Для непримиримых верующих невозможно признать подлинным то, что считали таковым Ельцин и Немцов. Фото РИА Новости
Екатеринбургские СМИ со ссылкой на неназванных историков сообщили, что останки Алексея и Марии Романовых, детей последнего российского императора Николая II, расстрелянных большевиками в 1918 году, якобы исчезли. Появилась версия, что они были уничтожены «в ходе неудачных опытов, заказанных церковью». Столь резкое обвинение привлекло внимание федеральных СМИ, которые попытались прояснить ситуацию. Однако добиться результата оказалось не так-то просто. Отчасти потому, что в самой Русской православной церкви давали противоречивые комментарии.
В начале июня пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил, что сведения уральских историков и распространивших эту новость журналистов об исчезновении или уничтожении предполагаемых останков царских детей неточны. «Ряд СМИ распространяют недостоверную информацию относительно останков, находящихся в Новоспасском монастыре», – приводит слова Волкова РИА Новости. На следующий день в Новоспасском монастыре присутствие праха в стенах обители опровергли. «Ничего подобного у нас не было. Не поймем, откуда ноги растут. Просто не было в монастыре этого», – цитирует утверждения одного из представителей монастыря ТАСС. Бывший директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко выразил уверенность, что искомое до сих пор находится в Новоспасской обители. «Я не знаю точно, но на 90% уверен, что они там и продолжают быть. Мне сказали, что новый наместник монастыря говорит, что их там якобы нет. Так это ерунда. Спросите у прежнего наместника, митрополита Саввы (Михеева)», – подчеркнул Мироненко в разговоре с «Интерфакс-религией», добавив, что «останки несколько лет назад были переданы Государственным архивом в Новоспасский монастырь для дальнейшего исследования». При этом главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в своем Telegram-канале написал, что местонахождение фрагментов костей царских детей «по-прежнему неизвестно». На что председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда также в Telegram-канале заверил своих читателей: «Дорогие коллеги, еще раз: с останками все в порядке. С ними ничего не случилось. Они находятся в одном из московских монастырей».
Напомним, что в июле 1991 года на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга (тогда Свердловска) было вскрыто захоронение, в котором находились кости девяти человек. Предположительно они принадлежали членам царской семьи – Николаю II, его супруге Александре Федоровне, их дочерям – Ольге, Татьяне и Анастасии, а также лицам из их окружения. В 1998 году найденный прах был захоронен в усыпальнице Петропавловского собора Петербурга. А спустя еще девять лет, 29 июля 2007 года, при проведении археологических раскопок в 70 км к югу от места первого захоронения были найдены останки еще двух человек. Многочисленные экспертизы утверждают, что они принадлежат цесаревичу Алексею и его сестре Марии. Этот прах был помещен в хранилище Госархива РФ, а потом передан РПЦ. В 2000 году Русская православная церковь канонизировала Николая II и его семью, однако ни первые, ни последние останки так и не признала как подлинные, даже несмотря на то что еще в 2011 году Следственный комитет России (СКР) после долгого расследования гибели семьи Николая II объявил «екатеринбургские находки» относящимися к царской семье. Этот вывод СКР повторил и в 2018 году. Однако еще в 2012 году в Московский патриархат поступили некие «новые документальные свидетельства обстоятельств гибели царской семьи», и вопрос признания подлинности останков церковью был приостановлен.
Как пояснил «НГР» священник Александр Волков, РПЦ и сейчас не намерена торопиться в вопросе признания или опровержения подлинности найденных фрагментов костей. «Дело в том, что сейчас не завершены все необходимые экспертизы. И когда они завершатся, а это зависит не от нас, а от групп экспертов, которые их проводят, тогда и можно будет подробнее о чем-то говорить. Но в целом тема подлинности останков церковью постоянно обсуждается. Были доклады главы комиссии от церкви митрополита Тихона (Шевкунова). Но пока никаких соответствующих решений мы принять не можем», – отметил пресс-секретарь патриарха. Что касается нынешнего местопребывания останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии, то церковь также предпочитает не разглашать его, добавил священнослужитель. «Останки находятся в сохранном месте, там же, где они находились ранее, в этом смысле ничего не поменялось. Однако более подробно о том, где они находятся, и каких-то связанных с ними процессуальных действиях мы не можем сейчас говорить из-за того, что эта тема не закрыта, Следственным комитетом России и экспертами все еще ведутся необходимые действия по вопросам, связанным с царскими останками. Но, по моей информации, с ними все в порядке, и они находятся в безопасном месте», – заверил пресс-секретарь патриарха. По его мнению, «вброс фейковых новостей» о пропаже и даже уничтожении документальных материалов мог быть попыткой очернить РПЦ: «Возможно, это была попытка ряда недобросовестных журналистов привлечь какое-то дополнительное негативное внимание к церкви в связи со скандалом вокруг строительства храма в Екатеринбурге. Но, повторюсь, в реальности нет никакой темы для обсуждений, ничего не поменялось и никаких тайных действий со стороны церкви не производилось».
В Новоспасском монастыре от каких-либо комментариев на эту тему отказываются. «Поскольку Новоспасский монастырь является патриаршей ставропигией, то право комментировать все вопросы по останкам принадлежат пресс-службе патриарха Московского и всея Руси. Обращайтесь туда», – ответили «НГР» на вопрос о том, хранятся ли у них останки царских детей. Не знает о том, где сейчас находятся опечатанные СКР фрагменты тел, и представитель объединения рода Романовых в России Иван Арцишевский. «Я пытаюсь узнать, в каком из монастырей РПЦ находятся сейчас останки, но пока никакой информации по этому поводу у меня нет», – заявил Арцишевский «НГР». «Я разговаривал и со Следственным комитетом, но они тоже пока ничего не знают. Единственное, что мне сказали, что разговоры об исчезновении – это фейк. Но они пока тоже пытаются выяснить, где находятся останки, а Русская православная церковь хранит тайну», – добавил собеседник. Сам он не понимает, зачем нужна такая секретность. «Позиция Русской православной церкви, наверное, обоснована для самой Русской православной церкви, но не очень понятна всем остальным. Мы ждем каких-то разъяснений и объяснений, но пока от них ничего нет. Более того, несколько лет назад и Следственный комитет, и все другие комиссии, занимающиеся этим делом, все лаборатории, проводившие экспертизу, признали останки настоящими. Почему это не признает церковь? Мыслей, конечно, много, но комментировать их я не хочу», – заключил Арцишевский.
Екатеринбургскому историку и основателю центра по расследованию обстоятельств гибели членов царской семьи Вадиму Винеру осторожная позиция Московского патриархата в отношении царских останков вполне понятна. «Это не царские фрагменты, – сказал он «НГР». – Некие косточки были помещены в монастырь. Они являются вещдоками в рамках уголовного дела. Что там с ними делают, этот вопрос надо задавать следователю Молодцовой, которая сейчас ведет это дело. А то, что к царю эти кости отношения не имеют, – это было понятно с самого начала. Тем более вторые (цесаревича Алексея и княжны Марии. – «НГР») – а иначе как можно объяснить, что в захоронениях 1918 года были найдены 15 копеек 1930 года, 1, 3, 5 копеек 1943 года и пули от пистолета ТТ, которого тогда не существовало в природе. Как это могло попасть в 1918 год? Я задавал эти вопросы и Следственному комитету, и патриарху Кириллу, но ответов так и не получил».
«Русская православная церковь в связи с этими останками находится в очень непростой ситуации», – такое мнение выразил в разговоре с «НГР» заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «В РПЦ очень невыгодно поднимать эту тему, и они стремятся ее всячески избежать. Думаю, священноначалие понимает, что это аутентичные останки царской семьи. Но есть верующие, которые их не признавали и не будут признавать. Причем их не так много, но если брать процент тех, кто постоянно ходит в храмы и постоянно участвует в разных церковных акциях – молитвенные стояния или сбор подписей за строительство храма, – то тут процент окажется значительно более высокий. При этом речь идет не столько о каком-то наборе рациональных аргументов, сколько о неприятии, вызванном тем, что подлинность этих останков отстаивали, например, Борис Ельцин и Борис Немцов, то есть неприемлемые для них люди. Потому что если в 1990-е годы многие монашествующие говорили, что останки фальшивые, а Борис Ельцин заявлял, что они настоящие, то признать, что Ельцин был прав, для этих людей сейчас просто психологически невозможно», – считает политолог. Эксперт также напомнил, что «одно время государство хотело, чтобы процесс признания их подлинности ускорился, но Московской патриархат как мог старался его отложить». «Складывается впечатление, что современные церковные деятели боятся подступиться к этому вопросу. Потому что сказать, что останки неподлинные, – значит вызвать много вопросов у государственной власти: на каком основании сделаны такие выводы и почему РПЦ следует мнению каких-то маргинальных людей? Но для церкви это вовсе не маргиналы. Потому что если их отбросить от себя, то кто будет выходить на молитвенные стояния и защищать интересы церкви? Если признать останки аутентичными, то это означает прямой конфликт с этими людьми», – заключил Макаркин.
Тем не менее, если вдруг все ныне проводимые экспертизы когда-нибудь покажут, что исследуемые фрагменты все-таки являются царскими, и, конечно, если этот вывод удовлетворит РПЦ, то тому тщательно скрываемому сейчас монастырю, где хранятся предполагаемые останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, крупно повезет. Ведь обитель в одночасье приобретет как минимум 17 фрагментов святых мощей (именно столько, согласно описаниям экспертизы, было найдено в 2007 году), что может повысить статус обители в глазах паломников – со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями.
ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в подвале дома горного инженера Ипатьева в Екатеринбурге был расстрелян вместе с женой, сыном и четырьмя дочерями император Николай II (Николай Александрович Романов). Вместе с ними были убиты доктор Евгений Боткин, лакей Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова и повар Иван Харитонов. Приговор Уральского областного совета Романовым и их приближенным огласил перед расстрелом комендант дома Яков Юровский.
В 1979 г. под Екатеринбургом, в районе Старой Коптяковской дороги было обнаружено место предполагаемого захоронения останков расстрелянной царской семьи, однако этот факт не стал достоянием общественности. Официальное вскрытие могильника было проведено только в 1991 г., внутри обнаружили останки 9 человек. В августе 1993 г. Генпрокуратура РФ возбудила дело о расследовании гибели семьи Романовых.
После нескольких генетических экспертиз, проведенных в 1993-1997 гг. в Англии, США и России, специально созданная Государственная комиссия заявила, что найденные фрагменты тел с большой долей вероятности принадлежат членам царской семьи и их приближенным. Однако останки цесаревича Алексея и княжны Марии /по американской версии — Анастасии/ обнаружены не были.
27 февраля 1998 г. правительство РФ приняло решение захоронить останки в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга — родовой усыпальнице российских царей. Однако Русская православная церковь выразила сомнение в том, что найденные под Екатеринбургом фрагменты тел принадлежат членам царской семьи, и посчитала невозможным свое участие в церемонии захоронения. Русская зарубежная церковь также не приняла версию о принадлежности найденных останков семье Романовых.
17 июля 1998 г. в Санкт-Петербурге в Екатерининском приделе собора Петра и Павла Петропавловской крепости состоялось погребение останков последнего российского императора Николая II, его жены, трех дочерей и четырех приближенных лиц. В соответствии с исторической традицией, останки отрекшегося от престола императора были захоронены отдельно от других монархов. В траурной церемонии приняло участие более 3 тыс. человек, в том числе потомки династии Романовых.
20 августа 2000 г. Русская православная церковь причислила Николая II, императрицу Александру, цесаревича Алексея, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию к лику святых как принявших мученическую кончину. На месте разрушенного в сентябре 1977 г. Ипатьевского дома был построен Храм-на-Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Открытие и освящение храма-памятника состоялось в июле 2003 г.
29 июля 2007 г. в окрестностях Екатеринбурга на Старой Коптяковской дороге было обнаружено новое захоронение, в котором найдены фрагменты тел ребенка и молодой женщины с признаками насильственной смерти, — предположительно царевича Алексея и княжны Марии Романовых. Образцы останков направили на экспертизы в российские и зарубежные лаборатории, в том числе США и Австрии. Результаты исследований были доставлены в Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ. Русская православная церковь вновь высказала сомнение в принадлежности найденных фрагментов тел дочери и сыну последнего русского царя. С 2011 г. обнаруженные останки хранятся в Государственном архиве РФ.
1 октября 2008 г. Президиум Верховного суда России признал членов царской семьи необоснованно репрессированными и подлежащими реабилитации. Таким образом, семья последнего российского императора была реабилитирована.
В январе 2009 г. расследование о гибели царской семьи было прекращено «в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности и смертью лиц, совершивших умышленное убийство». В августе 2010 г. суд поддержал требование потомков императора и обязал следственные органы изменить формулировку в уголовном деле. 25 ноября 2010 г. постановление следствия о прекращении данного уголовного дела было отменено, а 14 января 2011 г. Следственный комитет РФ сообщил, что «постановление приведено в соответствии с судебным решением и уголовное дело прекращено. Идентификация останков членов семьи бывшего российского императора Николая Второго (Романова) и лиц из его свиты в настоящем постановлении подтверждена».
9 июля 2015 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых. Руководителем группы был назначен вице-премьер Сергей Приходько.
11 сентября было объявлено, что рабочая группа предложит правительству РФ провести церемонию захоронения 18 октября в Екатерининском приделе в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
Завершенная историко-архивная экспертиза по делу об убийстве царской семьи Романовых подтвердила подлинность «екатеринбургских останков», заявил заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ, кандидат исторических наук Евгений Пчелов.
«Историко-документaльнaя экспертиза, которая былa проведена на основaнии и документов белогвардейского следствия, и достаточно многочисленных свидетельств учaстников убийствa и зaтем сокрытия тел, подтверждaет то, что останки, которые были найдены в Поросенковом логу в свое время, — это действительно останки императорской семьи и приближенных», — скaзал Пчелов.
Эксперт пояснил, что в рамках исследования специалисты проанализировали свыше двух тысяч источников как письменных, так и фото, а также аудио.
«Благодaря комплексному анализу первоисточников, подлинных документов удaлось восстaновить достаточно полную картину происходящего в дни, предшествовавшие гибели цaрской семьи, и после жестокого убийствa — начиная с отречения Николaя II, и дaльше: их перевоз в Сибирь, Тобольск, в Екатеринбург, и прочее. Тaк что это очень масштaбная былa экспертиза», — заявил Пчелов РИА Новости.
Эксперт уточнил, что точной идентификацией обнаруженных останков занимались генетики, при этом их экспертиза проводилась сразу в нескольких научных центрах, независимых друг от друга.
Последний российский император Николай II и его семья были расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге.
Государство уже много лет хочет наконец закрыть тему – похоронить всех детей Николая II рядом с родителями. Но церковная и светская части общества совершенно по-разному видят этот исторический сюжет: если для государства вопрос аутентичности останков Алексея и Марии решен окончательно, то церковь по-прежнему отказывается их признавать, считая останки «недостаточно настоящими». Противоречия веры и знания, религии и научного метода из сферы сугубо теоретической, предмета академических споров оказались перенесены в практическую плоскость: ученые доказали, верующие не верят, государство не может хоронить. Церковные иерархи, некоторые из которых имеют хорошее светское образование и широкий круг общения, стоят перед принципиальным выбором: или публично выказывать недоверие экспертам, следствию и научным данным, или вызвать недоверие значительной части собственной паствы, охваченной конспирологическими и мистическими настроениями. И, похоже, последствия конфликта с паствой пока пугают их больше, чем со светскими государством, наукой и обществом.
К визиту патриарха в Екатеринбург было приурочено выездное заседание синода. Ходили слухи, что именно на этом заседании патриархия наконец признает, что останки, захороненные в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Петербурге, принадлежат последнему русскому императору – святому Николаю и его семье. Но этого не случилось, хотя государство дало Церкви столько времени, сколько ей потребуется, чтобы выпутаться из странной ситуации, в которую она сама себя поставила.
Противоречия между Церковью и государством впервые обозначились в 1998 г.: по причинам, которые до сих пор не известны и уже вряд ли прояснятся, патриарх Алексий, сначала дав согласие приехать на похороны императора и его семьи в Петербург, внезапно изменил свое решение. Синод РПЦ постановил, что следствие и правительственная комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков императора Николая II и членов его семьи во главе с вице-премьером Борисом Немцовым, предоставили недостаточно убедительные доказательства – и это несмотря на то, что были проведены все мыслимые на тот момент экспертизы – историческая, антропологическая, баллистическая, судебно-стоматологическая, микроостеологическая, трасологическая и т. д., а главное – действительно уникальные исследования ДНК, которую сравнили с ДНК потомков Романовых по разным линиям и с ДНК эксгумированного младшего брата Николая II, великого князя Георгия Александровича, а также его племянника – князя Тихона Куликовского-Романова. В результате патриарх на похороны в Петропавловскую крепость не поехал, а молился об упокоении царя и его семьи в Троице-Сергиевой лавре. В Петербурге же панихиду по неизвестным людям в присутствии потомков Романовых со всего мира, академика Лихачева, Мстислава Ростроповича и всего тогдашнего руководства России во главе с президентом Борисом Ельциным отслужил настоятель Петропавловского собора с формулой «имена же их ты, Господи, веси».
Версий произошедшего было несколько. Самое простое объяснение – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, входивший в немцовскую комиссию, обиделся, что члены комиссии через его голову вышли на патриарха и разговаривали с ним об итогах экспертиз напрямую, и устроил заговор в синоде. Не исключено, что митрополит Ювеналий просто «перестраховался», посчитав решение признать останки слишком политическим. СМИ тогда писали, что для Церкви признать подлинность останков означает прогнуться перед государственной властью, что на патриарха и синод давили, чтобы успеть к дате (захоронение приурочили к 80-й годовщине со дня убийства царской семьи), а экспертизы проведены небрежно и поспешно. Кроме того, непопулярность Ельцина и отождествление комиссии с либералом Немцовым могли скомпрометировать иерархов в глазах консервативной паствы. Каким бы ни было объяснение, царскую семью захоронили без участия Церкви и при ее молчаливом неприятии.
В 2007 г. екатеринбургские краеведы и археологи нашли два недостававших тела. Уголовное дело, закрытое в 1998 г., возобновили, образцы тканей, которые остались в лабораториях, снова к нему приобщили и провели новые исследования – теперь уже с помощью современных методов, появившихся за эти годы. Работали одновременно несколько групп генетиков из разных стран, криминалисты, историки. Через два года принадлежность найденных костей царевичу Алексею и великой княжне Марии учеными была доказана, подлинность ранее идентифицированных останков подтверждена заново, а дело снова закрыто. Но и похороны не объявлены – РПЦ по-прежнему останки не признавала.
Ситуация оставалась подвешенной до осени 2015 г., когда на горизонте замаячило столетие революции, а за ним – и столетие убийства. На сайте правительства было опубликовано сообщение, что Межведомственная рабочая группа при правительстве приняла решение назначить похороны Алексея и Марии в Петропавловской крепости на 18 октября 2015 г., государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов рассказал СМИ, что уже разработал церемониал, включавший выставление мощей для поклонения в одном из московских соборов.
Однако неожиданно и эти похороны отменили и отложили на неопределенный срок, а закрытое уголовное дело опять возобновили. Формальным поводом стала неготовность генетических экспертиз, хотя на сайте правительства к тому времени уже было опубликовано официальное заключение Института общей генетики РАН, датированное 8 сентября 2015 г., из которого следовало, что экспертизы завершены и сомнений в принадлежности останков императору Николаю II и членам его семьи у генетиков нет. Теперь от дела был отстранен старший следователь СКР Владимир Соловьев, который вел расследование убийства Романовых с 1993 г., сотрудничал еще с Немцовым и призывал как можно скорее захоронить Алексея и Марию. Его место заняла следователь по особо важным делам СКР Марина Молодцова, не вызывавшая у Церкви раздражения. В РПЦ была создана своя комиссия во главе с управделами патриархии митрополитом Санкт-Петербургским Варсонофием (второе по должности административное лицо после патриарха) и епископом Тихоном (Шевкуновым) в качестве секретаря. Были вскрыты захоронения Николая II и Александры Федоровны, эксгумирован прах Александра III, чтобы сравнить ДНК сына с отцом, выделили и ДНК из пятен крови на мундире Александра II, в котором он был в день своей гибели.
Два года о деятельности следствия и церковной комиссии ничего не было слышно. Все эксперты дали подписку о неразглашении и отказывались от комментариев. Наконец осенью 2017 г. накануне Архиерейского собора (главный орган управления РПЦ) епископ Тихон созвал в Сретенском монастыре необычную конференцию, где стало ясно, что сомнения Церкви не развеяны и, несмотря на все исследования и полученные доказательства, со счетов по-прежнему не сбрасываются и экзотические версии. В частности, сам Тихон сообщил, что Церковь серьезно относится к версии о ритуальном убийстве (следователь Молодцова обещала ее проверить). Но ими, правда, дело не ограничилось. Перед полным залом архиереев РПЦ выступили историки, криминалисты, судмедэксперты, антропологи, баллисты. Но не генетики: было объявлено, что результаты их работы якобы опять не готовы. Их должны обнародовать на аналогичной конференции перед следующим Архиерейским собором (дата его не назначена – по уставу РПЦ они должны собираться не реже чем раз в четыре года, на практике соборы при патриархе Кирилле проходят ежегодно).
Формально конференция и и собор могут поставить точку в этой истории так, что Церковь сохранит лицо, потому что это будет не признание ошибки, а согласие с новыми доказательствами. Но решение будет для нее непростым. Теперь, когда требования Церкви провести новое расследование с участием ее представителей выполнено, архиереям предстоит подготовить паству к тому, что кости могут оказаться настоящими, а конспирологические теории о ритуальном убийстве, выживших княжнах и отчлененных головах – лживыми. Кроме того, придется существенно корректировать сложившийся за 20 лет культ: признать Поросенков Лог, где были найдены тела и который все это время находился в небрежении, сакральным местом, согласиться, что в Петропавловском соборе захоронены не «неизвестные жертвы террора», а святые страстотерпцы и начать служить там молебны (сейчас Екатерининский придел, где находятся могилы, закрывают на время богослужения) и т. д.
Теперь, когда памятная дата и повод признать останки снова пропущены, ничто не мешает Церкви и дальше годами тянуть с окончательным решением. Ведь сколько раз за 20 лет, что тянется этот сюжет, казалось, что вот-вот признают и похоронят. Но нет, уголовное дело то закрывается, то возобновляется, останки Марии и Алексея кочуют из кабинетов СКР в сейфы Госархива и оттуда в монастырь.
Но есть признаки, что и государство уже теряет терпение: утром в понедельник СКР, все эти годы терпеливо ждавший окончания очередного тура экспертиз, заявил, что подлинность останков Николая II и членов его семьи подтверждена. Слово снова за Церковью.
Автор — доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС
Реальные Романовы и иконописные — совсем разные люди. Фото из Библиотеки Конгреса США
В понедельник Следственный комитет России (СКР) сообщил, что «екатеринбургские останки» – это действительно останки Николая II, его семьи и слуг семьи отрекшегося монарха, расстрелянных 100 лет назад в доме купца Ипатьева. Как заявила официальный представитель СКР Светлана Петренко, согласно выводам молекулярно-генетической экспертизы (МГЭ), 7 из 11 обнаруженных останков соответствуют семейной группе: мать (Александра Федоровна. – «НГР») отец (Николай. – «НГР»), дочери (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. – «НГР») сын (Алексей. – «НГР»). «Результаты сопоставления генетических профилей костных останков и образцов от живущих в настоящее время родственников семьи Романовых как по отцовской, так и по материнской линиям подтверждают, что останки принадлежат Николаю II и членам его семьи», – цитирует Петренко Интерфакс. Для точного определения родства екатеринбургских останков, в частности, из усыпальницы в Петропавловском соборе Петербурга был эксгумирован прах отца Николая II – императора Александра III. Эксперты СКР установили, что между Александром и человеком, идентифицированным предположительно как бывший российский монарх, существует биологическое родство на уровне отец–сын. «После завершения двух повторных медицинских (антропологических) экспертиз, автороведческой и историко-архивной судебных экспертиз по уголовному делу будет принято итоговое процессуальное решение», – сказала Петренко.
Напоминаем, «царская» МГЭ была проведена в рамках возобновленного СКР несколько лет назад следственного дела по факту убийства семьи Николая II, закрытого Генпрокуратурой России в 1998 году. 20 лет назад надзорное ведомство идентифицировало останки как принадлежащие отрекшемуся царю, его супруге, трем дочерям и слугам. 17 июля 1998 года прах последних Романовых упокоился в Петропавловской крепости. Поиски недостающих тел – цесаревича Алексея и княжны Марии – продолжились в 2007 году под Екатеринбургом, в районе старой дороги из столицы Урала на Верх-Исетский завод. Там, в урочище Поросенков Лог, по установившейся среди историков и следователей версии, исполнители расстрела Романовых скрыли тела убитых августейших особ. К розыску останков сына и третьей дочери Николая следователей побудил как человеческий долг (чтобы невинно убитые получили достойное христианское погребение), так и обострившиеся после 1998 года околоцерковно-политические интриги вокруг царских останков. Одна из интриг – что в 1998 году под видом убитых Романовых якобы похоронили не тех людей. Наиболее радикальный вариант версии с «подменой» – популярная в русском зарубежье и среди российских маргинальных монархистов легенда о «чудесном спасении» если не всей царской семьи, то отдельных ее членов. В православной среде до сих пор бытует миф об убийстве семьи Николая как о масонском ритуале, проведенном большевиками под руководством Якова Юровского, еврея по национальности. Вокруг этого мифа, в частности, сложился оппозиционный действующей российской власти ультраправославно-монархический тренд, проявивший себя в прошлом году протестами против выпуска к прокату фильма Алексея Учителя «Матильда».
На самом деле история про убийство царской семьи евреями-масонами была сочинена эмигрантами из России, которые работали в Берлине на ведомство Йозефа Геббельса. Но одного этого для разоблачения данной фальшивки следствию было недостаточно. Если условные останки X и Y окажутся прахом Алексея и Марии, их нужно сличить на родство с телами в петербургской усыпальнице и в ходе последующих экспертиз подтвердить или отвергнуть версию о ритуальном убийстве Романовых.
Генпрокуратура и СКР склоняются к версии, что убийство царской семьи ритуальным не было, а в РПЦ единого мнения по данному вопросу нет. Высшее руководство РПЦ воздерживается от однозначных суждений, но допускает, что у расстрела в Ипатьевском доме могла быть ритуальная сущность. «Фигура даже отрекшегося императора Николая II все равно оставалась сакральной. И поэтому убийство Николая II, его наследника, его детей, жены носило, конечно же, для всех убийц символический характер. Спрашивают иногда, какие еще ритуалы у большевиков-атеистов? Но разве Мавзолей Ленина это не ритуальное явление? А процессы 30-х годов – разве это не было псевдоритуализмом?» – сказал в конце 2017 года в эфире телепередачи «Вести в субботу» нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
Открывшееся 14 июля с.г. в Екатеринбурге заседание Синода РПЦ в СМИ анонсировали как «царское». 14 июля – начало Великой французской революции, характеризуемой РПЦ как прелюдия к свержению монархии в России, убийству царской семьи и красному террору. Выступая с пастырским словом после литургии в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Алапаевске, патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел параллели между событиями в Ипатьевском доме и смертью Христа на Голгофе. Но подлинность «екатеринбургских останков» РПЦ не признает много лет. «Перед этими останками никто не молится. И никаких свидетельств о том, что по молитвам перед этими останками произошло какое-нибудь чудо», – сказал в 2007 году в эфире православного телеканала «Союз» нынешний митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) – к слову, врач по образованию. Освещающие церковные дела журналисты пишут в соцсетях: судмедэксперты от СКР доказали, что «уральские кости» принадлежат царской семье. Но безразличие верующих к костям, которые по вердикту СКР на самом деле святые мощи, – мощный удар по всему культу царской семьи в православных кругах и самой канонизации Романовых РПЦ в 2000 году. 18 лет назад автор материала слышал от церковного публициста протодиакона Андрея Кураева – в то время старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. Ломоносова, что на канонизацию царской семьи РПЦ пошла для того, чтобы добиться воссоединения с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). По словам Кураева, Николая прославили в РПЦ поэтому только в чине страстотерпца – за последние дни его жизни, а не за саму жизнь. Как человек и как правитель Николай II идеалу православного святого не соответствовал.
Несмотря на подножку от СКР насчет царских останков, Синод РПЦ отметил Царские дни в Екатеринбурге триумфально. В городе, где погибли последние Романовы, РПЦ приняла документ исторического значения – чин поминовения в церкви младенцев, умерших без принятия крещения. Этого документа ждали поколения православных родителей. «Бывает, что дети рождаются мертворожденными или умирают в первые часы после рождения. Конечно, скорбящие родители приходят в храм и просят священника о совершении какого-то чина над их младенцами и ищут утешения», – сказал пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.