Люди, которые мешают наслаждаться жизнью
фото: unsplash
Словом 2018 года по версии Оксфордского словаря английского языка признано слово «токсичный». За этот год на 45% увеличилось количество просмотров этого слова на сайте словаря Оксфорд. Оксфордское слово года определяется путем выбора слова или выражения, которое вызвало наибольший интерес у пользователей. Таким образом, ежегодно на официальном сайте Оксфордского словаря публикуется слово, которое может характеризовать и передать настроение уходящего года.
В 2018 году слово «токсичный» использовалось не только по отношению к ядовитым и вредным веществам и газам, а также к людям и отношениям. Одним из самых часто употребляемых словосочетаний стало «токсичные отношения», согласно базе данных словаря. Причиной таких отношений становятся часто сами люди.
«Токсичные» люди – это люди, которые «отравляют» вас своим поведением. Часто мы не сразу можем распознать таких людей, впускаем их в свою жизнь и пожинаем горькие плоды. В данной статье мы приведем основные типы людей, от которых лучше бежать, пока они не «отравили» вам жизнь или же быть осторожными в общении с ними, если его избежать не удается.
- Я, я, я, я, я
«Нарцисс» – не только название цветка, но и имя нарицательное для самовлюбленных и эгоистичных людей. Такой человек стремится всегда быть на вершине, блистать в любой компании. Он очень болезненно и агрессивно реагирует на малейшие попытки это оспорить.
Рядом с таким человеком вы всегда будете в его тени. Сколь талантливым, успешным и умным вы бы не были. Нарцисс может не давать вам развиваться и «душить» ваши стремления своим эго.
- «Всё нормально»
Это обычная фраза из уст следующего типа «токсичных людей» – пассивного агрессора. Этот человек никогда прямо не скажет вам о своем недовольстве. Вместо этого он будет «кормить» вас недомолвками, фразами-загадками и сарказмом, сохраняя дистанцию. Излюбленная тактика – многозначительное молчание с обиженным видом.
Такие люди просто не умеют напрямую выражать недовольство и обсуждать его причины. В общении с пассивн-агрессивными людьми вы как будто играете в «Что? Где? Когда?», где нужно не только правильно ответить, но и отгадать вопрос.
- «Крепость молчания»
На первый взгляд данный тип «токсичных» людей напоминает пассивно-агрессивный. Он так же любит молчание и недомолвки. Но, в отличие от последнего, он не ждёт от вас ответа на загадку, он просто не хочет ничего обсуждать. В обычной ситуации такой человек может охотно и часто с вами общаться, но как только возникают проблемы, его чувства оказываются за «каменной стеной». Такое поведение может разочаровать, а попытки «достучаться» вызывают гнев. Особенно обидно, если это ваш партнер или близкий друг. Подумайте, стоит ли «разбиваться» о стену из молчания.
Смотрите видео о психологической методике сай-кей:
- Критический удар
В компании такого человека вы постоянно чувствуете свою никчемность и бесполезность. Критик не дает советы или рекомендации. Он просто критикует, не предлагая ни решений, ни помощи. Критике может подвергаться всё: от ваших жизненных позиций и привычек, до сделанного не в тот момент вздоха. Критик не будет пытаться понять причину ваших действий, проявить эмпатию. Он будет критиковать прямо, тем самым самоутверждаясь. Основной признак критика – направленность на особу, а не на поведение. В критике он будет переходить на личности.
Типы людей, с которыми лучше не общаться
фото: unsplash
- Хамелеон
Самый опасный и трудный тип «токсичных» людей – асоциальная личность. Этот тип сочетает в себе всё «лучшее» от социопатов (взрывной характер и непредсказуемость) и психопатов (мстительность, любовь к манипуляциям, нулевая эмпатия). Невероятная гибкость поведения и умение «замаскироваться» и стать душой компании делает асоциальную личность «хамелеоном токсичного мира». Этот идеальный хищник до последнего не вызывает у жертвы подозрений и успешно ею манипулирует. В большинстве случаев жертва даже будет отстаивать его невиновность и отметать все доводы разума. Такой тип «токсичных» отношений сложно распознать, но если вы осознали, что рядом такая личность – бегите.
Ваше время и психологическое состояние – бесценны. Не тратьте их понапрасну на подобные типы людей, старайтесь избегать «токсичных» отношений. Помните, что всегда есть люди, которым вы по-настоящему дороги.
Просмотры: 1 665
(Краткое пособие для атеистов)
Предисловие
К написанию пособия подвигло личное многолетнее общение с обычными верующими, а также с чинами христианского духовенства во времена, когда меня самого увлекала эта религиозная доктрина.
Пособие в основном предназначено для атеистов, вынужденных общаться с теми христианами, которые настырно навязывают свою веру. Поэтому даются пояснения особенностям православного мышления, а также методам воздействия христиан на светское общество.
О критике религии
Критиковать христиан надо с оглядкой на закон о защите прав верующих, поскольку особо нетерпимые из них беззастенчиво используют этот закон для преследования атеистов, которые якобы оскорбляют их. То есть право атеистов на свободу выражения мыслей, дарованное Конституцией, судебные органы могут истолковать как оскорбление религиозных чувств христиан.
Как это происходит? Обиженные православные настаивают, что атеистами оскорбляются не только их верования, но и некое существо, которому они поклоняются. К сожалению, судом не будет принято во внимание, что вы искренне считаете это существо сказочным, поскольку его бытие абсолютно ничем (кроме слов верующих в него) не подтверждено.
Напомним, что у нас светское государство.
Ни в одном государственном акте России не указано на возможность и правомерность вмешательства в нашу жизнь сверхъестественного существа или любой иной непонятной субстанции.
Поскольку такого акта не имеется, то никто не обязан испытывать перед неким таинственным существом чувство почтения, умиления или вины. Однако в суде, при обсуждении религиозных вопросов, об этом почему-то забывают.
Ещё совсем недавно вряд ли можно было представить возрождение в наше время древней инквизиции. Однако это случилось.
О божественных истинах
Чем быстрее развивается наука, в том числе археология, геология и биология, тем меньше остается аргументов в истинности Священного Писания и многочисленных трудов отцов церкви.
Внимательный читатель и слушатель давно обратил внимание, что многие современные адепты христианства стараются как можно реже вспоминать так называемые божественные истины Ветхого Завета. Некоторые делают вид, что старого завета вообще не было, а есть только новый. Расчет простой — чем меньше упоминаний о том, что опасно обсуждать, тем лучше для верующих.
Почему это происходит?
Да потому, что описанные в Ветхом Завете ужасные злодеяния, творимые во имя Всевышнего и по прямому его наущению¹, просто невозможно ничем оправдать, если не лукавить перед самим собой и другими.
Поэтому, когда священникам предлагают объяснить те места Ветхого Завета, которые невозможно читать без содрогания, они сквозь зубы признают жестокость древнего Писания. Но при этом делают весьма странный вывод — поскольку в те времена человеческий род и общественные отношения были невероятно ужасны, то бог и поступал с людьми соответственно.
Таким образом, косвенно признаётся, что в настоящее время ветхозаветные действия бога по отношению к человечеству нельзя считать, мягко говоря, добрососедскими.
Но, какими бы благими причинами не оправдывались действия божества в стародавние времена, ничто не может скрыть его призывов к уничтожению невинных людей. Надо помнить, что во все времена Ветхий Завет является боговдохновенным для христиан и иудеев. Значит, именно главный соавтор этого произведения ответственен за свои человеконенавистнические призывы.
Древнее Писание уже не исправишь, хотя многим священникам хотелось бы это сделать. Научные исследования показали, что в истории христианства не раз кардинально менялось понимание основополагающих религиозных истин.
Например, на Вселенских соборах не раз возникали дискуссии, следует ли считать Христа сыном божьим. При этом многие богословские споры нередко заканчивались уничтожением инакомыслящих христиан, например, в России считалось в порядке вещей сжигать старообрядцев целыми семьями.
Вот почему священники старательно умалчивают о ветхозаветных ужасах, упирая на человеколюбие Нового Завета. Однако это неправда — в нём тоже есть немало жестоких и совершенно аморальных призывов. Они тоже вдохновлены богом? Христиане считают именно так.
Виноват ли бог
Священники изобрели странную отговорку: Бог поругаем не бывает!
Это очередное лукавство — ещё как бывает! Ведь, если всё по его воле, нетрудно понять, что о нём самом и об этой воле думают пострадавшие.
Адепты христианства, способные мыслить логически, всегда оказываются перед необходимостью сделать весьма неприятные для них выводы:
— если «бог есть Любовь», то он никак не может быть соавтором Ветхого и Нового заветов, ведь в них содержатся многочисленные призывы к расправам, в том числе над невинными;
— если не само божество вдохновляло сии древние книги, то их следует признать чисто людским творчеством, как и все остальные сказки про греческих, скандинавских, индийских и прочих богов;
— если древние повествования всё-таки вдохновлены свыше, а бог всех заветов един, то он не есть Любовь. Это невероятно ревнивый и жестокий деспот, наказывающий не только за дела, но даже за мысли.
Вспомним утопический роман Джорджа Оруэлла «1984», там описывается общество, где за «мыслепреступление» грозит смерть. Многие, кто читал или слышал об этом романе, считают, что в реальной жизни невозможно внедрить механизм наказания за мысли. Однако это не так. Уже много веков существует религиозное сообщество, считающее необходимым применение самых жестоких наказаний только лишь за помыслы. Почему оно так считает?
По мнению этого сообщества, некоторые помыслы сильно обижают бога. Посему рассерженный бог просто обязан наказывать вечными мучениями в аду.
Во что они веруют и чему молятся
Паству во все времена призывали истово верить в Высокого покровителя, но не ждать от него немедленных чудес. Но если кто-то быстро выздоравливал, или находил клад, или выигрывал очередную войну, то служители разных культов приписывали эти успехи несомненному покровительству соответствующего божества. Доказательств его бытия было очень много — начиная от созданных им звёзд, солнца, луны, а также насылаемых кар небесных в виде болезней, природных катастроф и других испытаний. Нелишне напомнить, что и сейчас некоторые верующие считают, что разного рода техногенные катастрофы и природные катаклизмы являются наказанием божьим за грехи развращенного человечества. То, что при этом гибнут даже младенцы, их ничуть не смущает.
Эта позиция входит в противоречие с заявлениями того духовенства, которое утверждает, что вера не требует доказательств существования Бога. По сути, это прямое признание, что таковых доказательств вообще нет.
Подобный подход к бездоказательному утверждению наличия всесильного существа называется очень пафосно: подвиг веры.
Но почему вектор веры качнулся в сторону от поиска и трактований разных случаев и явлений, ранее относимых к чудесным? На первый взгляд, это очень странно, тем более, что такие действия непонятны многим прихожанам и даже священникам.
Дело в том, что благодаря науке многие так называемые чудеса получили естественное объяснение, и эта информация доступна теперь буквально всем. А те факты, которые пока ещё официально не разоблачены, тем не менее уже давно вызывают подозрение в их якобы божественном происхождении, например, явление Благодатного огня в строго определенный день и даже час.
В этой связи хочется спросить тех, кто верит в Создателя Вселенной и всего сущего: почему вас не удивляет тот факт, что великое божество повинуется призыву какого-то смертного и ежегодно послушно показывает своё зримое присутствие путем зажигания свечей? Разве нет более серьёзных причин показать свою великую силу? Например, прекратить войну, потушить вулкан, усмирить цунами? Это и зримее, и гораздо полезней для любимых чад, коими, по утверждению духовенства, являются для Всевышнего люди.
Серьёзного ответа вы не дождетесь, скорее всего будет отговорка, типа «неисповедимы пути Его».
На самом деле священники боятся, что новое «чудо» окажется объяснено или даже разоблачено и этот факт выставит их в ещё более неприглядном свете. Получается странная ситуация, когда существование чего-то с одной стороны признается чудом, а с другой — не считается нужным ждать других чудес.
Вот и получается, что по уверениям одной части духовенства, всемогущий бог якобы даровал свободу во всём. А другая часть того же духовенства наоборот твердит, что бог постоянно вмешивается в дела смертных. Поэтому нам часто приходится слышать восторженные россказни о невероятных исцелениях, получении различных материальных благ, в том числе в денежном эквиваленте.
По утверждению христиан эти приятные бонусы достаются им благодаря молитвам, обращенным к Вершителю Судеб, или к тем, кого духовенство успело зачислить в лики святых. Однако снова появляются неприятные вопросы:
— если сила заклинания-молитвы реальна, то разве это не чудо?
— если не ожидать чудес в виде благ, зачем вообще молиться?
Действительно, большинство заклинаний-обращений к божеству лишь о том, чтобы получить конкретное материальное благо, а отнюдь не спасение души. Пролистав толстый молитвослов, можно найти заклинание на любой вкус. Как после этого рядовому прихожанину не поверить в чудеса? Поэтому тот или иной православнутый постоянно молится, надеясь на новую квартиру, повышение по службе, избавления от вредных соседей и тому подобное.
Духовенство постоянно цитирует те строки Писания, где говорится о том, что надо просить и это будет дано. Поэтому священники никогда не скажут прихожанину, что не следует ждать чудес и потому молиться не нужно. Без молитвы вообще теряется весь смысл личного обращения к божеству. Но как быть, если в реальной жизни просимое не даётся? Эти случаи пастыри объясняют недостаточным усердием в молитве и сурово наставляют засомневавшихся — вера не терпит сомнений!
Однако то, что годится для зомбированных православных, недостаточно для привлечения новых адептов веры, и возникает ещё один извечный вопрос — что делать? Как убедить потенциальных прихожан в реальном существовании невидимого божества, чтобы и далее морочить им мозги?
Придумка священников проста, но отнюдь не гениальна.
Чтобы убедиться в существовании непознаваемого и невидимого, людям предлагают до умопомрачения читать заклинания особого рода, призывая Его и прося у Него дать силы поверить в Него.
Выглядит это весьма странно, но такие странности у верующих в ходу.
По сути эти заклинания представляют собой некое подобие медитации или примитивного аутотренинга, когда нужно сосредоточиться на одной, максимум двух мыслях. Любой психолог скажет, что если чувствительный человек (это не всегда означает наличие расшатанной психики) будет постоянно вызывать в себе желание ощутить нечто — вполне вероятно, что это нечто будет ощущаться им всё явственнее и острее. Такова особенность психологического устройства личности, ведущее иногда к её расстройству («Если долго вглядываться в бездну, то и бездна начнет вглядываться в тебя» (Ницше).
Действительно, у людей, изнуренных частым недосыпанием, недоеданием (постом) и разными бытовыми неурядицами, в ходе напряженных молитв могут появляться некие странные ощущения, ранее ими не испытанные. В этих случаях служителя культа торжественно провозгласят, что усилия молящегося не пропали даром и он ощутил Его дыхание, Его благодать и т.п.
Только редкий храмовый служитель, способный не к показному, а к настоящему житейскому состраданию, посоветует не радоваться необычным ощущениям и видениям, а записаться на прием к соответствующему врачу.
Так что же делать с теми, кто искренне полагает, что постиг нечто особенное и предлагает вам ту методику, которой он воспользовался столь «успешно»?
Голоса для избранных
Представьте себе человека, который ни разу не ходил по горным тропам, но решил отправиться в такой поход один и без всякой подготовки. Опасаясь за его жизнь и здоровье, друзья отговаривают от неразумного шага. Однако тот стоит на своём, твердя лишь один аргумент в пользу своего намерения: он чувствует, что обязательно должен это сделать!
— Откуда у тебя взялось это чувство? — спрашивают друзья.
— Оно возникло в глубине моей души и не дает мне покоя, я ощущаю его бесспорную истину, потому с радостью покорюсь ему! Я иду в горы!
В этой ситуации ещё остается слабая надежда убедить друга, озабоченного идеей горного похода, в смертельной опасности данного мероприятия.
А теперь представьте похожую ситуацию, отличающуюся от описанной выше только одним, — ваш друг ссылается не только на некое чувство, но и на явно слышимый им некий голос, говорящий примерно следующее:
— Иди туда, куда Я говорю! Не слушай никого, кроме Меня! Ты гораздо лучше других, ибо ты избранный. Ведь только ты слышишь Мой Глас!
Услышав про голос в голове «избранного», друзья понимают, что их товарищ попросту свихнулся и дальнейшие убеждения в пагубности его намерения совершенно бесполезны.
Как уже было сказано выше, после напряженных молитв-заклинаний могут появиться некие странные ощущения. Если они кратковременные, нечастые и «избранному» удастся избежать встреч с клиникой, то он может и дальше вести привычную трудовую деятельность и нормально общаться с другими людьми.
Но стоит только коснуться темы религии и попытаться выразить сомнение в существовании того, кто является объектом поклонения верующего, как всё сразу меняется. В лучшем случае, адепт веры посмотрит на вас с мягким укором и снисходительно скажет:
— Вы ошибаетесь! Он есть и ждёт, когда вы сами откроете ему дверь.
Эти слова радуют многих верующих, но мотивация тут часто другая:
«Хорошо, что без моего приглашения сам не заявится!» — с облегчением думают те, кто верят в Вездесущего, но не горят желанием скорой встречи с ним. Ведь возможны всего два варианта этого свидания — после своей смерти, или при наступлении апокалипсиса, что тоже не способствует оптимизму.
Заключение
С доводами о том, что не бог придумал человека, а человек — бога, христиане никогда не согласятся, ведь тогда они перестанут быть теми, кто они есть. Поэтому все противоречия Писания будут ими проигнорированы — верующие уверены, что если не обращать внимания на несуразности, то их не существует.
Конечно, можно попытаться спросить их, как они могут смиряться с тяжелой рукой Владыки, если он Всемилостивый и Всеблагой? Но внятного ответа вы не дождетесь. Забудьте о логике, когда общаетесь с христианами, в их голове легко уживается допущение, что Высшая личность может быть одновременно и великим злодеем, и великим благодетелем. Более того, многие христиане искренне радуются мстительности и жестокости своего божества, иначе как объяснить такие, столь популярные среди них мантры:
— Он вам воздаст! Он вас накажет! Он на вас адские муки нашлет!
Использовать данное пособие для переубеждения православнутых можно попробовать, но сделать это будет очень сложно, ведь настоящий религиозный фанатизм практически неизлечим.
И вообще, спорить с христианами на предмет их веры целесообразно лишь в тех случаях, когда они способны слушать доводы оппонентов, а не обвинять их во всех грехах. Но таковых крайне мало. Остается лишь надеяться, что кто-то из христиан сможет непредвзято задуматься об истинности того, во что ему велено верить, и обретёт свободу — хотя бы в мыслях.
По себе знаю, что такое возможно.
¹Рекомендуется: Сэм Харрис («Конец веры»), Ричард Докинз («Бог как иллюзия»), Кристофер Хитченс («Бог — не любовь»), Поль Анри Гольбах («Галерея святых или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов»). В этих книгах конкретными фактами подтверждается жестокость религиозных доктрин, в т.ч. христианства.
Иллюстрация: картина Васи Ложкина
В данных тезисах философия рассматривается как форма высокого общения. Под этим подразумевается актуальность философского процесса в высоком общении; высокое здесь имеется в виду как способность философствующего искать ответы на предельные мировоззренческие вопросы: отношение человек — мир. Поскольку важно учитывать социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии, то необходимо отметить: философия изначально возникла как сфера, возвышающаяся над обычным бытием; исторически первой выступала в форме высокого общения, поскольку философская база знания еще не была сформирована; необходимо разделить философию как диалог и философию как общение. Диалогическая философия обладает инструментальностью и записанностью, это то, что подвергнуто рефлексии.
Философия как общение — это активный поиск, процесс, который по характеру разделяется на непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение осуществляется жестко в хронологических рамках по принципу здесь и сейчас, а косвенный характер общение приобретает, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов (понятий, положений, методов, средств общения). Поскольку общение (по определению) невозможно в полной мере каким-либо образом зафиксировать, то в истории философия рассматривается как форма античного философствования (у Пифагора и Сократа). Традиционное изложение философии Пифагора и его взглядов осуществляется без акцентирования на то, как философия его об устройстве мира раскрывается в установках как надо осуществлять философию, как общение. Сократовский метод рассматривается в работе, как философский в противовес концепции Бахтина о методе Сократа, как литературном жанре.
Диалог — информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Диалог может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица «Я» и «Другого», либо как рационализированный диалог, когда событие встречи пересматривается, исходя их полученного результата и приобретает характеристики телеологичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный пласт общения и гипостазируется теоретико — информативный. Кроме того, следует различать диалог в традиционном понимании — логический, и диалог в современном понимании — феноменологический. В логическом диалоге связь осуществляется через сферу общезначимого, через речь (логос), и гарантом понимания является полнота перевоплощения в речевого субъекта, что оборачивается репрессией индивидуального. Феноменологический диалог — непосредственный обмен и перевод между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности; кроме диалогизирующих ничего и никого нет. Возможность взаимопонимания, обоснованная смысловыми параллелями, сходными трансцендентальными структурами и подобием организаций сознания, не гарантирует адекватности перевода. Полнота понимания может быть обеспечена только знанием языка Другого во всей его специфике. Зарождение философии напрямую связано с диалогом, что можно увидеть в майевтике, надстраивающейся над софистической беседой.
Согласно М.М. Бахтину, так как сознание есть тогда, когда есть два сознания, то корректнее употреблять вместо «науки о духе» термин «науки о духах (двух по меньшей мере)» 1.
Общение — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека — быть включенным в социум и культуру. Однако, в отличие от коммуникации, общение предполагает не только информационную, но и личностно — экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе общения и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов общения как общность. Фундаментальное отличие общения и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура общения — диалогична. Бубер называл общение людей «диалогической жизнью». Выявленная Бахтиным структура диалога в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме общения. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения… В процессе общения существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров. Общение имеет импровизированный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения.
Гегель в работе «Лекции по история философии» дает объяснение употребления Пифагором название «философ». Пифагор, согласно пониманию немецкого философа, ставил целью своего учения не просто убедить слушателей в своей истинности, а благоустроить всю нравственную жизнь людей (которые бы действительно хотели бы изменить в себе нравственного человека). Пифагор не назвал себя мудрецом, тем, кто действует практически (то есть участвует в государственных делах), он противопоставил орден (организованный им) официальным правилам совместной жизни людей. «Философия, таким образом, не есть любовь к мудрости, как к чему-то, чем стремятся обладать; она есть неисполненное желание этого обладания» 2. Важно то, что философия осуществляется как потенция, это процесс, поэтому возможно говорить о философии как общении, так как это не застывшая форма, отлитая определенным способом и не потенциальная для какого-либо изменения. Таким образом, можно считать Пифагора основоположником философии как особого рода общения. В этом общении для философа важен момент процессуальности, акт данности беседы.
Примечания
- Новейший философский словарь. Сост. А.А. Грицанов. Мн., 1998. С. 215.
- Гегель Г. Лекции по истории философии. С. 224.