Авторы курса исходят из того, что семья — это основа любого государства, «пока крепка семья, государство будет сильным». При этом указывают на серьезный кризис семьи в нашей стране: «начиная с 90-х годов, в России социологи фиксируют отрицательный прирост населения; уже почти 20 лет смертность в России превышает рождаемость; количество заключаемых браков равно количеству разводов; треть детей воспитывается в неполной семье; разрушается престиж и традиционный уклад семейной жизни; о семье формируются ложные мнения и установки, насаждается ориентация на культ потребления и получения удовольствий под девизом «Бери от жизни все!». И в содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем и о детях».
Но теперь представители РПЦ решили взять ситуацию под контроль. «Для того чтобы укрепить основы семьи, поддержать будущие семьи, мы решили ввести в нашей школе преподавание этого курса, — указывают авторы в презентации нового предмета. — Физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится».
Программа предмета «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю, в 10 и 11 классе. Уже готовы учебники, хрестоматия, контрольные задания, диагностические материалы, тематический словарь и «дополнительные материалы для любознательных». Курс снабжен мультимедийным приложением — в основном это фильмы-беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях, которые ведет протоиерей Илия Шугаев. Авторы просят не путать их курс с предметом «Этика и психология семейной жизни», который был введен в школы в советское время, потом его несколько раз пытались воскресить, но безуспешно. «В самом названии курса половина слов иностранного происхождения и недоступны для непосредственного осознания русскоязычного населения. Поэтому, на наш взгляд, более подходящая версия названия — «Нравственные основы семейной жизни». Это название, которое предполагает ведение диалога не только в дискурсе чисто научного знания, но и в дискурсе отечественной духовно-нравственной традиции», — указывают составители курса.
Но дело не только в иностранных словах. Главная претензия к старому советскому курсу по основам семейной жизни — наличие в нем основ сексуальной грамотности. Выяснилось, что многие современные родители, педагоги и чиновники категорически против того, чтобы детям в школе рассказывали о сексе. Они уверены, что разговоры «об этом» приводят только к распущенности. Авторы «Нравственных основ семейной жизни» все же планируют поднять половой вопрос, но вместо того, чтобы рассказать подросткам о правилах безопасного секса, они расскажут о его вреде. «Программой предусмотрены беседы о предбрачном периоде. Мы будем дискутировать по поводу его оптимальной продолжительности и о том, как влияет ранний сексуальный опыт на счастье будущей семьи». Планируют разработчики курса поговорить и о свадьбе — «дне рождения новой семьи, когда ранее чужие друг для друга люди не просто становятся родней, а «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть». На этом занятии школьникам расскажут не столько о плоти, сколько о различиях гражданского и церковного брака, раскроют духовный смысл Таинства венчания».
Факультативное занятие проводилось в рамках районного методического объединения учителей, преподающих факультативный курс по здоровому образу жизни 15.03.2017.
Тема: Рождение и воспитание детей в семье
Цель: формирование у учащихся правильного понимания роли семьи в рождении и воспитании детей.
Задачи:
— формировать у учащихся ценностное и позитивное отношение к семье;
— развивать понятие у учащихся о ролевых моделях поведения в семье;
— работать над воспитанием нравственных норм в поведении учащихся.
Оборудование: телевизор с выходом в интернет, компьютер, колонки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Звучит песня Л.Долиной «Погода в доме» (электронное приложение 1).
Здравствуйте, дети и уважаемые гости! Я приветствую вас на нашем очередном факультативном занятии по здоровому образу жизни. Я надеюсь, что на сегодняшнем нашем занятии будет царить атмосфера открытости, доверия, взаимопонимания.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Проблемный вопрос:
— Какая важнейшая социальная функция семьи в современном обществе?
(Ответ детей: воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения).
Действительно, воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
2. Мотивация.
На столах вам предложены несколько выражений, из которых вы должны выбрать те, которые считаете семейными ценностями:
1) любовь;
2) материальное благополучие;
3) взаимопонимание и взаимоуважение между взрослыми и детьми;
4) воспитание детей;
5) рождение здорового ребёнка;
6) интересный досуг вместе с детьми;
7) уверенность в прочности брака;
8) устроенный быт;
9) привитие детям семейных традиций.
(Выбирают, выходят к доске, закрепляют магнитами и объясняют, почему выбрали именно эти выражения).
— Я не удивлена, что практически все семейными ценностями считают:
взаимопонимание и взаимоуважение между взрослыми и детьми; воспитание детей; интересный досуг вместе с детьми; рождение здорового ребёнка и т.д.
3. Целеполагание.
Эпиграфом к нашему занятию я взяла восточную мудрость:
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
(Восточная мудрость.)
Слово учителя:
Как вы поняли, сегодня на занятии мы будем говорить о рождении и воспитании детей в семье. На какие вопросы вы бы хотели услышать ответы сегодня на занятии?
Примерные ответы учащихся:
1. Какие нравственные нормы положены в основу рождения и воспитания детей?
2. Как должны вести себя родители с детьми?
3. Как правильно воспитать ребёнка?
Учитель (зачитывает): Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
4. Объяснение нового материала
Мини-исследовательское задание учащейся (индивидуальное):
— Попрошу найти значение слов рождение и воспитание в словаре С.И. Ожегова и устно сопоставить их значение. (Учащаяся работает со словарём и выписывает на доску эти понятия)
А теперь обратимся к Конституции Республики Беларусь (1994 года с изм. и доп.)
В Конституции Республики Беларусь говорится:
Статья 32, с. 10-11(учитель зачитывает с Конституции Республики Беларусь)
— Значит, на что имеет право семья или что должна семья?
Учащийся зачитывает определения «рождение» и «воспитание» .
— Что общее между этими понятиями? (отвечают все)
Слово учителя:
Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу Константину Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша?
— Как вы думаете, что ответил великий педагог?
Я предлагаю вам послушать и посмотреть притчу, которая и поможет ответить на поставленный вопрос (электронное приложение 2).
Притча «Виноградная лоза»:
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
— Мудрец, моему ребёнку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать своё дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвёл к виноградной лозе…
— Если ты не будешь обрезать лозу, если, жалея, ты не будешь отрывать у неё лишние побеги, то лоза одичает. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет…
Лишь при разумном сочетании того и другого удаётся вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость! Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности.
— Так как вы думаете, что ответил великий педагог? (Ответы детей)
5. Аутотренинг
А сейчас делаем паузу, немножко отдохнём, отправимся в небольшое космическое путешествие, расслабим мышцы глаз.
Упражнение «Космос»: учащиеся глазами следят за движениями звёзд, планет, ракеты
6. Закрепление материала
Слово учителя: В древней русской литературе есть уникальная книга «Домострой» . А теперь я попрошу вас внимательно послушать учебное сообщение учащейся из истории семейного воспитания.
Учащейся было предложено опережающее задание по теме факультативного занятия «Наставления по вопросам воспитания детей в семье».(Учащаяся заранее ознакомилась с материалами «Домостроя», акцентировала внимание на первой книге «Домостроя» «Книга, которая содержит в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», отобрала материал по вопросам воспитания детей в семье.)
Вопрос учителя к заданию: Согласны ли вы с утверждением «Домостроя» по воспитанию детей?
Учебное сообщение учащегося:
В истории литературы говорится, что «Домострой» ( полное название — «Книга, называемая «Домострой») – анонимный памятник русской литературы ХVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
В «Домострое» содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях.
«А пошлёт Бог кому сыновей или дочерей, надлежит заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитывать в добром поучении; по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – мать дочерей, а отцу сыновей – ремеслу, кто к чему принадлежит, какие кому Бог возможности даёт; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить.
Если дети, лишённые поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят ,то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток ,а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор.
…У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить ,и других их сверстников в речи не впадать ,но ожидать ,пока они выговорят» и т. д.
Заслушиваются ответы учащихся
Слово учителя:
При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:
— не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других,
— соблюдать порядок, чистоту в доме,
— строго выполнять свои обязанности.
Князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:
— при старших молчать,
— мудрых слушать,
— старшим повиноваться,
— с равными себе дружить.
Девочки, вам необходимо задуматься над вопросом: Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет?
Мальчик вернулся со школы. В тетради по математике мама увидела двойку, рассердилась и стала ругать сына. Мальчил расплакался и уединился. Ребёнок стал мрачнее тучи, стал грубым, скрытным, нервным и колючим. Мама поняла, что применила не тот метод воспитания. Она нашла другой подход к сыну. Мальчик стал приносить «отлично».
Вопрос учителя:
— Какие моменты вы считаете правильными в воспитании детей , а какие нет?
И почему? ( просмотр, ответы учащихся)
— Действительно, в воспитании детей главное не наказание, а понимание, терпение
Интерактивный приём «Незаконченное предложение»
У вас на столах лежат незаконченные предложения, доработайте их.
( Встают и зачитывают).
Дети для родителей должны быть не в тягость, а в … !
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский …
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из … .
Ребёнок учится тому
Что видит у себя в …
… пример ему.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший …
Держи в приличии свой … ,
Чтобы не каяться потом.
Ответы учащихся:
Дети для родителей должны быть не в тягость, а в радость!
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Ребёнок учится тому
Что видит у себя в дому
Родители пример ему…
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Задания на выбор:
— Творческое задание учащимся (индивидуальная работа) «Написать мини-сочинение «Каким я вижу своего ребёнка?» (звучит тихая музыка).
На фоне музыки учащиеся по одному выходят к доске и зачитывают свои мини-сочинения.
— Составить кластер по теме занятия (работа в парах, как сидят за партой). Если нет желающих составлять кластер, то это задание не выполняется.
На парту кладётся пустой лист с одним основным облачком «Семейные ценности». Объясняется принцип работы. Учащиеся доделывают кластер самостоятельно. Один представитель с пары вывешивает на доске кластер на доске и озвучивает его.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов). К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
• вызов,
• осмысление,
• рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
• На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
• На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
• На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
• он позволяет охватить большой объем информации;
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
• умение ставить вопросы;
• выделять главное;
• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
• сравнивать и анализировать;
• проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
7.Подведение итога занятия
Вопросы учителя:
— А сейчас вернёмся к нашему эпиграфу. Какой смысл заложен в восточной мудрости?
8. Рефлексия
Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Семья»:
Синквейн (от французского «пять») – стихотворение из пяти строк, котрое строится по определённым правилам:
1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами ( глаголами).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Варианты ответов учащихся:
«семья
большая дружная
любят заботятся живут
все вместе под одной крышей
«семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей»
Данные синквейны могут использоваться в качестве образца. Задание может выполняться в паре.
Слово учителя.
— Благодарю вас за работу на нашем факультативном занятии. Я убеждена, что когда вы станете взрослыми, этот материал станет полезным для воспитания ваших детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акутина, С. Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей / С. Акутина // Воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 56 –63. – № 5. – С. 55–61.
2. Арлова, Г. П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапам. для педагогаў агульнаадукац. устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г. П. Арлова. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2009. – 144 с.
3. Вержибок, Г. В. Гендерное воспитание в семье и школе/ Г.В. Вержибок. – Минск: Национальный институт образования,2016. – 248с.
4. Владин, В. Гармония семейных отношений / В.Владин. – Минск: Высшая школа, 2009. – 336 с.
5. Домострой. – Библиотечка «Домострой» в семи книгах. – Минск, ТПЦ «Полифакт», 1991. – 48 с.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.): принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г.: в ред. Решения респ. рефе-рендума 17 окт. 2004 г. – Минск : Амалфея, 2004. – 48 с.
7. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в него по состоянию на 1 октября 2006 г. и с алфавитно-предметным указателем. – Минск : НЦПИ, 2007. – 140 с.
8. Проблемные классные часы: Подготовка к семейной жизни / авт.- сост. М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2009. – Вып. 2. – 136 с.
9. Учебная программа факультативных занятий «Подготовка учащихся к семейной жизни» для X (XI) классов учреждений общего среднего образования / А.А.Аладьин и др; под общ. ред. А.А.Аладьина. – Минск: Национальный институт образования, 2016.— 12с.
Мировой опыт развития семейных форм устройства детей
Представляя описание развития форм семейного воспитания детей – сирот в мире, необходимо начать с того, что первые сведения о воспитании сирот в семьях относятся еще к древнейшим временам, хотя формы устройства детей могли и не иметь этого формального названия. В Библии есть упоминания о детях, находящихся на попечении не связанных с ними родственными узами людей. Летописи, относящиеся к 16 веку, свидетельствуют о том, что сироты и дети из бедных семей в возрасте 12 или 13 лет передавались в ученичество различным ремеслам, а в пригородах Лондона Больница Христа помещала младенцев на проживание к няням.
Уже в 17 веке встречаются упоминания о жалобах по поводу содержания, выплачиваемого патронатным воспитателям: «В 1648 году один гражданин подал жалобу в суд квартальной пасхальной сессии графства Дербишир на то, что он содержал хромого ребенка, сына солдата роялистской армии, с того времени, как тот ушел воевать, то есть с 1646 года, и хотя приходским надзирателем ему было обещано 8 пенсов недельной платы, он получил эти деньги только за 9 недель».
Правила, на основании которых детей помещали в семьи, менялись с течением времени, отличались для различных культур и социальных классов. Например, в средневековой Ирландии благородные семейства отдавали своих сыновей на воспитание в замки своих соседей, чтобы тем самым избежать междоусобиц. В других странах было принято воспитывать детей «бедных родственников», обращаясь с ними как со слугами. Среди более низких социальных слоев населения всегда имелась высокая материнская смертность, достаточно большое количество детей воспитывалось либо в семьях родственников, либо у случайных людей. Незаконнорожденных детей отбирали у матери и отдавали на воспитание другим людям.
В Христианской Европе заботой о бедных и бездомных занимались монастыри и почти при каждом монашеском ордене существовали приюты для брошенных и обездоленных детей. Так складывалась система детских домов для сирот. В ряде стран церковные общины до сих пор продолжают содержать сиротские приюты, в которых дети получают уход и религиозное воспитание, но не получают опыта жизни в семье.
В Англии в середине Викторианской эпохи тысячи детей жили в нужде и нищете. Открывались большие детские учреждения, во многих из которых находилось свыше 2 000 детей. Режим в этих учреждениях должен был быть строгим, чтобы справляться с большим количеством детей. Многие подростки предпочитали терпеть лишения и жить на свободе, а не мириться со строгой дисциплиной в детских домах. Эти детские учреждения имели своей целью спасти детей от гибели, дать им крышу над головой и тем самым избавить общество от еще большей проблемы. Хотя они и были созданы с благими намерениями, они не были приспособлены для того, чтобы предоставить детям понимание, опыт и возможность полноценной жизни.
В XVIII веке в большинстве стран Европы в обществе росло осознание нужд и страданий бедных людей, желание найти более гуманные пути помощи детям-сиротам, чем просто помещение в детские приюты. К началу XIX века образовалось довольно много новых филантропических организаций, озабоченных судьбой детей в детских домах и стремящихся реформировать их и создать более гуманную среду обитания. Корни современной системы патронатного воспитания находятся в этом движении. Однако в те времена все усилия были направлены на спасение жизни детям, никто не пытался спасти также их родителей. Подобные воззрения просуществовали почти до середины XX века.
В Англии идея «спасения жизни детям» лежала в основе официальной системы патронатного воспитания. Во многих, если не во всех странах, забота о сиротах, в первую очередь, была делом их родственников. Это было присуще всем сословиям, но особенно, распространено среди бедных. Поэтому государство мало ценило и целенаправленно не использовало такой «общественный ресурс». В XX веке система устройства детей на воспитание в семью в Европе и Америке прошла ряд стадий в своем развитии. Первый этап совпал с послевоенными реформами. Определяющей была тенденция быстро отдать на воспитание в семьи детей, которые «томились» в плохо оснащенных больших детских домах. Однако тогда считалось, что в семью можно поместить только «подходящих» детей: маленьких и здоровых. Плата за воспитание ребенка была очень низкой, т.к. считалось, что патронатные воспитатели берут детей из-за «любви», а не из-за денег. Также семьям никто не помогал. Предполагалось, что такая семья «замещает» кровную и должна взять на себя всю родительскую заботу о ребенке. Кровные родители исключались практически полностью из процесса воспитания. Социальная служба помощь не оказывала.
Второй этап возник из общей идеи необходимости, в первую очередь, предотвращения изъятий детей из семей. Развитие практики показало, что количество отобраний детей от родителей, либо сроки устройства, можно сократить, если вовремя «поработать» с кровными родителями, с которыми, вследствие этого, нужно обращаться с большим пониманием и симпатией. Однако это начало создавать трудности патронатным воспитателям, которым приходилось «делить» ребенка с кровными родителями. Вместе с этим отбирать у родителей стали только очень запущенных и трудных детей, что еще больше осложнило задачи, стоящие перед патронатными воспитателями. Таким образом, возникла и была осознана необходимость проводить предварительное обучение патронатных воспитателей. Так же, как и на предыдущем этапе, социальный работник единолично принимал все решения, нес всю ответственность за решение судьбы ребенка, кровных родителей и патронатных воспитателей.
Третий этап связан с началом помещения в семьи детей-инвалидов и трудных подростков. До этого момента времени дети-инвалиды, эмоционально депривированные дети, подростки продолжали содержаться в детских учреждениях. Существовало мнение, что патронатные воспитатели не способны выполнять такую трудную задачу, как воспитание подобных детей, хотя при этом считалось, что на это способны сотрудники детских домов. Если предположить, что патронатные воспитатели могут заниматься воспитанием таких детей, то возникает необходимость разработать новые подходы к организации подготовки и последующей помощи для этих воспитателей. Социальные службы по устройству начали проводить обязательные регулярные встречи патронатных воспитателей, на которых происходило обсуждение проблем воспитания трудных детей (система непрерывной подготовки), была введена новая должность — социальный работник, ответственный за помощь патронатным семьям, воспитывающим эту категорию детей. При этом «обычные» социальные работники, ответственные за ребенка и его семью, сохранили все свои функции. В случае воспитания подростков была введена практика заключения письменных соглашений, а также трудовых контрактов: впервые патронатные воспитатели стали получать зарплату за работу наряду с пособием на ребенка. Кровные родители и старшие дети рассматривались как равные партнеры в «предприятии». Отношения между социальными работником и патронатными воспитателями все менее оставались неравными и перерастали в нормальные рабочие (партнерские) отношения.
Четвертый этап — этап профессионализации труда патронатных воспитателей. Социальные работники все более начинают признавать этих знающих и опытных воспитателей как своих коллег. В это же время растет «консолидация» самих воспитателей, от идеи проведения групповых обсуждений проблем воспитания они постепенно переходят к идее создания тесно взаимодействующих «команд» воспитателей, в которых каждый знает детей и проблемы других. В этом случае появляется возможность разрешать трудности, появляющиеся в какой-либо семье, путем перемещения ребенка на короткое, либо более продолжительное время, из одной семьи в другую в пределах группы. Когда все друг друга знают, конструктивный подход к делу и согласованное перемещение ребенка позволяет избежать ситуаций возвращения ребенка в социальную службу и периода неопределенности и поиска для этого ребенка нового места проживания. По мере совершенствования своих умений и роста уверенности в себе, патронатные воспитатели все более становились нетерпимыми к неповоротливой официальной системе. Некоторые из них создали свои собственные независимые патронатные агентства, которые успешно работают до сих пор.
Пятый этап . До этого времени службами защиты детства не принимались в расчет последствия попечения – то, что происходит с молодыми людьми после того, как о них перестает официально заботиться государство и они покидают места их устройства (обычно в возрасте 18 лет, либо ранее). В Англии 86% детей, содержащихся вне дома, возвращаются жить домой. Это не всегда бывает просто, так что большинство из них оказывается на улице, становится наркоманами или преступниками. Встает проблема обеспечения будущего ребенка после окончания его пребывания на государственном попечении. В действительности, все, что этим молодым людям нужно, это иметь какого-то близкого взрослого человека, кого-то к кому можно обратиться за практическим советом и эмоциональной поддержкой. В Англии существует уверенность, что в обязанности патронатных воспитателей должно входить «оставаться родным человеком» для молодых людей. В одном из агентств эта обязанность записывается как пункт трудового договора о патронатном воспитании. В настоящее время разрабатывается и система оплаты за такую работу.
Шестой этап — использование патронатных воспитателей для восстановления связей ребенка с кровной семьей с целью сохранения семьи и дальнейшая профессионализация воспитания на дому, с прогрессирующей выплатой зарплаты, в зависимости от качества и сложности предоставляемых услуг.
Во многих странах существуют так называемые «патронатные семьи в помощь кровным родителям» — это как бы логическое продолжение эволюции роли патронатной системы, направленной на сохранение семьи для ребенка. Заметим, что здесь не случайно используется термин «семья», а не «родители», т.к. в этом случае подразумеваются «расширенная семья» — родственники и люди, с кем ребенок эмоционально связан. В США разработаны специальные программы подготовки патронатных воспитателей, основной целью которых служит «партнерство воспитателей с кровной семьей ребенка». На этом этапе уже никто не отрицает необходимости полной «профессионализации» патронатного воспитания. В резолюции Конференции Международной Организации Патронатного Воспитания, которая проходила в Берлине в 1994г., отмечается: «Воспитание детей в патронатных семьях является квалифицированным социально-педагогическим трудом. Поэтому, наряду с пособием на содержание ребенка, патронатные воспитатели должны получать заработную плату, включающую оплату социальных гарантий в соответствии с действующим законодательством. По желанию, с ними может быть заключен трудовой договор».
В настоящее время наметился седьмой этап развития патронатного (фостерного) устройства детей. Патронатное воспитание рассматривается как профессия, включенная в список специальностей, существует система квалификационных характеристик, оценки и повышения компетенций, т.е. переподготовки и повышения квалификации кадров, аттестация и лицензирование, движение по служебной лестнице – от простого воспитателя – до руководителя службы по устройству детей. Гарантируется пенсионное обеспечение, оплата социальных гарантий, как любому работнику. Службы по устройству детей имеют утвержденное штатное расписание, включающее ставки патронатных воспитателей для выполнения различных работ по воспитанию на дому и т.п.