В Тихвинской епархии Санкт-Петербургской митрополии РПЦ официально начал работу еще один Центр древнерусской богослужебной традиции. В мае 2018 года помощник епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячина) по делам старообрядчества Александр Максимович Гнып встретился с председателем Комиссии по делам старообрядных единоверческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). В ходе беседы обсуждался вопрос создания Северо-Западного Центра древнерусской богослужебной традиции.
Епархиальный центр начал свою культурно-просветительскую работу по благословению епископа Тихвинского Мстислава на базе единоверческого прихода мц. Людмилы Чешской г. Санкт-Петербурга, действующего при подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. Решение о регистрации центра в Московской Патриархии было принято 3 марта 2019 года на приходском совещании общины, которое возглавили настоятель владыка Мстислав и председатель приходского собрания, и.о. ключаря прихода Александр Гнып.
Епископ Мстислав и Александр Гнып
На протяжении полугода шла работа. Был собран пакет документов, разработан устав. В ноябре 2019 года центр был зарегистрирован в Московской Патриархии и Министерстве юстиции РФ. Учредителем и руководителем центра выступил епископ Тихвинский Мстислав, на должность помощника руководителя был назначен А. М. Гнып. Согласно уставу, в управлении организации помимо епархиального архиерея и помощника руководителя также принимает участие Наблюдательный совет.
Логотип Центра
Центр создан с целью практической реализации постановлений Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода РПЦ, касающихся старообрядчества, одобренных Священноначалием программ Комиссии по делам старообрядных приходов. Центр располагается в епархиальном управлении Тихвинской епархии в г. Тихвине Ленинградской области и имеет представительство в г. Санкт-Петербурге на подворье Александро-Свирского монастыря при приходе единоверческой общины мученицы Людмилы.
В интервью программам «Тихвинский вестник» на радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» и радиопроекту «Кулугур» Александр Гнып отметил:
«Сейчас, когда для большого количества наших сограждан Православное Христианство сводится к псевдоправославным (часто откровенно языческим) традициям, а Церковь сводят до уровня «комбината ритуально-религиозных услуг», идет обмирщение (глобализация) и очевидное нарушение церковных канонов некоторыми греческими церквями, священноначалию и мирянам РПЦ было бы актуально провести исторический анализ раскола XVII века (который произошел не без участия подданных иных держав, в частности, греческих иерархов) и обратиться к церковно-бытовым устоям Святой Руси.
В XVII веке произошла не эволюция, а революция. И была не книжная справа, была совершенно новая редакция богослужебных книг не по старым или новым греческим книгам, а по современным «украинским» требникам, служебникам, которые имели огромное униатское влияние. Достаточно ознакомиться с трудами светских и церковных ученых с XIX века до наших дней. Вспомним и слова А. И. Солженица:
Революция 1917 года вышла из XVII века.
Подчеркиваю, что речь идет не о косоворотках и лубочности, а о возрождении (без обрядоверия) не только старообрядческих (единоверческих), но и в обычных приходах РПЦ древнерусских элементов богослужения и церковно-бытового уклада. Это никак не мешает быть современными людьми, идти в ногу со временем. В Российской Империи одними из самых продвинутых были именно старообрядцы, которые находились фактически вне закона. Они были первыми организаторами новин в аграрной, сельскохозяйственной сферах, в машиностроении, строили фабрики, театры и музеи. Протоиерей Иоанн Миролюбов отмечает, что в Исламском мире или в Японии люди стараются быть неотъемлемой частью цивилизации, оставаясь самобытными обществами.
Древние традиции это: предпочтение развитию общин на современных приходах; выборность священства общиной; каноническая иконопись, знаменное пение и другое. Древнее благочестие пронизано глубоким православным догматическим и каноническим смыслами.
Многим стоит отвыкать от грекофильства, конечно принимая нам все доброе и спасительное, что есть у православных греков. Нам следует обратить свой взор и на древнерусское благочестие. Пора уже многим прихожанам (после достойной подготовки) помогать в своих приходах на клиросе в чтении и пении, а не занимать себя хождением по храму во время богослужений с целованием икон.
Нам важно вспомнить древних святых угодников, стараться помолиться дореформенными церковными службами, как молились они. Возрождать трехпогружательное Таинство Крещения, каноническую иконопись, знаменное пение, крепкие приходские общины. Возрождать древнерусское богослужебное облачение: однорядки, фелони, монашеские полумантии и каптыри, русские камилавки (а не турецкие фески), лестовки. На соборных богослужениях встреча носителя данного облачения всегда вызывают добрые гордость и восторг у священно-церковнослужителей, прихожан нашей РПЦ.
Чуть более сотни лет назад ведь удалось вернуть почитание св. инокини Анны Кашинской — деканонизированной за сложенную десницу двумя перстами в мощах, восьмиконечный крест, которые в то время приписывались исключительно старообрядцам и являлись символами раскола.
Чада нашего Московского Патриархата часто выражают определенное отношение к Римо/Греко-Католической церкви, но стоит им справедливо заметить, что исторически РПЦ приняла немалое количество обрядов, вследствие экспансии Католической церкви на Русь, с отхождением от сугубого древнерусского благочестия и его проклятия в XVII в., насаждением западной культуры в XVIII в. в нашем Отечестве, как, например, повсеместное обливательное Таинство Крещения. Нам необходимо увещевать, что первое, с чего начинается вхождение Человека в Церковь Христову — достойное оглашение и трехпогружательное Таинство Крещения должно совершаться без оправданий в отсутствии времени, воды и купели».
В РПЦ уже действуют подобные центры: Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции в Москве при церкви Покрова Богородицы в Рубцово, учрежденный в 2009 году по благословению Патриарха Кирилла, а также Симбирский Епархиальный Центр древнерусской богослужебной традиции в Ульяновске, созданный по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Анастастия (Меткина).
Россия великая и сложная страна. Страна, видевшая много горя и радости на своем веку. Но есть у народов, живущих в ней особенное качество, закаленное веками — даже в самые сложные времена мы умеем не отчаиваться, объединить усилия и вместе пережить сложное время. Настоящее время, наверное, можно назвать эпохой возрождения для России: вспоминаются обычаи и традиции предков, культура и фольклор народов, населяющих нашу Родину. Но самый точный показатель здоровья нации — «возвращение» к Богу. Восстанавливаются храмы и монастыри по всей стране, возрождаются традиции меценатства и благотворительности.
Церковь Николая Чудотворца, при которой ныне по благословению Ивановского архиепископа Амвросия Щурова , возрождается Свято- Никольский скит, стоит на возвышении правого северного берега р. Ингер. Настоятель храма — схиархимандрит Иоанникий — известная личность далеко за пределами Ивановской области, где он служит настоятелем в монастыре. К нему на исповедь и за молитвами едут со всей России.
Храм возведен в 1813 г. на средства прихожан. Его кирпичные стены побелены по кладке. В последней четверти XIX в. к нему пристроили колокольню. Здание храма находится в весьма крепком состоянии. Иконостас составлен из многочисленных икон разного времени письма, в основном темных, старинных. Компания «Aквасток” старается внести посильный вклад в благое дело: главная утварь храма — Престол — наш подарок Свято-Никольской обители.