Всех нас кормят имиджем счастливых и успешных людей — тех, у которых хватает времени на все: спорт, друзей, карьеру, хобби, личную жизнь, разные домашние дела, которые красивы и, главное, счастливы, потому что все это им даётся с легкостью и удовольствием. Да, чтобы добиться такой идеальной жизни они не лезли из кожи вон, не плакали по ночам от того, что больше нет сил и хочется просто отдохнуть, не пребывали в депрессии от хронического недосыпа, они здорово питались, достаточно спали и просто «делали то, что любят». Они всегда полны мотивации работать, заниматься спортом и хобби и всегда в хорошем настроении, а плохое у них бывает раз в несколько лет.
Мы все должны стремиться к этому недостижимому идеалу. Если мы не близки к нему, значит, у нас психологические проблемы, и нам обязательно надо ходить к психологу и пить таблетки, чтобы стать такими, «как надо» и начать соответствовать идеалу. Это и не идеал как бы, а «норма», пусть нереалистичная и недостижимая, но мы все такими должны быть и корректировать себя до тех пор, пока не станем, и чувствовать себя неполноценными, если мы обычные смертные.
Не знаю, как обстоят или обстояли дела для других поколений, но в моем, поколении тех, кому сейчас 25-30, этот имидж постоянно навязывали из интернета. Конечно, это маркетинг, загнать итак загнанных и выдыхающихся людей ещё больше в стресс и комплексы и в чувство неполноценности, заставить потреблять соответствующие продукты и услуги.
Вопрос у меня такой, как избавиться от этого имиджа внутри своей головы и разрешить себе быть собой, то есть не всегда мотивированной, не всегда в хорошем настроении, не всегда во всем успешной. Как поверить в то, что люди в тебе ищут не это?
Ведь, по моему опыту, именно это они и ищут — идеал, который производит впечатление. Я сама достаточно многого добилась, вовсе не «делая то, что хочу», а через боль и слезы и несчастье по большей части, через вечный стресс и погоню за идеалом на последнем издыхании, через вымученную улыбку, когда на самом деле хочется убивать от усталости и ненависти к этой жизни полной адского стресса и ненависти к себе за то, что ты не дотягиваешь до идеала, что ты устала, а не должна, ты должна быть счастливой и мотивированной. Ведь столько людей могут, а ты ничтожество, если не можешь. Я не была счастлива. Но на людей это все равно производит впечатление. Я бы хотела сказать, что не производит, но это неправда, производит.
Как найти баланс между этим имиджем успешного человека, которым «надо» быть и личным счастьем? Как отвязаться от этого имиджа, как перестать стремиться к идеалу и разрешить себе быть собой?
Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.
Содержание
- Иллюстрация и реакция
- Микровыражения
- Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.
- Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.
- На что смотреть
- Тренируемся
- Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.
- Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.
- Значение эмоций
- Проверь себя
- Где проходим
- По теме
Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду — просто много.
И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции — как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.
Иллюстрация и реакция
Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.
Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения
И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.
При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:
большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.
По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.
Микровыражения
Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях — очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.
Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.
Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.
Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.
На что смотреть
Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.
И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:
губы, брови, глаза.
Что женщина красят — на то и смотрим ;).
Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.
Тренируемся
В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций — большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.
Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.
Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.
Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.
Ответ
1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.
Значение эмоций
Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).
Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает — всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.
Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем — эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием — оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль: были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.
Проверь себя
Наиболее полезны для калибровки эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?
Ответ
Чаще всего полезнее калибровать эмоции-реакции — они сообщают об «искренней» оценке ситуации.
При публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?
Ответ
Обычно при публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. Но, естественно, эмоции-реакции у выступающего тоже есть.
Где скорее всего эмоция-реакция, а где — эмоция-иллюстрация?
Ответ
Скорее всего
эмоция-иллюстрация: 1, 3, 6, 7
эмоция-реакция: 2, 4, 5, 8
Какие эмоции скорее всего будут у человека, если у него:
1. Удовлетворена какая-то ценность.
2. Основные ценности удовлетворены.
3. Ожидания более чем удовлетворены.
4. Есть возможность выигрыша.
5. Нарушены его важные ценности.
6. Потеря важного для него человека.
7. Нарушены какие-то ценности.
8. В будущем будет опасная ситуация.
9. Нарушение ожиданий.
Ответ
Для всех ответов надо добавлять «скорее всего».
1. Удовлетворена какая-то ценность — радость.
2. Основные ценности удовлетворены — счастье, сильная радость.
3. Ожидания более чем удовлетворены — восторг, счастье.
4. Есть возможность выигрыша — азарт.
5. Нарушены его важные ценности — гнев, злость.
6. Потеря важного для него человека — горе.
7. Нарушены какие-то ценности — разочарование, недовольство.
8. В будущем будет опасная ситуация — страх.
9. Нарушение ожиданий — удивление.
Где проходим
Тренинг:: Мастерство Коммуникации
По теме
Статья:: Структура эмоций
Вебинар:: Структура Эмоций
Вебинар:: Невербальные Сообщения
Видео:: Управление Эмоциями