Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.
В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.
Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября/11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9-я, тропарь 4-й), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей прп. Илии Муромца; прп. Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7-я, тропарь 3-й).
В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп. Иероним, затворник и чудотворец, прп. Меладий, святой старец и чудотворец, прп. Пергий, святой старец, прп. Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп. Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года на сводах были найдены надписи XI века: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.
В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский († 992; память 30 сентября/13 октября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана († ок. 1053; память 21 октября/3 ноября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России († 1326; память 21 декабря/3 января); Алексий, митрополит Московский (Киевский) († 1378; память 12/25 февраля); Иона, митрополит Московский († 1461; память 31 марта/13 апреля), Филипп, митрополит Московский († 1569; память 9/22 января); Фотий, митрополит Московский († 1431; память 2/15 июля); Киприан, митрополит Московский († 1406; память 16/29 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ († 1098; память 28 января/10 февраля); Николай (в Древней России с именем Николай известно было три святителя: первый – Николай Грек, митрополит Киевский (1098–1101); второй – Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке (см. П. Строев. «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб. 1877) и третий Николай – епископ Тмутараканский. Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский († 1108; память 31 января/13 февраля); Исаия, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский († 1060; память 15/28 октября), или Белгородский епископ († 1088); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов († 1123; память 6/19 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни.
Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей в 1164 г.; память 23 мая/5 июня); Стефан, епископ Волынский († 1094; память 27 апреля/10 мая); Герман, епископ Новгородский (1078–1096, память 10/23 февраля); Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября/11 октября между иерархами упоминаются Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученической смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9-я, тропарь 3-й).
На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симон окончил свои дни страдальчески при нападении татар на Переяславль в 1339 году; Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля).
Священномученик Макарий, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9-я, тропарь 4-й). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира.
Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики († 1347; память 14/27 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7-я, славник).
Святая равноапостольная Ольга (в Святом Крещении Елена) († 969; память 11/24 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом крещении Василий) († 1015; память 15/28 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом крещении Роман), князь Ростовский († 1015; память 24 июля/6 августа), и Глеб (в Святом Крещении Давид), князь Муромский († 1015; память 5/18 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1-я, славник). В каноне на 28 сентября/11 октября они также упоминаются (песнь 9-я, тропарь 6-й). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский († 19 сентября 1147 года; перенесение мощей 5 июня 1150 г.), но в обоих канонах Печерским святым имя его не находится.
Святая великомученица Варвара († ок. 306; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября/11 октября вместе с прп. Евфросинией Полоцкой († 1173; память 23 мая/5 июня) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей в XVI в., память 6/19 июля.
Содержание
Горицкий монастырь
На пологом холме стоит, отражаясь в водах Плещеева озера, Горицкий Успенский монастырь. Он возник здесь в XIV веке и был назван по своему месторасположению – «горицкий», то есть на горе. Первоначально монастырь просуществовал недолго – его разрушили войска хана Тохтамыша. Но в XVII-XVIII вв. монастырь возрождается. По преданию возрождению обители способствовала княгиня Евдокия – жена Дмитрия Донского, которая чудом спаслась в монастыре от татарского набега. Так или иначе, вскоре обитель стала центром большой епархии, куда входили более 600 церквей и монастырей. Здесь началось активное строительство – выросли величественные храмы и соборы. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров. Главный храм Горицкого монастыря – Успенский собор. Он начал строиться в середине XVIII века. Сегодня он поражает очевидцев своей торжественностью и красотой. Здание окружен крытыми галереями с арочными проемами. Венчает собор мощное пятиглавие. Фасады храма покрашены не в привычный белый цвет, а в нежно-розовый. А крыши, купола и главы – окрашены в зеленый цвет. Весь собор украшен белоснежной лепниной в стиле барокко. Интерьер храма не менее богат – над его росписями работали лучшие мастера своего дела.
Также стоит обратить внимание на колокольню с Богоявленской церковью. Это высокое четырехъярусное строение красного цвета венчает изящная главка на узорчатом барабане. В нижнем ярусе имеется маленькая церковь. Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича.
Сегодня в Горицком монастыре располагается Переславский историко-художественный музей. Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Больше половины территории музея занято картинной галереей, где представлены полотна мастеров русской живописи.
Данилов монастырь
Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой известный монастырь Переславля – Данилов монастырь, возникший в начале XVI века. Монастырь находится в тихом живописном месте, где кажется даже воздух особенно чист, и дышится легко и привольно. Здесь когда-то было братское кладбише, на котором трудился монах Даниил. Предсказав Василию III рождение сына, монах Даниил стал настоятелем обители, которую царь основал здесь на этом месте. Даниил стал также крестным новорожденного – великого Ивана Грозного. Главное здание монастыря — Троицкий собор – построено в 1532 году. Здесь имеется придел, где покоятся мощи Даниила. Собор украшен монументальной живописью XVII века. Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным. Собор увенчан массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. В 1689 году к собору была пристроена шатровая колокольня. Очень интересен ее шатровый купол с резными арками. Также в череде построек выделяется церковь Всех Святых и трапезная палата Похвалы Божией матери.
Все здания монастыря скомпонованы в единый ансамбль, который возвышается над деревянной застройкой бывшей монастырской слободы. Ныне это действующий монастырь.
Федоровский монастырь
Эта святая обитель имеет историческое значение для города. Согласно летописи в 1304 году в день Святого Федора Стратидата не этом месте произошло кровопролитное сражение между войсками московского и тверского князей. В память о победе московский князь устроил здесь монастырь.Древнейшее здание монастыря, Федоровский собор, был построен в 1557 году на средства, пожертвованные царем Иваном Грозным по случаю рождения сына Федора.
Это массивное кирпичное здание, пять глав его поставлены на широкие мощные световые барабаны. В 1886 году, собор был обведен с трех сторон стилизованной галереей. Внутри сохранились росписи. Еще одно строение обители, привлекающее своей самобытной красотой – Трапезная Введенская церковь, украшенная по центру зеленой главкой на стройном барабане.
Никитский монастырь
За чертой города на возвышенном берегу Плещеева озера расположился древнейший в округе Никитский монастырь. Он основан в начале XII века и был назван в честь переславского чудотворца Никиты Столпника. Житие Никиты начиналось весьма не преподобным образом. Он слыл жадиной, развратником и пьяницей. Но прозрев вдруг Никита ушел в монастырь, где к нему пришел дар исцеления. Многих людей в том числе и знатных вылечил Никита. Но погиб от рук разъяренного народа.
Центром архитектурного ансамбля монастыря является пятиглавый Никитский собор, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Тогда же Никитский монастырь был обведен каменной крепостной стеной с боевыми башнями. Во время смуты в начале XVII века Никитский монастырь-крепость смог оказать серьезное сопротивление иноземным захватчикам. В Никитской обители жил Петр I во время своих визитов в Переславль.
Белокаменный Никитский собор потрясает своими грандиозными размерами. Его венчают шесть огромных шлемовидных серебряных глав. К югу от храма расположилась церковь Благовещения с трапезной и колокольней. Белокаменная колокольня заслуживает отдельного внимания как оригинальный образец русского зодчества.
С 1993 г. Никитский монастырь является действующим мужским монастырем.
Никольский монастырь
Обитель, освященная во имя Николая Чудотворца, была основана в середине XIV века. Монастырь много раз разрушался и восстанавливался, владел большими дарами. Обитель славится красотой своих построек. Никольский собор, построенный в XVIII веке – венец творения зодчих того времени. Не похожий на остальные русские храмы, собор имеет форму пирамиды. Центральную вершину венчает золотая главка, а по бокам «спускаются» главки поменьше – по две с каждой стороны. Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.
Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. Благовещенская церковь (1748) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой.
Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Одна из них появилась в начале XI века, а другая была выстроена на старом языческом капище. Во многом благодаря монашеским общинам и крепким монастырским стенам, удавалось отражать наступление на город войск хана Тохтамыша и его последователей, а также противостоять польско-литовских соединениям во время Смутного времени. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей, четыре из которых – действующие.
Собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Всех Святых Горицкого монастыря
Приземистые оборонительные стены и башни делают этот монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Именно из-за этого Горицкий монастырь часто именуют кремлем.
Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Произошло это потому, что большинство документов было сгорело во время пожара еще несколько веков назад. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.
Мощные монастырские укрепления были возведены не для красоты. Переславская обитель не раз становилась участницей кровопролитных военных действий. Именно здесь укрывалась жена Дмитрия Донского – княжна Евдокия, когда беспощадные полчища хана Тохтамыша совершали опустошительный набег на русские земли.
До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.
В наши дни обитель не действующая, и ее помещения используются для самых разных музейных коллекций. Принадлежащий городу музей-заповедник по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны. В его коллекциях насчитывается свыше 80 тысяч уникальных экспонатов. Иконы, старинная скульптура из дерева, живописные полотна, искусная золотая вышивка, изящные кованные изделия и редкие фотоснимки – чего только нет в музейных залах.
Музей существует в монастыре уже много десятков лет. Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители. Поэтому в наши дни здесь проводят работы по постепенному переносу музейных коллекций и освобождению старинных храмов и зданий для монашеской общины.
Обитель находится слева от автотрассы при въезде в город со стороны столицы, в Музейном переулке, 4.
Собор Феодора Стратилата Свято-Троицкого Данилова монастыря
История обители, посвященной Федору Стратилату, насчитывает более семи веков. Она была основана в начале XIV века, как мужской монастырь. А с XVII века – это действующий женский монастырь, где в наши дни проживает 20 насельниц.
Федоровской обители была уготована особая судьба. Ей всегда покровительствовали русские государи: вначале Рюриковичи, а затем – Романовы. Царь Петр I привез сюда европейские ткацкие станки, и монашки прославились, как искусные мастерицы в изготовлении церковных облачений. А еще в этой обители работали самые лучшие в городе золотошвеи.
В наши дни центральное место в монастырском комплексе занимает величественный Федоровский собор, построенный в середине XVI века. Рядом с ним стоит церковь Введения Богородицы во Храм (начало XVIII века). А на юге монастырской территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери (XVIII век).
Монастырь стоит на Московской улице, 85, и виден справа от автотрассы, при въезде в город со стороны Москвы.
Свято-Троицкий Данилов монастырь
Свято-Троицкий Данилов монастырь с высоты птичьего полёта
Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь.
Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне.
Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор. Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.
В наши дни в монастыре живет 20 насельников. Обитель расположена в центре города, в бывшей Луговой слободе, на Луговой улице, 17.
Общий вид Никитского монастыря
Наиболее древнюю обитель возле легендарного Плещеева озера основали в самом начале XI века. Этот монастырь был в числе самых первых христианских сооружений, возведенных по указу князя Бориса Ростовского. В те времена назначение обители состояло в одном – максимально обращать в христианскую веру живших на берегу озера язычников.
Монастырь получил посвящение в честь одного из самых почитаемых верующими святых — великомученика Никиты. Часто в истории одни события перекликаются с другими. Любопытно, что в XII веке при обители жил необычный целитель и юродивый – Никита Столпник.
Старинные летописи донесли до нашего времени героические страницы монастырской истории. В начале XVII века более двух недель монахи вместе с настоятелем отражали осаду польско-литовских отрядов Яна Сапеги. Однако, опытным солдатам все же удалось одержать верх над монахами. Монастырь взяли штурмом, а его защитников казнили.
Сегодня в древнем монастыре можно увидеть красивый, монументальный Никитский собор, построенный еще во времена царя Иоанна IV Грозного. Над всей территорией возвышается стройная шатровая колокольня. В обители также сохранился храм, в котором останавливался во время первых визитов на Плещеево озеро молодой царь Петр I. Это церковь Благовещения.
Весь комплекс монастырских зданий окружают белокаменные стены. Достаточно приглядеть к их башням и бойницам, чтобы понять, каким мощным было созданное вокруг обители укрепление. В возведении этих стен принимал участие царь Иоанн IV Грозный. По его распоряжению камни скрепляли специальным раствором, а основание стен выкладывали массивными валунами.
В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.
Монастырь стоит в северной части города, в бывшей Никитской слободе.
Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице, собор Николая Чудотворца и церковь Петра и Павла вдоль восточной стены монастыря
Святитель Николай – один из самых почитаемых православных святых. Поэтому неудивительно, что в начале XIV века в городе построили посвященный ему монастырь. Основателем обители считается Дмитрий Прилуцкий.
В первые века существования новую обитель ожидали большие испытания. Ни один раз она была полностью разграблена и сожжена ханскими набегами и военными отрядами Лжедмитрия. А в 60-е годы XVII века монастырская территория полностью опустела после эпидемии чумы, от которой умерли 9/10 всех жителей города.
В конце XIX века мужскую обитель решением церковных властей преобразовали в женский монастырь. Монахини быстро взялись за дело, сумели отремонтировать старые постройки и возвели несколько новых зданий. Однако, обитель сильно пострадала во время активной борьбы советской власти с религией. Сначала монастырь закрыли. Потом взорвали главный храм и колокольню, а территорию стали использовать под животноводческую базу.
В наши дни старинный монастырь активно возрождается и открыт как для паломников, так и для туристов. Обитель расположена в центральной части города, неподалеку от устья Трубежа, на улице Гагарина, 43.
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Казань |
Суздаль |
БРОНИРОВАТЬ 8 (499) 163-04-98
svyatotur@mail.ru
Город Переславль-Залесский по праву включен в список популярнейшего туристического маршрута страны — Золотое кольцо России. А прославили его старинные храмы — большие соборы, маленькие церквушки и монастыри Переславля Залесского. Всего монастырей пять, но действующими сегодня являются лишь четыре из них. Теснейшим образом с ними связана история государства российского: за их стенами укрывался русский люд от набегов татаро-монгольского ига, их часто посещали члены царской семьи, принося с собой драгоценные дары — монастыри Переславля-Залесского до сих пор хранят их в своих ризницах.
Монастыри Переславля Залесского
Они являются историко-архитектурным наследием страны и построены в разное время: одни — в глубокую старину, например, Горицкий монастырь возведен в начале XIV века. Строительство же других, к примеру, Свято-Никольского женского монастыря, проходило этапами. Началось оно приблизительно в середине XIV в., но несколько раз подвергалось поочередно то разрушению, то восстановлению. Новый Никольский собор и колокольню монастырь получил только в 2003 году. Как многие церкви Переславля Залесского, славится этот собор своей архитектурой. Его необычайно красивое здание не похоже на другие храмы — оно имеет форму пирамиды. В центре возвышается золотая главка, а сбоку — по две с каждой стороны — опускаются главки поменьше. Монастырь, освященный во имя Николая Чудотворца, является ныне одной из процветающих женских обителей.
Церкви Переславля Залесского
Второй такой обителью является Феодоровский женский монастырь, самым древним сооружением которого считается пятиглавый собор, воздвигнутый в честь Федора Стратилата. Он, как и многие другие монастыри Переславля Залесского, был местом ссылки «неугодных» знатных особ. Например, здесь в заточении проводила свои дни жена генерал-прокурора Анна Федоровна Ягужинская.
Многие храмы, соборы и церкви Переславля Залесского расположены в живописнейших местах, которыми так богата земля русская: одни — на взгорье, другие, наоборот, в низинке, третьи же привольно раскинулись на берегах Плещеева озера. Очаровывает не только их внешнее, но и внутреннее убранство: хорошо сохранившиеся фрески и иконы в богатых окладах, написанные древними художниками-иконописцами. Не зря поэтому некоторые церкви города отведены под музеи. Например, в Горицком монастыре расположен городской историко-художественный музей, насчитывающий десятки тысяч экспонатов. Здешняя библиотека хранит редчайшие грамоты и книги — произведения великих русских писателей, изданные еще при их жизни. Более половины музейной территории занимает картинная галерея с полотнами русских живописцев.