Содержание
16.08.2012
Пасха, Троица, Рождество, другие церковные праздники — календарь свидетельствует: большинство немцев чтут христианские традиции. Но все меньше верующих в Германии придерживаются канонов своих церквей.
Вот результаты репрезентативного опроса, проведенного в Германии перед Рождеством в 2011 году: 63 процента респондентов назвали себя верующими. 59 процентов немцев верят, что Иисус Христос — сын Божий. А дальше начинается неразбериха: в загробную жизнь верят всего 48 процентов, в Страшный суд — всего-то 29. Еще печальнее картина, если взглянуть на долю прихожан: регулярно ходят в церковь 3,6 процента немецких протестантов и 13 процентов католиков.
Вера — дело интимное
Фонд имени Бертельсмана (Bertelsmann Stiftung) в 2008 году провел в 21 стране своеобразный мониторинг религиозности. Целью репрезентативного социологического опроса было выяснить, какую роль играет религия в жизни народов. Цифры по Германии поражают. «18 процентов всего населения ФРГ считают себя глубоко верующими, 52 процента — просто верующими, и только 28 процентов называют себя агностиками или атеистами», — говорит руководитель проекта Кай Унцикер (Kai Unzicker).
Большинство немцев считает себя верующими
В то же время религия занимает все меньше места в повседневной жизни. В середине 1960-х годов примерно треть населения Германии не могла себе представить трапезу без застольной молитвы. В декабре 2011 года хвалу Господу за хлеб насущный воздавали всего 6 процентов. Половина немцев не заглядывает в Священное писание. Каждый год важнейшие христианские церкви в Германии — Католическая и Евангелическая — теряют более 300 тысяч прихожан.
Вот типичные высказывания, собранные в ходе блиц-опроса, который корреспонденты DW провели прямо на улице: «Я вышла из общины Католической церкви, потому что церковный налог слишком высокий. Я же могу верить и без уплаты налога»… «А меня религия не интересует с детства. Меня, правда, крестили в церкви, но потом все сошло на нет. Я родом с востока».
С миру по нитке — каждому своя вера
Журналисты Клаудия Келлер (Claudia Keller) и Маттиас Дробински (Matthias Drobinski) написали книгу «Верующая республика Германия. Путешествие по религиозной стране». В ней они описывают встречи с людьми разных конфессий и делают вывод: вера в Германии стала «пестрой», появились смешанные формы различных конфессий и даже религий.
В качестве примера Дробински приводит прихожанку Евангелической церкви, которая зарабатывает на жизнь гаданием на картах: «Она свято поклоняется Деве Марии и верит в непорочное зачатие. Казалось бы, она католичка? Но она верит и в магическую силу карт и неотвратимость фатума, судьбы. А это что, эзотерика или язычество?»
И таких случаев, подчеркивает Дробински, все больше. Люди, по его выражению, формально принадлежат к какой-либо церкви, но «составляют для себя собственную религию».
Миряне против догматов и иерархов
Наряду с Центральным советов немецких католиков есть еще целый ряд организаций католиков-мирян. Многие из них расходятся с Ватиканом и главой Римско-католической церкви Бенедиктом XVI в оценке основополагающих постулатов. Так, многие католики-миряне отвергают целибат — обет безбрачия и выступают за рукоположение в сан женщин.
Миряне позволяют себе даже сомневаться в непогрешимости догматов церкви и верховного первосвященника Вселенской церкви, папы римского. В частности, большинство немецких католиков считает не соответствующей реальности проповедь Бенедикта XVI о сексуальном воздержании и отказе от противозачаточных средств в Африке, население которой страдает от СПИДа.
Любовь к ближнему — социальная функция церкви
Церкви и религия в Германии отделены от государства. Есть, правда, исключение: налоговое управление собирает и церковный налог с прихожан. Но отказаться от него просто: достаточно подать заявление о выходе из церковной общины без указания причин. Однако церкви вмешиваются в политику. Нет, они не дают указаний, кого из кандидатов поддерживать на выборах. Их сфера — социальные вопросы.
В Маннгейме соседствуют католическая церковь и мечеть
«Такие понятия, как труд, бедность, семья, солидарность, ответственность тесно связаны с христианством. И в первые годы существования ФРГ были периоды, когда христианские толкования этих понятий напрямую влияли на политику. И это было хорошо для нашей страны», — уверен правовед Томас Гутман (Thomas Gutmann). И сегодня церкви, особенно Евангелическая, вмешиваются в политические дискуссии, например, когда речь идет о пенсионной реформе, правах рабочих и служащих или социальных пособиях.
Кроме того, церкви частично берут на себя функции государства. Есть детские сады, дома престарелых и больницы, патронируемые разными конфессиями. Причем доступны они для всех жителей страны вне зависимости от их вероисповедания. В Caritas и Diakonie — социальных организациях обеих главных церквей Германии — работают на постоянной основе более 1 миллиона человек. Постоянно растет и число добровольных помощников, занятых в социальных проектах. Только в Евангелической церкви их количество с 1999 по 2009 годы удвоилось, превысив 2 миллиона человек.
01:27 мин. Главная | 27.03.2012
Священник Фома Диц
Фома Диц (Thomas Diez; род. 1963), священник, клирик Берлинской епархии РПЦЗ
Родился 8 ноября 1963 года , вырос в Германии в лютеранской семье. По его словам «отец очень верующий, а мама приняла христианство по примеру отца». Приняв римо-католицизм, он был в течение 18-и лет членом общин римо-католического движения Неокатехумената.
В 1985 году начал учёбу на архитектурном факультете в Мюнхене, а также углубился в жизнь Римо-католической церкви, стал катехизатором, участвовал во многих паломничествах в Италию. Участвовал в работе с многодетными семьями из Германии и Австрии.
В 1988 году, участвуя в миссии Неокатехумената в Западном Берлине, впервые познакомился с Православием в его русском «облачении» в связи с широко освещаемым в прессе празднованием тысячелетия Крещения Руси. Начал интенсивнее учить язык, читать богословскую литературу.
Закончив архитектурный факультет, в 1992 году поступил в Международную католическую семинарию города Берлина и окончил её в 1998 году.
Проучился год в римо-католической семинарии в Риме на бакалавра богословия, но решив, что путь римо-католического священника ему не подходит, вернулся в Германию. Работал архитектором.
Стал ходить на службы в храм Русской Зарубежной Церкви, «сначала время от времени, затем чаще и с каждым разом всё регулярнее».
В 2000 году присоединился к Православной Церкви, приняв крещение в Мюнхенском кафедральном храме новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая Мирликийского Русской Зарубежной Церкви. Сразу начал нести послушание на клиросе.
Поступил в Московскую духовную семинарию по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндт).
Во время обучения в семинарии на клиросе познакомился с будущей супругой, Иоанной, из Польши, с которой вскоре обвенчался. По окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию на церковно-практическое отделение.
12 марта 2006 года был рукоположен в сан диакона ректором МДАиС архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры . Стал первым клириком Русской Православной Церкви Заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата, что стало возможным в контексте диалога между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью по преодолению их разделения. Охарактеризовал свою диаконскую хиротонию как «большое событие, послужившее сигналом для непосредственно предстоящего объединения двух Церквей» .
После рукоположения был назначен на временное служение в храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря города Москвы .
5 июля 2007 года рукоположен в сан иерея архиепископом Верейским Евгением в академическом храме Московской духовной академии и семинарии .
В июне 2010 года окончил Московскую духовную академию .
На начало 2015 года являлся редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» () и проводил беседы по Священному Писанию по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря.
25 июля 2016 года был освобождён от временного служения в Московском храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря согласно поданному прошению . Летом того же года вместе с семьёй уехал из Москвы на родину, в Германию.
У отца Фомы и матушки Иоанны — один сын и четыре дочери (в том числе — Ника).
Видео
«Мой путь к Богу», передача телеканала «Спас» от 16.11.2014
Использованные материалы
- «Духовенство», официальный сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря:
- «Отец Фома Диц: путь из немецкого католичества в русское православие», портал Православие и мир, 12 декабря 2006:
- Публикации на сайте Православие.Ru:
«Священник Фома Диц: А это не я. Это Христос (+Фото)», Интернет-издание «Православие и Мир», 8 ноября 2013, —
Торжество Православия, 12 марта 2006 г. —
«…Вот уже больше года отец Фома служит в Москве, в храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, живет в России… «Диакон Фома Диц: любовь сильнее политических разделений»», интернет-издание Православие и Мир, 21 мая 2007,
Аксиос! Рукоположение отца Фомы Дица во иереи Фотоальбом Денис Матвеев Fri, 6 Jul 2007,
«Выпускной день в МДА», официальный сайт МДА,
«Распоряжение № 02/1834 от 25 июля 2016 года», официальный сайт Московской епархии города Москвы, 25 июля 2016,
Литература
11 класс
Урок № 13
«Надо знать, для чего живёшь». Урок по роману М. Горького «Фома Гордеев»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Отражение исторической обстановки в романе;
2. Система центральных образов произведения;
3. Внутренний конфликт главного героя;
4. Мотив «лишнего человека» в романе.
Тезаурус
Конфликт — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.
Купечество — полупривилегированное сословие в России в XVIII -начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства. В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества.
Проблематика — совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер.
Список литературы
Основная литература:
2. Гаврилова Т. Тема купечества в романе М. Горького «Фома Гордеев». Литература. Еженедельное Приложение к газете «Первое сентября», № 8 (383).
Дополнительная литература:
1. Пруцков Н. И. История русской литературы: в 4 томах. Л.: АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом), 1980-1983 гг.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Роман «Фома Гордеев» написан в 1899 году и впервые опубликован в петербургском журнале «Жизнь». Критики высоко оценили произведение, которое принесло Максиму Горькому широкую известность.
Основу произведения составляют наблюдения писателя над бытом купечества. В центре романа три образа: Игнат Гордеев, Яков Маякин и Фома Гордеев. Они связаны семейными узами и общим делом. Обратимся к жизненному пути каждого.
В образе Фомы Гордеева запечатлены черты реального человека: волжского пароходчика Гордея Чернова, который в поисках смысла жизни бросает предпринимательскую деятельность и постригается в монахи.
Отец Фомы в романе — Игнат Гордеев — умный, волевой, «не задумывающийся над выбором средств, не знающий закона, кроме своего желания». Писатель показывает силу его внутреннего и внешнего облика: «В мощной фигуре было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы». Он начинает карьеру с водолива на барже именитого купца. А в 40 лет становится владельцем трёх пароходов и десятка барж на Волге. Автор раскрывает в его жизни три постоянно сменяющие друг друга полосы. Одна из них — работа, когда он «ловил золото» и «в безумии жажды денег возвышался до поэзии». Другая — период кутежей, проматывания денег. Он пытается избавиться от чувства, что не он управляет своим делом, а дело управляет им. Как дикий зверь, он рвёт цепи и бессилен их разорвать. И потому не находит себе успокоения. Третья полоса — стыд и покаяние. Игнат стоит перед иконами, по нескольку дней сидит взаперти, питаясь хлебом и водой. За несколько месяцев до смерти герой знакомится с «ангелоподобной женщиной» Медынской. Под её влиянием герой вкладывает деньги в богоугодное дело. Благополучен финал его жизни: «Он умирает без мучений, в одночасье, под благовест колоколов всех церквей, в белой рубахе, в саду под яблоней, полной созревших яблок, а рядом с ним надежда его жизни — сильный и красивый сын».
В романе «Фома Гордеев» писатель создаёт новый в литературе образ капиталиста – купца Якова Маякина. Он владеет канатным заводом. Герой гордится своим происхождением: «Мы, Маякины, ещё при матушке Екатерине купцами были, – стало быть, я – человек чистой крови…». Яков утверждает: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несём… Ходу нам дайте!».
Обучая Фому «политике жизни», Маякин говорит: «…у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех – это фальшивое, другое спрятано – оно-то и есть настоящее» … «Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».
Горький стремится показать, как подлинно человеческое начало вступает в конфликт с неоднозначной моралью капиталистического мира. Он пишет издателю: «Эта повесть… должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Писатель романтизирует образ Фомы, который олицетворяет процесс «выламывания», когда дети купцов не хотят продолжать дело родителей. С детства Фома задумывается о своём положении хозяина. Перед ним все заискивают, но при том сторонятся. В герое растёт чувство отторжения к окружающей среде, в которой только деньги определяют цену человека, а дружба, честь, любовь становятся предметом купли-продажи. Он не находит дела по душе и ищет забвения в кутежах.
Конфликт Фомы со своим сословием особенно резко проявляется в конфликтных отношениях с Яковом Маякиным. Протест героя завершается бунтом на пароходе Кононова, где собирается всё знатное купечество. Герой чувствует себя среди ненавистных ему стяжателей чужим и лишним. Взрыв негодования вызывает декларация Маякина о купечестве – «первых людях жизни, самых трудящихся и любящих свои труды». Он поднимает тост за «сложное, крепкое духом, рабочее русское купечество». Фома не сдерживается и опровергает эти слова, на фактах уличая каждого из присутствующих купцов в преступлениях: «…Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!».
Фому хватают и связывают. Беспомощный, он вспоминает о том, как в детстве рассказывал отцу о слепой сове, которая билась о стены, а отец ему отвечал: «Вот так и человек: иной мечется, мечется, изобьётся, измучится и бросится куда попало…». Купцы отправляют героя в сумасшедший дом.
Почему в жизни процветают Маякины, а Фома оказывается униженным и осмеянным безумцем? Об этом роман заставляет задуматься, готовых ответов автор не даёт.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Единичный выбор.
Среди отрывков найдите высказывание Маякина:
«Подходя к человеку, держи в левой руке мёд, а в правой нож»;
«С каждым днЁм я все больше убеждаюсь, что жить трудно…»;
«Где же моё место? Где моё дело?».
Правильный ответ:
«Подходя к человеку, держи в левой руке мёд, а в правой нож».
Подсказка: у Маякина всегда была двойная «политика жизни».
В романе «Фома Гордеев» писатель создаёт новый в литературе образ капиталиста – купца Якова Маякина. Он владеет канатным заводом. Герой гордится своим происхождением: «Мы, Маякины, ещё при матушке Екатерине купцами были, – стало быть, я – человек чистой крови…». Яков утверждает: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несём… Ходу нам дайте!».
Обучая Фому «политике жизни», Маякин говорит: «…у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех – это фальшивое, другое спрятано – оно-то и есть настоящее» … «Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».
Высказывание |
Персонаж |
«Подходя к человеку, держи в левой руке мёд, а в правой нож». |
Яков Маякин |
«С каждым днём я все больше убеждаюсь, что жить трудно…» |
Люба Маякина |
«Где же моё место? Где моё дело?» |
Фома Гордеев |
Установление соответствия.
Найдите соответствие между высказываниями и персонажами.
Высказывания:
1. «Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них».
3. «Читать нужно, учиться нужно».
Герои произведения:
Ананий Щуров
Игнат Гордеев
тётка Анфиса
Правильный ответ:
1. тётка Анфиса
2. Игнат Гордеев
3. Ананий Щуров
Подсказка: в детстве тётя Анфиса было первой, кто рассказывал Фоме сказки, она всегда его оберегала и защищала.
Высказывание |
Герой произведения |
«Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них». |
Анфиса |
«Есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их… Это люди с чистым сердцем… доверчивые, искренние, как дети… и вы из этих людей». |
Игнат Гордеев |
«Читать нужно, учиться нужно». |
Ананий Щуров |