Сразу семь монахов покинули афонский монастырь Ватопед после того, как тот принял у себя лжеепископа новой церкви Украины Павла Юристого, совершающего «паломничество» по всем монастырям, расположенным на Святой Горе.
Впрочем, пройти ему удалось не везде. Накануне в субботу архимандрит Евлогий (Иванов), настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, не впустил епископа украинской лжецеркви. И фактически украинским раскольникам путь в русский монастырь на Святой Горе был закрыт.
Именно сюда, как сообщает источник в Московском Патриархате, и ушли из Ватопеда семь монахов, среди которых, как уточняется, были и русские, и украинские, и молдавские насельники.
Таким образом, русский монастырь на Афоне становится убежищем монахов, не поддержавших украинских раскольников. Не исключено, что в Свято-Пантелеимоновом монастыре вскоре появятся еще монахи из других монастырей со Святой Горы.
По имеющейся у источника информации, среди этнических греков, населяющих Ватопед, тоже немало тех, кто не разделяет позицию настоятеля и считает представителей так называемой новой украинской церкви раскольниками.
«В общей сложности сегодня уже четыре афонских монастыря — Ксенофонт, Пантократор, Новый Эсфигмен и Ватопед — вошли в общение с украинскими самосвятами», — сообщил «Интерфаксу» источник в Московском Патриархате.
Напомним, Русская Православная Церковь разорвала евхаристические отношения с Константинопольским Патриархатом из-за его беззаконий на нашей канонической территории на Украине. Это же касается и Святой Горы Афон, который является одним из главных мест паломничества в православном мире. Иерархически он подчиняется Константинопольскому Патриарху (исключение, согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, составляет русский Свято-Пантелеимонов монастырь). Но на деле монастыри Афона пользуются практически полной независимостью и автономией.
Ранее глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Иларион поблагодарил Священный Кинот Афона за отказ направить своих официальных представителей на интронизацию лидера украинских раскольников Епифания Думенко и непризнание возглавляемой им структуры.
«Я слышал, что большинство эпитропов монастырей выступили против этого, а некоторые монастыри даже заявили, что закроют ворота перед Епифанием, если он появится на Афоне. Наша Церковь восприняла эту позицию с благодарностью», — заявил митрополит Иларион.
Монастырь святого великомученика Пантелеймона находится на берегу моря между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Монастырь на Афоне также называют Русский, Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов или просто Руссик. Впервые, обитель находилась вдалеке от моря, там где сегодня стоит »старый Руссик», »нагорный Руссик» или »монастырь Фессалийца», который был основан в начале XI столетия одним богатым христианином родом из Фессалии. Этот период является эпохой, когда здесь впервые начали поселяться русские монахи. Первоначально они жили в обители Ксилургу, но в связи с заполнением монастыря, по просьбе игумена Лаврентия, Священный Кинот передал монахам опустевшую Фессалийцу. Позднее обитель Ксилургу преобразовалась в скит.
На своем нынешнем месте монастырь Пантелеймонов появился после 1765 года. Об истории обители до XIII века не известно почти нечего, так как происходящие здесь пожары уничтожили весь монастырь с архивами и библиотекой.
До конца XV века в монастыре проживали греки, это доказывают все сохранившиеся документы той эпохи, на которых стоит греческая подпись игумена. Но после 1497 года, т.е. после освобождения Руси от монголо-татарского ига, начинается заселение монастыря русскими иноками. Хотя к середине XVIII столетия он опять пустеет, вследствие чего, обитель вновь попадает в греческие руки.
В 1667 году епископ Иериссонский Христофор построил здесь небольшой храм уже на новом месте и освятил его в честь вознесения Господня. В 1800 — 1829 годах с помощью балканских правителей и придунайских княжеств был построен монастырь Пантелеймонов. Щедрые дары делал господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах, на пожертвования которого и возвели соборный храм. Над входом в притвор имеется надпись, которая гласит, что собор был построен в 1812-1821 годах. На сегодняшний день он увенчан русскими куполами – луковками и с позолоченными крестами. Известно и то, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом удостоверил имущественные права монастыря. Заботились о Россике и многие сербские крали, которые поддерживали монастырь, а также дарили ему подворья.
С 1806 года в монастыре с указом Патриарха Каллиника V подтвердился общежительный устав. С 1840 года в монастыре опять появляются русские монахи. В 1875 году после избрания русского игумена, Руссик стал русским монастырем. Обитель быстро возродилась с пожертвованиями и щедрыми дарами русской Царской семьи. В XIX веке здесь проживало более 1000 иноков, хотя русские монахи жили и в других обителях, кельях и скитах Афона.
С 1875 года служба в храме ведется на греческом и славянском языках. Напротив собора построенная в 1890 году трапезная, вмещает 800 человек.
В Руссике, помимо этого собора есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы, где богослужения совершаются на греческом языке. На западной части от библиотеки расположен храм святого Митрофана Воронежского. Но здесь, как и в других храмах монастыря, богослужения по-славянски. В северной обители находятся храмы, а также храмы – параклисы, в честь Вознесения Господня, великомученика Димитрия, преподобного Сергия, преподобного Герасима, Архангела Михаила, святых Константина и Елены, святых равноапостольныхблаговерных князя Владимираи княгини Ольги , а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского, украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. Но, после разрушительного пожара из восьми храмов, которые находились в южной части монастыря, сохранились только два, преподобного Саввы и святителя Николая.
За пределами монастыря Панделеймона расположены еще 2 храма, а также 5 келий, преподобного Евфимия, великомученика Георгия, святителей Космы и Дамиана, Живоносного Источника и первомученика Стефана. В келье великомученика Георгия находится представительство обители при Киноте. Кроме этого монастырю также принадлежит подворье Хромица или Хромитисся, где проживают русские иноки; скит Богородицы или Ксилургу, скит Старый Руссик и Новая Фиваида.
В монастыре хранятся частицы Честного Креста, а также мощи святого Иоанна Крестителя, глава святого великомученика Пантелеймона, святых апостолов Петра, Луки, Андрея, Матфея, Фомы, Варфоломея, Варнавы, святого Прохора, святого первомученика Стефана, святителя Григория Паламы, святителя Амвросия Медиоланского, и преподобного Силуана.
Библиотека обители расположена в двухэтажном здании. Здесь содержится приблизительно 1.320 греческих и 600 славянских рукописей, а также богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов святителя Григория Богослова. В библиотеке также хранится свыше 20.000 печатных греческих, русских и славянских книг.
На сегодняшний день монастырь Пантелеймонов занимает девятнадцатое место в Афонской иерархии. Здесь живут 50 иноков, почти все монахи из России.
Престольный праздник монастыря 27 июля (9 августа), день великомученика и целителя Пантелеймона.
Святая Гора — одно из самых почитаемых мест в христианском мире, ведь Афон являет собой негасимую лампаду веры, которая теплится вековечно. Вдоль побережья полуострова, на крутых утесах, разбросаны 20 древних монастырей, похожих на средневековые замки. Они поражают красотой и величием каждого паломника. На территории Святой Горы также расположены 12 скитов, множество келлий, калив и хижин отшельников.
Содержание
Особенности монашеского управления на Афоне
Согласно Уставу Святой Горы основание нового монастыря запрещено. Территория Афона поделена на области, каждая из которых относится к одному из 20 монастырей.
Такое деление связано не только с имущественными привилегиями, но и с правовыми, поскольку каждый год представители 4 монастырей составляют Священную Эпистасию, то есть исполнительную власть Афона. Также ежегодно каждый монастырь избирает представителя, который входит в состав Священного Кинота, верховного органа самоуправления монашеской республики.
На Святой Горе в чистом виде сохранились неприкосновенные уставы отшельничества и общежительства, а также завещанные старцами своим последователям требования подвижничества. Паломничество по основным монастырям и скитам способно наполнить сердца каждого радостью, светом и благодарностью.
Что хранят монастыри Святой Горы
Афонские монастыри — это удивительные сокровищницы византийской иконописи. Монахи веками оберегают настенную живопись и редкие фрески, сохраняют уникальные иконы и Святые мощи, над которыми не властно время. Они не только сберегли, но и приумножили духовное богатство православия.
Среди наиболее значимых и доступных для поклонения паломникам святынь можно назвать часть Животворящего Креста Господня, бережно хранимого монахами монастыря Ксиропотам. Пояс Пресвятой Богородицы, поклониться которому можно в греческом монастыре Ватопед. А в русской Свято-Пантелеймоновой обители покоится глава святого великомученика Пантелеймона. Монахи Дионисиата сберегли от варваров и захватчиков часть мощей пророка Иоанна Предтечи и чудотворную икону Богоматери «Акафистная».
А самым почитаемым на Афоне иконам с образом Божией Матери — «Геронтисса (Старица)» и «Портаитисса (Вратарница)» можно поклониться в монастырях Пантократор и Ивирон. В монастыре Святого Павла хранятся дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу.
Паломничество на Афон, к монастырям и святыням, в настоящее время очень распространено. При этом устремляются на благословенные земли не только православные люди, но и сторонники других религиозных верований. Ведь одно только нахождение на Святой Горе, в земном уделе Богородицы, наполняет сердца каждого светом Божьим.
Список 20-ти монастырей Афона
- Великая Лавра
- Ватопед
- Иверский
- Хиландар
- Дионисиат
- Кутлумуш
- Пантократор
- Ксиропотам
- Зограф
- Дохиар
- Каракал
- Филофей
- Симонопетра
- Святого Павла
- Ставроникита
- Ксенофонт
- Григориат
- Эсфигмен
- Свято-Пантелеймонов
- Констамонит
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» электронную версию 4-го тома «История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года», изданного в рамках 25-ти томной серии «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», посвященной 1000-летию русского монашества на Святой Горе.
В книге, состоящей из 608 страниц формата А4, впервые подробно отражена история Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от момента зарождения русского монашества на Святой Горе до 1735 года. Том основан на множестве не публиковавшихся ранее документов, снабжен богатым иллюстративным материалом и справочным аппаратом.
Издание осуществлено по благословению игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) и под редакцией духовника и первого эпитропа русской святогорской обители иеромонаха Макария (Макиенко). Над составлением тома работал авторский коллектив в составе представителей архива Пантелеимонова монастыря и Института Русского Афона.
Состоит книга из восьми разделов:
I. Дороссиконовский период. История Святой Горы до 989 г.;
II. Появление русских на Афоне. 989–1204 гг.;
III. Афон и латинская экспансия. 1204–1345 гг.;
IV. Сербская эпоха. 1345–1497 гг.;
V. Святая Гора и «Третий Рим». 1497–1598 гг.;
VI. Смута и восстановление связей с Русским царством. 1598–1676 гг.;
VII. На пороге Нового времени. 1676–1735 гг.;
VIII. Культурные и духовные взаимоотношения с Русью до 1735 года.
В приложении к тому размещены перечни игуменов Россикона в обители Ксилургу, в Старом (Нагорном) Русике (Фессалоникийца) и в Новом (Прибрежном) Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Также в книге впервые опубликован полный Русский Афонский Патерик, включая афонитов-новомучеников, не внесенных в месяцеслов Русской Православной Церкви. Кроме того, приводится хронологический указатель св. имен Русских Афонитов и перечень имен святых афонитов, упоминаемых в месяцеслове.
В данной работе впервые сделана попытка на основе обширной базы источников представить целостную картину взаимоотношений Руси и Россикона, учитывая роль других государств, наций и корпораций. Большое внимание уделялось таким вопросам, как значение взаимоотношений с Афоном для внешне-политической деятельности государств; взаимовлияние Афона и России, Афона и Восточных Патриархий.
Собранный и проанализированный в книге материал может быть полезен историкам как Афона и Русской Церкви, так и русской внешней политики, поскольку восполняет важные пробелы в отечественной историографии. Данное исследование может быть использовано для составления учебных курсов и пособий по истории русского духовного присутствия на Афоне, истории русской дипломатии в регионе, истории Русской Православной Церкви с первых шагов ее становления.
В предисловии авторский коллектив, за участие в уточнении цели и задач и методов исследования, поддержку в сборе материалов и в практической работе, выражает благодарность российским ученым — М. В. Бибикову, Г. И. Вздорнову, Г. И. Карпову, С. П. Каштанову, Н. Н. Лисовому, Б. Л. Фонкичу, Я. Н. Щапову, а также Р. Штихелю (Германия) и многим другим ученым российских и зарубежных научных учреждений и институтов.
ЧИТАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЕРСИЮ КНИГИ
«ИСТОРИЯ РУССКОГО СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ НА АФОНЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО 1735 ГОДА»
Введение
I. Дороссиконовский период. История Святой Горы до 989 г.
Гора Афон
Первые иноки на Афоне. Монашеские уставы
Монашество и Империя
Административно-хозяйственное устройство Афона
Афанасий Афонский
II. Появление русских на Афоне. 989–1204 гг.
Афон и Византия в XI веке
Первые славяне на Святой Горе. Болгарские легенды
Центр славянской письменности
Крещение и ранний период христианства на Руси
Первые русские иноки на Афоне
Обитель Ксилургу
Переход в обитель Фессалоникийца (1169 год)
III. Афон и латинская экспансия. 1204–1345 гг.
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора
Византийская империя в XIII веке: катастрофа и попытки восстановления
Крестовые походы
Притязания Рима
Болгарский эпизод
Михаил VIII Палеолог. Возрождение Империи и угроза Унии
Первое запустение Россикона
Отказ от Унии. «Каталонская месть»
Россикон при Андронике II
Утрата связей с Русью
IV. Сербская эпоха. 1345–1497 гг.
Закат Византийской империи
Появление сербов на Афоне
Стефан Душан, «царь сербов и греков»
Россикон и его ктиторы
Игумен Россикона Исаия
Возобновление связей между Святой Горой и Русью
Святогорцы в русском государстве
Россикон в XIV веке
V. Святая Гора и «Третий Рим». 1497–1598 гг.
Афон под турецким владычеством
Миссия игумена Паисия
Русские князья — покровители Святой Горы и Россикона
Святогорцы в России. Максим Грек
Афон и первый русский царь
Вакуфная реформа и ее последствия
Последние годы Ивана Грозного.
Учреждение Патриаршества на Руси. Благоверный Царь
Феодор Иоаннович
VI. Смута и восстановление связей с Русским царством. 1598–1676 гг.
Кризис в Москве
Святая Гора в XVII веке
Начало династии Романовых. Восстановление связей
Миссия архимандрита Россикона в Москву в 1647–1648 годах
Патриарх Никон
Прибытие в Россию иконы «Троеручица»
Афон и русские земли в составе Речи Посполитой
VII. На пороге Нового времени. 1676–1735 гг.
Поворот Русского царства на Запад
Жизнь Русской обители в конце XVII — начале XVIII века
Первый российский император. Церковная реформа в России
Два воспоминания Василия Григоровича-Барского
После русских: оставление «Старого Руссика»
VIII. Культурные и духовные взаимоотношения с Русью до 1735 года
Афон и Киевская Русь
Афон и Великий Новгород
Афон и Тверское княжество
Афон и Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Афон и Кирилло-Белозерский монастырь
Афон и Московское княжество
Афон и юго-западная Русь
Письменные памятники Свято-Пантелеимонова монастыря
Афонские Уставы в России
Афонские книги в России
Афонские мотивы в искусстве рукописной книги
Афон – школа русских толмачей
История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
Заключение
Приложение I:
Перечень игуменов Россикона в Обители Ксилургу
Игумены обители Фессалоникийцев до прихода русских иноков
Игумены в Русском (прибрежном) Свято-Покровском Пантелеимоновом монастыре
Приложение II:
Русский Афонский Патерик
Имена русских афонитов, не включенные в месяцеслов Русской Православной Церкви
Новомученик схимонах Александр (Артемьев)
Преподобномученик инок Александр
Преподобномученик Гедеон Малышев
Преподобный Иларион Грузин
Преподобномученик Мефодий Федоренко
Преподобный схимонах Тимофей, бывший Валаамский молчальник Тихон
Хронологический указатель св. имен Русских Афонитов
Имена святых афонитов, упоминаемых в месяцеслове
Дополнительно см.:
Афонский Пантелеимонов монастырь готовит к изданию не имеющую аналогов 25-ти томную серию «Русский Афон ХIХ-ХХ веков»
Смотри также
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» электронную версию 11-го тома «Переписка библиотекаря Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне отца Матфея с учеными …
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» электронную версию 10-го тома «Письма выдающихся церковных и светских деятелей России старцам Русского Свято-Пантелеимонова монастыря … Первый выпуск научного альманаха «Афонское наследие» («The Athonite Heritage») вышел в свет в рамках издательских проектов Международного института афонского наследия …
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» электронную версию 6-го тома «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от 1912 до 2010 года», …
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» электронную версию «Каталога архивного фонда Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне», изданного в рамках 25-ти томной … Предлагаем читателям портала «Русский Афон» электронную версию восьмого тома Архива Русской Эмиграции, вышедшего в Брюсселе (Бельгия) под названием «Афонский Архив … Афон готовится к юбилею 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который намечен на 2016 год. К этой дате приурочено окончательное …
«Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах» – под таким названием Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем издан пятнадцатый том в рамках … В рамках подготовки к празднованию юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон, который намечен на 2016 год, Афонским Свято-Пантелеимоновым … Книга Татьяны Шороховой посвящена жизни, благотворительной деятельности и духовному подвигу Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860 – 1901) – потомственного миллионера-золотопромышленника, известного …