14 января православные и грекокатолики отмечают сразу несколько праздников. Главное торжество по церковному календарю — Обрезание Господне. Это священнодействие ветхозаветной церкви стало прообразом христианского таинства крещения. На восьмой день новорожденный Христос был обрезан и назван Иисусом. Еще один праздник 14 января — день святителя Василия Великого, одного из великих учителей церкви (мужчины и мальчики с таким именем отмечают день ангела). Кроме того, с 13 на 14 января принято встречать Новый год по старому стилю. А вечер накануне называют в народе Щедрым. Традиционно наши предки встречали Новый год богатым столом, на котором было не меньше 12 сытных блюд (что ), и веселыми щедривками — обрядовыми песнями с пожеланием всем добра, счастья, здоровья и благосостояния на весь год.
И, конечно, в Украине существовали «праздничные запреты», которых в старину люди старались придерживаться.
Чего нельзя делать в праздник
Согласно поверью, за столом нельзя пить по одной чарке, надо выпить сразу по второй, «до пары», чтобы пожилые супруги жили вместе, а парни и девчата поскорее нашли себе вторую половинку.
«Засевать» в праздничный день девушкам и девочкам нежелательно, ведь считается, что счастье в дом приносят именно мальчики или парни.
Не полагается оставлять «посівальників» без награды. В благодарность за поздравления и пожелания детям дают деньги и сладости со словами: «Ось тобі грош — будь завжди хорош!»
И, конечно же, не следует в праздник работать.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о традициях празднования Нового года, о том, как наши предки гадали в Щедрый вечер и что нужно было сделать накануне, чтобы не упустить свое счастье.
14 января Православная Церковь празднует Обрезание Господне в память о том, как на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос принял обрезание. В этот день Ему было дано имя Иисус, которое предрек Деве Марии Архангел Гавриил при Благовещении. Назвать младенца Иисусом повелел Иосифу Обручнику и ангел, сообщивший ему, Кого носит во чреве Мария.
Вопрос-ответ Сочельник и Рождество Христово в православии: история и традиции
История праздника
Согласно ветхозаветному закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю и не мог быть причислен к народу Израилеву. Если бы Он не принял обрезания, то никто из народа Израилева не признал бы в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.
Обрезание было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:9 и дал.) Ветхозаветное обрезание считается прообразом христианского крещения – потому что крещаемый, как и обрезаемый, заключает завет с Богом.
Поэтому в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало до прихода волхвов и бегства в Египет, Младенец был обрезан и наречен именем Иисус (Спаситель). По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец всего сущего исполнил закон и принял обрезание, являя пример того, как следует соблюдать Божественные установления. А также для того, чтобы никто не мог усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Первым христианам из обрезанных евреев было трудно понять, как язычники без этого обряда могут тоже стать народом Божиим. Апостолу Петру нужно было особое знамение, чтобы постичь это, но апостол Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необрезание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим. 4:9 и дал.; Гал. 5:6; 6:15). Но даже в Ветхом Завете часто говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Иез. 16:30).
Традиции празднования
Христиане празднуют Обрезание Господне, начиная с IV века. Празднование совершается на восьмой день после Рождества Христова, то есть 14 января по новому стилю.
Обрезание Господне празднуют в один день с празднованием памяти святого Василия Великого. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день.
Васильев день. Новогодняя дореволюционная открытка. Россия. Фото: Commons.wikimedia.org
В этот день в храмах после литургии служат молебен о новолетии — это заведено с тех пор, как император Пётр I повелел, считать началом 1700 года не 1 сентября, а 1 января, как в Европе.
Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего РожестваБогомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.
Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан. В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку. Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).
Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко. Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд. Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.
Святитель Василий Великий — один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1 января по старому стилю).
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:
«Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов».
Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.
Подготовлено с использованием материалов ruvera.ru
Владимир Басенков, 15 января 2020, 11:21 — REGNUM
Фридрих Герлин. Обрезание Господне (фрагмент). 1466
На восьмой день после рождения Иисус Христос был обрезан согласно ветхозаветной традиции, что символизировало посвящение ребенка Богу и принадлежность к избранному Создателем народа. Во время обряда обрезания Спаситель также получил имя, которое во время своего явления архангел Гавриил сообщил Святой Марии.
Традиция обрезания у мужчин, характерная в наши дни преимущественно для ислама и иудаизма, берет свое начало в далеком прошлом всей человеческой цивилизации. Операция, значение которой в современном мире с ходу объяснит не каждый, имела глубокий религиозный смысл. Согласно текстам Ветхого Завета, Бог заключил договор с Авраамом как представителем богоизбранного народа. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1) — емко звучала заповедь, данная Создателем Аврааму. А обряд обрезания стал символом посвящения себя Богу. С тех пор все иудеи должны были проходить эту хирургическую инициацию в знак верности Всевышнему и, одновременно, принадлежности еврейскому народу.
Как известно, в христианстве традиции обрезания нет, хотя Иисус Христос был ей причастен. Тем не менее, чем же совершение этого обряда-рудимента так значимо для православных христиан? В своих толкованиях святые отцы часто ссылаются на слова уже взрослого Христа о важности исполнения Божественных установлений: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Заповеди, данные Богом Моисею и сложившиеся вокруг них традиции, регламентировавшие жизнь иудейского общества, не отменялись Спасителем как не обязательные, а, наоборот, усиливались и преобразовывались. И обрезание в данном случае было… прообразом и предтечей таинства крещения, посредством принятия которого человек становится, буквально, членом Церкви. Христос не отменил обряд посвящения в ряды Божьего народа, а исполнил его и в будущем преобразовал.
Джованни Беллини. Обрезание Христа
События праздника Обрезания также свидетельствуют и о человеческой природе Иисуса. Когда люди рассуждают о Христе, Его жизни и учении, невольно появляется соблазн рассматривать Спасителя исключительно как Бога. В этом кроется опасность потерять всю смысловую нить христианства. Еще в первые века после Вознесения Христа среди Его последователей появилась ересь докетизма. Последователи этого учения были убеждены, что Иисус пришел в мир людей не как Человек, а как визуальная иллюзия. Следовательно, и все, что в будущем пережил учитель христиан — всего лишь мираж. Праздник Обрезания по всей своей логике был одним из неопровержимых доказательств того, что Христос — это и реальность, и живой Человек из плоти и крови.
И в этом разрезе день памяти посвящения восьмидневного Младенца Иисуса Богу раскрывается как символ важности религиозных правил и регламентов. Христос во время земной жизни обличал фарисеев и законников за их внешне идеальное соответствие букве иудейского закона при полном внутреннем противоречии ему. Действительно, обряд и норма поведения сходят на нет в сакральном смысле, если их носитель в погоне за правильностью исполнения уходит от культивации в своем сердце добродетелей, например, любви и доброты по отношению к окружающему миру. В таком случае «законничество», то есть внешнее исполнение предписаний, превращается в тягостную обязанность и для самого исполнителя, и для его окружения. Зацикленный лишь на обрядовой стороне адепт культа уходил от смыслового наполнения своих ритуалов.
Христос пришел для того, чтобы сказать всему человечеству: ребята, Бог — это любовь. Любите Бога, любите друг друга, и будет вам счастье. И христианство вообще можно выразить вот в этой короткой словесной формуле, за которой разворачивается необъятная вечность. Иисус вел проповедь о наполнении всех сфер жизни людей любовью и призывал руководствоваться во всем именно этой наивысшей добродетелью. Обряд Богу, в общем-то, не нужен. Но внешнее выражение веры, в котором зашифрованы символы и смыслы религиозного учения, нужно людям. Люди состоят из плоти и крови, живут в трехмерном пространстве, и вообще, существуют во Вселенной, которая живет по своим законам. Закон упорядочивает жизнь любой системы, стремясь выстроить внутри нее гармонию. Гармония достигается за счет подчиненности всех элементов системы существующему внутри нее закону.
Именно поэтому христианство имеет регламентированный свод предписаний, регулирующих внутреннюю и внешнюю жизнь как всей Церкви, так и отдельного человека. Естественно, что отказ полностью или частично стремиться к исполнению тех или иных сторон религиозной жизни чреват сбоями. И в этом смысле праздник Обрезания Господня свидетельствует о жизнеспособности закона (то есть свода правил) для Церкви в противовес нарастающим модернистским веяниям об отмене и упразднении тех или иных сторон церковной жизни под предлогом их несовершенства.
Обрезание Христа, Преображенский монастырь, Болгария
Иисус Христос, будучи Богом, не избегал исполнения «устаревших» правил жизни иудейского общества. Он пришел в мир людей с новым законом, не отрицая старого. Особенностью Церкви же как института можно считать ее вневременность и надмирность. Церковь не может устареть по определению. И в этом смысле логика сохранения преданий понятна: полученные людьми от Бога знания и правила не подлежат пересмотру через 10, 100 или 1000 лет, пока Создатель Сам не внесет эти изменения путем сверхъестественного вмешательства в жизнь человеческого общества, как это было в Ветхом и Новом Завете.
Разговоры об «отсталости» Церкви не учитывают главного: общество верующих во Иисуса Христа подчиняется не веяниям времени и законам моды, а правилам, которые позволяют добиться счастья не в сиюминутном моменте, а в вечном существовании человека. И в этом смысле праздник Обрезания Господня лишь подтверждает: у счастья свои законы, которые работают, несмотря на эпоху и временной промежуток истории.