Четырнадцатый Патриарх Русской Православной Церкви Пимен родился в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых 10 (23) июля 1910 г. Место его рождения точно указано в студенческом билете, выданном в 1940 г. и заверенном его подписью: село Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого (в билете – Малоярославского) уезда, Калужской губернии – это родина его отца, механика Богородско-Глуховской мануфактуры М.К. Извекова. Однако в официальном послужном списке будущего Патриарха, сохранившемся в архиве Московской Патриархии, местом рождения Патриарха Пимена значится город Богородск (ныне Ногинск), отсюда эти сведения перекочевали во все официальные биографии Патриарха.
ДЕТСТВО
Сына в семье ждали долго: после рождения старшей дочери Марии все дети Извековых – Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умерли во младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу.
Вскоре мальчика крестили в Троицкой церкви с. Глухова Богородского уезда с именем в честь преподобного Сергия Радонежского. Таинство крещения совершили отец Димитрий Протасов и псаломщик Сергий Флеров.
Серёжа Извеков (слева) с матерью Пелагеей Афанасьевной и племянником Юрой Казанским.
1917-1918 гг.
В те времена семья Извековых проживала в доме для служащих, располагавшемся недалеко от деревянной церкви, построенной по проекту знаменитого архитектора и предпринимателя Адольфа Кнабе. В 1912 г. прослуживший 20 лет в Троицкой церкви отец Димитрий из-за трений в отношениях с Морозовым был выведен за штат, неизлечимо заболел и вскорости умер. Скончавшийся в возрасте 49 лет Дмитрий Михайлович Протасов похоронен на кладбище в Глухове вблизи часовни. Здесь же обрели упокоение близкие родственники Патриарха Пимена: сестра Мария Михайловна Казанская, брат Владимир Михайлович Извеков, племянница Зоя Валентиновна Крылова. Родители Патриарха похоронены у Тихвинской церкви.
Настоятелем Троицкой церкви в Глухове стал отец Симеон (выпускник Московской духовной семинарии Симеон Иоаннович Соколов), а вторым священником – отец Александр Смирнов. Но противостояние продолжалось, и отец Симеон всё же был переведён из глуховского Троицкого храма в богородский Тихвинский, где стал настоятелем.
Троицкая церковь оказала очень большое влияние на духовное формирование Сергея Извекова. Каждый из трёх священнослужителей – отец Димитрий, отец Симеон и отец Александр – по-своему посеяли доброе зерно в душу младенца Сергея. Пройдут годы, и Патриарх Пимен с теплотой будет вспоминать «нежно-прекрасное Глухово и резной храм».
Мальчик рос творчески одарённым, музыкальным, у него рано проявился интерес к изобразительному искусству и поэзии. Уже в ранней юности он писал стихи. Очень рано овладев при помощи опытных наставников секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе).
В Богородске Сергей Извеков одним из лучших учеников оканчивает школу второй ступени имени В.Г. Короленко, о чём в октябре 1925 г. ему было выдано свидетельство.
Сергей Извеков 4 мая 1925 г
НАЧАЛО ТРУДНОГО ПУТИ
Юноша переехал в Москву и в декабре 1925 г. в Сретенской обители принял иноческий постриг с именем Платон. Инок Платон был регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях, в 1926 г. руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, возле Центрального почтамта, а затем в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке. Был регентом правого хора храма свт. Пимена в Новых Воротниках (в Сущёве), где прослужил до 1932 г.
В 1927 г. в Параклитовой пустыни Свято-Троицкой Сергиевой лавры инок Платон был пострижен в мантию с наречением имени Пимен – в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. В иеродиакона он был рукоположен в 1930 г., накануне своего двадцатилетия, в Богоявленском соборе в Дорогомилове. Не имея возможности получить систематическое богословское образование, монах Пимен перед рукоположением сдал экзамены за курс семинарии и в 1931 г. в том же Богоявленском соборе был рукоположен во иеромонаха.
В апреле 1932 г. иеромонаха Пимена в первый раз арестовали. Он подпал под массовые аресты священнослужителей, проводившиеся с целью ликвидации нелегальных монашеских общин. По делу «церковно-монархической организации» проходил 71 человек, которым были предъявлены стандартные обвинения. Так, иеромонах Пимен обвинялся в «разговорах о восстановлении монархии», ведении «антисоветской агитации», совершении треб на дому. Девятнадцать человек, проходивших по делу, были освобождены, в том числе в мае 1932 г. – иеромонах Пимен.
В октябре 1932 г. Сергея Извекова призвали в ряды Красной Армии и направили в 55-й отдельный конный транспорт в городе Лепеле Витебской области Белоруссии, где он прослужил до декабря 1934 г. За время службы в армии он получил образование фельдшера и ветеринара, которое так пригодилось ему впоследствии, позволив выжить во время лагерных испытаний и в годы войны.
В конце 1934 г. молодой иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилове. В эти годы иеромонах Пимен сдружился с художником Павлом Кориным, запечатлевшим его на своей картине «Русь уходящая».
РЕПРЕССИИ
В начале 1937 г., когда шли массовые аресты духовенства, иеромонах Пимен вновь был арестован. Особое совещание при коллегии НКВД приговорило его к принудительным работам на строительстве канала Москва – Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь в Московской области. Пригодилась полученная в армии специальность ветеринара: он следил за состоянием работавших на строительстве многочисленных лошадей. В январе 1938 г. Дмитровский лагерь в связи с завершением строительства канала был ликвидирован, и 55 тысяч из 177 тысяч заключённых освободили «за ударный труд». Непосредственно на строительстве канала о. Пимен не работал, к тому же в лагере получил статью, поэтому освобождению он не подлежал. Часть заключённых, в том числе и о. Пимена, выслали в Узбекистан.
На февраль 1939 г. он – санитарный инспектор в Андижане, в начале августа назначается здесь заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области.
Летом 1940 г. о. Пимен поступил на факультет русского языка и литературы Андижанского вечернего педагогического института и с осени стал преподавателем и завучем в андижанской школе № 1. После успешной сдачи экзаменов за первый курс института С.М. Извеков летом 1941 г. уходит в законный летний отпуск, но отдохнуть не пришлось…
ВОЙНА
Десятого августа 1941 г. он был призван на военную службу в ряды Красной Армии. Несколько месяцев обучения во Фрунзенском пехотном училище закончились в начале 1942 г. присвоением звания младшего комвзвода. Новобранца Извекова направили в Полевое управление Северной группы Закавказского фронта, откуда через некоторое время он вернулся в распоряжение Военного совета Среднеазиатского военного округа. В январе 1942 г. его назначают командиром пулемётного взвода, входящего в 462-ю стрелковую дивизию, однако на фронт, как большинство младших офицеров, учившихся с ним, не отправляют. Сказались образование, полученное в институте, и работа учителем: грамотные штабные работники армии тоже были нужны. В марте 1942 г. Извеков был назначен помощником начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего.
Двадцать девятого июля 1942 г. С.М. Извеков был контужен. После нескольких месяцев лечения в военном госпитале его назначили заместителем командира роты 702-го стрелкового полка, находившегося в резерве. В феврале 1943 г. полк в составе 213-й стрелковой дивизии отбыл на фронт. Началась Харьковская оборонительная операция. Войска Воронежского фронта оказывали упорное сопротивление противнику, стремительно рвавшемуся к Белгороду. Им противостояли элитные части СС, входившие в группу армий «Юг», под командованием фельдмаршала Манштейна. Для усиления Воронежского фронта Ставка начала выдвигать стратегические резервы. Тринадцатого марта 1943 г. полк старшего лейтенанта Извекова выгрузился на станции Валуйки и вошёл в состав 7-й гвардейской армии. 25 марта наступление врага было остановлено. В кровопролитных сражениях марта-апреля 1943 г. под Белгородом и Харьковом участвовал заместитель командира 6-й роты по строевой части С.М. Извеков. Шестнадцатого апреля 1943 г. он вновь был контужен. Авиабомба взорвалась рядом с местом, где укрывалась его рота. «Солдатики мои были щуплые, маленькие. А у меня спина широкая, я и прикрыл их собой», – рассказывал потом Святейший Патриарх Пимен, когда боли в спине давали о себе знать.
БИТВА НА КУРСКОЙ ДУГЕ
Накануне Курской битвы старший лейтенант Извеков – адъютант командира 213-й стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии генерал-майора Ф.И. Шевченко. В ходе оборонительного этапа Курской битвы Воронежский фронт испытал наисильнейший удар врага. Немцы выставили отборные войска и наиболее опытных генералов. Седьмая гвардейская армия находилась на переднем крае фронта за Белгородом. Третьего августа войска Воронежского фронта перешли в наступление, 23-го был взят Харьков. Войска 7-й армии вышли к городу Мерефа, недалеко от Харькова, где немцы создали мощный оборонительный рубеж. Нужно было под вражеским обстрелом, в том числе с воздуха, переправиться через реку Уду, приток Северного Донца.
В полковой газете «За победу» 26 августа в передовице писалось:
«Противник, укрепившись на заранее подготовленных рубежах, сильным огнём пытается сдержать наше наступление. Несмотря на яростное сопротивление врага, бойцы переправились на западный берег реки и закрепились там. Идёт ожесточённая борьба за населённый пункт. Немцы предприняли сильную контратаку. Наши воины отбили её».
Двадцать восьмого августа 1943 г. операция была закончена. Но среди выживших старшего лейтенанта Извекова не нашли. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «Старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефский район Харьковской области».
Однако он был жив, хотя командование не знало об этом. Санитары, подбирая убитых бойцов, нашли адъютанта Извекова под грудой кирпичей разрушенного дома. Контузия была тяжёлая, и из полевой санчасти его отправили в московский госпиталь, находившийся в Чернышевских казармах. После лечения иеромонах Пимен проживал в деревянном двухэтажном домике в одном из переулков около Сущёвского вала, у двух монахинь. Согласно послужному списку, С.М. Извеков после лечения в госпитале был комиссован из армии.
ПРИГОВОР
В ноябре 1944 г. милиция задержала его в Москве за нарушение паспортного режима, так как у него не было нужных документов. Отцу Пимену предъявили обвинение в том, что он «скрывался от ответственности подвидом служителя религиозного культа». В январе 1945 г. военный трибунал Мосгарнизона вынес приговор: «не усматривая необходимости применения ВМН… Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершённых им преступлений на основании ст.193-7 п. «д” УК РСФСР лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет без поражения в правах и без конфискации имущества за отсутствием такового у осуждённого, лишив его в/звания «ст. лейтенант”».
Иеромонах Пимен был доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг) 4 марта 1945 г. Условия здесь были гораздо более жёсткими, чем в Дмитлаге, где о. Пимен отбывал наказание в 1930-е гг. Холод, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключённых. В лагере о. Пимен работал санинструктором.
АМНИСТИЯ
Восемнадцатого сентября 1945 г. на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 г. иеромонах Пимен был освобождён по амнистии для участников войны. Если бы не освобождение, то можно с уверенностью говорить, что о. Пимен умер бы в лагере. Он испытывал сильнейшие боли в позвоночнике, отсутствие медицинской помощи определило невозможность установления диагноза. По возвращении в Москву обследование показало: у него туберкулёз позвоночника. До февраля 1946 г. он находился на лечении в Московском областном туберкулёзном институте, после чего был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме. Во второй половине 1946 г. он уехал в Одессу, где продолжал своё служение. Здесь его возвели в сан игумена и перевели в Ростовскую епархию.
Указом Святейшего Патриарха Алексия в конце 1949 г. о Пимен был назначен наместником Псково-Печерского монастыря и в 1950 г. возведён в сан архимандрита. В январе 1954 г. архимандрит Пимен становится наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в ноябре 1957 г. – епископом Балтским, викарием Одесской епархии.
ПАТРИАРХ
Восемнадцатого апреля 1970 г., после кончины Святейшего Патриарха Алексия, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. Второго июня 1970 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви единогласно избрал его Патриархом Московским и всея Руси.
После многолетних плодотворных трудов на поприще предстоятеля РПЦ 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен после тяжёлой болезни на 80-м году закончил свой жизненный путь в Москве.
В 2010 г. в Ногинске был открыт памятник Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. Величественная фигура Пимена отлита из бронзы по проекту талантливого ногинского скульптора Иннокентия Валерьевича Комочкина. Улица 9 Января переименована в Патриаршую.
Дата рождения:
23 июля 1910 г.
Дата смерти:
3 мая 1990 г.
Дата хиротонии:
17 ноября 1957 г.
Дата пострига:
4 октября 1927 г.
День ангела:
27 августа
Святейший Патриарх Пимен родился 23 июля 1910 г. в городе Богородске Московской губернии в семье служащего.
В 1925 г. после окончания школы Сергей переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. В этот период жизни инок Платон управлял церковными хорами в московских храмах.
4 октября 1927 г. в пустыни Параклит (Святого Духа) близ Троице-Сергиевой лавры 17-летний инок Платон был пострижен в монашество с именем Пимен — в честь древнего христианского подвижника египетской пустыни преподобного Пимена Великого (имя Пимен означает «пастырь»). Всю последующую жизнь монах Пимен старался быть не просто пастырем, но пастырем добрым, который полагает душу свою за овец своих. После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен продолжал руководить хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого. Затем он был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове.
16 июля 1931 г. архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) монах Пимен был рукоположен во иеродиакона, а в январе 1932 г. — во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Пимен проходил пастырское служение в Москве.
Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме, куда в 1812 г. временно была перенесена из Москвы Иверская икона Божией Матери. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие епархиальные послушания.
В 1946 году схиигумен Савватий (Крутень) стал духовником Одесского архиерейского дома, а в январе 1947 года скончался. И вот, перейдя в Одессу, схиигумен Савватий, рекомендовал иеромонаха Пимена (Извекова) епископу Одесскому Сергию (Ларину). Сергий (Ларин) был одним из главных столпов позднего обновленчества, управлял в сане епископа Московской обновленческой епархией во время эвакуации Александра Введенского. В декабре 1943 года он был принят в Русскую Православную Церковь мирянином и затем рукоположен в священный сан. 15 августа 1944 года он был рукоположен во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии, вскоре стал епископом Одесским. В августе 1946 года епископ Сергий назначил иеромонаха Пимена сразу на несколько должностей: казначея Одесского Ильинского монастыря, благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви во имя святых Виктора и Виссариона. В Одессе находилась резиденция Патриарха Алексия I, отдыхавшего здесь летом, так что иеромонах Пимен оказался на глазах у Святейшего.
За неутомимые труды иеромонах Пимен в декабре 1947 г. был возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. Вскоре игумен Пимен был переведен в Ростовскую епархию, где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.
В конце 1949 г. был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Почти через полгода игумен Пимен был возведен в сан архимандрита, а с 1954 по 1957 гг. был наместником Троице-Сергиевой лавры. Так же, как и в Псково-Печерском монастыре, он провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве Лавры. При нем в трапезном храме были построены два новых придела во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского.
4 ноября 1954 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия I принял решение назначить наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Пимена епископом Балтским, викарием Одесской епархии. Правящим архиереем Одесской епархии в это время был митрополит Борис (Вик), управлявший одновременно и Ворошиловградской епархией.
17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе Одессы Патриарх Алексий возглавил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского. В слове, произнесенном при наречении, ставленник сказал: «Большим утешением для меня является то, что на высоту епископского служения я был призван из дорогой моему сердцу лавры преподобного аввы Сергия, с которой тесно связана вся моя жизнь. Приведенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви лавры, в пустыни Святого Духа Параклита состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, вся вменяющего во уметы, да Христа приобрящу (Флп. 3, 8). Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу <…> Особенно дорого для меня и то, что мое избрание состоялось в день праздника Казанской иконы Божьей Матери, что является для меня свидетельством покрова «Заступницы Усердной» надо мною на трудном архипастырском пути».
Отрадным считал архимандрит Пимен и то, что его епископская хиротония будет совершена в величественном соборе, в котором находится Касперовская икона Божьей Матери. «Касперовская икона, — говорил архимандрит Пимен, — с давних лет любимый и чтимый мною образ, перед которым я с таким умилением и духовным наслаждением преклонял свои колени в дни пастырского служения в городе Одессе. И это тоже свидетельствует о том, что не отринет меня Cвоим заступлением Божия Матерь». «Светло верю я и в то, что великий авва Сергий, обещавший «посещати чад своих», не лишит меня своего предстательства и помощи в предуказанном мне служении».
Вручая архипастырский жезл епископу Пимену, Святейший Патриарх Алексий I говорил: «До сего времени ты нес различные послушания церковные, и последнее послушание твое в обители преподобного Сергия напитало тебя духом молитвы, навыком к иноческим подвигам, к истовому совершению службы Божией, к точному выполнению правил и уставов церковных. Мы верим, что и теперь, когда ты будешь вдали от святой обители, преподобный Сергий продолжит к тебе свое благоволение и благословит на новое служение. Сохраняй же в своем сердце все приобретенное тобою под кровом преподобного, не оставляй подвига, ибо только постоянное совершенствование может приблизить нас к Богу и делать нас достойными Его благодатных даров. Паси стадо твое с кротостью и любовью, дабы видели в тебе твои пасомые благодатные черты истинного пастыря, носящего образ кроткого и смиренного сердцем Пастыреначальника нашего, Господа Иисуса Христа».
Епископу Пимену почти не довелось нести церковное послушание в качестве викария Одесской епархии. Уже в декабре 1957 года епископ Пимен был назначен викарием Московской епархии с титулом «Дмитровский».
В июле 1960 г. епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Пимен был назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. В октябре 1963 г. он стал митрополитом Крутицким и Коломенским.
Митрополит Пимен был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Алексия I. Всю свою жизнь он посвятил ревностному служению Церкви, и Церковь высоко оценила его выдающиеся заслуги. После блаженной кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола.
3 июня 1971 г. в Богоявленском соборе состоялась интронизация избранного Поместным Собором Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В своем Первосвятительском служении Святейший Патриарх Пимен явил себя достойным преемником и продолжателем церковного делания Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I.
Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о вверенной ему многочисленной православной пастве, о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире.
В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала время решительных исторических перемен. Русская Православная Церковь не могла оставаться в стороне от свершающихся судеб русского народа. В Предъюбилейном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к 1000-летию Крещения Руси говорится: «Каждый из нас, чад церковных, ныне призван своим гражданским и религиозным долгом ревностно участвовать в развитии и совершенствовании нашего общества. Нас воодушевляет процесс укрепления духовных и нравственных основ в личной, семейной и общественной жизни нашего народа, стремление нашей страны укрепить общечеловеческие нравственные нормы в международных отношениях».
В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви. В своем заключительном слове на торжественном акте, посвященном юбилею, Святейший Патриарх Пимен отметил, что изменения, происходящие в нашей стране, оказали положительное влияние на жизнь Русской Православной Церкви. Стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества, и поэтому неслучайно, что в 1989 г. Патриарх Пимен был избран народным депутатом.
Патриарх Пимен участвовал в праздновании 400-летия установления Патриаршества на Руси, посетив осенью 1989 г. Успенский собор Московского Кремля и совершив панихиду у гробниц Российских Патриархов и молебен новопрославленным святым: святителям Иову и Тихону. После длительного перерыва верующие могли открыто совершить молитву в главном соборе Русской Церкви и приложиться к мощам святителей.
3 мая 1990 г. на 80-м году жизни Святейший Патриарх Пимен, причастившись Святых Христовых Таин, мирно отошел ко Господу.
Патриарх Пимен похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Патриарх Пимен (Извеков)». Составитель Ольга Рожнева.
Патриарх Пимен (Извеков) / Cост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря,
2017. — 160 с. : ил. — (На страже веры).
Среди выдающихся церковных деятелей ХХ века особое место занимает Святейший Патриарх Пимен (Извеков; 1910–1990). Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали его и помогали вести церковный корабль. Патриарх Пимен не дожил до торжества православия в нашей стране, но он уже видел те изменения, которые должны были привести российское общество к духовному преображению.
Сергей Извеков, будущий патриарх Пимен, с юных лет пел на клиросе в Богоявленском кафедральном соборе Богородска и даже руководил церковным хором. Еще юноша исполнял обязанности иподиакона при Богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). Он ревностно изучал Священное Писание, читал сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова). Святейший вспоминал позднее: «Я с детства увлекался творениями «русского Златоуста” — архиепископа Херсонского Иннокентия».
Ко времени окончания школы в 1925 году Сергей Извеков имел твердое желание стать монахом. В августе 1925 года он приехал в Саровскую пустынь, желая принять монашеский постриг. Один из старцев пустыни благословил будущего патриарха ехать в Москву, сказав: «Тебя ждут там». В Москву Сергей Извеков приехал к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Его друг М. Е. Губонин познакомил его с настоятелем Сретенского монастыря епископом Можайским Борисом (Рукиным), который принял юношу в число братии и постриг его 4 декабря 1925 года в рясофор с именем Платон. Иноку Платону исполнилось всего пятнадцать лет.
В Сретенском монастыре юный инок пробыл совсем недолго. Сразу после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, монашеская жизнь в Сретенской обители сошла на нет, и инок Платон (Извеков) ушел из Сретенского монастыря.
В эти годы Промысл Божий свел юного инока с известным московским протоиереем Александром Зверевым, который был одним из наиболее близких духовных чад преподобного Алексия Зосимовского. Отец Александр был духовником заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Таким образом, Господь судил отцу Александру быть духовником двух будущих патриархов. В 1937 году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и в том же году расстрелян на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых как священномученик.
4 октября 1927 года в пустыни Святого Духа Утешителя (Параклита), вблизи Свято-Троицкой Сергиевой лавры, семнадцатилетний инок Платон (Извеков) был пострижен в мантию с именем Пимен в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. Священник Димитрий Сафонов писал: «Принимая монашество, семнадцати летний юноша отчетливо понимал, что он уготавливает себе нелегкий путь: гонения на Церковь только набирали обороты. Это был год, когда борьба с духовенством достигла своего пика. Духовенство лишалось жилья, земли; налоги, которые накладывались на него, многократно превышали его доходы. Сотни священнослужителей слагали с себя сан, желая выжить… Но страх за свою жизнь и возможную судьбу не мог остановить будущего патриарха в его желании полностью посвятить себя служению Богу».
В начале 1937 года, когда шли массовые аресты духовенства, иеромонах Пимен был арестован и приговорен к заключению в Дмитровском исправительно-трудовом лагере НКВД СССР на строительстве канала Москва-Волга. Когда Дмитровский лагерь был ликвидирован в связи с завершением строительства канала, часть заключенных выслали в Узбекистан, в том числе и иеромонаха Пимена.
В августе 1941 года отец Пимен был призван в ряды Красной армии. Уже в январе 1942 года отец Пимен был назначен командиром пулеметного взвода, а в марте 1942 года — помощником начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего. Сказалась учеба в институте и работа учителем: в штабе нужны были грамотные и ответственные работники.
В 1943 во время боев за город Мерефа, недалеко от Харькова, части Красной армии под обстрелом врага переправлялись через реку Уду, приток Северного Донца. Во время переправы отец Пимен был ранен. В штатно-должностной книге офицерского состава полка сделали следующую запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43». Но Господь хранил отца Пимена: он выжил, оказался в госпитале, потом был направлен на лечение в Москву. После многочисленных ранений и контузии был комиссован из армии. Он поселился в Москве, на Сущевском валу, у двух монахинь. Все эти годы иеромонах Пимен мечтал о возвращении к священническому служению.
Но в ноябре 1943 года комиссованный из Действующей армии по ранению отец Пимен был задержан за нарушение паспортного режима. Его обвинили в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». В марте 1945 года иеромонах Пимен по этапу был доставлен в Воркуто-Печорский лагерь за полярным кругом. Освобожден в сентябре 1945 года по амнистии для участников войны.
В 1949 году игумен Пимен получил назначение на должность наместника Псково-Печерского монастыря.
…17 апреля 1970 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. После кончины патриарха обязанности Местоблюстителя патриаршего престола были возложены на митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова). 2 июня 1971 года Поместный Собор избрал нового патриарха — патриарха Пимена.
Архимандрит Нафанаил (Поспелов), казначей Псково-Печерской обители, рассказывал: «Однажды Святейшего Патриарха Пимена спросила корреспондент одной из газет: «Ваше Святейшество! Вы достигли вершины в Русской Православной Церкви. Есть ли у вас еще какое-то желание?” Святейший ответил: «Есть маленький древний монастырь в городе Печоры Псковской области. Так вот я бы хотел быть привратником в этой обители на месте монаха Аввакума”. В указанных словах Святейшего Патриарха Пимена обозначена тяжесть первосвятительского креста…»
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) вспоминал: «В октябре 1988 года врачи дают мрачные прогнозы о прогрессирующей болезни и обещают ему полугодовую мучительную кончину. Предлагаемую операцию Святейший отклонил кратким: «На всё воля Божия. Нет, категорически нет!” И продолжал трудиться, будто не было решительного определения о нем. Несколько раз приступал он к таинству Елеосвящения (Соборования) в те дни, когда все — и сам он, и окружающие — видели, что жизнь готова прерваться. Врачи отступили, их средства были бессильны, по их определению Святейший жил только молитвой».
Святейший отошел ко Господу 3 мая 1990 года, в день принятия Святых Христовых Таин.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Книгу можно приобрести:
- на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
- в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09) - в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Архиепископ Пимен
Архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский
1935 год — 14 декабря 1937
Русская православная церковь
Феодосий (Ващинский),
Димитрий (Галицкий) (в/у)
Евлогий (Марковский)
Архиепископ Подольский и Брацлавский
(до 1921 года — епископ)
июль 1920 — 1922
Амвросий (Полянский)
Борис (Шипулин)
Епископ Подольский и Брацлавский
октябрь 1917 — декабрь 1919
Митрофан (Афонский)
Амвросий (Полянский)
Епископ Балтский,
викарий Подольской епархии
12 февраля 1915 года — октябрь 1917
Борис (Шипулин)
Герасим (Строганов)
Епископ Ереванский,
викарий Экзарха Грузии
13 декабря 1912 — 12 февраля 1915
кафедра учреждена
Леонтий (фон Вимпфен)
Епископ Бакинский,
викарий Экзарха Грузии
13 февраля 1911 — 13 декабря 1912
Григорий (Вахнин)
Григорий (Яцковский)
Павел Григорьевич Пегов
26 октября 1875
Уфимская губерния
14 декабря 1937 (62 года)
Купянск, Харьковская область
6 марта 1898 года
28 февраля 1898 года
13 февраля 1911 года
Архиепископ Пимен (в миру Павел Григорьевич Пегов; 26 октября 1875, Уфимская губерния — 14 декабря 1937, Купянск, Харьковская область) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Подольский и Брацлавский. Возглавлял Всеукраинский Священный Синод Украинской автокефальной православной синодальной церкви (обновленческая юрисдикция)
Биография
В 1895 году окончил Уфимскую духовную семинарию, назначен надзирателем за учениками Уфимского духовного училища.
В 1897 году поступил в Казанскую духовную академию.
28 февраля 1898 года ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким) пострижен в монашество, а 6 марта рукоположён во иеродиакона.
2 февраля 1900 года рукоположён во иеромонаха.
В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом преподавания в семинарии.
В том же году назначен учителем русского языка в старшие классы Уфимского духовного училища, где преподавал и Священную Историю в младших классах.
С 11 января 1902 года — председатель Уфимского отделения Епархиального Училищного Совета.
С 4 января 1903 года — помощник смотрителя Уфимского духовного училища. Затем назначен смотрителем Соликамского духовного училища Пермской епархии.
В августе 1904 года возведён в звание соборного иеромонаха Московского Донского Ставропигиального монастыря.
С 1906 года — смотритель Бугурусланского духовного училища.
С 1907 года — ректор Тифлисской духовной семинарии и член Синодальной Конторы. 15 августа возведён в сан архимандрита.
13 февраля 1911 года хиротонисан во епископа Бакинского, викария Экзарха Грузии. Хиротонию совершали: архиепископ Карталинский и Кахетинский Иннокентий (Беляев), епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладов), епископ Алавердский Давид (Махарадзе) и епископ Пятигорский Арсений (Смоленец).
С 13 декабря 1912 года — епископ Ереванский, викарий Грузинской епархии.
В 1914 году временно управлял Грузинским Экзархатом.
С 12 февраля 1915 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
7 января 1918 года в Киеве по благословению Патриарха Московского Тихона созвано Всеукраинский церковный собор под председательством епископа Пимена (Пегова). Большинством голосов (60 против 150) отвергается идея автокефалии православной церкви на Украине
С 1918 года — епископ Подольский и Брацлавский.
В 1921 году возведён в сан архиепископа.
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол.
В 1923 году возведён в сан митрополита и назначен обновленческим митрополитом Харьковским. Состоял преподавателем Высшей Украинской Богословской школы.
С 27 января 1925 года — Председатель Всеукраинского Св. Синода, вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума Св. Синода.
Присутствовал на обновленческом «3-м Всероссийском соборе» с решающим голосом.
На харьковском обновленческом соборе в мае 1925 года, провозгласившем автокефалию Украинской Церкви избран «митрополитом Киевским и всея Украины», главой «Украинской Автокефальной Православной Синоидальной Церкви». Собор высказался за украинизацию богослужения, которая насильственно навязывалась приходам.
Организатор Украинских Соборов 1925 и 1928 годов, на которых проводил антиобновленческие постановления. Ввёл монашеский епископат и запретил второбрачие.
Присутствовал на заседании расширенного Пленума Св. Синода от 1 октября 1928 года.
По перенесении столицы УССР в Киев 1934 году — обновленческий митрополит Киевский и всея Украины.
За нежелание подчиниться единому обновленческому руководству Священного Синода Православных Церквей в СССР уволен от должности председателя Украинского Св. Синода 16 февраля 1935 года. В том же 1935 году принёс покаяние, принят в общение, назначен архиепископом Каменец-Подольским и Брацлавским.
В 1937 году был арестован и приговорён к высшей мере наказания за участие в «контрреволюционной организации» и «контрреволюционной агитации». Приговор приведён в исполнение 14 декабря 1937 года.
Сочинения
- «Буддийское учение о страдании сравнительно с христианским учением о том же». (Кандидатское сочинение) // «Православный Собеседник» 1901, декабрь, с. 24.
- «Речь при наречении его во епископа Бакинского» // Прибавление к «Церковным Ведомостям» 1911, № 9, с. 374.
- Доклад епископа Балтского Пимена (Пегова) Патриарху Тихону об образовании следственной комиссии для всестороннего выяснения всех обстоятельств убийства митрополита Владимира // Священный собор 1917—1918 гг. и мученическая кончина митрополита Киевского и Галицкого Владимира // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:1 (26). С. 114—115
Примечания
- Пимен (Пегов Павел Григорьевич)
- Пимен (Пегов) на сайте «Русское православие»
- Русская Православная Церковь XX век 17 мая