Минпросвещения изменило проект стандартов для начальной школы, вернув в них преподавание основ религии. В РПЦ позицию министерства поддержали, представители других конфессий предлагают ограничиться курсом о всех религиях Читать в полной версии Фото: Александра Мудрац / ТАСС
Министерство просвещения подготовило обновленный проект Федерального образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. С документом ознакомился РБК. Предыдущий вариант проекта образовательного стандарта включал в себя выбор двух модулей в рамках предмета «Основы религиозных культур — основы религиозных культур народов России и основы светской этики».
В новом варианте проекта образовательных стандартов предусмотрен выбор одного из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы религиозных культур народов России или светской этики. Модуль выбирается родителями школьника либо их законным представителем.
«В существующих вариантах ФГОС мы приняли решение оставить все как есть — преподавание по основным конфессиям», — сказал РБК первый замминистра просвещения Павел Зенькович.
Сейчас в четвертом классе школьникам преподают «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могут выбрать, что будет изучать их ребенок: основы светской этики, мировые религиозные культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры или основы иудейской культуры.
В начале сентября Минпросвещения представило проект ФГОС без изучения отдельных религий в рамках начального образования. Тогда в Московском патриархате заявили, что возможность выбора изучения основ конфессий доказала свою эффективность, а отказ от такой практики «нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви».
6 ноября министр просвещения Ольга Васильева вместе с патриархом Кириллом открывала съезд Общества русской словесности. Там министр заявила о поддержке предложения патриарха ввести в школах курс по изучению русской культуры.
Образовательные стандарты в соответствии с поручением президента Владимира Путина правительству должны быть обновлены до 1 декабря.
Что думают представители конфессий
Решение позволить родителям или опекунам выбирать модули по основам конфессиональных культур правильное и отвечает запросу родителей, считает руководитель сектора приходского просвещения синодального отдела РПЦ иеромонах Геннадий (Войтишко). По его словам, опасения, связанные с нехваткой кадров для преподавания дисциплин в регионах, не оправдались.
«Появление качественных преподавателей зависит не только от системы подготовки кадров, но и от расширения всего модуля. На сегодняшний день выстроена система подготовки кадров, которые могут преподавать модуль основы православной культуры — Русская православная церковь оказывает в регионах максимальную поддержку учителям», — сказал Войтишко.
У представителей других традиционных конфессий о подходе к преподаванию «религиозного» модуля иное мнение. Было бы целесообразно «с культурологической точки зрения» ограничиться модулем «Основы мировых религиозных культур», считает заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
«Мы считали, что нужно думать о предмете, который бы объединял всех россиян. Россия — многонациональное государство, и необходимо знать обычаи и культуру своих соседей, поэтому мы предлагали предмет «Основы мировых религиозных культур», который возможно выбрать сейчас. С культурологической точки зрения предмет мог бы рассказать обо всех религиях. Основам ислама я могу научить в семье или отвести ребенка в школу при мечети», — сказал он РБК.
Аббясов в отличие от Войтишко считает, что выбор модуля в регионах ограничен из-за отсутствия кадров. «Были случаи, когда люди хотели выбрать, например в Центральной России, основы исламской культуры. В администрации школы говорили, что такого специалиста нет. Я не думаю, что в каждой школе будет несколько специалистов — по православию, иудаизму, буддизму и исламу», — отметил он.
Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер заявил РБК, что из шести предложенных дисциплин он бы оставил одну — «Основы мировой культуры», «тем более что религия и культура неразделимы». «Религиозные деятели понимают, что у них появляется возможность преподавать религию в школе. Это отвратительно, ведь у нас религия отделена от государства». По его мнению, если человек хочет обучить детей, «к примеру, основам еврейской культуры», то он найдет способ. В школу же детей посылают, «чтобы они узнали, чем, скажем, православие и ислам похожи, а чем отличаются друг от друга», уверен Каннер. «Нужно рассказать детям о существовании разных религий, чтобы они были образованными, а не окунались в какую-то одну религию», — считает он.
Как РПЦ боролась за уроки православия
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным для четвероклассников с 1 сентября 2012 года. Опубликованная тогда Минобрнауки статистика показала, что большинство родителей выбрали для своих детей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».
В последующие годы Русская православная церковь неоднократно просила министерство расширить преподавание курса — как за счет увеличения количества часов в четвертом классе, так и за счет преподавания со второго по девятый класс или с первого по одиннадцатый класс.
Необходимость расширения на весь период обучения в школе с первого по одиннадцатый класс представители церкви объясняли в том числе возросшей террористической угрозой. «Когда террористы оперируют религиозными лозунгами, вербуют молодых людей в террористические организации, внушая им, что это богоугодное дело, нам нужно существенно расширять преподавание религиозной культуры», — заявлял в 2017 году митрополит Иларион.
Минобрнауки в 2014 году также говорило о расширении курса основ религиозных культур и светской этики со второго по десятый класс.
В начале 2018 года министр Ольга Васильева рассказала о продолжении работы над расширением курса. Позднее в том же году патриарх Кирилл выразил надежду на увеличение числа часов «Основ религиозных культур и светской этики», заявив о преподавании предмета «для галочки».
В РПЦ продолжат выступать за расширение курса. «Мы продолжаем вести диалог с Минпросвещения, и я надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки», — заявил РБК Войтишко.
Что должны знать четвероклассники по итогам обучения основам религии
Согласно проекту образовательных стандартов, по итогам обучения по любому из модулей, которые касаются основ религии, школьники должны называть не менее трех традиционных конфессий в России и выражать своими словами «понимание российского общенародного патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России», выражать понимание духовно-нравственной культуры народов России и человеческого достоинства.
В рамках модуля «Основы православной культуры» ученики должны, в частности, раскрывать своими словами первоначальные представления о «вероучении о Боге-Троице, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе», уметь рассказать о назначении и устройстве православного храма, раскрывать «основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи», а также распознавать христианскую символику. По окончании изучения модуля «Основы иудейской культуры» ученики должны уметь рассказывать о нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе, Танахе, Талмуде, об иудейских праздниках и художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах и о другом.
По модулю «Основы религиозных культур народов России» четвероклассники должны уметь рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), о религиозных календарях и праздниках религий России.
В рамках модуля «Основы светской этики» должны усвоить «основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, вера в добро, человеколюбие)», рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти общества, а также о «нравственных традициях предпринимательства в России». Кроме того, они должны уметь раскрывать своими словами представления о «любви к Родине, уважении памяти предков, доброго имени любого человека».
Предмет «Основы православной культуры» в российские школы введен не будет, стало известно «Газете.Ru». Ректор проводившего экспертизу примерной основной образовательной программы по курсу «Православная культура» Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко рассказал отделу науки о причинах такого решения.
В конце июля Российская академия образования (РАО) предложила провести экспертизу примерного образовательного курса для школьников «Основы православной культуры». До этого данный курс являлся одним из модулей «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), решение о выборе которого предоставлялось родителям учеников 4–5-х классов. Заключение экспертного совета должно было быть вынесено до 22 августа. Как сообщили в пресс-центре РАО, проверку стандарта проводили две организации, одна из которых — МГПУ, а о другой представителю пресс-службы не было известно.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ, так прокомментировал ситуацию с проверкой: «Могу дать один формальный, один содержательный ответ. Эксперты отмечают, что в федеральном государственном образовательном стандарте нет предмета «Основы православной культуры» применительно к основной и старшей школе (5–11-е классы). Он действительно есть для начальной, а для основной и старшей его нет. Прежде чем обсуждать его введение, нужно вносить изменения в стандарт. Содержательный аспект состоит в том, что те образовательные результаты, на которые направлена программа, уже реализуются большим количеством других предметов: все, что связано с умением воспринимать мнение других, знанием культуры, в том числе и православной, пониманием, в какой мере православие влияло на историю нашей страны.
Результаты данной программы пересекаются с другими предметами. В связи с этим требуется уточнение перечней образовательных результатов, достижение которых должна обеспечить новая программа».
Он также добавил, что проверка курса «Основы православной культуры» проводилась еще до официального назначения Ольги Васильевой новым министром образования и науки, следовательно, она «абсолютно никак не влияла на исход экспертизы», а члены совета на нее не ориентировались.
Заключение экспертов будет отправлено в Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО), члены которого вынесут окончательное решение. При утверждении образовательной программы на все 11 лет школы в объеме от одного до двух часов в неделю пришлось бы перекраивать всю систему распределения учебных занятий.
Так как по разработанным стандартам здоровья школьники могут учиться определенное количество часов в неделю, от «Основ православной культуры» неукоснительно пострадала бы математика, география или история.
О поступившей просьбе РАО провести экспертизу стало известно из социальных сетей Игоря Реморенко. Он 23 июля выложил в Twitter и Facebook фотографии официального запроса, подписанного президентом академии образования Ларисой Вербицкой, и плана программы. Сам Реморенко прокомментировал снимки словом «Бомба».
Как только информация о запросе на проверку «Основ православной культуры» попала в сеть, на нее моментально отреагировали представители разных конфессий. Диакон Герман Демидов из отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата выступил с опровержением сообщений об обязательности курса для всех российских школьников. Он заявил, что при наличии соответствующих разработанных программ по основам других религий они также могут рассматриваться для введения в школах. По мнению представителя Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Боруха Горина, преподавание основ только одной религии навредит школьникам и «приведет к возникновению перегородки между детьми».
Ректор МГПУ пояснил, по каким критериям гипотетически может избираться курс по изучению в школах основ какой-либо одной конфессии: «Здесь два момента: если речь идет о существующем курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и ОРКСЭ, то в нем уже предусмотрена процедура выбора одного из модулей для изучения (Основы православной, буддийской, мусульманской, иудейской культур, Основы мировых религий или светской этики). Она предполагает, что учитывается мнение каждой семьи и только после этого школа решает, какие модули вводить. Если речь идет о том, что не входит в стандарт, то надо иметь в виду, что в стандарте есть некоторое число часов, которые определяет школа через решение управляющего совета, тем самым утверждая свою образовательную программу. В Белгородской области, например, так введен курс «Православная культура» во внеурочное время, в других регионах популярен курс «Истоки».
Программа «Истоки», на которую сослался Игорь Реморенко, принята во многих школах Белгородской и Вологодской областей. «Целью курса «Истоки» (1–11-й классы) является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к ее устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества», — сообщается в пояснительной записке к программе.
Как сообщил Реморенко, на проверку соответствия образовательным стандартам поступил только план программы с 1-го по 11-й класс без учебников или методических пособий. К настоящему моменту выбор учебников по «Основам православной культуры» невелик, а большинство из них рассчитано только на младшеклассников.
Из ограниченного числа пособий указом Министерства образования и науки от 24 декабря 2010 года официально рекомендован учебник, написанный отцом Андреем Кураевым.
Также до сих пор остается непонятным, кто из учителей должен вести курс по нравственному воспитанию, не считая тех, кто преподает в младших классах. Пока еще ни в одном педагогическом вузе страны не выпускают учителей религии или «духовно-нравственных основ». Московский институт открытого образования (МИОО) в блоке социально-гуманитарных наук предлагает каждому учителю вне зависимости от преподаваемого предмета освоить дополнительную профессиональную программу по ОРКСЭ, в рамках которой есть «Основы православной культуры».
Свое видение Игорь Реморенко представил так: «Разные люди бывают: учителя истории, учителя мировой художественной культуры. Здесь все зависит от кругозора, интересов, способностей каждого учителя. Тут я бы не требовал наличия жестких квалификаций. В нашей школе курс по этике преподавал биолог, потому что он действительно об этом думал, писал статьи».
Текст подготовлен в сотрудничестве с проектом «Индикатор» (Indicator.Ru).
Сегодня наш дискуссионный клуб посвящен этой обоюдоострой теме: школа и религия. Своим собеседникам — учителям и родителям, экспертам и религиозным деятелям — мы задавали два главных вопроса. Первый: как вы относитесь к преподаванию в школах основ православной культуры? И второй: как вы относитесь к тому, что в школы придут священники разных конфессий преподавать религию? Закон Божий?..
31 окт. 2003 Электронная версия газеты «Владивосток» №1454 от 31 окт. 2003
Что и говорить: все, что касается школы, детей, волнует нас самым непосредственным образом. Вот почему новый предмет, предложенный в свое время Министерством образования РФ — «Основы православной культуры», — вызвал бурю эмоций и дискуссий, которые не утихли по сей день. Тем не менее факультативный этот предмет потихоньку завоевывает свои позиции, находя все новых и новых сторонников. И противников?
Накануне учебного года Минобразования приготовило нам еще один сюрприз.
5 августа в Минюсте зарегистрирован приказ министерства образования «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
Что он гласит? А то, что теперь любая зарегистрированная религиозная организация вправе прийти в любую школу, училище, университет и предложить нашим детям вести уроки – уже не культуры, а религии. С молитвами, учением, обрядами…
Есть, правда, некоторые «но». Например, обучение религии может осуществляться только с согласия детей и по просьбе их родителей. Ну и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления. Причем просьбу родителей «рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения».
Итак, есть реальная опасность уже совсем скоро в спортзале школы, где учится любимое чадо, или в актовом зале вместо азартного крика болельщиков, вместо репетиции вокальной группы или театрального кружка услышать молитвы…
Почему опасность? Да потому, что всему свое место: школа – для получения научных знаний, для кружков дополнительного образования, для занятий спортом и танцами. Церковь – особое место, и если надо обучать детей религии, то любая конфессия вправе создать воскресную школу. Но делать из светской школы филиал церковных курсов – зачем? Зачем приглашать сюда священников – разных? И как это может выглядеть в реальности: сегодня урок баптизма, а завтра – урок православия? А послезавтра – намаз? Но ведь церковь у нас отделена от школы!
Конечно, большинство родителей, пока еще по большей части осторожных по поводу религий, не станут торопиться писать заявления и создавать в классе общины. Но кто гарантирует, что завтра к директору школы или прямиком на родительское собрание не придут представители какой-нибудь заморской общины и не предложат: мы вам – три компьютерных класса, ремонт и уроки английского, которые у вас сроду не велись, а вы нам – время и место для задушевных, высоконравственных бесед…
Словом, министерство образования открыло двери школ для религиозных организаций. А может, в этом и нет ничего плохого?
Если вам есть что добавить к представленным здесь мнениям, звоните: отдел гуманитарных новостей — 415-670. Пишите на адрес редакции или в форуме газеты.
Тема номера: религия и школа