мышление — когда ребенок не может вовремя сориентироваться в задании, своевременно его выполнить —это прежде всего следствие общего ослабления здоровья, которого не ощущает сам ребенок, а не нарушение функций клеток головного мозга. Дети с болезненной бледностью, плохим аппетитом быстро теряют способность к сосредоточенному умственному труду.
Помочь таким детям можно только совместными усилиями родителей, врача и учителя.
Режим труда и отдыха
Самым радикальным лечением, профилактикой переутомления и заболеваний является рациональный режим труда и отдыха. Длительное пребывание на свежем воздухе, полноценный сон при открытой форточке и в спокойной обстановке, а не в сопровождении телевизионного или иного шума, своевременный подъем, которому обязательно должно предшествовать и своевременное укладывание ребенка спать.
Если ребенок не посещает группу продленного дня, целесообразно создать ему условия для послеобеденного сна дома. Для тех же, кто посещает группу продленного дня, особое значение приобретает организация полноценного ночного сна, и здесь не должно быть никаких уважительных причин для нарушения режима. Об этом должен знать ребенок, об этом должны заботиться родители.
Когда говорят о здоровье ребенка, то здесь нет мелочей. Представьте себе ученика, у которого насморк. И вот этот ребенок пошел в школу, забыв взять носовой платочек. Этот недуг уже сам по себе мешает ребенку быть внимательным ко всему, что происходит на уроках, сосредоточиться на заданиях, полноценно работать. Кроме того, он усугубляется еще и ощущением неудобства и смущением от того, что ребенок не может себе помочь, что на него обращают внимание и другие дети, и учитель. Такое, по мнению многих родителей, обычное легкое недомогание становится причиной потери работоспособности на протяжении длительного времени.
Питание и воспитание первоклассника
Важное значение для поддержания и укрепления здоровья первоклассников имеет полноценное и своевременное питание. Особенно зимой и ранней весной. Нужно заботиться о том, чтобы пища для ребенка была калорийной, богатой витаминами. Фрукты, разнообразные варенья являются необходимой составной частью детского рациона.
Необычайно полезным является мед, который образно называют кусочком солнца на тарелке. Постоянное употребление меда намного нужнее ребенку, нежели дорогая одежда, о которой, однако, чаще заботятся родители.
Режим питания, сна, занятий, отдыха является основой укрепления здоровья и приспособления к новым школьным требованиям. В этом режиме все взаимосвязано, и если случилось одно нарушение, оно влечет за собой целый ряд других.
Давайте сравним ребенка, который утром не вовремя проснулся, долго не мог встать (вечером поздно лег), не умылся, плохо причесался, что-то в спешке поел и побежал в школу, боясь опоздать, с его одноклассником, который выспался, сделал утреннюю гимнастику, умылся, нормально позавтракал и бодро пошел в школу. Понятно, что и степень внимательности, и трудоспособность, и самочувствие у этих детей будут разными.
Итак, родительская забота на данном этапе — это прежде всего забота о здоровье первоклассника. Вместе с тем есть еще ряд обстоятельств, на которые родителям нужно обратить особое внимание в начале школьного детства. Воспитание первоклассника, советы родителям.
Перемена отношений
В отличие от дошкольного детства, где все подчинено желаниям, интересам, игровым настроениям ребенка, у маленького школьника впервые появляется обязательство перед обществом — он должен хорошо учиться. В связи с этим школьник должен ощутить вполне определенное изменение в отношениях взрослых к себе — они внимательно его выслушивают, с ним советуются, его права уважают, отец и мать серьезно интересуются его школьными проблемами и успеваемостью. Все это подчеркнет в сознании ребенка важность нового этапа его жизни, укрепит интерес к школе, желание учиться.
Если же ребенок не почувствует такой перемены отношения, это во многом замедлит его привыкание к новому «общественному положению», психологически он будет оставаться дошкольником, несмотря на то, что регулярно ходит в школу.
Рабочее место первоклассника дома
В самом благоприятном месте квартиры ученик должен иметь свой рабочий уголок — парту или стол для приготовления домашних заданий, полочку для учебников и книжек. Рабочее место первоклассника дома должно быть светлым. Свет на стол должен падать слева — это самый лучший вариант. Во время приготовления домашних заданий нужно позаботиться о тишине. Об этом постоянно должны помнить отец, мать, бабушка, дедушка, к этом у надо приучать младших братьев и сестренок. Так первоклассник почувствует уважение членов семьи к своему новому положению.
Вы, наверное, успели заметить, что первоклассники очень неуверенно чувствуют себя при выполнении домашних заданий, часто обращаются к родителям за помощью, спрашивают, правильно ли выполнены отдельные части задания, а затем все задание целиком и т. п. Родители хотели бы знать, хорошо это или плохо, их настораживает такая неуверенность ребенка, беспокоит отсутствие самостоятельности.
Психологи хорошо изучили поведение детей в начальный период школьного обучения. Они считают такое состояние естественным. Неуверенность ребенка не является сигналом его неподготовленности к школе или чрезмерной трудности учебной программы. В этой неуверенности, в том, что ребенок боится самостоятельно выполнить задание, отражается осознание важности учения, проявляются начатки ответственного отношения к обязанностям ученика. На наш взгляд, правильно поступают родители, которые, откликаясь на просьбы ребенка, находятся рядом с ним или где-то неподалеку от него во время выполнения им домашних заданий, подбадривают его, помогают оценить выполненное.
Пройдет полгода, а иногда и немногим больше, и дети приобретут некоторый опыт в учении, а вместе с ним и заметную уверенность, и необходимую самостоятельность. Рабочее место первоклассника дома.
Занятия дома: математика и чтение
Наверное, вы уже успели отметить и тот факт, что математика, которой так боялись взрослые, удается детям легче, нежели чтение и язык. Вот на это и нужно обратить особое внимание. Если дети будут отставать по чтению, то в третьей четверти это потянет за собой и отставание по математике. Поэтому с ними нужно больше читать, ставить вопросы к прочитанному, рассуждать о прочитанном.
Математике учитель может научить детей сам, однако учителю по многим причинам очень нужна постоянная помощь родителей в обучении детей чтению. И здесь нужно использовать все возможности семьи. Вспомните, сколько вы читали ребенку до школы! Часто с поступлением его в школу взрослые здесь целиком полагаются на ребенка. А это неверно — ведь его читательский уровень еще мало изменился. Он еще не может самостоятельно прочитать себе то, что ему интересно. Поэтому читайте ребенку, как и раньше, ставьте вопросы к прочитанному; пусть он рассуждает, запоминает. Обращайте внимание на интересные и своеобразные слова и выражения, это обогатит речь ребенка. И вместе с тем дайте ему возможность ежедневно прочитать вам вслух то. что задает учитель, побеседуйте о прочитанном.
Занятия дома: письмо
Хорошо, когда взрослые члены семьи после возвращения ребенка из школы просматривают его тетради, отмечают успехи, советуют, что нужно сделать, чтобы выполнять задания лучше. Надо убедить ребенка, что успехи целиком зависят от его старания. К примеру, много трудностей у детей вызывает письмо.
Посоветуйте им внимательно, детально рассмотреть буквы и их сочетания на образцах (в прописях) и дайте возможность потренироваться в черновой тетради, каждый раз отмечая, что правильно, а что еще надо улучшить, предоставляя возможность такого сравнения и самому школьнику. Вскоре он почувствует, что у него стало получаться лучше потому, что он потрудился, постарался.
Не следует ребенка чрезмерно корить, если у него нет еще особых достижений; тем более нельзя «колоть» его успехами сверстников. Поддержать первоклассника, вселить в него уверенность, приучить к работе, к настойчивости, к преодолению трудностей — вот важнейшая обязанность родителей.
Организация отдыха первоклассника
Особого внимания заслуживает организация отдыха первоклассника.
Прогулки и игры на свежем воздухе целесообразно проводить до выполнения домашних заданий (один час) и после выполнения домашних заданий (полтора часа и более). Если свободного времени немного, пусть ребенок проведет его со своими давними друзьями — любимыми игрушками, конструктором. Хорошо, когда кто-либо из взрослых (отец, мать, бабушка, дедушка, старший брат или сестра) находят время играть с ребенком в на¬стольные игры, шашки, конструировать, вышивать и т. п. Очень важно правильно проводить выходной день. В выходные и праздничные дни необходимо создать условия для полноценного физического и культурного отдыха ребенка.
Воспитание первоклассников, забота о детях младшего школьного возраста — дело кропотливое. И вместе с тем только с помощью родителей ребенок может безболезненно приобщиться к очень ответственному и важному делу — учению. А от того, насколько удачно для ребенка пройдет начальный этап этого приобщения, во многом зависят его достижения, равно как и его неудачи на протяжении длительного периода школьного детства.
Метки: воспитание первоклассника, советы родителям первоклассников, материал для беседы с родителями первоклассников в школе, забота о здоровье первоклассников.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Первый класс. Ребенок плачет на уроках
Наш ребенок пошел в первый класс. Первую неделю было все хорошо, а теперь плачет на уроках. Дома спрашиваем, чем он расстроен, а он молчит или опять начинает плакать. Подскажите, что делать?
Не секрет, что для любого первоклассника начало учебы сопряжено с довольно сильными эмоциональными переживаниями: режим дня и требования, предъявляемые к вчерашнему дошкольнику, стали более жесткими, хорошо знакомые воспитатели уступили место пока еще незнакомому первому учителю, глобально изменился коллектив детей. Опыт показывает, что не все дети готовы к подобным переменам.
По ходу замечу, что год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, весьма важен для его психического развития. Именно к семи годам он уже умеет в достаточной мере регулировать свое поведение, обретает некоторую ответственность, каковой нет у детей младшего возраста.
Первые яркие дни учебы, вызывавшие неподдельный восторг, довольно быстро перетекают в школьные будни. Как итог, первоклассник начинает быстро утомляться, становясь плаксивым и раздражительным.
Специалисты выделяют основные критерии, по которым можно судить о том, насколько ребенок смог адаптироваться к учебному процессу. Сюда относятся: желание/нежелание выполнять задания педагога (иными словами, учиться), дошкольный уровень знаний и навыков, стремление к успеху или банальное желание избежать неудачи, умение воспринимать, перерабатывать и сохранять получаемую от учителя информацию, а также умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
По степени адаптированности детей можно подразделить на три основные группы. Дети, относящиеся к первой группе, довольно быстро вливаются в коллектив, приобретая новых друзей. Эти ребята доброжелательны, спокойны и без видимого напряжения выполняют основные требования учителя. Дети из второй группы (они составляют примерно треть от общего числа первоклашек) имеют более продолжительный период адаптации, вызванный длительным неприятием ими новой ситуации обучения, общения с учителем и одноклассниками. Эти школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с кем-то из класса, болезненно – слезами и обидами — реагировать на замечания педагога. Третья группа — дети, адаптирующиеся со значительными трудностями. Это примерно каждый седьмой ребенок. Такие детки с большим трудом усваивают учебный материал, резко
проявляют свои эмоции, «мешают» учителям и детям.
Первые две-три недели учебы первоклассника психологи называют «физиологической бурей»: в это время организм отвечает значительным напряжением практически всех систем и выдает наружу довольно бурную реакцию, выражающуюся в чрезмерной плаксивости, утомляемости, раздражительности. Несколько позднее школьник постепенно приспосабливается, заметно успокаивается и учится правильно реагировать на изменившуюся ситуацию.
Какие советы можно дать в этом случае?
1.Если ребенок излишне непоседлив и плаксив, то его имеет смысл показать психологу и врачу;
2.Если ребенок быстро утомляется и теряет интерес к занятию, после чего ведет себя отвлеченно, то в этом случае нужно поговорить с учителем, чтобы тот смог предложить первокласснику индивидуальный график работы на уроке;
3.Если ребенку трудно отвыкнуть от игрушек, то вполне можно разрешить ему брать их с собой в школу, объяснив при этом, что играть можно только на перемене;
4.Незаметно понаблюдайте за своим ребенком во время школьной прогулки. Постарайтесь уяснить для себя особенности его общения с учителем и одноклассниками. Это поможет вовремя скорректировать возможные проблемы;
5.Ни в коем случае не критикуйте первоклассника, поддерживайте его и избегайте навязывания ему негативных ярлыков (неумеха, неслух, лентяй и т.д.). Этим самым вы позволите ребенку чувствовать в себе уверенность и ощущать себя наравне с более успешными сверстниками;
6.Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какой-либо кружок или секцию. Дополнительные занятия – творческие или спортивные – лучше начинать за год до учебы или через год после ее начала, ко 2-му классу;
7.При выполнении домашнего задания старайтесь делать небольшой перерыв через каждые 10-15 минут. Это позволит вашему чаду не терять концентрации внимания при самостоятельном усвоении предмета. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа;
8.Показывайте ребенку, что любите его таким, каков он есть, а не за его достижения;
9.По возможности честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребенка.
10.Хотя бы иногда ставьте себя на место своего чада, и тогда вы начнете понимать, как нужно себя с ним вести.
Когда-то С.Харрисон сказал: «Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка — это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь — то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе».
На вопрос ответил СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАТОВСКИЙ, психолог, к. пед. наук, специалист в области педагогической и семейной психологии.
Total views: 24102
Word Count: 598
Наконец-то наступил этот волнующий момент. Ваш ребенок в первый раз переступил порог школы. Вы осознаёте, что этот год будет непростой. Какие же правила необходимо соблюдать родителям, чтобы их ребёнок быстрее и легче адаптировался к школьной жизни.
25 важных пунктов успеха вашего первоклассника:
1. Обязательно лично провожайте вашего первоклассника в школу, даже, если здание школы находится за углом вашего дома. Несколько минут доброжелательного взаимного общения помогут ребёнку настроиться на учёбу. Обязательно ободрите его, если он не в настроении.
2. У школьника должна быть своя территория. Если в вашей квартире нет детской, нужно организовать место для учёбы: письменный стол по размеру, удобный стул, полочки для книг и тетрадей, правильное освещение.
3. Очень важный момент – правильный режим дня. Выполнение домашних заданий нужно чередовать с отдыхом: 30 минут занятия, 15 минут перерыв. Обязательно нужно выделять время для прогулок на воздухе, поскольку главная причина плохого поведения ребёнка в этот период – повышенная утомляемость.
4. Необходимо позаботиться, чтобы Ваш первоклассник имел возможность поиграть игрушками, пообщаться с ровесниками. Жизнь ребёнка должна быть радостной и разнообразной.
5. В первом классе ребёнку необходимо почувствовать удовлетворение от процесса учёбы, и родители могут сыграть в этом огромную роль. Первоклассника необходимо эмоционально поддерживать, находить моменты, когда можно похвалить. Такое поведение с Вашей стороны повысит его самооценку и поможет развиться интеллектуальным способностям.
6. Объясните ребёнку, зачем нужны правила, установленные в школе, какую роль они играют в процессе учёбы.
7. Контроль со стороны родителей необходим, но он должен носить скорее дружеский характер, чем авторитарный. «Поделись, что задали на дом? Как, по-твоему, правильно выполнить это задание? Тебе моя помощь нужна?».
8. В первые дни лучше садится за уроки рядом с ребенком. Если нужно остановить его рукой: «Подожди. Давай подумаем вместе». Позже можно отодвинуться подальше. Останавливать при необходимости словом. Через месяц можно перебраться в другой конец комнаты, занимаясь своими делами, однако наблюдая за действиями ребёнка. Ещё позже ребенка можно оставить одного. Такая тактика приучает ребёнка к самостоятельности.
9. Пока Вы не убедитесь, что ребёнок относится к заданиям со всей ответственностью, необходим ежедневный контроль.
10. При приготовлении уроков письменные и устные задания лучше чередовать, начинать лучше с самых трудных. О перерывах мы уже говорили. Они просто необходимы.
11. Не думайте, что время, которое вы провели с ребёнком, выполняя задания, потеряно, и не раздражайтесь по этому поводу.
12. Если ребёнок не просит о помощи, в его занятия лучше не вмешиваться.
13. Никогда не нужно что-то делать за самого ребёнка.
14. Однако, когда ему трудно, и он просит Вас об этом, помогите ему по мере необходимости.
15. К процедуре проверки домашних заданий отнеситесь с неизменным интересом. Будьте дружелюбны и справедливы. Ребёнок не должен бояться Вашей критики.
16. Не нужно постоянно напоминать юному ученику про уроки. Это должно быть его делом.
17. Неправильно ставить различные условия. Ребёнок должен делать уроки не ради чего-то, а из-за желания учиться, получать новые знания. Так же недопустимы наказания, которые вызывают у ребёнка отвращение к школе и вообще к учёбе.
18. Никогда не оскорбляйте ребёнка.
19. Встречая ребёнка из школы, не спрашивайте про оценки. Спросите лучше: «Что сегодня произошло интересного? Что понравилось, а что нет?»
20. Старайтесь насытить среду первоклассника хорошим детским аудио. Это поможет ему в развитии грамотной речи и воображения.
21. Если вы чувствуете, что не справляетесь с какой-либо ситуацией, не стесняйтесь и обращайтесь за советом к школьному психологу или учителю.
22. Не пускайте на самотёк логопедические проблемы, с ними лучше бороться как раз в первом классе.
23. Уважайте мнение и авторитет учителя. Никогда не отзывайтесь плохо о его педагоге.
24. Для развития ребенка важно, чтобы у него были какие-то дополнительные обязанности, поручения по дому.
25. Разрешите вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями его же действий или бездействия. Таким образом, он будет постепенно взрослеть, становиться более сознательным.
И главное, любите своего ребёнка просто за то, что он есть. Удачи вам и вашему первокласснику в этом непростом году!
Школа — это начало новой, немного взрослой жизни. В школе ты уже самостоятельный, а дома пока что — мамин ребенок.
В школе ждут новые знакомства. И новые знания. В школе свои правила, и чтобы понять их — нужно быть внимательным, ведь не обо всем расскажет учительница, что-то нужно заметить и осознать самому.
В школу ходили мама и папа, бабушка и дедушка, но в их времена школа была не такой, как сейчас. Да и каждая школа, каждый школьный опыт чем-то да отличаются. Но есть во всех школьных воспоминаниях и нечто общее. В книгах этой подборки — истории про первоклассников, переступивших школьный порог в разные годы.
Книжная полка
Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ 109 ₽ 143 УЖЕ ПОКУПАЛИ 555 ₽ УЖЕ ПОКУПАЛИ Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ 388 ₽ 511 УЖЕ ПОКУПАЛИ Ефимовский, Тумаринсон, Суслов 137 ₽ 180 УЖЕ ПОКУПАЛИ Речь: Образ Речи Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ
Евгений Шварц. Первоклассница
Евгений Шварц писал эту историю сразу после войны, как сценарий для детского кинофильма. Первоначально сюжет была совсем другим: сказочным, приключенческим, немного сатирическим, а главную героиню звали Наташа. Но режиссер Илья Фрэз хотел снять фильм о настоящих, не сказочных детях. Чтобы лучше понять их, он ходил по школам, вел дневник наблюдений и потом поделился своими записями с писателем. Эти заметки так понравились Шварцу, что тот взял их за основу и написал совсем другую историю — такую, какой мы ее знаем.
Маруся Орлова, озорная, живая девочка, идет в первый класс. Действие книги начинается в августе, когда Маруся сама пришла записываться в школу, а завершается весной. Вместе с Марусей мы проходим через весь учебный год, знакомимся с ее подругами, учимся чему-то новому, каждый день делая крошечные открытия.
Современному ребенку будет интересно сравнить свои школьные будни с Марусиными. Начать с того, что она учится в школе для девочек, а мальчики ходят в свою, отдельную школу. Она пишет чернилами, и это не так-то просто: чернильницы дают только тем девочкам, которые уже хорошо пишут карандашом. В Марусины времена в классе были дежурная, следившая за порядком и санитарка, проверявшая чистоту рук и общую опрятность. К первоклассницам приходила пионервожатая, старшая школьница. Но очень многое узнаваемо: и тоска по дому, и желание уйти с урока домой, к маме, и кукла в портфеле, и конкуренция, и желание верховодить, и зависть к более успешным ученицам, и обуздание капризов, и знакомство со своими сильными и слабыми сторонами.
Жизнь так изменилась — и с тех пор, как школьницей была Маруся, и с тех пор, как в школу ходили современные родители. Обсуждая книгу, можно сравнить свой школьный опыт и опыт своего ребенка с тем, что увидела и узнала Маруся.
Иллюстрации к книге — очень нежная графика Юлии Казарницкой, передающая атмосферу эпохи и сближающая современную читательницу с Марусей Орловой и ее подругами.
Наталья Никитич. Андрюша идет в школу
Писательница Елена Ракитина о книге: Эта книга — бесценный путеводитель не только в школьное прошлое наших бабушек и дедушек, но прежде всего, путеводитель по настоящему: все с чем сталкивается семилетний Андрюша — все будет ждать маленького первоклассника в школе и сегодня. Исключение составляют лишь чернильница да парты с поднимающимися крышками. Все тревоги, сомнения, радости маленького первоклассника, все трудности, которые переживает Андрюша, все через что предстоит пройти ему — все это коснется каждого ребенка, который впервые переступает порог школы. Новый коллектив, знакомство с учительницей, выбор друзей — ох, как непросто завоевывается авторитет. А еще сложнее учиться противостоять соблазнам, воспитывать характер и силу воли.
Все переживания Андрюши написаны очень достоверно, живо. Кроме того, он далеко не идеальный ребенок, в нем маленький читатель несомненно узнает себя самого. Если прочитать эту книгу до поступления в школу, она поможет легче справиться с проблемами школьных будней, если после — без сомнения, поможет детям научиться преодолевать себя, правильно оценивать свои и чужие поступки и самое главное, найти друзей.
Первым станет Андрюша Лебедев, которому всегда семь и который много лет отправляется с читателями в первый класс.
Агния Барто. В школу
В этой тонкой книжке — целая подборка стихотворений Агнии Барто о первоклассниках — новичках и уже опытных школярах, отучившихся месяц, а то и целых два.
Как Маруся и Андрюша, они пишут чернилами и носят школьную форму старого образца. И также они близки и понятны современному ребенку. Потому что аккуратно писать авторучкой поначалу так же сложно, как и пером. Потому что таблицу умножения учить надо, хоть в твоем телефоне и есть калькулятор. Потому что первоклассник — все равно ребенок, который вовсе не обязан отказываться от игрушек только потому, что он теперь ходит в школу. Потому что первый день перед школьными занятиями — это так волнительно, что даже дедушке может присниться невыученный урок.
Александр Семенов. Ябеда-Корябеда и ее проделки
Александр Семенов придумывал, писал и рисовал свои загадочно-детективные истории про Ябеду-Корябеду еще для журнала «Мурзилка». Его истории — веселые, увлекательные, полные задачек на внимательность, загадок и головоломок, происходят с обыкновенными школьниками. Друзья Мурзилки — ученики младшей школы. Они умеют дружить, помогают друг другу, не поддаются на провокации агентов злой волшебницы Ябеды-Корябеды, которые тоже выглядят как обыкновенные школьники.
Эти истории развивают фантазию и логику, а еще учат ребенка самостоятельности. Ведь первоклассник — это такой человек, который некоторые (не очень сложные, на взгляд взрослого) проблемы может уже решить сам. И никакая злая волшебница его с пути не собьет.
Софья Могилевская. Марка страны Гонделупы
Эта книга — о дружбе трех первоклассников. Они добрые, искренние, немного наивные мальчишки. И их жизненной неопытностью пользуется надменный пятиклассник, которому во что бы то ни стало надо пополнить свою коллекцию почтовых марок. Он ради этого даже готов на обман — а что, эти дурачки ведь так и напрашиваются. Лева не хулиган или двоечник, нет, он очень авторитетный школьник.
Как и в «Первокласснице», действие этой книги начинается еще летом, она знакомит нас с дошкольником, а затем и первоклассником Петей. Как и Марусина, Петина мама запаздывает с подачей документов в школу. И Петя, чтобы не опоздать, сам идет в поликлинику, чтобы ему сделали прививку от оспы (без которой в школу тогда не пускали).
Эта книга рассказывает о первых шагах, которые человек делает в школе. И о первых уроках дружбы. Софья Могилевская, не поучая, показывает, в чем ценность дружбы, как не потерять ее, как укрепить, как помириться с лучшим другом, если вы поссорились. Как понять, кто тебе друг, а кто — нет. Как дружить втроем, так, чтобы всем хватило внимания и никто не чувствовал себя лишним.
А еще книга о том, что очень здорово, когда у родителей и детей есть какой-то общий интерес или хобби (например, собирание почтовых марок).
Сергей Махотин. Воробьи в голове
Герои этой книги — не обязательно первоклассники. Просто младшие школьники. Современные. Они попадают в веселые истории, и если взглянуть на школу их глазами, то она кажется совсем не чужой и не опасной. «Воробьи в голове» помогают приручить школу, сделать ее чуточку роднее, дают возможность представить, что ты уже опытный ученик, все здесь знаешь и кому хочешь экскурсию проведешь.
Сергей Махотин часто встречается со школьниками, наблюдает за ними и «в естественной обстановке» (в классе), и на книжных фестивалях. Из этих наблюдений нередко и рождаются его живые, любимые детьми, зарисовки.
Ефимовский, Тумаринсон, Суслов. Веселый звонок
Это сборник веселых стихов, рисунков и карикатур на школьные темы. Уроки, перемены, летние и зимние каникулы, взаимоотношения между учениками, спорт, оценки, поведение, внешкольные занятия. В каждой ситуации художники Михаил Беломлинский и Леонид Каминский увидели что-то забавное или нелепое и показали читателю, а несколько остроумных поэтов сопроводили эти иллюстрации стихотворениями, которые, возможно, помогут будущим школьникам откорректировать свое поведение.
Антон Соя. Ежка идет в школу, или Приключения трехсотлетней девочки
Трехсотлетняя Ежка, внучка Бабы Яги, отправляется в первый класс. Школа, в которую она идет — не простая, а волшебная. В ней учатся потомки сказочных героев и злодеев. Ежка, внук Кощея Бессмертного Костик и маленький Змей Горыныч поначалу оказываются в числе изгоев: от них не ждут ничего хорошего премудрые и прекрасные одноклассницы и отважные и добрые одноклассники. Но ребятам удается доказать, что они — ничуть не хуже, а в чем-то может быть даже и лучше «потомственных» героев.
Рахиль Баумволь. Самый большой подарок
Простые рассказы о школьной жизни и нежные карандашные иллюстрации — то, что нужно для первого чтения. И хотя девочка Наташа, как и многие герои этой подборки, пошла в школу много лет назад, рассказанные ею истории ничуть не устаревают.
Эта книга менее известна читателям, чем «Первоклассница» Шварца, но тем, кому понравилась первая книжка, понравится и эта — неторопливой повествовательностью и внимательностью к мельчайшим деталям школьной жизни. Рахиль Львовна Баумволь взглянула на мир глазами первоклашки Наташи, и смогла подметить детали, которыми наполнена жизнь маленькой ученицы.