ДЕТЯМ ОБ ИКОНЕ:
Обучаться иконописи может далеко не каждый. Иконопись искусство особое — церковное. Поэтому на обучение иконописи нужно чтобы благословил священник. Икона не похожа на привычные картины, поэтому и иконописцы не похожи на простых художников. Это люди, обязательно глубоко верующие и благочестивые. Сегодня, как и много веков назад иконописи учатся с детства, понемногу постигая тайны старых мастеров. Все приёмы иконописи можно перенять только от опытного учителя — иконописца. В иконописи совершенно особые технические и живописные приемы, поэтому чтобы писать иконы этому нужно много учиться.
Иконописцы соблюдают множество очень строгих правил, о которых можно узнать только от своего учителя. Это правила об образе жизни и творчестве иконописца. Одно из них заключается в том, что иконописцы никогда не придумывают сюжеты своих произведений. Это строго запрещается. На протяжении веков сюжеты икон не изменялись, так как многие иконы являются чудотворными. Иконописцы выполняют «списки», можно сказать, копируют иконы старых мастеров, написанных в древности.
Тем не менее, творчество иконописца огромно и увлекательно, а соблюдение правил (канона) это словно дорога, по которой следует иконописец. Чем ближе иконописец подошел к древним традициям, тем более отточено его мастерство, глубже его работа, тем выше она оценивается людьми в духовном и художественном плане.
Кроме того, преподавать иконопись — большая ответственность и, прежде всего, духовная. Педагог иконописи должен сам превосходно писать иконы и иметь художественно-педагогическое, искусствоведческое и богословское образование. А также такие занятия должны проходить при храмах или монастырях под чутким окормлением священников. В процессе обучения учащимися соблюдаются церковные обряды — например, прочтение молитв в начале и в конце занятия, лекции по Закону Божьему и т.п.
Техника иконописи хранит в себе много приёмов. Икона создается не спеша, долго и тщательно. Сначала заготавливается иконная доска. Она делается из разных пород деревьев, но чаще используется липа. Некоторые считают, что липа — это обязательное условия для создания иконной доски. Это не так. Используются разные породы деревьев, такие как дуб, кипарис, сосна и другие. Иконная доска делается определенной конструкции, которая позволяет иконе долгое время оставаться прямой и ровной, не изгибаться, не высыхать. На доску затем наклеивают специальную ткань – паволоку, после чего покрывают иконным грунтом — левкасом. Грунт иконописцы делают сами, он состоит из клея и мела. Затем на иконе выполняется золочение. Золотятся нимбы, фон и некоторые другие детали в зависимости от сюжета. Золото используется настоящее — сусальное.
Все в иконе имеет свою символику. Например, золото — символизирует сияние Бога, Божественное свечение, а иконная доска символизирует крест, на котором был распят Иисус Христос. Техника письма иконы — станковая темперная живопись. Краски используются специальные, они называются пигменты. Это краски в виде сухих порошков минерального и органического происхождения. Иконописцы вручную добавляют в них специально приготовленный раствор яичного желтка — таким образом, происходит «творение красок».
Пишут икону строго в определенной последовательности: сначала элементы пейзажа, если таковой имеется в сюжете, одежду, какие-то предметы, а потом приступают к написанию лика святого. В завершение наносят обозначения имени святого. Эта подпись — своего рода освящение иконы, иконописец после этого уже ничего не меняет. После покрытия работы специальным защитным слоем (лаково-масляной пленкой или олифой) ее можно считать завершенной.
Настоящий иконописец не должен изображать других сюжетов кроме религиозных. Как уже подчёркивалось, иконописцы это не просто художники. В иконописи есть свой очень важный смысл, иконы посвящены Божественным образам — Спасителю Иисусу Христу, Пресвятой Богоматери, и Святым, а художники изображают окружающий нас мир.