Версия для печати 15 квітня 2017 | Тексти богослужінь
ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .pdf
ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .doc
Содержание
Пасхальная полунощница
Величайший праздник христианства — Пасха — начинает своё празднование уже в вечерню и Литургию Великой Субботы. Ослепительный блеск пасхальной утрени и Литургии — полдень вечного дня, утро которого начинается в указанных службах Великой Субботы.
Колокольный звон созывает верующих к службе, называемой Пасхальной полунощницей. Начинается она, как правило, в 23:30. До этого происходит чтение Деяний Апостолов, начинаемое обыкновенно около 20:00. Во время этого чтения молящиеся начинают сходиться в церковь.
Во время пения полунощницы плащаница уносится в алтарь, полагается там на престоле и остается до праздника Вознесения — в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.
СВЕТЛАЯ ЗАУТРЕНЯ
Светлый праздник начинается со звона и облагоухания всей Церкви фимиамом (для чего обычно устанавливаются два сосуда с горящим угольем в церкви и алтаре).
Священнослужители облачаются «во весь светлейший сан». И начинается крестный ход — как бы навстречу грядущему в Небесный Сион — Горний Иерусалим — Победителю смерти. Крестный ход ещё символизирует то, как рано утром мvроносицы шли ко гробу Христа, чтобы возлить на него смолу с ароматами и вообще устроить всё по чину погребения, принятого у древних евреев.
Крестный ход начинается при закрытых Царских вратах. В алтаре после окаждения настоятелем Престола священнослужители очень тихо поют стихиру «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити», которая даже своими словами изображает Ангелов, воспевающих на Небесах Воскресение Христово. Пасха ещё очень далека от нас.
Отверзается завеса Царских врат. Настоятель кадит Престол, и клир снова поёт стихиру, но уже громче – приблизилось время торжества.
Отверзаются Царские врата, настоятель снова кадит Престол, после чего священники, запевая стихиру Крестного Хода, выходят из алтаря. Хор подхватывает это песнопение, и предшествуемый Крестом и хоругвями, выходит их храма. За ним идут священники, за ними – все верующие.
Настоятель держит крест. Диаконы несут кадила. Один из священников несет Евангелие, другой — икону Воскресения Христова.
Сочетание глубоко знаменательное: Крестом пришла пасхальная радость всему міру, в Евангелии раскрыта её тайна и смысл, из Гроба воскресло Отчее Сияние, икона невидимого Отца, воплощённое Слово. Крестом, Евангелием и иконой (воплощением) приходит БЛАГОУХАНИЕ Духа Святого, Которым всяка душа живится. Безсмертное Ипостасное Дыхание Жизни Вечной, Утешитель, пришедший от Отца страданием и Воскресением Сына.
Крестный ход сопровождается трезвоном. Подойдя к дверям храма, останавливаются с обращенными на запад Евангелием и иконой.
Взяв у диакона кадило и окадив иконы и братию, настоятель читает Евангелие от Матфея, в котором описывается, как мироносицы пришли ко гробу, но их встретил Ангел, возвестивший им такую ожидаемую и всё равно внезапную весть: «Его нет во гробе – Он воскрес!».
После этого снова совершается каждение, и настоятель останавливается перед закрытыми церковными дверьми. Глядя на восток и держа в левой руке крест, правой творит кадильницей крестное знамение трижды. И возглашает громко не обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш всегда, сейчас и всегда и в вечности, которым исповедуется ветхозаветное знание человека о Боге, но богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу.
Воскресение Христово. Византия 1120 год. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. Хранится на Афоне в Великой Лавре
Несколько слов о празднике Пасхи
Празднование Пасхи восходит ко временам Ветхого Завета, когда Господь выводил Свой народ из египетского рабства. Перед исходом из Египта Он повелел, чтобы в каждой еврейской семье Ему принесли в жертву ягнёнка. Этот ягненок (по-славянски агнец) должен был быть съеден, а его кровью нужно было помазать косяки дверей, чтобы «прошёл Господь мимо дверей и не попустил губителю войти в дом для поражения» первенцев (Исх. 12:23). От этого «прошёл» (по-еврейски Песах) и происходит слово «Пасха». Со временем Пасхой стали называть также чудесный переход народа через Красное море и самого пасхального агнца. Впоследствии стало понятно, что и пасхальный агнец, и переход через море оказались прообразами лиц и событий Нового Завета.
В пасхальном агнце, закалаемом за грехи людей, апостол Павел ясно видит образ Христа, жертвующего Собой для избавления человечества от греха: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); употребление в пищу этого агнца явилось прообразом таинства Евхаристии, в котором мы питаемся Плотью и Кровью Христа. В переходе же народа Божия через морские воды Павел видит прообраз таинства Крещения (1Кор. 10:1-2), через которое христиане, освобождаясь от рабства греху (как евреи — от рабства Египту), проходят через смерть вместе со Христом, этим Новым Моисеем (евреи и Моисей шли между стенами воды, а большие скопления воды в Ветхом Завете часто символизируют царство смерти), и выходят из смерти в «свободу сынов Божиих» вместе с воскресшим Христом. Из этого становится понятным, почему в древней Церкви Крещение было неразрывно связано с Евхаристией и причащением Святых Таин, а праздник Пасхи воспринимался как крещальное торжество: этот день был одним из немногих дней в году, в которые совершалось таинство Крещения – принятие в Церковь её новых членов. Основные мотивы праздника – Воскресение Христа, Крещение верных и участие в Его трапезе являются главными в пасхальном богослужении.
Кроме этого, у Пасхи есть ещё одно важное значение – эсхатологическое, то есть относящееся к «веку будущей жизни». В таинстве Крещения человек умирает и воскресает вместе со Христом для вечной жизни, но мы видим, что вся жизнь человека является как бы продолжающимся крещением: в течение жизни мы «ежедневно умираем» в борьбе с грехом, а «окончательно» воскреснем в День всеобщего воскресения, после которого смерти уже не будет. И те из нас, кто будет со Христом в Его Царстве, будут участниками «брачного пира Христа и Его Церкви» – вечно длящейся Пасхи. С другой стороны, участие в этом пире нам даровано уже здесь и сейчас – в Евхаристии и причащении Тела и Крови Христа – пасхального Агнца. И, по учению св. Иоанна Златоуста, каждая Литургия – это Пасха. Он же учит о том, что если кто в праздник Пасхи воздерживается от причащения Святых Таин, то для такого этот день – не Пасха и не праздник, ибо «какой праздник бывает без пира?»
***
Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ПАСХИ (Светлая Утреня и Божественная Литургия) составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.
Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.
Приєднані документи:
Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:
Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.
Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).
Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.
Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв
На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.
Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:
В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.
В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).
Порядок полунощницы повседневной
Первая часть:
Иерей: «Благословен Бог наш»;
Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;
Иерей: «Боже ущедри ны»;
Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».
Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.
Библиотека Русской веры
Полунощница повседневная →
Читать онлайн
Полунощница субботняя
Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:
1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;
2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.
Полунощница воскресная
Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;
Иерей: «Милостью и щедротами»;
Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:
Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.
Стихиры Пасхи, глас 5
Стихиры Пасхи — текст:
Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.
Яко исчезает дым, / да исчезнут.
Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся.
Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Стихиры Пасхи — ноты:
Стихиры Пасхи знаменного распева для смешанного хора скачать PDF
Стихиры Пасхи на русском:
Да восстанет Бог и рассеются враги Его.
Пасха священная ныне нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных (христиан), Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных
Да исчезнут они, как исчезает дым.
Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: «Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!» Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.
Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся.
Жены-мироносицы глубоким утром, к гробнице Подателя жизни представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? Возвратившись, возвестите ученикам Его!»
Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем!
Пасха благая, Пасха, Господня Пасха, Пасха священная воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: «Возвестите Апостолам!»
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и теперь и всегда и во веки веков:
Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: «Братья!» и ненавидящим нас всё простим ради воскресения и так возгласим: «Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым».
О чем говорят стихиры Пасхи:
Стихира — богослужебное песнопение, написанное в оригинале стихотворным размером и поющееся после коротких отрывков из псалмов. Пасхальные стихиры относятся к праздничным и объединяются со стихирами октоиха.
«Октоих» — богослужебная книга «осьмогласия», т.е. системы восьми гласов (определённых мелодических оборотов), которые поочерёдно меняются каждую неделю. Тексты октоиха посвящены воскресным событиям, и, подчёркивая особое торжество в первую неделю Пасхи, гласы чередуются каждый день (за исключением седьмого).
Стихиры Пасхи состоят из стихов — отрывков из псалмов — и из текстов, посвящённых празднику. Стихи взяты из 67 псалма царя Давида — главного пророчества о воскресении Христа:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…»
Между каждой фразой-стихом следует хвалебный гимн празднику.
Особо следует отметить, как часто в тексте встречается слово «Пасха». Это название праздника отсылает нас к истории Ветхого Завета. Слово Пасха имеет древний смысл (перевод — «прошёл мимо») и изначально связано с еврейским праздником освобождения народа от 430-летнего египетского рабства. Пророк Моисей приходит к фараону, чтобы упросить его отпустить израильтян на свободу, и получает отказ, за что Бог посылает на страну «десять казней египетских»: мор, язву, источники наполняются кровью вместо воды (книга Исхода) и другие. Но фараон не вразумляется этими знамениями и не даёт своего разрешения. Тогда Господь посылает самую страшную казнь — в ночь на Египет спускается ангел смерти, который уносит с собой каждого первенца египетского. Израильтянам же было сказано Господом:
«Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра , но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня».
Так, первенцы Израиля были спасены от смерти, и каждый год иудеи праздновали этот день.
Эти древние события имеют пророческой смысл — агнец, которого потребили израильтяне в ту ночь — есть прообраз Спасителя, убиенный за весь человеческий род.
Кроме того, события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи. А Воскресение Христово — в ночь на Пасху.
Потому название еврейского праздника стало названием и Воскресения Христова как исполнения всех пророчеств.
В дальнейшем тексте идёт речь об евангельских событиях — встречи жён-мироносиц с Ангелами и со Христом — «Приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте». Жены-благовестницы — это одни из ближайших учениц Христа, жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Сусанна и другие). «Сиону рцыте»: Сион — место, где скрывались от иудеев в то время апостолы. Вместе с ангелом-благовестником мы говорим жёнам идти к ним и сообщить радостную новость о Воскресении, восклицаем всему Иерусалиму, чтобы он встречал Спасителя, как невеста встречает своего жениха («…красуйся, ликуй и радуйся Иерусалиме, царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща»). Сравнение Спасителя с женихом следует из Его Евангельской притчи о десяти девах («Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху…» Мф 25:1-13).
Третий текст стихир по своему содержанию подобен второму, он так же повествует об явлении ангела мироносицам. «Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его» — такой фразой встречает их Вестник. Этими словами он являет им, что Бог есть «путь, истина и жизнь» (Ин 14:6), и смерть не имеет власти над Ним.
Стихира на «слава и ныне» — смысловая и эмоциональная кульминация всего «цикла». В этот день мы прощаем своих ненавистников, как и учил в нагорной проповеди Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). И завершает стихиры пение тропаря «Христос Воскресе» — центральное песнопение пасхальной службы.
Все тексты гармонируют между собой в едином эмоциональном порыве, потому и музыка (обработка знаменного распева), которая вошла в обиход церковного пения на Пасху, представляет собой целый хоровой концерт.